Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 05.11.98 N 3196-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БИРЖАХ И БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 5 ноября 1998 г. N 3196-II ГД
   
                О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БИРЖАХ
                        И БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в  первом  чтении  проект  Федерального  закона  "О
   биржах    и    биржевой    деятельности",    внесенный   депутатом
   Государственной Думы А.Г. Пузановским.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации,  Верховный Суд Российской Федерации,  Высший
   Арбитражный Суд Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в  Комитет  Государственной  Думы  по  экономической
   политике до 5 декабря 1998 года.
       3. Комитету  Государственной  Думы  по  экономической политике
   доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок  и
   внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
   
                                                   Вносится депутатом
                                                 Государственной Думы
                                                     ПУЗАНОВСКИМ А.Г.
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
                    О БИРЖАХ И БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
       Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по созданию и
   деятельности бирж, отделов (секций) биржевых товаров, организующих
   оборот имущества и информации, а также иной биржевой деятельности.
   
                        Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Законодательство о биржах и биржевой деятельности
   
       1. Отношения,  связанные   с   созданием   бирж   и   биржевой
   деятельностью,  регулируются настоящим Федеральным законом и иными
   актами Российской Федерации,  а также  учредительными  документами
   бирж,  положениями  (уставами)  отделов (секций) биржевых товаров,
   правилами биржевой торговли и другими  документами  бирж,  отделов
   (секций)    биржевых   товаров,   принятыми   в   соответствии   с
   законодательством.
       2. Отношения, связанные с созданием и деятельностью валютных и
   фондовых бирж в части организации  и  регулирования  ими  биржевой
   торговли   валютными   ценностями  и  ценными  бумагами,  а  также
   деятельностью участников биржевой торговли валютными ценностями  и
   ценными бумагами, настоящим Законом не регулируются.
   
       Статья 2. Биржевая деятельность
   
       Биржевой деятельностью  в целях настоящего Федерального закона
   признается:
       - деятельность   бирж,   отделов   (секций)  биржевых  товаров
   валютных и фондовых бирж по организации и  регулированию  биржевой
   торговли;
       - деятельность  участников  биржевой  торговли  по  совершению
   биржевых сделок,  исполнению договоров биржевого посредничества, а
   также их деятельность,  вытекающая из отношений  с  организаторами
   биржевой  торговли,  биржевыми расчетными палатами и их расчетными
   (клиринговыми) членами;
       - деятельность   биржевых   расчетных   палат   по  расчетному
   обслуживанию биржевой торговли;
       - деятельность   расчетных   (клиринговых)   членов   биржевых
   расчетных палат по расчетному обслуживанию клиентов.
   
       Статья 3. Биржа, отдел (секция) биржевых товаров
   
       1. Организаторами  биржевой  торговли   в   целях   настоящего
   Федерального  закона  признаются  биржи,  а  также  те  валютные и
   фондовые  биржи,  которые  образовали  отделы  (секции)   биржевых
   товаров.
       2. Биржей признается  саморегулируемая  членская  организация,
   основной   целью   деятельности  которой  является  организация  и
   регулирование биржевой торговли.
       Любая организация  (кроме  валютных и фондовых бирж),  ведущая
   деятельность по организации  и  регулированию  биржевой  торговли,
   признается в целях настоящего Федерального закона биржей и обязана
   эту деятельность вести как основную.
       Биржа может    быть   образована   в   форме   некоммерческого
   партнерства.
       3. Деятельность валютных и  фондовых  бирж  по  организации  и
   регулированию  биржевой  торговли в смысле настоящего Федерального
   закона может    осуществляться    исключительно    в    специально
   образованных в их структуре отделах (секциях) биржевых товаров.
       4. Наименование биржи должно содержать слово "биржа".
       5. Юридические  лица,  не  отвечающие  требованиям  настоящего
   Федерального  закона,  за  исключением  бирж  труда,  валютных   и
   фондовых  бирж,  не  имеют  права  на  организацию и регулирование
   биржевой  торговли,  использование  в  своем  наименовании   слова
   "биржа"    и   не   подлежат   государственной   регистрации   под
   наименованиями, включающими это слово в любых сочетаниях.
       6. Исходя  из  основной цели своей деятельности,  биржа вправе
   также  вести  внебиржевую  деятельность,  связанную   с   биржевой
   торговлей и ей сопутствующую,  такую,  как организация аукционов и
   конкурсов, проведение выставок, выставок - продаж и ярмарок; сбор,
   обработка и распространение коммерческой  информации,  организация
   внебиржевой торговли,  коммерческое представительство. Биржа может
   выступать агентом по сделкам  с  государственным  и  муниципальным
   имуществом.
       Внебиржевая деятельность  бирж  не  регламентируется правилами
   биржевой торговли,  а сделки,  совершаемые в связи  с  внебиржевой
   деятельностью, не являются биржевыми.
       7. Организатор  биржевой  торговли  не  может  быть участником
   биржевой торговли.
   
       Статья 4. Биржевая торговля
   
       1. Биржевой торговлей признается публичная система совершения,
   регистрации и оформления сделок по единым для всех  ее  участников
   правилам.
       2. Проведение торгов в форме аукциона или конкурса лицами,  не
   являющимися   организаторами   биржевой  торговли,  не  признается
   биржевой торговлей в целях настоящего Федерального закона.
   
       Статья 5. Биржевой товар
   
       1. Биржевым товаром в  целях  настоящего  Федерального  закона
   признается  не  изъятое  из оборота имущество определенного рода и
   качества,  кроме валютных ценностей и ценных бумаг,  а также любая
   открытая  и  общедоступная  информация,  в  том  числе производная
   информация, в отношении находящегося в обороте имущества.
       2. Организаторы   и   участники   биржевой   торговли  обязаны
   соблюдать  установленное  законодательством  ограничение   оборота
   какого-либо имущества или информации.
       3. В    случаях    когда     законодательством     установлено
   лицензирование деятельности, связанной с оборотом или организацией
   оборота  какого-либо  имущества  или  информации,  организаторы  и
   участники   биржевой  торговли  обязаны  получить  соответствующие
   лицензии.
       4. Особым   видом   биржевого  товара  признаются  фьючерсные,
   опционные и иные стандартные контракты.
       Стандартным контрактом  в целях настоящего Федерального закона
   признается     документ,     определяющий      стандартизированные
   имущественные   права   и   обязанности,   порядок  и  условия  их
   осуществления и передачи.
       Стандартный контракт не является ценной бумагой.
       Фиксация прав,    определенных     стандартным     контрактом,
   производится  организатором  биржевой  торговли в бездокументарной
   форме.
       Фьючерсным контрактом в целях настоящего  Федерального  закона
   признается документ, определяющий права и обязанности на получение
   (передачу) имущества (включая деньги,  валютные ценности и  ценные
   бумаги)  или  информации  с  указанием  порядка  такого  получения
   (передачи).  Обязательства по получению (передаче)  имущества  или
   информации  по  фьючерсному  контракту  прекращаются приобретением
   однородного     фьючерсного     контракта,      предусматривающего
   соответственно   передачу  (получение)  такого  же  имущества  или
   информации  либо  их  исполнением.  Фьючерсные   контракты   могут
   обращаться только в биржевой торговле.
       Опционным контрактом  (опционом),  обращающимся   в   биржевой
   торговле,   в  целях  настоящего  Федерального  закона  признается
   документ,  определяющий права на  получение  (передачу)  имущества
   (включая деньги, валютные ценности и ценные бумаги) или информации
   с условиями,  что держатель опционного контракта может  отказаться
   от прав по нему в одностороннем порядке.
       Организаторы биржевой  торговли  обязаны  в  правилах биржевой
   торговли исчерпывающим образом указать совокупность  имущественных
   прав,  а  также  порядок  и  условия  их осуществления и передачи,
   которые предоставляются держателям стандартных контрактов.
       Стандартные контракты  допускаются  к  обращению организатором
   биржевой торговли  после  их  регистрации  Комиссией  по  биржевой
   деятельности  при федеральном антимонопольном органе.  Регистрация
   проводится в заявительном порядке.
   
       Статья 6. Биржевая цена
   
       1. Биржевой  ценой  признается  цена,  определяемая   в   ходе
   биржевой торговли в соответствии с Правилами биржевой торговли.
       2. Биржевая цена используется в случаях,  когда правовые  акты
   содержат  ссылки  на  сложившиеся рыночные цены в целях исчисления
   налогов,    оценки    имущества    и    других     предусмотренных
   соответствующими правовыми актами целях.
   
       Статья 7. Биржевая сделка
   
       1. Биржевой      сделкой     признается     зарегистрированная
   организатором  биржевой  торговли  сделка  с   биржевым   товаром,
   совершенная в ходе биржевой торговли ее участниками в соответствии
   с правилами биржевой торговли.
       2. Перемена лиц в обязательстве по биржевой сделке должна быть
   зарегистрирована тем же организатором биржевой  торговли,  который
   зарегистрировал саму биржевую сделку.
   
       Статья 8. Биржевые союзы и гильдии
   
       1. Организаторы  и/или  участники  биржевой  торговли  в целях
   координации  своей  деятельности,   защиты   своих   интересов   и
   осуществления совместных программ могут создавать биржевые союзы.
       2. Участники  биржевой  торговли  -  биржевые   посредники   и
   трейдеры могут образовывать биржевые гильдии.
       3. Биржевые  союзы  и  биржевые  гильдии  создаются  в   форме
   некоммерческого партнерства.
       4. Биржевые союзы и биржевые гильдии  уведомляют  Комиссию  по
   биржевой  деятельности  при  федеральном  антимонопольном органе о
   своем  создании  в  месячный  срок  с  даты   их   государственной
   регистрации.
   
                        Глава 2. СОЗДАНИЕ БИРЖИ
   
       Статья 9. Учредители биржи
   
       1. Учредителями    биржи   могут   выступать:   индивидуальные
   предприниматели;  коммерческие организации: органы государственной
   власти;    органы    местного    самоуправления:    некоммерческие
   организации, за исключением общественных и религиозных организаций
   (объединений),  учреждений, автономных некоммерческих организаций,
   фондов.
   
       Статья 10. Устав биржи
   
       1. Устав биржи помимо  сведений,  предусмотренных  действующим
   законодательством  для  соответствующих  форм организации,  должен
   содержать: наименование биржи; ее организационно - правовую форму;
   предмет   и   цели   ее  деятельности;  основные  права  биржи  по
   организации  и  регулированию  биржевой  торговли;  перечень  лиц,
   имеющих  право  быть участниками биржевой торговли;  перечень лиц,
   имеющих право быть членами биржи, их права и обязанности; сведения
   о  составе  и  компетенции  органов  управления  биржи  и  порядке
   принятия ими решений;  размер  и  порядок  формирования  уставного
   капитала  биржи  (в случае,  когда уставный капитал формируется по
   требованию законодательства или  решению  учредителей);  источники
   формирования  ее  имущества;  сведения  о третейском суде (если он
   формируется при бирже).
   
                Глава 3. СТРУКТУРА, ЧЛЕНЫ, ОРГАНЫ БИРЖИ,
                    ОТДЕЛА (СЕКЦИИ) БИРЖЕВЫХ ТОВАРОВ
   
       Статья 11. Структура биржи
   
       1. Биржей  по  требованию  законодательства или самостоятельно
   образуются отделы и/или секции.
       2. Образование   на   бирже   отделов   и/или   секций   может
   производиться по принципам обращения однородного биржевого товара,
   организации биржевой торговли и другим принципам.
   
       Статья 12. Члены биржи
   
       1. Членами  биржи являются принятые в соответствии с правилами
   о членстве ее учредители и  иные  индивидуальные  предприниматели,
   коммерческие   и   некоммерческие   организации   (за  исключением
   перечисленных в п.  2 настоящей  статьи);  органы  государственной
   власти; государственные органы; органы местного самоуправления.
       2. Членами  биржи  не  могут  быть:  служащие  данной   биржи;
   юридические  лица,  если их руководители являются служащими данной
   биржи,  общественные  и  религиозные  организации   (объединения),
   учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды.
       3. Члены биржи имеют право:  участвовать в биржевой  торговле;
   участвовать  в  Общих  собраниях  членов  биржи,  а также в работе
   других органов управления биржей  в  соответствии  с  положениями,
   установленными  в  учредительных  документах  и  других  правилах,
   действующих на бирже,  а также имеют иные  права,  предусмотренные
   биржей.
       4. Условия,  порядок приема в члены  биржи  и  выхода  из  нее
   определяются  учредительными  документами  биржи и/или правилами о
   членстве, принятыми биржей.
       5. В  случае,  если в структуре биржи не образованы отделы или
   секции, все ее члены являются общими членами.
       6. В случае, если на бирже образованы отделы или секции, кроме
   общего  членства  на  бирже  может  быть  образовано   специальное
   членство.
       Специальными членами  могут  быть  лица,   являющиеся   общими
   членами  биржи  на  момент вступления в отдел или секцию,  а также
   иные  лица,  вступившие  исключительно  в  отдел  или  секцию.   В
   отношении   последних   применяются  ограничительные  нормы  п.  2
   настоящей статьи.
       7. Биржа  имеет право устанавливать порядок вступления в члены
   образованных ею  отделов  или  секций,  а  также  особые  права  и
   обязанности специальных членов.
       Условия, порядок вступления  в  члены  отделов  или  секций  и
   выхода из них должны включаться биржей в правила о членстве.
       8. Биржа   имеет   право   устанавливать   виды,   размеры   и
   периодичность внесения членских взносов,  обязательных для общих и
   специальных членов.
       9. Биржа  имеет право отказать заявителям в приеме в общие или
   специальные члены по мотивам,  связанным с финансовым  состоянием,
   деловой репутацией и добропорядочностью заявителя.
   
       Статья 13. Органы управления биржей
   
       1. Высшим органом управления биржей является Общее собрание ее
   общих и специальных членов.
       2. Количество  голосов,  которое  имеют в Общем собрании члены
   биржи в зависимости от категории членства  и  других  описанных  в
   уставе биржи принципов, определяется уставом биржи.
   
       Статья 14. Статус  отдела (секции) биржевых товаров, его члены
   и органы управления
   
       1. Отделом (секцией) биржевых товаров признается  обособленное
   структурное подразделение валютной или фондовой биржи, созданное с
   целью организации и регулирования биржевой торговли.
       Отделы (секции)   биржевых   товаров  должны  быть  указаны  в
   учредительных документах создавшей их валютной или фондовой биржи.
       2. Деятельность     отдела     (секции)    биржевых    товаров
   осуществляется  на  основании  положения  (устава),  утверждаемого
   органом   управления   валютной  или  фондовой  биржи  и  подлежит
   обособленному учету.
       3. Положение  (устав)  отдела (секции) биржевых товаров должно
   содержать:  наименование  отдела  (секции)  биржевых   товаров   с
   обязательным   включением  слов  "биржевой  отдел"  или  "биржевая
   секция" и наименования валютной или фондовой  биржи,  в  структуре
   которой  создан  отдел  (секция) биржевых товаров;  предмет и цели
   деятельности  отдела  (секции)  биржевых  товаров;  перечень  лиц,
   имеющих  право  быть участниками биржевой торговли;  перечень лиц,
   имеющих право быть членами отдела (секции)  биржевых  товаров,  их
   права  и  обязанности;  условия,  порядок  приема  в  члены отдела
   (секции)  биржевых  товаров  и  выхода  из  него;  основные  права
   валютной   или  фондовой  биржи  по  организации  и  регулированию
   биржевой торговли в отделе (секции) биржевых товаров;  сведения  о
   составе  и  компетенции  Общего  собрания  членов  отдела (секции)
   биржевых товаров,  бюро отдела (секции) биржевых товаров и порядке
   принятия ими решений; источники финансирования деятельности отдела
   (секции) биржевых товаров.
       4. К членам отделов (секций) биржевых товаров,  организованных
   валютными  и  фондовыми  биржами,  применяются  нормы  п. п. 1 и 2
   статьи 13 настоящего Федерального закона.
       5. Члены  отдела  (секции)  биржевых  товаров   имеют   право:
   участвовать  в  биржевой  торговле;  участвовать в Общих собраниях
   членов отдела (секции) биржевых товаров,  а также  в  работе  бюро
   отдела   (секции)  биржевых  товаров  в  соответствии  с  нормами,
   установленными  в  положении  (уставе)  отдела  (секции)  биржевых
   товаров,  а также иные права, предусмотренные положением (уставом)
   отдела (секции) биржевых товаров.
       6. Управление  деятельностью  отдела (секции) биржевых товаров
   осуществляется совместно Общим  собранием  ее  членов  и  органами
   управления валютной или фондовой биржей.
       7. Из числа членов отдела (секции) биржевых товаров  и/или  их
   представителей   может  быть  сформировано  бюро  отдела  (секции)
   биржевых товаров.
       8. В  перерывах между Общими собраниями членов отдела (секции)
   биржевых  товаров  руководство  его  деятельностью  осуществляется
   совместно   бюро  отдела  (секции)  биржевых  товаров  и  органами
   управления валютной или фондовой биржи.
       9. Органы  управления  отдела  (секции) биржевых товаров имеют
   право  устанавливать  виды,  размеры  и   периодичность   внесения
   членских взносов.
       10. Органы управления отдела (секции) биржевых  товаров  имеют
   право отказать заявителям в приеме в члены по мотивам, связанным с
   финансовым состоянием,  деловой  репутацией  и  добропорядочностью
   заявителя.
       11. Правила  биржевой  торговли  в  отделе  (секции)  биржевых
   товаров,  принятые валютной или фондовой биржей, а также изменения
   и дополнения в положение (устав) отдела (секции) биржевых товаров,
   действительны только в случаях одобрения их Общим собранием членов
   отдела (секции) биржевых товаров или его бюро.
   
                       Глава 4. БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ
   
       Статья 15. Правила биржевой торговли
   
       1. В целях организации и  регулирования  биржевой  торговли  и
   регламентации действий   ее   участников   организаторы   биржевой
   торговли обязаны издавать правила биржевой торговли.
       2. Правила  биржевой торговли являются нормативным документом,
   в котором зафиксированы обычаи  делового  оборота,  сложившиеся  в
   биржевой торговле.
       Правила биржевой  торговли  являются  обязательными  для  всех
   организаторов  и  участников  биржевой  торговли,  их  клиентов  и
   расчетных биржевых палат.
       3. При  рассмотрении  споров  стороны  и суды наряду с нормами
   гражданского права исходят также из  норм,  описанных  в  правилах
   биржевой  торговли  в части,  не противоречащей действующим нормам
   гражданского права.
       4. В правилах биржевой торговли должны быть определены:
       перечень биржевых товаров;
       описание стандартных   контрактов,   обращающихся  в  биржевой
   торговле;
       виды биржевых сделок;
       перечень и наименования отделений,  отделов или  секций,  если
   они образованы биржей;
       порядок совершения,  регистрации,  оформления и учета биржевых
   сделок;
       порядок проведения биржевых торгов;
       порядок определения цен (котирования) биржевых товаров;
       порядок информационного   обслуживания   участников   биржевой
   торговли,  в  том  числе  информирования  о  предстоящих  биржевых
   торгах,  биржевых сделках  на  предшествующих  биржевых  торгах  и
   рыночной конъюнктуре биржевых товаров;
       виды и порядок расчетного обслуживания биржевой торговли;
       меры по  контролю  над  процессом  ценообразования  в биржевой
   торговле в целях недопущения  резкого  изменения  уровней  цен,  а
   также манипулирования ими;
       административные и финансовые гарантии;
       перечень биржевых складов (если они есть);
       меры, обеспечивающие соблюдение участниками биржевой  торговли
   решений  органов  государственной власти и управления по вопросам,
   относящимся  к  биржевой  деятельности,  учредительных  документов
   биржи,  правил  биржевой  торговли,  других нормативных документов
   организаторов биржевой торговли, решений их органов управления;
       перечень нарушений,   за   которые   организаторами   биржевой
   торговли  применяются  к  ее   участникам   меры   дисциплинарного
   воздействия (включая штрафы) и экономического воздействия (включая
   неустойки), перечень, размеры и порядок применения таких мер;
       виды и   размеры   биржевых   сборов,  иных  сборов,  тарифов,
   отчислений  и  платежей,   применяемых   организаторами   биржевой
   торговли с указанием порядка и сроков их исчисления и взимания;
       порядок разрешения споров на бирже (арбитражная процедура);
       меры по   обеспечению  безопасности  реализуемых  на  биржевых
   торгах   биржевых   товаров,   подлежащих   в    соответствии    с
   законодательством  обязательной сертификации и предназначенных для
   продажи на территории Российской Федерации при наличии сертификата
   и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то
   органом;
       порядок регистрации  брокерских  фирм,  независимых  брокеров,
   биржевых посредников, трейдеров и биржевых брокеров;
       условия договора   между   биржевым  посредником  и  клиентом,
   которые организатор биржевой торговли считает существенными.
   
       Статья 16. Участники биржевой торговли
   
       1. Участниками биржевой торговли являются общие и  специальные
   члены  биржи,  члены отдела (секции) биржевых товаров и посетители
   биржевых торгов.
       2. Посетителями  биржевых  торгов  могут  быть  индивидуальные
   предприниматели и коммерческие организации.
       Постоянные посетители   биржевых  торгов  пользуются  услугами
   организатора биржевой торговли и обязаны вносить  плату  за  право
   участия в биржевой торговле в размере, установленном организатором
   биржевой торговли.
       3. Члены  биржи,  члены  отдела  (секции)  биржевых  товаров и
   посетители биржевых торгов - юридические лица признаются  в  целях
   настоящего Федерального закона брокерскими фирмами.
       Члены биржи,  члены  отдела  (секции)   биржевых   товаров   и
   посетители   биржевых   торгов  -  индивидуальные  предприниматели
   признаются в целях  настоящего  Федерального  закона  независимыми
   брокерами.
       Организатор биржевой торговли обязан регистрировать брокерские
   фирмы и независимых брокеров.
       4. Участники  биржевой  торговли,  действующие   в   интересах
   клиента, признаются биржевыми посредниками.
       Участники биржевой торговли,  действующие от своего имени,  за
   свой счет и в своих интересах, признаются трейдерами.
       Организатор биржевой торговли обязан  регистрировать  биржевых
   посредников и трейдеров.
   
       Статья 17. Биржевые посредники
   
       1. Биржевой   посредник   может   быть  поверенным  (совершать
   юридические действия от имени и за  счет  клиента),  комиссионером
   (совершать  сделки от своего имени,  но за счет клиента),  агентом
   (совершать юридические и иные действия от своего имени, но за счет
   клиента, либо от имени и за счет клиента), совершать юридические и
   иные  действия  от  имени  клиента,  но  за  свой  счет,  а  также
   действовать в интересах клиента без поручения.
       2. Биржевой посредник может быть  коммерческим  представителем
   своих   клиентов   и   имеет   право   осуществлять  одновременное
   коммерческое представительство разных сторон в биржевой сделке,  в
   том числе без согласия этих сторон.
       3. Отношения  между  биржевым  посредником  и   его   клиентом
   оформляются договором биржевого посредничества.
       Договор биржевого  посредничества  должен  быть   заключен   в
   письменной форме.
       Существенным условием   договора   биржевого    посредничества
   является признание и обязанность исполнения биржевым посредником и
   клиентом  правил  биржевой   торговли   и   условий   клирингового
   обслуживания,  а  также специальный пункт (арбитражная оговорка) о
   разрешении споров.
       Организатор биржевой  торговли  имеет право устанавливать иные
   существенные условия договора биржевого посредничества.
       В случае   отсутствия   таких  условий  в  договоре  биржевого
   посредничества действия  участника  биржевой  торговли в интересах
   клиента не признаются биржевым посредничеством.
       4. Биржевые посредники  вправе  требовать  от  своих  клиентов
   внесения   страховых   взносов   на  счета,  открытые  в  биржевых
   клиринговых палатах,  а также предоставления прав на  распоряжение
   этими средствами от имени биржевого посредника.
       При невыполнении   клиентами   установленных    организаторами
   биржевой  торговли  видов,  размеров  и  сроков внесения страховых
   взносов,  биржевой посредник обязан незамедлительно  уведомить  об
   этом организаторов биржевой торговли.
       5. Биржевой посредник обязан:
       ознакомить клиента  с  правилами биржевой торговли и условиями
   клирингового обслуживания;
       совершать биржевые  сделки  в  интересах  клиента только после
   разъяснения ему характера  рисков,  связанных  с  этими  биржевыми
   сделками;
       при совершении от своего имени и за свой счет биржевых сделок,
   затрагивающих интересы клиента,  своевременно информировать его об
   этом;
       не отдавать  предпочтение  себе  в  случае,  когда у биржевого
   посредника имеется поручение от клиента;
       своевременно предоставлять    клиенту    полную    информацию,
   связанную  с  совершением  сделок  в  его  интересах,  а  также  с
   исполнением его поручений;
       вести отдельный учет  биржевых  сделок,  совершенных  за  счет
   клиента.
       6. Биржевые  посредники  обязаны   отвечать   квалификационным
   требованиям,  установленным Комиссией по биржевой деятельности при
   федеральном  антимонопольном  органе  и   организатором   биржевой
   торговли.
   
       Статья 18. Биржевые брокеры
   
       1. Биржевые сделки совершаются в ходе  биржевых  торгов  через
   биржевых брокеров.
       2. Биржевыми брокерами являются независимые брокеры,  а  также
   физические лица - представители или работники брокерских фирм.
       3. Организаторы  биржевой  торговли   обязаны   регистрировать
   биржевых брокеров.
       4. Биржевые   брокеры   обязаны   отвечать    квалификационным
   требованиям,   предъявляемым   к   ним   Комиссией   по   биржевой
   деятельности   при   федеральном    антимонопольном    органе    и
   организатором биржевой торговли.
   
       Статья 19. Учет биржевых сделок
   
       1. Организатор  биржевой  торговли  обязан  организовать  учет
   биржевых сделок и хранить данные такого учета не менее 3 лет.
       2. Биржевые  посредники  обязаны  вести  учет биржевых сделок,
   совершенных за счет клиента,  и хранить  данные  такого  учета  не
   менее 3 лет.
       3. Организатор биржевой торговли и биржевые посредники обязаны
   предоставлять  данные  учета  по  требованию  Комиссии по биржевой
   деятельности при федеральном антимонопольном  органе,  а  биржевые
   посредники - кредитные организации  обязаны  предоставлять  данные
   учета по требованию Центрального банка Российской Федерации (Банка
   России).
   
       Статья 20. Биржевой сбор
   
       1. Организатор   биржевой   торговли   в   целях   финансового
   обеспечения своей деятельности имеет право устанавливать  биржевой
   сбор.
       Биржевой сбор  является  обязательным  платежом,   совершаемым
   участниками биржевой торговли.
       2. Биржевой  сбор,   по   усмотрению   организатора   биржевой
   торговли,  может  устанавливаться  в  виде  доли от цены биржевого
   товара, являющегося предметом биржевой сделки; фиксированной платы
   за   единицу   биржевого  товара,  являющегося  предметом  сделки;
   фиксированной  платы  за  право  совершения  участниками  биржевой
   торговли тех или иных действий, включая целевые и иные взносы.
       Биржевой сбор может  также  устанавливаться  как  совокупность
   разных форм платежей.
       3. Виды,  размер и порядок исчисления и уплаты биржевого сбора
   должны быть указаны в правилах биржевой торговли.
   
       Статья 21. Клиринговое обслуживание биржевой торговли
   
       1. Клиринговым  обслуживанием признается деятельность по учету
   обязательств участников биржевой торговли и их клиентов, зачету их
   обязательств, осуществлению взаиморасчетов между ними, обеспечению
   финансовых гарантий  биржевой  торговли,  обеспечению  расчетно  -
   кассового  обслуживания,  иная  деятельность,  связанная  с учетом
   обязательств участников биржевой торговли и их клиентов и расчетам
   по ним.
       Клиринговое обслуживание биржевой  торговли  осуществляется  в
   случаях,  предусмотренных  настоящим  Федеральным  законом  или по
   решению организатора биржевой торговли.
       Виды и    порядок   клирингового   обслуживания   определяются
   организатором биржевой торговли и должны быть указаны  в  правилах
   биржевой торговли.
       2. Клиринговое обслуживание биржевой  торговли  осуществляется
   биржевыми  клиринговыми  палатами,  а также клиринговыми членами в
   случае,  если они предусмотрены в структуре  биржевой  клиринговой
   палаты.
       3. Клиринговым членом биржевой клиринговой  палаты  признается
   коммерческая   организация,  ведущая  деятельность  по  проведению
   зачета  обязательств  своих  клиентов,  возникающих  в  результате
   биржевой  торговли  (клиринга),  а  также  обеспечению  финансовых
   гарантий биржевой торговли. Права и обязанности клиринговых членов
   устанавливаются  биржевой  клиринговой палатой и/или организатором
   биржевой торговли.
       4. Биржевой   клиринговой  палатой  признается:  подразделение
   организатора   биржевой   торговли,   осуществляющее   клиринговое
   обслуживание; кредитная    организация,   основной   деятельностью
   которой является расчетное обслуживание  биржевой  торговли;  иные
   кредитные   организации,   заключившие   договор  с  организатором
   биржевой торговли на клиринговое обслуживание.
       5. Биржевая   клиринговая  палата  совместно  с  организатором
   биржевой торговли определяют  условия  клирингового  обслуживания,
   обязательные  для  всех  клиринговых  членов,  участников биржевой
   торговли и их клиентов.
       Факт регистрации  организатором  биржевой  торговли  участника
   биржевой  торговли  и  факт   заключения   договора   о   биржевом
   посредничестве  признается согласием участника биржевой торговли и
   его клиентов на зачет обязательств.
       6. Биржевой  клиринговой  палате в целях сохранности страховых
   взносов  открываются  счета  в  учреждениях   Центрального   банка
   Российской Федерации (Банка России).
       В случае,  когда биржевая клиринговая палата создана  в  форме
   подразделения организатора биржевой торговли, счета открываются ей
   в порядке  и  на  условиях,  установленных  совместно  Центральным
   банком   Российской  Федерации  (Банком  России)  и  Комиссией  по
   биржевой деятельности при федеральном антимонопольном органе.
   
       Статья 22. Гарантии биржевой торговли
   
       1. Организатор биржевой  торговли,  ее  участники  и  биржевая
   клиринговая  палата  в  целях  обеспечения совершения и исполнения
   биржевых  сделок  используют  систему  гарантий,   предусмотренную
   правилами биржевой торговли.
       2. Организатор    биржевой    торговли    обязан    обеспечить
   административные и финансовые гарантии.
       Участники биржевой  торговли  и  биржевая  клиринговая  палата
   участвуют в обеспечении финансовых гарантий.
       3. Административные  гарантии   обеспечиваются   организатором
   биржевой  торговли  путем надзора и контроля за соблюдением правил
   биржевой  торговли,  применением  дисциплинарных  и  экономических
   санкций за их нарушение.
       Финансовые гарантии  обеспечиваются   организатором   биржевой
   торговли,  ее  участниками  и  биржевой  клиринговой палатой путем
   страхования финансовых рисков,  возникающих  в  процессе  биржевой
   торговли.
       Организатор биржевой торговли и  биржевая  клиринговая  палата
   определяют,  а  участники  биржевой  торговли и их клиенты обязаны
   вносить следующие страховые взносы:
       - начальную  маржу  -  взнос,  страхующий  ценовые изменения в
   биржевой торговле;
       - гарантийный   взнос  -  взнос,  страхующий  риск  невнесения
   начальной маржи;
       - вариационную  маржу  -  взнос,  страхующий  риск  исполнения
   биржевых сделок.
       При повышении  рисков,  по  требованию  организатора  биржевой
   торговли и обслуживающей его биржевой клиринговой палаты участники
   биржевой  торговли  и  их  клиенты вносят вариационную маржу,  при
   снижении рисков - получают вариационную маржу.
       Организатор биржевой  торговли и биржевая клиринговая палата в
   целях страхования рисков в биржевой торговле вправе  устанавливать
   иные  страховые  взносы,  виды,  размер,  порядок  использования и
   возврата которых определяются в правилах биржевой торговли.
       4. Биржевым     складом    признается    любая    организация,
   гарантирующая  исполнение  обязательств  по  биржевым  сделкам   в
   натуре.
       Организация, выступающая в роли биржевого склада, действует на
   основании  письменного договора с организатором биржевой торговли,
   за исключением случаев,  когда функции биржевого склада  исполняет
   сам организатор биржевой торговли.
       Перечень биржевых  складов  указывается  в  правилах  биржевой
   торговли.
       Деятельность организатора биржевой  торговли,  ее  участников,
   биржевой  клиринговой  палаты  по  страхованию  финансовых рисков,
   возникающих в процессе биржевой торговли,  не признается страховой
   в  смысле  законодательства о страховой деятельности и не подлежит
   лицензированию.
       5. Риск  неисполнения  поставки  биржевого  товара по биржевым
   сделкам может обеспечиваться как организатором  биржевой  торговли
   путем   формирования   за   счет  собственных  средств  и  средств
   участников биржевой торговли  страховых  фондов,  так  и  биржевым
   складом.
       6. В  целях  страхования  рисков  потери   страховых   взносов
   организатор   биржевой   торговли   обязан   создавать   страховые
   (резервные)  фонды,  размещая  их  в  форме   ликвидных   активов,
   максимально защищенных от потерь.
       7. В случае,  когда  на  бирже,  в  отделе  (секции)  биржевых
   товаров  организован  оборот  стандартных контрактов,  организатор
   биржевой торговли  обязан  организовать  клиринговое  обслуживание
   биржевых  сделок  со  стандартными  контрактами и регламентировать
   распределение  ответственности  биржевой  клиринговой  палаты,  ее
   клиринговых  членов,  организатора  биржевой торговли,  участников
   биржевой торговли и их клиентов.
   
       Статья 23. Разрешение споров в биржевой торговле
   
       1. Споры между организатором  биржевой  торговли,  участниками
   биржевой торговли,  их клиентами и биржевой клиринговой палатой (в
   случаях,  когда  она  является  юридическим  лицом),  связанные  с
   биржевой   деятельностью   и   торговлей,   разрешаются  в  судах,
   арбитражных или третейских судах.
       2. Арбитражной   комиссией  при  бирже  (биржевой  арбитражной
   комиссией)  признается  постоянно  действующий   третейский   суд,
   созданный биржей.
       3. Арбитражная  комиссия  при  бирже   (биржевая   арбитражная
   комиссия) разрешает экономические споры и иные дела,  отнесенные к
   ее компетенции законодательством о третейских судах  и  положением
   об арбитражной комиссии при бирже (биржевой арбитражной комиссии).
       4. Положение  об  арбитражной  комиссии  при  бирже  (биржевой
   арбитражной  комиссии),  ее  регламент,  положение  об арбитражных
   сборах, расходах и издержках сторон, список арбитров, положение об
   их   гонорарах   и  другие  документы,  устанавливающие  процедуру
   рассмотрения споров  арбитражной  комиссией  при  бирже  (биржевой
   арбитражной   комиссией)  определяются  биржей  и  соответствующим
   законодательством о третейских судах.
       5. В случае, когда биржей создана арбитражная комиссия при ней
   (биржевая арбитражная комиссия),  биржа вправе включить в  правила
   биржевой  торговли  специальный  пункт  (арбитражную  оговорку)  о
   разрешении предусмотренных пунктом 1  настоящей  статьи  споров  в
   арбитражной  комиссии  при  бирже (биржевой арбитражной комиссии).
   При  этом  факт  регистрации   организатором   биржевой   торговли
   участника  биржевой торговли и факт заключения договора о биржевом
   посредничестве признается соглашением о передаче спора арбитражной
   комиссии при бирже (биржевой арбитражной комиссии).
   
       Статья 24.  Ограничение деятельности с использованием биржевой
   информации, составляющей служебную и коммерческую тайну
   
       1. Биржевая   информация,   составляющая    служебную    и/или
   коммерческую тайну,  -  не  являющаяся  общедоступной  информация,
   которой обладают должностные лица органов государственной  власти,
   органов  местного  самоуправления  и  юридических лиц в силу своих
   должностных возможностей.
       2. Участники   биржевой   торговли  и  их  клиенты  не  вправе
   использовать биржевую  информацию,  составляющую  служебную  и/или
   коммерческую тайну при совершении биржевых сделок.
       Сделка, совершенная  с  использованием  биржевой   информации,
   составляющей служебную    и/или   коммерческую   тайну,   является
   оспоримой.
   
                 Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
                         БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
       Статья 25. Лицензирование биржевой деятельности
   
       1. Организаторы биржевой торговли осуществляют деятельность по
   организации  и  регулированию  биржевой  торговли   на   основании
   биржевой лицензии.
       2. Биржевые посредники и трейдеры совершают биржевые сделки со
   стандартными   контрактами  (фьючерсные  и  опционные  сделки)  на
   основании брокерской лицензии.
       3. Биржевые   клиринговые   палаты,   их   клиринговые   члены
   осуществляют  деятельность   по   клиринговому   обслуживанию   на
   основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности.
       4. Выдача,  продление срока действия,  приостановка действия и
   аннулирование  лицензий организаторам биржевой торговли и биржевым
   посредникам, кроме биржевых посредников  -  кредитных  организаций
   производится  Комиссией  по  биржевой деятельности при федеральном
   антимонопольном  органе,  а   биржевым   клиринговым   палатам   -
   Центральным банком Российской Федерации.
       Выдача, продление  срока  действия,  приостановка  действия  и
   аннулирование брокерских лицензий биржевым посредникам, являющимся
   кредитными   организациями,   производится   Центральным    банком
   Российской  Федерации  (Банком  России) в соответствии с порядком,
   утвержденным Комиссией по биржевой  деятельности  при  федеральном
   антимонопольном   органе  по  согласованию  с  Центральным  банком
   Российской Федерации (Банком России).
       5. Комиссия   по   биржевой   деятельности   при   федеральном
   антимонопольном органе может делегировать полномочия по проведению
   экспертизы  документов  по  лицензированию  биржевой  деятельности
   биржевым объединениям, союзам и гильдиям.
       6. Комиссия   по   биржевой   деятельности   при   федеральном
   антимонопольном  органе   обязана   предоставлять   информацию   о
   действующих  и  аннулированных  биржевых,  брокерских  и расчетных
   лицензиях любому лицу.
       7. Условия   и   порядок  выдачи,  продления  срока  действия,
   приостановления  действия  и  аннулирования  лицензий,   основания
   приостановления действия и аннулирования лицензий, а также порядок
   переоформления и  регистрации  выданных  лицензий  устанавливаются
   Комиссией по биржевой деятельности при федеральном антимонопольном
   органе,  а  также  в  случаях,   предусмотренных  п. 4   настоящей
   статьи, - Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
   
       Статья 26. Комиссия  по биржевой деятельности  при федеральном
   антимонопольном органе
   
       1. Комиссия   по   биржевой   деятельности   при   федеральном
   антимонопольном органе   (далее   именуется   Комиссия)   является
   органом,  осуществляющим  государственное  регулирование  биржевой
   деятельности  и  контроль  за  соблюдением настоящего Федерального
   закона организаторами биржевой  торговли,  биржевыми  клиринговыми
   палатами совместно   с  Центральным  банком  Российской  Федерации
   (Банком России), участниками биржевой торговли и их клиентами.
       2. Комиссия  действует  в  соответствии  с  Положением  о ней,
   утверждаемым Правительством Российской Федерации.
       3. Комиссия является коллегиальным органом, который состоит из
   21 члена,  включая председателя, двух его заместителей и секретаря
   Комиссии.
       Срок полномочий членов Комиссии - пять лет.
       Председатель Комиссии  назначается  Правительством  Российской
   Федерации по представлению федерального  антимонопольного  органа.
   Правительство   Российской  Федерации  может  досрочно  освободить
   председателя Комиссии от занимаемой должности без  вывода  его  из
   состава Комиссии.
       Члены Комиссии    назначаются    Правительством     Российской
   Федерации.  Должности  председателя  и секретаря Комиссии являются
   государственными должностями и замещаются в установленном порядке.
   Заместители   председателя   Комиссии   назначаются  председателем
   Комиссии из членов Комиссии по ее рекомендации.
       Пять членов   Комиссии  являются  представителями  федеральных
   органов исполнительной власти:  два - представителями Центрального
   банка Российской Федерации (Банка России);  пять - представителями
   организаторов биржевой торговли,  биржевых союзов  и  объединений;
   пять  -  представителями  биржевых  гильдий  и экспертов в области
   биржевой деятельности.
       Работа в  Комиссии  представителей  государственных  органов и
   других организаций осуществляется на безвозмездной основе.
       3. Функции    региональных    отделений   Комиссии   исполняют
   территориальные управления федерального антимонопольного органа.
       4. Комиссия самостоятельно утверждает регламент своей работы.
       Деятельность Комиссии обеспечивается ее  рабочим  аппаратом  -
   исполнительной  дирекцией  Комиссии,  входящей  в  рабочий аппарат
   государственного антимонопольного органа.
       Расходы, связанные с деятельностью Комиссии, осуществляются за
   счет средств  федерального  бюджета,  направляемых  на  содержание
   федерального антимонопольного органа.
       Место нахождения Комиссии - город Москва.
       5. В  целях  контроля  за  деятельностью организатора биржевой
   торговли,  биржевых  посредников  и  биржевых  клиринговых  палат,
   созданных   в  качестве  структурных  подразделений  организаторов
   биржевой торговли,  Комиссией  может  назначаться  государственный
   комиссар на биржу или в отдел (секцию) биржевых товаров.
       Государственный комиссар действует на  основании  Положения  о
   нем, утверждаемого Комиссией.
   
             Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 27. Организаторы биржевой торговли, биржевые посредники
   и трейдеры имеют право осуществлять свою деятельность на основании
   лицензий,  выданных Комиссией по товарным биржам  при  федеральном
   антимонопольном   органе   до   вступления   в   силу   настоящего
   Федерального закона в течение 1 года  со  дня  вступления  в  силу
   настоящего Федерального закона.
       Комиссия по     биржевой    деятельности    при    федеральном
   антимонопольном органе вправе продлить указанный срок до 2 лет.
   
       Статья 28. Учредительные  документы  бирж,  уставы (положения)
   отделов  (секций)  биржевых  товаров  и  применяемые  ими  правила
   биржевой  торговли  подлежат  приведению  в соответствие с нормами
   настоящего  Федерального  закона  в  течение  6  месяцев  со   дня
   вступления в силу настоящего Федерального закона.
       Указанные в  настоящей статье документы организаторов биржевой
   торговли до приведения их  в  соответствие  с  нормами  настоящего
   Федерального   закона  с  момента  вступления  в  силу  настоящего
   Федерального  закона  применяются  в  части,   не   противоречащей
   настоящему Федеральному закону.
       Указанные в настоящей статье документы организаторов  биржевой
   торговли,  не  приведенные  в  соответствие  с  нормами настоящего
   Федерального закона,  по истечении 6 месяцев  после  вступления  в
   силу настоящего Федерального закона признаются недействительными.
   
       Статья 29. С  момента  опубликования  настоящего  Федерального
   закона  биржи  могут  создаваться исключительно в организационно -
   правовых  формах,  предусмотренных  для  них  ст.  3  Федерального
   закона.
       К биржам, созданным до принятия настоящего Федерального закона
   в организационно - правовых формах,  не предусмотренных  настоящим
   Федеральным  законом,  применяются  нормы  настоящего Федерального
   закона.  Учредительные документы этих бирж действуют в  части,  не
   противоречащей указанным нормам.
       Биржи, созданные до принятия настоящего Федерального закона  в
   форме коммерческих организаций,  обеспечивают равенство участников
   и членов биржи  (в  том  числе  на  участие  в  управлении)  путем
   внесения соответствующих норм в учредительные документы, положения
   (уставы)  отделов  (секций)  биржевых  товаров,  правила  биржевой
   торговли и другие документы.
   
       Статья 30. Юридические   лица,   осуществляющие   деятельность
   биржевых расчетных палат (расчетных (клиринговых) членов), обязаны
   получить лицензии, предусмотренные настоящим Федеральным законом в
   течение трех месяцев со дня официального опубликования Положения о
   лицензировании деятельности биржевых  расчетных  палат  (расчетных
   (клиринговых) членов).
       Право осуществлять  биржевую  деятельность  лиц,  указанных  в
   настоящей  статье  и  не  получивших  соответствующих  лицензий  в
   указанные  сроки,  прекращается  по  истечении трех месяцев со дня
   официального опубликования Положения о лицензировании деятельности
   биржевых расчетных палат (расчетных (клиринговых) членов).
   
       Статья 31. Все юридические лица, за исключением валютных бирж,
   фондовых   бирж  и  бирж  труда,  не  имевшие  лицензий,  выданных
   Комиссией по товарным  биржам  до  вступления  в  силу  настоящего
   Федерального закона, а также не получившие лицензии в трехмесячный
   срок до дня вступления в силу  настоящего  Федерального  закона  и
   имеющие в своем наименовании слово биржа, равно как и использующие
   в своей деловой документации,  рекламе,  информационных материалах
   слово  биржа,  обязаны исключить это слово из своего наименования,
   своей деловой документации, рекламы, информационных материалов.
   
       Статья 32. В целях  реализации настоящего Федерального  закона
   преобразовать  Комиссию  по  товарным  биржам  при Государственном
   антимонопольном  комитете  Российской  Федерации  в  Комиссию   по
   биржевой деятельности при федеральном антимонопольном органе.
       Поручить Комиссии  по  биржевой  деятельности  при федеральном
   антимонопольном органе в течение трех месяцев со дня вступления  в
   силу   настоящего  Федерального  закона  разработать  Положение  о
   лицензировании  деятельности  организаторов   биржевой   торговли,
   Положение  о  лицензировании деятельности биржевых расчетных палат
   (расчетных  (клиринговых)  членов),  Положение  о   лицензировании
   деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров.
   
       Статья 33. Предложить Президенту Российской Федерации привести
   в   соответствие  с  настоящим  Федеральным  законом  изданные  им
   правовые акты.
   
       Статья 34. Поручить   Правительству  Российской  Федерации   в
   трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального
   закона:
       - привести в  соответствие  с  настоящим  Федеральным  законом
   изданные им правовые акты;
       - принять правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным
   законом, а также обеспечивающие реализацию настоящего Федерального
   закона.
   
       Статья 35. Признать утратившим силу со дня введения в действие
   настоящего  Федерального  закона  Закон  Российской  Федерации  "О
   товарных биржах и биржевой торговле" ("Ведомости  Съезда  народных
   депутатов  Российской  Федерации  и  Верховного  Совета Российской
   Федерации",  1992,  N 18,  ст. 961;  N 34,  ст. 1966;  1993, N 22,
   ст. 790; "Собрание  законодательства  Российской Федерации", 1995,
   N 26, ст. 2397).
   
       Статья 36. Настоящий  Федеральный закон вступает в силу со дня
   его официального опубликования.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БИРЖАХ
                        И БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
   
       Актуальность представленного  проекта  Федерального  закона "О
   биржах и биржевой деятельности" обусловлена следующим.
       Регулирующий в  настоящее  время  биржевую  деятельность Закон
   Российской Федерации "О  товарных  биржах  и  биржевой  торговле",
   именуемый  в дальнейшем "Закон",  был принят 20 февраля 1992 года.
   Незначительные  поправки  к  Закону,   принятые 24 июня 1992 года,
   30 апреля  1993 года  и  19 июля 1995 года,  вносились  в связи  с
   принятием других законов Российской Федерации, не изменяя Закон по
   существу.
       Закон сыграл  свою  положительную роль в упорядочении биржевой
   деятельности в рамках гражданского законодательства,  гарантировал
   свободное установление цен на биржевые товары и обеспечил правовые
   гарантии участников биржевой торговли.
       За прошедшие  шесть  лет  действия  Закона,  практика биржевой
   торговли и гражданское  законодательство  претерпели  значительные
   изменения.
       С принятием Гражданского кодекса Российской  Федерации  отпала
   необходимость   в   определении   и   описании   многих   понятий,
   использующихся  в  биржевом  законодательстве.  Некоторые   статьи
   Закона   пришли   в   буквальное  несоответствие,  а  иногда  и  в
   противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации  и  рядом
   федеральных законов.
       В практике применения  Закона  выявились  содержащиеся  в  нем
   нормы,  допускающие  неоднозначное  толкование,  в результате чего
   государственное регулирование биржевой деятельности оказывается  в
   некоторых  случаях  невозможным,  а  санкции,  предусмотренные  за
   нарушение законодательства, - неэффективными.
       Развитие биржевой торговли показывает,  что объемы торговли на
   фьючерсном  рынке  России   растут.   Если   раньше   существовало
   соотношение  рынка  реального товара и рынка фьючерсной торговли с
   существенным перевесом в сторону  рынка  реального  товара,  то  в
   настоящее  время  рынок  реального  товара составляет около 5%  от
   общего оборота бирж.  В целом  можно  утверждать,  что  фьючерсный
   рынок  сегодня  является  одним  из  самых динамично развивающихся
   сегментов в системе рынков России.
       Фьючерсный рынок  в значительной степени развивается на основе
   саморегулирования.  Это  приводит   к   тому,   что   лишь   после
   значительных    потрясений,    угрожающих   самому   существованию
   фьючерсного рынка (кризисные ситуации на Московской товарной бирже
   и   Российской   бирже),   его   участники  приходят  к  осознанию
   необходимости цивилизованных форм организации рынка,  приступают к
   созданию  механизмов,  защищающих рынок от попыток манипулирования
   со стороны отдельных игроков.
       Все это говорит о том, что в настоящее время развитие биржевой
   торговли  в  России  требует  пристального  внимания  со   стороны
   государства   и  введения  новых  законодательных  и  иных  актов,
   стимулирующих интерес  к  созданию  цивилизованных  форм  развития
   биржевой торговли.
       Таким образом,  изменения  в   практике   биржевой   торговли,
   касающиеся  целей,  задач  и функций товарных бирж,  необходимость
   повышения  ответственности   участников   биржевой   торговли   по
   выполнению  своих обязательств перед клиентами и усиления гарантий
   бирж  по  исполнению   биржевых   сделок,   а   также   отсутствие
   государственного   регулирования   фьючерсных   рынков  привели  к
   необходимости кардинальной переработки  концепции  законодательной
   базы,   регулирующей   биржевую   деятельность,   и  вынесению  на
   рассмотрение новой редакции вышеупомянутого Закона  под  названием
   "О биржах и биржевой деятельности".
       Развитие биржевой торговли привело к  тому,  что  деятельность
   бирж  стала  ориентироваться  не  на  организацию товародвижения и
   восстановление хозяйственных связей,  а на обслуживание  торгового
   процесса,   который   определяет   котировку   цен,  предоставляет
   производителям и  потребителям  возможность  застраховать  ценовые
   риски,  оперативно и точно произвести расчеты по биржевым сделкам,
   обеспечивать гарантии исполнения биржевых сделок. Вследствие этого
   трактовка   биржи   как   элемента   материально   -  технического
   обеспечения производства и товаропроводящего  канала,  которая  во
   многом определяла концепцию действующего Закона,  видоизменяется и
   дополняется  новыми  характеристиками  биржи  как   измерителя   и
   стабилизатора   цен   на   важнейшие  ресурсы,  лежащих  в  основе
   ценообразования,    что    соответствует    классической    модели
   функционирования бирж в развитой рыночной экономике.
       Вышеназванные причины,  а также  необходимость  усиления  роли
   государственного     регулирования     процесса     создания     и
   функционирования  бирж   требует   не   ограничиваться   внесением
   изменений  и  дополнений  в  действующий  Закон,  а  принять новую
   редакцию Федерального закона, регулирующего биржевую деятельность.
       Учитывая, что в настоящее время уже существуют законодательные
   и иные акты,  регулирующие обращение в  биржевой  торговли  ценных
   бумаг и валютных ценностей, деятельность валютных и фондовых бирж,
   а  также  бирж  труда,  предлагается  принять  Федеральный  закон,
   регламентирующий биржевую торговлю любым имуществом и информацией,
   за исключением валютных ценностей и ценных бумаг.
       Проект Закона  предусматривает,  что  биржевая  торговля может
   осуществляться как на специально созданных биржах,  так и в рамках
   обособленных  подразделений  валютных и фондовых бирж,  на которых
   организован оборот иного, кроме валютных ценностей и ценных бумаг,
   имущества,  признаются  организаторами  биржевой  торговли,  и  их
   деятельность регламентируется настоящим законопроектом.
       Концепция представленного  проекта  Закона рассматривает биржу
   как  классический  институт  рыночной  экономики,  имеющий  единую
   организационную,   экономическую  и  правовую  основы.  Тем  самым
   устраняется имевшее  место  до  настоящего  времени  неоднозначное
   толкование участниками биржевой торговли, органами государственной
   власти и управления,  а также  судами  понятий,  используемых  при
   осуществлении биржевой деятельности.
       В законопроекте     принципиально     изменен     подход     к
   государственному регулированию биржевой деятельности.
       Серьезным препятствием для развития  фьючерсного  рынка  стали
   положения  действующего  Закона  Российской  Федерации "О товарных
   биржах и биржевой торговли" о запрете на учредительство и членство
   в  бирже  органов  государственной  власти  и управления,  а также
   банков, кредитных учреждений, страховых, инвестиционных компаний и
   фондов,   что  не  позволяет  создать  эффективно  функционирующую
   инфраструктуру фьючерсной торговли и обеспечить  возможно  большее
   число участников.  Данный недостаток действующего законодательства
   полностью устранен в представленном законопроекте.
       Тенденция отхода   бирж   от   торговли   реальным  товаром  и
   переориентация их на работу со стандартными контрактами привели  к
   необходимости  расширенной формулировки понятий биржевого товара и
   совершаемых  с  ним  биржевых  сделок.  Так,  в   проекте   Закона
   определены   особые   виды   сделок,   которые  могут  совершаться
   исключительно в ходе биржевой  торговли  (фьючерсные  и  опционные
   биржевые сделки).
       Развитие фьючерсного   и   опционного    рынка    предполагает
   значительное расширение количества участников биржевой торговли, в
   связи  с  чем  актуальнее  становятся   вопросы   законодательного
   регулирования  взаимоотношений  клиента,  биржевого  посредника  и
   биржи.   В   этой   связи   в   законопроект    внесены    статьи,
   регламентирующие  обязанности,  права  и  ответственность биржевых
   посредников перед  своими  клиентами.  В  целях  снижения  рисков,
   связанных   с   расчетами   по  совершенным  сделкам,  установлены
   обязанности   биржи   по   обеспечению   расчетного   обслуживания
   фьючерсной и опционной торговли и гарантий исполнения обязательств
   участников биржевой торговли.
       В законопроекте     принципиально     изменен     подход     к
   государственному регулированию биржевой  деятельности,  упорядочен
   вопрос   о  лицензировании  биржевой  деятельности,  исчерпывающим
   образом   описаны   виды   биржевой    деятельности,    подлежащие
   лицензированию.
       В целом   представленный    законопроект    отвечает    нормам
   гражданского   права.   Устанавливая   правила   ведения  биржевой
   деятельности ее субъектами,  устраняя  возможность  неоднозначного
   толкования,  расширяя полномочия государства как контролирующего и
   регулирующего  биржевую  деятельность  органа,  настоящий   проект
   способствует   построению   цивилизованных  рыночных  отношений  и
   предоставляет всем участникам  биржевой  деятельности  возможность
   стабильного ведения биржевой торговли и защиту их интересов.
       Принятие представленного        законопроекта         позволит
   усовершенствовать  биржевую  торговлю,  обеспечить  переход  ее на
   качественно  новый  уровень,  а  также  позволит   биржам   занять
   соответствующее  место  в российской экономике в качестве основной
   ценообразующей структуры.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz