Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГОСКОМЗЕМА РФ ОТ 17.09.97 N 1-5/1697 О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ К ПРОЕКТУ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1997 2002 ГОДЫ)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
   
                                 ПИСЬМО
                   от 17 сентября 1997 г. N 1-5/1697
   
              О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ К ПРОЕКТУ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
                ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           (1997 - 2002 ГОДЫ)
   
       Государственный комитет   Российской  Федерации  по  земельным
   ресурсам и землеустройству направляет  проект  Концепции  развития
   земельной  реформы  в  Российской  Федерации  (1997  - 2002 годы),
   подготовленный   в   соответствии   с   поручением   Правительства
   Российской  Федерации  (пункт  2  раздела  II  протокола заседания
   Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 10).
       Прошу в  10-дневный  срок  рассмотреть  и  направить  в  адрес
   Госкомзема России конкретные предложения  к  тексту  и  содержанию
   проекта  Концепции,  которые  рабочей  группой  будут  учтены  при
   доработке.
       Проект  Концепции   предполагается    рассмотреть    в  начале
   ноября с.г. на Коллегии Госкомзема России.
   
                                                Председатель Комитета
                                                           И.А.ЮЖАНОВ
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
   
                                                               Проект
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
           РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                           (1997 - 2002 годы)
   
       Настоящая Концепция   подготовлена   в   развитие    Программы
   Правительства  Российской  Федерации  "Структурная  перестройка  и
   экономический рост в 1997 - 2002 годах" и исходит из следующего:
       - Земля  используется  и  охраняется  государством  как основа
   жизни и деятельности народов на соответствующих территориях.
       - Земля   может   находиться   в   частной,   государственной,
   муниципальной и других видах собственности.
       - Земельные  отношения  регулируются  государством  и органами
   местного самоуправления в пределах компетенции каждого, независимо
   от формы собственности и иных прав на землю.
       - Земельные  отношения   рассматриваются   в   составе   блока
   "Институциональные   преобразования"   вышеупомянутой   Программы,
   которые  необходимы  для  эффективного  функционирования  рыночной
   экономики   и   обеспечения   государственных   гарантий   и  прав
   собственности и являются необходимыми предпосылками для перехода к
   стадии  экономического  роста  и  повышения отдачи от инвестиций и
   совершенствование налоговой политики.
   
                                ВВЕДЕНИЕ
   
       Проведение экономически   эффективной,   сбалансированной    и
   рационально   организованной   политики   регулирования  земельных
   отношений является одним  из  базовых  элементов  общей  стратегии
   реформирования экономики России.
       Разработка Концепции развития земельной реформы  в  Российской
   Федерации  (1997  -  2002  годы)  вызвана  необходимостью  полного
   включения земельных ресурсов России в общий  экономический  оборот
   недвижимости, организации их рационального использования и охраны,
   завершения    создания     российской     национальной     системы
   землепользования.  Такой  подход  позволит обеспечить реализацию и
   гарантирование вещных и иных прав на  землю,  добиться  социальной
   справедливости  при  использовании  земли  и существенно увеличить
   земельные платежи в бюджеты территорий,  а также создать  на  базе
   государственного  земельного  кадастра  эффективные информационные
   системы управления объектами недвижимости.
       Реализация Концепции  предполагает разработку и утверждение до
   конца 1997 года ряда сформулированных в ней программ.  В  условиях
   ограниченного  финансирования  подготовка таких программ потребует
   тщательной  проработки  разнообразных   механизмов   внебюджетного
   финансирования,  включая  создание  целевых фондов,  выпуск ценных
   (земельных) бумаг,  коммерциализацию информационных услуг и  работ
   по формированию объектов недвижимости,  привлечения международного
   финансирования.
       Концепция развития земельной реформы в Российской Федерации на
   этом этапе (1997 - 2002 годы) по сути представляет собой концепцию
   развития  земельных  отношений  в системе рыночных преобразований.
   Выбранная стратегическая цель второго этапа реформы диктует  выбор
   приоритетов   и   сужает  на  этом  этапе  проблематику  земельных
   отношений в направлениях деятельности которые,  с  одной  стороны,
   требуют минимума затрат, а с другой стороны, уже в ближайшее время
   должны  обеспечить  эффективную  экономическую  отдачу.  По   мере
   стабилизации     экономики     государства     спектр     решаемых
   землеустроительных  проблем  в  период  1997  -  2002  гг.   будет
   расширяться  и  поэтапно начнут реализовываться направления работ,
   требующие больших  затрат,  но  не  дающие  быстрой  экономической
   отдачи.
   
             1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕФОРМИРОВАНИЯ
                 ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1991 - 1996 ГГ.)
   
       В результате первого этапа преобразований земельных  отношений
   в  России ликвидирована монополия государственной собственности на
   землю,   реализован   принцип   платности    землепользования    и
   осуществлено первичное вовлечение земельных участков в гражданский
   оборот.  К  настоящему  времени  в   России   в   соответствии   с
   Конституцией   Российской   Федерации  сложились  следующие  формы
   собственности на землю:  государственная  (федеральная,  субъектов
   Федерации),   муниципальная   и   частная  (граждан,  коллективов:
   совместная или долевая).
       Основные направления   земельной  реформы  лежали  в  аграрном
   секторе экономики:
       - На   1   января   1997   года   проведена   реорганизация  с
   приватизацией   земли   23479   колхозов,   совхозов   и    других
   сельскохозяйственных    предприятий   (56%)   с   общей   площадью
   сельскохозяйственных угодий 115930,5 тыс. га (76,3%).
       - В   собственности,   владении  и  пользовании  в  результате
   бесплатного перераспределения земли у 44 млн.  семей на  1  апреля
   1997 года находятся подсобные хозяйства,  сады,  дачи,  огороды, а
   также   участки,   отведенные    под    индивидуальное    жилищное
   строительство, на площади более 8 млн. га.
       - В  распоряжении  функционирующих  на  1  апреля   1997  года
   278,6 тыс.   фермерских  хозяйств  находятся  12,1  млн.  га,  что
   составляет 6,2%  от площади сельскохозяйственных угодий, имеющихся
   у сельскохозяйственных предприятий и граждан.
       Формами платы за землю  выступают  земельный  налог,  арендная
   плата,  цена  земли  при  ее  покупке,  которые уже стали реальным
   источником наполнения бюджетов всех уровней:  в 1996 году  платежи
   за землю (налог и арендная плата) обеспечили поступление в бюджеты
   всех   уровней   (в основном   за  счет  городских  земель)  более
   5,35 триллиона  рублей.  Доля централизации в федеральный   бюджет
   составила менее  8,5%  и,  таким  образом,  земельный  налог  стал
   фактически местным налогом.
       Реальное многообразие форм собственности на землю и  платность
   землепользования   создали   объективные   условия  в  России  для
   становления и развития земельного рынка  как  одного  из  основных
   экономических     механизмов     современного    землепользования.
   Современную ситуацию на земельном рынке России следует оценить как
   нестабильную,  но,  как показывает динамика сделок купли - продажи
   земельных участков,  следует ожидать их постепенный рост. Задержка
   становления  земельного  рынка  в  России  связана с тем,  что при
   проведении первого этапа  земельной  реформы  не  были  определены
   эффективные  формы и модели землепользования с учетом особенностей
   регионов;  не был отработан механизм построения рынка земли  через
   структуру земельных банков и систему регистрации прав на землю.
       Оборот земель в  Российской  Федерации  в  1996  году  включал
   сделки  с  земельными  участками,  проведенные  между  гражданами,
   юридическими лицами, в том числе местными администрациями:
       - Купля  -  продажа  составила  218759  сделок  (33621,6  га),
   дарение - 34094 сделки (8270,3 га),  наследование - 132171  сделка
   (128447,7 га),  залог - 760 сделок (2982,1 га),  купля - продажа и
   передача  по  наследству   являются   наиболее   распространенными
   сделками с земельными участками,  при этом большая часть сделок по
   купле -  продаже  земель  между  гражданами,  юридическими  лицами
   относится к садовым участкам - 93328, или 43% от общего количества
   продаж.
       - Промышленными  предприятиями  было  выкуплено 1910 земельных
   участков общей площадью 3 664 га.  Земельные участки, как правило,
   продавались в собственность промышленным предприятиям по абсолютно
   низкой цене в размере десятикратной  ставки  земельного  налога  в
   соответствии с действующим законодательством,  в связи с чем общий
   объем средств от приватизации земли  предприятиями  ориентировочно
   составил всего лишь 141,4 млрд. рублей.
       - Доходы  от  продажи  земли  гражданам  и  юридическим  лицам
   местными  органами  власти  составили  в 1996 году около 282 млрд.
   рублей.
       Анализ рынка  показывает,  что  обозначилась  его поляризация:
   выделились ограниченные ареалы  ажиотажного  спроса  на  земельные
   участки  и  огромные  площади  с  вялым,  а чаще нулевым земельным
   оборотом.
       Кроме указанных   главных  итогов  земельной  реформы  первого
   этапа,  к другим итогам следует отнести то,  что во всех регионах,
   хотя и различными темпами и способами, проводится инвентаризация и
   межевание земель и оформление правоустанавливающих  документов  на
   фактически  занимаемые земельные участки.  В ряде регионов удалось
   сформировать нормативную базу и приступить к  созданию  и  ведению
   земельного  кадастра  и  к  государственной  регистрации  прав  на
   недвижимое  имущество,  в  ряде  городов  проведено  экономическое
   зонирование  территории  и  развиваются системы дифференцированной
   оценки земли.
       В 1996 году принята Федеральная  целевая  программа  "Создание
   автоматизированной  системы  ведения  государственного  земельного
   кадастра",   предусматривающая   разработку,    развертывание    и
   функционирование автоматизированной системы земельного кадастра на
   территории Российской Федерации как государственной информационной
   системы, обеспечивающей защиту прав на землю, поступление платежей
   за  землю  и  функционирование  цивилизованного  рынка   земли   и
   недвижимого имущества.
       Правовой вакуум    в    области    федерального     земельного
   законодательства   привел   к  настоящему  моменту  к  изданию  не
   стыкуемых  между  собой  региональных  нормативных   актов,   само
   существование  которых  ведет к конфедерализму страны.  Отмена или
   корректировка  этих  региональных  актов  потребует   значительных
   усилий и может связана с большими затратами. Во многом это явилось
   следствием    недооценки    важности    и    масштаба    земельных
   преобразований, чрезмерной политизации земельного вопроса, а также
   отсутствием четких и обоснованных  концепций,  программ  и  планов
   реализации земельной политики.
       Оценивая ситуацию в целом,  необходимо отметить,  что несмотря
   на  ряд положительных итогов первого этапа земельной реформы,  все
   вышеуказанные процессы реформирования протекали непоследовательно,
   бессистемно  и  крайне  медленно.  В  результате  не  используется
   финансовый и инвестиционный потенциал земли  и  иной  недвижимости
   (что  связано с несформированностью объектов недвижимого имущества
   и отсутствием регистрации прав на него);  отсутствует  достоверная
   информация   о   недвижимости,   находящейся   в  муниципальной  и
   государственной собственности,  что делает невозможным эффективное
   управление   ею;   отстает  от  требований  современной  экономики
   инфраструктура земельного рынка.
   
            2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЗЕМЕЛЬНОЙ
             РЕФОРМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1997 - 2002 ГГ.)
   
       2.1. Основные  принципы  государственной  политики  в  области
   земельных отношений
       Основными принципами   государственной   политики   в  области
   земельных отношений на втором этапе земельной реформы являются:
       - Поэтапное  расширение  и  углубление земельной реформы путем
   выбора на каждом этапе экономически эффективных направлений,  т.е.
   замена  принципа  земельной  реформы  "по всему фронту" на принцип
   стратегии главных направлений и оптимизации затрат.
       - Перенос  акцента  с идеологических (политических) проблем на
   решение конкретных задач -  нормативно-правовых,  экономических  и
   организационно-технических.
       - Единство земельных участков с расположенной на них и  прочно
   связанной   с   ней   недвижимостью,   обеспечивающее  эффективный
   гражданский оборот недвижимости.
       - Неразрывность  и взаимосвязь процессов формирования объектов
   недвижимости, государственного учета и государственной регистрации
   прав  на  них.  Только в результате такого единства термин "объект
   недвижимости"  получает  законченное   выражение   в   виде   трех
   неразрывно  связанных понятий:  субъект права,  объект права и вид
   права.
       - Четкое   разграничение   полномочий  органов  управления  по
   отношению к объектам недвижимости,  т.е. переход от ведомственного
   принципа  к пообъектному принципу управления недвижимостью с целью
   устранения межведомственных противоречий.
       - Единство  нормативно-правового пространства,  обеспечивающее
   проведение единой экономической политики государства и исключающий
   издержки регионализации.
       - Единство  государственного   информационного   пространства,
   которое   обеспечивается   общими  стандартами,  классификаторами,
   методиками  и  процедурами  формирования,  учета   и   регистрации
   объектов недвижимости.
       - Оптимизация  финансовых  затрат  на  землеустройство  и   на
   создание  единой  государственной  информационной системы кадастра
   недвижимости  и  их  распределения  между  федеральными  органами,
   органами  субъектов Федерации,  органами местного самоуправления и
   лицами - правообладателями недвижимости.
       2.2. Цели земельной реформы второго этапа (1997 - 2002 гг.)
       Целями дальнейшего  реформирования  земельных   отношений   на
   период  1997 - 2002 года,  проводимого в составе институциональных
   преобразований, является:
       - Обеспечение  государством гарантий прав собственности и иных
   вещных и обязательственных прав на объекты недвижимости.
       - Развитие рынка земли и иной недвижимости.
       - Разграничение    объектов     федеральной     собственности,
   собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности.
       - Обеспечение эффективного управления объектами недвижимости и
   инвестиционной политики.
       - Совершенствование налоговой системы.
       - Обеспечение аграрной реформы.
       - Обеспечение реформы жилищно-коммунального хозяйства.
       - Обеспечение   охраны   окружающей   среды   и  рационального
   использования природных ресурсов.
       - Усиление контроля и охраны за использованием земель.
       - Создание земельного законодательства.
       2.3. Задачи второго этапа земельной реформы (1997 - 2002 гг.)
       Основными задачами   второго    этапа    земельной    реформы,
   обеспечивающими реализацию ее целей, являются:
       - Разработка и реализация программ,  законодательных  актов  и
   нормативных  документов,  регулирующих  земельные  и имущественные
   отношения.
       - Инвентаризация  земель  городов  и   формирование   объектов
   недвижимости.
       - Создание   единой  информационной  системы  государственного
   земельного кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество.
       - Проведение   массовой  оценки  земель  и  переход  на  новый
   механизм налогообложения прав на землю и сделок с землей на основе
   кадастровой  (рыночной)  оценки земель и иной недвижимости с целью
   создания базы для перехода к единому налогу на недвижимость.
       - Создание   механизма  перевода  оборота  земельных  ресурсов
   городов и  других  поселений  из  физической  формы  в  финансовую
   (выпуск земельных ценных бумаг).
       - Совершенствование         организационной          структуры
   сельскохозяйственного землепользования России на основе проведения
   землеустройства.
       - Осуществление   работ  по  разграничению  государственной  и
   муниципальной собственности и регистрация этих прав.
       - Создание механизма арендной платы за  землю  на  территориях
   разведки и добычи полезных ископаемых.
       - Разработка территориального,  организационного и финансового
   механизма реализации земельной реформы.
   
          3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
                        РЕФОРМУ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ
   
       Второй этап  земельной  реформы,  по  сути,  является  основой
   реформы управления недвижимостью и представляет собой совокупность
   действий  по  созданию  взаимоувязанных  систем:  инвентаризации и
   формирования   объектов   недвижимости;   государственного   учета
   объектов недвижимости;  оценки объектов недвижимости;  регистрации
   прав  на  объекты  недвижимости,  а  также  действий  по   ведению
   землеустройства   (межевания)   и   государственного  контроля  за
   использованием и охраной земель.  В результате реформы должны быть
   проведены  инвентаризация  земли  и  иной  недвижимости,  завершен
   первичный учет объектов недвижимости и первичная регистрация  прав
   на  них,  массовая  оценка  недвижимого имущества и занесение этой
   информации в единый банк данных  о  недвижимости,  формируемый  на
   базе Государственного земельного кадастра.
       3.1. Инвентаризация и формирование объектов недвижимости
       Процесс формирования   объектов   недвижимости  заключается  в
   проведении  комплекса  мероприятий  по   выделению   (обособлению,
   индивидуализации)  объекта  недвижимости,  в результате которых на
   основании документально подтвержденных  сведений  объект  получает
   такие  физические,  юридические  и  экономические  характеристики,
   которые позволяют однозначно выделить его  среди  других  объектов
   недвижимости.
       Формирование объекта  недвижимости  происходит  двумя  путями:
   сверху,  в  результате  плановой инвентаризации по инициативе и за
   счет  средств  органов  управления   и,   снизу,   по   инициативе
   пользователей   и   за   счет   их  средств.  Проведение  сплошной
   инвентаризации за счет средств  госбюджета,  как  показывает  опыт
   первого  этапа  земельной реформы,  требует больших затрат и,  как
   правило,  не дает ожидаемого  экономического  эффекта.  Исходя  из
   общей  стратегии  выделения  приоритетных  направлений,  на втором
   этапе  земельной  реформы  более   рациональным   и   экономически
   эффективным  является  метод  инвентаризации,  ориентированный  на
   территории, позволяющие получить скорую экономическую отдачу.
       С позиции    государственных   интересов   приоритетными   для
   проведения  инвентаризации  являются  земли   городов   и   других
   поселений,  земли районов развития сырьевой базы и добычи полезных
   ископаемых и,  возможно,  земли прибрежных зон и  континентального
   шельфа,  имеющих  перспективу  экономического развития в ближайшем
   обозримом будущем.  Указанные стратегические ориентиры требуют  от
   Госкомзема  подготовки до конца 1997 года соответствующей адресной
   программы.
       В свою  очередь,  исходя из общей стратегической установки,  в
   составе общей программы по инвентаризации должны быть подготовлены
   региональные   и   муниципальные   программы   по  инвентаризации,
   отражающие  приоритеты  (первоочередные  объекты  инвентаризации),
   этапы, площади, оценку затрат и ожидаемого экономического эффекта.
   Все эти программы  должны  получить  организационное,  нормативное
   правовое,  технологическое,  финансовое,  информационное  и другие
   виды обеспечения. Оптимизация затрат на инвентаризацию и получение
   более   эффективных   результатов   требует  создания  системы  их
   взаимодействия.  Например,  в районах  развития  сырьевой  базы  и
   добычи   полезных  ископаемых  такое  взаимодействие  должно  быть
   налажено  с   соответствующими   территориальными   геологическими
   управлениями.    Все    указанное   должно   найти   отражение   в
   территориальных   программах   по   инвентаризации,   утвержденных
   органами исполнительной власти, ее финансирующей, и координируемых
   в российском масштабе Госкомземом.
       Для обеспечения интенсификации процессов формирования объектов
   недвижимости по инициативе пользователей в течение  второго  этапа
   реформирования необходимо:
       - Расширить рынок услуг по  технической  инвентаризации  путем
   разработки  норм  и правил и в соответствии с ними выдачи лицензий
   частным организациям по аналогии с тем,  как это было  сделано  на
   первом  этапе  земельной  реформы,  когда была разрушена монополия
   государства   и   создан   рынок   услуг   по    топогеодезическим
   (землеустроительным) работам.
       - Законодательно   закрепить   обязательство    собственников,
   владельцев   и   пользователей   осуществлять   инвентаризацию  их
   недвижимого имущества.
       3.2. Государственный   учет   объектов  недвижимости  (ведение
   государственного земельного кадастра)
       Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа
   1996  г.  N 932 утверждена Федеральная целевая программа "Создание
   автоматизированной  системы  ведения  государственного  земельного
   кадастра".   Наличие  такой  системы,  с  одной  стороны,  создает
   необходимые   условия   для   развития    цивилизованного    рынка
   недвижимости,  а с другой стороны,  обеспечивает органы управления
   достоверной информацией  для  принятия  управленческих  решений  и
   организации рационального налогообложения.
       В соответствии с общей  стратегией  Концепция  предусматривает
   постепенный   переход  от  кадастра  земель  по  сути  к  кадастру
   недвижимости,  объединяющему достоверные данные о всем  недвижимом
   имуществе,  являющемуся единым источником информации,  исключающим
   ее дублирование  и  обеспечивающим  оперативный  доступ  к  ней  в
   установленном  порядке  органов управления,  налоговой инспекции и
   других заинтересованных пользователей.  Такой подход должен  снять
   одну  из  важных причин торможения экономической реформы в целом и
   земельной  реформы  первого  этапа  в  частности,  когда  создание
   фискально-юридического    земельного   (имущественного)   кадастра
   подменялось  городским,   территориальным,   градостроительным   и
   прочими кадастрами.
       Для целей реализации Федеральной целевой  программы  "Создание
   автоматизированной  системы  ведения  государственного  земельного
   кадастра" в течение 1997 - 1998  годов  должна  быть  подготовлена
   программа внедрения системы земельного кадастра, обеспечивающая:
       - Поэтапную    разработку   и   уточнение   нормативной   базы
   государственного учета объектов недвижимости.
       - Поэтапное введение единой технологии процессов  формирования
   и учета объектов недвижимости.
       - Создание условий для поэтапного перехода  к  единой  системе
   учета и регистрации объектов недвижимости.
       - Целенаправленное  поэтапное  создание  органов  формирования
   объектов  недвижимости,  органов  учета  объектов  недвижимости  и
   органов (учреждений) регистрации прав на них.
       - Поэтапное  создание   автоматизированной   системы   ведения
   государственного  земельного  кадастра  с  отработкой технологий и
   технических решений в выделенных опытных  наиболее  подготовленных
   регионах,  городах  и  районах  с последующим включением в систему
   всех территориальных образований России.
       Внедрение Федеральной   программы   должно   быть   поддержано
   региональными и муниципальными (городскими) программами.  Все  они
   должны иметь организационное,  нормативное,  правовое, финансовое,
   технологическое     и     материально-техническое     обеспечение.
   Центральными  звеньями  в  программе  создания  автоматизированной
   системы  ведения  государственного  земельного  кадастра  являются
   финансовое и технологическое обеспечение. Первоочередными задачами
   на  втором  этапе  реформирования   в   области   технологического
   обеспечения   создания   государственной  системы  учета  объектов
   является   разработка   и   утверждение:   форм   государственного
   кадастрового учета; классификаторов; стандартов обмена информацией
   между органами,  участвующими в формировании сведений  кадастра  и
   потребляющими  эту  информацию;  базовых программных и технических
   средств и  адресных  систем,  обеспечивающих  взаимно  однозначное
   соответствие между адресом объекта недвижимости и самим объектом.
       Развитие системы государственного кадастрового  учета  требует
   принятия   в   1997   году   Постановления   Правительства  РФ  "О
   государственном земельном кадастре" и в течение 1998 года - Закона
   РФ "О государственном земельном кадастре".
       3.3. Регистрация прав на объекты недвижимости
       На втором  этапе  земельной реформы усилия будут сосредоточены
   на  исполнении  Закона  "О  государственной  регистрации  прав  на
   недвижимое  имущество  и  сделок  с ним",  при сохранении базового
   принципа,    декларированного    в    настоящей    Концепции     о
   взаимосвязанности (неразрывности) процессов формирования,  учета и
   регистрации прав.
       Главной задачей   в   области   регистрации  прав  на  объекты
   недвижимости станет  поэтапное  развитие  системы  государственной
   регистрации   прав   на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним,
   определение структуры  учреждений  юстиции  по  регистрации  прав,
   порядка   их   создания  и  принципов  их  размещения,  технологий
   взаимодействия  с   органами   формирования   и   учета   объектов
   недвижимости,  и  на  этой  базе,  поэтапное  создание учреждений,
   осуществляющих за  регистрацию  прав.  Создание  таких  учреждений
   будет  сопровождаться  разработкой  (или уточнением по результатам
   практики,  в том числе судебной) нормативных актов  и  поправок  к
   действующему    законодательству,    регламентирующих    процедуры
   передачи, изменения, ограничения, обременения, приостановления или
   прекращения  прав  на  недвижимость  и  действия государственных и
   других органов, завязанных в эти процедуры.
       В целях   реального   обеспечения   государственных   гарантий
   имущественных прав на  недвижимость  в  организационной  структуре
   системы  регистрации  должны  быть  образованы  гарантийные фонды,
   финансируемые за счет части  средств,  полученных  за  регистрацию
   прав  и  (или) страховые фонды,  обеспечивающие компенсацию потерь
   добросовестному  приобретателю  прав  в   случаях,   установленных
   соответствующим Положением.
       3.4. Оценка земли и прочно связанной с ней недвижимости
       Актуальность и   достоверность  сведений  земельного  кадастра
   (кадастра недвижимости) достигается  одновременным  и  непрерывным
   функционированием   процессов   государственного   учета  объектов
   недвижимости,  государственной  регистрации  прав  на   недвижимое
   имущество    и   государственного   учета   оценок   недвижимости.
   Регламентированное взаимодействие этих  процессов  в  совокупности
   обеспечивает  юридическую  и  практическую значимость информации о
   недвижимом имуществе.
       Развитие оценочных      работ,     формирование     механизмов
   регулирования земельного  оборота  потребуют  создания  на  втором
   этапе  земельной  реформы  института  практической оценки земель -
   соответствующих оценочных  агентств  и  разработки  и  утверждения
   методов оценки.
       Проведение земельно-оценочных      работ      должно      быть
   синхронизировано   с   ведением   налоговых  реестров  объектов  и
   субъектов налогообложения  земли  и  иной  недвижимости.  В  целях
   нормативного  регулирования  проблем,  связанных  с оценкой земли,
   необходимо подготовить и принять постановление Правительства РФ "О
   кадастровой оценке земель в Российской Федерации".
       3.5. Государственный  контроль  за  использованием  и  охраной
   земель
       К приоритетным задачам на втором  этапе  земельной  реформы  в
   области осуществления государственного земельного контроля следует
   отнести:
       - Корректировку сложившейся  сельскохозяйственной  ориентации,
   предусматривающей усиление государственного земельного контроля за
   использованием и охраной,  прежде всего, земель в районах развития
   сырьевой  базы  и  добычи  полезных  ископаемых,  земель городов и
   пригородных зон.
       - Постепенную  замену форм принуждения на экономические методы
   стимулирования рационального использования и охраны земель.
       - Введение      системы      предупредительного      контроля,
   предусматривающей  проведение земельной экспертизы соответствующих
   нормативных,  инструктивных,  проектных  и  иных   документов   по
   вопросам использования и охраны земель.
       - Формирование   земельных   судов   как   первой    инстанции
   рассмотрения земельных споров.
       - Создание взаимоувязанной системы уголовной, административной
   и   дисциплинарной   ответственности   за   нарушение   земельного
   законодательства.
       - Установление правовых норм  и  процедур  по  принудительному
   прекращению прав на землю.
   
         4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ
         ВТОРОГО ЭТАПА ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Приоритетными задачами земельной реформы являются:
       4.1. В области реформирования предприятий и приватизации:
       - Защита   имущественных   прав  акционеров  и  их  свободного
   перераспределения между участниками.
       - Установление перечня имущественных объектов,  ограниченных в
   гражданском обороте.
       - Разработка     благоприятного     механизма     приобретения
   предприятиями  в  собственность  (или  прав  долгосрочной  аренды)
   земельных участков, на которых они расположены.
       - Создание  нормативной правовой основы ипотеки имущественного
   комплекса предприятий.
       - Оценка  земель  и  другого недвижимого имущества по рыночной
   стоимости.
       4.2. В области управления государственной собственностью:
       - Сформировать  до  1  июля  1998  года  перечень   земель   и
   федеральных объектов недвижимости.
       - Обеспечить  передачу  земель  федеральной  собственности   в
   управление федеральных органов до 1 июля 1998 года.
       4.3. В области рынка земли и иной недвижимости:
       - Обеспечение передачи (продажи, покупки) собственниками любых
   строений,  предприятий, прав на соответствующие земельные участки,
   а также совершенствование процедуры закрепления прав на занимаемые
   строением земельные участки.
       - Обеспечение  конкурсной продажи государственной недвижимости
   (вместе с земельными участками), включая незастроенные участки.
       - Создание  нормативной  правовой базы для системы страхования
   прав собственности  на  земельные  участки  и  иную  недвижимость,
   включая институт страхования титулов собственности.
       - Повышение ответственности профессиональных участников  рынка
   недвижимости;    усиление    контроля   за   соблюдением   условий
   лицензирования при осуществлении профессиональной деятельности  на
   рынке   недвижимости,   повышение   требований   к  лицензированию
   деятельности  профессиональных  участников  рынка,  обеспечивающих
   высокий уровень их квалификации.
       - Расширение  возможностей  оборота  прав   аренды   земельных
   участков и недвижимости.
       - Разработка механизма предоставления свободных  участков  под
   застройку и для коммерческого использования.
       - Создание системы земельных ценных бумаг и перевода земельной
   собственности городов в финансовые активы,  включив их в обращение
   на фондовых рынках;  переход к  капитализации  земельных  арендных
   платежей по долгосрочным обязательствам.
       4.4. В области аграрной политики:
       - Завершение выдачи собственникам земельных долей свидетельств
   на  право  собственности  и  заключению  договоров   пользователей
   земельных участков с собственниками земельных долей.
       - Совершенствование  и   развитие   системы   государственного
   земельного  кадастра  как  информационной системы,  обеспечивающей
   реализацию мер по поддержке и повышению  плодородия  земель  и  их
   рациональному и эффективному использованию.
       - Создание механизма  рыночного  оборота  сельскохозяйственных
   земель,    обеспечивая    при   этом   ее   наиболее   эффективное
   использование; расширение института аренды земли.
       - Создание  механизма  ипотеки  земли как одного из источников
   для      предоставления      негосударственного      долгосрочного
   инвестиционного кредита сельскохозяйственным предприятиям.
       - Осуществление   комплекса   землеустроительных   работ    по
   консолидации земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств
   и других сельскохозяйственных производителей.
       4.5. В области использования и  охраны  природных  ресурсов  и
   экологии:
       - Реализация государственной стратегии по устойчивому развитию
   Российской Федерации в рамках "Повестки дня на XXI век",  принятой
   на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,
   июнь 1992 года).
       - Отстаивание   российских   интересов   в  области  изучения,
   освоения   и   использования   минерало-энергетических    ресурсов
   континентального  шельфа,  включая  установление  границ  шельфа и
   включение шельфовой территории  в  единый  государственный  реестр
   прав на недвижимость.
       - Создание    законодательно    закрепленного    разграничения
   полномочий  и  ответственности  органов исполнительной власти всех
   уровней  в  области  использования  и  экологической  безопасности
   земельных ресурсов.
       - Разработка минимального количества качественных  показателей
   состояния  земельных  ресурсов,  определение,  учет  и  обновление
   которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
       4.6. Закрепление земель в федеральной собственности
       Концепция исходит из положения,  что одним из наиболее  важных
   вопросов  защиты  федеральных  интересов  Российского  государства
   является  закрепление  в   федеральную   собственность   земельных
   участков, организация управления и упорядочение их использования.
       Учитывая особую  значимость  в  общенациональном  плане   этой
   проблемы,   необходимо  незамедлительно  Правительству  Российской
   Федерации  с  участием  органов  исполнительной  власти  субъектов
   Российской  Федерации  принять решение о закреплении в федеральную
   собственность земельных участков, занятых:
       - Участками   недр,   имеющих   статус  объектов  федерального
   значения, федеральными предприятиями добывающей промышленности.
       - Федеральными  энергетическими,  транспортными и космическими
   системами,   объектами    ядерной    энергетики,    предприятиями,
   производящими расщепляющие материалы.
       - Объектами   федерального    железнодорожного,    воздушного,
   автомобильного, трубопроводного, речного и морского транспорта.
       - Службами   федеральных   систем    информации,    связи    и
   метеорологической службы.
       - Объектами  для  нужд  обеспечения  обороны  и   безопасности
   страны,  охраны  государственных границ,  оборонного производства,
   производства ядовитых и наркотических средств.
       - Объектами,      принадлежащими      органам      федеральной
   государственной власти Российской Федерации.
       - Объектами,  предназначенными  для  размещения и обслуживания
   иностранных представительств.
       - Предприятиями   и  (или)  объектами,  по  роду  деятельности
   которых    созданы    закрытые     административно-территориальные
   образования.
       - Государственными   (федеральными)   племенными   и   конными
   заводами и совхозами,  селекционными гибридными центрами и другими
   государственными предприятиями, организациями и учреждениями.
       - Государственными  природными  заповедниками  и национальными
   парками,  а также природными парками,  государственными природными
   заказниками,  памятниками  природы,  дендрологическими  парками  и
   ботаническими  садами,  лечебно-оздоровительными   местностями   и
   курортами,   водоохранными   зонами  водных  объектов,  являющихся
   источниками питьевого водоснабжения  или  местами  нереста  ценных
   видов рыб, отнесенных к особо охраняемым природным территориям.
       - Российской  академией  наук,  отраслевыми  академиями  наук,
   научно-исследовательскими  учреждениями высшего профессионального,
   среднего   профессионального   и   начального    профессионального
   образования,    общеобразовательными   учреждениями   федерального
   значения.
       - Объектами   историко-культурного   и   природного  наследия,
   находящимися в федеральной собственности.
       - Лесным  фондом и другими лесами,  находящимися в федеральной
   собственности.
       - Водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
   федеральным земельным запасом.
       - Иными  объектами,  необходимыми  для  реализации  полномочий
   Российской Федерации.
       Закрепление земельных  участков  в  федеральную  собственность
   осуществить постановлением Правительства Российской  Федерации  по
   согласованию с субъектами Российской Федерации и заинтересованными
   федеральными министерствами и ведомствами.
       От имени  Российской Федерации права собственности федеральных
   земель осуществляет Правительство Российской Федерации.
       Информационно-методическое обеспечение управления федеральными
   землями, включая ведение реестра земельных участков, находящихся в
   федеральной собственности,  возлагается на Государственный комитет
   Российской  Федерации  по  земельным  ресурсам  и  землеустройству
   (Госкомзем).
       Для осуществления функций управления землями,  находящимися  в
   федеральной   собственности,  Правительство  Российской  Федерации
   делегирует Госкомзему России право:
       - Предоставлять   в  бессрочное  (постоянное)  либо  временное
   пользование   или   передавать   в   аренду   земельные   участки,
   находящимися   в  федеральной  собственности,  по  согласованию  с
   субъектами Российской Федерации.
       - Покупать  от  имени  Правительства  Российской  Федерации  в
   собственность  Российской  Федерации  земельные  участки,  а также
   участвовать  самостоятельно  либо   по   поручению   Правительства
   Российской  Федерации  в  иных сделках,  связанных с распоряжением
   земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
       - Вносить  в Правительство Российской Федерации предложения об
   объявлении  территорий,  имеющих   общероссийское   значение,   об
   изменении    целевого   назначения   находящихся   в   федеральной
   собственности  земель,  о  принудительном  выкупе  сопредельных  с
   федеральными   землями   земельных  участков,  землепользование  в
   пределах которых осуществляется  такими  способами,  что  вызывает
   причинение вреда охраняемым объектам, расположенным на федеральных
   землях.
       4.7. Земли городов и других поселений
       В целях использования в полной мере экономического  потенциала
   недвижимости  городов  на  втором  этапе  земельной реформы усилия
   будут сосредоточены на:
       - Завершении   инвентаризации   земель   и   выдаче  первичных
   правоустанавливающих актов.
       - Разграничении  прав собственности на земельные участки между
   муниципалитетами,  с одной  стороны,  и  федеральными  органами  и
   органами субъектов Федерации, с другой стороны.
       - Выборе приоритетных форм прав на земельные участки  (частная
   собственность, право долгосрочной / краткосрочной аренды, разумное
   сочетание основных видов прав на земельные участки).
       - Территориально-экономическом  и  функциональном  зонировании
   территории.
       - Уточнении  и  законодательном утверждении генеральных планов
   развития  поселений  как  обязательных  документов,   определяющих
   развитие территорий.
       - Переходе от целевого использования городских земель к методу
   разрешенного использования.
       - Создании  механизма   учета,   регистрации   и   оценки   по
   совокупности   стоимости   имущественных  комплексов  предприятий,
   включая земельные участки.
       - Массовой оценке стоимости имущественных комплексов (рыночной
   и затратной),  включая кадастровую оценку земельных  участков  при
   приватизации предприятий.
       - Пересмотре льготных категорий землепользователей.
       - Совершенствовании законодательства в области ипотеки земли и
   недвижимости, обеспечивающего реальный запуск механизма ипотечного
   кредитования.
       - Создании   системы  муниципальных  земельных  ценных  бумаг,
   осуществлении  постепенного   перевода   земельной   собственности
   городов  в  ликвидные финансовые активы и включение их в обращение
   на фондовом рынке.
       - Разработке    механизмов   изъятия   (выкупа)   земель   для
   государственных    и    муниципальных    нужд    и     обжалования
   правообладателями действий администрации.
       - Законодательном решении  проблем  землепользования  закрытых
   административно-территориальных образований.
       - Установлении и закреплении  на  местности  городской  черты;
   порядке  установления и маркировки границ участков,  находящихся в
   частной собственности.
       - Создании  совместно со смежными территориями пригородных зон
   городов.
       - Разработке  механизма  межведомственного  взаимодействия  по
   управлению территорией города и ведению единого  реестра  прав  на
   недвижимое имущество и сделок с ним.
       - Упрощении  процедур  формирования  имущественных  комплексов
   предприятий,    переводе    на   конкурсные   условия   (аукционы)
   предоставления земельных участков и прав аренды на них.
       4.8. Земли  районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
   территорий
       Российский Крайний Север вместе с морской экономической  зоной
   и континентальным шельфом, прилегающими к его побережью, превышает
   30%  территории Российской Федерации. Земли Крайнего Севера богаты
   нефтью,   газом   и   иными   природными   ископаемыми,   обладают
   значительными биологическими ресурсами, особенно моря, располагают
   не имеющими равных по площади оленьими пастбищами.
       Природные особенности  предопределяют  повышенную   уязвимость
   полярных   экосистем,  невосстановимость  нарушенных  естественных
   ландшафтов.   Сложившиеся   с   начала   30-х   годов    структура
   природопользования  и  концепция освоения Крайнего Севера отдавали
   приоритет развитию промышленности в  ущерб  традиционным  отраслям
   хозяйства,  что  привело  к возникновению обширных очагов сильного
   техногенного   загрязнения   и   деградации    природной    среды,
   представляющих  территории  с  исключительно  острой экологической
   ситуацией.
       Между тем,  проблема  земли  является  ключевой  для  коренных
   малочисленных народов,  и их право на землю в значительной степени
   выступает как системообразующее начало их государственно-правового
   статуса:  реализация  прав  на   самоуправление,   на   участие  в
   пользовании недрами и др.
       Основными проблемами земельных  ресурсов  в  районах  Крайнего
   Севера следует считать:
       - Выбор  наиболее  оптимальной  государственно-правовой  формы
   реализации малочисленными народами права на земли (территории).
       - Разработка особой этноколлективной  формы  собственности  на
   земли (территории).
       - Определение    и    закрепление     границ     традиционного
   природопользования   и  хозяйственной  деятельности  малочисленных
   народов.
       - Разработка особого механизма налогообложения нефтегазового и
   горнодобывающего  комплексов,  учитывающего   его   разрушительное
   воздействие   на   экологию   Крайнего   Севера   и   затраты   на
   восстановление нарушенных земель.
   
              5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
                     ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
   
       Земельное законодательство    будет    развиваться   на   базе
   конституционных    положений     и     требований     гражданского
   законодательства.  Вместе с тем нормы гражданского права нуждаются
   в  раскрытии,  поскольку   земельная   сфера   отличается   особой
   спецификой,   при  этом  необходимо  сохранить  преемственность  в
   регулировании земельных отношений только в той части,  которая  не
   противоречит целям и задачам социально-экономических реформ.
       Основные направления развития нормативной правовой базы  рынка
   недвижимости  (в  части правовых основ развития и функционирования
   рынка  земли)  предполагают  выделение  концептуальной  разработки
   общего  и  специального  (по  рынку  земли) характера и разработки
   пакета законодательных и иных нормативных правовых актов.
       Концептуальные разработки   общего   характера   в  отсутствие
   Земельного кодекса могут быть  выполнены  как  Основы  федеральной
   политики в сфере регулирования отношений по использованию и охране
   земель.   Разработка   Основ   федеральной   политики   в    сфере
   регулирования   отношений   по   использованию   и  охране  земель
   необходима для  обеспечения  единства  и  комплексности  правового
   регулирования  земельных  отношений в условиях,  когда отсутствует
   (фактически,  а  не  юридически)  кодификационный  акт  земельного
   законодательства,     а     земельные    отношения    регулируются
   преимущественно указами Президента Российской Федерации.
       Такой акт  может  быть  принят в форме Федерального закона или
   Указа Президента Российской Федерации.
       В данном  документе  должны  быть  определены цели федеральной
   политики в  сфере  регулирования  отношений  по  использованию  (и
   охране   земель)  в  Российской  Федерации,  главными  из  которых
   является создание научно обоснованной,  стабильной  и  эффективной
   системы   законодательных   и   иных  нормативных  правовых  актов
   Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регулирующих
   отношения  по  использованию  (и  охране)  земель и развитию рынка
   недвижимости,   определение    системы    мер    организационного,
   экономического, политического и иного характера, обеспечивающих их
   реализацию.
       Разработка пакета  законодательных и иных нормативных правовых
   актов должна обеспечить в самое ближайшее время:
       - Разграничение  государственной и муниципальной собственности
   на   землю,   а   также   разграничение   внутри   государственной
   собственности  на федеральную и собственность субъектов Федерации,
   а также право органов местного  самоуправления  на  первоочередное
   приобретение  в  собственность  земель  и  недвижимости  на  своей
   территории по заявленной продавцом твердой цене.
       - Решение  проблемы  хозяйственного  оборота земель в городах,
   имея в  виду,  что  городские  земли  выступают  важным  элементом
   формирования  базы доходов бюджета - 2,2%  территории обеспечивают
   сейчас 80% земельных платежей.
       - Прекращение  трактовки  земельных  отношений  лишь как части
   отношений    аграрных,    преодоление    раздробленности     рынка
   недвижимости,  объединение  в  едином законодательном акте учета и
   правового  регулирования  собственности   на   землю,   здания   и
   сооружения производственного назначения, жилища граждан.
       - Территориальное зонирование в городах, выделение пригородных
   зон,  разделение  городских  и  сельскохозяйственных земель и др.,
   включая правовое зонирование,  определяющее права и ограничения по
   способам использования земель и недвижимости, а также строительные
   ограничения.
       - Оценочную   деятельность   и,  в  первую  очередь,  массовую
   (сплошную) оценку земель и недвижимости.
       - Введение единого государственного кадастра недвижимости.
       - Ипотеку    земель    и    недвижимости     как     источника
   непосредственного инвестиционного кредитования.
       - Страхование земельных титулов (прав на недвижимость).
       - Благоприятные условия для частного инвестирования в жилищное
   строительство  с  четкими,  открытыми  и  упрощенными  процедурами
   предоставления земель и для всех последующих действий застройщика.
       - Завершение    реальных    конституционных    преобразований,
   основанных  на  передаче (продаже) земельных долей и имущественных
   паев в руки наиболее эффективно хозяйствующих субъектов.
       - Введение  административной  и  уголовной  ответственности за
   правонарушения на рынке земли и недвижимости.
       Для реализации    рекомендаций,    предложенных    Концепцией,
   требуется разработать пакет  федеральных  законов,  среди  которых
   целесообразно   выделить   группу   наиболее   приоритетных   (см.
   приложение  к  Концепции  с  перечнем  первоочередных  федеральных
   законов), а также их общий перечень.
       Должен быть также разработан и утвержден пакет соответствующих
   документов   Госкомзема  России,  необходимые  формы,  инструкции,
   методики,  разъяснения и  т.п., регулирующих конкретные действия в
   области земельных и имущественных отношений.
   
               6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ
                    УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
   
       Управление земельными  ресурсами,  как  объектом   уникальным,
   многофункционально    и    структурно    сложно,    действует   на
   взаимосвязанных  уровнях:  федеральном,  субъектов   федерации   и
   муниципальном   или   местном,   комплексно   реализующих   единую
   государственную  земельную  политику  в  тесном  взаимодействии  с
   хозяйствующими на земле субъектами.
       Только при   такой   комплексности   управление   обеспечивает
   гарантию защиты прав владения и пользования землей, охрану земель,
   эффективное развитие инфраструктуры и градостроительства, надежное
   функционирование    системы   налогообложения   земли,   позволяет
   установить четкий порядок - кому,  для каких целей и по какой цене
   продавать  или  сдавать  в  аренду государственные и муниципальные
   земли, регулировать гражданский оборот земельных участков.
       Функционирование земельных   ресурсов   в  новых  социально  -
   экономических условиях рыночной ориентации делают в  то  же  время
   необходимым  уточнение  компетенций  (в  сторону  их  расширения и
   ужесточения) как органов государственного  земельного  управления,
   так и других российских ведомств - пользователей земли.
       В связи с принятием  Федерального  закона  "О  государственной
   регистрации   прав   на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним"
   Правительство России  должно  принять  принципиальное  решение  об
   органе  (органах)  федеральной  исполнительной власти,  на который
   возлагается  создание   системы   регистрации   прав.   Существует
   несколько  принципиальных  сценариев  действий Правительства РФ по
   исполнению закона о регистрации.
       I. Возложение  функций  федерального  органа по регистрации на
   Минюст РФ и создание новой системы регистрации прав на  недвижимое
   имущество  в  России  исключительно  на  базе Минюста России,  без
   использования уже сложившихся систем регистрации.
       II. Возложение  функций  федерального органа по регистрации на
   Госкомзем РФ и создание системы  регистрации  прав  на  недвижимое
   имущество  в  России на базе существующей системы регистрации прав
   на земельные участки.
       III. Возложение  функций федерального органа по регистрации на
   два органа:  в части организационно-технического (создание системы
   учреждений)  и  информационного  обеспечения  - на Госкомзем РФ на
   базе уже сложившихся систем регистрации,  а в части кадастрового и
   нормативно-методического обеспечения - на Минюст РФ.
       IV. Реорганизация Госкомзема РФ в Федеральную земельную службу
   России  как  федеральный  орган исполнительной власти,  входящий в
   систему  Министерства  юстиции,  с  возложением  на  него  функций
   федерального органа по регистрации.
       Из четырех    возможных    сценариев    предпочтительным     с
   политической,   экономической   и   иных   точек  зрения  является
   III сценарий.
       Главным из  преимуществ  следует  признать  объединение усилий
   двух ключевых ведомств, так как очевидно, что ни одному из них (ни
   любому  другому)  быстрое  и  эффективное  создание общероссийской
   системы регистрации не под силу.
       Третий сценарий   минимизирует   объективные  межведомственные
   противоречия и реально позволяет поэтапно (без ломки  существующих
   структур)  в  установленные  законом  сроки  осуществить переход к
   единой  системе  регистрации,  а  также   обеспечивает   важнейшую
   стратегическую  задачу  - объединение в одной системе банка данных
   об объектах недвижимости (кадастра) и о  правах  на  них  (единого
   реестра)   и  введение  единого  документооборота,  что  позволяет
   перейти к пообъектному принципу управления недвижимостью в  России
   и реализовать концепцию единого налогообложения недвижимости.
       Необходимо указать  на  ряд  принципиальных  моментов,  крайне
   осложняющих  при любом сценарии создание регистрационной системы в
   России:
       - гражданским кодексом РФ предусмотрено фактическое устранение
   нотариата от удостоверения сделок  с  недвижимостью  и  возложение
   этих функций на органы регистрации.
       В такой ситуации на органы регистраций объективно  возлагаются
   все функции нотариата (установление личности сторон по сделкам, их
   дееспособности и  т.п.),  что  приведет  к  необходимости  резкого
   увеличения    численности    этих   органов   и   их   обеспечения
   дополнительными   помещениями,   усложнения    процедуры    приема
   документов.
       Кроме того,  устранение  нотариата  будет  стимулировать  рост
   криминализации рынка недвижимости;
       - из  текста   закона   о   регистрации   усматривается,   что
   регистрационные  сборы  не  отнесены  к  бюджетным  или  налоговым
   платежам,  что породит необходимость уплаты НДС и сложности при их
   распределении;
       - осуществляющие сегодня регистрацию прав на  жилые  помещения
   БТИ являются муниципальными учреждениями и предприятиями. Создание
   системы регистрации требует принятия решения  о  порядке  передачи
   ими  функций  регистрации,  соответствующей  информации  и архивов
   учреждениям юстиции или о путях частичного инкорпорирования БТИ  в
   состав последних.
       При этом следует  учитывать  возможные  конфликты  с  органами
   местного  самоуправления,  в  чьей  собственности находятся службы
   БТИ.
       Важным институтом    в    России    должна    стать    система
   специализированных земельных банков.
       Обращения собственников   и   арендаторов   земли  в  судебные
   инстанции  по  вопросам  собственности  на  землю,  местоположению
   границ,  размеров  ставок  налога  и  платежей  за землю,  раздела
   земельных участков  будут  составлять  3  -  5  млн.  дел  в  год.
   Квалифицированное  их разрешение в установленные законодательством
   сроки требует организации новой для России структуры -  Земельного
   (межевого)  суда  России.  На  уровне  административных  районов и
   городов функции земельного  суда  первой  инстанции  целесообразно
   специальным   законом  передать  районным  и  городским  земельным
   комитетам.
   
               7. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ КОНЦЕПЦИИ
   
       Концепция исходит из положения,  что мероприятия  должны  быть
   ранжированы  по  времени  их осуществления,  исходя из возможности
   получения быстрой финансовой отдачи.  Другими словами,  на  первом
   этапе  (один  -  два  года)  должны  быть реализованы мероприятия,
   которые  обеспечат  в  дальнейшем  самофинансирование  последующих
   работ.
       Наиболее ощутимую  и  быструю   отдачу   можно   получить   от
   формирования  в  городах России единой системы регистрации прав на
   земельные участки и недвижимое имущество,  а также от  организации
   выпуска земельных ценных бумаг,  завершения инвентаризации земель,
   развертывания первого этапа Программы  "Люди.  Инвестиции.  Земля.
   Возрождение".
       Сказанное выше  не  исключает  и  перераспределение   ресурсов
   земельного  налога и арендной платы за землю в 1998 - 1999 годах в
   пользу  финансирования  мероприятий,   предусмотренных   настоящей
   Концепцией.
       Первоочередными для финансирования являются работы по созданию
   законодательной   и  нормативной  базы  земельных  преобразований,
   проведению кадастровой оценки земель,  созданию автоматизированной
   системы  ведения государственного земельного кадастра,  подготовке
   кадров.
       Реализация первого  этапа  мероприятий создаст финансовую базу
   для  более  масштабного  проведения  работ   по   землеустройству,
   повышению  плодородия почв,  охране земель на втором этапе (2000 -
   2002 гг.).
       Развитие новых   земельных   отношений,  становление  гарантий
   защиты права собственности,  реализация платности землевладения  и
   землепользования,   многообразие  форм  хозяйствования  на  земле,
   разработка и внедрение современных технических  средств,  методов,
   технологий   ведения   государственного   земельного   кадастра  и
   мониторинга  земель  предопределяют  настоятельную  потребность  в
   организации  надежного  научно-технического  обеспечения земельной
   реформы.
       Научное обеспечение земельных преобразований в 1997 - 2002 гг.
   необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
       - исследование  закономерностей развития земельных  отношений,
   многообразия форм хозяйствования на  земле,  принципов  и  методов
   платности землевладения и землепользования;
       - исследование  и  разработка   механизма   экономического   и
   правового  регулирования земельных отношений,  принципов и методов
   приватизации земель;
       - создание     и     развитие    автоматизированной    системы
   информационного  обеспечения  земельного  кадастра  и  мониторинга
   земель;
       - разработка научных  основ,  положений,  методов,  средств  и
   технологий   ведения   государственного   земельного   кадастра  и
   мониторинга земель;
       - разработка  научных основ и методов землеустройства,  охраны
   земель   при   переходе   к   новым   формам    землевладения    и
   землепользования;
       - изучение  мирового   опыта   в   области   землевладения   и
   землепользования.
   
                                 * * *
   
       Сегодня без   внесения   качественных   изменений  в  политику
   земельных  отношений  в  России   нельзя   ожидать   существенного
   улучшения жизни и изменения характера общества в целом. Необходимы
   радикальные преобразования,  связанные  не  столько  с  физическим
   перераспределением    земли,    сколько    с    установлением    и
   перераспределением ее рентной стоимости.
       Реализация мероприятий  Концепции  окажет существенное влияние
   на  решение  социальных   проблем,   т.к.   позволит   обеспечить:
   государственную    защиту   прав   юридических   лиц   и   граждан
   (собственников,  владельцев,  пользователей  земли  и  недвижимого
   имущества), будет стимулировать их активное участие в производстве
   и инвестиционных процессах; предоставление юридически обоснованных
   и  достоверных данных о правах на землю и недвижимое имущество для
   органов управления,  судов,  банков, юридических и физических лиц;
   установление  правового  режима пользования земельными участками и
   их регистрацию (сервитуты,  ограничения, обременения и др.), что в
   конечном  итоге должно привести к нормализации социальных проблем,
   остро стоящих  перед  обществом  в  области  земельноимущественных
   отношений,  даст возможность развиваться рынку земли и недвижимого
   имущества, заработать схеме ипотечного кредитования.
       Все это  позволит  стимулировать развитие социальных программ,
   особенно в жилищной сфере.
       Расчеты показывают,    что    при    выполнении   мероприятий,
   предусмотренных Концепцией,  доходы от земельного налога, арендных
   платежей,  платных  услуг  за  период  1997  -  2002 гг.  составят
   примерно 300 триллионов рублей при расходах около 10 - 15% от этой
   суммы.
       По социальной,   нравственной,   экономической,   политической
   значимости и приоритетности осуществления сегодня нет альтернативы
   совершенствованию земельных  отношений.  Это  один  из  главных  и
   реальных   путей   выхода   России  из  сложившегося  социально  -
   экономического кризиса.
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложения
                                                 к Концепции развития
                                                    земельной реформы
                                               в Российской Федерации
   
                               ПРОГРАММА
            ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
        ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1997 - 1998 ГОДАХ
   
   ----T-------------------------------------------T----------¬
   ¦ N ¦ Наименование проектов федеральных законов ¦  Сроки   ¦
   ¦п/п¦                                           ¦разработки¦
   +---+-------------------------------------------+----------+
   ¦1. ¦Участие в доработке федерального закона    ¦          ¦
   ¦   ¦"Земельный кодекс Российской Федерации"    ¦  1997 г. ¦
   +---+-------------------------------------------+----------+
   ¦2. ¦ Разработка проектов федеральных законов:  ¦          ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.1. 0 государственном земельном кадастре  ¦  1997 г. ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.2. 0 государственных и муниципальных     ¦          ¦
   ¦   ¦землях                                     ¦  1997 г. ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.3. 0 гражданском обороте земель в городах¦  1997 г. ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.4. Об оценке земель                      ¦  1997 г. ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.5. 0 плате за землю                      ¦  1997 г. ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.6. О зонировании земель                  ¦  1998 г. ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.7. 0 землеустройстве                     ¦  1998 г. ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.8. Об аренде земельных участков          ¦  1998 г. ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.9. 0 залоге земельных участков           ¦  1998 г. ¦
   ¦   +-------------------------------------------+----------+
   ¦   ¦2.10. Об охране земель                     ¦  1998 г. ¦
   L---+-------------------------------------------+-----------
   
   
   
   
   
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
             ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ
          РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1997 - 2002 ГГ.)
   
       1. Земельный кодекс Российской Федерации
       2. Федеральный закон "О вещных правах на земельные участки"
       3. Федеральный закон "О земельном обороте"
       4. Федеральный закон "Об аренде земельных участков"
       5. Федеральный закон "О залоге земельных участков"
       б. Федеральный закон "О продаже земельных участков на торгах"
       7. Федеральный закон "О регистрации прав на земельные участки"
       8. Федеральный закон "Об оценке земли"
       9. Федеральный закон "О приватизации земельных участков"
       10. Федеральный  закон "О государственном управлении в области
   использования и охраны земель"
       11. Федеральный закон "О государственном земельном кадастре"
       12. Федеральный закон "О территориальном планировании земель"
       13. Федеральный закон "О зонировании земель"
       14. Федеральный закон "О государственном мониторинге земель"
       15. Федеральный закон "О землеустройстве"
       16. Федеральный  закон  "Об  изъятии  земельных  участков  для
   государственных нужд"
       17. Федеральный закон "О порядке отвода земельных участков"
       18. Федеральный закон "Об управлений государственными землями"
       19. Федеральный   закон   "Об   общих   принципах   управления
   муниципальными землями"
       20. Федеральный закон "О государственном  контроле  в  области
   использования и охраны земель"
       21. Федеральный закон "Об экологической экспертизе  в  области
   использования и охраны земель"
       22. Федеральный закон "Об охране земель"
       23. Федеральный закон "О сохранении плодородного слоя земель"
       24. Федеральный закон "О мелиорации земель"
       25. Федеральный закон "О Предотвращении загрязнения, засорения
   и заражения земель"
       26. Федеральный   закон   "О   предотвращении   радиоактивного
   загрязнения земель"
       27. Федеральный закон "О сельскохозяйственных землях"
       28. Федеральный закон "О  землях  городов  и  иных  населенных
   пунктов"
       29. Федеральный закон "О землях лесного фонда"
       30. Федеральный закон "О землях водного фонда"
       31. Федеральный закон "О  земельных  налогах,  сборах  и  иных
   платежах"
       32. Федеральный закон "Об административной ответственности  за
   нарушение земельного законодательства Российской Федерации
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz