Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.10.98 N ГКПИ 98-547 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 03.09.98 N 1027

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 30 октября 1998 г. N ГКПИ 98-547

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       председательствующего - судьи Верховного
       Суда РФ                                       Романенкова Н.С.
       при секретаре                                 Емельяновой М.А.
       с участием прокурора                            Харланова А.В.

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   Гращенкова   Анатолия   Ивановича,   Лапшова   Максима
   Анатольевича,  Спицыной  Галины  Васильевны о признании незаконным
   Постановления  Правительства  Российской  Федерации от  3 сентября
   1998  года  N 1027  "О  внесении  изменений  в Перечень  отдельных
   категорий предприятий (в том числе физических лиц,  осуществляющих
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица,  в  случае  осуществления ими торговых операций или оказания
   услуг),  организаций и учреждений,  которые в силу специфики своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут осуществлять
   денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
   машин,    утвержденный    Постановлением    Совета   Министров   -
   Правительства  Российской  Федерации  от 30 июля 1993 года N 745",
   установил:
       Гращенков  А.И.,  Лапшов  М.А.,  Спицына  Г.В.   обратились  в
   Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывают, что 3 сентября
   1998   года  Правительство  РФ  приняло  Постановление  N 1027  "О
   внесении  изменений  в Перечень отдельных категорий предприятий (в
   том  числе  физических  лиц,   осуществляющих  предпринимательскую
   деятельность   без   образования   юридического  лица,   в  случае
   осуществления   ими   торговых   операций  или   оказания  услуг),
   организаций   и  учреждений,   которые   в  силу  специфики  своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут осуществлять
   денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
   машин,    утвержденный    Постановлением    Совета   Министров   -
   Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745".
       Данное   Постановление   принято  с нарушением  установленного
   действующим законодательством порядка и подлежит отмене, поскольку
   согласно ст. 1 Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин
   при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты
   с  населением  при  осуществлении торговых операций производятся с
   обязательным    применением    контрольно    -   кассовых   машин.
   Правительству  РФ по согласованию с законодательным органом страны
   -  Верховным  Советом  РФ  делегировано  право  утвердить Перечень
   отдельных  категорий  предприятий,  которые в силу специфики своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут осуществлять
   денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
   машин.
       Во исполнение вышеназванного Закона Правительство РФ утвердило
   согласованный   с законодательным  органом страны  такой  Перечень
   (Постановление N 745 от 30 июля 1993 года).
       Постановлением  Правительства  РФ  N 1027  от  3 сентября 1998
   года  внесены  изменения  в Перечень, и оно  не было согласовано с
   представительным  и законодательным  органом  страны независимо от
   названия: Верховный Совет или Государственная Дума.
       Названное  Постановление  не  делает различий между спецификой
   деятельности  при торговле на улице или торговлей в обустроенных и
   приспособленных помещениях, лишенных воздействия окружающей среды:
   магазины, киоски, ларьки, павильоны.
       Кроме  того,  это Постановление подписано неправомочным лицом,
   т.к.  исполняющий  обязанности  Председателя  Правительства РФ был
   назначен    на    эту    должность    в   нарушение   действующего
   законодательства,     в   частности     статьи    8   Федерального
   конституционного  закона  "О  Правительстве Российской Федерации",
   регулирующей    порядок   исполнения   обязанностей   Председателя
   Правительства  РФ.  Оспариваемое  Постановление ограничивает права
   уличных    торговцев    и  искусственно   препятствует   свободной
   конкуренции.
       Контрольно  - кассовые  машины  в условиях  Урало - Сибирского
   региона  и Севера не приспособлены к работе на открытом воздухе, и
   уличные   торговцы   ставятся   в  неравные   условия   с  другими
   предпринимателями и лишаются права на труд.
       Представители Правительства РФ Черемискин В.И. и Кабанков В.М.
   пояснили в суде, что доводы заявителей являются несостоятельными.
       Постановление Правительства РФ N 1027 от  3 сентября 1998 года
   принято  в соответствии  с полномочиями  Правительства  Российской
   Федерации,    установленными    Конституцией   РФ   и  Федеральным
   конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
       Постановление Правительства РФ N 1027 от  3 сентября 1998 года
   подписано  исполняющим  обязанности Председателя Правительства РФ,
   который  был  назначен  на  эту  должность Указом Президента РФ, и
   данный акт никем не отменен.
       Если  Постановлением  Правительства  РФ N 11 от  6 января 1997
   года  "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно
   -  кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением
   на   рынках,   ярмарках,  в  выставочных  комплексах  и на  других
   территориях,  отведенных  для осуществления торговли" было введено
   обязательное   применение   контрольно   -  кассовых   машин   при
   осуществлении   торговли  из  находящихся  на  территории  рынков,
   ярмарок,   выставочных   комплексов   и  на   других  территориях,
   отведенных для осуществления торговли,  палаток, киосков, ларьков,
   павильонов  и помещений  контейнерного  типа  и других  аналогично
   обустроенных  и приспособленных  торговых  мест,  автофургонов,  а
   также  с открытых  прилавков  внутри крытых рыночных помещений при
   торговле  непродовольственными  товарами,  то  для  индивидуальных
   предпринимателей, осуществляющих торговлю с открытых прилавков, не
   находящихся  внутри  крытых  помещений,  применение  контрольно  -
   кассовых машин не предусматривалось.
       Постановлением   Правительства  РФ   от   3 сентября 1998 года
   N    1027    установлены   единые   требования   к  индивидуальным
   предпринимателям,  осуществляющим  торговлю  с открытых прилавков,
   как находящихся,  так и не находящихся внутри крытых помещений, по
   применению контрольно - кассовых машин.
       Принимая   Постановление  от   3  сентября 1998  года  N 1027,
   Правительство  РФ  не  могло  ограничить право гражданина на труд,
   т.к.  ему  законом  только предоставлено право утверждать Перечень
   отдельных  категорий  предприятий,  которые в силу специфики своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут осуществлять
   денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
   машин.
       По данным Государственной межведомственной экспертной комиссии
   по   контрольно   -  кассовым   машинам  в Государственный  реестр
   контрольно  - кассовых  машин,  используемых на территории России,
   включено 122 модели,  которые различаются технико - экономическими
   параметрами,  сферами применения,  температурными режимами рабочей
   среды и рядом других показателей.
       Кроме    того,    по   заказам   пользователей   отечественные
   производители  могут  поставлять  для работы контрольно - кассовые
   машины  в специальном  исполнении  с учетом температурного режима,
   повышенной влажности.
       Суд,  выслушав объяснения заявителей Гращенкова А.И.,  Лапшова
   М.А.,  Спицыной Г.В.,  представителей Правительства РФ Черемискина
   В.И.,   Кабанкова  В.М.,   исследовав  материалы  дела  и заслушав
   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры РФ Харланова А.В.,
   полагавшего   в удовлетворении  заявления  отказать,   не  находит
   оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
       В   соответствии   со  ст.  1  Закона  РФ от 18 июня 1993 года
   N   5215-1   "О   применении   контрольно   - кассовых  машин  при
   осуществлении  денежных  расчетов с населением" денежные расчеты с
   населением  при осуществлении торговых операций или оказании услуг
   на    территории    Российской    Федерации   производятся   всеми
   предприятиями  (в  том  числе физическими лицами,  осуществляющими
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица,  в  случае  осуществления ими торговых операций или оказания
   услуг),   организациями,   учреждениями,  их  филиалами  и другими
   обособленными    подразделениями    с   обязательным   применением
   контрольно  - кассовых  машин.   Совет  Министров  - Правительство
   Российской   Федерации   по   согласованию   с  Верховным  Советом
   Российской   Федерации  утверждает  Перечень  отдельных  категорий
   предприятий,  которые  в силу  специфики  своей  деятельности либо
   особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
   населением без применения контрольно - кассовых машин.
       Как    установлено    судом,    утвержденный    Постановлением
   Правительства  РФ  от  30 июля 1993 года N 745 "Перечень отдельных
   категорий предприятий (в том числе физических лиц,  осуществляющих
   предпринимательскую   деятельность  без  образования  юридического
   лица,  в  случае  осуществления ими торговых операций или оказания
   услуг),  организаций и учреждений,  которые в силу специфики своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут осуществлять
   денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
   машин" был согласован с Верховным Советом РФ.
       Однако  Указом  Президента РФ от 21 сентября  1993 года N 1400
   "О   поэтапной  конституционной  реформе  в Российской  Федерации"
   осуществление   законодательной  и контрольной  функций  Верховным
   Советом РФ прервано.
       После  принятия  всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
   Конституции   РФ   представительным   и  законодательным   органом
   Российской   Федерации   стало  Федеральное  Собрание  - Парламент
   Российской Федерации.
       Государственная  Дума  является  одной  из  палат Федерального
   Собрания  и не  является  правопреемником Верховного Совета РФ,  в
   связи  с чем суд не может согласиться с доводами заявителей о том,
   что  при  принятии  Постановления N 1027 от 3 сентября 1998 года о
   внесении  изменений  в указанный  выше  Перечень  Правительство РФ
   обязано было согласовать этот вопрос с Государственной Думой.
       После  прекращения  деятельности  Верховного Совета РФ закона,
   которым    бы    предусматривалась    необходимость   согласования
   Правительством  РФ  с каким-либо  органом  государственной  власти
   вопроса, касающегося вышеназванного Перечня, также не принималось.
       Более    того,    оспариваемое    заявителями    Постановление
   Правительства   РФ   принято  в соответствии  с его  полномочиями,
   установленными   Конституцией   РФ  и Федеральным  конституционным
   законом  "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997
   года N 2-ФКЗ.
       Нельзя   также   согласиться   с  доводами   заявителей,   что
   оспариваемое    Постановление    ставит    в  неравное   положение
   предпринимателей,  осуществляющих  торговлю  на  улице  с открытых
   прилавков  и с  прилавков,  находящихся  в крытых помещениях,  что
   ограничивает   свободу   экономической   деятельности  и право  на
   свободное   использование   своих   способностей  и имущества  для
   предпринимательской деятельности.  Обязывая применять контрольно -
   кассовые  машины,   в  т.ч.   и  на  улице  с открытых  прилавков,
   независимо  от погодных и климатических условий,  Правительство РФ
   ограничивает право гражданина на труд.
       Право  частной  собственности  и свобода предпринимательской и
   иной не запрещенной законом экономической деятельности не являются
   абсолютными и могут быть ограничены законом.
       Нормы  Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при
   осуществлении     денежных    расчетов    с   населением"    имеют
   многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов
   граждан   в  области   торговли  и оказания  услуг,   защиту  прав
   потребителя,  а  также на охрану установленного порядка торговли и
   оказания  услуг,   фискальных  интересов  государства,   налоговой
   дисциплины.
       Так, согласно  ст.  1  Закона  РФ  "О  применении контрольно -
   кассовых  машин  при осуществлении денежных расчетов с населением"
   осуществление  торговых  операций или оказание услуг на территории
   Российской Федерации производится всеми предприятиями (в том числе
   физическими     лицами,     осуществляющими    предпринимательскую
   деятельность   без   образования   юридического   лица   в  случае
   осуществления   ими   торговых   операций   или  оказания  услуг),
   организациями, учреждениями,  их филиалами и другими обособленными
   подразделениями  с обязательным  применением контрольно - кассовых
   машин.
       Правительству РФ законом предоставлено только право утверждать
   Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики
   своей   деятельности   либо   особенностей  местонахождения  могут
   осуществлять   денежные   расчеты   с  населением  без  применения
   контрольно - кассовых машин.
       При  таких  данных  суд  приходит  к выводу,  что оспариваемое
   заявителями  Постановление  принято  Правительством  РФ в пределах
   своих полномочий и в соответствии с требованиями закона.
       Доводы   заявителей  о том,   что  оспариваемое  Постановление
   подписано ненадлежащим лицом, являются несостоятельными.
       Федеральный  конституционный закон "О Правительстве Российской
   Федерации"  предусматривает  в ч.  2  ст.  8  право  Президента РФ
   поручать  исполнение  обязанностей  Председателя  Правительства РФ
   одному из его заместителей.
       Однако Указом Президента РФ от 23 августа 1998 года N 983 было
   объявлено об отставке всего Правительства Российской Федерации,  и
   в  соответствии с пунктом "в" статьи 83 и частью второй статьи 117
   Конституции РФ глава государства временное исполнение обязанностей
   Председателя Правительства РФ возложил на конкретное лицо.
       Что  касается доводов заявителей о невозможности использования
   контрольно    -  кассовых   машин   вследствие   их   технического
   несовершенства применительно к климатическим условиям региона,  то
   они не могут служить основанием для признания незаконным принятого
   нормативного акта.
       Кроме  того,  по  объяснениям  представителя  Правительства РФ
   отечественной  промышленностью  освоено производство большой гаммы
   компактных контрольно - кассовых машин, предназначенных для работы
   в  отведенных для торговли местах,  в том числе с учетом холодного
   периода  времени.  По  заказам пользователей контрольно - кассовых
   машин  они  могут  поставляться  для  работы  с учетом  не  только
   воздействия низких температур, но и атмосферного давления, а также
   относительной влажности.
       В  соответствии  с действующим  законодательством пользователи
   контрольно  - кассовых  машин  не лишены возможности защищать свои
   права в суде в случае продажи им товара ненадлежащего качества.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191,  192,
   197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
       заявление  Гращенкова  Анатолия  Ивановича,   Лапшова  Максима
   Анатольевича,  Спицыной  Галины  Васильевны о признании незаконным
   Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от 3 сентября
   1998  года  N 1027  "О  внесении  изменений  в Перечень  отдельных
   категорий предприятий (в том числе физических лиц,  осуществляющих
   предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
   в  случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг),
   организаций   и  учреждений,   которые   в  силу  специфики  своей
   деятельности  либо особенностей местонахождения могут осуществлять
   денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых
   машин,    утвержденный    Постановлением    Совета   Министров   -
   Правительства  Российской  Федерации  от 30 июля 1993 года N 745",
   оставить   без   удовлетворения.   Решение   Верховного   Суда  РФ
   обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                       Н.С.РОМАНЕНКОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz