Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 22.07.97 О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


   22 июля 1997 года
   ------------------------------------------------------------------
   
                                 ПИСЬМО
   
                    ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       В соответствии с частью 3 статьи  107  Конституции  Российской
   Федерации  отклоняю  принятый  Государственной  Думой,  одобренный
   Советом Федерации и направленный Президенту  Российской  Федерации
   для  подписания  и  обнародования  Федеральный  закон  "О военно -
   техническом сотрудничестве  Российской  Федерации  с  иностранными
   государствами".
       Отдельные положения   представленного   Федерального    закона
   противоречат   Конституции   Российской   Федерации,  федеральному
   законодательству и нормам международного права.
       Абзац четвертый   статьи   1  Федерального  закона  необходимо
   привести в соответствие  со  статьей  5  Федерального  закона  "Об
   оружии",  так  как гражданское и служебное оружие на вооружение не
   принимаются.
       Ряд понятий,   используемых   для  целей  Федерального  закона
   (статья 1),  таких как  вывоз,  ввоз,  экспорт,  импорт  продукции
   (работ,   услуг)   военного   назначения,  необходимо  привести  в
   соответствие со статьей 2 Федерального закона  "О  государственном
   регулировании  внешнеторговой  деятельности"  и статьями 68,  97 и
   другими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации.
       Абзац второй  статьи  2,  абзац  девятый  статьи  5  и пункт 1
   статьи 7 Федерального закона противоречат  пункту  "м"  статьи  71
   Конституции  Российской  Федерации,  согласно которому определение
   порядка продажи и покупки оружия,  боеприпасов,  военной техники и
   другого   военного   имущества   находится  в  ведении  Российской
   Федерации.  В  связи  с  этим   в   Федеральном   законе   следует
   использовать термин "федеральные органы государственной власти".
       Положения пункта 1 статьи 6 Федерального  закона  ограничивают
   полномочия  Президента  Российской  Федерации принимать решения об
   экспорте в отдельные  страны  продукции  военного  назначения,  не
   включенной   в   единые  перечни  продукции  военного  назначения,
   разрешенной к вывозу из Российской  Федерации.  Исходя  из  текста
   Федерального  закона  такой экспорт может осуществляться только на
   основании федеральных законов,  что не соответствует  существующей
   практике   экспорта   продукции  военного  назначения  и  принципу
   разделения властей.
       Аналогичное ограничение   полномочий   Президента   Российской
   Федерации содержится в пункте  2  статьи  6  Федерального  закона,
   поскольку   в   настоящее   время   к  исключительной  компетенции
   Президента  Российской  Федерации  отнесено  принятие  решений  по
   вопросам   экспорта   и   временного   вывоза  продукции  военного
   назначения   в   государства,   с   которыми    военно-техническое
   сотрудничество приостановлено или прекращено.
       Положения пункта  1  статьи  6  и  абзаца  шестого  статьи   9
   Федерального  закона  об  утверждении  единого  перечня  продукции
   военного назначения, разрешенной к вывозу из Российской Федерации,
   следует  признать неправильными,  так как вывоз продукции военного
   назначения производится и в режиме экспорта, и в режиме временного
   вывоза (например,  для проведения выставок и испытаний).  Принятие
   указанного   единого   перечня   продукции   военного   назначения
   автоматически  приведет  к  значительному  расширению номенклатуры
   вооружения и военной техники,  разрешенных к экспорту. Кроме того,
   положения   Федерального   закона   об   утверждении   Президентом
   Российской  Федерации  перечня  продукции   военного   назначения,
   разрешенной  к  вывозу  из Российской Федерации,  не соответствуют
   положениям  статьи  16  Федерального  закона  "О   государственном
   регулировании      внешнеторговой      деятельности",     которыми
   предусмотрено,  что  указами   Президента   Российской   Федерации
   утверждаются перечни вооружения и военной техники, поставляемых на
   экспорт.
       В связи с изложенным,  положения пунктов 1,  2 и 3 статьи 6, а
   также абзаца шестого статьи  9  Федерального  закона  должны  быть
   переработаны.
       В Уставе ООН  не  используется  термин  "санкции  в  отношении
   государства",  поэтому вряд ли правомерно применение этого термина
   в пункте 3 статьи 6 и пункте 4 статьи 15 Федерального  закона  при
   характеристике мер, которые может принять Совет Безопасности ООН.
       Положения пункта   2   статьи   7   Федерального   закона   об
   осуществлении  государством  контроля  за  деятельностью в области
   военно-технического сотрудничества (в том числе  за  деятельностью
   федеральных   органов  исполнительной  власти)  должны  быть  либо
   конкретизированы,  либо исключены,  в противном  случае  возникнут
   основания   для   неоправданного   вмешательства   в   оперативную
   деятельность за осуществлением военно-технического  сотрудничества
   со стороны всех ветвей государственной власти.
       Противопоставление международных      договоров     Российской
   Федерации и международных обязательств Российской Федерации (абзац
   четвертый  пункта 2 статьи 7 Федерального закона) не соответствует
   общепризнанному пониманию:  понятие "международные  обязательства"
   включает  в  себя  и  обязательства,  вытекающие  из международных
   договоров.
       В соответствии  со  статьей  9  Федерального  закона Президент
   Российской   Федерации   устанавливает   порядок    предоставления
   российским   юридическим   лицам   права  осуществления  военно  -
   технического  сотрудничества,  а  в  соответствии  со  статьей  11
   Федерального  закона  предоставление  им  и лишение их этого права
   осуществляются Правительством Российской Федерации. Таким образом,
   положения  статьи  11 Федерального закона ограничивают компетенцию
   Президента Российской Федерации, установленную в статье 9 этого же
   Закона,  поскольку  орган,  реализующий  установленный Президентом
   Российской  Федерации  порядок,  должен  определяться  Президентом
   Российской   Федерации.   Аналогичные   замечания  относятся  и  к
   положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона.
       Поскольку процедура  принятия  федеральных законов Федеральным
   Собранием - парламентом  Российской  Федерации  и  полномочия  его
   палат урегулированы Конституцией Российской Федерации (глава 5), а
   попытка   предоставления   им   федеральным   законом   каких-либо
   дополнительных   полномочий  противоречит  Конституции  Российской
   Федерации,  полагаем необходимым  статью  10  Федерального  закона
   исключить.
       В соответствии с абзацем одиннадцатым статьи  11  Федерального
   закона     Правительства     Российской    Федерации    определяет
   государственного   заказчика   в    области    военно-технического
   сотрудничества,  а  в  соответствии  с  абзацем седьмым статьи 9 и
   абзацем вторым статьи 12 Федерального закона таким государственным
   заказчиком  определен  федеральный  орган  исполнительной области,
   созданный  (назначенный,  уполномоченный)  Президентом  Российской
   Федерации.
       В связи   с   изложенным,  положения   Федерального    закона,
   устанавливающие  компетенцию  Президента  Российской  Федерации  и
   Правительства  Российской  Федерации,  необходимо  переработать  и
   согласовать, в том числе с действующими федеральными законами.
       В пункте   2   статьи   13   Федерального  закона  установлены
   ограничения  на  осуществление  российскими  юридическими   лицами
   военно-технического  сотрудничества в зависимости от происхождения
   уставного капитала и участия в нем государства,  что  противоречит
   закрепленному  в  пункте 1 статьи 4 Федерального закона в качестве
   основного  принципу  условий  участия  в  осуществлении  военно  -
   технического  сотрудничества  для  организаций  -  разработчиков и
   производителей продукции военного назначения.  Указанные положения
   Федерального закона необходимо взаимно согласовать.
       Положения пункта  4  статьи  13  Федерального  закона содержат
   нормы,  регулирующие  порядок  осуществления   военно-технического
   сотрудничества.   В  то  же  время  определение  этого  порядка  в
   соответствии  с  абзацем  восьмым  статьи  9  Федерального  закона
   является  компетенцией Президента Российской Федерации.  Из текста
   пункта  4  статьи  13  Федерального  закона  следует,  что  импорт
   продукции  военного  назначения,  ранее  поставленной  иностранным
   государствам   или   изготовляемой   по   российским    лицензиям,
   производится   без  оформления  решений  Правительства  Российской
   Федерации.  Реализация указанных  положений  в  отрыве  от  общего
   порядка  осуществления  военно-технического  сотрудничества  может
   привести  к  бесконтрольному  ввозу   на   территорию   Российской
   Федерации (а также реимпорту) вооружения и военной техники,  в том
   числе и организациями,  не имеющими права осуществления  военно  -
   технического  сотрудничества,  в  связи  с  чем  эти  положения из
   Федерального закона необходимо исключить.
       В пунктах  3  и  5  статьи  14  Федерального  закона не учтены
   принципы бюджетного законодательства, в соответствии с которыми из
   федерального   бюджета   выделяются  только  бюджетные  ссуды  для
   финансирования  расходов,  определенных  в  федеральном  законе  о
   бюджете   на   определенный   год,   а   средства   на  возмещение
   Правительством   Российской    Федерации    убытков,    понесенных
   российскими  организациями  в  связи  с  несвоевременным бюджетным
   финансированием,  должны  быть  заложены  в  самом  бюджете.   Без
   тщательной  доработки  указанные  положения Федерального закона на
   практике реализовываться не будут.
       Положения, содержащиеся  в  абзаце  втором  пункта 1 статьи 15
   Федерального  закона,  вызывают  сомнения.  Во-первых,   возникает
   вопрос,  всегда  ли  военно-техническое  сотрудничество Российской
   Федерации с иностранными  государствами  будет  осуществляться  на
   основе  международных  договоров Российской Федерации.  Во-вторых,
   Правительство Российской Федерации  не  подписывает  международные
   договоры,  а  принимает  (в  пределах своей компетенции) решения о
   подписании таких договоров.
       Следует иметь в виду, что ратификация является частью процесса
   заключения международных договоров. Выделение ратификации из этого
   процесса  (пункт  2  статьи  15 Федерального закона) неправомерно.
   Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации"
   определяет    порядок   заключения,   выполнения   и   прекращения
   международных договоров независимо от объекта договора.  В связи с
   этим  представляется целесообразным исключить пункт 2 из статьи 15
   Федерального закона.
       Пункт 4 статьи 15 Федерального закона противоречит Конституции
   Российской  Федерации  и  Федеральному  закону  "О   международных
   договорах   Российской  Федерации".  Во-первых,  явно  надуманными
   являются   "международные   договоры,   касающиеся   присоединения
   Российской  Федерации к международным санкциям,  предусматривающим
   принятие  обязательств  по  ограничению  деятельности  в   области
   военно-технического  сотрудничества" (в том числе и с учетом того,
   что в Уставе  ООН  не  используется  термин  "санкции").  Механизм
   выполнения  Российской  Федерации  соответствующих мер в отношении
   какого-либо  государства  обусловлен  Уставом  ООН.  Во-вторых,  в
   Конституции  Российской  Федерации (часть 4 статьи 15) говорится о
   международных договорах Российской Федерации, устанавливающих иные
   правила, чем  предусмотренные  законом.  В  пункте  "а"  пункта  1
   статьи 15   Федерального   закона   "О   международных   договорах
   Российской Федерации" сформулировано общее правило,  определяющее,
   что   ратификации   подлежат  международные  договоры,  исполнение
   которых  требует  изменения   действующих   или   принятия   новых
   федеральных  законов,  а  также устанавливающие иные правила,  чем
   предусмотренные законом.
       Предлагаемый новый  критерий  для  ратификации   международных
   договоров  -  "содержащие  изъятия  из законодательства Российской
   Федерации" - не соответствует  Конституции  Российской  Федерации,
   Федеральному   закону   "О   международных   договорах  Российской
   Федерации" и находится  в  противоречии  с  пунктом  2  статьи  15
   Федерального закона.  В  связи  с  этим  предлагается  пункт 4  из
   статьи 15 Федерального закона исключить.
       Кроме того,   Федеральный   закон   нуждается  в  существенной
   доработке в  целях  приведения  его  в  соответствие  с  правилами
   юридической техники и редактировании.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
                                                             Б.ЕЛЬЦИН
   Москва, Кремль
   22 июля 1997 года
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz