Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА О НЕВОЗМОЖНОСТИ ОТНЕСЕНИЯ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ СУММ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
            ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
                         КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 18.06.97 по делу N 851к/5


       Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского  округа  в  составе
   председательствующего  Чубарова  А.В.,   судей   Базилевой   Т.В.,
   Евтеевой  М.Ю.,  рассмотрев  в   заседании   кассационную   жалобу
   Государственной  налоговой  инспекции  по  Ивановской  области  на
   решение от 16.01.97 г., постановление от 21.04.97  г.  по  делу  N
   851к/5 арбитражного суда Ивановской области установил:

       Открытое акционерное общество  "Славнефть-Ивановонефтепродукт"
   обратилось  в  арбитражный  суд  Ивановской  области  с  иском   о
   признании  недействительным  решения   Государственной   налоговой
   инспекции по Ивановской области от 09.10.96 г. в части взыскания с
   акционерного общества заниженной прибыли в сумме  304989900  руб.,
   штрафа  в  той  же  сумме,  штрафа  за   ведение   учета   объекта
   налогообложения  с  нарушением  установленного  порядка  в   сумме
   10674600 руб., заниженного налога  на  прибыль  в  сумме  59228600
   руб., штрафа в той же сумме, пени за несвоевременную уплату налога
   на прибыль в сумме 8209908 руб.
       Решением арбитражного суда от 15 - 16 января 1997 года исковые
   требования удовлетворены.
       Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.97  г.  данное
   решение оставлено без изменения.
       Не  согласившись  с  постановлением  апелляционной  инстанции,
   Госналогинспекция по Ивановской области обратилась  в  Федеральный
   арбитражный суд Волго-Вятского округа с  кассационной  жалобой,  в
   которой просит вышеуказанные судебные акты отменить.
       По  мнению  заявителя  судом   неправильно   применены   нормы
   материального  права,  а  именно,   Указ   Президента   Российской
   Федерации  от  22.12.93  г.  N  2270  "О  некоторых  изменениях  в
   налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней",
   Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.94 г.  N
   315  "О  порядке  образования   и   использования   отраслевых   и
   межотраслевых  внебюджетных  фондов   научно-исследовательских   и
   опытно-конструкторских   работ",   Указ   Президента    Российской
   Федерации  от  27.04.92  г.  N  426,  Постановление  Правительства
   Российской Федерации от 24.12.91 г. N 60.
       Рассмотрев кассационную  жалобу,  исследовав  материалы  дела,
   заслушав  объяснение  лиц,   участвующих   в   деле,   Федеральный
   арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что жалоба подлежит
   удовлетворению по следующим основаниям.
       Как следует  из  материалов  дела,  Государственной  налоговой
   инспекцией по Ивановской области проведена документальная проверка
   правильности     исчисления     и     уплаты     налогов      АООТ
   "Ивановонефтепродукт" за 1995 год и первое полугодие 1996 года.
       В результате  проверки  установлено,  что  в  1995  году  АООТ
   "Ивановонефтепродукт"   неправомерно   начисляло   и   перечисляло
   средства в незарегистрированный Миннауки внебюджетный  фонд  НИОКР
   Главнефтепродукта ГП "Роснефть" и на перечисленную сумму уменьшало
   налогооблагаемую прибыль.
       Вследствие этого в 1995  году  налогооблагаемая  прибыль  была
   занижена на 304989,9 тыс. руб.
       В I полугодии 1996 года АООТ  "Ивановонефтепродукт"  начислило
   241750,5 тыс. руб., подлежащих перечислению во  внебюджетный  фонд
   научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ  Центра
   научно-технического    сотрудничества    нефтегазовой     компании
   "Славнефть", зарегистрированный Министерством науки и  технической
   политики Российской Федерации 14.03.96 г., по договору от 01.01.96
   г.
       На  вышеуказанную  сумму   была   уменьшена   налогооблагаемая
   прибыль. Однако, фактически в фонд  НИОКР  было  перечислено  лишь
   72526  тыс.  руб.  Самим  предприятием  оставшиеся   средства   на
   научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы  не  были
   использованы.
       Таким образом, за I полугодие 1996 года прибыль была  занижена
   на 169224,5 тыс. руб., и, следовательно, налог на прибыль  занижен
   на 59228,6 тыс. руб.
       Данные нарушения отражены в  п.  п.  3,  4  Акта  проверки  от
   27.09.96 г.
       По результатам проверки Госналогинспекцией принято решение  от
   09.10.96 г. о применении к АООТ  "Ивановонефтепродукт"  финансовых
   санкций на  основании  ст.  13  Закона  Российской  Федерации  "Об
   основах налоговой системы в Российской Федерации".
       Оспаривая  решение  налоговой  инспекции,  представители   ОАО
   "Славнефть-Ивановонефтепродукт"   (так   стало   называться   АООТ
   "Ивановонефтепродукт"  в  связи  с   его   вхождением   в   состав
   холдинговой    компании    "Славнефть")    заявили,    что    АООТ
   "Ивановонефтепродукт" в 1995 году начисляло и перечисляло средства
   во внебюджетный фонд НИОКР на основании договора с  ГП  "Роснефть"
   от 29.06.95 г.
       О том, что фонд не был зарегистрирован, акционерному  обществу
   не  было  известно,  поскольку  обязанность   по   образованию   и
   регистрации  фондов   возложена   на   федеральные   министерства,
   корпорации, концерны, ассоциации.
       Заключив договор от 29.06.95 г., ГП "Роснефть" приняло на себя
   ответственность     за      все      последствия      деятельности
   незарегистрированного фонда.
       Кроме того, ОАО "Славнефть-Ивановонефтепродукт"  считает,  что
   фактически фонд НИОКР был создан и осуществлял свою деятельность с
   1992 года на основании Указа Президента  Российской  Федерации  от
   27.04.92 г. N  426   "О    неотложных    мерах    по    сохранению
   научно-технического     потенциала     Российской      Федерации",
   Постановления Правительства РСФСР от 24.12.91 г. N 60  "О  проекте
   бюджетной системы РСФСР на I квартал 1992 года", Указа  Президента
   Российской Федерации от 01.04.95 г. N 327 "О первоочередных  мерах
   по совершенствованию деятельности нефтяных компаний", а также ряда
   внутриведомственных  приказов,  писем  и  соглашений  Министерства
   топлива и энергетики Российской Федерации и ГП "Роснефть".
       По вопросу об отнесении на себестоимость средств, начисленных,
   но не перечисленных во внебюджетный фонд НИОКР  ЦНТС  нефтегазовой
   компании "Славнефть", представитель акционерного общества пояснил,
   что   АООТ   "Ивановонефтепродукт"   вправе   было    использовать
   неперечисленную сумму самостоятельно в соответствии с заключенными
   договорами на  производство  научно-технической  продукции.  Такое
   право ему предоставлено договором с АО НГК "Славнефть".
       Суд,  удовлетворяя  иск  ОАО  "Славнефть-Ивановонефтепродукт",
   принял доводы истца и его ссылки на  вышеназванные  нормативные  и
   внутриведомственные акты.
       Суд указал, что несмотря на функционирование  фонда  НИОКР  ГП
   "Роснефть" в нарушение установленного порядка, его деятельность не
   была признана незаконной, поэтому у налоговой  инспекции  не  было
   оснований для исключения из себестоимости АО "Ивановонефтепродукт"
   средств, перечисленных в фонд.
       По второму вопросу суд указал, что АООТ  "Ивановонефтепродукт"
   было  вправе  оставить  у  себя  и  использовать  часть   средств,
   начисленных в Фонд НИОКР и относить их на себестоимость, поскольку
   такое право ему было предоставлено договором с АО "Славнефть".
       Суд   кассационной   инстанции    считает    данное    решение
   противоречащим действующему законодательству.
       В соответствии с п. 5 Указа Президента  N  2270  "О  некоторых
   изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных
   уровней" от налогообложения освобождается прибыль, направленная на
   проведение предприятиями и организациями  научно-исследовательских
   и опытно-конструкторских работ.
       Пунктом 1 Порядка образования  и  использования  отраслевых  и
   межотраслевых  внебюджетных  фондов   научно-исследовательских   и
   опытно-конструкторских   работ,    утвержденного    Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  12.04.94   г.   N   315,
   предусмотрено    образование     внебюджетных     фондов     НИОКР
   министерствами, ведомствами и объединениями.
       Согласно  пункту  2  Порядка  суммы   средств,   перечисленных
   предприятиями  в   фонды   НИОКР,   включаются   предприятиями   и
   организациями в себестоимость продукции (работ, услуг).
       Пунктами 7 и 8 Порядка предусмотрены два обязательных  условия
   создания  и  функционирования  вышеуказанных  фондов,  а   именно,
   открытие министерствами,  ведомствами  и  объединениями  отдельных
   счетов в банках, на которых учитывается поступление и расходование
   средств фондов, и регистрация  внебюджетных  фондов  Министерством
   науки и  технической  политики  Российской  Федерации  в  порядке,
   определяемом по согласованию с Министерством финансов.
       В рассматриваемом случае фонд НИОКР ГП "Роснефть"  осуществлял
   свою деятельность в 1995 году без регистрации в Министерстве науки
   и технической политики, счет в банке для  аккумулирования  средств
   фонда не открывался, средства перечислялись на счет ГП "Роснефть",
   доказательства     их     использования     для     финансирования
   научно-исследовательских работ суду не представлены.
       Зарегистрирован внебюджетный  фонд  НИОКР  ГП  "Роснефть"  был
   только в феврале 1996 года.  Отчисления  в  этот  фонд  после  его
   регистрации АООТ "Ивановонефтепродукт" не производило.
       При  изложенных   обстоятельствах  суд   считает,   что   АООТ
   "Ивановонефтепродукт" было вправе производить отчисления в фонд ГП
   "Роснефть" в 1995 году лишь за счет прибыли, а не  относить  суммы
   отчислений на себестоимость.
       По  вопросу  отчислений  во  внебюджетный  фонд  НИОКР  Центра
   Научно-технического    сотрудничества    нефтегазовой     компании
   "Славнефть" в  I  полугодии  1996  года  следует  указать,  что  в
   соответствии  с  п.  17  Порядка   образования   и   использования
   отраслевых      и      межотраслевых      внебюджетных      фондов
   научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ  в  том
   случае, когда органы Государственной налоговой  службы  Российской
   Федерации при проверке деятельности предприятия или организации за
   какой-либо  отчетный  период   установили,   что   отчисления   во
   внебюджетный фонд произведены в соответствии с настоящим  Порядком
   и отнесены на себестоимость реализуемой продукции (работ,  услуг),
   но  не  перечислены  в   соответствующий   внебюджетный   фонд   в
   установленном договором размере, предприятию  или  организации  за
   этот период на сумму неперечисленных средств увеличивается  размер
   облагаемой налогом прибыли и начисляются  дополнительно  налог  на
   прибыль  по  установленной  ставке   с   применением   санкций   в
   соответствии с действующим законодательством.
       Поскольку АООТ "Ивановонефтепродукт" из  начисленных  241759,5
   тыс. руб.  перечислило в фонд НИОКР  только  72526  тыс.  руб.,  а
   отнесло на себестоимость всю сумму полностью, налоговая  инспекция
   правомерно рассчитала  дополнительно  налог  на  прибыль  в  сумме
   59228600 руб., исходя из неперечисленных  в  фонд  НИОКР  169224,5
   тыс. руб. и применила финансовые санкции.
       Доводы АООТ "Ивановонефтепродукт" о том, что в соответствии  с
   договором от 01.01.96 г., заключенным с АО "Славнефть", оно вправе
   было  оставить  часть   средств,   начисленных   в   фонд   НИОКР,
   использовать их  самостоятельно  для  создания  научно-технической
   продукции и, вследствие этого, относить на себестоимость, судом не
   принимаются, поскольку доказательства того, что указанные средства
   были  использованы  для  проведения   научно-исследовательских   и
   опытно-конструкторских  работ,  в  момент  проверки   акционерного
   общества налоговой инспекцией отсутствовали.
       Не были они представлены и при рассмотрении дела в арбитражном
   суде.
       На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174 - 177
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

       Решение от 16.01.97 г. и постановление апелляционной инстанции
   от 21.04.97 г. по  делу  N  851к/5  арбитражного  суда  Ивановской
   области отменить.
       В удовлетворении иска о  признании  недействительными  решения
   Госналогинспекции по Ивановской области от  09.10.96  г.  в  части
   взыскания финансовых санкций в сумме 743321508 отказать.
       Постановление вступает в законную силу с момента его  принятия
   и дальнейшему обжалованию не подлежит.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz