Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ ОТ 07.08.97 О ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                ПИСЬМО
                        от 7 августа 1997 года
   
            О ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИЗДАННЫХ
         МИНИСТЕРСТВОМ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       В соответствии с планом мероприятий Генеральной прокуратуры РФ
   по исполнению  Указа  Президента  РФ  от   03.04.97   N   278   "О
   первоочередных мерах  по реализации Послания Президента Российской
   Федерации Федеральному Собранию "Порядок во  власти  -  порядок  в
   стране" и  планом  работы Управления по делам несовершеннолетних и
   молодежи проведена проверка законности  правовых  актов,  изданных
   Министерством общего и профессионального образования РФ.
       Министерство   создано   на   основании  Указа  Президента  РФ
   от  14.08.96  N 1177 на базе упраздненных Министерства образования
   РФ и Государственного комитета по высшему образованию РФ.
       Согласно указанию  и.о. министра  общего  и  профессионального
   образования от  25.07.97  N  456-31  Управлению   по   обеспечению
   законотворческой деятельности    и    связям    с    общественными
   организациями (начальник Волохова Е.Д.) поручено  представить  для
   проверки все   правовые  акты  и  письма  нормативного  характера,
   изданные министерством в 1996 - 1997 годах.
       В ходе проверки были изучены данные Министерства юстиции РФ  о
   зарегистрированных нормативных   актах   упраздненных  федеральных
   структур и вновь созданного министерства с 1993 года по  состоянию
   на 1 августа 1997 г., в связи с чем объем проверки расширен.
       Установлено, что за 1993 - 1997 годы Министерством юстиции  РФ
   зарегистрированы 46    нормативных    актов,    касающихся   сферы
   образования.
       Выявлено 12 приказов и писем нормативного характера, которые в
   нарушение Постановления Правительства РФ  от  08.05.92  N  305  "О
   государственной регистрации  ведомственных нормативных актов" и от
   23.07.93 N 722 "Об  утверждении  Правил  подготовки  ведомственных
   нормативных актов" не прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ
   и были  направлены  в  органы  управления  образованием  субъектов
   Федерации, ректорам    высших   учебных   заведений,   федеральным
   министерствам (ведомствам),  имеющим  высшие  учебные   заведения,
   главам администраций субъектов Федерации.
       1. Совместное  Постановление   Госкомитета   РФ   по   высшему
   образованию и  Российского  союза ректоров от 13.07.93 N 19/12 "Об
   утверждении Типового положения о Совете  ректоров  высших  учебных
   заведений Российской Федерации".
       Пунктом 3.5 указанного Типового положения в качестве  основных
   направлений  совместной  деятельности Совета ректоров и Госкомвуза
   России   предусмотрено   проведение   в   установленном    порядке
   лицензирования  и аттестации высших учебных заведений и учреждений
   дополнительного    профессионального    образования.    Содержание
   указанного пункта не корреспондирует с п. п. 7, 8 ст. 33 Закона РФ
   "Об   образовании",   которым   определены   порядок    проведения
   лицензирования,   принцип  формирования  экспертной  комиссии,  ее
   состав.  В  самом  Типовом  положении   имеются   противоречия   в
   определении  полномочий  Совета  ректоров.  Пункт  11 гласит,  что
   советы ректоров принимают решения,  которые носят рекомендательный
   характер.
       Статус советов  ректоров  определен  Типовым  положением   как
   государственно -  общественный  орган  системы  управления  высшим
   образованием, что вступает в противоречие со статьями 8, 37 Закона
   РФ "Об  образовании".  Спустя  три  года  в  Федеральном законе от
   22.08.96 N 125-ФЗ  "О  высшем  и  послевузовском  профессиональном
   образовании" предусмотрено  (ст.  15)  создание  государственно  -
   общественных объединений  в  системе  высшего  и   послевузовского
   профессионального образования,  рекомендации  которых  учитываются
   государственными органами   управления   высшим   профессиональным
   образованием (п. 5 ст. 15).
       2. Инструктивное письмо от 21.12.94 N 30 "О порядке введения и
   лицензирования новых образовательных программ высшего образования"
   и Постановление  Госкомвуза  от  30.07.93  N  34  "Об  утверждении
   требований и  контрольных  нормативов  лицензирования".  Указанные
   акты не корреспондируют  с  п. п. 7  -  10  статьи 33  Закона  "Об
   образовании" и  п.  4  статьи  10  Федерального закона "О высшем и
   послевузовском профессиональном   образовании".   Они    расширяют
   перечень документов,  необходимых  для  проведения  экспертизы при
   решении вопроса о выдаче лицензии. Согласно статье 10 Федерального
   закона "О  высшем  и  послевузовском профессиональном образовании"
   лицензирование образовательной  деятельности   высшего    учебного
   заведения по    новым    для    него    направлениям    подготовки
   (специальностям) производится на общих  основаниях  независимо  от
   наличия у высшего учебного заведения лицензии.
       Практика лицензирования образовательной деятельности  показала
   несовершенство п. п. 9, 10  статьи  33  Закона  "Об  образовании".
   Представляется необходимым рассмотреть вопрос о внесении изменений
   в указанную норму - расширить предмет и содержание экспертизы, что
   позволило бы с достаточной полнотой  сделать  вывод  о  готовности
   вуза или  вновь создаваемого образовательного учреждения к ведению
   образовательной деятельности   по   обозначенным   образовательным
   программам. В  настоящее  время  министерство  подготовило  проект
   постановления Правительства   "Об    утверждении    положения    о
   лицензировании образовательной деятельности".
       3. Приказ от 05.05.97 N 844 "Об утверждении Типового положения
   об  учебно  - методическом  объединении  высших  учебных заведений
   Российской  Федерации",  "Методические рекомендации по определению
   стоимости  платных  услуг учебно - методических объединений (УМО)"
   от    24.04.97    N  18-55-80ин/16-16   направлены   министерствам
   (ведомствам)   Российской   Федерации,   имеющим   высшие  учебные
   заведения,   ректорам  высших  учебных  заведений,   председателям
   (заместителям   председателей)   советов   учебно   - методических
   объединений   Российской   Федерации.   Указанное   письмо   носит
   межведомственный   характер,   определяет   круг   платных  услуг,
   предоставляемых УМО, и методику определения их стоимости.
       4.  Письмо  от  04.12.96 N 16-55-3ин/18 "О некоторых вопросах,
   касающихся  приема  в вузы"  направлено министерствам (ведомствам)
   Российской  Федерации,  имеющим высшие учебные заведения,  а также
   ректорам высших учебных заведений Российской Федерации.
       5. Приказ  от  04.06.96  N  989  Госкомитета  РФ  по   высшему
   образованию "Об  утверждении  и  введении  в действие инструкции о
   порядке выдачи     государственных     документов     о     высшем
   профессиональном образовании,      изготовлении     и     хранении
   соответствующих бланков документов".
       6. Письмо  от  23.07.96 N 09-34-169ин/017 Госкомвуза России "О
   порядке продолжения     высшего     образования",     направленное
   министерствам (ведомствам)  Российской  Федерации,  имеющим высшие
   учебные заведения,  и   ректорам   вузов   Российской   Федерации,
   устанавливает порядок перевода или перехода студентов,  получивших
   дипломы бакалавров,  на  третий  уровень  высшего  образования  по
   основной профессиональной  программе  магистра  или  по  программе
   специалиста в своем или другом вузе.
       7.   Письмо   от   21.07.95  N 52-М  "Об  организации  платных
   дополнительных  образовательных  услуг"  Министерства  образования
   России  адресовано  работникам  образования,   органам  управления
   образованием,   учредителям.   Письмо   содержит  рекомендации  по
   организации  предоставления платных дополнительных образовательных
   услуг в конкретных образовательных учреждениях,  а также примерный
   перечень дополнительных образовательных услуг.
       8.  Письмо  от  02.04.96  N 31-32-38ин/08 Госкомвуза России "О
   дополнительных  образовательных  услугах" адресовано руководителям
   подведомственных     высших    и   средних    учебных    заведений
   профессионального образования,  министерствам, ведомствам, имеющим
   в    своем    ведении    высшие   и  средние   учебные   заведения
   профессионального образования,  администрации субъектов Федерации.
   В  письме  дается разъяснение - какие учебные мероприятия не могут
   входить   в число  дополнительных  платных  образовательных  услуг
   обучающимся   за  счет  средств  федерального  бюджета,   бюджетов
   субъектов Федерации и муниципальных бюджетов.
       В настоящее время  Министерством  общего  и  профессионального
   образования подготовлен  проект  инструктивного  письма "О платных
   образовательных услугах,    оказываемых     государственными     и
   муниципальными образовательными       учреждениями",       которым
   предусмотрена отмена указанных писем. Проект инструктивного письма
   находится  в  стадии  доработки,  после  чего  будет  направлен  в
   Министерство юстиции РФ.
       9. Письмо  от  25.01.96 N 10-34-017ин/018 Госкомвуза России "О
   проведении репетиционных экзаменов  и  вступительных  испытаний  в
   ранние сроки"  издано  бывшим Госкомвузом на основе анализа правил
   приема конкретных  высших  учебных  заведений,   предусматривающих
   проведение, начиная с февраля месяца, так называемых репетиционных
   экзаменов. Репетиторство  и  репетиционные  экзамены,   проводимые
   вузами, рассматриваются  как  дополнительные платные услуги (ч.  1
   ст. 45 Закона "Об образовании").  Ряд вузов засчитывают результаты
   таких репетиционных   экзаменов   при   зачислении,  по  существу,
   превращая их в ранние вступительные экзамены.
       Госкомвуз России  в своем письме,  не регламентируя проведение
   таких экзаменов и отмечая негативные  явления  подобной  практики,
   все же рекомендовал при проведении ранних вступительных испытаний,
   результаты которых  согласно  правилам  приема  в  данное   высшее
   учебное заведение    засчитываются   в   качестве   вступительных,
   проводить их для конкретного  абитуриента  один  раз  и  не  ранее
   апреля -  мая,  а  также  изложил  свои  рекомендации о порядке их
   проведения и документального оформления.
       По существу, бывший Госкомвуз России согласился с нарушениями,
   допускаемыми вузами,  статьи 43 Конституции  РФ,  п.  3  статьи  5
   Закона   "Об образовании" и п.  7 своего Постановления от 27.12.95
   N    9   "Об   утверждении   порядка   приема   в  государственные
   образовательные  учреждения  высшего профессионального образования
   (высшие      учебные     заведения)     Российской     Федерации",
   зарегистрированного   Министерством   юстиции   РФ       19.04.96,
   рег.  N  1071,  гарантирующих  общедоступность  и бесплатность  на
   конкурсной основе получения высшего профессионального образования,
   разделяя  абитуриентов  на  две  категории  и ставя  их в неравное
   положение. Указанным Постановлением Госкомвуза России установлено,
   что  прием  документов  от  поступающих на первый курс очной формы
   обучения   заканчивается  не  ранее  15  июля.   К  этому  времени
   определенный  контингент  лиц,  получивших  дополнительные платные
   образовательные услуги в виде репетиторства и ранних репетиционных
   экзаменов, считаются прошедшими вступительные экзамены и ждут лишь
   зачисления   в  вуз.   При   этом  контроль  за  проведением  этих
   репетиционных экзаменов не осуществляется.
       Распространение подобной   практики,   ставящей   в   неравное
   положение абитуриентов,  стало возможным в силу того,  что пунктом
   10 (абз. 1)   Постановления  Госкомвуза  России  от  27.12.95  N 9
   предоставлена возможность    результаты    выпускных     экзаменов
   слушателей подготовительных  отделений вузов (платные) засчитывать
   в качестве  результатов  вступительных  экзаменов,   что   создает
   условия для различного рода злоупотреблений.  Полагаю, что абзац 1
   пункта 10  указанного  ведомственного   правового   акта   следует
   исключить. Не  увязывать  дополнительные  платные  образовательные
   услуги в виде подготовительных курсов, репетиторства с достижением
   конечной цели,  предусмотреть  в  государственных  и муниципальных
   образовательных учреждениях единые сроки  для  всех  вступительных
   испытаний.
       Перечисленные нормативные  акты  в  Министерство  юстиции  для
   регистрации не поступали.
       В структуре вновь  созданного  (август  1996 г.)  Министерства
   общего и   профессионального  образования  имеется  Управление  по
   обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными
   организациями, одним    из    подразделений    которого   является
   юридический отдел.  Вместе с тем на момент проверки Управление  не
   располагало полной   информацией   о   всех  приказах,  указаниях,
   инструкциях и   других    документах    нормативного    характера,
   затрагивающих интересы    граждан   и   носящих   межведомственный
   характер. Все они рассредоточены по  соответствующим  управлениям.
   Не все  документы,  имеющие  нормативный  характер,  поступают и в
   Управление инспектирования.
       Кроме этого,  в ходе проверки установлено, что письмом первого
   заместителя министра от  18.10.96  N  03-36-26/03-10  в  нарушение
   статьи 33 (п. п. 7 - 10) Закона  "Об образовании" и ст. 10 (п. 3),
   ст. 8 (п. 3) Федерального закона  "О   высшем   и   послевузовском
   профессиональном образовании"   распространено  действие  лицензии
   Современного гуманитарного   университета   на    право    ведения
   образовательной деятельности  от 21.04.95 N 16-212 на региональные
   представительства до    определения    предельного     контингента
   обучающихся и  внесения  изменения в лицензию.  Между тем прокурор
   Белгородской области обратился в Октябрьский суд  г. Белгорода   о
   признании незаконной          образовательной         деятельности
   консультационно - учебного центра   Современного     гуманитарного
   университета, который    выполняет    функции    филиала,   а   не
   представительства.
       В  14  вузах  России  в нарушение  пункта  3 ст.  5 Закона "Об
   образовании"   и п.  7 Постановления Госкомвуза России от 27.12.95
   N    9   "Об   утверждении   порядка   приема   в  государственные
   образовательные  учреждения  высшего профессионального образования
   (высшие  учебные  заведения)  Российской  Федерации"  сроки приема
   документов    от   поступающих    на первый курс были сокращены на
   10 - 15 дней. В числе этих вузов   - Самарский  госпедуниверситет,
   Челябинский  государственный  технический  университет,  остальные
   вузы  г. Москвы.  С разрешения Министерства сокращены сроки приема
   документов в 6 вузах,  в 8 - по решению самих вузов, тем самым был
   нарушен   принцип   доступности  на  конкурсной  основе  получения
   бесплатного   профессионального   образования   и  ущемлены  права
   граждан.
       Предварительные итоги  проверки  доложены  (07.08.96)  первому
   заместителю министра Жураковскому В.М.,  начальнику Управления  по
   обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными
   организациями Волоховой Е.Д.
       Предложения:
       1. Информировать Министерство юстиции Российской  Федерации  о
   выявленных в  Министерстве  общего и профессионального образования
   нормативных актах,   не   прошедших   в   установленном    порядке
   регистрацию.
       2. Внести    представление    в    Министерство    общего    и
   профессионального образования  на предмет приведения перечисленных
   в справке  актов  в   соответствие   с   Конституцией   Российской
   Федерации, федеральным   законодательством   и  регистрации  их  в
   Министерстве юстиции.
       3. Принести протесты на:
       - письмо    первого    заместителя    министра    общего     и
   профессионального образования   от   18.10.96   N  03-36-24/03-10,
   адресованное ректору  Современного  гуманитарного  университета  о
   распространении действия   лицензии   на   право   образовательной
   деятельности от   21.04.95   N   16-212   на   его    региональные
   представительства, о чем уведомить прокурора Белгородской области;
       - письмо   первого   заместителя   министра      от   25.01.96
   N 10-34-017ин/018 "О  проведении    репетиционных    экзаменов   и
   вступительных испытаний в ранние сроки";
       - абзац  1  пункта  10  Постановления  Госкомитета  Российской
   Федерации по высшему образованию от 27.12.95 N 9.
       4. Поручить   прокурору  г.  Москвы  разобраться  с  причинами
   нарушения п.  3  статьи  5  Закона  "Об  образовании",  статьи  11
   Федерального закона  "О  высшем  и послевузовском профессиональном
   образовании" и изданного в  порядке  их  реализации  Постановления
   Госкомвуза России  от  27.12.95  N  9  (зарегистрировано  Минюстом
   России 19.04.96 N 1071),  МГУ, Литературным институтом, Московским
   авиационным институтом,   Московским   энергетическим  институтом,
   Московским художественным промышленным  университетом,  Московским
   инженерно - физическим институтом. Аналогичное поручение направить
   прокурору Челябинской    области    в    отношении    Челябинского
   государственного технического  университета,  прокурору  Самарской
   области в отношении Самарского госпедуниверситета.
       5. Внести  предложение  в  план работы Генеральной прокуратуры
   Российской Федерации  на  I  полугодие  1998  года  о   проведении
   совместно с  прокурорами  субъектов  Федерации проверки исполнения
   Законов "Об   образовании",    "О    высшем    и    послевузовском
   профессиональном образовании"      в      части     лицензирования
   образовательной деятельности,  оказания   дополнительных   платных
   образовательных услуг   и   социальных  гарантий  реализации  прав
   граждан на образование.
       6. Копию    справки   передать   в   Министерство   общего   и
   профессионального образования    Волоховой    Е.Д.,     начальнику
   Управления по обеспечению законотворческой деятельности и связям с
   общественными организациями.
   
                                          Старший прокурор Управления
                                          по делам несовершеннолетних
                                                           и молодежи
                                                          О.И.ВЕЛИЧКО
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz