Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 25 ФЕВРАЛЯ 1997 Г. N 4707/96 ОБ ИСЧИСЛЕНИИ РАЗМЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА АВИАТРАНСПОРТОМ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 25 февраля 1997 г. No. 4707/96
   
       Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Председателя  Высшего  Арбитражного
   Суда Российской  Федерации  на решение от 12.05.96,  постановление
   апелляционной инстанции  от  15.07.96  Арбитражного  суда   города
   Санкт-Петербурга и  Ленинградской  области  по делу No.  3486/96 и
   постановление Федерального  арбитражного   суда   Северо-Западного
   округа от 12.09.96 по тому же делу.
       Заслушав и   обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Акционерное общество закрытого типа "Коопимпэкс" обратилось  в
   Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с
   иском к  авиакомпании  "Финнэйр",   город   Хельсинки,   Финляндия
   (представительство в  Санкт-Петербурге) о взыскании 1389,9 доллара
   США, составляющих стоимость недостачи 6,6 кг груза,  на  основании
   пункта 2  статьи  22 Варшавской конвенции для унификации некоторых
   правил, касающихся международных  воздушных  перевозок  (1929),  с
   изменениями, внесенными  Гаагским  Протоколом  (1995),  а  также о
   взыскании 227,84  доллара  США,  составляющих  расходы  по  оплате
   юридической помощи,  на основании пункта 4 статьи 22 вышеуказанной
   Конвенции.
       Решением от  12.05.96  иск  удовлетворен  в  сумме  заявленных
   требований на основании пунктов 2 и 4 статьи 22 Конвенции.
       Постановлением апелляционной  инстанции  от  15.07.96  решение
   изменено. В части взыскания расходов по оплате юридической  помощи
   отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.
       Федеральный арбитражный    суд     Северо-Западного     округа
   постановлением от  12.09.96  постановление апелляционной инстанции
   оставил без изменения.
       В протесте  заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской Федерации   предлагается   состоявшиеся    решение    и
   постановление отменить и передать дело на новое рассмотрение.
       Президиум считает,  что  названные  судебные   акты   подлежат
   изменению по следующим основаниям.
       Из представленных в материалах дела  документов  следует,  что
   при  получении  груза  по  международной авианакладной от 07.06.95
   No. 105-5468-1745 от авиакомпании "Финнэйр" в аэропорте  "Пулково"
   была   обнаружена   недостача   6,6  кг  груза,  о  чем  составлен
   коммерческий акт от 14.06.95 No. 46-95.
       Вопросы    ответственности   при    международной    перевозке
   регламентируются Варшавской конвенцией  об  унификации   некоторых
   правил, касающихся  международных воздушных перевозок от 12.10.29,
   ратифицированной СССР  (правопреемник  -   Российская   Федерация)
   07.07.34 и Финляндской Республикой 03.09.37.
       Согласно статье 28 Конвенции  иск  об  ответственности  должен
   быть возбужден  по  выбору  истца  в  пределах территории одной из
   Высоких Договаривающихся Сторон либо в суде  по  месту  жительства
   перевозчика, по   месту   нахождения   главного   управления   его
   предприятия или по месту,  где он имеет контору, либо в суде места
   назначения.
       Частью 2  статьи  212  Арбитражного  процессуального   кодекса
   Российской Федерации предусмотрено,  что арбитражные суды в России
   вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц,  если филиал
   или представительство  иностранного  лица  находится на территории
   России.
       Следовательно, иск  может  быть  рассмотрен  в суде Российской
   Федерации, руководствующейся при этом своим процессуальным правом.
       Как следует   из   коммерческого   акта,  утрата  части  груза
   произошла вследствие   ветхости   упаковки,   не    обеспечивающей
   сохранности груза при перевозках.
       Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Конвенции перевозчик отвечает
   за вред,  происшедший  в случае уничтожения,  потери,  повреждения
   зарегистрированного багажа   или   товара,   если    происшествие,
   причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки.
       Воздушная перевозка  охватывает  период  времени,  в   течение
   которого багаж или товар находятся под охраной перевозчика.
       В международной  авианакладной  указана  масса  полученного  к
   перевозке  груза,  составляющая  186,6  кг.  При  выдаче  груза  в
   аэропорту "Пулково" она составила 180 кг,  о  чем  свидетельствует
   коммерческий акт.
       Следовательно, потеря  груза  произошла  во  время   воздушной
   перевозки, которую осуществляла авиакомпания "Финнэйр", признавшая
   свою вину в утрате груза.
       В соответствии  с  пунктами  2,  4 и 5 статьи 22 Конвенции при
   перевозке зарегистрированного багажа  ответственность  перевозчика
   ограничивается суммой  в  250  франков  с  1  кг.  Перевод  сумм в
   национальную валюту,  не имеющую  золотого  содержания,  в  случае
   судебных разбирательств   будет  производиться  в  соответствии  с
   золотой стоимостью таких валют на дату судебного решения.
       Предъявляя иск, истец рассчитал сумму от недостачи массы груза
   в американских долларах через стоимость золота за 1 тройную унцию,
   установленную на Лондонской бирже драгоценных  металлов, которая в
   свою очередь определяет рыночную стоимость самого золота, а не его
   содержания в национальных валютах.
       Данный расчет противоречит сложившейся международной  практике
   перевода 250    золотых    франков    в    национальные    валюты,
   зафиксированной в протоколах  No.  3  и  4  Всемирной  организации
   гражданской авиации (Монреаль, 1975).
       Последнее обстоятельство  повлекло  неправомерное   увеличение
   суммы иска  с  примерно  20  долларов  США  за  1 кг массы (предел
   ответственности, принятый  в  международной  практике)  до  1389,9
   доллара США.
       Несмотря на то,  что  истец  основывает  свой  иск  на  нормах
   международного договора, ратифицированного обоими государствами, в
   части перевода франков в национальную валюту одного из государств,
   следует разрешить  вопрос  о  применимом  праве,  поскольку данное
   обстоятельство не урегулировано Конвенцией.
       Согласно пункту  1  подпункта  7 статьи 166 Основ гражданского
   законодательства Союза ССР и республик к обязательствам сторон  по
   внешнеэкономической сделке  в  случае  отсутствия  их соглашения о
   применимом праве применяется право страны,  где учреждена сторона,
   являющаяся перевозчиком в договоре перевозки.
       Авиакомпания "Финнэйр"  (Финляндия)  являлась  перевозчиком  в
   договоре международной перевозки.
       По законодательству  Финляндии   вопрос   об   ответственности
   перевозчика и применении Варшавской конвенции регулируется Законом
   "О договоре перевозки авиатранспортом" от 14.01.77  с  изменениями
   от 11.04.80.
       Параграфом 23 названного Закона определено, что при перевозках
   зарегистрированного багажа  и  товаров ответственность перевозчика
   ограничивается суммой в 17 СДР  (специальных  прав  заимствования)
   или 23,8 доллара США за 1 кг массы.
       Таким образом,  общий   размер   ответственности   перевозчика
   составляет 157,08 доллара США.
       Учитывая изложенное   и   руководствуясь   статьями    187-189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                          п о с т а н о в и л:
   
       решение от 12.05.96 и постановление апелляционной инстанции от
   15.07.96 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
   области, постановление     Федерального     арбитражного      суда
   Северо-Западного округа  от  12.09.96  изменить  в части взыскания
   1389,9 доллара США.  Взыскать с авиакомпании  "Финнэйр"  в  пользу
   АОЗТ "Коопимпэкс" 157,08 доллара США убытков.
       Постановление Арбитражного  суда  города  Санкт-Петербурга   и
   Ленинградской области  от  15.07.96  и  постановление Федерального
   арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.96  оставить  в
   силе в  части  отказа  во взыскании расходов по оплате юридической
   помощи.
   
                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                            М.К. ЮКОВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz