Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.04.1997 N 82-Г97-2 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ КАНДИДАТУР НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 26.02.97, УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ СУДЕЙСКОГО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 11 апреля 1997 года
   
                                                       Дело N 82-Г97-2
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  11  апреля   1997   г.
   кассационную   жалобу   Курганской  областной   Думы   на   решение
   Курганского  областного  суда от 12  марта  1987  г.  по  заявлению
   прокурора    области   о   признании   правового   акта    частично
   недействительным.
       Заслушав  доклад судьи Василевской В.П. и заключение  помощника
   Генерального  прокурора РФ Корягиной Л.Л. об  оставлении  судебного
   решения без изменения, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       решением   от  26.02.97  Курганская  областная  Дума  утвердила
   Положение  о  порядке согласования кандидатур  на  должности  судей
   области.
       Согласно пунктам 3, 4 и 5 данного Положения при наделении судей
   области  полномочиями председатель областного суда,  помимо  своего
   представления и заключения квалификационной коллегии судей,  обязан
   представить  комитетам  Думы  пояснительные  записки  и  материалы,
   характеризующие   как   конкретную  кандидатуру,   так   и   других
   кандидатов,  принимавших  участие в  конкурсном  отборе;  при  этом
   комитеты  вправе  на  каждого  из  них  запрашивать  дополнительную
   информацию,   проводить   в   коллективах   судов   социологические
   исследования  в  виде  опроса  и  анкетирования,  в  том  числе   и
   анонимного;  предусмотрено, что при назначении на  должности  судей
   городских  и  районных судов и их руководителей учитывается  мнение
   органов   местного  самоуправления  соответствующих   муниципальных
   образований.
       Ссылаясь  на  несоответствие  указанного  порядка  согласования
   кандидатур  на  должности  судей  области  требованиям  Конституции
   Российской  Федерации  и  федеральному  законодательству,  прокурор
   Курганской  области  обратился  в  суд  с  заявлением  о  признании
   недействительными  п.  п. 4, 5 и исключении  из  п.  3  указания  о
   предоставлении председателем областного суда пояснительных  записок
   на  принимавших участие в конкурсе кандидатур на должности судей  и
   материалов,  характеризующих как кандидатуру  на  должность  судьи,
   так  и  других кандидатов, участвовавших в конкурсном отборе  (л.д.
   77).
       Решением  Курганского  областного суда  от  12.03.97  заявление
   прокурора удовлетворено.
       Обжалуя  судебное решение, Курганская областная Дума  просит  о
   его    отмене   и   вынесении   нового   о   признании    Положения
   соответствующим действующему законодательству.
       Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив
   доводы  жалобы  и  проверив  материалы  дела,  оснований  к  отмене
   судебного решения не находит.
       Согласно  ч.  2  ст.  76  Конституции Российской  Федерации  по
   предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов,
   к  числу  которых  относится и вопрос о  кадрах  судебных  органов,
   издаются  федеральные законы и принимаемые в  соответствии  с  ними
   законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской
   Федерации.
       Следовательно,  правовой  акт  субъекта  Российской  Федерации,
   регулирующий  вопросы  формирования  кадров  судебных  органов,  не
   должен противоречить федеральному законодательству.
       В случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный
   правовой    акт    субъекта   Российской   Федерации   противоречит
   федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся  в  ведении
   Российской Федерации или в совместном ведении Российской  Федерации
   и  ее  субъектов,  то исходя из положений ч. 5 ст.  76  Конституции
   Российской  Федерации суд должен принять решение в  соответствии  с
   Федеральным  законом  (п. 4 Постановления Пленума  Верховного  Суда
   Российской  Федерации от 31.10.95 "О некоторых вопросах  применения
   судами   Конституции   Российской   Федерации   при   осуществлении
   правосудия").
       Введенным  в  действие  с 01.01.97 Федеральным  конституционным
   законом   "О  судебной  системе  Российской  Федерации"  установлен
   порядок  наделения федеральных судей полномочиями: они  назначаются
   Президентом  Российской  Федерации  по  представлению  Председателя
   Верховного  Суда  Российской Федерации, основанному  на  заключении
   квалификационных     коллегий    судей    и    согласованному     с
   законодательными   (представительными)   органами   государственной
   власти  соответствующих субъектов Российской Федерации  (п.  б  ст.
   13).
       Процедура  же  отбора кандидатур на должности судей  определена
   ст.  5  Закона Российской Федерации от 26.06.92 "О статусе судей  в
   Российской  Федерации" (с последующими изменениями и  дополнениями)
   и  возложена  на  квалификационные коллегии судей  и  председателей
   соответствующих судов.
       Названными федеральными законами субъекты Российской  Федерации
   и   тем  более  органы  местного  самоуправления  полномочиями   по
   самостоятельному  формированию судейского корпуса,  подбору  кадров
   на  должности  федеральных  судей не  наделены.  Исходя  из  смысла
   Федерального   конституционного   закона   "О   судебной    системе
   Российской  Федерации"  при согласовании  с  субъектами  Российской
   Федерации    кандидатур   на   федеральные   судейские    должности
   предоставление  каких-либо других материалов,  кроме  представлений
   председателя  суда  и  заключений  квалификационных  коллегий,   не
   требуется.
       Предъявление  к  кандидатурам на должности судей дополнительных
   требований,  не  предусмотренных  ст.  119  Конституции  Российской
   Федерации и федеральным законодательством, неправомерно.
       Положение о порядке согласования кандидатур на должности  судей
   области  в оспариваемой его части фактически отменило установленные
   Конституцией  Российской Федерации и федеральными законами  условия
   и  порядок  формирования  судейского  корпуса,  подбора  кадров  на
   должности  судей  федеральных судов  и  закрепило  в  области  иной
   подход к решению указанного вопроса, который ставит кандидатуры  не
   только   в  неравное  положение  с  кандидатурами  судей  в  других
   субъектах  Российской Федерации, но и нарушает их права и  свободы,
   закрепленные ст. ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации.
       Между тем, издание в Российской Федерации законов, отменяющих и
   ущемляющих  права  и  свободы человека и гражданина,  категорически
   запрещено,  ограничения  некоторых прав и свобод  граждан  возможны
   только  федеральным  законом и только  в  той  мере,  в  какой  это
   необходимо   в   целях   защиты   основ   конституционного   строя,
   нравственности,  здоровья, прав и законных  интересов  других  лиц,
   обеспечения  обороны страны и безопасности государств (части  2,  3
   ст. 55 Конституции РФ).
       Таким  образом,  п.  п. 3, 4 и 5 Положения  приняты  Курганской
   областной   Думой   с   превышением  предоставленных   ей   законом
   полномочий и с нарушением действующего законодательства.
       При  таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу  о  их
   незаконности.
       Вместе  с  тем резолютивная часть решения подлежит уточнению  в
   соответствии с разъяснениями, содержащимися соответственно в п.  п.
   9  и  17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
   от  27.04.93  (в редакции постановлений от 21.12.93 и  25.10.96  "О
   некоторых  вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям
   прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" и  от
   21.12.93  "О  рассмотрении судами жалоб на неправомерные  действия,
   нарушающие  права и свободы граждан" (с изменениями и  дополнениями
   от 25.10.96).
       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 305, 304, 311
   ГПК РСФСР, Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Курганского  областного  суда  от  12  марта  1997  г.
   оставить  без  изменения, кассационную жалобу Курганской  областной
   Думы  -  без  удовлетворения. Резолютивную часть решения  уточнить,
   изложив ее в следующей редакции:
       "Заявление  прокурора  Курганской  обл.  о  признании  частично
   недействительным  Положения  о порядке согласования  кандидатур  на
   должности  судей  в  Курганской  области,  утвержденного   решением
   Курганской областной Думы  от 26.02.97, удовлетворить.
       Признать  пункт  3, за исключением возложения  на  председателя
   обязанности  по  представлению комитетам областной Думы  заключений
   квалификационных коллегий судей, а также пункты 4 и 5  Положения  о
   порядке  согласования кандидатур на должности  судей  в  Курганской
   обл. недействительными и не действующими с момента их принятия".
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz