ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 1998 г. N 158/1079-II
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ЗАЩИЩЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Во исполнение Постановления Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации от 27 февраля 1998 г. N 140/1009-II "О мерах
по проведению эксперимента по установлению степени защиты и
использованию защищенных избирательных документов" при проведении
дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по Чукотскому N 223 и Северо -
Осетинскому N 21 одномандатным избирательным округам были
апробированы в качестве защиты избирательных бюллетеней и списков
избирателей специальная бумага с водяными знаками по всему полю
бланка избирательного бюллетеня и прозрачная клейкая лента для
заклеивания графы списков избирателей с подписями избирателей о
получении избирательного бюллетеня.
Избирательные бюллетени с установленной избирательными
комиссиями субъектов Российской Федерации степенью защищенности
использовались также при проведении выборов в органы
государственной власти Республики Башкортостан, Республики
Бурятия, Республики Тыва, Чувашской Республики, Алтайского,
Краснодарского, Красноярского, Ставропольского и Хабаровского
краев, Архангельской, Астраханской, Брянской, Владимирской,
Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Липецкой, Мурманской,
Нижегородской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Саратовской,
Свердловской, Смоленской и Челябинской областей, города Санкт -
Петербурга, Агинского Бурятского автономного округа, а также
выборов в органы местного самоуправления в Удмуртской Республике и
Ульяновской области.
Проделанная в ходе эксперимента и непосредственно при
проведении выборов в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и в органы местного самоуправления работа по
установлению степени защиты и использованию защищенных
избирательных документов позволила определить круг основных
юридических, финансовых и организационно - технических действий,
обеспечивающих решение этих вопросов, а также проверить
эффективность примененных способов защиты указанных документов.
Руководствуясь требованиями пункта 7 статьи 22 и пункта 2
статьи 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации постановляет:
1. Установить, что перечень подлежащих защите избирательных
документов и документов референдума, используемых при проведении
выборов в федеральные органы государственной власти и референдума
Российской Федерации, и степень их защиты определяются Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации после назначения
указанных выборов и референдума.
2. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской
Федерации до 1 февраля 1999 года утвердить порядок установления
степени защиты избирательных документов по выборам в органы
государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы
местного самоуправления, документов референдума субъекта
Российской Федерации и местного референдума, предусматривающий
требования по их изготовлению и использованию. Определять перечень
подлежащих защите избирательных документов и документов
референдумов, а также способов их защиты, исходя из имеющихся
технических и финансовых возможностей.
3. Утвердить Примерный перечень степеней защиты избирательных
бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме
(Приложение 1). Иные степени защиты избирательных бюллетеней,
бюллетеней для голосования на референдуме используются по
согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации.
4. Направить Записку о результатах эксперимента по
установлению степени защиты избирательных документов при
проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации и использованию
защищенных избирательных бюллетеней на выборах в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы
местного самоуправления (Приложение 2) избирательным комиссиям
субъектов Российской Федерации.
5. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.В.ИВАНЧЕНКО
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Приложение 1
Утвержден
Постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 25 декабря 1998 г. N 158/1079-II
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
СТЕПЕНЕЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ,
БЮЛЛЕТЕНЕЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ
При изготовлении избирательных бюллетеней, бюллетеней для
голосования на референдуме допускается применение следующих
степеней защиты:
нанесение типографским способом на лицевую либо оборотную
сторону бюллетеня цветного фона либо защитной сетки (без
ограничений в выборе конфигурации рисунка защитной сетки, цвета,
его интенсивности и контрастности);
использование специальной бумаги (бумага определенной
плотности, исключающая ее использование офисной множительной
техникой; бумага с водяными знаками без ограничений в рисунке;
цветная бумага);
нанесение типографским способом надписи на бланк бюллетеня
либо одного или нескольких знаков в текст бюллетеня (кроме текста
о баллотирующихся кандидатах или о вопросах референдума) с
применением специальных красителей;
изменение размера шрифта знака препинания в тексте бюллетеня
(кроме текста о баллотирующихся кандидатах или о вопросах
референдума);
нанесение типографским способом надписи на бланк бюллетеня
микрошрифтом;
проставление на лицевой или оборотной стороне бюллетеня
дополнительной печати либо дополнительных печатей участковой
избирательной комиссии, комиссии референдума;
проставление на лицевой или оборотной стороне бюллетеня
подписей членов участковой избирательной комиссии, комиссии
референдума, в том числе различным цветом.
Применение степени защиты бюллетеня, а также комбинации
нескольких степеней защиты не должно препятствовать однозначному
восприятию избирателем, участником референдума текста бюллетеня
либо его части, а также сказываться на сохранности бюллетеней, их
текстового содержания и нанесенных в квадрате (квадратах) знаков.
Приложение 2
к Постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 25 декабря 1998 г. N 158/1079-II
ЗАПИСКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТА
ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАЩИЩЕННЫХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В ОРГАНЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации от 27 февраля 1998 г. N 140/1009-II
при проведении 31 мая и 21 июня 1998 года дополнительных выборов
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу N 223
и Северо - Осетинскому одномандатному избирательному округу N 21
проводился эксперимент по использованию специальных форм защиты
избирательных бюллетеней и списков избирателей.
Специальная бумага для печатания избирательных бюллетеней,
защищенная по всему полю водяными знаками, была изготовлена на
фабрике в городе Санкт - Петербурге по заказу Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации и доставлена в
соответствующие субъекты Российской Федерации.
Для защиты списков избирателей Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации закупила и доставила в указанные
субъекты специальную прозрачную клейкую ленту.
Участковые избирательные комиссии заклеивали графу "Подпись
избирателей о получении избирательного бюллетеня" указанной лентой
немедленно после окончания голосования и до начала подсчета
голосов избирателей.
В период подготовки и проведения избирательных кампаний члены
избирательных комиссий, наблюдатели, кандидаты в депутаты и
избиратели положительно отзывались об использовании на выборах
бюллетеней, изготовленных на специальной бумаге, и отмечали, что
это является достаточной степенью их защиты от подделок.
В Республике Северная Осетия - Алания при использовании
прозрачной клейкой ленты для защиты списков избирателей никаких
проблем не возникало.
В Чукотском автономном округе члены отдельных участковых
избирательных комиссий испытывали некоторые трудности, связанные с
использованием устройств для заклеивания упомянутой графы в
списках избирателей. Как правило, два - три члена участковых
избирательных комиссий участвовали в проведении этой работы, что
увеличило время подведения итогов голосования на избирательных
участках.
Анализ фактических затрат при проведении эксперимента в
Республике Северная Осетия - Алания и Чукотском автономном округе
показывает, что в случае изготовления избирательных бюллетеней с
определенной экспериментом степенью их защиты при проведении
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации в 1999 году их общая расчетная стоимость
возрастет по сравнению с расчетной стоимостью изготовления
бюллетеней на обычной бумаге (в сопоставимых ценах и условиях) в
3,0 раза, а с учетом двойного комплекта защищенной бумаги - в
6,7 раза.
Основной рост стоимости изготовления бюллетеней произойдет в
связи с доставкой от двух фабрик - изготовителей (г. Санкт -
Петербург и г. Краснокамск, Пермская область) до типографий всех
субъектов Российской Федерации бумаги с водяными знаками, удельный
вес стоимости которой (один комплект) составит 35,6 процента в
общей расчетной стоимости изготовления бюллетеней, тогда как
предполагаемые транспортные расходы типографий по доставке обычной
бумаги были бы меньше в 52,3 раза.
В случае изготовления дополнительного комплекта защищенной
бумаги общая стоимость доставки увеличится в два раза.
Появляются новые виды затрат, такие, как приобретение и
доставка в округ клейкой ленты для защиты списков избирателей, а
также хранение в округе защищенной бумаги до и после проведения
выборов.
В ходе проведения эксперимента были изучены вопросы
организационно - технического характера, которые необходимо решать
при проведении выборов с использованием защищенных избирательных
документов. Результаты проведенного эксперимента показывают, что
использование специальной бумаги с водяными знаками и прозрачной
клейкой ленты является достаточной степенью защиты избирательных
документов и документов референдума и данная степень защиты может
быть использована избирательными комиссиями при проведении выборов
и референдумов.
Вместе с тем, учитывая сложное социально - экономическое
положение в регионах и в России в целом, окончательное решение
вопросов по определению степени защиты избирательных документов и
документов референдума при проведении федеральных выборов или
федерального референдума следует принимать Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации непосредственно после
их назначения.
При проведении в 1997 - 1998 годах выборов в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы
местного самоуправления избирательными комиссиями 30 субъектов
Российской Федерации применялись различные способы защиты
избирательных бюллетеней.
Так, в Республике Башкортостан, Чувашской Республике,
Красноярском крае в бюллетень вносился дополнительный текст,
нанесенный мелким шрифтом, который не печатался при
ксерокопировании. В Республике Тыва на избирательный бюллетень
наносилась трехцветная защитная сетка. В Республике Бурятия на
обратной стороне избирательного бюллетеня по углам были
проставлены четыре дополнительные печати участковых избирательных
комиссий. В Вологодской и Нижегородской областях применялось
нанесение на бумагу мелкой сетки. В Орловской области использовали
бумагу с водяными знаками.
В Смоленской области применяли цветные печати участковых
избирательных комиссий и подписи двух членов избирательных
комиссий ставились разноцветными ручками.
В отдельных субъектах Российской Федерации при проведении
выборов использовалось несколько степеней защиты избирательных
бюллетеней. Так, в Краснодарском крае использовалась бумага с
водяными знаками, микрошрифт и надписи, светящиеся в
ультрафиолетовом свете. В Ростовской области на избирательный
бюллетень наносилась цветная сетка и тройная рамка, применялся
микрошрифт. В Саратовской области применялся микрошрифт,
оригинальная фоновая сетка и бумага, которую невозможно
использовать офисной множительной техникой.
По мнению избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации, примененные способы в достаточной мере обеспечивали
защиту избирательных бюллетеней.
Территориальное управление
Финансово - контрольное управление
|