Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.12.1998 N 3-Г98-13 ДЕЛО О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ СТ. СТ. 22 27 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ" ОТ 11.07.1997 N 35-РЗ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, ТАК КАК СУДОМ НЕПРАВИЛЬНО ИСТОЛКОВАН И ПРИМЕНЕН МАТЕРИАЛЬНЫЙ ЗАКОН И ДОПУЩЕНО НАРУШЕНИЕ НОРМ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕПОЛНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ КРУГА ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 25 декабря 1998 года
   
                                                       Дело N 3-г98-13
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                        Василевской В.П.,
                                                            Кебы Ю.Г.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  25  декабря  1998   г.
   гражданское   дело  по  заявлению  прокурора  Республики   Коми   о
   признании  недействительными ст. ст. 22, 23, 24, 25, 26, 27  Закона
   Республики  Коми "Об энергосбережении" N 35-РЗ от 11 июля  1997  г.
   по   кассационным  жалобам  Председателя  Государственного   Совета
   Республики  Коми  и  первого заместителя Главы Республики  Коми  на
   решение Верховного Суда Республики Коми от 27 октября 1998 г.
       Заслушав   доклад   судьи   Кебы  Ю.Г.,   выслушав   объяснения
   представителей  Главы  Республики Коми Олейника  И.И.  и  Молодцова
   В.И.,   заключение  помощника  Генерального  прокурора   Российской
   Федерации   Корягиной  Л.Л.,  полагавшей  решение  суда  подлежащим
   отмене, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       Законом  Республики  Коми  N 35-РЗ  от  11  июля  1997  г.  "Об
   энергосбережении"   введена  административная  ответственность   за
   нарушения в области энергосбережения.
       Прокурор  Республики  Коми  обратился  в  суд  с  заявлением  о
   признании  недействительными  ст.  ст.  22  -  27  названного  выше
   Закона,  как противоречащих федеральному законодательству:  Кодексу
   РСФСР     об    административных    правонарушениях,     ФЗ     "Об
   энергосбережении"  и  ФЗ "Об общих принципах  организации  местного
   самоуправления в Российской Федерации".
       Представители  Государственного Совета и Главы Республики  Коми
   возражали против заявления.
       Верховный  Суд Республики Коми решением от 27 октября  1998  г.
   заявление  прокурора  удовлетворил: признал  недействительными  ст.
   ст.  22  -  27 Закона РК "Об энергосбережении" N 35-РЗ от  11  июля
   1997 г. с момента их принятия.
       В  кассационных жалобах Председатель Государственного Совета РК
   и  первый  заместитель Главы РК просят об отмене решения суда,  как
   постановленного с нарушением норм материального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ  находит
   решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
       В  соответствии  с  пунктом "к" части 1 статьи  72  Конституции
   Российской    Федерации   административное    и    административно-
   процессуальное  законодательство  находится  в  совместном  ведении
   Российской Федерации и ее субъектов.
       По предметам совместного ведения издаются федеральные законы  и
   принимаемые  в  соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные
   правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
       При отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации
   вправе  осуществить  собственное правовое регулирование.  Вместе  с
   тем  субъект Российской Федерации не вправе вторгаться в  те  сферы
   общественных  отношений, регулирование которых  составляет  предмет
   ведения  Российской Федерации, а также предмет совместного  ведения
   при   наличии  по  данному  вопросу  федерального  законодательства
   (закона),  и  обязан  соблюдать общие требования,  предъявляемые  к
   установлению  административной ответственности  и  производству  по
   административным делам.
       По данному делу суд пришел к выводу о том, что административная
   ответственность за правонарушения в сфере энергосбережения  введена
   Законом   Республики   Коми  с  превышением   полномочий   субъекта
   Российской  Федерации в области административного законодательства,
   поскольку   все  вопросы  административно-правовой  ответственности
   разрешены  в  Кодексе РСФСР об административных правонарушениях,  а
   оспариваемый  прокурором Закон РК принят с  превышением  полномочий
   субъекта   РФ,  ограниченных  статьями  5  -  6  данного   Кодекса;
   отношения     в     этой     сфере    урегулированы     федеральным
   законодательством,  административная ответственность  за  нарушения
   которого  также  предусмотрена  федеральным  законодательством   об
   административной ответственности.
       Этот вывод суда не может быть признан достаточно обоснованным.
       В соответствии с частью 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы
   человека  и  гражданина могут быть ограничены  федеральным  законом
   только  в  той  мере, в какой это необходимо в целях  защиты  основ
   конституционного строя, нравственности, здоровья, прав  и  законных
   интересов  других  лиц, обеспечения обороны страны  и  безопасности
   государства.
       С  учетом этого административная ответственность, как  одна  из
   форм  ограничения  прав  и  свобод в отношении  граждан  Российской
   Федерации, может быть введена только федеральным законом  и  только
   в  случаях,  прямо  указанных  в  части  3  статьи  55  Конституции
   Российской Федерации.
       В   этой   связи   вывод  суда  о  том,  что   административная
   ответственность  в  отношении  граждан  субъектом  РФ  может   быть
   введена  лишь в случаях, которые указаны в ст. 6 Кодекса  РСФСР  об
   административных    правоотношениях,   соответствует    требованиям
   закона.
       Вместе с тем это правило неприменимо к тем случаям, когда  речь
   идет    об    административном   и   административно-процессуальном
   законодательстве,  регулирующем отношения между другими  субъектами
   правоотношений,   в   частности,  между  органами   государственной
   власти,    местного   самоуправления,   общественных   объединений,
   юридических лиц и т.д.
       КоАП  РСФСР  был принят Верховным Советом РСФСР в 1984  году  и
   введен  в  действие с 1 января 1985 г., редакция части  первой  его
   ст.  7  не  менялась  с  1988 года. На эту  норму  распространяются
   требования  п.  2  раздела  второго  "Заключительные  и  переходные
   положения"  Конституции  РФ,  согласно  которому  законы  и  другие
   правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации  до
   вступления  в  силу  Конституции РФ, применяются  в  части,  ей  не
   противоречащей.
       В  связи  с  этим при разрешении спора, связанного с  введением
   субъектом  Российской  Федерации административной  ответственности,
   суду  следовало  выяснить, урегулированы ли отношения,  по  которым
   принят   закон   субъекта  РФ,  федеральным   законодательством   и
   противоречит ли этот акт федеральному закону.
       Вопросы  об энергосбережении урегулированы Федеральным  законом
   "Об энергосбережении" N 98-ФЗ от 3 апреля 1996 г.
       В  соответствии  со  ст.  2 этого Федерального  закона  субъект
   Российской  Федерации  может принимать законы  и  иные  нормативные
   акты  по  вопросам энергосбережения в соответствии с договорами  по
   разграничению   предметов  ведения  и  полномочий  между   органами
   государственной    власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       В    соответствии   со   ст.   18   Федерального   закона   "Об
   энергосбережении"  лица, виновные в нарушении положений  настоящего
   Закона,  несут  ответственность, в том числе и административную,  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Таким образом, административная ответственность должностных лиц
   и  граждан  за  нарушение законодательства Российской  Федерации  в
   области  энергосбережения может наступать только в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации.
       Вместе  с  тем  в  соответствии  с  законодательством  субъекта
   Российской   Федерации  может  быть  установлена   административная
   ответственность  за нарушения законов этого субъекта  РФ,  принятых
   по   предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и   ее
   субъектов, которые не противоречат федеральным законам.
       В  КоАП  РСФСР  (ст.  ст.  91 - 95, 95.1,  95.2)  предусмотрена
   ответственность за ряд правонарушений при использовании тепловой  и
   электрической энергии.
       Вместе    с   тем   в   Кодексе   РСФСР   об   административных
   правонарушениях   нет   положений,  предусматривающих   специальную
   ответственность за нарушение правил об энергосбережении.
       В  обжалуемом  прокурором  Законе Республики  Коми  установлена
   такая  ответственность, правомерность введения которой  суд  должен
   был проверить при рассмотрении дела.
       Имея  в  виду,  что  при  принятии  решения  судом  неправильно
   истолкован и применен материальный закон и допущено нарушение  норм
   процессуального  права, выразившееся в неполном  определении  круга
   юридически    значимых    для    правильного    разрешения    спора
   обстоятельств, оно подлежит отмене.
       При  новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное  и  с
   учетом установленных данных разрешить заявление прокурора.
       Руководствуясь  п.  2 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Коми от 27 октября 1998  г.
   отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz