Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 24.06.97 N 06-51-34ИН/25-02 О МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (ВМЕСТЕ С "РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ")

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                 от 24 июня 1997 г. N 06-51-34ин/25-02
   
             О МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
   
       Особенностью современной  политики в области образования стала
   децентрализация управления системой образования.
       В соответствии  с  определенным  Законом  Российской Федерации
   "Об образовании" порядком  разграничения  компетенции  федеральных
   органов  государственной  власти,  федеральных  органов управления
   образованием и органов государственной власти субъектов Российской
   Федерации  происходит постепенное перераспределение управленческих
   функций между различными уровнями управления.
       Вместе с   тем   Закон   не   дает   детальной   регламентации
   распределения полномочий.
       В связи   с  этим  необходима  отработка  вариативных  моделей
   организационных структур управления региональными и муниципальными
   системами образования.
       Особенно острой является проблема управления  образованием  на
   уровне местного самоуправления.  В настоящее время органы местного
   самоуправления  самостоятельно  принимают   решение   о   создании
   муниципального  органа управления образованием либо о передаче его
   функций иным структурам.
       С целью оптимизации управления образованием на уровне местного
   самоуправления министерство направляет для использования в  работе
   рекомендации,  подготовленные  участниками  международного проекта
   ТАСИС "Планирование  управления  образованием  в  России".  Просим
   направить данные материалы главам местной администрации.
   
                                          Первый заместитель Министра
                                                          А.Н.ТИХОНОВ
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
   
                              РЕКОМЕНДАЦИИ
                 ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
                        НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
   
       Децентрализация управления образованием в Российской Федерации
   привела  к  изменениям  в  управляющих  подсистемах,  в   объектах
   воздействия, в содержании управленческих решений.
       Структура управления образованием  (отраслевая  вертикаль)  не
   изменилась, в ней сохранились 4 основных уровня управления:
       - федеральный,
       - региональный,
       - муниципальный (с учетом городов, имеющих районное деление),
       - образовательного учреждения.
       Однако в прежней системе управления  образованием  управляющим
   был   лишь   федеральный  уровень,  на  котором  задавались  цели,
   ставились задачи и контролировалось их выполнение.
       В настоящее  время  управляющие подсистемы появились на каждом
   уровне   управления,   так   как   перераспределение    полномочий
   способствовало  необходимости ставить цели,  формулировать задачи,
   подбирать  соответствующие  средства,  организовывать   работу   и
   контролировать ее выполнение на каждом уровне управления.
       Результаты анализа взаимоотношений разных  уровней  управления
   свидетельствуют  об  изменении  их характера:  с повышением уровня
   управления уменьшается доля прямых воздействий управляющей системы
   на управляемую и увеличивается доля косвенных.
       В этом  заключается  основное  изменение  характера  отношений
   между  уровнями управления образованием в результате проведенной в
   ходе реформы децентрализации управления.
       В последние  годы  центр  тяжести  в  управлении  образованием
   последовательно перемещался сначала на региональный,  а затем - на
   муниципальный уровень.
       Это обусловлено тем, что местное самоуправление является одним
   из  важнейших  условий  становления гражданского общества.  Многие
   проблемы,  в том числе проблемы образования,  гораздо  эффективнее
   решаются  на уровне местного самоуправления,  чем на федеральном и
   региональном, так как именно на муниципальном уровне сосредоточено
   обеспечение и организация образовательного процесса.
       Данное обстоятельство явилось причиной  пристального  внимания
   Министерства  общего  и  профессионального  образования Российской
   Федерации к проблемам муниципального управления образованием.
       В связи  с этим в рамках программы ТАСИС был разработан проект
   "Планирование   управления   образованием",   задачами    которого
   являлись:
       - оценка ситуации в системе управления образованием конкретных
   территорий;
       - построение  различных  схем   управления   и   проверка   их
   результативности   в   реальной   работе   муниципальных   органов
   управления образованием областных и городских инфраструктур;
       - подготовка  рекомендаций по оптимизации деятельности органов
   управления образованием муниципалитетов,  работающих  в  различных
   социально -  экономических,  демографических   и   социокультурных
   условиях.
       Анализ ситуации  в  системе управления образованием конкретных
   территорий позволил выделить проблемы управления  образованием  на
   муниципальном уровне.
       I блок проблем:
       - отсутствует опыт самоуправления, в том числе опыт управления
   образованием на муниципальном уровне в изменившихся условиях;
       - крайне медленно происходит профессионализация управленческой
   деятельности на муниципальном уровне;
       - формирование  местных  структур  управления приняло затяжной
   характер;
       - государственная  поддержка местному самоуправлению в области
   образования оказывается недостаточно согласованно;
       - местное   сообщество   с  трудом  приобщается  к  управлению
   образованием.
       II блок проблем:
       - местное  самоуправление   в   России   имеет   многообразные
   структуры и формы;
       - существует значительная дифференциация функций муниципальных
   органов управления образованием;
       - уровень самостоятельности районного звена в условиях  города
   с районным делением не определен;
       - ряд  относительно  самостоятельных   управляющих   структур,
   имеющих  отношение к сфере образования,  трансформировался в общую
   иерархическую управляющую подсистему.
       III блок проблем:
       - отсутствует четкое  разграничение  полномочий  в  управлении
   образованием   по   отраслевому   принципу   (вертикаль)   и   при
   взаимодействии с другими муниципальными  структурами,  отвечающими
   за образование (горизонталь) на уровне муниципалитета;
       - не  выделен  инвариант   содержания   деятельности   органов
   управления   муниципального   звена   в  условиях  децентрализации
   управления образованием и значительной  автономии  образовательных
   учреждений;
       - не определена оптимальная  структура  муниципального  органа
   управления образованием;
       - не   определен   оптимальный   численный   состав   аппарата
   управления образованием на муниципальном уровне.
       IV блок проблем:
       - отсутствует единая система информационного обеспечения;
       - отсутствуют параметры и методики  определения  эффективности
   деятельности управленческих структур в образовании (в том числе на
   муниципальном уровне);
       - отсутствуют   независимые   службы  контроля,  экспертизы  и
   прогнозирования;
       - отсутствуют эффективные финансовые механизмы,  которые могут
   быть использованы в образовании на муниципальном уровне.
       V блок проблем:
       - отсутствует  опыт   формирования   социального   заказа   на
   образование.
       В поисках   путей   решения   приведенных   выше   проблем   и
   поставленных  в этой связи задач приняли участие органы управления
   образованием   различных    уровней    Новосибирской,    Пермской,
   Кемеровской  областей,  Красноярского  края  и  Выборгского района
   Ленинградской области.
       Одним из  результатов  проведенной  работы  явились  настоящие
   Методические рекомендации, в которых:
       1) на  основании  анализа  законов  об образовании и о местном
   самоуправлении показано распределение компетенции между различными
   уровнями управления образованием (см. таблицу);
       2) выделен   инвариант   функционала   муниципального   органа
   управления образованием.
   
                                                              Таблица
   
   ------T----------------T---------------T-------------T-----------¬
   ¦ Со- ¦  Федеральный   ¦ Региональный  ¦ Муниципаль- ¦  Уровень  ¦
   ¦дер- ¦    уровень     ¦   уровень     ¦ ный уровень ¦ образова- ¦
   ¦жание¦                ¦               ¦             ¦ тельного  ¦
   ¦ уп- ¦                ¦               ¦             ¦учреждения ¦
   ¦рав- ¦                ¦               ¦             ¦    (ОУ)   ¦
   ¦лен- ¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦чес- ¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦ кой ¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦дея- ¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦тель-¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦ности¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   +-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
   ¦  1  ¦       2        ¦       3       ¦      4      ¦     5     ¦
   +-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
   ¦Обес-¦ - обеспечение и¦ - обеспечение ¦ - обеспече- ¦ - адап-   ¦
   ¦пече-¦защита      прав¦и защита права ¦ние и защита ¦тивность   ¦
   ¦ние  ¦граждан на обра-¦граждан на     ¦конституцион-¦образова-  ¦
   ¦госу-¦зование;        ¦образование;   ¦ного права   ¦тельного   ¦
   ¦дарс-¦ - создание пра-¦ - поддержка   ¦граждан на   ¦процесса   ¦
   ¦твен-¦вовых   гарантий¦национально-   ¦основное     ¦к условиям ¦
   ¦ных  ¦для   свободного¦культурных и   ¦общее образо-¦и особен-  ¦
   ¦га-  ¦функционирования¦региональных   ¦вание;       ¦ностям раз-¦
   ¦ран- ¦и развития  сис-¦традиций в об- ¦ - создание  ¦вития и    ¦
   ¦тий  ¦темы   образова-¦разовании;     ¦сети ОУ;     ¦подготовки ¦
   ¦обра-¦ния;            ¦ - подготовка  ¦ - поддержка ¦учащихся;  ¦
   ¦зова-¦ -   определение¦специалистов   ¦местных и на-¦ - преем-  ¦
   ¦ния  ¦прав, обязаннос-¦для осуществ-  ¦ционально -  ¦ственность ¦
   ¦     ¦тей   и  ответс-¦ления  образо- ¦культурных   ¦образова-  ¦
   ¦     ¦твенности  физи-¦вательного     ¦традиций в   ¦тельных    ¦
   ¦     ¦ческих  и юриди-¦процесса на    ¦образовании; ¦программ;  ¦
   ¦     ¦ческих лиц в об-¦языках народов ¦ - создание  ¦ - предо-  ¦
   ¦     ¦ласти  образова-¦Российской     ¦необходимого ¦ставление  ¦
   ¦     ¦ния,    правовое¦Федерации;     ¦количества   ¦всех воз-  ¦
   ¦     ¦регулирование их¦ - создание    ¦ОУ, классов  ¦можных форм¦
   ¦     ¦отношений в дан-¦региональных   ¦и групп, а   ¦получения  ¦
   ¦     ¦ной области;    ¦фондов стаби-  ¦также усло-  ¦образова-  ¦
   ¦     ¦ -   определение¦лизации и      ¦вий, обеспе- ¦ния;       ¦
   ¦     ¦порядка   созда-¦развития обра- ¦чивающих по- ¦ - нахожде-¦
   ¦     ¦ния, реорганиза-¦зования;       ¦лучение обра-¦ние вне по-¦
   ¦     ¦ции и ликвидации¦ - финансовое  ¦зования на   ¦литических ¦
   ¦     ¦ОУ;             ¦подкрепление   ¦родном языке;¦партий, об-¦
   ¦     ¦ - создание  фе-¦государствен-  ¦ - установле-¦щественно -¦
   ¦     ¦дерального фонда¦ных гарантий   ¦ние местных  ¦политичес- ¦
   ¦     ¦стабилизации   и¦доступности и  ¦налогов и    ¦ких и рели-¦
   ¦     ¦развития системы¦обязательности ¦сборов;      ¦гиозных    ¦
   ¦     ¦образования;    ¦основного обще-¦ - создание  ¦движений  и¦
   ¦     ¦ -  установление¦го образования ¦условий для  ¦организаций¦
   ¦     ¦федеральных нор-¦(выделение     ¦самостоятель-¦           ¦
   ¦     ¦мативов финанси-¦субвенций      ¦ной деятель- ¦           ¦
   ¦     ¦рования  обучаю-¦местным        ¦ности ОУ,    ¦           ¦
   ¦     ¦щихся  и  воспи-¦бюджетам);     ¦свободы и    ¦           ¦
   ¦     ¦танников  и  по-¦ - установле-  ¦плюрализма   ¦           ¦
   ¦     ¦рядка финансиро-¦ние региональ- ¦в образова-  ¦           ¦
   ¦     ¦вания ОУ;       ¦ных налогов и  ¦тельном      ¦           ¦
   ¦     ¦ -  установление¦сборов;        ¦процессе     ¦           ¦
   ¦     ¦льгот обучающим-¦ - установле-  ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦ся  и  педагоги-¦ние льгот      ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦ческим  работни-¦обучающимся и  ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦кам;  видов норм¦педагогическим ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦материального   ¦работникам;    ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦обеспечения     ¦видов и норм   ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦                ¦материального  ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦                ¦обеспечения    ¦             ¦           ¦
   +-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
   ¦Повы-¦ - осуществление¦ - осущест-    ¦ - осущест-  ¦ - осу-    ¦
   ¦шение¦мониторинга и   ¦вление монито- ¦вление мони- ¦ществление ¦
   ¦уров-¦непрерывности   ¦ринга и непре- ¦торинга и не-¦мониторинга¦
   ¦ня   ¦информационных  ¦рывности ин-   ¦прерывности  ¦и непрерыв-¦
   ¦про- ¦потоков о со-   ¦формационных   ¦информацион- ¦ности ин-  ¦
   ¦фес- ¦стоянии и раз-  ¦потоков о сос- ¦ных потоков  ¦формацион- ¦
   ¦сио- ¦витии;          ¦тоянии и раз-  ¦о состоянии и¦ных потоков¦
   ¦на-  ¦ - создание сис-¦витии системы  ¦развитии сис-¦о состоянии¦
   ¦лизма¦темы подготовки ¦образования;   ¦темы образо- ¦и развитии ¦
   ¦уп-  ¦и переподготов- ¦ - организация ¦вания;       ¦системы    ¦
   ¦рав- ¦ки управленчес- ¦подготовки     ¦ - заказ на  ¦образова-  ¦
   ¦лен- ¦ких кадров      ¦управленческих ¦повышение    ¦ния;       ¦
   ¦чес- ¦                ¦кадров;        ¦квалификации ¦ - заказ на¦
   ¦ких  ¦                ¦ - аттестация  ¦управленчес- ¦повышение  ¦
   ¦кад- ¦                ¦управленческих ¦ких кадров   ¦квалифика- ¦
   ¦ров  ¦                ¦кадров         ¦             ¦ции кадров ¦
   +-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
   ¦Конт-¦ - нормативно - ¦ - разработка  ¦ -   создание¦ - разра-  ¦
   ¦роль ¦правовое обес-  ¦национально -  ¦условий   для¦ботка      ¦
   ¦за   ¦печение;        ¦регионального  ¦выполнения   ¦школьного  ¦
   ¦ка-  ¦ - разработка   ¦компонента об- ¦национально -¦компонента ¦
   ¦чест-¦квалификацион-  ¦разовательного ¦регионального¦образова-  ¦
   ¦вом  ¦ных характерис- ¦стандарта и    ¦компонента   ¦тельного   ¦
   ¦обра-¦тик и должност- ¦создание усло- ¦государствен-¦стандарта; ¦
   ¦зова-¦ных инструкций  ¦вий для его    ¦ного  образо-¦ - органи- ¦
   ¦ния. ¦для специалистов¦выполнения;    ¦вательного   ¦зация те-  ¦
   ¦Ли-  ¦системы образо- ¦ - создание    ¦стандарта;   ¦кущего     ¦
   ¦цен- ¦вания;          ¦условий, орга- ¦ - создание  ¦контроля,  ¦
   ¦зиро-¦ - разработка   ¦низация и про- ¦условий и ор-¦проведение ¦
   ¦ва-  ¦типовых положе- ¦ведение лицен- ¦ганизация ли-¦самообсле- ¦
   ¦ние, ¦ний об учреж-   ¦зирования, ат- ¦цензирования ¦дования    ¦
   ¦ат-  ¦дении системы   ¦тестации и     ¦и аттестации;¦           ¦
   ¦тес- ¦образования;    ¦аккредитации;  ¦ - создание, ¦           ¦
   ¦тация¦ - разработка   ¦ - установка   ¦реорганизация¦           ¦
   ¦и    ¦государственных ¦дополнительных ¦и ликвидация ¦           ¦
   ¦ак-  ¦образователь-   ¦норм и правил  ¦образователь-¦           ¦
   ¦кре- ¦ных стандартов; ¦строительства  ¦ных учрежде- ¦           ¦
   ¦дита-¦ - разработка   ¦образовательных¦ний          ¦           ¦
   ¦ция  ¦модели педагоги-¦учреждений,    ¦             ¦           ¦
   ¦ОУ.  ¦ческой деятель- ¦охраны здоровья¦             ¦           ¦
   ¦Ат-  ¦ности;          ¦обучающихся,   ¦             ¦           ¦
   ¦тес- ¦ - установка    ¦оснащенности   ¦             ¦           ¦
   ¦тация¦норм и правил   ¦учебного про-  ¦             ¦           ¦
   ¦кад- ¦строительства   ¦цесса и обору- ¦             ¦           ¦
   ¦ров  ¦образовательных ¦дования учебных¦             ¦           ¦
   ¦     ¦учреждений,     ¦помещений;     ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦охраны здоровья ¦ - аттестация  ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦обучающихся,    ¦кадров         ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦оснащенности    ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦учебного про-   ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦цесса и обору-  ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦дования учеб-   ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦ных помещений;  ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦ - создание сис-¦               ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦темы  аттестаци-¦               ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦онно -  диагнос-¦               ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦тических служб  ¦               ¦             ¦           ¦
   +-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
   ¦Раз- ¦ -   разработка,¦ - разработка, ¦ - разработ- ¦ - разра-  ¦
   ¦ра-  ¦финансовая  под-¦финансовая под-¦ка, финансо- ¦ботка и    ¦
   ¦ботка¦держка,  органи-¦держка регио-  ¦вая поддерж- ¦привлечение¦
   ¦и фи-¦зация  и коорди-¦нальных (от-   ¦ка муници-   ¦дополни-   ¦
   ¦нан- ¦нация материаль-¦раслевых) меж- ¦пальных обра-¦тельного   ¦
   ¦совая¦но - техническо-¦ведомственных  ¦зовательных  ¦финансиро- ¦
   ¦под- ¦го   обеспечения¦целевых про-   ¦проектов и   ¦вания      ¦
   ¦держ-¦федеральной    и¦грамм развития ¦программ     ¦программы  ¦
   ¦ка   ¦межведомственных¦системы обра-  ¦развития     ¦развития   ¦
   ¦прог-¦программ  разви-¦зования        ¦муниципальной¦образова-  ¦
   ¦рамм ¦тия системы  об-¦               ¦системы обра-¦тельного   ¦
   ¦раз- ¦разования       ¦               ¦зования и об-¦учреждения ¦
   ¦вития¦                ¦               ¦разовательных¦           ¦
   ¦обра-¦                ¦               ¦учреждений   ¦           ¦
   ¦зова-¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦ния  ¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   +-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
   ¦Орга-¦ - создание и   ¦ - создание и  ¦ - создание  ¦ - форми-  ¦
   ¦низа-¦нормативное     ¦нормативное    ¦условий и    ¦рование за-¦
   ¦ция  ¦обеспечение     ¦обеспечение    ¦организация  ¦каза на    ¦
   ¦экс- ¦деятельности    ¦деятельности   ¦квалифициро- ¦консульти- ¦
   ¦пер- ¦экспертного     ¦экспертного    ¦ванного кон- ¦рование и  ¦
   ¦тизы ¦совета;         ¦совета;        ¦сультирова-  ¦экспертизу ¦
   ¦кон- ¦ - формирование ¦ - подготовка  ¦ния и экспер-¦учебных    ¦
   ¦суль-¦и размещение    ¦и формирование ¦тизы образо- ¦планов и   ¦
   ¦тиро-¦заказа на раз-  ¦корпуса экс-   ¦вательных    ¦программ   ¦
   ¦вания¦работку техно-  ¦пертов и кон-  ¦программ     ¦           ¦
   ¦прог-¦логий эксперти- ¦сультантов     ¦             ¦           ¦
   ¦рамм ¦рования и кон-  ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦раз- ¦сультирования   ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦вития¦программ раз-   ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦обра-¦вития системы   ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦зова-¦образования     ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦ния и¦и образователь- ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦обра-¦ных программ    ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦зова-¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦тель-¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦ных  ¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦прог-¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   ¦рамм ¦                ¦               ¦             ¦           ¦
   +-----+----------------+---------------+-------------+-----------+
   ¦Фор- ¦ - формирование ¦ - изучение    ¦ - формирова-¦ - кадро-  ¦
   ¦миро-¦и размещение    ¦конъюнктуры    ¦ние заказа   ¦вое, про-  ¦
   ¦вание¦заказа на кад-  ¦рынка педаго-  ¦на кадровое  ¦граммное,  ¦
   ¦сис- ¦ровое обеспече- ¦гических кад-  ¦обеспечение  ¦учебно -   ¦
   ¦темы ¦ние образова-   ¦ров;           ¦образователь-¦методичес- ¦
   ¦со-  ¦тельных про-    ¦ - формирова-  ¦ных программ;¦кое и      ¦
   ¦про- ¦грамм;          ¦ние и размеще- ¦ - формирова-¦материаль- ¦
   ¦вож- ¦ - формирование ¦ние заказа на  ¦ние заказа и ¦но - техни-¦
   ¦дения¦федерального    ¦кадровое       ¦обеспечение  ¦ческое     ¦
   ¦обра-¦комплекта учеб- ¦обеспечение    ¦учебной      ¦обеспечение¦
   ¦зова-¦ной литературы  ¦образователь-  ¦литературой; ¦учебного   ¦
   ¦тель-¦и размещение    ¦ных программ;  ¦ - формирова-¦процесса   ¦
   ¦ных  ¦его в издатель- ¦ - формирование¦ние и обеспе-¦           ¦
   ¦прог-¦ствах;          ¦и обеспечение  ¦чение заказа ¦           ¦
   ¦рамм ¦ - разработка   ¦заказа учеб-   ¦материально -¦           ¦
   ¦     ¦примерных учеб- ¦ной литературы;¦технического ¦           ¦
   ¦     ¦ных планов и    ¦ - формирование¦обеспечения  ¦           ¦
   ¦     ¦программ        ¦и обеспечение  ¦образователь-¦           ¦
   ¦     ¦                ¦заказа матери- ¦ных программ;¦           ¦
   ¦     ¦                ¦ально - техни- ¦ - разработка¦           ¦
   ¦     ¦                ¦ческого обес-  ¦примерных    ¦           ¦
   ¦     ¦                ¦печения обра-  ¦учебных пла- ¦           ¦
   ¦     ¦                ¦зовательных    ¦нов и прог-  ¦           ¦
   ¦     ¦                ¦программ;      ¦рамм         ¦           ¦
   ¦     ¦                ¦ - разработка  ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦                ¦примерных      ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦                ¦учебных планов ¦             ¦           ¦
   ¦     ¦                ¦и программ     ¦             ¦           ¦
   L-----+----------------+---------------+-------------+------------
   
       Создавая, поддерживая    и   развивая   систему   образования,
   гарантирующую гражданам их конституционное  право  на  образование
   независимо от пола,  расы,  национальности,  языка, происхождения,
   места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
   общественным   организациям  (объединениям),  возраста,  состояния
   здоровья,  социального,  имущественного и должностного  положения,
   наличия  судимости,  одним словом,  выполняя свою главную задачу в
   этой области,  муниципалитеты должны  последовательно  выстраивать
   структуру   управления  образованием,  его  отраслевую  вертикаль,
   главное место в которой должно занять образовательное  учреждение,
   непосредственно осуществляющее образовательный процесс.
       К компетенции  образовательных  учреждений   согласно   Закону
   Российской Федерации "Об образовании" отнесены:
       - материально   -   техническое   обеспечение   и    оснащение
   образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с
   государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые
   в пределах собственных финансовых средств;
       - привлечение для осуществления  образовательной  деятельности
   дополнительных источников финансовых и материальных средств;
       - подбор, прием на работу и расстановка кадров;
       - организация  и  совершенствование  методического обеспечения
   образовательного процесса;
       - разработка  и утверждение образовательных программ и учебных
   планов;
       - разработка   и   утверждение   рабочих   программ  курсов  и
   дисциплин;
       - разработка и утверждение по согласованию с органами местного
   самоуправления годовых учебных планов и расписаний занятий;
       - установление      структуры     управления     деятельностью
   образовательного учреждения,  штатного  расписания,  распределение
   должностных обязанностей;
       - установление ставок заработной платы и  должностных  окладов
   работников  образовательного  учреждения  в  пределах  собственных
   финансовых  средств  и   с   учетом   ограничений,   установленных
   федеральными и местными нормами;
       - установление  надбавок  и  доплат  к   должностным   окладам
   работников  образовательного  учреждения,  порядка  и  размеров их
   премирования;
       - разработка   и   принятие   правил   внутреннего  распорядка
   образовательного учреждения;
       - самостоятельное    формирование   контингента   обучающихся,
   воспитанников;
       - осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной
   аттестации обучающихся образовательного учреждения.
       В этой  связи  каждому  образовательному  учреждению  надлежит
   отработать и утвердить в органах исполнительной власти свой устав,
   заключить с учредителем договор; получить лицензию, определиться в
   вопросах аттестации и аккредитации.
       Изменение функционала   образовательных  учреждений  неизменно
   требует   соответствующей   структурной   перестройки   управления
   образованием в муниципалитетах.
       Право контроля за реализацией учреждениями образования  объема
   образовательных   программ,   их   соответствия   учебным  планам,
   расписанию  занятий  и  графикам  учебного   процесса;   качеством
   образования  выпускников;  обеспечением жизни и здоровья,  а также
   прав   и   свобод   обучающихся,   воспитанников   и    работников
   образовательного  учреждения  во время образовательного процесса в
   условиях   децентрализации   предполагает   выделение   инварианта
   функционала   муниципального   органа  управления  образованием  и
   соответствующих управленческих структур.
       Главная задача муниципальных органов управления образованием -
   обеспечение прав граждан на образование.
       Решение этой задачи требует:
       с одной стороны,  выполнения в новых условиях функций, которые
   всегда выполнялись органами управления образованием;
       с другой  стороны,  выполнения  новых  функций,  связанных   с
   необходимостью   удовлетворения   дополнительных   образовательных
   услуг, обеспечения социализации обучающихся, специальной работы по
   обеспечению связи населения с региональной жизнью.
   
              Инвариант функционала муниципального органа
                        управления образованием
   
       1. Обеспечение   выполнения   государственных   нормативно   -
   правовых актов об образовании.
       2. Управление качеством образования.
       2.1. Рационализация    сети   образовательных   учреждений   и
   образовательных  услуг  (создание,  реорганизация   и   ликвидация
   образовательных учреждений).
       2.2. Контроль  и  диагностика   деятельности   образовательных
   учреждений  по  обеспечению  выполнения государственных стандартов
   образования.
       2.3. Участие    в   аттестации   учащихся   и   воспитанников,
   педагогических    и    руководящих    работников     муниципальных
   образовательных учреждений.
       2.4. Участие  в   лицензировании,   аттестации,   аккредитации
   муниципальных   образовательных   учреждений   в   соответствии  с
   полномочиями.
       2.5. Организация     и    мониторинг    экспериментальной    и
   инновационной деятельности в муниципалитете.
       2.6. Информационно  -  аналитическая  деятельность  по  оценке
   состояния муниципальной образовательной системы и  направления  ее
   развития.
       3. Прогнозирование развития муниципальной системы образования.
       Система действий  по  определению стратегических и тактических
   задач управления в изменяющихся условиях.
       4. Регулятивно  -  коррекционная  деятельность  по отношению к
   работе образовательных учреждений
       5. Обеспечение  социализации  детей,  охрана прав и социальная
   защита детей.
       5.1. Обеспечение прав граждан на образование.
       5.2. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.
       5.3. Предупреждение  безнадзорности  несовершеннолетних  путем
   объединения усилий заинтересованных ведомств.
       5.4. Помощь  в сохранении и укреплении здоровья детей в период
   образовательного процесса и каникулярного отдыха.
       6. Создание  необходимых  консалтинговых и сервисных служб при
   органах   управления   для   оказания   помощи   в    деятельности
   образовательных     учреждений    и    педагогов    (методической,
   психологической, юридической, социологической и т.д.).
       7. Работа с кадрами.
       7.1. Формирование заказа на подготовку кадров.
       7.2. Организация   повышения   квалификации  педагогических  и
   руководящих кадров.
       7.3. Назначение и освобождение руководящих кадров.
       7.4. Материальное и моральное стимулирование, награждение.
       8. Социальная защита педагогических кадров
       - совместная деятельность с органами местного  самоуправления,
   профсоюзами (жилье, медобслуживание, охрана труда).
       9. Участие в формировании местных бюджетов и  фондов  развития
   образования, привлечение дополнительных источников финансирования,
   планирование материально - технического обеспечения,  разработка и
   принятие местных нормативов финансирования образования.
       10. Контроль  деятельности  подведомственных   учреждений   по
   исполнению   бюджетной   и  финансовой  дисциплины,  осуществлению
   хозяйственной деятельности.
       11. Регулирование  в  пределах  своих полномочий и компетенции
   отношений собственности в системе образования, контроль аренды.
       12. Строительство,  ремонт  и эксплуатация зданий и сооружений
   муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей
   к ним территории.
       Одним из способов решения важнейшего в настоящее время вопроса
   о   повышении   квалификации  педагогических  кадров  может  стать
   ваучеризация   указанной   системы,   что   будет   способствовать
   естественной   конкуренции   между  образовательными  учреждениями
   дополнительного  профессионального  образования   и   приведет   к
   повышению профессиональной подготовки слушателей курсов.
   
             Направления оценки деятельности муниципального
                     органа управления образованием:
   
       - степень рационализации  сети  муниципальной  образовательной
   системы;
       - диверсификация образовательных услуг;
       - степень   удовлетворенности   потребностям   образовательной
   системы  функционирующих  сервисных  служб   и   их   влияние   на
   образовательную систему;
       - степень удовлетворенности детей,  родителей,  общественности
   предлагаемыми образовательными услугами и их доступностью;
       - положительная динамика формальных показателей  эффективности
   работы    образовательной   системы   (по   качеству   реализуемых
   образовательных   услуг,    через    аттестацию    образовательных
   учреждений);
       - эффективность системы повышения профессионализма  педагогов,
   оценка  оперативного  и  опережающего  характера  обучения  кадров
   (через аттестацию руководящих и педагогических кадров);
       - наличие соответствующей нормативной правовой базы управления
   на муниципальном уровне;
       - наличие комплексно - целевых программ и их направленность на
   развитие образования на муниципальном уровне, их реализуемость;
       - эффективность  контроля,  анализа деятельности муниципальных
   образовательных учреждений;
       - оценка     деятельности     муниципальных    образовательных
   учреждений.
       Новая политика     в     управлении    образованием    требует
   соответствующей политики и в области  финансирования.  Закономерен
   вывод   о  необходимости  многоканального  финансирования  учебных
   заведений, т.к. если образовательное учреждение, реализуя базисный
   учебный план  с  его  федеральной  и  национально  -  региональной
   составляющими,  выступает своего рода  сервисным  учреждением,  то
   должно   рассчитывать   на  финансовую  поддержку  всех  тех,  кто
   претендует на трансляцию через него своего  компонента  знания.  В
   противном  случае  надо  материально  поддерживать  всех  граждан,
   претендующих на получение образовательных услуг от  педагогических
   коллективов,    ставя   их   в   равные   условия   как   законных
   налогоплательщиков.  Со стороны  же  муниципалитетов  должен  быть
   осуществлен  переход на финансирование целевых программ и проектов
   развития образовательных учреждений.
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz