Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 03.09.1997 N 1652-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВЕ НА ИНФОРМАЦИЮ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 3 сентября 1997 г. N 1652-II ГД

         О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВЕ НА ИНФОРМАЦИЮ"

       Государственная   Дума   Федерального   Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О праве
   на информацию", внесенный Президентом Российской Федерации.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации,  Конституционный Суд  Российской  Федерации,
   Верховный   Суд   Российской  Федерации,  Высший  Арбитражный  Суд
   Российской  Федерации.  Установить,  что  поправки  к   указанному
   законопроекту  направляются  в  Комитет  Государственной  Думы  по
   информационной политике и связи до 6 октября 1997 года.
       3. Комитету  Государственной Думы по информационной политике и
   связи  доработать  указанный  законопроект  с  учетом  поступивших
   поправок  и  внести  его  на  рассмотрение Государственной Думы во
   втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                         О ПРАВЕ НА ИНФОРМАЦИЮ

       Статья 1. Право на информацию - одно из основных прав человека
   и гражданина

       В соответствии с  Конституцией  Российской  Федерации  каждому
   гарантируется право на информацию,  то есть право свободно искать,
   получать и передавать информацию.
       Право на  информацию  является неотчуждаемым правом человека и
   гражданина.
       Иностранные граждане  и  лица  без  гражданства  пользуются  в
   Российской Федерации правом на  информацию  наравне  с  гражданами
   Российской  Федерации,  кроме  случаев,  установленных федеральным
   законом или международным договором Российской Федерации.

       Статья 2.   Отношения,   регулируемые   настоящим  Федеральным
   законом

       Настоящий Федеральный     закон     призван     способствовать
   осуществлению  прав  и  свобод человека и гражданина,  творческому
   развитию   личности,   укреплению   народовластия   в   Российской
   Федерации, упрочению основ правового государства.
       Настоящий Федеральный закон устанавливает  условия  и  порядок
   реализации   права   на  информацию,  обязанности  государственных
   органов,  органов местного самоуправления,  организаций независимо
   от  формы  собственности  и организационно-правовой формы (далее -
   органы  и  организации)  по  обеспечению   реализации   права   на
   информацию.
       Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,  возникающие
   в  процессе  реализации  конституционного  права  каждого свободно
   искать,  получать  и  передавать  информацию.  Отношения  в  сфере
   производства   и  распространения  информации,  а  равно  в  сфере
   получения информации по  запросам  журналистов  (редакций  средств
   массовой информации) регулируются иными федеральными законами.

       Статья 3. Законодательство о праве на информацию

       Законодательство о  праве на информацию состоит из Конституции
   Российской Федерации,  настоящего  Федерального  закона  и  других
   федеральных   законов,   нормативных   правовых  актов  Президента
   Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также
   законов  и  иных  нормативных  правовых актов субъектов Российской
   Федерации.

       Статья 4. Основные принципы реализации права на информацию

       Основными принципами реализации права на информацию являются:
       общедоступность и открытость информации;
       обеспечение безопасности личности, общества и государства;
       информированность граждан    о    деятельности    органов    и
   организаций;
       законность поиска, получения и передачи информации;
       предоставление достоверной информации;
       защита права на информацию.
       Право на информацию может быть ограничено федеральным  законом
   только  в  той  мере,  в какой это необходимо в целях защиты основ
   конституционного строя,  нравственности, здоровья, прав и законных
   интересов  других  лиц,  обеспечения обороны страны и безопасности
   государства.

       Статья 5. Обеспечение доступа к информации

       Доступ к информации обеспечивается  органами  и  организациями
   путем  опубликования  или  сообщения в иной форме сведений о своей
   деятельности, в том числе о своем правовом статусе.
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления
   публикуют   принятые   ими   правовые   акты    в    установленном
   законодательством порядке.
       Органы и организации обязаны сообщать для  всеобщего  сведения
   ставшую   им   известной   при  осуществлении  своей  деятельности
   информацию:
       если она   может   предотвратить  угрозу  жизни  или  здоровью
   граждан;
       если требуется пресечь сообщение недостоверной информации;
       если она имеет или может иметь общественно значимый характер.
       Каждый имеет    право    непосредственно   или   через   своих
   представителей обращаться в органы  и  организации  с  устной  или
   письменной  просьбой (запросом) об ознакомлении с интересующей его
   информацией,  о получении соответствующих  разъяснений  или  копий
   документов.
       Органы и  организации   обязаны,   за   исключением   случаев,
   предусмотренных  настоящим  и  другими  федеральными законами,  по
   запросу обратившегося предоставить  запрашиваемую  информацию  для
   ознакомления  либо  дать  необходимые разъяснения или выдать копии
   документов (далее - предоставление информации).

       Статья 6. Требования к запросу о получении информации

       В запросе о получении информации указываются  фамилия,  имя  и
   отчество обратившегося,  наименование запрашиваемого документа или
   характер   запрашиваемой   информации.   В   письменном    запросе
   указывается также адрес, по которому следует отправить ответ.

       Статья 7. Порядок рассмотрения запроса о получении информации

       Ответ на  запрос  о  получении  информации  должен  быть дан в
   возможно короткий срок,  но не позднее чем через 30 дней после дня
   получения  запроса,  если иное не установлено федеральным законом.
   Если  запрашиваемая  информация  не  может  быть  предоставлена  в
   указанный   срок,  обратившемуся  за  ее  получением  направляется
   письменное уведомление об  отсрочке  предоставления  запрашиваемой
   информации.  В  уведомлении  должны  быть указаны причины отсрочки
   предоставления запрашиваемой информации.
       Если орган   или   организация   не   обладают   запрашиваемой
   информацией,  они  не  позднее  чем  через  семь  дней  после  дня
   получения запроса обязаны сообщить об этом обратившемуся,  а также
   предоставить ему наименование и адрес органа  или  организации,  в
   том  числе  архива,  которые,  по  имеющимся  сведениям,  обладают
   запрашиваемой информацией.
       Ответ на запрос предоставляется,  по желанию обратившегося,  в
   устной или письменной форме.  В ответе могут быть  указаны  орган,
   организация  или  лицо,  располагающие более полной информацией по
   запросу.
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления
   в  ответе  на  запрос  об  опубликованном  правовом  акте   вправе
   ограничиться   предоставлением   сведений   об   опубликовании   и
   разъяснениями  о  его  отмене,  признании  утратившим   силу   или
   недействующим, о внесенных изменениях и дополнениях.
       Письменные запросы подлежат обязательной регистрации.

       Статья 8. Информация, не подлежащая предоставлению по запросам

       Органы и организации отказывают в предоставлении информации по
   запросам, если запрашиваемая информация содержит сведения:
       составляющие государственную тайну;
       об осуществлении  в установленном законом порядке оперативно -
   розыскной и следственной деятельности;
       о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях,
   когда  разглашение  этих  сведений  запрещено  законом  или  может
   нарушить  право  человека на объективное судебное рассмотрение его
   дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;
       составляющие коммерческую или служебную тайну;
       о частной жизни другого лица без его согласия;
       доступ к которым ограничен другими федеральными законами.
       Если в  документе   содержатся   сведения,   перечисленные   в
   настоящей статье, ознакомление с таким документом, его разъяснение
   и выдача копий  ограничиваются  частью  документа,  не  содержащей
   указанных сведений.

       Статья 9. Основания   и   порядок  отказа   в   предоставлении
   информации

       Основаниями для отказа в предоставлении информации являются:
       несоблюдение требований  к запросу,  предусмотренных статьей 6
   настоящего Федерального закона;
       запрос о    получении    информации,    содержащей   сведения,
   перечисленные в статье 8 настоящего Федерального закона.
       Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные
   записки,  переписка, проекты документов, поручения должностных лиц
   и прочая служебная информация.
       Отказ в предоставлении информации должен содержать причины, по
   которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена, дату
   принятия решения об отказе,  а также  разъяснения  о  порядке  его
   обжалования.
       Отказ в  предоставлении  информации,  отсрочка  предоставления
   информации,   непредоставление  ответа  в  течение  установленного
   настоящим   Федеральным   законом   срока,   а   равно   нарушение
   установленных сроков могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке
   подчиненности орган или в  государственный  орган,  обеспечивающий
   соблюдение права на информацию, либо в суд.

       Статья 10.    Порядок   возмещения   расходов,   связанных   с
   предоставлением информации

       Органы и организации обязаны бесплатно  предоставлять  перечни
   имеющихся у них информации и услуг, связанных с ее получением.
       Информация, затрагивающая    права    и    свободы    личности
   обратившегося, предоставляется бесплатно.
       За предоставление иной информации может  взиматься  плата,  не
   превышающая  расходы  на  ее  предоставление.  При получении такой
   информации гражданин представляет сведения о произведенной  оплате
   в   установленном  порядке.  Организации,  основной  деятельностью
   которых является предоставление информации на коммерческой основе,
   самостоятельно определяют размер платы за нее.
       Орган или организация,  предоставившие информацию,  содержащую
   неточные   или   неполные  сведения,  обязаны  по  мотивированному
   письменному  заявлению  заинтересованного  лица  бесплатно  внести
   необходимые исправления и дополнения.

       Статья 11. Гарантии сохранения информации

       Органы и   организации   обязаны   в   течение  установленного
   законодательством срока хранить принятые ими акты,  акты органов и
   организаций,  правопреемниками которых они являются, а также акты,
   устанавливающие их правовой статус, и вести реестр этих актов.
       Реестр должен  содержать  наименование,  дату принятия,  номер
   каждого издаваемого акта и сведения о его опубликовании. Орган или
   организация,    ведущие   реестр,   могут   устанавливать   другие
   обязательные требования к реестру.
       Органы и   организации   формируют  электронные  банки  актов,
   указанных в части  первой  настоящей  статьи,  и  обеспечивают  их
   полноту,   достоверность,  актуальность,  защиту  от  искажений  и
   несанкционированного доступа.

       Статья 12. Судебная защита права на информацию

       Действие (бездействие) органов и организаций,  их  должностных
   лиц, нарушающее право на информацию, может быть обжаловано в суд.

       Статья 13. Ответственность за нарушение права на информацию

       Должностные лица органов и организаций,  виновные в  нарушении
   права  на  информацию,  несут  ответственность  в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации.

       Статья 14. Заключительные положения

       Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
   официального опубликования.
       Нормативные правовые  акты,  принятые  до  вступления  в  силу
   настоящего   Федерального   закона,  действуют  в  части,  ему  не
   противоречащей.
       Правительству Российской  Федерации в 3-месячный срок внести в
   Государственную Думу Федерального  Собрания  Российской  Федерации
   предложения  о  приведении  законодательных актов в соответствие с
   настоящим Федеральным законом.
       Президенту Российской  Федерации  и  Правительству  Российской
   Федерации в 3-месячный срок  привести  свои  нормативные  правовые
   акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   Москва, Кремль






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
         К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВЕ НА ИНФОРМАЦИЮ"

       Конституция Российской  Федерации  предоставляет каждому право
   свободно   искать,    получать,    передавать,    производить    и
   распространять  информацию  любым  законным  способом (статья 29).
   Отношения в сфере производства  и  распространения  информации,  а
   также   в  сфере  получения  информации  по  запросам  журналистов
   (редакций средств массовой информации) сейчас  регулируются  рядом
   Законов  ("О средствах массовой информации",  "О порядке освещения
   деятельности  органов  государственной  власти  в  государственных
   средствах  массовой информации",  "О некоммерческих организациях",
   "Об  общественных  объединениях",  "Об  акционерных  обществах"  и
   некоторыми  другими).  Вместе  с тем в российском законодательстве
   нет  нормативного  акта  о  механизме  реализации  права   каждого
   свободно искать,   получать   и   передавать   информацию   (далее
   именуется право на информацию).
       Некоторые аспекты    пользования   информационными   ресурсами
   отражены в Федеральном законе  "Об  информации,  информатизации  и
   защите  информации".  Однако  этот  Федеральный  закон  в основном
   регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании
   информационных   ресурсов,   созданных  с  помощью  информационных
   технологий,  и при защите информации.  В  нем  отсутствуют  нормы,
   раскрывающие  право  граждан на информацию,  и механизм реализации
   этого права.
       Представляемый проект  Федерального   закона   "О   праве   на
   информацию"  (далее  именуется законопроект) исходит из того,  что
   право на  информацию  является  неотчуждаемым  правом  человека  и
   гражданина.  В нем подробно урегулированы отношения, возникающие в
   процессе реализации этого конституционного права,  устанавливается
   обязанность     государственных    органов,    органов    местного
   самоуправления,  организаций независимо от формы  собственности  и
   организационно-правовой    формы   (далее   именуются   органы   и
   организации) по обеспечению права на информацию.
       Обеспечением права   на   информацию   являются:   обязанность
   государственных   органов   и   органов   местного  самоуправления
   публиковать   принятые   ими   правовые   акты   в   установленном
   законодательством   порядке:  обязанность  органов  и  организаций
   сообщать для всеобщего сведения информацию о своей деятельности  и
   правовом   статусе,   а  также  информацию  в  тех  случаях,  если
   распространение такой информации может предотвратить угрозу  жизни
   или  здоровью  граждан,  если  требуется  пресечь  распространение
   недостоверной информации,  если информация имеет или  может  иметь
   общественно   значимый   характер.  Органы  и  организации  должны
   предоставлять по  просьбе  (запросу)  обратившегося  запрашиваемую
   информацию   для  ознакомления,  давать  необходимые  разъяснения,
   выдавать копии.
       Законопроект детально  закрепляет  процедуру  подачи запроса о
   получении информации и ответа на  него:  требования  к  запросу  о
   получении   информации,  сроки  и  порядок  рассмотрения  запроса,
   требования к ответу  на  запрос,  основания  и  порядок  отказа  в
   предоставлении информации.
       Законопроект содержит детальный перечень случаев,  при которых
   информация   не   подлежит  предоставлению,  и  защищает  интересы
   личности   общества,  государства от  распространения  информации,
   которая может причинить вред этим интересам.  Органы и организации
   отказывают  в  предоставлении  информации,   если   она   содержит
   сведения:      составляющие      государственную     тайну;     об
   оперативно-розыскной  и  следственной  деятельности;  о   судебном
   рассмотрении   гражданских   и  уголовных  дел  в  случаях,  когда
   разглашение этих сведений запрещено  законом  или  может  нарушить
   право  человека  на  объективное  судебное  рассмотрение его дела,
   создать  угрозу   жизни   или   здоровью   граждан;   составляющие
   коммерческую или служебную тайну; о частной жизни другого лица без
   его согласия.  В  тех  случаях,  когда  часть  документа  содержит
   сведения,    не    подлежащие    предоставлению,    законопроектом
   предусматривается право ознакомиться с остальной частью  документа
   и получить с нее копию.
       Вместе с тем этот перечень не является закрытым.  Законопроект
   предусматривает   возможность  ограничения  доступа  к  информации
   другими федеральными законами.
       Одной из  важнейших  гарантий  реализации  права на информацию
   является  бесплатность  предоставления  информации,  затрагивающей
   права и свободы личности обратившегося, а также перечней имеющихся
   у органов и организаций информации и услуг, связанных с получением
   информации.  За  предоставление  иной  информации  может взиматься
   плата,  не превышающая расходы на ее предоставление.  Организация,
   основной  деятельностью которой является предоставление информации
   на коммерческой  основе, самостоятельно определяет размер платы за
   нее.
       Законопроектом предусматривается,   что,   в    случае    если
   предоставленная   информация   содержит   неточные   или  неполные
   сведения,  орган  или  организация,   предоставившие   информацию,
   обязаны  внести  необходимые  исправления  бесплатно.  Исправления
   вносятся     по     мотивированному     письменному      заявлению
   заинтересованного лица.
       Принятие Федерального закона "О  праве  на  информацию"  будет
   способствовать    интеграции    России   в   международно-правовое
   пространство.  Вступление в Совет Европы возложило  на  Российскую
   Федерацию обязательства по реализации норм Европейской конвенции о
   защите   прав  человека  и  основных  свобод.  В  этой  связи  при
   подготовке  законопроекта  был изучен опыт ряда зарубежных стран в
   сфере правового регулирования права граждан  на  информацию  (США,
   Франции, Великобритании, Швейцарии, Бельгии).
       Правовыми основаниями принятия Федерального закона "О праве на
   информацию" являются пункты "в" и "и" статьи 71, пункт "б" части 1
   статьи 72,  статья 76 Конституции Российской  Федерации,  согласно
   которым   регулирование   и   защита  прав  и  свобод  человека  и
   гражданина,   отношений    в    сфере    федеральной    информации
   осуществляется федеральными законами,  имеющими прямое действие на
   всей  территории  Российской  Федерации.  Защита  прав  и   свобод
   человека и гражданина, относящаяся к предметам совместного ведения
   Российской Федерации и ее субъектов, обеспечивается также законами
   и   иными   нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской
   Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
       Представляемый законопроект  разработан  Министерством юстиции
   Российской   Федерации,   Генеральной   прокуратурой    Российской
   Федерации,  Комитетом Российской Федерации по печати,  Федеральной
   службой  России  по  телевидению   и   радиовещанию,   Федеральным
   агентством  правительственной  связи  и  информации при Президенте
   Российской Федерации,  Главным государственно-правовым управлением
   Президента    Российской   Федерации   и   Судебной   палатой   по
   информационным спорам при Президенте Российской Федерации.




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz