Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 08.04.97 N 4/2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


            КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                    ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                       от 8 апреля 1997 г. N 4/2
   
        ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ
   
       Заслушав и    обсудив    сообщение    начальника    Управления
   реабилитационной  работы  и специального  образования Д.С. Шилова,
   коллегия отмечает, что в последние годы в ряде регионов Российской
   Федерации   наметилась   тенденция   к  созданию  системы  мер  по
   профилактике школьной дезадаптации.
       Важным звеном в системе помощи детям,  испытывающим проблемы в
   обучении и поведении, являются психолого - медико - педагогические
   комиссии,  выполняющие  функции  своевременной   диагностики   при
   определении    форм    обучения   и   последующего   сопровождения
   дезадаптированных детей.
       В дошкольных   образовательных    учреждениях,    в    группах
   компенсирующего   вида  оказывается  помощь  детям  с  выраженными
   отклонениями в психосоматическом развитии.
       В общеобразовательных    учреждениях    организованы    классы
   выравнивания  для детей с задержкой психического развития,  классы
   компенсирующего и коррекционно - развивающего обучения  для  детей
   "группы риска" со школьной и социальной дезадаптацией,  призванные
   решить проблемы школьной неуспешности и развития дезадаптированных
   детей путем создания адекватных условий обучения и воспитания.
       Во многих регионах Российской Федерации продолжает развиваться
   психологическая   служба   образования,   активно   способствующая
   гуманизации   образовательной   среды,   предупреждению   школьной
   дезадаптации и оказанию своевременной помощи детям с проблемами  в
   обучении и поведении.
       Все большее  значение  приобретают  в  настоящее  время центры
   психолого - педагогической и медико - социальной  помощи  детям  и
   подросткам,  оказывающие  высококвалифицированную  многопрофильную
   помощь детям, родителям, образовательным учреждениям.
       Особая роль  в   осуществлении   психологической  и   медико -
   социальной    реабилитации     отводится    специальным   учебно -
   воспитательным учреждениям для детей  и  подростков  с  девиантным
   поведением   открытого  и  закрытого  типа,  в  которых  обучаются
   несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением.
       Большими возможностями   в   работе  по  преодолению  школьной
   дезадаптации располагают учреждения  дополнительного  образования,
   предоставляющие условия для самореализации, социальной адаптации и
   реабилитации  личности  ребенка  в   процессе   индивидуальной   и
   групповой творческой деятельности.
       В ряде субъектов Российской Федерации уже созданы и достаточно
   успешно      функционируют     региональные     системы     помощи
   дезадаптированным  детям   и   подросткам   (Республика   Северная
   Осетия -    Алания,    Вологодская,   Курганская,   Ленинградская,
   Московская,    Пермская,   Свердловская,   Ярославская    области,
   г. Санкт - Петербург).
       Во многих  педвузах осуществляется целенаправленная подготовка
   специалистов для образовательных учреждений, выполняющих работу по
   профилактике   и   коррекции   школьной  дезадаптации  (Орловский,
   Череповецкий  госуниверситеты,  Московский,  Тульский,  Уральский,
   Рязанский,   Ярославский  госпедуниверситеты,  РГПУ  им.  Герцена,
   Международный университет семьи и ребенка  им.  Рауля  Валленберга
   (Санкт   -   Петербург),  Коломенский,  Биробиджанский,  Псковский
   пединституты).
       Вместе с тем условия,  предлагаемые в настоящее время детям  в
   образовательных   учреждениях  и  в  семье,  нередко  способствуют
   развитию   у   них   дезадаптации   вследствие   невозможности   и
   неспособности учитывать особенности личности конкретного ребенка и
   оказать ему своевременную помощь.  Негативную роль при этом играют
   учебные перегрузки детей.
       Недостаточно четко    разработаны     критерии     диагностики
   обучающихся, нуждающихся в компенсирующем обучении, дифференциация
   коррекционных классов.
       Значительная часть  дезадаптированных  детей  оказывается  вне
   системы  коррекционно  -  педагогической  помощи.  Сеть дошкольных
   образовательных учреждений и групп компенсирующего вида охватывает
   не более 2,5 - 3 процентов всех детей дошкольного возраста.
       Существующая сеть   специальных   учебно   -    воспитательных
   учреждений   для   детей   с   девиантным  поведением  в  условиях
   продолжающегося    роста     правонарушений     несовершеннолетних
   обеспечивает  потребности  России  в подобных учреждениях не более
   чем на 7 - 8 процентов.
       Программно -   методическое   обеспечение   в  образовательных
   учреждениях  нуждается  в  серьезном  реформировании.  Практически
   отсутствует  методическая литература для родителей,  воспитателей,
   педагогов по  выявлению,  предупреждению  и  преодолению  школьной
   дезадаптации.
       Одним из  основных   препятствий,   затрудняющих   работу   по
   преодолению  причин и последствий школьной дезадаптации,  является
   отсутствие единой государственной  системы  защиты  прав  детей  и
   подростков,   профилактики  их  безнадзорности  и  правонарушений,
   обеспечивающей межведомственное взаимодействие в  решении  проблем
   несовершеннолетних  как  на  федеральном,  так  и  на региональном
   уровнях.
       Коллегия решила:
       1. Принять к сведению информацию  Управления  реабилитационной
   работы  и  специального образования об организации работы с детьми
   со школьной дезадаптацией.
       2. Одобрить    опыт    работы   по   предупреждению   школьной
   дезадаптации и оказанию помощи  детям,  испытывающим  сложности  в
   обучении, в Вологодской, Курганской, Ярославской областях.
       3. Управлению   реабилитационной   работы    и    специального
   образования (Д.С.  Шилову) совместно с Управлением общего среднего
   образования    (М.Р.    Леонтьевой),    Управлением     начального
   профессионального  образования (Е.Я.  Бутко),  отделом дошкольного
   образования (Р.Б.  Стеркиной), отделом дополнительного образования
   (А.К.   Брудновым),   Управлением   образовательных  стандартов  и
   программ (Г.К. Шестаковым) разработать в 1997 - 1998 годах целевую
   программу "Профилактика школьной дезадаптации".
       4. Управлению   экономики    (С.А.    Белякову),    Управлению
   финансирования  научных  исследований  и инноваций (Ю.В.  Шленову)
   обеспечить  в  1997  -  1998  годах  финансирование  разработки  и
   реализации  мероприятий  Целевой  программы "Профилактика школьной
   дезадаптации".
       5. Управлению    реабилитационной    работы   и   специального
   образования (Д.С. Шилову):
       5.1. Совместно   с  Управлением  общего  среднего  образования
   (М.Р. Леонтьевой),   Управлением   начального    профессионального
   образования   (Е.Я.   Бутко),   отделом   дошкольного  образования
   (Р.Б. Стеркиной),     отделом     дополнительного      образования
   (А.К. Брудновым)   завершить   в  1997  -  1998  годах  разработку
   нормативно  -  правовой  базы,  обеспечивающей  систему   мер   по
   преодолению школьной дезадаптации.
       5.2. Обобщить  опыт  работы  органов  управления  образованием
   субъектов Российской Федерации  по  развитию  сети  специальных  и
   реабилитационных    учреждений,    утвердить   номенклатуру   этих
   учреждений,  подготовить предложения о  включении  их  в  перечень
   базовых образовательных учреждений.
       5.3. Разработать    предложения   по   созданию   федерального
   организационно - методического центра по проблемам профилактики  и
   коррекции    школьной   дезадаптации,   социальной   адаптации   и
   реабилитации детей, консультирования их родителей и педагогических
   работников.
       5.4. В течение 1997 года подготовить  предложения  о  создании
   Научно  -  методического  совета  по  проблемам защиты детства при
   Министерстве общего  и  профессионального  образования  Российской
   Федерации.
       6. Управлению   образовательных    стандартов    и    программ
   (Г.К. Шестакову),    Управлению    реабилитационной    работы    и
   специального образования (Д.С. Шилову), Управлению общего среднего
   образования    (М.Р.   Леонтьевой)   совместно   с   Министерством
   здравоохранения  Российской  Федерации  и   Российской   академией
   образования:
       6.1. Рассмотреть    вопрос    о     необходимости     введения
   разноуровневых образовательных стандартов.
       6.2. Подготовить к рассмотрению  в  1998  году  на  совместном
   заседании коллегий Минздрава России и Минобразования России вопрос
   о мерах по укреплению здоровья детей и подростков.
       7. Управлению    образовательных    стандартов    и   программ
   (Г.К. Шестакову),    Управлению    учебных    заведений    высшего
   профессионального образования (Ю.А.  Новикову), Управлению учебных
   заведений среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову),
   Управлению  реабилитационной  работы  и  специального  образования
   (Д.С.  Шилову),     Управлению   общего    среднего    образования
   (М.Р. Леонтьевой),      отделу       дошкольного       образования
   (Р.Б. Стеркиной),  отделу повышения квалификации и  переподготовки
   специалистов  (В.В.  Безлепкину)  в  течение  1997 года обеспечить
   разработку  примерных   учебных   планов   и   учебных   программ,
   учебно - методических   пособий   для   педагогических   вузов   и
   педагогических  учебных   заведений   среднего   профессионального
   образования,  институтов  переподготовки  и повышения квалификации
   педагогических   работников   по   курсу   "Основы   коррекционной
   педагогики и специальной психологии".
       8. Управлению  учебных  заведений  высшего   профессионального
   образования (Ю.А. Новикову), Управлению учебных заведений среднего
   профессионального   образования   (П.Ф.   Анисимову),   Управлению
   образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестакову), Управлению
   реабилитационной работы и специального образования (Д.С.  Шилову),
   отделу  повышения   квалификации   и  переподготовки  специалистов
   (В.В. Безлепкину)  разработать  во  втором  полугодии  1997   года
   программу  подготовки,  переподготовки  и  повышения  квалификации
   педагогических  кадров  для  системы  специального  образования  в
   рамках    федеральной    системы   подготовки   и   переподготовки
   педагогических работников  и  работников  государственных  органов
   управления образованием.
       9. Рекомендовать  органам  управления  образованием  субъектов
   Российской Федерации:
       9.1. Организовать  работу   по   созданию   системы   мер   по
   профилактике школьной дезадаптации.
       9.2. Создавать  условия  для  развития  сети   образовательных
   учреждений,  обеспечивающих  психолого - педагогическую и медико -
   социальную помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в развитии,
   обучении и поведении.
       9.3. Подготовить     и     представить     предложения      по
   перепрофилированию  ряда  профессиональных  училищ  в  специальные
   учебно  -  воспитательные  учреждения  для  детей   с   девиантным
   поведением    и   специальные   (коррекционные)   учреждения   для
   обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
       9.4. Совершенствовать   формы   повышения   педагогической   и
   психологической     компетенции     педагогических      работников
   образовательных учреждений и родителей обучающихся, воспитанников.
       10. Контроль  за выполнением  настоящего  решения возложить на
   заместителя министра Е.Е. Чепурных.
   
                                                Председатель коллегии
                                                          В.Г.КИНЕЛЕВ
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz