Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 05.03.97 N 1189-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 5 марта 1997 г. N 1189-II ГД
   
              О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТВОРЧЕСКИХ
                    РАБОТНИКАХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ"
   
       Государственная   Дума   Федерального   Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального  закона "О
   творческих работниках и творческих союзах".
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации.
       Установить, что    поправки    к    указанному   законопроекту
   представляются   в   Комитет   Государственной   Думы   по   делам
   общественных  объединений  и  религиозных организаций до 27 апреля
   1997 года.
       3. Комитету   Государственной   Думы   по  делам  общественных
   объединений  и  религиозных   организаций   доработать   указанный
   законопроект  с  учетом  поступивших  поправок  и  внести  его  на
   рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
                                                             13.02.97
   
                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                                   В.И. ЗОРКАЛЬЦЕВЫМ,
                                                     С.С. ГОВОРУХИНЫМ
                                                     И В.М. ТАРАСОВЫМ
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
              О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ
   
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
   
       Настоящий Федеральный   закон    определяет    и    регулирует
   правоотношения  органов  государственной власти и органов местного
   самоуправления с творческими работниками  литературы  и  искусства
   (далее -   творческие   работники),   а   также  порядок  создания
   деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов.
       Цель настоящего   Федерального   закона  -  в  соответствии  с
   Конституцией Российской Федерации обеспечить трудовые и социальные
   права   творческих   работников   и   способствовать  деятельности
   творческих союзов  в  интересах  сохранения  и  развития  традиций
   литературы и искусства.
       Государство содействует  созданию  условий,  необходимых   для
   деятельности  творческих  работников  и  творческих  союзов  своей
   бюджетной, налоговой и социальной политикой.
       Положения настоящего  Федерального закона исходят из принципов
   добровольного  участия  в  творческих  союзах  и  равенства   прав
   творческих  работников,  как  входящих,  так и не входящих в такие
   объединения, работающих или не работающих по трудовым договорам.
       Регулирование вопросов   внутренней   деятельности  творческих
   союзов определяется исключительно уставами этих объединений, кроме
   случаев,   предусмотренных   настоящим   Федеральным   законом   и
   Федеральным законом "Об общественных объединениях".
   
       Статья 2. Предмет регулирования
   
       Предметом регулирования   настоящего    Федерального    закона
   являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией
   гражданами как свободы литературного и художественного творчества,
   так  и  права  на  объединение;  а также особенности,  связанные с
   созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией творческого
   союза   как   отдельного   вида   общественных   объединений,  его
   правоотношения  с  органами  государственной  власти  и   органами
   местного самоуправления.
   
       Статья 3. Сфера действия
   
       Действие настоящего  Федерального  закона  распространяется на
   творческих работников и творческие союзы,  включил их  структурные
   подразделения:  организации,  отделения,  создаваемые  в  порядке,
   устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
   
       Статья 4. Основные понятия
   
       Для целей  настоящего  Федерального  закона   указанные   ниже
   понятия имеют следующее значение:
       творческий работник -  физическое  лицо  (субъект  авторского,
   смежного и/или трудового права),  творческая деятельность которого
   заключается в создании,  интерпретации произведений  литературы  и
   искусства, переводе произведений литературы, каким бы способом и в
   какой бы объективной форме они ни были выражены,  а  созданные  им
   произведения, интерпретации, переводы обнародованы в установленном
   законодательством порядке,  а  также  не  обнародованы,  но  стали
   предметом гражданско - правовых сделок;
       расчетная книжка    творческого    работника    -    документ,
   удостоверяющий  выполнение творческим работником отдельных заказов
   на основании гражданско - правовых договоров в области  литературы
   и искусства;  подтверждающий оплату труда,  факты уплаты страховых
   взносов,  а  также  творческие  профессии  творческого  работника.
   Образец расчетной книжки творческого работника и порядок ее выдачи
   и ведения определяются Правительством Российской Федерации;
       творческая профессия    творческого    работника   в   области
   литературы и искусства - это профессия,  предусмотренная  Перечнем
   творческих  профессий  в  области  литературы и искусства (далее -
   Перечень), утверждаемом  в  порядке,  определяемом  Правительством
   Российской Федерации на основе предложений творческих союзов;
       творческий союз   -   общественная   организация    творческих
   работников  одного  или  нескольких  видов и жанров литературы или
   искусства,  создаваемая  на   основе   индивидуального   членства;
   основными  уставными  целями  творческого  союза являются:  защита
   авторских и смежных,  трудовых,  социальных прав, интеллектуальной
   собственности и профессиональных интересов своих членов,  оказание
   помощи в создании и улучшении условий их творческой деятельности.
   
                     Глава II. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
   
       Статья 5. Творческие профессии творческих работников
   
       Принадлежность к   той   или   иной   творческой    профессии,
   содержащейся  в Перечне,  указывается:  для творческих работников,
   работающих по трудовому  договору  -  в  трудовой  книжке,  а  для
   творческих  работников,  выполняющих отдельные заказы на основании
   гражданско - правовых договоров в области литературы и искусства -
   в расчетной книжке творческого работника.
   
       Статья 6. Трудовой и социальный статус творческих работников
   
       Творческие работники  могут работать по трудовому договору или
   по отдельным заказам физических и  юридических  лиц  на  основании
   гражданско -  правовых договоров в области литературы и искусства.
       Деятельность творческих   работников   по   реализации   своих
   авторских  и  смежных   прав   не   является   предпринимательской
   деятельностью  и  не  требует  обязательной регистрации в качестве
   индивидуального предпринимательства.
       Обязательное государственное    социальное    и    медицинское
   страхование,   пенсионное  страхование  и  обеспечение  творческих
   работников,  работающих  по  трудовым  договорам,  производится  в
   порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
       Обязательное государственное    социальное    и    медицинское
   страхование,   пенсионное  страхование  и  обеспечение  творческих
   работников,  работающих  по   отдельным   заказам   на   основании
   гражданско  - правовых договоров,  осуществляется в соответствии с
   нормативными правовыми актами Российской Федерации, согласованными
   с творческими союзами.
   
                      Глава III. ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
   
       Статья 7. Виды и территориальная сфера деятельности творческих
   союзов
   
       В Российской Федерации создаются и  действуют  общероссийские,
   межрегиональные, региональные и местные творческие союзы.
       Под общероссийским  творческим  союзом  понимается  творческий
   союз,  ставящий своей задачей объединение творческих работников на
   всей территории Российской Федерации и имеющий в  соответствии  со
   своими уставными целями организации, отделения на территории более
   половины субъектов Российской Федерации,  а также творческий союз,
   ставящий  своей  задачей объединение творческих работников на всей
   территории    Российской    Федерации,    территориальная    сфера
   деятельности  которого,  в силу специфики творческих профессий его
   членов,  распространяется  на  меньшее  количество  субъектов  или
   ограничена    традиционными    культурными   центрами   Российской
   Федерации.
       Под межрегиональным  творческим  союзом  понимается творческий
   союз,  действующий в соответствии со своими  уставными  целями  на
   территориях  более  двух,  но  менее половины субъектов Российской
   Федерации и имеющий в них организации, отделения.
       Под региональным творческим союзом понимается творческий союз,
   деятельность  которого  в  соответствии  с  его  уставными  целями
   осуществляется  в  пределах  территории одного субъекта Российской
   Федерации.
       Под местным  творческим  союзом  понимается  творческий  союз,
   деятельность  которого  в  соответствии  с  его  уставными  целями
   осуществляется   в   пределах   территории  одного  муниципального
   образования.
   
       Статья 8. Международный творческий союз
   
       В соответствии  с   законодательством   Российской   Федерации
   творческий  союз,  созданный  на основе индивидуального членства в
   Российской   Федерации,   признается   международным,    если    в
   соответствии  с его уставом в иностранных государствах создается и
   осуществляет свою  деятельность  хотя  бы  одно  его   структурное
   подразделение - организация, отделение.
       Деятельность такого творческого союза на территории Российской
   Федерации  регулируется  законодательством  Российской Федерации и
   настоящим Федеральным  законом,  а  на   территории   иностранного
   государства - законодательством этого государства, общепризнанными
   принципами  и   нормами   международного   права,   международными
   договорами  Российской  Федерации,  а  также  уставом  творческого
   союза.
   
       Статья 9. Членство в творческом союзе
   
       Члены творческого  союза  -  творческие  работники   (граждане
   Российской   Федерации,   иностранные   граждане   или   лица  без
   гражданства),  признающие и выполняющие устав данного  творческого
   союза.
       Требования, предъявляемые   уставом   творческого   союза    к
   вступающим в союз, не должны ущемлять политических, имущественных,
   авторских и иных прав граждан,  должны содействовать объединению в
   его     составе    наиболее    квалифицированных    представителей
   соответствующих    творческих    профессий,    стимулировать    их
   профессиональный и творческий рост.
       Условия и порядок приема в  члены  творческого  союза,  в  том
   числе  их  учредителей,  а  также  выхода  и  исключения  из  него
   определяются уставом творческого союза.
   
       Статья 10. Права творческого союза
   
       1. Для осуществления  своих  уставных  целей  творческий  союз
   обладает следующими правами:
       - участвовать в обсуждении и подготовке проектов законов, иных
   нормативных   правовых   актов,   в   выработке   решений  органов
   государственной власти и решений органов  местного  самоуправления
   по   вопросам  литературы  и  искусства,  защиты  прав,  свобод  и
   интересов творческих работников и творческих союзов;
       - в  соответствии  с  законодательством  получать  от  органов
   государственной  власти  информацию  о   разработке   и   принятии
   нормативных  правовых  актов  по  вопросам литературы и искусства,
   защиты прав, свобод и интересов творческих работников и творческих
   союзов;
       - свободно распространять информацию о  своей  деятельности  и
   учреждать средства массовой информации,  осуществлять издательскую
   деятельность;
       - в   качестве   уполномоченной  организации:  представлять  и
   защищать авторские,  смежные,  иные  права  и  охраняемые  законом
   интересы  своих  членов  перед  органами  государственной власти и
   работодателями; обращаться   в    судебные    органы;    создавать
   юридические службы и использовать другие формы правовой защиты;
       - выступать  с  предложениями  о   принятии   соответствующими
   органами государственной власти нормативных правовых актов о труде
   и по другим социально - экономическим вопросам;
       - входить   в   состав  контрольно  -  ревизионных  или  иных,
   наделенных соответствующими полномочиями,  органов государственных
   фондов:    социального    страхования,   занятости,   медицинского
   страхования,  пенсионного и других  фондов,  а  также  их  местных
   организаций;
       - выдавать документы,  подтверждающие  членство  в  творческом
   союзе;
       - подтверждать   для   органов   социального   обеспечения   и
   страхования трудовой  стаж  членов  творческого  союза  (только  в
   случае   государственной   регистрации   творческого   союза)    в
   установленном законодательством порядке;
       - создавать ассоциации творческих союзов;
       - координировать  свои  действия  с  органами  государственной
   власти   и   органами   местного   самоуправления,   объединениями
   работодателей    и   заказчиков   на   условиях   и   в   порядке,
   предусмотренном   специальными   нормативными   актами   в   целях
   проведения   согласованной   политики   в   интересах   творческих
   работников и творческих союзов;
       - формировать   по   инициативе   своих  членов  -  творческих
   работников - соответствующие органы общественной  самодеятельности
   для  ведения  коллективных  переговоров,  заключения  коллективных
   договоров и соглашений в соответствии с  законодательством  по  их
   поручению и от их имени;
       - выдвигать  творческих   работников   для   представления   к
   государственным наградам и почетным званиям;
       - участвовать  в  выборах  органов  государственной  власти  и
   органов местного самоуправления в соответствии с законодательством
   Российской  Федерации  (в   случае   государственной   регистрации
   творческого  союза  и  наличия в его уставе положения об участии в
   выборах) за  исключением  случаев,  когда  такой  творческий  союз
   создан иностранными  гражданами и лицами без гражданства либо с их
   участием.
       Творческий союз обязан:
       - способствовать  своей  деятельностью   развитию   российской
   многонациональной  литературы  и искусства,  созданию материальных
   условий для творческой деятельности своих членов;
       - представлять    и    защищать   профессиональные   интересы,
   социальные и иные права и интересы своих членов;
       - информировать   своих   членов   и  общественность  о  своей
   деятельности, планах и решениях;
       - своевременно     предоставлять    органам,    регистрирующим
   творческие союзы, требуемые законодательством сведения;
       - содействовать  повышению  международного престижа российской
   литературы и искусства;
       - соблюдать  законодательство Российской Федерации,  настоящий
   Федеральный закон,  общепризнанные принципы и нормы международного
   права, международные договоры Российской Федерации, а также нормы,
   предусмотренные их уставными документами.
   
               Глава IV. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ
                     РАБОТНИКОВ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ
   
       Статья 11. Финансовые гарантии деятельности
   
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления
   гарантируют  деятельность  творческих  работников   и   творческих
   союзов,  структурных  подразделений  творческих  союзов,  а  также
   созданных ими для осуществления своих уставных целей  коммерческих
   и  некоммерческих организаций путем предоставления в установленном
   законодательством порядке льгот по федеральным и местным  налогам,
   освобождения  от уплаты таможенных сборов и пошлин,  регулирования
   тарифов  на  электрическую  и  тепловую  энергию  и  платежей   во
   внебюджетные фонды.
   
       Статья 12. Гарантии имущественных прав творческих союзов
   
       В собственности  творческих  союзов,  являющихся  юридическими
   лицами,  могут находиться  земельные  участки,  здания,  строения,
   сооружения, жилищный фонд, дома творчества, творческие мастерские,
   ателье - студии,  издательства, типографии, а также ценные бумаги,
   иное имущество,  необходимое для обеспечения уставной деятельности
   творческих союзов.
       Творческие союзы   вправе   осуществлять   предпринимательскую
   деятельность  лишь  постольку,  поскольку  это  служит  достижению
   целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.
       В целях  обеспечения  деятельности   являющихся   юридическими
   лицами   творческих   союзов   и   их  структурных  подразделений,
   государство  оказывает  им  поддержку   путем   предоставления   в
   пользование   зданий,   служебных  и  функциональных  помещений  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
   
       Статья 13. Гарантии   пенсионного    обеспечения    творческих
   работников
   
       Трудовой стаж  для  назначения  пенсии  и  исчисление среднего
   заработка творческим   работникам    определяется    в    порядке,
   предусмотренном законодательством о пенсионном обеспечении.
       Трудовой   стаж   творческих     работников,   работающих   по
   гражданско -   правовым   договорам,   исчисляется  с  момента  их
   заключения или по  фактам  обнародования  произведений,  явившихся
   результатом  их творческой деятельности или предметом сделок,  при
   условии уплаты за период творческой деятельности страховых взносов
   в   Пенсионный   фонд   Российской   Федерации,  и  подтверждается
   соответствующими   записями   в   расчетной   книжке   творческого
   работника.
   
       Статья 14. Гарантии условий деятельности творческих работников
   
       В целях обеспечения условий деятельности творческих работников
   органы    государственной   власти   и   местного   самоуправления
   гарантируют  предоставление  им  дополнительной  жилой  площади  в
   порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
   
       Статья 15. Государственные  гарантии   защиты   социальных   и
   трудовых прав творческих работников и творческих союзов
   
       Дисциплинарная, административная и  уголовная  ответственность
   должностных  лиц  за  воспрепятствование  деятельности  творческих
   союзов по защите социальных и трудовых прав своих членов,  а также
   за  ущемление законных прав творческих работников,  не состоящих в
   творческих союзах,  наступает в соответствии  с  законодательством
   Российской Федерации.
   
                Глава V. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ
                           ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ
   
       Статья 16. Учредители творческого союза
   
       Учредителями творческого союза могут быть творческие работники
   (не  менее  трех  физических лиц) - граждане Российской Федерации,
   иностранные граждане  и  лица  без  гражданства,  за   исключением
   случаев, установленных  федеральными  законами  или международными
   договорами  Российской  Федерации  и/или  объединения   творческих
   работников      (юридические     лица).
       Учредители (члены организаций  -  учредителей)  принимаются  в
   творческий союз на общих уставных основаниях.
   
       Статья 17. Порядок   создания   творческого   союза    и   его
   структурных подразделений
   
       Учредительное собрание (съезд,  конференция) принимает решения
   о   создании   творческого   союза,   его   наименовании   и  виде
   (международный,  общероссийский,  межрегиональный,   региональный,
   местный),    утверждает    устав,    формирует    руководящие    и
   контрольно - ревизионные органы.
       С момента принятия указанных решений творческий союз считается
   созданным и приобретает права,  за исключением  прав  юридического
   лица,  принимает на себя обязательства,  предусмотренные настоящим
   Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.
       Организации, отделения  творческого  союза создаются на основе
   решения органа,   предусмотренного  его  уставом,  при  наличии  в
   структурном подразделении не менее  трех  членов  соответствующего
   творческого союза.
       Организации, отделения  могут  действовать на основании устава
   творческого  союза,  а  также  на  основании  своего  собственного
   устава, не противоречащего уставу творческого союза.
   
       Статья 18. Порядок  государственной  регистрации   творческого
   союза
   
       Государственная регистрация всех видов  творческих  союзов,  а
   также   их   отделений  производится  в  порядке,  предусмотренном
   настоящим  Федеральным   законом,   законодательством   Российской
   Федерации для регистрации общественных объединений.
       Отказ в государственной регистрации  может  быть  обжалован  в
   судебном порядке.
       Творческий союз вправе не регистрироваться в органах  юстиции.
   В этом случае он не приобретает прав юридического лица.
   
       Статья 19. Особенности регистрации творческих союзов
   
       В соответствии  со  статьей  7  настоящего Федерального закона
   отсутствие  у  творческого   союза   организаций,   отделений   на
   территориях более половины субъектов Российской Федерации не может
   служить  основанием  для   отказа   в   регистрации   в   качестве
   общероссийского  творческого  союза,  если  специфика такого союза
   соответствует  условиям,   указанным   в   статье   7   настоящего
   Федерального закона.
   
       Статья 20. Регистрация  изменений  и  дополнений    в   уставе
   творческого союза
   
       При регистрации изменений и дополнений  к  уставу  творческого
   союза  регистрирующий орган рассматривает исключительно перечень и
   содержание статей,  в которые внесены изменения и  дополнения,  на
   предмет их соответствия законодательству Российской Федерации.
       В этом   случае   творческий   союз   представляет   следующие
   документы:
       - заявление    полномочного     представителя     действующего
   руководящего  органа  творческого  союза о регистрации изменений и
   дополнении в уставе;
       - устав творческого союза (нотариально заверенную копию);
       - перечень и содержание статей,  в которые внесены изменения и
   дополнения;
       - выписка  из  протокола  с   решением   полномочного   органа
   творческого союза о принятии изменении и дополнений в устав;
       - документ,  подтверждающий  уплату  государственной   пошлины
   (регистрационного сбора).
       Данный перечень документов является исчерпывающим.
       Отказ в  государственной  регистрации изменений и дополнений в
   устав  творческого  союза  может   быть   обжалован   в   порядке,
   предусмотренном в случае отказа в регистрации творческого союза.
   
       Статья 21. Реорганизация и ликвидация творческого союза
   
       Реорганизация и  ликвидация  творческого  союза производится в
   порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
   
                   Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 22. О  приведении  правовых  актов  в  соответствие   с
   настоящим Федеральным законом
   
       Президенту Российской  Федерации  и  Правительству  Российской
   Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
   настоящим Федеральным законом.
       Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со  дня
   вступления   в   силу  настоящего  Федерального  закона  утвердить
   Перечень творческих профессий в области литературы и искусства.
   
       Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
   
       Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
   официального опубликования.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
              К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТВОРЧЕСКИХ
                    РАБОТНИКАХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ"
   
       Проект Федерального   закона   "О   творческих   работниках  и
   творческих союзах" подготовлен  для  рассмотрения  Государственной
   Думой   в   первом  чтении  совместной  рабочей  группой  Комитета
   Государственной  Думы  по   делам   общественных   объединений   и
   религиозных   организаций   и  Комитета  Государственной  Думы  по
   культуре.
       16 апреля  1996 года вышеуказанными комитетами  были проведены
   парламентские слушания с участием депутатов Федерального Собрания,
   представителей  Правительства,  министерств  и ведомств Российской
   Федерации,  творческих  союзов,  в  ходе  которых  была   отмечена
   "необходимость и своевременность разработки" данного Закона.
       В работе  над  проектом  Закона  были   учтены   замечания   и
   предложения,  поступившие  от  Комитета  Государственной  Думы  по
   аграрным  вопросам,  Комитета  Государственной   Думы   по   делам
   ветеранов,  Комитета  Государственной  Думы  по  вопросам местного
   самоуправления, и Комитета Государственной Думы по промышленности,
   строительству,   транспорту   и   энергетике,  а  также  от  Фонда
   социального  страхования  Российской  Федерации,  Государственного
   комитета   Российской   Федерации  по  управлению  государственным
   имуществом,  Федеральной службы по телевидению и радиовещанию и от
   четырнадцати российских творческих союзов.
       В целях  выработки   единого   подхода   к   решению   проблем
   пенсионного  и  социального  страхования  и обеспечения творческих
   работников   были   проведены   рабочие   встречи    с    участием
   представителей   Департамента   культуры   Аппарата  Правительства
   Российской  Федерации,  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации,
   Департамента  по  вопросам  пенсионного  обеспечения  Министерства
   труда Российской Федерации.
       Учтена большая   часть  замечаний,  изложенных  в  заключениях
   Правительства   Российской   Федерации,    Правового    управления
   Государственной Думы.
       На основании      экспертизы,      проведенной      Институтом
   законодательства  и  сравнительного правоведения при Правительстве
   Российской Федерации и Институтом государства и  права  Российской
   академии  наук,  была  улучшена  редакция законопроекта.  Наряду с
   имеющимися   недостатками   были   отмечены   своевременность    и
   содержательность данного законопроекта.
       Изменившаяся общественно  -  политическая  ситуация  в  России
   вызвала  и  изменения  в  положении  крупнейших творческих союзов.
   Утрата ими значения государственных  идеологических  институтов  и
   положения  привилегированных  общественных  организаций повлекла и
   отмену бюджетного финансирования деятельности творческих союзов.
       Разработка проекта    Федерального    закона   "О   творческих
   работниках и творческих союзах" вызвана необходимостью  обеспечить
   в   новых   условиях   трудовые   и  социальные  права  творческих
   работников,  работающих или не работающих по  трудовому  договору,
   независимо  от  их членства в творческих союзах,  и способствовать
   деятельности творческих союзов в интересах сохранения  и  развития
   традиций литературы и искусства.
       Предлагаемый законопроект развивает и конкретизирует Закон "Об
   общественных   объединениях"   и  по  отношению  к  нему  является
   специальным.  Специфика  его  заключается  в   качестве   предмета
   регулирования,   которым   является   отдельный  вид  общественных
   объединений - творческий союз в области литературы и искусства.
       В соответствии    с    концепцией   настоящего   законопроекта
   творческие союзы выполняют целый ряд различных  функций,  присущих
   как  профессиональным  союзам,  так и государственным организациям
   культуры  и  искусства.  Творческие   союзы   имеют   особенности,
   связанные,   во-первых,  с  территориальной  сферой  деятельности,
   которая объективно может быть ограничена  естественными  условиями
   распространенности  того  или иного вида литературы или искусства,
   при  том  что  характер  деятельности  творческого  союза   и   ее
   значимость   остаются   общероссийскими:  во-вторых,  с  тем,  что
   творческий  союз  создается  только  на   основе   индивидуального
   членства;  в-третьих,  творческий союз имеет ряд новых, конкретных
   прав и обязанностей.
       Специфичен и  еще  один субъект регулирования,  обозначенный в
   законопроекте как творческий работник,  не работающий по трудовому
   договору,  выполняющий  отдельные заказы на основании гражданско -
   правовых договоров в области литературы  и  искусства.  Впервые  в
   предлагаемом   проекте   Закона  осуществлена  попытка  обеспечить
   юридическими,  социальными и  экономическими  правами  творческого
   работника,  не  работающего  по  трудовому  договору,  или,  иными
   словами,  работника свободной  профессии,  труд  или  деятельность
   которого   не   подпадает   под   уже   имеющиеся   в   российском
   законодательстве категории.
       При разработке  настоящего  законопроекта  учтен  практический
   опыт нормативно  -  правового  регулирования  и  уже  существующая
   правовая  база:  Федеральный  закон "Об общественных объединениях"
   (1995 год),  Закон "Основы законодательства Российской Федерации о
   культуре" (1992 год),  Закон "Об авторском праве и смежных правах"
   (1993 год),  другие российские законы,  которые  в  той  или  иной
   степени   регулируют   взаимоотношения   творческих  работников  с
   государством.  Кроме того, настоящий проект основывается на нормах
   международного   права,   действующих  в  Российской  Федерации  и
   закрепленных  в  Бернской  конвенции  об  охране  литературных   и
   художественных   произведений   (в   ред.  1971  года),  Всемирной
   конвенции об авторском праве (ЮНЕСКО, в ред. 1971 года), а также в
   ряде  документов  -  рекомендациях  ЮНЕСКО  по  отдельным областям
   культуры.
       Принятие предлагаемого  законопроекта явится также выполнением
   Рекомендации   Организации   Объединенных   Наций   по    вопросам
   образования,  науки  и  культуры о положении творческих работников
   (27 октября  1980 г.),  в  которой  говорится   о   "необходимости
   улучшения  условий труда социального обеспечения и налогообложения
   творческих работников,  независимо от того,  работают  ли  они  по
   найму  или  являются  независимыми,  с учетом их вклада в развитие
   культуры".
       В указах  Президента  Российской  Федерации  "О дополнительных
   мерах государственной поддержки культуры и искусства в  Российской
   Федерации"   (от   12.11.94   N 1904)   и  "О  мерах  по  усилению
   государственной  поддержки  культуры  и  искусства  в   Российской
   Федерации" (от 01.07.96 N 1010) содержатся поручения Правительству
   Российской   Федерации   выделить   "в   республиканском   бюджете
   Российской Федерации средства для творческих союзов и их отделений
   на местах,  полученные от уплаты налога на добавленную стоимость и
   внесенные    в   республиканский   бюджет   Российской   Федерации
   производственными предприятиями творческих союзов и  их  отделений
   на  местах,  при условии расходования этих средств на социальные и
   творческие нужды союзов"; оформить права "собственности творческих
   союзов  Российской  Федерации  на  объекты  недвижимого имущества,
   находящиеся  на  балансе  творческих  союзов  и  их  отделений  на
   местах",   а   также   передать   "в  бессрочное  и  безвозмездное
   пользование творческим союзам Российской Федерации и их отделениям
   на   местах  занимаемые  ими  здания,  находящиеся  в  федеральной
   собственности".
       В основном  эти  положения указов оказались не реализованными,
   что  доказывает  необходимость  дополнительного   законодательного
   регулирования    вопросов,   связанных   с   правовым   положением
   творческого работника и одного из видов общественных объединений -
   творческого союза.
       Предлагаемый законопроект    призван    в    первую    очередь
   ликвидировать упомянутый пробел в законодательстве.
       Проект Федерального  закона   "О   творческих   работниках   и
   творческих союзах" содержит 6 глав и 23 статьи.
       В первой главе определяются основные понятия, использованные в
   законопроекте,  в  том  числе дается более узкое,  нежели в Законе
   "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" значение
   понятия "творческий работник",  под которым понимается "физическое
   лицо (субъект   авторского,   смежного   и/или  трудового  права),
   творческая  деятельность  которого  заключается  в  создании   или
   интерпретации   произведений   литературы  и  искусства,  переводе
   произведений  литературы,  каким  бы  способом  и   в   какой   бы
   объективной   форме   они   ни   были  выражены,  а  созданные  им
   произведения   или   интерпретации,   переводы   обнародованы    в
   установленном законодательством порядке,  а также не обнародованы,
   но стали предметом гражданско - правовых сделок".
       Вторая глава   определяет   правовое   положение   творческого
   работника:  принадлежность  к  творческой  профессии,  трудовой  и
   социальный статус.
       В третьей   главе  определяются  виды,  территориальная  сфера
   деятельности и права и обязанности творческих союзов.
       Четвертая глава     включает     все    вопросы,    касающиеся
   государственных  гарантий  деятельности  творческих  работников  и
   творческих  союзов.  В соответствии с концепцией законопроекта и в
   его развитие предполагается разработка и  внесение  дополнительных
   изменений  в  соответствующие  разделы  трудового,  социального  и
   налогового законодательства Российской Федерации.
       Пятая глава   регламентирует  порядок  создания,  регистрации,
   реорганизации и  ликвидации  творческих  союзов.  В  данной  главе
   учтены  основные  положения  Федерального  закона "Об общественных
   объединениях",  некоторые из которых детализированы и дополнены  в
   соответствии со спецификой деятельности творческих союзов.
       В шестой  главе  определяется  порядок  введения  в   действие
   настоящего Федерального закона.
       Реализация данного   Закона   не    требует    дополнительного
   финансирования.
       В состав рабочей группы  по  разработке  законопроекта  входят
   следующие  специалисты:  Гуревич Леонид Ошерович - президент Союза
   переводчиков России,  Баташев Алексей  Николаевич  -  председатель
   Координационного   совета   Союза   литераторов,   Урин   Владимир
   Георгиевич  -  секретарь  Союза   театральных   деятелей   России,
   Лукьянова  Анна  Алексеевна  -  специалист  - эксперт издательства
   "Юридическая литература",  Атланов  Юрий  Михайлович  -  секретарь
   Правления  Союза  художников  России,  Тулякова Елена Васильевна -
   помощник  председателя  Союза  художников   России   по   правовым
   вопросам,  Чехарин  Владимир  Иванович  -  консультант Комитета по
   культуре и Иванян Мария Эдуардовна - консультант Комитета по делам
   общественных объединений и религиозных организаций.
   
                                                Председатель Комитета
                                                 Государственной Думы
                                                             по делам
                                             общественных объединений
                                            и религиозных организаций
                                                         В.ЗОРКАЛЬЦЕВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz