Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.11.98 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.09.97 N 1402-Р

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                         от 24 ноября 1998 года

       Именем Российской Федерации

       Судебная коллегия  по  гражданским  делам Верховного Суда РФ в
   составе:
       председательствующего - Судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                             Редченко Ю.Д.
       народных заседателей                           Гончаренко Р.А.
                                                    Мараховского В.И.
       при секретаре                                     Поповой Ю.В.
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Общества с ограниченной ответственностью "ККМ - Сервис"
   о    признании    недействительными   "Положения   по   применению
   контрольно -  кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
   населением"  в редакции  Постановления  Правительства  РФ N 904 от
   7 августа  1998 г.  "О внесении изменений и дополнений в Положение
   по   применению  контрольно  - кассовых  машин  при  осуществлении
   денежных  расчетов  с населением"  и распоряжения Правительства РФ
   N 1402-р от 29 сентября 1997 г., установила:
       заявитель ООО  "ККМ  -  Сервис" обратился в Верховный Суд РФ с
   вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что оспариваемые им
   нормативные   правовые  акты  Правительства  РФ  не  соответствуют
   требованиям Конституции РФ и нормам гражданского  законодательства
   РФ  (ст.  ст.  209  - 213 ГК РФ) и нарушают права собственников по
   владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом.
       В частности,  указывает на то,  что названное выше Положение в
   новой   редакции   существенным  образом  ограничивает  применение
   контрольно   - кассовых  машин,   технические  данные  которых  не
   соответствуют требованиям этого Положения.
       Полагает  также,  что  и требование  Положения об обязательном
   оснащении   контрольно  - кассовых  машин  средствами  визуального
   контроля  "Государственный  реестр" и "Сервисное обслуживание" без
   пояснения   их  назначения  и указания  источника  средств  на  их
   приобретение не основано на законе.
       Содержащиеся    в   оспариваемых   Положении   и  Распоряжении
   требования  существенным  образом  препятствуют  реализации  права
   собственности  на  принадлежащие  заявителю  контрольно - кассовые
   машины.
       Исходя  же  из требований ст.  55 Конституции РФ,  такого рода
   ограничения  могут  вводиться  только  на  основании  федерального
   закона.
       В судебном  заседании  представитель  заявителя  Дрезноль В.Л.
   требования   поддержал,    но    при    этом    просил    признать
   недействительными из оспариваемого Положения лишь пункты 2, 4, пп.
   "г" и последний абзац пункта 7,  а также пп.  "а" пункта 8.  Кроме
   того, указал, что новая редакция Положения не согласована, как это
   предусматривает закон, с Государственной Думой.
       Представители Правительства РФ Черемискин В.И. и Кабанков В.М.
   с   предъявленными   требованиями   не  согласились  и просили  об
   оставлении  их  без  удовлетворения,   полагая,  что  оспариваемые
   правовые   акты   приняты   Правительством   РФ  в пределах  своих
   полномочий и с соблюдением требований закона.
       Выслушав  объяснения  представителя заявителя,  представителей
   Правительства РФ,  исследовав материалы дела и заслушав заключение
   прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В.,  полагавшей в
   удовлетворении   заявления   отказать,    Судебная   коллегия   по
   гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ находит его не подлежащим
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В соответствии со ст. 1 и 3 Закона РФ "О применении контрольно
   - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
   денежные  расчеты с населением при осуществлении торговых операций
   или   оказания   услуг   на   территории   РФ  производятся  всеми
   предприятиями  (в том числе и физическими лицами,  осуществляющими
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица,  в  случае  осуществления ими торговых операций или оказания
   услуг),   организациями,   учреждениями,  их  филиалами  и другими
   обособленными  подразделениями  (далее предприятия) с обязательным
   применением контрольно - кассовых машин.
       Требования к контрольно - кассовым машинам,  включая порядок и
   условия  их  применения и регистрации,  определяются Положением по
   применению  контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
   расчетов   с  населением,   утверждаемым   Советом   Министров   -
   Правительством РФ по согласованию с Верховным Советом РФ.
       Как установлено  судом,  Постановлением  Правительства РФ от 7
   августа 1998 г. N 904 в соответствии с требованиями вышеназванного
   Закона  была  утверждена  новая  редакция  Положения по применению
   контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов  с
   населением,  утвержденного  Постановлением  Правительства РФ от 30
   июля 1993 г.  N 745,  в пунктах 2,  4,  пп. "г" и последнем абзаце
   пункта  7,  а также пп.  "а" пункта 8 которого указаны требования,
   предъявляемые к контрольно - кассовым машинам.
       Ранее  распоряжением  Правительства  РФ от 29 сентября 1997 г.
   N 1402-р  в целях  повышения  эффективности  контроля  за денежным
   оборотом в сфере торговли и услуг, а также предотвращения сокрытия
   прибыли   от   налогообложения   были   установлены  сроки  замены
   контрольно  - кассовых машин без фискальной памяти на контрольно -
   кассовые  машины с фискальной памятью с обеспечением повсеместного
   использования   средств  визуального  контроля,   их  соответствия
   эталонным образцам и их надлежащего технического состояния в целях
   недопущения   проникновения   на  российский  рынок  контрольно  -
   кассовых   машин,   не   включенных  в реестр  и не  состоящих  на
   техническом  обслуживании  в центрах  технического  обслуживания и
   ремонта контрольно - кассовых машин.
       Из  содержания  указанных  правовых  актов  следует,  что  они
   приняты   Правительством   РФ   в пределах  своих  полномочий  и с
   соблюдением требований закона.
       Как  уже  отмечалось выше,  требования к контрольно - кассовым
   машинам,  включая  условия  и порядок их применения,  определяются
   Положением  по  их  применению,  утверждаемым Правительством РФ по
   согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
       Изложенные в  утвержденном  Правительством  РФ   Положении   и
   оспариваемом    распоряжении    Правительства    РФ    требования,
   предъявляемые  к  контрольно  -   кассовым   машинам,   каким-либо
   положениям Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при
   осуществлении денежных расчетов с населением" не противоречат.
       Утверждение представителя заявителя о том,  что указанное выше
   Положение  утверждено  Правительством  РФ  без  согласования его с
   Государственной Думой Федерального Собрания РФ, т.е. с превышением
   своих  полномочий,  не  может быть принято во внимание,  поскольку
   Государственная  Дума  РФ  правопреемником Верховного Совета РФ не
   является.   Других  же  каких-либо  требований,  предусматривающих
   необходимость    согласования    Правительством   РФ   принимаемых
   постановлений    с   Государственной   Думой   РФ   в  действующем
   законодательстве не содержится.
       Не  может  быть  признан обоснованным и довод заявителя о том,
   что  оспариваемыми  правовыми актами нарушаются права собственника
   по   владению,   пользованию   и  распоряжению  принадлежащим  ему
   имуществом,  поскольку  в данном случае использование контрольно -
   кассовых    машин    при    расчетах   с  населением   обусловлено
   предъявляемыми   к  ним  соответствующими  требованиями,   которые
   устанавливаются     Правительством     РФ    в   соответствии    с
   предоставленными  ему  законом  полномочиями в регулировании этого
   вопроса.  Установление  указанных  в оспариваемых  правовых  актах
   требований  к названным машинам при их использовании ч.  3 ст.  55
   Конституции   РФ   и  нормам  Гражданского  кодекса  РФ  также  не
   противоречит.
       В связи  с  этим  у  суда  не  имеется  каких-либо   оснований
   полагать,    что    они   неправомерно   ограничивают   правомочия
   собственника.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
   Суда РФ решила:
       заявление Общества  с  ограниченной  ответственностью  "ККМ  -
   Сервис" о  признании  недействительными  Положения  по  применению
   контрольно  - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
   населением в редакции Постановления Правительства РФ N  904  от  7
   августа  1998  г.  и  распоряжения Правительства РФ N 1402-р от 29
   сентября 1997 г. оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение  обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке не  подлежит  и  вступает  в  законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.

                                                 Председательствующий
                                                         Ю.Д.РЕДЧЕНКО

                                                  Народные заседатели
                                                       Р.А.ГОНЧАРЕНКО
                                                      В.И.МАРАХОВСКИЙ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz