Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 22 ИЮЛЯ 1997 Г. N 2045/97 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТАМОЖНИ О ВЗЫСКАНИИ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ЭКСПОРТА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 22 июля 1997 г. No. 2045/97

       Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Генерального  прокурора  Российской
   Федерации на  постановление  апелляционной  инстанции Арбитражного
   суда Алтайского края от 22.07.96 по делу No. 2к/15 и постановление
   Федерального арбитражного   суда   Западно-Сибирского   округа  от
   23.09.96 по тому же делу.
       Заслушав и  обсудив  доклад  судьи  и  заключение  заместителя
   Генерального прокурора   Российской    Федерации,    поддержавшего
   протест, Президиум установил следующее.
       Акционерное общество     открытого     типа      "Барнаульский
   аппаратно-механический завод"   обратилось   в   Арбитражный   суд
   Алтайского края с иском о признании недействительным постановления
   Алтайской таможни от 07.09.95 No. 1400-412/95 о взыскании штрафных
   санкций, предусмотренных   статьей   273    Таможенного    кодекса
   Российской Федерации  за  нарушение  таможенного  режима экспорта,
   выразившегося в невыполнении обязанностей по  зачислению  валютной
   выручки на  счет  в  уполномоченном банке на территории Российской
   Федерации.
       Решением от 25.01.96 исковые требования удовлетворены.
       Постановлением апелляционной  инстанции  от  22.07.96  решение
   суда отменено, в иске отказано.
       Федеральный арбитражный    суд    Западно-Сибирского    округа
   постановлением от  23.09.96  постановление апелляционной инстанции
   оставил без изменения.
       В протесте   заместителя   Генерального  прокурора  Российской
   Федерации предлагается   постановления   судов   апелляционной   и
   кассационной инстанций  отменить.  Решение  суда  первой инстанции
   оставить в силе.
       Рассмотрев протест,  Президиум  не  находит  оснований для его
   удовлетворения.
       Как следует из материалов дела, согласно контракту от 15.04.94
   No. 196-1 в  адрес  ООД  "Технокриометалл"  (Республика  Болгария)
   истцом была  осуществлена  экспортная  поставка продукции на сумму
   88515  долларов   США   по    грузовой    таможенной    декларации
   No. 14100/25054/2274.
       В      соответствии    с    паспортом   сделки   от   13.05.94
   No. 1/09101010/000/00010 валютная выручка должна была поступить не
   позднее 10.11.94.
       Учитывая, что  в указанный срок валютная выручка не поступила,
   а истец не предпринял надлежащих мер для ее поступления,  ответчик
   применил штрафные санкции, предусмотренные статьей 273 Таможенного
   кодекса Российской Федерации,  о  чем  вынесено  постановление  от
   07.09.95 No. 14100-412/95.
       В обоснование   отмены    опротестованных    судебных    актов
   заместитель Генерального  прокурора Российской Федерации ссылается
   на следующее.
       В соответствии   со  статьями  200,  201  Таможенного  кодекса
   Российской Федерации  ответственность   за   нарушение   валютного
   законодательства может  быть  применена  к лицу таможенным органом
   лишь в случаях,  когда такое  нарушение  одновременно  является  и
   нарушением таможенных   правил.  Зачисление  экспортером  валютной
   выручки на счет в уполномоченном банке  на  территории  Российской
   Федерации не    предусмотрено   Таможенным   кодексом   Российской
   Федерации в качестве обязательного требования  таможенного  режима
   экспорта, в  связи с чем незачисление валютной выручки не является
   нарушением данного таможенного режима и,  следовательно, не влечет
   применения ответственности   по  статье  273  Таможенного  кодекса
   Российской Федерации.   При   этом   валютное    законодательство,
   предусматривая обязанность   экспортеров  по  зачислению  валютной
   выручки, не   возлагает   на    них    обязанности    обеспечивать
   своевременность поступления   валютных   средств   от  покупателей
   экспортируемого товара.
       Кроме того,   по  мнению  заместителя  Генерального  прокурора
   Российской Федерации,    ответчиком     неправомерно     применена
   ответственность за нарушение валютного законодательства, поскольку
   органами, уполномоченными   применять    такую    ответственность,
   являются Центральный  банк  Российской Федерации и Государственный
   таможенный комитет Российской Федерации.
       Однако в  соответствии  с  частью 1 статьи 5 Закона Российской
   Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и пунктом
   8  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  14.06.92 No.  629
   "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной
   выручки и взимания экспортных пошлин" валютная выручка от экспорта
   товаров (работ,  услуг) подлежит обязательному зачислению на счета
   в уполномоченных  банках  на  территории Российской Федерации.  Из
   содержания этих правовых норм следует, что зачисление экспортерами
   валютной выручки  на  счета  в уполномоченных банках на территории
   России является обязательным условием экспортных операций.
       Статья 98 Таможенного кодекса Российской Федерации,  определяя
   требования при  экспорте  товаров,  устанавливает,   что   экспорт
   товаров осуществляется  при  условии  уплаты  вывозных  таможенных
   пошлин и  внесении  иных  таможенных  платежей,   соблюдения   мер
   экономической политики    и    выполнения    других    требований,
   предусмотренных Кодексом   и   иными    актами    законодательства
   Российской Федерации  по таможенному делу.  Таким образом,  уплата
   вывозных пошлин и иных таможенных платежей не исчерпывает перечень
   требований при   экспорте   товаров   и  не  ограничивает  условий
   таможенного режима экспорта.
       Согласно статье  24 Таможенного кодекса Российской Федерации в
   случае, если Кодексом  не  предусмотрены  положения,  регулирующие
   отдельные вопросы  применения таможенных режимов,  Государственный
   таможенный комитет Российской Федерации вправе впредь до  принятия
   соответствующих законодательных   актов   определять   особенности
   правового регулирования таможенных режимов,  а также устанавливать
   таможенные режимы, не предусмотренные Кодексом.
       Эти полномочия Государственным таможенным комитетом Российской
   Федерации в  отношении  таможенного  режима экспорта реализованы в
   Инструкции о   порядке   осуществления   валютного   контроля   за
   поступлением в  Российскую  Федерацию валютной выручки от экспорта
   товаров от 12.10.93,  утвержденной Центральным  банком  Российской
   Федерации и   Государственным   таможенным   комитетом  Российской
   Федерации, в соответствии с пунктом 2.1 которой экспортеры обязаны
   обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои
   валютные счета в уполномоченных банках  на  территории  Российской
   Федерации. Кроме этого, пункт 3.2 Инструкции устанавливает,  что с
   подписанием паспорта   сделки   экспортер   принимает   на    себя
   ответственность за  зачисление  в  полном объеме и в установленные
   сроки выручки от экспорта товара.
       Указом Президента  Российской  Федерации от 18.08.96 No.  1209
   также подтверждено,  что  зачисление  на  счета  в  уполномоченных
   банках валютной  выручки  от экспорта товаров является требованием
   таможенного режима  экспорта  в   соответствии   со   статьей   98
   Таможенного кодекса Российской Федерации (п. 7 Указа).
       Таким образом,  следует признать,  что зачисление экспортерами
   валютной выручки  является  условием  таможенного режима экспорта.
   При этом  экспортер  обязан  не  только  зачислять   на   счет   в
   уполномоченном банке  на  территории  России  полученную  валютную
   выручку, но  и   в   качестве   обеспечения   зачисления   выручки
   предпринять все  необходимые  меры  для ее получения от покупателя
   экспортируемого товара.
       Незачисление валютной   выручки,   равно   как   и  непринятие
   необходимых мер для ее получения являются нарушениями  таможенного
   режима экспорта  и  подпадают  под действие статьи 273 Таможенного
   кодекса Российской Федерации,  устанавливающей ответственность  за
   несоблюдение ограничений, требований и условий таможенного режима.
       Не может являться основанием  для  удовлетворения  протеста  и
   довод заместителя  Генерального  прокурора Российской Федерации об
   отсутствии у таможни полномочий по привлечению  к  ответственности
   за нарушение     валютного     законодательства,    поскольку    в
   рассматриваемом случае  истец  привлечен  к   ответственности   за
   нарушение таможенных  правил  в порядке,  установленном Таможенным
   кодексом Российской  Федерации.  Согласно  статье  8   Таможенного
   кодекса Российской   Федерации   таможни  относятся  к  таможенным
   органам Российской Федерации,  которые в соответствии  со  статьей
   365 Таможенного   кодекса  Российской  Федерации  вправе  выносить
   постановления о наложении взыскания за таможенные правонарушения.
       Факт непоступления  выручки  подтверждается материалами дела и
   истцом не опровергается.  Доказательств принятия  необходимых  мер
   для   обеспечения   получения  и  зачисления  выручки  на  счет  в
   уполномоченном банке на территории России истец не  представил,  в
   связи  с  чем  правомерно  привлечен  таможней  к ответственности,
   предусмотренной  статьей  273   Таможенного   кодекса   Российской
   Федерации.
       Учитывая изложенное    и   руководствуясь   статьями   187-189
   Арбитражного процессуального   кодекса    Российской    Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                          п о с т а н о в и л:

       постановление   апелляционной   инстанции  Арбитражного   суда
   Алтайского края  от  22.07.96  по  делу No.  2к/15 и постановление
   Федерального арбитражного  суда   Западно-Сибирского   округа   от
   23.09.96 по тому же делу оставить в силе.

                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         В.Ф. ЯКОВЛЕВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz