Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.12.1998 N 78-Г98-41 ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ П. 3 СТ. 2 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "О ПОРЯДКЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНОВ САНКТПЕТЕРБУРГА" ОТ 28.06.1995 ПРЕКРАЩЕНО, ПОСКОЛЬКУ ДЕЛА О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РФ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РФ, ИЗДАННЫХ ПО ВОПРОСАМ, ОТНОСЯЩИМСЯ К ВЕДЕНИЮ РФ, РАЗРЕШАЕТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ, А НЕ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 10 декабря 1998 года
   
                                                      Дело N 78-Г98-41
                                                                      
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                        Макарова Г.В.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 10 декабря 1998 г. дело  по
   заявлению  прокурора Санкт-Петербурга о признании  недействительным
   п.  3  ст. 2 Закона Санкт-Петербурга "О порядке вступления  в  силу
   законов  Санкт-Петербурга" по кассационной жалобе  Законодательного
   Собрания    Санкт-Петербурга   на   решение    Санкт-Петербургского
   городского суда от 26 октября 1998 г., которым заявление  прокурора
   удовлетворено.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Соловьева В.Н., объяснения представителя Законодательного  Собрания
   Санкт-Петербурга  Левашевой Н.А., заключение прокурора  Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Гермашевой  М.М.,   полагавшей
   решение  суда  подлежащим  отмене с  прекращением  производства  по
   делу,  Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       28  июня  1995  г.  Законодательным Собранием  Санкт-Петербурга
   принят  Закон Санкт-Петербурга "О порядке вступления в силу законов
   Санкт-Петербурга".
       В пункте 4 ст. 2 указанного Закона содержалось положение о том,
   что  если в установленные настоящим Законом сроки мэр (впоследствии
   -  губернатор) Санкт-Петербурга не подписал закон или не представил
   в  этой связи свои возражения, то закон подписывается председателем
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, подлежит  опубликованию
   и вступает в силу в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
       Поскольку  в  течение 1996 г. и 1997 г. в этот Закон  вносились
   дополнения  и изменения, то пункт 4 ст. 2 превратился фактически  в
   п. 3 той же статьи.
       В  июне  1998 г. прокурор Санкт-Петербурга обратился  в  Санкт-
   Петербургский    городской   суд   с   заявлением    о    признании
   недействительным данного пункта Закона Санкт-Петербурга "О  порядке
   вступления  в силу законов Санкт-Петербурга", ссылаясь на  то,  что
   он   противоречит   конституционным  принципам   единства   системы
   государственной власти и осуществления ее на основе  разделения  на
   законодательную,  исполнительную и судебную, противоречит  ст.  ст.
   5, 10, 84, 107 Конституции Российской Федерации.
       По  мнению  прокурора, это также противоречит Указу  Президента
   Российской  Федерации от 3 октября 1994 г. "О мерах  по  укреплению
   единой системы исполнительной власти в Российской Федерации".
       Представитель   Законодательного  Собрания  в  ходе   судебного
   заседания   возражал  против  заявленного  прокурором   требования,
   полагая,  что он превысил свои полномочия, так как оспариваемый  им
   пункт Закона не противоречит нормам федерального законодательства.
       Вместе  с  тем поскольку в заявлении говорится о несоответствии
   п.  3  ст. 2 Закона Санкт-Петербурга "О порядке вступления  в  силу
   законов  Санкт-Петербурга"  Конституции  Российской  Федерации,  то
   дело  относится  к  компетенции  Конституционного  Суда  Российской
   Федерации и не может рассматриваться в суде общей юрисдикции.
       Решением  Санкт-Петербургского городского суда  от  26  октября
   1998   г.   пункт  3  ст.  2  Закона  Санкт-Петербурга  "О  порядке
   вступления    в    силу    законов    Санкт-Петербурга"     признан
   недействительным.
       В кассационной жалобе Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
   просит  отменить  постановленное по делу  решение,  утверждая,  что
   положенные  в  его  основу выводы выходят в ряде случаев  за  рамки
   компетенции  суда общей юрисдикции и свидетельствуют  о  толковании
   положений  Конституции Российской Федерации, что, в  свою  очередь,
   относится  к  компетенции только Конституционного  Суда  Российской
   Федерации.
       Проверив  материалы  дела, изучив доводы  кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации  находит  решение  Санкт-Петербургского  городского  суда
   подлежащим отмене по следующим основаниям.
       Удовлетворяя заявленное прокурором требование и признавая пункт
   3  ст.  2  Закона  Санкт-Петербурга "О порядке  вступления  в  силу
   законов  Санкт-Петербурга" недействительным,  суд  руководствовался
   тем,   что  содержащиеся  в  нем  положения  противоречат   основам
   конституционного    строя    и    общим    принципам    организации
   представительных  и исполнительных органов государственной  власти,
   другим    положениям    Конституции    Российской    Федерации    и
   конкретизирующим  их  федеральным  правовым  актам  (ч.  1  ст.  77
   Конституции РФ).
       Отмечая,   что   до   настоящего  времени  федеральный   закон,
   регулирующий   общие   принципы  организации   представительных   и
   исполнительных   органов   государственной   власти   в   субъектах
   федерации,  не принят, суд фактически все выводы по делу  обосновал
   тем,  в  какой  мере  нормативный акт Санкт-Петербурга,  оспоренный
   прокурором,  соотносится  с положениями  и  принципами  Конституции
   Российской Федерации.
       Между  тем  судом не учтено, что в силу п. 1 ст. 77 Конституции
   Российской   Федерации   система  органов  государственной   власти
   республик,   краев,   областей,  городов   федерального   значения,
   автономной  области, автономных округов устанавливается  субъектами
   Российской  Федерации  самостоятельно  в  соответствии  с  основами
   конституционного  строя Российской Федерации  и  общими  принципами
   организации     представительных    и    исполнительных     органов
   государственной власти, установленными федеральными законами.
       Рассматривая данное дело, Санкт-Петербургский городской суд  по
   существу  дал  свое  толкование положениям  Конституции  Российской
   Федерации  в  части,  устанавливающей  принцип  "единства   системы
   государственной   власти",  что  согласно   ст.   125   Конституции
   Российской  Федерации и ст. 3 Федерального конституционного  закона
   "О   Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  не   входит   в
   компетенцию суда общей юрисдикции.
       Следует  отметить и то, что в соответствии с п. 1 Постановления
   Пленума   Верховного   Суда  Российской  Федерации   "О   некоторых
   вопросах,   возникающих   при  рассмотрении   дел   по   заявлениям
   прокуроров  о признании правовых актов противоречащими  закону",  в
   редакции  от  21.12.93  (с  изменениями  от  25.10.96),  судам,   в
   частности,  подведомственно  рассмотрение  заявлений  прокуроров  о
   признании   противоречащими   закону   правовых   актов,   принятых
   правительственными  органами  власти  краев,  областей,  автономных
   округов,  городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  органами  местного
   самоуправления    и    местной    администрации,    министерствами,
   ведомствами,   иными  органами  государственного  и  хозяйственного
   управления.
       Как видно из заявления прокурора Санкт-Петербурга, обращаясь  в
   суд   с   требованием   о  признании  недействительным   указанного
   положения  Закона Санкт-Петербурга, он не сослался на  противоречие
   его  федеральному  законодательству,  обосновав  свое  мнение  лишь
   ссылками на общие принципы Конституции Российской Федерации.
       Оставлено  без  внимания  суда и такое обстоятельство,  имеющее
   особое   значение,   как   постановление   Конституционного    Суда
   Российской  Федерации  N  19-п от 16.06.98  по  делу  о  толковании
   отдельных  положений  ст. ст. 125, 126, 127 Конституции  Российской
   Федерации  в связи с запросами Законодательного Собрания Республики
   Карелия и Государственного Совета Республики Коми.
       В  п.  1  резолютивной  части  этого  постановления  содержится
   указание  о том, что предусмотренные ст. 125 Конституции Российской
   Федерации  полномочия по разрешению дел о соответствии  Конституции
   Российской   Федерации  федеральных  законов,   нормативных   актов
   Президента    Российской    Федерации,    Государственной     Думы,
   Правительства   Российской   Федерации,   конституций    республик,
   уставов,  а  также  законов  и  иных  нормативных  актов  субъектов
   Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся  к  ведению
   органов  государственной  власти  Российской  Федерации  и  органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся  к
   компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации.
       При  таких  обстоятельствах Судебная  коллегия  по  гражданским
   делам  Верховного Суда Российской Федерации полагает,  что  решение
   Санкт-Петербургского городского суда, вынесенное по  данному  делу,
   подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
       Руководствуясь  ст.  ст.  219, 220,  305  ГПК  РСФСР,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 октября 1998
   г. отменить, производство по делу прекратить.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz