Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГТК РФ ОТ 07.05.97 N 03-10/8493 О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО БОРЬБЕ С ДОЛЖНОСТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В I КВАРТАЛЕ 1997 Г.

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                     от 7 мая 1997 г. N 03-10/8493
   
              О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО БОРЬБЕ С ДОЛЖНОСТНЫМИ
         ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В I КВАРТАЛЕ 1997 Г.
   
       В соответствии  с  Приказом  ГТК  России  от  21.04.97  N  219
   направляю аналитическую записку о состоянии  работы  по  борьбе  с
   должностными правонарушениями в таможенных органах.
       Анализ состояния   работы    по    борьбе    с    должностными
   преступлениями  и обеспечению безопасности деятельности таможенных
   органов  показывает,  что,  несмотря  на   принимаемые   меры,   в
   таможенных органах не сокращается,  а в ряде таможен увеличивается
   количество  должностных  правонарушений,  не  обеспечен   коренной
   перелом   в   укреплении   дисциплины,  обеспечении  упреждающего,
   активного и наступательного воздействия на  нарушителей  закона  и
   лиц, потворствующих им.
       В первом  квартале  по  подозрению  в  совершении  должностных
   преступлений правоохранительными       органами      задерживалось
   69 сотрудников  (в  I  квартале  1996  г.  -  52).   В   отношении
   49 таможенников возбуждены уголовные дела.
       67% должностных  преступлений  вскрыто   с   участием   службы
   собственной  безопасности  таможенных  органов (в 1996 г.  - около
   40%).
       Кроме того,   на  9  человек  возбуждены  дела  за  совершение
   общеуголовных преступлений.
       Необходимо отметить    следующие    особенности    сложившейся
   оперативной обстановки:
       - тенденция   роста  преступлений,  совершенных  на  корыстной
   основе.  72% сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности
   за должностные преступления,  обвинялись в получении взяток (26%),
   злоупотреблении   служебным   положением   (24%)   и    содействии
   контрабанде (22%) за вознаграждение;
       - активизировались   попытки   преступных    группировок    по
   втягиванию  должностных  лиц  таможен в преступную деятельность за
   счет  шантажа,  подкупа,   усиления   морального   и   физического
   воздействия.    Увеличилось    число    руководителей    различных
   подразделений таможенных органов,  прямо или косвенно  втянутых  в
   совершение   преступных   деяний.   За  злоупотребление  служебным
   положением  и  другие  должностные   преступления   привлечены   к
   уголовной  ответственности  начальник  Ульяновской  таможни ГСТС-3
   Бошков В.Л.,  заместители начальников Подольской (Ашурков О.М.)  и
   Калмыцкой (Осичкин В.И.,  Щепин А.Г.) таможен, начальник Бердского
   таможенного поста Новосибирской таможни (Соломатов С.П.),  а также
   ряд    начальников    отделов    в    Благовещенской,   Калужской,
   Багратионовской и Калмыцкой таможнях;
       - значительно возросло количество преступлений,  совершавшихся
   группами   сотрудников   по   предварительному   сговору.   Анализ
   материалов    расследования   показывает,   что   наиболее   часто
   преступления подобного рода совершаются при организации оформления
   автотранспортных  средств и грузов (Толмачевская,  Благовещенская,
   Восточная  таможни,  МАГТ),  взимании   платежей   за   таможенное
   оформление   автомобилей   иностранного  производства  физическими
   лицами (Новосибирская,  Калмыцкая таможни),  организации  контроля
   доставки товаров (Курганская, Балтийская, Орская таможни);
       - криминальные  структуры  и  недобросовестные  участники  ВЭД
   продолжают   наращивать   усилия   по  добыванию  и  накоплению  в
   преступных целях информации о  служебной  деятельности  таможенных
   подразделений,  наличии  уязвимых  мест  в  технологических схемах
   таможенного оформления.  В этих целях  особое  внимание  уделяется
   отделам контроля доставки товаров, подразделениям ГНИВЦ. В феврале
   с.г.  за незаконный съем информации с ЭВМ по заданию  криминальных
   структур  арестован  и   привлечен  к  уголовной   ответственности
   и.о. начальника отдела АСУ Калининградской таможни Ежов В.Е.;
       - особую    опасность    представляет   тенденция   увеличения
   преступлений,  в том числе и должностных, совершаемых сотрудниками
   правоохранительного   блока  таможенных  органов.  За  три  месяца
   текущего года к уголовной ответственности привлечено 9 сотрудников
   (за весь 1996 год - 18) отделов дознания, таможенных расследований
   и  борьбы  с  таможенными  правонарушениями   Набережночелнинской,
   Калмыцкой, Калужской, Багратионовской, Неманской таможен.
       Полная бесконтрольность  со   стороны   начальника   Калмыцкой
   таможни  и СКТУ за деятельностью правоохранительного блока таможни
   привела  к  тому,  что  оказались  вовлеченными  в  противоправную
   деятельность  и  были арестованы заместитель начальника таможни по
   правоохранительной   работе,   начальники    отделов    таможенных
   расследований и борьбы с таможенными правонарушениями. Кроме того,
   за незаконное приобретение  конфискованного  автомобиля  арестован
   заместитель  начальника  по  личному составу Калмыцкой таможни.  В
   результате работа правоохранительного блока таможни  парализована,
   нанесен  ущерб  авторитету  всех  таможенных  органов как субъекту
   правоохранительной деятельности.
       Неразборчивость в    связях,    корыстолюбие    и    моральная
   нечистоплотность  послужили  причинами  того,  что  начальник  ОСБ
   Благовещенской  таможни  Трикозин  А.А.  по сути стал соучастником
   преступления, фактически содействуя контрабанде товаров;
       - отсутствие  тщательного  контроля  за  подбором  и изучением
   кадров в Набережночелнинской  таможне  не  позволило  своевременно
   выявить   использование  подложных  документов  (диплом  о  высшем
   образовании) старшим инспектором отдела  таможенных  расследований
   Ивановым В.А. и предотвратить незаконное получение им более 1 млн.
   руб. по поддельным справкам - вызовам на заочное обучение.
       Вышеуказанные факты   свидетельствуют   о  заметном  ухудшении
   качества воспитательно-профилактической работы с  личным  составом
   таможенных   органов,   беспринципности   со   стороны   отдельных
   руководителей в вопросах подбора и расстановки кадров.
       Управление собственной  безопасности  до  сих  пор  не  сумело
   организовать  целостную  систему  комплексных  мер  по   выявлению
   предпосылок    к    совершению    должностных   правонарушений   и
   своевременному   очищению   сферы   таможенной   деятельности   от
   недобросовестных сотрудников.
       В значительной  степени  негативное  влияние  на   организацию
   эффективной борьбы с должностными правонарушениями оказывают:
       - пассивная  реакция  таможенного  руководства  на  выявленные
   правонарушения и преступления со стороны сотрудников;
       - плохая     организация     взаимодействия     с      другими
   правоохранительными органами при проведении совместных специальных
   мероприятий;
       - отсутствие    четкой    системы    оповещения    о    фактах
   злоупотреблений,  которые  могут  повлечь  за   собой   совершение
   преступления.
       Такое положение  приводит  к  неинформированности  руководства
   таможенных   органов   о  реальном  состоянии  дел,  не  позволяет
   проводить наступательную политику по  устранению  недостатков,  не
   дает  возможность  в должной мере координировать усилия всех служб
   таможенных  органов  по  обеспечению  надежной  физической  защиты
   сотрудников,  профилактике,  выявлению  и пресечению преступлений,
   своевременному  предотвращению  нанесения  ущерба  государственным
   интересам.
       Доклады руководству  ГТК  России,  в  Управление   собственной
   безопасности  и  УК  и  УЗ,  как правило,  только констатируют уже
   свершившиеся факты  происшествий  или  преступлений,  не  содержат
   анализа   их  причинно-следственных  связей  и  экспертных  оценок
   функциональных подразделений (ОТО и ТК,  ОБТП и др.),  что снижает
   эффективность  выявления  правонарушителей,  а  также препятствует
   созданию  системы  профилактических  мер,  исключающих  повторение
   правонарушений. Результаты дальнейших расследований представляются
   нерегулярно,  только по дополнительному запросу, и не используются
   на    местах    для   корректировки   процесса   воспитательно   -
   профилактической работы.
       Так, сведения  о  факте  проведения  специального  мероприятия
   правоохранительными органами на таможенном посту  "Западный"  МАГТ
   МТУ  в  марте 1997 года поступил в УСБ со значительным опозданием.
   Наличие предварительной информации о нарушениях на посту  не  было
   использовано отделами СБ МТУ и таможни для проведения элементарных
   проверок по выявлению нарушителей и  принятию  адекватных  мер  по
   наведению   порядка.   Как  результат,  не  таможенные,  а  другие
   правоохранительные  органы  выявили  признаки   правонарушений   в
   деятельности 10 сотрудников таможенного поста.
       Отсутствие контроля за личным составом  привело  к  тому,  что
   сведения   о   безвестном   отсутствии  сотрудников,  а  также  об
   установлении  в  дальнейшем  их   местонахождения,   из   Курской,
   Рязанской    и    Санкт-Петербургской    таможен    представлялись
   несвоевременно  и  по  сути  только  дезориентировали  руководство
   региональных  таможенных  управлений  и  ГТК  России.  Более того,
   установлено,  что   отдельные   сотрудники   используют   подобную
   бесконтрольность для совершения сомнительных сделок, пособничества
   преступникам в незаконной деятельности,  в том числе и в служебное
   время.  Так,  в  ходе  расследования  обстоятельств  отсутствия на
   службе  ведущего  инспектора  ОТО  и  ТК  N  1  Рязанской  таможни
   Платошина  Ю.В.,  выявлено его участие в контрабандном перемещении
   импортной мебели без  таможенного  оформления  на  сумму  27  тыс.
   долларов  (в отношении него возбуждено уголовное дело).  Инспектор
   отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Калининградской таможни
   Фисунов   А.П.   без  соответствующего  уведомления  и  разрешения
   руководства таможни выехал на личном автотранспорте в Польшу, где,
   находясь в состоянии опьянения,  совершил ДТП,  приведшее к гибели
   гражданина Польши (приговорен судом к двухмесячному  содержанию  в
   тюрьме г. Старград-Щецинский).
       Замалчивание и  непринятие  своевременных  мер  по  разрешению
   чрезвычайной  ситуации  в Толмачевской таможне привело к нападению
   на  сотрудника  таможни  и  может  повлечь   еще   более   тяжелые
   последствия.
       Следует отметить,  что  в  целом   количество   нападений   на
   таможенников и членов их семей по сравнению с аналогичным периодом
   1996 года несколько снизилось (31 - в 1997 г.,  48 - в 1996 г.). В
   25%  случаев в результате принятых мер нападавшие задерживались (в
   1996 г. - 17%). Однако анализ происшествий указывает на увеличение
   числа  нападений,  носящих заказной характер,  с целью физического
   воздействия на   сотрудников,   проявляющих   принципиальность   в
   исполнении   служебного   долга.   При  этом  основными  объектами
   нападений  стали  сотрудники  отделов   ТО   и   ТК,   собственной
   безопасности,  таможенных  расследований  и  борьбы  с нарушениями
   таможенных  правил.  Причинно-следственная  связь  с   исполнением
   служебных  обязанностей установлена при расследовании фактов угроз
   и нападений на сотрудников ОСБ  МТУ  (Служинин  В.Л.),  Щелковской
   (Лопаткин В.Ю.) и Багратионовской (Вахитов В.М.) таможен,  отделов
   таможенных расследований и борьбы с  таможенными  правонарушениями
   Оренбургской (Завадский О.Е.),  Сочинской (Пауков В.В.),  Брянской
   (Родителев Н.П.) таможен,  СЗТУ (Соколов  Н.И.).  В  ряде  случаев
   нападения    являлись    прямым   следствием   участия   отдельных
   таможенников в сомнительного рода сделках,  связанных со взятыми и
   невыполненными обязательствами  по предоставлению незаконных услуг
   криминальным структурам (как правило, факты и обстоятельства таких
   нападений таможенниками не афишируются).
       Наибольшую опасность  представляет  появление  фактов  захвата
   таможенников и членов их семей в качестве заложников с последующим
   требованием  выкупа.  Такие  случаи  произошли  в   ДТУ   (похищен
   заместитель   начальника  по  оперативной  работе  т/п  "Аэропорт"
   Махачкалинской таможни Назаров  И.Н.,  с  его  брата  Шахназарова,
   заместителя  начальника  ДТУ,  требуют  выкуп 500 тыс.  долларов),
   Северо-Осетинской (был похищен и за выкуп возвращен  сын  главного
   инспектора  т/п  "Аэропорт"  Ваниева  Х.И.) и в Иркутской таможнях
   (похищена с целью получения денег,  а затем  возвращена  инспектор
   отдела бухгалтерского учета и контроля Сопкалова Е.Н.).  При этом,
   если  факты  захвата  заложников  в  Северо-Кавказском  регионе  в
   определенной  степени  связаны  с  ухудшением  общей криминогенной
   обстановки,  то  захват  заложников  в  других  регионах  отражает
   тенденцию   усиления  целенаправленного  силового  воздействия  со
   стороны  преступников  на   таможенников   с   целью   шантажа   и
   вымогательства денег.
       Основными причинами низкой эффективности работы  по  выявлению
   лиц,  нападавших  на  сотрудников  и  членов  их  семей,  являются
   отсутствие  должного  контроля  за   деятельностью   таможенников,
   невыполнение  ими  требований  инструкций  по правилам обеспечения
   собственной безопасности,  отсутствие тщательно отработанных  схем
   оповещения  о  нападениях,  моделей  поиска пропавших сотрудников,
   вариантов организации взаимодействия с другими правоохранительными
   органами с четкой регламентацией - с кем, в каком случае, по каким
   вопросам  и  каналам   связи,   с   привлечением   каких   средств
   организуется взаимодействие.
       Службой собственной  безопасности  без  должной  инициативы  и
   крайне   медленно   реализуется   система   мер   по   обеспечению
   безопасности таможенников и таможенных органов в целом. До сих пор
   не  во всех таможнях отработан вопрос формирования для организации
   физической  защиты  сотрудников  групп  быстрого  реагирования   с
   выделением   автотранспорта,   оружия  и  необходимых  специальных
   средств.  Расследование обстоятельств происшествий  осуществляется
   поверхностно,  без выяснения всех причинно-следственных связей. Не
   проявляется   инициатива   в   вопросе    создания    с    другими
   правоохранительными   органами  постоянно  действующих  совместных
   групп по поиску пропавших без вести и освобождению  заложников  из
   числа таможенников и членов их семей.
       Оснащение подразделений собственной безопасности  вооружением,
   специальной техникой и имуществом согласно "Табелю положенности" в
   абсолютном  большинстве   таможен   не   осуществляется,   что   в
   значительной  мере  снижает возможности таможенных органов в плане
   организации эффективной системы мер  по  обеспечению  безопасности
   деятельности таможенных органов и таможенников.
       Исходя из вышеизложенного, Управление собственной безопасности
   во  втором  квартале  1997  года планирует в ходе полномасштабного
   развертывания оперативно-розыскной  деятельности  обратить  особое
   внимание на выработку мер по профилактике,  выявлению и пресечению
   правонарушений в деятельности подразделений таможенного оформления
   и  таможенного  контроля  и  отделов контроля доставки товаров,  а
   также по  ограждению  их  от  воздействия  криминальных  структур,
   укрепление  взаимодействия  с  подразделениями правоохранительного
   блока,   организацию   системы   оперативного   информирования   о
   происшествиях    и   подготовку   методик   проведения   служебных
   расследований в интересах обеспечения  благоприятных  условий  для
   решения  основной задачи таможенных органов по пополнению доходной
   части федерального бюджета.
       При организации  взаимодействия  с другими правоохранительными
   органами  в  первую  очередь   будут   решаться   вопросы   обмена
   оперативной информацией, проведения совместных операций, отработки
   практических вариантов поиска и освобождения заложников  из  числа
   таможенников, а также нейтрализации угроз и нападений.
       В этих целях разрабатывается нормативная  база  сотрудничества
   по   конкретным  вопросам  между  управлениями  и  подразделениями
   собственной  безопасности  правоохранительных  органов  Российской
   Федерации.
   
                                     Начальник Управления собственной
                                              безопасности ГТК России
                                                            Б.М.ГУТИН
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz