Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

УКАЗАНИЕ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ ОТ 25.08.97 N 53/21, МВД РФ ОТ 21.08.97 N 1/12597 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ГРУППОВОЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       25 августа 1997 г. N 53/21

            МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                      21 августа 1997 г. N 1/12597

                                УКАЗАНИЕ

                         О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
              ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ГРУППОВОЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ
                    ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

       Проведенное в соответствии с Федеральной целевой программой по
   усилению  борьбы  с  преступностью  на  1996  - 1997 годы изучение
   причин  и  условий,  способствующих  формированию   организованных
   преступных   групп   несовершеннолетних,  а  также  обсуждение  на
   заседании коллегии Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации
   состояния  профилактики подростковой преступности показали,  что в
   работе правоохранительных органов продолжают иметь место серьезные
   недостатки.
       Несмотря на  некоторое  снижение  в   последние   годы   числа
   несовершеннолетних, совершивших преступления в группах, отмечается
   тенденция   к   увеличению   количества   групп    с    признаками
   организованности,    для    которых    характерны    сплоченность,
   устойчивость,  строгая  иерархия,   растущий   профессионализм   в
   способах  и  методах  совершения  преступлений,  направленность на
   систематическую  деятельность,  в  том  числе  и  в   криминальном
   бизнесе.
       Группы, как правило,  специализируются  на  кражах,  грабежах,
   разбойных нападениях и вымогательстве. Нередко несовершеннолетние,
   являясь членами банд,  совершают  умышленные  убийства,  принимают
   участие   в   качестве   "боевиков"   при   массовых  беспорядках,
   "обслуживают" организованные преступные  сообщества,  криминальные
   коммерческие   структуры,   им   отводится  роль  непосредственных
   исполнителей  угроз  рэкетиров,  сопряженных   с   психическим   и
   физическим насилием, причинением материального ущерба жертвам.
       В 1996 г.  на учет в органах внутренних дел поставлено на 4,7%
   больше несовершеннолетних (66,4 тыс.  человек),  входящих в состав
   антиобщественных группировок.
       Негативные тенденции  в   структуре   групповой   преступности
   объясняются  прежде  всего  ухудшением  социально - экономического
   положения и  нравственно  -  психологического  состояния  основной
   массы  населения,  особенно  семей  с  несовершеннолетними детьми.
   Элементарное  недоедание  как   причина   совершения   подростками
   корыстных   преступлений   отчетливо  прослеживается   по  каждому
   десятому из изученных дел в Калининградской,  Саратовской, Томской
   и других областях.  Каждый третий несовершеннолетний,  принимавший
   участие в  совершении  групповых  преступлений,  не  учился  и  не
   работал.
       Формированию преступных    групп     способствует     растущая
   безнадзорность    несовершеннолетних,    связанная    с   семейным
   неблагополучием, жестоким обращением с детьми, насилием в семье.
       Образовательные учреждения по-прежнему уклоняются от участия в
   воспитании "трудных" подростков,  не поддерживают контакты в  этой
   работе   с   органами   внутренних   дел,   комиссиями   по  делам
   несовершеннолетних.  Школы и пришкольные  участки  превращаются  в
   места   раздела  сфер  влияния  между  враждующими  подростково  -
   молодежными  группировками,   где   происходят   массовые   драки,
   вымогательства   денег   у   младших,  приобщение  к  употреблению
   токсических веществ и наркотиков.
       Растет удельный  вес  преступлений,  совершенных  в группах со
   взрослыми. Все чаще лидерами группировок становятся ранее судимые,
   которые приучают несовершеннолетних к "зонной" психологии, внушают
   им  ненависть  к  правоохранительным  органам,   обучают   приемам
   запутывания следствия и поведения в зале суда.
       Возрастает число подростков, не достигших к моменту совершения
   преступления  возраста привлечения к уголовной ответственности.  В
   отдельных регионах отмечаются случаи формирования преступных групп
   только  из одних малолетних,  которых нередко на путь преступлений
   толкают родители или  близкие  родственники.  Активизируется  роль
   девушек в совершении общественно опасных действий.
       Изучение показало,   что   в   большинстве   регионов   органы
   внутренних   дел   недооценивают   значение   ранней  профилактики
   формирования  преступных  групп  несовершеннолетних  с  признаками
   организованности.  По данным анкетирования,  почти 90% таких групп
   на профилактическом учете не состояли.
       Формализм в  предупредительной  работе  с несовершеннолетними,
   освобожденными от уголовной ответственности, осужденными условно и
   отбывшими  наказание  в воспитательных колониях,  приводит к тому,
   что  многие  из  них   возобновляют   старые   преступные   связи,
   устанавливают     новые,     сплачивая    вокруг    себя    других
   несовершеннолетних, передавая им свой криминальный опыт.
       Остается низким уровень осведомленности аппаратов криминальной
   милиции  и  милиции  общественной  безопасности  о  противоправной
   деятельности    групп    и    о    взрослых   лицах,   вовлекающих
   несовершеннолетних в совершение преступлений. Практически в каждом
   деле  фигурируют  не  установленные  следствием лица,  в том числе
   взрослые подстрекатели.
       Упущения в   работе  во  многом  объясняются  и  неоправданным
   сокращением числа оперуполномоченных уголовного розыска  по  делам
   несовершеннолетних,      отсутствием      четкой     регламентации
   профилактической деятельности в ведомственных  нормативных  актах,
   слабым информационным обеспечением.
       По-прежнему следователи не выполняют требования ст.  ст.  20 и
   392   УПК   РСФСР   о   выяснении   причин  и  условий  совершения
   преступлений,   обстоятельств,    способствовавших    формированию
   преступных группировок,  выявлении и привлечении к ответственности
   организаторов и подстрекателей,  а прокуроры на эти нарушения, так
   же,   как  и  на  факты  бездействия  служб  профилактики  органов
   внутренних дел,  комиссий по делам несовершеннолетних, руководства
   образовательных учреждений, как правило, не реагируют.
       Слабо используют прокуроры материалы  судебно  -  следственной
   практики  для  выработки  координированных  мер  по предупреждению
   групповой   преступности    несовершеннолетних.    Не    принимают
   достаточных  мер и по защите прав несовершеннолетних,  совершивших
   преступления  и  оказавшихся   в   трудной   жизненной   ситуации,
   лишившихся   средств   существования,   жилья  по  вине  нерадивых
   родителей или лиц, их заменяющих.
       В целях неукоснительного обеспечения  законности  и  повышения
   эффективности деятельности органов прокуратуры и внутренних дел по
   выявлению,     пресечению     и     профилактике      преступлений
   несовершеннолетних,  особенно  совершаемых  в группах с признаками
   организованности, предлагаем:
       1. Обеспечить  комплексный подход к проблемам предупреждения и
   разобщения преступных  группировок  несовершеннолетних.  Постоянно
   анализировать   положение   дел  на  этом  участке  с  обсуждением
   результатов   на   координационных   совещаниях   или   совместных
   заседаниях  коллегий.  Вносить согласованные предложения в местные
   органы власти и управления по вопросам, решение которых выходит за
   рамки компетенции правоохранительных органов.
       2. Определить территории с наиболее высоким уровнем  групповой
   преступности   среди  несовершеннолетних.  Установить  действенный
   контроль за  деятельностью  подчиненных  органов  по  профилактике
   правонарушений    среди   подростков,   систематически   оказывать
   практическую помощь.
       3. Считать    одним   из   главных   требований   профилактики
   обеспечение неотвратимости  ответственности  участников  групповых
   преступлений,    особое    внимание    обращать    на    выявление
   совершеннолетних  лидеров,  решительно  использовать  в  отношении
   таких    лиц    нормы    уголовного    закона,   предусматривающие
   ответственность  за  вовлечение  несовершеннолетних  в  совершение
   преступлений и антиобщественных действий.
       4. Руководителям органов внутренних дел:
       - наладить        эффективное       взаимодействие       между
   специализированными подразделениями органов внутренних дел (ОПППН,
   ОУР,  службой  участковых  инспекторов  милиции)  в предупреждении
   преступлений  несовершеннолетних  и  следственным  аппаратом.  При
   необходимости   ставить   вопросы   о   кадровом  укреплении  этих
   подразделений;
       - подчинить    планирование    и   осуществление   специальных
   оперативных  мероприятий  задачам   своевременного   выявления   и
   разобщения     группировок     несовершеннолетних     криминальной
   направленности;
       - принять    меры    по   усилению   роли   специализированных
   подразделений   органов   внутренних    дел    в    предупреждении
   правонарушений и преступности среди несовершеннолетних,  повышению
   уровня контроля за их  деятельностью,  а  также  организационного,
   методического  и  материально  -  технического их обеспечения.  Не
   допускать отвлечения их для выполнения иных функций.
       5. Прокурорам:
       - по  итогам  1997  г.  проанализировать  практику  исполнения
   законов,  направленных  на  борьбу   с   групповой   преступностью
   несовершеннолетних, обратив особое внимание на группы с признаками
   организованности,  а также на исполнение требований о всестороннем
   и  полном  выявлении  причин  и  условий  совершения преступлений,
   принятии   соответствующих   мер   профилактического    характера,
   соблюдении  прав подростков,  в отношении которых решались вопросы
   привлечения к уголовной ответственности, а также других проходящих
   по  делу  несовершеннолетних,  в координации с органами внутренних
   дел принять меры по ее совершенствованию;
       - при  утверждении  обвинительных  заключений  в каждом случае
   тщательно  проверять,  насколько  полно  и  качественно  проделана
   профилактическая  работа,  а  при  наличии  недостатков и упущений
   ставить  вопрос  об  ответственности  следователей  и   работников
   дознания, допустивших их;
       - повысить  уровень  прокурорского  надзора   за   исполнением
   законов   о   защите   прав  несовершеннолетних,  профилактике  их
   безнадзорности   и   правонарушений   городскими,   районными    и
   региональными администрациями, их органами, особенно комиссиями по
   делам несовершеннолетних.  Активно и своевременно  реагировать  на
   нарушения  ими  требований закона,  выявляемых в ходе прокурорских
   проверок и расследования конкретных уголовных дел, последовательно
   и настойчиво добиваться их реального устранения.

                                                 Генеральный прокурор
                                                Российской Федерации,
                                                       Действительный
                                                      государственный
                                                     советник юстиции
                                                         Ю.И.СКУРАТОВ

                                               Министр внутренних дел
                                                Российской Федерации,
                                                        генерал армии
                                                          А.С.КУЛИКОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz