Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ЦБ РФ ОТ 27.10.98 N 305-Т О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                        ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
   
                                 ПИСЬМО
                     от 27 октября 1998 г. N 305-Т
   
       Направляю для сведения  проект  Программы  неотложных  мер  по
   реструктуризации банковской системы Российской Федерации.
   
                                             Заместитель Председателя
                                                         А.В.ТУРБАНОВ
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
   
                                                               Проект
                                              от 19 октября 1998 года
   
                               ПРОГРАММА
         НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                  План
   
       I. Краткая   характеристика   критических  проблем  банковской
   системы России.
       II. Цели Программы и основные направления ее реализации.
       III. Определение финансового состояния банков и перспектив  из
   реструктуризации и дальнейшего развития.
       IV. Перечень   мер,    применяемых    в    рамках    программы
   реструктуризации.
       V. Общий  план  мероприятий  по  реструктуризации   банковской
   системы.
   
             I. Краткая характеристика критических проблем
                       банковской системы России
   
       Основными проблемами многих российских банков, накопившимися в
   течение последних 5 - 6 лет, являются:
       - значительный объем просроченных кредитов,  которые  либо  не
   обслуживаются  заемщиками,  либо  вовсе  не  могут быть возвращены
   заемщиками банкам, в результате чего значительный объем банковских
   активов оказался обесцененным и иммобилизованным;
       - низкий  уровень   капитализации   банковской   системы,   не
   позволяющий  банкам  осуществлять  кредитование  реального сектора
   экономики в объеме, достаточном для его поступательного развития;
       - чрезмерная  концентрация  усилий на развитии тех направлений
   банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном
   "спекулятивный"  доход (валютные операции,  операции с финансовыми
   инструментами),  пренебрежение среднесрочными программами освоения
   перспективных   банковских   технологий,  снижение  общего  уровня
   банковской "кредитной культуры" и навыков;
       - тесное  переплетение  экономических  интересов  банков  и их
   крупных акционеров,  являющихся одновременно  клиентами  банков  и
   членами  их  финансово  -  промышленных  групп,  в результате чего
   политика банков  проводилась  исходя  из  корпоративных  интересов
   отдельных   крупных  клиентов  и  не  учитывала  интересы  частных
   вкладчиков и других кредиторов;
       - низкий  профессионализм руководящего звена банков,  а в ряде
   случаев   -   личная   корыстная   заинтересованность   банковских
   менеджеров   в   проведении   операций,  нарушающих  экономические
   интересы кредиторов и акционеров;
       - политизированность  мышления и действий высших руководителей
   некоторых  крупных  банков,  использовавших   находящиеся   в   их
   распоряжении ресурсы для решения политических целей,  выходящих за
   пределы собственно банковского дела;
       - использование      некоторыми      банками      значительных
   государственных бюджетных средств в качестве  ресурсной  базы  для
   ускоренного  наращивания  размеров своего баланса и операций,  что
   привело к чрезмерной зависимости таких банков от состояния бюджета
   (федерального и местных),  а также к нерациональному использованию
   государственных средств;
       - неурегулированность многих юридических аспектов деятельности
   банков,  функционирования банковского надзора, страхования вкладов
   граждан,     а    также    организации    процедур    санирования,
   реструктуризации и банкротства банков.
       Эти проблемы    предопределили   возникновение   предкризисной
   ситуации в банковской сфере России,  которая в  ноябре  -  декабре
   1997 года переросла в полномасштабный банковский кризис.
       С декабря  1997  года  резко  выросли  процентные  ставки   на
   внутреннем финансовом рынке после вынужденного отказа Банка России
   от поддержания низкого уровня доходности на рынке ГКО - ОФЗ. Банки
   не   могли   больше   привлекать   ресурсы  по  низким  ставкам  и
   предоставлять дешевые кредиты своим предприятиям  -  заемщикам,  а
   заемщики   оказались   не   в   состоянии  обслуживать  получаемые
   высокопроцентные кредиты.
       Одновременно резко возросла стоимость обслуживания внутреннего
   государственного долга,  объем которого стал быстро увеличиваться.
   В  августе 1998 года Правительство России не смогло продолжать его
   обслуживание и погашение.  Это привело к замораживанию  выплат  по
   ГКО и ОФЗ, остановке финансовых рынков, скачку валютного курса.
       Таким образом, в июле - августе 1998 года кризисные симптомы в
   банковской  системе  России приобрели критический характер,  в том
   числе  под  непосредственным  воздействием  решения  Правительства
   России и Банка России от 17 августа 1998 года.
       Банковский кризис в настоящее время  имеет  следующие  внешние
   проявления:
       - отсутствие    ресурсов    для    продолжения    кредитования
   промышленности,  в  том  числе  здоровой  ее  части,  что  ведет к
   стагнации производства,  падению экспортного потенциала, ухудшению
   платежного  баланса  страны,  другим  негативным  экономическим  и
   социальным последствиям;
       - отсутствие  капитала,  достаточного  для развития банковских
   операций, для выполнения банковских нормативов;
       - остановка  межбанковских расчетов,  невозможность проведения
   платежей между клиентами банков, включая платежи в пользу бюджетов
   всех уровней и внебюджетных фондов;
       - паническое изъятие средств вкладчиков с  банковских  счетов,
   утрата  доверия  частных  вкладчиков  к  банковской  системе,  что
   приводит к резкому сокращению ресурсной базы банков, подрывая их и
   без того нестабильное финансовое состояние;
       - резкое снижение уровня доверия ко всей банковской системе  и
   к отдельным банкам - как со стороны самого банковского сообщества,
   так и со стороны корпоративных клиентов,  что привело к  остановке
   межбанковского   кредитного   рынка,  невозможности  рационального
   перераспределения   денежных   ресурсов   в   финансовом   секторе
   экономики, а также к масштабному переходу клиентов на обслуживание
   из одних банков в другие;
       - "замораживание"  значительных  объемов  банковских активов в
   государственных  ценных  бумагах  (как  в  "рублевых",  так  и   в
   "валютных"),  потеря банками ликвидности,  значительные убытки,  в
   результате  -  снижение  суммарного  капитала  банковской  системы
   практически до нуля;
       - аресты  корреспондентских  счетов   российских   банков   за
   рубежом,  в результате чего уменьшается приток экспортной валютной
   выручки,  банковская система лишается последних ликвидных активов,
   выраженных в иностранной валюте.
       Кризис российской банковской системы выявил  все  накопившиеся
   недостатки   в   банковском  законодательстве,  в  государственной
   политике,  в банковском надзоре и в деятельности самих банков. При
   этом, к сожалению, при анализе ситуации недостатки в работе многих
   конкретных  банков,  приведшие  к  их  ослаблению  и  фактическому
   банкротству, неправомерно полностью переносятся на государство.
       Первоочередные меры Банка России по проведению многостороннего
   межбанковского  клиринга  18  сентября,  25  сентября  и 2 октября
   1998 года дали некоторый положительный эффект.  Из  общего  объема
   "застрявших"    в    банковской    системе   клиентских   платежей
   (оцениваемого примерно в  40  миллиардов  рублей)  было  проведено
   30,3 миллиарда  рублей.  Из  этой  суммы  платежи  в  бюджеты всех
   уровней, во  внебюджетные  фонды  и  другие  обязательные  платежи
   составили  20,6  миллиарда  рублей,  в  том  числе  в  федеральный
   бюджет - более 3 миллиардов рублей.
       Во многих  регионах,  где проводились такие операции,  удалось
   полностью   или   почти    полностью    ликвидировать    картотеки
   непроведенных  платежей.  В  результате многие банки регионального
   значения смогли избавиться от  груза  неплатежей,  поправить  свое
   положение,  улучшить  отношения  со  своими  клиентами  и местными
   властями.
       Одновременно четко   выявились   те  банки,  которые  являются
   крупными   неплательщиками.   Как    правило,    это    московские
   многофилиальные банки,  в расчетных сетях которых "застряло" самое
   большое количество платежей.
       Основная задача  государственных  органов  России  в  процессе
   проведения неотложных мер по реструктуризации  банковской  системы
   заключается  в  том,  чтобы  максимально  быстро пройти переходный
   период "сепарации" банков на те, которые могут и должны продолжать
   работать, и те, которые необходимо исключить из состава банковской
   системы.
       При этом государство должно играть активную роль, ускоряя этот
   процесс,  в  том  числе  прямым  "хирургическим"   путем,   удаляя
   нездоровую  часть  банковской системы и поддерживая жизнеспособную
   ее часть.
       Доверие к экономической кредитоспособности банковской системы,
   а   также   к   "политической    кредитоспособности"    российской
   государственной   власти   в   области   экономики   должно   быть
   восстановлено.
   
        II. Цели Программы и основные направления ее реализации
   
       Реструктуризация банковской    системы   -   это   управляемый
   согласованными мерами Правительства Российской Федерации  и  Банка
   России,   действиями   учредителей   (участников),   кредиторов  и
   руководителей   кредитных   организаций   процесс   восстановления
   эффективного функционирования банковской системы.
       Настоящая Программа определяет основные направления неотложных
   действий  Правительства  России и Банка России по реструктуризации
   банковской системы Российской  Федерации,  преодолению  финансовых
   трудностей   в   банковском   секторе,   восстановлению  капитала,
   платежеспособности и обеспечению ликвидности банков.
       Целями реструктуризации банковской системы являются:
       - выделение   жизнеспособного   ядра    банковской    системы,
   увеличение  ее  капитала,  улучшение  качества  активов,  создание
   долгосрочной   ресурсной   базы   для   банковского   обслуживания
   потребностей реальной экономики;
       - выделение  и   ликвидация   неплатежеспособных,   утративших
   капитал   банков,   которые   не   имеют   перспектив  дальнейшего
   существования;
       - выделение   и   реформирование   крупных  неплатежеспособных
   банков,  ликвидация которых принесла бы значительные социальные  и
   экономические издержки;
       - восстановление  доверия  к   банкам   со   стороны   частных
   вкладчиков, корпоративных клиентов и иностранных партнеров;
       - восстановление  способности  банковской  системы   проводить
   расчеты;
       - защита вкладов населения, размещенных в банках;
       - недопущение  утраты  банковских  технологий  и имущественных
   комплексов,  которые   могут   быть   использованы   для   ведения
   конкурентоспособной   банковской   деятельности   в  среднесрочной
   перспективе;
       - отстранение    не   способного   к   конструктивной   работе
   банковского   управленческого    персонала,    его    замена    на
   профессиональных  банковских менеджеров,  добросовестно защищающих
   интересы всех кредиторов и акционеров банка;
       - привлечение    к    участию   в   капиталах   банков   новых
   собственников, в том числе иностранных инвесторов;
       - восстановление   нормального   функционирования   финансовых
   рынков:   валютного,   ценных   бумаг,   производных    финансовых
   инструментов, межбанковского кредитного рынка.
       В среднесрочной   перспективе   целью    Программы    является
   восстановление  деятельности  банковской  системы  на коммерческих
   принципах и создание условий для ее активной работы с нефинансовым
   сектором  экономики,  повышения  ответственности  руководителей  и
   собственников банков за результаты их деятельности  по  управлению
   банками.
       В процессе реструктуризации банковской  системы  Правительство
   России,  Банк  России  и российские банки должны руководствоваться
   следующими основными принципами:
       - приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;
       - равное отношение к корпоративным кредиторам,  в том числе  к
   иностранным;
       - прозрачность   и   открытость   процесса    реструктуризации
   обязательств  и  активов  банков перед кредиторами,  вкладчиками и
   органами банковского надзора;
       - первоочередная    экономическая    ответственность    старых
   собственников  банков,  выраженная  в  сокращении  доли  и  объема
   принадлежащего им банковского капитала;
       - привлечение кредиторов  к  управлению  банками,  подлежащими
   реструктуризации;
       - привлечение   старых   собственников   банков   к   процессу
   реструктуризации  путем  осуществления  дополнительных  взносов  в
   капитал банков;
       - оказание   государственной   поддержки  только  тем  банкам,
   которые самостоятельно стараются решить свои проблемы, принимают и
   успешно реализуют собственные программы финансового оздоровления.
       Задачами органов    государственной    власти    в     области
   реструктуризации банковской системы являются:
       - оценка  затрат   на   поддержку   банковской   системы,   ее
   рекапитализацию  и  реструктуризацию,  а также источников покрытия
   таких затрат;
       - создание  законодательной  базы  для быстрого и эффективного
   проведения реструктуризации, в том числе позволяющего снижать долю
   старых акционеров  в капитале реструктурируемых банков,  расширять
   возможность участия государства  (в  том  числе  Банка  России)  в
   капиталах банков,  требующих поддержки, а также законодательства о
   гарантировании вкладов граждан в банках,  о банкротстве  кредитных
   организаций;
       - создание   специального   "Агентства   по   реструктуризации
   кредитных  организаций"  (АРКО),  которое возьмет на себя основную
   часть оперативной работы по взаимодействию с реструктурируемыми  и
   ликвидируемыми   банками,   по   работе   с   "плохими"   активами
   реструктурируемых банков,  по участию в управлении такими банками,
   оказанию   им   экономической   поддержки,   реализации  имущества
   ликвидируемых банков;
       - выработка  и  воплощение в жизнь детального плана проведения
   неотложных мер по реструктуризации банковской системы,  исходя  из
   подходов,    изложенных    в   настоящей   Программе,   подготовка
   среднесрочной и долгосрочной концепций развития банковской системы
   России;
       - проведение   переговоров   с   международными   кредитно   -
   финансовыми организациями об оказании поддержки, в том числе путем
   предоставления  кредитов  на  формирование   капитала   АРКО,   на
   привлечение    высококвалифицированных    иностранных   банковских
   специалистов к участию в реструктуризации  конкретных  банков,  на
   пополнение ресурсов банковской системы;
       - перенацеливание неиспользованной части иностранных кредитов,
   полученных  ранее  на цели приватизационной и постприватизационной
   поддержки;
       - проведение   активной   политики   в  поддержке  и  развитии
   инфраструктуры финансовых рынков:  бирж,  расчетных и  клиринговых
   систем, депозитариев;
       - обеспечение прозрачности и справедливости планов и процессов
   реструктуризации, широкого раскрытия неконфиденциальной информации
   о банках и их финансовом состоянии, о кредитной истории банковских
   заемщиков;
       - разработка  новых  форм  участия  государства  в   кредитной
   поддержке  экономики  через банковскую систему,  в том числе путем
   переучета Банком России векселей;
       - усиление  банковского  надзора  путем  улучшения  качества и
   оперативности  анализа   банковской   отчетности,   унификации   и
   упрощения   процедур   составления  и  предоставления  отчетности,
   быстрой и эффективной диагностики банковских проблем,  четкости  и
   выверенности   оперативных   действий,   контроля  за  выполнением
   предписаний,  уточнения экономических нормативов и  пруденциальных
   требований к банкам.
   
             III. Определение финансового состояния банков
        и перспектив их реструктуризации и дальнейшего развития
   
       В целях выяснения финансового состояния кредитных организаций,
   действующих  на  территории  Российской  Федерации,  Банком России
   будет осуществлена оценка данных их бухгалтерских балансов, счетов
   прибылей  и  убытков,  будет  произведен расчет капитала исходя из
   требований международных  стандартов,  проанализировано  состояние
   ликвидности на среднесрочный период.
       Все кредитные   организации,   действующие    на    территории
   Российской  Федерации,  в  целях  анализа их финансового состояния
   будут разделены на:
       - банки,   имеющие   достаточную   капитальную   базу   и   не
   испытывающие  значительных  затруднений   в   управлении   текущей
   ликвидностью;
       - банки,  которые  испытывают  трудности,  предопределенные  в
   основном финансовым кризисом;
       - банки,  которые   испытывают   трудности,   предопределенные
   проблемами, возникшими вне связи с финансовым кризисом;
       - неплатежеспособные банки с  утраченным  капиталом,  лишенные
   ликвидности    и   не   имеющие   ясных   перспектив   продолжения
   деятельности.
       При анализе   будут   использоваться  объективные  показатели,
   характеризующие  финансовое  состояние  банков,   включающие   как
   степень  соблюдения  пруденциальных  норм,  так  и  дополнительные
   оценки качества активов,  адекватности сформированных резервов  на
   возможные  потери,  структуры  ликвидности активов и обязательств.
   При необходимости Банк России проведет  комплексные  инспекционные
   проверки финансового  состояния  избранных  банков.  Окончательные
   итоги анализа будут  уточнены  после  завершения  реструктуризации
   ГКО - ОФЗ.
       Итоги анализа   лягут   в    основу    расчета    затрат    на
   реструктуризацию   банковской   системы   и   выработки   программ
   реструктуризации  для  каждого  конкретного  банка.  На  основании
   произведенных  оценок,  индивидуального  изучения со стороны Банка
   России,  а также определения степени  экономической  и  социальной
   значимости для банковской системы,  экономики страны и ее регионов
   все банки будут отнесены к одной из следующих групп:
       1 группа:  стабильно  работающие  банки,  имеющие  достаточную
   капитальную  базу,  не  испытывающие  значительных  затруднений  в
   управлении    текущей   ликвидностью,   способные   работать   без
   дополнительной государственной поддержки  и  решать  свои  текущие
   проблемы   самостоятельно  за  счет  поддержки  со  стороны  своих
   владельцев,  привлечения   дополнительного   капитала   с   рынка,
   переговоров с кредиторами;
       2 группа:  стабильно работающие  региональные  банки,  которые
   должны  стать "опорными" в будущей региональной банковской системе
   России;
       3 группа:  отдельные  крупные  банки,  потерявшие капитал и не
   имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции,
   которые,  однако,  нецелесообразно  закрывать  по  причине слишком
   высоких социальных и экономических издержек при таком закрытии;
       4 группа:  неплатежеспособные  банки,  утратившие капитал,  не
   способные  поддерживать  собственную  ликвидность  и  не   имеющие
   перспектив для продолжения деятельности.
       Для каждой  группы  банков  будет  предложена  своя  стратегия
   поведения,   определены   подходы   к  участию  государства  в  их
   поддержке.
       К первой  группе  будут  отнесены  все  банки  с положительным
   капиталом,   стабильным   финансовым    состоянием,    выполняющим
   пруденциальные  нормы и имеющие перспективы продолжения нормальной
   банковской деятельности.
       К этой  группе  могут  быть  отнесены также те банки,  которые
   испытывают  некритические  трудности  с  недостатком  капитала   и
   ликвидности,   но   приняли   комплексные  планы  самостоятельного
   финансового оздоровления,  содержащие меры из раздела IV настоящей
   Программы  и  направленные на восстановление нормальной банковской
   жизнедеятельности.    Банкам,    принявшим    планы    финансового
   оздоровления,  могут  быть  предписаны  временные  ограничения  на
   проведение отдельных видов банковских операций.
       Банкам первой   группы  может  быть  также  оказана  временная
   поддержка ликвидности со стороны Банка России по установленным  им
   правилам.
       Те банки, которые не смогут своевременно осуществлять принятые
   ими планы финансового оздоровления, будут переводиться в четвертую
   группу.
       Ко второй  группе  будут  отнесены  банки,  параметры  которых
   соответствуют банкам первой группы,  но  с  учетом  дополнительных
   критериев. Такими дополнительными критериями могут быть:
       - наличие  нормально  функционирующей   филиальной   сети   на
   территории соответствующего региона и за его пределами;
       - широкое оказание платежно -  расчетных  услуг  корпоративным
   клиентам,  малому бизнесу и частным лицам,  в том числе через сеть
   отделений, банкоматов и т.д.;
       - социальная  значимость  банка  (значительный  объем  вкладов
   населения),  значительная доля в предоставлении банковских услуг в
   своем  регионе  (на  всей  территории  субъекта  Федерации или его
   существенной части);
       - высокое   качество   обслуживания,   скорость  осуществления
   платежей,   широта   спектра   и   рентабельность    основных    и
   дополнительных   банковских   услуг,  наличие  и  качество  работы
   подразделений банка, предоставляющих такие услуги;
       - высокий  профессиональный  уровень  высшего и среднего звена
   банковских менеджеров,  их личная порядочность и невовлеченность в
   сомнительные  операции,  не причастные к экономическим и налоговым
   нарушениям;
       - наличие   и   высокое  качество  работы  службы  внутреннего
   контроля, отлаженность управленческих процедур, системы внутренней
   информации,   ее  адекватность  задачам  и  структуре  банка,  его
   управленческой организации;
       - адекватность   учета   и   отчетности  банка  проводимым  им
   операциям,  достоверность  и  точность  информации,   передаваемой
   надзорным   и   налоговым   органам,   максимальное   соответствие
   международным   стандартам    учета    и    отчетности,    наличие
   высококлассного аудита;
       - низкая степень участия в финансово  -  промышленных  группах
   (через переплетение капиталов),  диверсификация клиентуры,  низкая
   степень аффилированности с кредиторами и заемщиками.
       Банки второй группы будут определяться Банком России по итогам
   жесткого отбора,  анализа всех сторон  деятельности  и  проведения
   консультаций с региональными органами власти, а также при согласии
   самих банков.
       Этим банкам  будут  предписаны  специальные  планы  укрепления
   финансового   положения,   предполагающие   уточнение   (снижение)
   стоимости  активов  до  их  реальной оценки,  списание накопленных
   убытков  за  счет   снижения   капитала,   принадлежащего   старым
   собственникам,  деформирование  резервов  (провизий)  на  покрытие
   потерь по  различным  видам  активов,  возможная  реструктуризация
   активов и обязательств. После этого банкам будет оказана поддержка
   путем участия Банка  России  в  увеличении  капитала,  привлечения
   новых,  в  том числе иностранных инвесторов,  путем предоставления
   ресурсов, назначения грамотных и ответственных менеджеров.
       Банки второй   группы  составят  основу  будущей  региональной
   банковской  системы  России.   Они   будут   принимать   на   себя
   обязательства   перед   вкладчиками  других  региональных  банков,
   отнесенных к  четвертой  группе,  принимать  от  них  клиентуру  и
   активы.  Этим  банкам  предстоит  наращивать объем предоставляемых
   банковских услуг,  в основном  в  области  кредитования  торговли,
   промышленности,  малого бизнеса,  частных клиентов соответствующих
   регионов.  Они должны составить конкуренцию другим  институтам  на
   рынке  привлечения  средств  и  оказания  финансовых услуг частным
   вкладчикам.  Их деятельность на финансовых рынках будет ограничена
   операциями,  связанными  с  поддержанием  собственной ликвидности,
   осуществлением валютного  обслуживания  участников  внешнеторговой
   деятельности,  хеджирования финансовых рисков. Участие этих банков
   в финансово  -  промышленных  группах  будет  дестимулироваться  и
   ограничиваться.
       Региональные (немосковские)   банки   второй   группы    будут
   стимулироваться к межрегиональной интеграции,  к созданию развитых
   филиальных сетей на территории нескольких субъектов Федерации.
       По истечении примерно трех лет Банк России продаст свою долю в
   капиталах банков второй группы широкой группе не аффилированных  с
   этими банками инвесторов.
       Для каждого   банка   из   третьей   группы   будет    выбрана
   индивидуальная  стратегия реформирования.  Как правило,  она будет
   предусматривать разделение их балансов, создание рядом со "старым"
   банком   нового   "здорового"   банка  с  участием  государства  и
   кредиторов, постепенное решение проблем "старого" банка и развитие
   деятельности  на основе нового банка.  Возможно оказание кредитной
   поддержки на пополнение ликвидности,  передача акций банка в залог
   и  в  управление Банку России,  снижение капитала,  принадлежащего
   старым собственникам,  за счет списания  убытков  и  другие  меры,
   предусмотренные частью IV настоящей Программы.
       Для каждого  банка  четвертой  группы   должен   быть   принят
   индивидуальный  план реструктуризации,  который должен выполняться
   под  непосредственным  управлением  АРКО  и  Банка  России.  Права
   владельцев  банков третьей группы должны быть сведены к минимуму и
   не подлежать  восстановлению  после  реструктуризации.  Управление
   банками  четвертой  группы  после  их реструктуризации должно быть
   передано его кредиторам, переоформившим свои требования к банкам в
   капитал,  а также тем новым владельцам,  которые внесли средства в
   капитал банка в ходе его реструктуризации.
       Банки четвертой  группы  будут  лишаться банковских лицензий и
   ликвидироваться.  Вкладчикам  и  кредиторам  таких  банков   будет
   оказана поддержка в решении их проблем, в том числе путем перевода
   средств частных вкладчиков в другие банки, путем вовлечения АРКО в
   процесс управления, реализации и распределения активов, остающихся
   после ликвидации банка.
       Вне зависимости    от    отнесения    банков    к   одной   из
   вышеперечисленных  групп  к  ним  будет   предъявлено   требование
   ограничить   свою   вовлеченность   в   деятельность  финансово  -
   промышленных  групп,  не  иметь  дочерних  предприятий  или   иных
   инвестиций,  не  связанных с финансовым бизнесом,  консолидировать
   балансы вместе с балансами всех дочерних структур.
       Реструктурирование банков может стать основой для последующего
   реструктурирования  задолженности  их  предприятий   -   клиентов,
   упорядочения     их     промышленных    (нефинансовых)    активов,
   упорядочивания вложений и прояснения системы контроля и участия  в
   капитале холдинговых структур.
       Будет также предприниматься  инициатива  в  части  внесения  в
   законодательство изменений, предполагающих существование кредитных
   организаций  исключительно   в   форме   акционерных   обществ   и
   преобразования  всех  кредитных  организаций иной организационно -
   правовой формы в акционерные общества - с целью недопущения  ухода
   их   собственников  от  ответственности  через  досрочное  изъятие
   взносов в капитал.
       Правительство России  и  Банк  России  учредят АРКО в качестве
   самостоятельной независимой организации,  функционирующей  под  их
   общим  руководством.  Для реализации поставленных перед АРКО задач
   оно будет иметь право осуществлять следующие виды деятельности:
       - приобретение контрольных пакетов (долей в уставном капитале)
   банков,  утративших  капитал,  и  осуществление  управления  этими
   банками;
       - принятие в  залог  и  в  управление  пакетов  акций  банков,
   осуществление управления этими пакетами;
       - вступление в уставные капиталы реструктурируемых  банков  по
   поручению   и   за  счет  Банка  России  и  Правительства  России,
   представление интересов государства в этих банках;
       - участие   в   разработке  и  реализации  планов  финансового
   оздоровления реструктурируемых банков;
       - приобретение,  реализация  и  посредничество  при реализации
   активов ликвидируемых банков;
       - управление    на    безубыточной    основе   проблемными   и
   низколиквидными активами,  приобретенными у банков,  в том числе в
   целях их последующей реализации;
       - организация привлечения необходимых инвестиций (в том  числе
   иностранных)   для   реализации  мероприятий  по  реструктуризации
   банков;
       - инициирование   и   участие   в   процедурах  банкротства  и
   ликвидации   банков,   назначение   конкурсных    управляющих    в
   ликвидируемых  банках,  назначение  менеджеров в принадлежащих ему
   банках;
       - привлечение  финансовых ресурсов,  в том числе путем выпуска
   ценных бумаг, для организации своей деятельности.
       Управленческая структура  АРКО должна быть достаточна крепкой,
   чтобы противостоять давлению политических и деловых кругов.
       Деятельность АРКО    должна    быть    прозрачной    и   точно
   соответствовать законодательным нормам.
       Персонал АРКО   должен   комплектоваться   из   высококлассных
   профессионалов,  получающих достаточное и достойное вознаграждение
   за свою работу.
   
                 IV. Перечень мер, применяемых в рамках
                       программы реструктуризации
   
       Правительство России  и  Банк  России  могут   применять   или
   предписывать    банкам    к    применению    следующие   меры   по
   реструктуризации, финансовому оздоровлению банков:
   
       1. Увеличение капитала банков
       1.1. Внесение  Правительством  России дополнительных средств в
   капитал банка путем передачи ему государственных ценных бумаг.
       1.2. Внесение  Банком  России дополнительных средств в капитал
   банка путем передачи ему государственных ценных  бумаг  из  своего
   портфеля, либо облигаций, выпускаемых самим Банком России.
       1.3. Преобразование требовании кредиторов при  их  согласии  в
   капитал банка.
       1.4. Привлечение денежных  средств  новых  инвесторов,  в  том
   числе иностранных, в капитал банка.
       1.5. Привлечение субординированных займов от акционеров.
   
       2. Улучшение качества активов банков
       2.1. Принятие  государственных  ценных  бумаг  и  ценных бумаг
   Банка России в качестве взносов Правительства России, Банка России
   в капитал банка.
       2.2. Передача  неработающих  активов  (просроченных  кредитов,
   дебиторской задолженности, неликвидных ценных бумаг, нереализуемой
   недвижимости)  в  распоряжение  АРКО  взамен   приема   работающих
   активов, либо срочных требований на АРКО.
       2.3. Межбанковский  обмен  одних  активов  на  другие,   более
   приемлемые для данного банка.
       2.4. Осуществление  истинной  оценки   активов   по   рыночной
   стоимости  или  по  стоимости  их возможной реализации за разумный
   период.
       2.5. Списание   части   стоимости   "плохих"   активов  против
   резервов,  созданных ранее под возможные потери, связанные с этими
   активами.
   
       3. Реструктуризация пассивов банков
       3.1. Достижение договоренности с кредиторами о  переоформлении
   их срочной задолженности в капитал банка.
       3.2. Достижение договоренности с кредиторами о продлении срока
   истребования кредиторской задолженности.
       3.3. Превращение кредиторской задолженности в долговые  ценные
   бумаги:     облигации,     депозитные     сертификаты,     векселя
   ("секьюритизация" долгов).
       3.4. Достижение  договоренности  с кредиторами о рассрочке или
   пересмотре графика выплаты процентов.
       3.5. Передача обязательств перед частными вкладчиками в другие
   банки.
       3.6. Снижение доли банковского капитала, принадлежащего старым
   акционерам,   на   величину   убытков,   накопленных   до   начала
   реструктуризации.
       3.7. Привлечение кредитов Банка России  на  цели  стабилизации
   финансового состояния банка.
       3.8. Установление   моратория   на   исполнение    требований,
   предъявленных к корреспондентскому счету в Банке России, на период
   действия плана финансового оздоровления.
   
       4. Повышение ликвидности баланса
       4.1. Прием   Банком   России  ценных  бумаг,  ранее  внесенных
   Правительством России и Банком России в капитал банков, в качестве
   обеспечения под предоставляемые банкам ломбардные кредиты, кредиты
   "овернайт", в качестве предмета сделок "репо".
       4.2. Обмен  активами между банками и АРКО:  вместо работающих,
   но  низколиквидных  активов  банкам  предоставляются  качественные
   ликвидные активы.
       4.3. Уточнение,   реструктуризация   и    "стыковка"    сроков
   исполнения  обязательств  банков  и  сроков  истребования активов,
   необходимых для исполнения таких обязательств.
   
       5. Повышение доходов банка
       5.1. Обмен активами между банками и АРКО: вместо низкодоходных
   активов банкам предоставляются активы с  большей  доходностью,  но
   либо менее ликвидные, либо большей срочности.
   
       6. Сокращение расходов банков
       6.1. Сокращение    административных    расходов,    увольнение
   излишнего   персонала,   отмена   "незарплатных"   форм  поощрения
   менеджеров  и  сотрудников,   ликвидация   не   приносящих   доход
   структурных   подразделений,   сокращение   капитальных  расходов,
   реализация неиспользуемого имущества.
       6.2. Отмена  дивидендных  выплат  старым  владельцам  банков в
   течение определенного периода  времени  (до  5  лет),  направление
   таких  выплат  на покрытие убытков,  возникших по старым операциям
   банка.
       6.3. Достижение  договоренности с кредиторами о наращивании их
   основных требований к банку  за  счет  временно  не  выплачиваемых
   причитающихся им процентов по кредитам.
   
       7. Разделение  балансов,  создание  "нового" банка для решения
   проблем ликвидируемого "старого" банка
       7.1. Учреждение  "нового"  банка  для передачи в него основных
   банковских операций "старого" банка, для восстановления нормальной
   деятельности и отношений с клиентами и кредиторами.
       7.2. Перевод  в  "новый"  банк  всех  работающих  и  ликвидных
   активов "старого" банка, его имущества и недвижимости.
       7.3. Перевод на новый банк всех  обязательств  перед  частными
   вкладчиками  "старого"  банка,  кроме обязательств перед служащими
   "старого" банка.
       7.4. Прием  в  капитал  "нового"  банка  только новых денежных
   взносов  от  акционеров  "старого"  банка  и  от  новых  сторонних
   акционеров.
       7.5. Оставление на балансе  "старого"  банка  всех  активов  и
   пассивов,  относящихся  к аффилированным с банком лицам:  к членам
   ФПГ,  акционерам, дочерним структурам, высшим менеджерам "старого"
   банка и т.д.
       7.6. Перевод  в  капитал  "нового"  банка  определенной   доли
   (например, 25 процентов) задолженности "старого" банка перед всеми
   группами кредиторов (кроме  частных  вкладчиков  и  аффилированных
   лиц), наращивание таким образом капитала "нового" банка.
       7.7. Перевод в состав обязательств "нового" банка определенной
   доли  (например,  25 процентов) обязательств "старого" банка перед
   его неаффилированными клиентами.
       7.8. Предложение   кредиторам   перевести  в  состав  капитала
   "нового" банка другие их требования к "старому"  банку,  если  они
   согласятся  на  предоставление  дополнительного субординированного
   займа  "новому"  банку  в  определенной  доле  (например,   50   -
   80 процентов) от переводимых требований.
       7.9. Избрание в  состав  высших  органов  управления  "нового"
   банка  представителей  кредиторов  "старого" банка,  а также новых
   акционеров, внесших денежные средства в капитал "нового" банка.
       7.10. Передача   на  баланс  "нового"  банка  филиальной  сети
   "старого" банка в счет  погашения  задолженности  "старого"  банка
   перед  "новым"  по передаваемым обязательствам перед вкладчиками и
   другим передаваемым обязательствам.
       7.11. Перевод клиентов на банковское обслуживание из "старого"
   в "новый" банк, направление через "новый" банк всех их последующих
   платежей.
       7.12. Ликвидация "старого" банка либо преобразование "старого"
   банка  в  организацию  по  управлению оставшимися у него "плохими"
   активами  с  целью  постепенной  реализации   или   восстановления
   качества  таких  активов  и  восполнения  оставшимся кредиторам их
   потерь.
       7.13. Перевод в "новый" банк основного операционного персонала
   "старого"  банка,  оставление  в   "старом"   банке   только   тех
   сотрудников,   которые   необходимы   для  управления  оставшимися
   "плохими" активами.
   
       8. Реструктуризация  внебалансовых  форвардных  требований   и
   обязательств банков по валютным сделкам
       8.1. Проведение  выверки  и  повторного  подтверждения   ранее
   заключенных   форвардных   и   фьючерсных  контрактов:  как  между
   российскими  банками,  так  и  между  российскими  банками  и   их
   иностранными   контрагентами,   отражение   этих  обязательств  на
   специальных внебалансовых банковских счетах.
       8.2. Сбор   в   Банке   России  данных  обо  всех  заключенных
   российскими банками форвардных контрактах.
       8.3. Объявление временной приостановки (до 1 января 1999 года)
   исполнения  форвардных  контрактов  между  российскими  банками  -
   резидентами  до  реализации  общей программы "расшивки" форвардных
   обязательств.
       8.4. Прием Правительством России (через Банк России как своего
   агента) в ходе реструктуризации внешней задолженности по ГКО - ОФЗ
   на  себя  всех (или большинства) форвардных требований иностранных
   инвесторов к российским банкам,  снижение нагрузки  на  российскую
   банковскую    систему    со    стороны   иностранных   кредиторов,
   сосредоточение  всех   обязательств   по   форвардным   контрактам
   российских банков внутри банковской системы страны.
       8.5. Фиксация  единых   курсовых   соотношений,   по   которым
   указанные форвардные контракты должны быть исполнены.
       8.6. Проведение многостороннего зачета  форвардных  требований
   банков друг к другу.
       8.7. Возвращение и зачет сумм  "маржевых"  взносов,  сделанных
   ранее российскими банками в обеспечение заключенных ими форвардных
   контрактов с иностранными инвесторами.
       8.8. Погашение   форвардных  требований  Правительства  России
   (через Банк России) к банкам за счет находящихся в их распоряжении
   портфелей   ГКО   и   ОФЗ,   а   также  российских  ценных  бумаг,
   номинированных в иностранной валюте.
       8.9. Выявление  нетто  -  требований  и  нетто  - обязательств
   банков по форвардным контрактам друг к другу,  урегулирование этих
   требований  за  счет  переуступки их между банками и зачета против
   иных активов и требований.
   
       9. Изменение организационной структуры банков
       9.1. Сокращение филиальной сети,  продажа филиалов и некоторых
   структурных подразделений, оформленных как отдельный "бизнес".
       9.2. Упрощение  административной  структуры,  удаление  лишних
   управленческих звеньев, сокращение управленческого аппарата.
       9.3. Применение   различных  форм  реорганизации  юридического
   лица:  с участием другого финансово - устойчивого банка - слияние,
   присоединение, самостоятельно - разделение, выделение и т.п.
   
       10. Привлечение новых менеджеров к управлению банками
       10.1. Привлечение к участию  в  руководстве  особо  "трудными"
   банками   управленческих  "команд",  составленных  из  иностранных
   специалистов и финансируемых на средства  иностранной  технической
   помощи.
       10.2. Привлечение  к  участию  в  высшем  руководстве   банков
   высокопрофессиональных      российских     менеджеров,     которые
   высвобождаются из среднего звена руководства ликвидируемых  банков
   и не были ранее замешаны в недобросовестных банковских операциях.
   
       11. Предоставление налоговых послаблений
       11.1. Предоставление   отсрочек   по   уплате   налогов   (как
   федеральных,  так  и  местных)  банкам,  принявших согласованные с
   органами государственной власти программы реструктуризации.
       11.2. Принятие    законодательных    норм,   предусматривающих
   возможность определения для реструктурируемого банка  специального
   периода,  в  течение  которого  снижается  объем  уплачиваемых  им
   налогов.
       11.3. Разрешение  в разовом порядке уменьшать налогооблагаемую
   базу банков на суммы определенных убытков и расходов,  связанных с
   реструктуризацией  таких  банков,  а также вызванных последствиями
   финансового кризиса.
       11.4. Установить   для  кредитных  организаций  единую  ставку
   налога на прибыль на уровне налога с предприятий.
       11.5. Предоставление отсрочек от уплаты госпошлины по судебным
   искам и исполнительному производству  по  кредитным  договорам  на
   период их реструктуризации.
   
       12. Временные  администрации  и  представители  Банка  России,
   надзор за нормативами
       12.1. Введение  Банком России в случае необходимости временных
   администраций в реструктурируемые банки с целью оказать содействие
   персоналу  банка  в  правильном  составлении  и  реализации планов
   финансового оздоровления.
       12.2. Привлечение    в    состав    временных   администрации,
   назначаемых Банком России, иностранных специалистов и специалистов
   стабильных   банков  для  оказания  поддержки  при  составлении  и
   реализации планов финансового оздоровления, а также для проведения
   переговоров с кредиторами.
       12.3. Введение   в   руководство   реструктурируемых    банков
   наблюдателей  и консультантов Банка России,  определив их правовой
   статус.
       12.4. Определение    подходов    к    установлению   временных
   индивидуальных экономических нормативов к реструктурируемым банкам
   в рамках планов их финансового оздоровления.
       12.5. Определение бухгалтерского учета отдельных специфических
   операций, используемых в ходе реструктуризации.
       Вышеуказанные меры могут применяться в различных сочетаниях  в
   отношении разных групп банков,  выявленных в процессе анализа, как
   это изложено в разделе III настоящей Программы.
       Поддержка и   увеличение   капитала  Сбербанка  России  должна
   осуществляться   по   отдельной    программе,    предусматривающей
   проведение  всестороннего аудита,  увеличение вклада Правительства
   России  и  Банка  России  в  капитале   этого   банка,   возможное
   предоставление  этому  банку  активов и кредитов,  необходимых для
   организации выплат вкладчикам,  переводимым в Сбербанк  России  из
   других   банков,  более  активное  вовлечение  средств  граждан  в
   экономический оборот.
   
             V. Общий план мероприятий по реструктуризации
                           банковской системы
   
       Правительство России   и   Банк   России   считают   возможным
   установить следующий план осуществления мероприятий,  связанных  с
   реструктуризацией российской банковской системы.
   
       Октябрь 1998 года:
       - проведение  Банком  России  анализа  финансового   состояния
   банков и распределение банков по группам;
       - принятие законодательных актов  в  области  реструктуризации
   банковской  системы,  гарантирования вкладов граждан,  банкротства
   банков;
       - оценка   затрат   на   поддержку   банковской   системы,  ее
   рекапитализацию и реструктуризацию,  а также  источников  покрытия
   таких  затрат,  внесение соответствующих дополнений в чрезвычайный
   федеральный бюджет  на  IV квартал  1998  года,  в  федеральный  и
   региональные бюджеты на 1999 год;
       - реструктуризация ГКО и ОФЗ;
       - возобновление  функционирования рынка государственных ценных
   бумаг;
       - создание    "Агентства    по    реструктуризации   кредитных
   организаций";
       - принятие  Банком  России нормативных документов о вексельном
   кредитовании;
       - начало  реорганизационных  процедур  в третьей группе банков
   (см. раздел III настоящей Программы);
       - введение  Банком  России  временного  (до  1 июля 1999 года)
   порядка учета рисков,  принятых банками до 17 августа  1998  года,
   при  регулировании  их  деятельности;  эти  меры  позволят  банкам
   принимать на себя  риски,  исходя  из  значений  их  капиталов  по
   состоянию на 1 августа 1998 года,  уточнение других пруденциальных
   требований Банка России к реструктурируемым банкам;
       - приостановление до начала 2001 года Банком России требования
   о доведении минимального размера собственных  средств  (капиталов)
   действующих банков до уровня 1 млн. ЭКЮ на два года;
       - приостановка   исполнения   форвардных   контрактов    между
   российскими  банками  -  резидентами до реализации общей программы
   "расшивки"  форвардных  обязательств,  начало   реализации   такой
   программы;
       - определение  бухгалтерского  учета  отдельных  специфических
   операций, используемых в ходе реструктуризации;
       - расширение спектра операций Банка России,  используемых  для
   поддержания ликвидности банковской системы;
       - начало  активных  переговоров  с  международными  кредитно -
   финансовыми организациями о предоставлении кредитов  на  поддержку
   процессов реструктуризации российской банковской системы.
   
       Ноябрь - декабрь 1998 года:
       - начало  реорганизационных процедур в первой и второй группах
   банков  (см.   раздел   III   настоящей   Программы),   достижение
   договоренности   между  Правительством  России,  Банком  России  и
   местными  органами  власти  о  перечне  банков,  которые  подлежат
   специальной поддержке и стимулированию банковской деятельности;
       - введение  ограничений  на  проведение  отдельных  банковских
   операций банками первой,  второй и третьей группы (см.  раздел III
   настоящей Программы);
       - разработка  плана  ликвидации  банков  четвертой группы (см.
   раздел  III  настоящей  Программы),  начало  осуществления  такого
   плана;
       - начало функционирования АРКО;
       - завершение   процедуры  "расшивки"  обязательств  банков  по
   форвардным валютным контрактам;
       - создание    Банком   России   системы   "Кредитного   бюро",
   накапливающего и распространяющего информацию о кредитной  истории
   банковских заемщиков;
       - отработка порядка предоставления  стабилизационных  кредитов
   Банка России;
       - завершение перевода обязательств банков в Сбербанк России (в
   соответствии с решением Банка России от 1 сентября 1998 года);
       - привлечение   иностранных   специалистов   и    специалистов
   стабильных   банков  для  оказания  поддержки  при  составлении  и
   реализации планов финансового  оздоровления  отдельных  банков,  а
   также для проведения переговоров с кредиторами этих банков;
       - перенацеливание неиспользованной части иностранных кредитов,
   полученных  ранее  на цели приватизационной и постприватизационной
   поддержки;
       - завершение Банком России работы по формированию  нормативной
   базы  регулирования  банковской  деятельности,  включающей  в себя
   систему пруденциальных  банковских  норм  на  основе  рекомендаций
   Базельского  комитета  по  банковскому  надзору  и  транспарентную
   финансовую   отчетность   на   основе   международных   стандартов
   бухгалтерского  учета  -  для введения ее в полном объеме с 1 июля
   1999 года;
       - создание    под    надзором    Банка    России    нескольких
   специализированных "банковских регистраторов", которые будут вести
   реестры акционеров всех акционерных кредитных организаций;
       - определение  порядка  создания,  лицензирования и надзора за
   деятельностью банковских холдинговых компаний,  уточнение  порядка
   участия банков в деятельности финансово - промышленных групп.
   
       I полугодие 1999 года:
       - отзыв лицензий у банков четвертой  группы  (см.  раздел  III
   настоящей  Программы);  в результате к 1 июля 1999 г.  лицензии на
   совершение банковских операций должны иметь  только  те  кредитные
   организации  (в  том  числе  небанковские  кредитные организации),
   которые  располагают   необходимыми   возможностями   осуществлять
   коммерческую   деятельность   с   соблюдением   всех  ограничений,
   определенных пруденциальными банковскими нормами, установленными в
   соответствии с международными стандартами банковского надзора;
       - активное проведение реструктуризации в банках третьей группы
   (см.  раздел III настоящей Программы),  в том числе путем создания
   "новых" банков (см. пункт 7 части IV настоящей Программы);
       - прекращение    с   1   апреля   1999   года   предоставления
   стабилизационных  кредитов,  возвращение  основной   части   ранее
   предоставленных стабилизационных кредитов;
       - полное  восстановление  рыночной  системы   рефинансирования
   банков;
       - подготовка и принятие среднесрочной и долгосрочной  программ
   развития российской банковской системы.
       С 1 января 2000 года вводится в действие установленная законом
   система обязательного гарантирования вкладов граждан в банках.
       С начала 2001 года Банк России отзывает лицензии на совершение
   банковских   операций   у  банков,  значение  собственных  средств
   (капитала) которых ниже 1 миллиона ЭКЮ,  а  также  у  небанковских
   кредитных организаций с капиталом ниже 100 тыс. ЭКЮ.
       В долгосрочной перспективе после специального  изучения  всего
   комплекса  банковских  проблем  и  принятия долгосрочной концепции
   развития  банковской  системы  в   России   может   сформироваться
   банковская система, состоящая из следующих уровней:
       Верхний уровень - Банк России в качестве "кредитора  последней
   инстанции",  надзорного  органа  и  организатора  функционирования
   банковской системы,  опираясь на АРКО,  Корпорацию по  страхованию
   вкладов,  на свое прямое и косвенное участие в капиталах и органах
   управления банков,  регулирует  процессы  оздоровления  банковской
   системы,  поддерживает  вектор ее развития в направлении кредитной
   поддержки реального сектора экономики.
       Уровень банков   общенационального   значения  -  коммерческие
   банки,  принадлежащие государству (Сбербанк России,  Внешторгбанк,
   Внешэкономбанк),  а также новые банки, сформированные на основании
   реформированных банков третьей группы (см.  раздел  III  настоящей
   Программы),    а    также    жизнеспособными    группами    старых
   многофилиальных    банков,    обеспечившими     реструктурирование
   преимущественно собственными силами.
       Уровень опорных  региональных  банков  -  коммерческие  банки,
   реструктурированные  и  укрепленные  банки  из  второй группы (см.
   раздел III настоящей Программы).  Банк России выйдет из  капиталов
   этих банков, максимально диверсифицировав состав их собственников.
       Уровень специализированных   средних   и   малых   банков    -
   коммерческие   банки,   занимающие   специфические  рыночные  ниши
   (региональные, клиентские, операционные).
       Одной из  основных  целей  реформирования  банковской  системы
   России является создание сети крупных банков,  которые  отличаются
   не   только  размерами  активов,  но  и  следующими  качественными
   характеристиками:
       - предоставление     широкого     спектра    качественных    и
   профессиональных банковских услуг,
       - обладание диверсифицированной структурой активов и пассивов;
       - удовлетворение    высоким    требованиям    надежности     и
   высокопрофессиональным качеством менеджмента;
       - выполнение банковских функций в масштабах,  имеющих значение
   для российской экономики в целом.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz