УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ ОТ 24.12.2001 N 80
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 декабря 1998 г. N 90
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН
В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях обеспечения надлежащей организации работы по
рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений
(далее - обращения), совершенствования деятельности органов
прокуратуры на этом направлении, руководствуясь ст. 17
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации,
приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных
специализированных прокуратур, начальникам структурных
подразделений этих прокуратур, прокурорам городов и районов
организовать работу таким образом, чтобы каждое обращение получило
своевременное, объективное и окончательное разрешение в той
прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса.
Работу по рассмотрению обращений подчинить решению задач
защиты прав и свобод человека, укрепления законности и
правопорядка. Принимать исчерпывающие меры к удовлетворению
обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в
полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные ст. 27
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
2. Во всех прокуратурах обеспечить соблюдение установленного
порядка приема, регистрации и прохождения устных и письменных
обращений, полученных на личном приеме, по почте, факсимильной
связи, телеграфу или иным путем, контроль за своевременным и
правильным их разрешением. При этом каждый довод, изложенный в
обращении, должен быть объективно проверен и заявителю направлен
юридически грамотный и мотивированный ответ.
Руководителям прокуратур, начальникам управлений и отделов
определять порядок проверки обращений, обеспечивающий наиболее
полное, оперативное и квалифицированное рассмотрение поставленных
в них вопросов.
Устные обращения граждан регистрировать в книге личного
приема, там же отражать содержание ответа, если он давался в
устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен
письменный ответ.
При установлении фактов недобросовестного отношения к работе с
обращениями, их необоснованного по этим причинам отклонения,
ненадлежащего исполнения поручений вышестоящих прокуратур решать
вопрос об ответственности допустивших нарушения работников.
Ответственность за организацию работы с обращениями несут
руководители прокуратур, управлений и отделов Генеральной
прокуратуры и прокуратур субъектов Российской Федерации,
приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур.
3. В органах прокуратуры разрешать обращения граждан
Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства,
руководителей и должностных лиц государственных, иных предприятий
и организаций, депутатов, содержащие сведения о нарушениях
законов, прав и свобод человека и гражданина, проверять сообщения
об этом средств массовой информации.
Жалобы на действия следователей, органов дознания, прокуроров,
связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры,
решения, определения и постановления судов проверять в порядке и в
пределах полномочий, предусмотренных процессуальным
законодательством.
Обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения
законов, разрешению в органах прокуратуры не подлежат. Обращения
по вопросам, подведомственным суду, могут разрешаться при
необходимости защиты общественного (неперсонифицированного)
интереса либо прав наименее социально защищенных лиц.
4. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры,
в пятидневный срок, а обращения депутатов Государственной Думы и
членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
в трехдневный срок с момента поступления направлять по
принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснять им,
куда следует обратиться.
Обращения передавать из одного подразделения в другое по
договоренности их руководителей с обязательной регистрацией на
картотеке либо с использованием иных форм учета.
Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной
прокуратуры, подлежат пересылке соответствующему прокурору с
уведомлением об этом заявителей. При пересылке обращений
вышестоящему прокурору прилагать к ним имеющиеся по этому вопросу
материалы, необходимые для их разрешения.
5. Запретить направление обращений в прокуратуры, не имеющие
полномочий на их разрешение, или в те прокуратуры, руководители
которых принимали решения по поставленным в обращениях вопросам.
При необходимости давать им поручения с указанием подлежащих
проверке конкретных обстоятельств и сроков исполнения. К
информациям о выполнении поручений (заключениям) прилагать
проверочные материалы, копии документов прокурорского
реагирования, а если потребуется - надзорные производства (дела).
Решения по обращениям, в которых обжалуются действия
прокурорских работников, принимать вышестоящим по отношению к ним
должностным лицам.
6. Обращения граждан, не содержащие сведений о фамилии и месте
жительства заявителя, признавать анонимными, оставляя без
рассмотрения, а при наличии в таких обращениях сообщений о
готовящихся или совершенных преступлениях - направлять в
соответствующие правоохранительные органы.
При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения
сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его
принятия и т.п.) разъяснять заявителям необходимость восполнения
недостающих данных, а также куда им следует для этого обратиться.
Обращение может быть оставлено без рассмотрения в следующих
случаях:
если повторное обращение не содержит новых данных, все
изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись и
ответ на предыдущие обращения был дан прокурором субъекта
Российской Федерации, прокурором города, района или приравненным к
ним прокурором с разъяснением заявителю права обращаться к
вышестоящему прокурору;
если содержание обращения лишено логики и смысла;
если обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и
достоинство других лиц, а также нецензурные выражения, о чем, если
не принимается иное решение, извещать авторов с предупреждением,
что при поступлении подобных обращений переписка может быть
прекращена.
Переписка может быть прекращена в случае неоднократного
поступления обращений, оставленных без рассмотрения по
перечисленным основаниям с составлением мотивированного
заключения, утверждаемого прокурором субъекта Российской
Федерации, города, района, военным прокурором или прокурором иной
специализированной прокуратуры, а в Генеральной прокуратуре -
одним из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
О прекращении переписки сообщается заявителю (за исключением лиц,
признанных психически больными).
7. Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых
нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граждан, не
получившие должной оценки местных правоохранительных органов,
проверять, как правило, с выездом на места. Результаты проверок и
принятые меры, представляющие общественный интерес, делать
достоянием гласности, активно используя возможности средств
массовой информации.
8. Для обеспечения объективности и полноты проверок обращений
решать вопрос о необходимости привлечения к их проведению
заявителей и специалистов. По окончании проверок по просьбе
заявителей знакомить их с материалами проверок и документами,
непосредственно затрагивающими их права и свободы, в той мере, в
которой это не противоречит требованиям законодательства об охране
государственной или иной охраняемой законом тайны и законным
интересам других граждан.
При рассмотрении обращений запрещается распространять сведения
о частной жизни граждан без их согласия. По мотивированной просьбе
гражданина не подлежат разглашению его анкетные данные и домашний
адрес.
9. Отказ в удовлетворении обращений аргументировать нормами
закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы
проверок, уголовных, гражданских и других дел.
В случаях отмены постановлений органов следствия и дознания,
принесения протестов, предъявления исков и т.п. сообщать
заявителям, где впоследствии они могут получить информацию о
результатах окончательного разрешения вопросов, поставленных в их
обращениях.
10. Принять меры к безусловному соблюдению установленных
законодательством сроков рассмотрения обращений граждан.
Обращения, поступившие от Президента Российской Федерации и
его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и
его заместителей, Руководителя Администрации Президента, Секретаря
Совета Безопасности, Председателей Совета Федерации и
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
их заместителей, Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации, руководителей федеральных министерств и ведомств,
обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий
палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами
Государственной Думы и членами Совета Федерации, а также иные
обращения, взятые на контроль Генеральным прокурором Российской
Федерации (обращения особого контроля), рассматривать
безотлагательно.
При необходимости проверки или дополнительного изучения
вопроса информировать депутатов Государственной Думы и членов
Совета Федерации Федерального Собрания в трехдневный срок с
момента поступления обращения, окончательный ответ представлять им
не позднее 20 дней. Ответ на депутатский запрос, направленный в
установленном законом порядке, давать не позднее 15 дней со дня
его получения.
Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в
Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры
субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные
специализированные прокуратуры, разрешать в срок до 15 дней, а
поступающие в районные и городские прокуратуры, военные
прокуратуры армий, соединений, гарнизонов, иные специализированные
прокуратуры - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их
поступления.
Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешать в срок
не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие
дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если
иной срок не установлен федеральным законодательством или
законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок разрешения обращения может быть продлен прокурором либо
его заместителем с обязательным уведомлением заявителей, а также
органа или лица, направившего обращение, о причинах задержки и
характере принимаемых мер. В исключительных случаях после
выяснения причин несвоевременного разрешения обращения и принятия
мер к виновным, если это произошло ввиду небрежного отношения к
выполнению поручения, срок разрешения может быть продлен повторно
с обязательным извещением заинтересованных лиц.
При необходимости срок разрешения обращений военнослужащих и
членов их семей может быть продлен в установленном выше порядке,
но не более чем на 15 дней.
11. Установить порядок направления ответов на обращения,
согласно которому:
ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований,
а также с разъяснением направляет прокурор, рассматривавший
обращение, либо другое должностное лицо по поручению руководителя
прокуратуры;
в прокуратурах городов и районов, других территориальных,
военных и иных специализированных прокуратурах принимать решения
об отклонении обращения и давать ответы заявителям может прокурор
или его заместитель;
в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к
ним прокуратурах первичные обращения отклоняют начальники
управлений и отделов; по повторным обращениям на необоснованный
отказ в удовлетворении требований ответы заявителям направляются
руководством этих прокуратур, а по жалобам на вступившие в
законную силу судебные постановления по уголовным, гражданским и
иным делам решения об отказе в удовлетворении требований принимают
руководители этих прокуратур в соответствии с их процессуальными
полномочиями, они же дают ответ заявителю;
ответы на обращения, поступившие от Президента Российской
Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации,
Руководителя Администрации Президента Российской Федерации,
Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Председателей
Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, а также на другие обращения, взятые на
контроль Генеральным прокурором Российской Федерации, направляются
за его подписью, если Генеральным прокурором Российской Федерации
не установлен иной порядок их разрешения;
промежуточные ответы депутатам Государственной Думы и членам
Совета Федерации по их обращениям могут направляться за подписью
старших помощников Генерального прокурора Российской Федерации.
12. Прием граждан проводить в течение всего рабочего дня
преимущественно тем работникам, которые будут разрешать обращения.
Прием в вечернее время и выходные дни устанавливается
руководителем соответствующей прокуратуры.
Руководителям прокуратур лично проводить прием населения не
реже одного раза в неделю. Принимать решения по жалобам и давать
по ним ответы должны те руководители прокуратур, к которым
обратился заявитель на личном приеме.
13. Обеспечить не реже одного раза в полугодие комплексный
анализ работы по рассмотрению обращений, изучение причин
поступления обоснованных обращений, поданных на личном приеме. На
этой основе принимать меры к совершенствованию правозащитной
деятельности органов прокуратуры, устранению ошибок и недостатков.
Состояние работы с жалобами и заявлениями проверять при выездах на
места.
14. Отделу писем и Приемной Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов
Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам наладить
эффективную работу отделов, групп и старших помощников по
рассмотрению писем и приему граждан, обеспечить их реальное
влияние на положение дел, устранение нарушений в работе с
обращениями.
15. Принять к сведению, что действие Приказа не
распространяется на:
порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение
ходатайств о помиловании;
порядок рассмотрения и разрешения обращений о реабилитации по
делам о контрреволюционных, воинских и общеуголовных преступлениях
30 - 50-х годов.
16. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В.,
начальников отдела писем, Приемной и организационно - контрольного
управления.
Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора
Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 33.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации,
городов, районов, военным прокурорам и прокурорам иных
специализированных прокуратур.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный
государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ
|