Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 11.11.97 N 13/2 О СОСТОЯНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


            КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                    ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                      от 11 ноября 1997 г. N 13/2

                   О СОСТОЯНИИ И ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ
               СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                         ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ

       Заслушав и обсудив вопрос "О состоянии и  тенденциях  развития
   системы дополнительного профессионального образования в регионах",
   коллегия  отмечает,  что  в  настоящее  время  в  России   созданы
   необходимые   условия   для   развития   системы   дополнительного
   образования  на  региональном  уровне.   Создана   соответствующая
   нормативно    -    правовая    база,    являющаяся   основой   для
   функционирования  учреждений   дополнительного   профессионального
   образования.
       В Государственной  Думе   Федерального   Собрания   Российской
   Федерации  находится на рассмотрении проект Федерального закона "О
   дополнительном профессиональном образовании".
       На основе предложений субъектов Российской Федерации и в целях
   реализации  региональной  политики   в   области   дополнительного
   профессионального    образования    разработана    и    утверждена
   министерством Межведомственная целевая программа "Развитие системы
   повышения    квалификации    и   профессиональной   переподготовки
   специалистов  в  России  на  1997 - 2000  годы".  При   разработке
   Программы  использовались  соответствующие  материалы  по развитию
   дополнительного профессионального образования в ряде регионов. Эта
   работа,   в  частности,  выявила  отсутствие  региональных  систем
   дополнительного образования в 80%  регионов, что свидетельствует о
   необходимости активизации усилий в этом направлении.
       На основе общих положений указанной  Программы  по  инициативе
   Минобразования  России  в  субъектах  Российской  Федерации начата
   разработка  региональных   программ   повышения   квалификации   и
   профессиональной     переподготовки    специалистов.   Разработано
   14 региональных  программ.  Кроме  того,  Минобразованием   России
   определен  головной  научно  -  методический центр - Межотраслевой
   институт повышения  квалификации  и  переподготовки    руководящих
   кадров    при   Нижегородской   государственной   архитектурно   -
   строительной академии,  который безвозмездно оказывает необходимую
   консультационную    помощь   учебным   заведениям   в   разработке
   региональных программ развития  дополнительного  профессионального
   образования.
       В целях обеспечения координации  работы  в  области  повышения
   квалификации  и  переподготовки  специалистов  ведется  постоянная
   работа по организации межотраслевых региональных центров повышения
   квалификации   и   профессиональной   переподготовки  специалистов
   (МРЦПК),  в задачи которых входит не  только  проведение  учебного
   процесса, но и координация деятельности образовательных учреждений
   и  подразделений   повышения   квалификации   и   профессиональной
   переподготовки специалистов региона независимо от их ведомственной
   подчиненности.
       В настоящее  время Минобразованием России совместно с местными
   органами исполнительной власти созданы и  функционируют  53  таких
   центра.
       В соответствии  с  рекомендациями  Минобразования   России   в
   субъектах   Российской   Федерации   начата   работа  по  созданию
   региональных межведомственных советов по повышению квалификации  и
   профессиональной переподготовке специалистов.
       Одним из важных направлений  в  работе  с  регионами  является
   организация  повышения  квалификации  и  переподготовки  учителей,
   научно - педагогических кадров вузов и техникумов.
       В настоящее  время  в  системе дополнительного педагогического
   образования  работают  97  образовательных  учреждений   повышения
   квалификации    и   профессиональной   переподготовки   работников
   образования,  92  из  них  осуществляют   свою   деятельность   на
   территориях   субъектов   Российской   Федерации.  Руководители  и
   специалисты различные типов  образовательных  учреждений  проходят
   обучение  также  на  41 факультете при высших учебных заведениях и
   7 центрах подготовки,  переподготовки и повышения квалификации. За
   1996  год  в  образовательных  учреждениях  и подразделениях вузов
   прошли повышение квалификации  и  профессиональную  переподготовку
   около 500 тыс. работников образования.
       В структуре институтов имеются подразделения,  решающие задачи
   реализации  региональных  программ  и  образовательных стандартов,
   проведения    социологических    исследований,    диагностики    и
   моделирования  деятельности  образовательных учреждений в регионе.
   Повышение   квалификации   и    профессиональная    переподготовка
   работников  образования ориентированы на новое содержание обучения
   в общеобразовательной школе.
       Значительную помощь руководителям и учителям школ в разработке
   учебных планов,  организации  работы  аттестационных,  экспертных,
   предметных     комиссий,  проведении  опытно  -  экспериментальной
   работы,  формировании банка  педагогической  информации  оказывают
   учреждения  муниципальных  методических служб,  которые организуют
   сотрудничество образовательных учреждений  с  различными  научными
   учреждениями и высшими учебными заведениями.
       В рамках   программы   переподготовки   кадров   в    условиях
   широкомасштабного  сокращения Вооруженных Сил и конверсии военного
   производства в Российской Федерации (проект  ЕС  TACIS  ED/062)  в
   настоящее  время  в  15  регионах  Российской  Федерации созданы и
   успешно   работают   27   учебных   центров   по    переподготовке
   военнослужащих.  В  основном  такие  центры функционируют в высших
   учебных заведениях.  Их главной  задачей  является  переподготовка
   увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и
   членов их семей на гражданские специальности и их трудоустройство.
       Все центры  оснащены  современным  учебно  -  производственным
   оборудованием и обладают высококвалифицированными  профессорско  -
   преподавательскими     кадрами,     прошедшими     соответствующую
   переподготовку за рубежом.
       Важное значение  в работе с субъектами Российской Федерации за
   последнее время приобрели  вопросы  подготовки,  переподготовки  и
   повышения    квалификации   государственных   служащих   субъектов
   Российской Федерации и муниципальных служащих.
       В настоящее  время  переподготовка  и  повышение  квалификации
   государственных служащих субъектов Российской Федерации и служащих
   органов   местного  самоуправления  осуществляются  на  договорной
   основе за счет средств бюджетов субъектов Российской  Федерации  и
   местных бюджетов в региональных подразделениях Российской академии
   государственной  службы  при  Президенте  Российской  Федерации  и
   других  образовательных  учреждениях,  реализующих соответствующие
   профессионально - образовательные  программы.  В  целом  повышение
   квалификации  и  профессиональная  переподготовка  государственных
   служащих для всех регионов Российской Федерации  осуществляются  в
   33 академиях, межотраслевых и отраслевых институтах, межотраслевых
   региональных  центрах  повышения  квалификации  и   переподготовки
   руководителей и специалистов.
       В содержании  обучения  руководящих  работников   региональных
   органов   государственной   власти   основное  внимание  уделяется
   проблемам    развития    региональной    экономики,    организации
   регионального   управления   территориальным  хозяйством,  методам
   решения   социальных   задач,   правовым   основам   регионального
   управления.
       Вместе с  тем  координацию  деятельности  органов   управления
   образованием  и  образовательных учреждений по созданию и развитию
   региональных  систем  повышения  квалификации   и   переподготовки
   специалистов,   государственных   служащих   субъектов  Российской
   Федерации,  служащих  местного   самоуправления,   военнослужащих,
   незанятого  населения  затрудняет  отсутствие в федеральном органе
   управления     образованием     соответствующего      структурного
   подразделения, отвечающего масштабам проводимой работы.
       Отсутствие Федерального     закона      "О      дополнительном
   профессиональном    образовании"    значительно   сказывается   на
   взаимодействии  федеральных  и  местных   органов   управления   в
   разделении  полномочий  в  проведении  государственной  политики в
   области  переподготовки  и  повышения  квалификации  специалистов,
   структурной организации и рационального размещения образовательных
   учреждений,  принятии обоснованных решений при их реорганизации  и
   ликвидации.
       Значительное число проблем  имеется  в  вопросах  контроля  за
   деятельностью  образовательных  учреждений.  К  их  числу  следует
   отнести  проблемы  лицензирования,  аттестации  и  государственной
   аккредитации образовательных учреждений.  Механизм проведения этой
   работы,   предусмотренный   действующим    законодательством    об
   образовании,  не  в  полной  мере  учитывает  специфику  повышения
   квалификации    и    профессиональной    переподготовки    кадров:
   краткосрочность   обучения,   частую  сменяемость  образовательных
   программ,      деятельность       учреждений       дополнительного
   профессионального   образования   в  условиях  самофинансирования.
   Большинство  образовательных   учреждений   согласно   действующим
   положениям  проходят лицензирование на местном уровне (в том числе
   институты усовершенствования учителей). Выданные на местном уровне
   лицензии не отражают сроков и направлений обучения, не соблюдаются
   требования   к   учебно  - материальной базе   и   педагогическому
   составу. Особенно это касается лицензирования    негосударственных
   организаций.  Из-за малочисленности состава аттестационной  службы
   министерства  и  отдела аккредитации отодвигаются на более поздние
   сроки  аттестация  и   аккредитация   образовательных   учреждений
   дополнительного профессионального образования.
       До настоящего    времени     не     разработано     положение,
   устанавливающее  порядок  аккредитации образовательных учреждений,
   реализующих   программы   повышения   квалификации   специалистов.
   Отсутствуют критерии государственной аккредитации.
       Несмотря на  принятые   меры   по   координации   деятельности
   субъектов   Российской   Федерации   в  области  переподготовки  и
   повышения  квалификации  специалистов,  созданию  для  этих  целей
   межотраслевых  региональных  центров  повышения    квалификации  и
   переподготовки специалистов, в этом направлении предстоит провести
   значительную  работу,  так как большинство указанных структур не в
   полной мере выполняют возложенные на них задачи.
       Многие МРЦПК  не  имеют  планов  координационно - методической
   работы и не участвуют в подготовке региональных программ  развития
   системы дополнительного профессионального образования.
       Назрела необходимость разработки проекта типового  договора  о
   сотрудничестве и взаимодействии в реализации региональных программ
   развития дополнительного профессионального образования между МРЦПК
   и  местными  органами  исполнительной  власти,  а также проведения
   комплекса  мероприятий  по  обеспечению  деятельности  МРЦПК   как
   головных координирующих центров в регионах.
       Требуется также разработать и утвердить  типовое  положение  о
   МРЦПК, в котором четко обозначить их статус, права и обязанности.
       Требуется осуществить  комплекс  мероприятий   по   достижению
   четкого  взаимодействия  с местными органами управления в вопросах
   повышения квалификации и переподготовки работников образования.
       В последние   годы   практически  не  выделяются  средства  на
   развитие    материально    -    технической    базы     институтов
   усовершенствования учителей.
       В ряде  регионов  по  решению  глав  администраций  происходит
   закрытие  или  присоединение  образовательных учреждений повышения
   квалификации   и   профессиональной   переподготовки    работников
   образования  к  высшим  учебным  заведениям.  При  этом  институты
   лишаются материальной  базы,  что  в  конечном  счете  приводит  к
   снижению   не   только   численности   контингента,  но  и  уровня
   подготовки.
       До настоящего  времени отсутствуют единые базовые требования к
   переподготовке    управленческих    кадров    системы    повышения
   квалификации    и   профессиональной   переподготовки   работников
   образования.
       Имеется ряд   нерешенных   вопросов  в  области  планирования,
   организации и проведения повышения квалификации  и  переподготовки
   государственных   и   муниципальных   служащих.   Федеральному   и
   региональным органам управления образованием не удается достаточно
   полно   и   эффективно   обеспечивать   координацию   деятельности
   организаций  и  учебных  учреждений,  осуществляющих   подготовку,
   переподготовку  и повышение квалификации государственных служащих,
   программно   -   методическое   обеспечение    системы    обучения
   административно - управленческого персонала.
       Учебные планы  и  программы  в  ряде   случаев   не   отвечают
   требованиям     государственного     образовательного    стандарта
   дополнительного  профессионального    образования  государственных
   служащих,  учебные  планы  разрабатываются  без  учета должностных
   категорий слушателей,  перегружены контрольными мероприятиями,  не
   согласовываются с заказчиками.
       Требуется достижение   четкого   взаимодействия   с   местными
   органами    управления,    военкоматами,   воинскими   частями   и
   гарнизонами,  расположенными в субъектах Российской  Федерации  по
   вопросам   переподготовки  военнослужащих,  а  также  рассмотрение
   проблем  введения  дистанционного  обучения  при   организации   и
   повышении   квалификации  данной  категории  слушателей,  изучение
   вопросов по введению именных образовательных чеков для организации
   повышения  квалификации  и  переподготовки специалистов с целью их
   внедрения в систему переподготовки военнослужащих.
       Действующее Положение      о     Министерстве     общего     и
   профессионального образования Российской  Федерации,  утвержденное
   Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  5  апреля
   1997 г. N 395, ограничивает возможности министерства в необходимых
   случаях    являться   соучредителем   учреждений   дополнительного
   профессионального   образования   (институтов   усовершенствования
   учителей,   учебных   центров  по  переподготовке  военнослужащих,
   негосударственных  образовательных  учреждений),  в  связи  с  чем
   требуется   подготовить   и   представить   для   рассмотрения   в
   Правительство  Российской  Федерации  предложения   о   расширении
   функций министерства в этой области.
       В целях  дальнейшего  совершенствования   работы   в   области
   развития  региональных  систем  дополнительного  профессионального
   образования коллегия решила:
       1. Одобрить  основные  направления  работы по развитию системы
   дополнительного   профессионального   образования    в    регионах
   Российской    Федерации.    Отделу    повышения   квалификации   и
   переподготовки   специалистов   (Безлепкину   В.В.)   по    итогам
   рассмотрения  данного  вопроса на коллегии подготовить до 01.01.98
   соответствующие информационные материалы и направить  их  в  адрес
   органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
       2. Управлению  обеспечения  Федеральной  программы   "Развитие
   образования в России" и региональной политики (Зуеву М.В.):
       2.1. При  рассмотрении  проектов  соглашений  о  разграничении
   полномочий  и  предметов  ведения  между  Минобразованием России и
   органами государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
   предусматривать включение вопросов по лицензированию, аттестации и
   аккредитации    образовательных     учреждений     дополнительного
   профессионального   образования   и   разработке   соответствующих
   региональных программ.
       2.2. Оказывать    необходимую    помощь    отделу    повышения
   квалификации   и   переподготовки   специалистов   в    реализации
   Межведомственной  целевой  программы  "Развитие  системы повышения
   квалификации и  профессиональной  переподготовки  специалистов  на
   1997 -  2000  годы"  и  обеспечить ее взаимодействие с Федеральной
   программой "Развитие образования в России".
       3. Управлению  лицензирования,  аккредитации  и  нострификации
   (Гуничеву В.Н.):
       3.1. Принять  необходимые  меры по упорядочению лицензирования
   образовательных   учреждений   дополнительного   профессионального
   образования на региональном уровне.  Совместно с отделом повышения
   квалификации  и  переподготовки  специалистов  (Безлепкиным  В.В.)
   изучить  состояние  этой работы в субъектах Российской Федерации и
   подготовить  до   01.04.98   рекомендации   региональным   органам
   управления образованием.
       3.2. В   IV   квартале   1998   г.    обеспечить    проведение
   государственной     аккредитации     образовательных    учреждений
   дополнительного   профессионального    образования,    реализующих
   программы профессиональной переподготовки и прошедших аттестацию.
       4. Отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов
   (Безлепкину В.В.):
       4.1. Подготовить и обеспечить проведение в I квартале 1998  г.
   заседания  Координационного  совета  по  повышению  квалификации и
   переподготовке   руководителей   и   специалистов    по    вопросу
   реформирования     системы    дополнительного    профессионального
   образования в соответствии с задачами экономических реформ.
       4.2. До   10.12.97   подготовить  предложения  об  организации
   повышения   квалификации   и    профессиональной    переподготовки
   специалистов  в области технического перевооружения производства и
   промышленных технологий  в  связи  с  ликвидацией  образовательных
   учреждений,  находившихся  в ведении упраздненных Минпрома России,
   Миноборонпрома России и Госкомлеспрома России.
       4.3. Во II квартале 1998 г.  изучить опыт Самарского института
   повышения квалификации работников образования по введению  именных
   образовательных  чеков  для  организации  повышения квалификации и
   переподготовки  специалистов  с  целью  их  внедрения  в   систему
   переподготовки    военнослужащих   и   подготовить   до   01.07.98
   соответствующие предложения в Минобороны России.
       4.4. Для    обеспечения   развития   системы   дополнительного
   профессионального  образования  организовать  до  01.04.98   Центр
   образования взрослых.
       4.5. Обеспечить  в  1998  г.   введение   в   подведомственных
   образовательных   учреждениях   дополнительного  профессионального
   образования системы прогнозирования  и  планирования  должностного
   роста   преподавателей,  формирования  и  своевременного  обучения
   кадрового резерва.
       4.6. Совместно  с  Управлением  образовательных  стандартов  и
   программ (Шестаковым Г.К.) и Управлением гуманитарного образования
   и  развития  личности  (Сериковым  В.В.)  организовать  разработку
   обязательных    требований    к     программам     дополнительного
   профессионального   образования   по   промышленным   технологиям,
   экономике и управлению и согласовать их с Министерством  экономики
   Российской Федерации.
       4.7. Совместно с головным вузом  по  программе  переподготовки
   офицеров   "МАТИ"  -  Российским  государственным  технологическим
   университетом им.  К.Э.  Циолковского и  исполнительной  дирекцией
   программы:
       4.7.1. Провести  до  01.02.98   эксперимент   по   организации
   дистанционного обучения в системе переподготовки военнослужащих.
       4.7.2. Изучить   потребность   и   подготовить   до   01.04.98
   предложения по организации повышения квалификации и переподготовки
   военнослужащих стран СНГ.
       4.8. Совместно  с  Управлением по обеспечению законотворческой
   деятельности    и    связям    с    общественными    организациями
   (Волоховой Е.Д.):
       4.8.1. Подготовить   до    01.03.98    проект    постановления
   Правительства  Российской  Федерации  о  делегировании  полномочий
   Министерству общего  и  профессионального  образования  Российской
   Федерации  в части осуществления полномочий учредителя в отношении
   вневедомственных образовательных учреждений и организаций в  сфере
   научной     деятельности     и     образования    независимо    от
   организационно - правовых форм собственности.
       4.8.2. Разработать  и  согласовать  до  01.05.98  с субъектами
   Российской  Федерации  и  высшими  учебными  заведениями   порядок
   создания межотраслевых региональных центров повышения квалификации
   и   профессиональной    переподготовки    специалистов    (МРЦПК).
   Представить  на утверждение основные направления их деятельности в
   качестве   головных   координирующих    центров    дополнительного
   профессионального  образования  в регионах и примерную структурную
   схему управления региональной системой  повышения  квалификации  и
   переподготовки кадров.
       4.8.3. Подготовить    до    10.12.97    проект    запроса    в
   Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации о
   прохождении проекта Федерального закона  Российской  Федерации  "О
   дополнительном профессиональном образовании",  а также подготовить
   для представления в Правительство Российской Федерации до 01.01.98
   соответствующую  информацию  по  данному вопросу на основе анализа
   замечаний и предложений по данному  законопроекту,  полученных  от
   субъектов Российской Федерации.
       4.9. Совместно с подразделениями Миннауки  России,  Российской
   академией   наук,   Российской  академией  образования,  Академией
   народного  хозяйства  при  Правительстве   Российской   Федерации,
   Российской   академией   государственной   службы  при  Президенте
   Российской  Федерации,  Финансовой  академией  при   Правительстве
   Российской  Федерации,  общественными объединениями и ассоциациями
   разработать  до  01.09.98   концептуальные   основы   опережающего
   развития  функционирования  и  управления  системы дополнительного
   профессионального  образования  Российской  Федерации   с   учетом
   прогнозирования  развития  науки,  техники и новейших технологий и
   социально - экономических преобразований в обществе.
       4.10. Совместно  с общественным объединением "Профессиональное
   образование взрослых" (Здановским О.Ю.) разработать и  представить
   до   01.09.98   на   согласование   в  Управление  лицензирования,
   аккредитации  и  нострификации  (Гуничеву   В.Н.)   Положение   об
   общественной    аттестации    и    государственной    аккредитации
   образовательных  учреждений,   реализующих   программы   повышения
   квалификации.
       4.11. Совместно   с   Управлением   обеспечения    Федеральной
   программы  "Развитие образования в России" и региональной политики
   (Зуевым В.М.) разработать и согласовать до 01.03.98  с  субъектами
   Российской  Федерации  проект типового договора о сотрудничестве и
   взаимодействии  в  реализации   региональных   программ   развития
   дополнительного профессионального образования.
       5. Управлению экономики (Белякову С.А.) предусмотреть до конца
   1999   года   выделение  целевого  финансирования  образовательным
   учреждениям,  имеющим в своем составе региональные учебные  центры
   по переподготовке военнослужащих,  для оплаты труда профессорско -
   преподавательского  состава  за   счет   бюджетных   ассигнований,
   выделяемых Минобразованием России на подготовку специалистов.
       6. Рекомендовать  органам  управления  образованием  субъектов
   Российской Федерации:
       6.1. Обеспечить  сохранение  и  развитие   материальной   базы
   государственных  образовательных учреждений повышения квалификации
   и профессиональной переподготовки работников образования.
       6.2. Обеспечить   систематическое   повышение  квалификации  и
   профессиональную переподготовку  управленческих  и  педагогических
   кадров,  исходя  из  необходимости  освоения компонентов базисного
   учебного плана.
       6.3. Привести   уставную   и   регламентирующую   документацию
   образовательных    учреждений     повышения     квалификации     и
   профессиональной    переподготовки    работников   образования   в
   соответствие с законодательными и нормативными актами.
       6.4. Разработать  целевые  программы  повышения квалификации и
   профессиональной   переподготовки   работников    образования    и
   обеспечить их финансирование.
       7. Руководителям  высших   и   средних   специальных   учебных
   заведений  рассмотреть  на  заседаниях  ученых  советов  (советов)
   вопрос о деятельности  структурных  подразделений,  осуществляющих
   работу  по  повышению квалификации и переподготовке специалистов с
   учетом современных требований  к  качеству  обучения,  действующей
   нормативно - правовой базы и рынка образовательных услуг. Наметить
   конкретные  меры  по  расширению  образовательной  деятельности  в
   области  дополнительного  профессионального  образования.  Решения
   ученых советов (советов) направить в Минобразование России.
       8. Контроль  за  выполнением  настоящего  решения возложить на
   первого заместителя министра Жураковского В.М.

                                                Председатель Коллегии
                                                          В.Г.КИНЕЛЕВ


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz