Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ, ПРИНЯТОЙ НА ЖЕНЕВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 30-31 МАЯ 1996 Г.

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                   
                     МЕРОПРИЯТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                     ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ,
                     ПРИНЯТОЙ НА ЖЕНЕВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
                             30-31 МАЯ 1996 Г.
                                      
                                I. ВВЕДЕНИЕ
                                      
        Вопросы  оздоровления   миграционной   обстановки,  укрепления
    стабильности в  регионе находятся  в числе  важнейших политических
    приоритетов  России.  Решение  проблем  вынужденной  и  незаконной
    миграции  продолжает  оставаться  предметом  особой  озабоченности
    руководства страны.
        Свидетельством  этому   являются  два   специальных  заседания
    Правительства Российской  Федерации (7  августа и 11  декабря 1997
    г.),  посвященные  данной   проблематике.  Главные  ориентиры  для
    совершенствования  работы  с  вынужденными  мигрантами в  условиях
    новой  стратегии устойчивого  экономического  роста  были изложены
    Президентом Российской Федерации В.Н.  Ельциным в начале 1998 года
    в  его послании  Федеральному  Собранию "О  положении  в  стране и
    основных направлениях политики Российской Федерации".
        За отчетный  период Россия  ратифицировала Конвенцию  о защите
    прав человека и  основных свобод и Протокол  к ней. Таким образом,
    сделан   существенный   шаг   в   деле  приведения   национального
    законодательства в  этой области  в соответствие  с международными
    нормами и стандартами Совета Европы.
         
                        II. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ
                                      
                           А. Выработка политики
                                      
        С  учетом складывающейся  социально-экономической  ситуации  в
    стране  и рекомендаций,  содержащихся  в  заключительном документе
    конференции   -   Программе   действий,   проведена  корректировка
    одобренной Президентом  России Федеральной  миграционной программы
    (ФМП),  в   которой  отражена   миграционная  политика  Российской
    Федерации  на  период  1998  - 2000  годов.  Программа  утверждена
    постановлением  Правительства Российской  Федерации  от  10 ноября
    1997 г.
        Постановлением Правительства от 19 сентября 1997 г. утверждена
    Федеральная целевая  программа "Дети семей  беженцев и вынужденных
    переселенцев" на период 1998  - 2000 годов как часть президентской
    Программы  "Дети  России".  Она  дополняет ФМП  в  части  оказания
    социальной поддержки и помощи детям семей вынужденных мигрантов. В
    ее рамках  проводится  большая работа  по мобилизации  усилий всех
    министерств и ведомств на решение "детских" проблем переселенцев.
        Разработан и  26  марта  1998  г.  Председателем Правительства
    Российской  Федерации  утвержден  Комплексный  план  регулирования
    миграционных процессов в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах.
        В соответствии с планом реализации Программы социальных реформ
    на  период 1996  2000  годов  по  разделу  "Миграционная политика"
    произведены    расчеты    межрегиональной    миграции   населения.
    Продолжалась   работа  в   области   прогнозирования  миграционных
    процессов  и   формирования  миграционной   политики.  Разработаны
    "Методика расчетов  межрегиональной  миграции населения  в разрезе
    субъектов  Российской   Федерации",  "Методика   краткосрочного  и
    среднесрочного  прогноза  притока  в  Россию мигрантов".  На  базе
    разработанных  методик  проведены  вариантные  прогнозные  расчеты
    иммиграционных   потоков   из   стран   нового  зарубежья   и   их
    распределение по экономическим районам России.
        Согласована    программа    совместных     действий    органов
    государственной власти РФ,  Республики Северная Осетия  - Алания и
    Республики Ингушетия по преодолению последствий осетино-ингушского
    конфликта и оздоровлению ситуации в республиках.
        Подготовлен   проект    Федерального   закона    "Об   основах
    урегулирования  отношений  с   Чеченской  Республикой",  создающий
    правовую     основу     взаимоотношений     федеральных    органов
    государственной власти и органов власти Чеченской Республики.
        Согласован  план   мероприятий  по   этнокультурной  поддержке
    диаспоры   народов   Дагестана    в   Республике   Азербайджан   и
    азербайджанской диаспоры в Республике Дагестан.
        Ведется  работа над  Концепцией  государственной  национальной
    политики  Российской  Федерации  на  Северном Кавказе,  Концепцией
    улучшения    положения    женщин,    Концепцией   законотворческой
    деятельности  по обеспечению  равных  прав  и  равных возможностей
    мужчин и  женщин в РФ  (все они содержат  разделы по регулированию
    миграционных процессов).
        В 1997  году были  разработаны  14 и  одобрены  9 региональных
    миграционных программ.  С  целью повышения  их  эффективности была
    проведена  работа  по  подготовке  "Методических  рекомендаций  по
    разработке региональных миграционных программ".
        В  апреле 1997  года  создана  Комиссия  Государственной  Думы
    Федерального  Собрания Российской  Федерации  "Граница  России", в
    задачи  которой   входит  согласованная   проверка  и  обеспечение
    скорейшего  прохождения  в  парламенте  законодательных  актов  по
    вопросам    усиления    охраны     государственной    границы    и
    совершенствования законодательной базы в этой области.
        Для решения  проблем  определения  статуса  афганских граждан,
    находящихся на  территории  России, создана  Комиссия  Комитета по
    международным делам Государственной Думы.
         
                            В. Законодательство
                                      
        Разработана  и   утверждена  28   июня  1997   г.  Президентом
    Российской Федерации новая редакция закона "О беженцах".
        В новой редакции  закона определение  понятия "беженец"  и его
    права максимально  приближены  к тексту  Конвенции ООН  "О статусе
    беженцев".  На  законодательном   уровне  более  четко  закреплены
    процессуальные права  и обязанности  как лица,  ходатайствующего о
    предоставлении   статуса   беженца,   так   и   должностных   лиц,
    соответствующих органов исполнительной власти.
        Законом  впервые  в  Российской   Федерации  введено  правовое
    понятие   -    "временное   убежище",    открывающее   возможность
    предоставления иностранцам, не имеющим  оснований для признания их
    беженцами, права  временного  пребывания на  территории Российской
    Федерации из гуманных побуждений.
        Упорядочивается процедура признания  лица беженцем. Определены
    также права на получение социальной защиты, возможность обучения в
    общеобразовательных учреждениях, получение специального проездного
    документа для поездок за пределы Российской Федерации.
        Определены условия утраты  и лишения статуса  беженца, а также
    порядок депортации лиц, получивших  отказ, утративших статус, либо
    лишившихся его.
        Разработаны и  внесены  в  Правительство  Российской Федерации
    проекты 11 нормативных актов  по реализации Федерального закона "О
    беженцах",  устанавливающих  порядок  временного  содержания  лиц,
    ходатайствующих   о  признании   беженцами,   и   лиц,  признанных
    беженцами;  порядок  проезда  и  провоза  багажа  лиц,  получивших
    свидетельство о  рассмотрении по существу  ходатайства о признании
    беженцем,  или  лиц,  признанных  беженцами, к  месту  пребывания;
    порядок  предоставления  временного   убежища  и  свидетельства  о
    предоставлении временного убежища; квоты распределения в субъектах
    Российской Федерации лиц, признанных  беженцами, и лиц, получивших
    временное убежище, и т.д.
        Разработаны и  утверждены Правительством  Российской Федерации
    пять  подзаконных  актов  по  реализации  Федерального  закона  "О
    вынужденных переселенцах",  устанавливающих порядок  признания лиц
    вынужденными  переселенцами, предоставления  им  льготных  ссуд на
    строительство  (приобретение)  жилья,  проезда  и провоза  багажа,
    выплаты единовременного денежного пособия.
        Подготовлен  и представлен  на  рассмотрение  в  Правительство
    проект Закона "Об иммиграции в Российскую Федерацию". Рассмотрение
    данного   закона   отложено   до   принятия   уже   разработанного
    Федерального закона  "О правовом  положении иностранных  граждан в
    Российской Федерации".
        Подготовлен проект  Федерального закона  "О дактилоскопической
    регистрации  в Российской  Федерации",  в  соответствии  с которым
    предусмотрено,  в  частности,  взятие  отпечатков пальцев  у  лиц,
    прибывших в Россию в поисках убежища.
        В Федеральной  миграционной  программе  на  1998  -  2000 годы
    предусмотрена  разработка  предложений  по  совершенствованию форм
    регулирования   процессов   и   механизма   регулирования  потоков
    внутренней  миграции   населения   и  подготовка   на   их  основе
    Федерального закона "О внутренней  миграции населения в Российской
    Федерации".
        Выработаны    новые    инструктивно-методические    документы,
    обеспечивающие деятельность территориальных  миграционных служб по
    вопросам развития  системы  иммиграционного контроля,  контроля за
    привлечением  иностранной  рабочей   силы  на  территорию  России,
    осуществления деятельности,  связанной с  трудоустройством граждан
    Российской Федерации за границей, использования бюджетных средств,
    выделяемых на обустройство мигрантов.
        В    Правительство    внесено     предложение    о    создании
    правительственной комиссии по миграционной политике.
         
                        С. Административные вопросы
                                      
        Продолжается работа по  всестороннему расширению  и укреплению
    структур  Федеральной  миграционной  службы  России (ФМС  России),
    прежде всего на территориальном и региональном уровнях.
        Для  принятия  неотложных  мер  по  предотвращению  незаконной
    миграции в Российскую  Федерацию в структуре ФМС  России создана и
    постоянно  совершенствуется система  иммиграционного  контроля. На
    основных сухопутных,  морских и  воздушных пунктах  пропуска через
    границу на территорию страны  в 1997 году дополнительно создано 63
    поста иммиграционного контроля (ПИК). В 1997 году через ПИК прошло
    6,5  млн.  иностранцев,  что  составляет 17,7%  всех  въехавших  в
    Россию. Выявлено более 8  тыс. человек с неисправными документами,
    депортировано 3,5 тыс. человек.
        В территориальные  органы ФМС  России  в 1997  году обратилось
    более 135  тыс.  человек с  ходатайством о  предоставлении статуса
    беженца  или  вынужденного  переселенца:  признаны беженцами  5750
    человек, более 125 тыс. человек - вынужденными переселенцами.
        Продолжалось  проведение процедуры  по  определению  правового
    положения иностранных  граждан  в действующем  в  Пермской области
    центре временного размещения  иммигрантов. Подготовлены к открытию
    и введению  в действие два  новых аналогичных  центра в Ростовской
    области  и  в  Краснодарском  крае.  Планируется  организовать  на
    территории Ленинградской  области центр  для временного размещения
    иностранных  граждан и  лиц  без  гражданства,  ищущих  убежище на
    территории России.
        В  интересах   реализации  миграционной   политики  Российской
    Федерации и в  целях укрепления взаимодействия  и сотрудничества с
    миграционными  органами  стран  СНГ  и Балтии  в  решении  проблем
    миграции, в  дополнение к уже  существующим представительствам ФМС
    России  при  посольствах  РФ   в  Армении,  Латвии,  Таджикистане,
    Туркмении  учреждено  аналогичное  представительство  в  Киргизии.
    Ведутся  переговоры по  данному  вопросу  с  другими республиками,
    входившими в состав СССР.
        Важное  место  уделялось   совершенствованию  профессиональной
    подготовки кадров системы миграционных органов. В процесс обучения
    в различных формах вовлечено около  800 сотрудников, в том числе в
    рамках   реализации  международных   проектов   прошли  подготовку
    (стажировки, учебные  семинары)  260 сотрудников  ФМС России  и ее
    территориальных органов.
        В  целях усиления  обоснованности  принимаемых  управленческих
    решений  и  повышения  оперативности  их  исполнения  продолжалась
    работа  (в   том  числе   при  поддержке  УВКБ   ООН  и   МОМ)  по
    совершенствованию информационной системы миграционных органов.
        В   центральном  аппарате   ФМС   России   и   территориальных
    миграционных службах  внедрен ряд  новых проблемно-ориентированных
    программных   средств,   направленных   на   дальнейшее   развитие
    автоматизированной    информационно-справочной    системы   (АИСС)
    "Миграция"  и обеспечение  автоматизации  обработки  информации по
    таким направлениям  деятельности, как  организация иммиграционного
    контроля,  учет  и  регистрация  иностранных  граждан  и  лиц  без
    гражданства,   находящихся   на    территории   РФ,   обустройство
    вынужденных  переселенцев, ведение  учета  граждан,  нуждающихся в
    жилищном обустройстве, работа с  устными и письменными обращениями
    граждан.  В ноябре  1997  года совместными  усилиями  УВКБ ООН/ФМС
    России/МОМ   организован    семинар   для    представителей   всех
    территориальных  миграционных   служб   ФМС  России   по  освоению
    вышеназванного программного обеспечения и  приемов работы с базами
    данных.
        На  1998 год  намечена  реализация  совместного  УВКБ  ООН/ФМС
    России/МОМ пилотного проекта по  созданию региональных и локальных
    информационных    автоматизированных     систем    территориальных
    миграционных служб ФМС России.
        Введено в  действие и  используется  территориальными органами
    ФМС России  программное  средство, позволяющее  вести персональный
    учет беженцев и  лиц, ходатайствующих о признании  их беженцами. В
    целях более широкого освещения проблем миграции осуществлен выпуск
    четырех  номеров   ежеквартального   научно-практического  журнала
    "Миграция" на русском  языке, один из номеров  издан на английском
    языке.  Проблемы  вынужденной   миграции  регулярно  освещаются  в
    общероссийских  и  региональных  средствах  массовой информации  и
    изданиях неправительственных организаций (НПО).
         
                          III. ОПЕРАТИВНЫЕ РАМКИ
                                      
                      А. Оказание чрезвычайной помощи
                                      
        В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 30 апреля
    1997 г.  N  510 осуществляется  работа по  выплате  компенсаций за
    утраченное  жилье  и  имущество  гражданам,  пострадавшим  в  ходе
    разрешения кризиса в Чеченской Республике. В 1997 году на эти цели
    из федерального  бюджета  направлено 269  млрд. рублей  (46,5 млн.
    долларов). Компенсации за утраченное жилье получили 2435 семей, за
    утраченное имущество - 5941 человек.
        На реализацию мероприятий  по ликвидации  последствий осетино-
    ингушского  конфликта  направлено  90   млрд.  рублей  (15,5  млн.
    долларов).
        Для  обеспечения массового  приема  мигрантов  в  чрезвычайных
    ситуациях созданы и  пополнялись резервные фонды продовольственных
    и   непродовольственных   товаров,   медикаментов   и  конструкций
    быстровозводимого   временного   жилья   на   базах   материально-
    технического снабжения ФМС России.
        Для  временного   размещения  вынужденных   мигрантов  создано
    дополнительно  три центра  временного  размещения  (ЦВР)  и четыре
    пункта первичного приема (ППП).
        В  1997 году  на  содержание  в  ЦВР  было  принято  4,3  тыс.
    вынужденных переселенцев.
        На базе медико-реабилитационных центров ФМС России "Ватутинки"
    (Московская область) и "Магри" (Краснодарский край) осуществлялась
    программа  психологической   реабилитации  вынужденных  мигрантов,
    покинувших  постоянное место  жительства  в  условиях чрезвычайных
    ситуаций.  В  течение  1997  года в  данных  центрах  прошли  курс
    оздоровления и  реабилитации 1,1 тыс.  вынужденных переселенцев. В
    дни зимних и летних каникул в  этих центрах были приняты 215 детей
    из семей мигрантов.
        Возрастание    потоков    миграции     из    эпидемиологически
    неблагополучных стран  потребовало организации  мер по обеспечению
    санитарно-эпидемиологического    и    медицинского    обслуживания
    мигрантов. Реализуются мероприятия  по проведению профилактических
    прививок,  осмотров   мигрантов   в  ЦВР,   уточнению  территорий,
    благополучных  для  приема  и  размещения беженцев  и  вынужденных
    переселенцев.
         
                        В. Репатриация /Возвращение
                                      
        1. Добровольная репатриация беженцев и лиц, находящихся
        в ситуации, сходной с ситуацией беженцев
         
        Добровольная репатриация  осуществляется при  посредничестве и
    поддержке УВКБ ООН и МОМ.
         
        2. Возвращение лиц, перемещенных внутри страны
         
        Осуществляется программа возвращения ингушей к местам прежнего
    проживания  на  территории  Северной  Осетии.  Программа  включает
    обеспечение   переезда   семей    с   имуществом,   восстановление
    разрушенного и строительство нового жилья.
        Подготовлен  для   рассмотрения  на   заседании  Правительства
    Российской   Федерации   вопрос   "Об   обустройстве   вынужденных
    переселенцев в регионах Северного Кавказа".
         
        3. Возвращение репатриантов и лиц, принадлежащих
        к ранее депортированным народам
         
        Реабилитация  репрессированных  на   территории  бывшего  СССР
    народов выделена в Концепции национальной государственной политики
    Российской Федерации в самостоятельное направление.
        Правительством  Российской   Федерации  принимаются   меры  по
    снижению  напряженности,  связанной  с  миграцией репрессированных
    ранее народов в места  исторического проживания. В частности, были
    приняты и реализуются федеральные  целевые программы по социально-
    экономическому  развитию  отдельных  республик  Северного Кавказа,
    развитию  социально-экономической  и  культурной  базы возрождения
    российских немцев  на 1997  - 2000  годы, социально-экономическому
    развитию и национально-культурному  возрождению балкарского народа
    на 1998 - 2000  годы, социально-экономическому развитию Республики
    Калмыкии и национально-культурному возрождению калмыцкого народа.
        Разработаны такие программы,  как "Экономическое  и социально-
    политическое развитие Северокавказского региона  на период до 2005
    года", "Национально-культурное  возрождение российских  корейцев в
    1995  -  1999  годах",  "Возрождение и  развитие  культуры  финно-
    угорских  народов  России",  "Государственная  поддержка  казачьих
    обществ, включенных  в государственный  реестр казачьих  обществ в
    Российской  Федерации,  на  1998  -  2000  годы",  "Возрождение  и
    развитие тюркских народов Российской Федерации".
         
                               С. Интеграция
                                      
        Решение   проблем   мигрантов    на   государственном   уровне
    осуществлялось в  рамках  утвержденной Президентом  РФ Федеральной
    миграционной программы. На реализацию мероприятий программы в 1997
    году было выделено 1123,3  млрд. рублей (около 200 млн. долларов),
    или 46,4%  средств, предусмотренных в  бюджете на  эти цели. Такое
    финансирование не  позволило  осуществить в  полном  объеме многие
    мероприятия Программы.
        Приоритетным направлением  оказания  государственной поддержки
    беженцам и вынужденным переселенцам является оказание содействия в
    их обустройстве на постоянном месте жительства.
        В 1997  году  ссуды на  строительство  или  приобретение жилья
    получили около  15 тыс.  семей,  размер этих  ссуд по  сравнению с
    предыдущими годами  был значительно  увеличен и составил  около 50
    млн. рублей (около 8 тыс. долларов) на семью.
        Для 9,5 тыс.  человек из категории  социально слабо защищенных
    мигрантов были приобретены или построены квартиры.
        В  соответствии  с   постановлением  Правительства  Российской
    Федерации от 16 июня 1997 г. "О размерах единовременного денежного
    пособия и  порядке его  выплаты лицу, получившему  свидетельство о
    регистрации ходатайства о  признании его вынужденным переселенцем"
    выплачено единовременных денежных пособий 59 тыс. человек.
        Оказана материальная помощь, оплачен проезд и провез багажа до
    места постоянного  жительства 12  тыс. человек из  категории особо
    нуждающихся вынужденных переселенцев.
        Продолжалось создание социальной и инженерной инфраструктуры и
    строительство  жилья   в  24   компактных  поселениях  вынужденных
    переселенцев.
        Было организовано размещение одиноких  инвалидов и пенсионеров
    в стационарные учреждения социального обслуживания, а также детей-
    сирот в детские дома.
        Учитывая социальную значимость Программы  "Дети семей беженцев
    и  вынужденных  переселенцев",  средства  на  ее  реализацию  были
    выделены в полном объеме и  составили 34,2 млрд. рублей (около 267
    тыс. долларов).  Основные разделы  Программы составили мероприятия
    по  оказанию   социальной   поддержки  особо   нуждающимся  семьям
    вынужденных  переселенцев и  беженцев,  имеющих несовершеннолетних
    детей,  а также  помощи  детям  через  систему  центров временного
    размещения   беженцев  и   вынужденных   переселенцев  (социально-
    психологическая   реабилитация    детей,   единовременная   помощь
    продуктами питания, одеждой, учебниками, медицинское обслуживание,
    организация  обучения, организация  отдыха,  развитие материально-
    технической  базы  учреждений  образования,  принимающих детей  из
    семей беженцев и вынужденных переселенцев, и др.).
         
                            IV. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
                                      
        Осуществляется  постоянная  оценка   ситуаций,  которые  могут
    потенциально  привести   к  массовым   перемещениям  населения  на
    территорию Российской Федерации.
        Снижению   миграционных   настроений    среди   русскоязычного
    населения  в  странах  СНГ  и  Балтии  способствовало  принятие  в
    Российской   Федерации   ряда    законодательных   и   нормативных
    документов,  определяющих направления  и  принципы государственной
    политики  России  в  отношении  соотечественников  за  рубежом.  К
    основным из  них относятся:  Указ Президента  Российской Федерации
    "Об  основных  направлениях  государственной  политики  Российской
    Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" и
    постановление Правительства Российской  Федерации "О программе мер
    по  поддержке соотечественников  за  рубежом".  В  этих документах
    решаются вопросы по формированию  условий для реального соблюдения
    прав  и  свобод  соотечественников  за рубежом,  их  финансовой  и
    экономической поддержке,  предусматриваются конкретные мероприятия
    по    содействию   в    сохранении    сферы    распространения   и
    функционирования русского языка, среднего и высшего образования на
    нем, формированию единого образовательного пространства, поддержке
    культурной деятельности  соотечественников, защите  прав в области
    решения проблем инвалидности  и инвалидов, пенсионного обеспечения
    и другие.
        Помимо  российской  законодательной   системы,  гарантии  прав
    россиян    (как    граждан    Российской    Федерации,    так    и
    соотечественников,  обладающих   гражданством   стран  постоянного
    проживания,  и  лиц  без   гражданства)  содержатся  в  договорах,
    заключенных на  много-  и двусторонней  основе со  странами  СНГ и
    Балтии.
        С  Туркменистаном  и   Таджикистаном  подписаны   договоры  об
    урегулировании двойного гражданства.
        Обеспечению прав  российских  соотечественников  посвящены два
    многосторонних  договора  -  Конвенция  СНГ о  правах  и  основных
    свободах  человека  и  Конвенция  СНГ  об  обеспечении  прав  лиц,
    принадлежащих к национальным меньшинствам.
        В     рамках    международного     проекта     "Урегулирование
    межнациональных конфликтов в постсоветском пространстве" (Институт
    этнологии и антропологии РАН; Группа по урегулированию конфликтов,
    Кембридж, Массачусетс; спонсоры  - РАН и  Карнеги корпорейшн. Нью-
    Йорк) осуществляется этнологический мониторинг на территории стран
    СНГ  и Балтии.  Система  мониторинга  предназначена  для обобщения
    экспертной   информации,   которая    может   быть   полезна   для
    регулирования   межнациональных    отношений    и   предупреждения
    этнических конфликтов. По итогам мониторинга издается бюллетень на
    русском и английском языках.
        Ведутся переговоры с руководством Грузии  о решении вопроса по
    репатриации турок-месхетинцев, депортированных в 1944 году.
         
                             V. СОТРУДНИЧЕСТВО
                                      
                     А. Сотрудничество со странами СНГ
                                      
        Подписано Соглашение о сотрудничестве  государств - участников
    СНГ в борьбе с незаконной миграцией (Москва, 6 марта 1998 г.).
        В  1997  году  подписаны   межправительственные  соглашения  о
    регулировании процесса  переселения и  защите прав  переселенцев с
    республиками  Азербайджан   и   Армения.  Ведутся   переговоры  по
    подготовке к  подписанию  аналогичных соглашений  с  Казахстаном и
    Украиной.  В  апреле  1998  года  подписан  протокол  о  механизме
    реализации межправительственного  российско-киргизского Соглашения
    о регулировании  процесса переселения и  защите прав переселенцев.
    Подготовлено и подписано  31 мая 1997  г. руководителями субъектов
    Российской  Федерации,  а  также  Азербайджана, Армении  и  Грузии
    Заявление о взаимопонимании, мире и межнациональном согласии, куда
    вошли вопросы  по  урегулированию процессов  переселения  и защите
    прав переселенцев.
         
           В. Сотрудничество с другими странами и международными
                               организациями
                                      
        Реализация    Программы   действий    Женевской    конференции
    осуществляется  в   тесном   сотрудничестве  и   взаимодействии  с
    Региональным  представительством УВКБ  ООН  и Бюро  МОМ  в Москве.
    Создана  трехсторонняя рабочая  группа,  включающая представителей
    Регионального представительства УВКБ ООН,  Бюро МОМ в Москве и ФМС
    России,   для   координации   усилий   по  предоставлению   помощи
    вынужденным мигрантам на территории Российской Федерации.
        Сотрудничество с УВКБ  ООН и  МОМ осуществлялось  по следующим
    основным направлениям:
        -     правовая     защита     мигрантов     (совершенствование
    законодательства);
        - повышение  правовой культуры  и  профессиональной подготовки
    кадров системы миграционных органов;
        -  оказание  помощи  в  обустройстве  беженцев  и  вынужденных
    переселенцев,  в том  числе  в  центрах  их  временного размещения
    (ремонт    помещений,    развитие    социальной    и    инженерной
    инфраструктуры) и в местах компактного проживания;
        - создание рабочих мест для вынужденных мигрантов, в том числе
    путем микрокредитования малого предпринимательства;
        - укрепление  потенциала системы  миграционных органов,  в том
    числе системы иммиграционного контроля.
        Совместными усилиями  МИД России,  ФМС России  и Регионального
    представительства  УВКБ ООН  организована  поездка  по центральным
    областям Российской Федерации (Саратовская область, Ставропольский
    край, Северная Осетия - Алания, Краснодарский край) представителей
    стран-доноров для ознакомления с  миграционной ситуацией в России,
    положением  беженцев   и  переселенцев,   работой  территориальных
    миграционных    служб,    деятельностью    филиалов   региональных
    представительств  международных организаций  (24  октября-4 ноября
    1997 г.). Для представителей дипкорпуса в Москве и стран-доноров в
    Женеве  в   апреле   1997  года   были   организованы  презентации
    Российского  фонда помощи  беженцам  "Соотечественники"  с показом
    фотовыставки,  иллюстрирующей  позитивные  результаты деятельности
    Фонда по самообустройству вынужденных мигрантов.
        При содействии  представительств УВКБ  ООН и  МОМ организована
    поездка  представителей дипломатического  корпуса  и международных
    организаций  в   Тамбов   для  ознакомления   с   работой  местной
    территориальной   миграционной   службы   и   центров   временного
    размещения вынужденных мигрантов.
        Реализуется  проект Комиссии  Европейских  сообществ  для  ФМС
    России,  осуществляемый  в   рамках  программы  ТАСИС,  "Повышение
    возможностей   по    предоставлению    мигрантам   соответствующей
    социальной защиты  и оказанию содействия  в социальной интеграции"
    (стоимость проекта 2 млн. экю).
        Осуществляется реализация Меморандума  о взаимопонимании между
    Правительством  Российской   Федерации  и   Правительством  Канады
    относительно    совместного    проекта    в    области   миграции,
    ориентированного  на   совершенствование  системы  иммиграционного
    контроля  и работы  с  лицами,  ходатайствующими  о предоставлении
    убежища в Российской Федерации.
        Плодотворно развивается  сотрудничество в  области  миграции с
    Финляндией. Получило дальнейшее развитие сотрудничество ФМС России
    с Федеральным ведомством по признанию иностранных беженцев ФРГ.
        Установлены официальные  контакты с  миграционными ведомствами
    Франции,  Великобритании,   Венгрии,   Израиля,  Дании   и  других
    государств с  целью обмена  опытом в  решении проблем  адаптации и
    интеграции  мигрантов,  предупреждения   и  сокращения  незаконной
    миграции.
        Наметились  пути   развития  двустороннего   сотрудничества  в
    области миграции  со Швецией.  Достигнута договоренность  о начале
    совместной  деятельности  по   реализации  программ  обучения  для
    сотрудников  ФМС  России  и  ее  территориальных  органов,  обмене
    экспертами.
        Начат процесс  консультаций с  Литвой  о выработке  подходов к
    решению проблем незаконной миграции на основе реадмиссии.
         
          С. Сотрудничество с неправительственными организациями
                    и другими независимыми участниками
                                      
        В России последовательно укрепляется понимание роли и значения
    неправительственных организаций и  других независимых участников в
    деле   защиты  прав   и   интересов  мигрантов,   в   оказании  им
    гуманитарной, правовой и другой помощи.
        В  основном  создана  законодательная  база  для  деятельности
    институтов гражданского  общества и взаимодействия  с ними органов
    государственной власти. Многое теперь будет зависеть от разработки
    механизмов взаимодействия,  установления по-настоящему партнерских
    отношений между ними.
        Сотрудничество    осуществляется    с     тремя    категориями
    неправительственных          организаций:         переселенческими
    производственными  организациями,  переселенческими  общественными
    организациями и общественными  объединениями, среди уставных целей
    которых есть оказание помощи вынужденным мигрантам.
        Наиболее известная  и  преимущественная  форма самоорганизации
    переселенцев  -   переселенческие   производственные  организации,
    занимающиеся  малым  предпринимательством   в  некоторых  отраслях
    хозяйства:    производстве    и    переработке   сельхозпродукции,
    производстве    продуктов    питания,    обслуживании   населения,
    деревообработке и т.д. Они  содействуют решению проблемы занятости
    вынужденных   мигрантов,   особенно   в   местах  их   компактного
    расселения.
        В  основном  на  базе  этих  переселенческих  производственных
    организаций  создаются   общественные   организации  переселенцев,
    ставящие задачи, выходящие за рамки производственной деятельности:
    защита  прав  и  интересов  вынужденных  мигрантов,  содействие  в
    социальной  адаптации  на   новом  месте  жительства,  привлечение
    общественного   внимания   к   проблемам   вынужденных  мигрантов,
    гуманитарная помощь  наиболее нуждающимся  и др. Хотя  в настоящее
    время  в  России  действует  более  ста  общественных  организаций
    переселенцев,   процесс   их    самоорганизации   в   общественные
    объединения и  становления этих объединений  как партнеров органов
    государственной власти находится в начальной стадии. Многим из них
    еще   предстоит  найти   свое   место   среди   других  институтов
    гражданского общества.
        В Российской Федерации приветствуется  рост числа общественных
    организаций  переселенцев,  особенно  на  региональном  и  местном
    уровнях,  т.е.   там,   где  идет   непосредственное  обустройство
    вынужденных мигрантов. Учитывая активизацию общественного движения
    переселенцев,  при  руководителе   ФМС  России  из  представителей
    крупнейших  общественных  организаций  и  сотрудников миграционной
    службы   формируется  Совещание   (Совет)   по   взаимодействию  с
    общественными организациями.
        Суть и формы взаимодействия возникают из практики. Так, важным
    было и  остается привлечение  внимания общественности  к проблемам
    вынужденных мигрантов,  раскрытие возможностей неправительственных
    организаций    по    помощи     им,    налаживание    взаимосвязей
    правительственных    и    неправительственных    организаций    на
    региональном  и  местном  уровнях.   В  этой  связи  представители
    государственных структур  принимают участие  в различных публичных
    мероприятиях в  области миграции,  проводимых неправительственными
    организациями. Только в текущем году они участвовали в конференции
    "Служение церкви  и  государства в  ответ на  вынужденную миграцию
    населения"  (28 -  30  января, Москва),  семинаре  "Повышение роли
    женских неправительственных организаций в решении проблем беженцев
    и вынужденных переселенцев"  (26 - 27  марта, Москва), конференции
    "Роль правозащитных переселенческих организаций в решении проблемы
    миграции" и II Форуме переселенческих организаций (22 - 23 апреля,
    Москва), семинарах Московского центра Карнеги, проводимых в рамках
    программы  "Проблемы  гражданства   и  миграции  на  постсоветском
    пространстве".
        Достигнута договоренность о  содействии со  стороны ФМС России
    Международной  Федерации  Обществ  Красного  Креста и  Российскому
    Обществу  Красного  Креста  в  программе по  обучению  вынужденных
    переселенцев и беженцев навыкам оказания первой помощи.
        Международному сотрудничеству, взаимодействию  с общественными
    и религиозными организациями,  благотворительными фондами посвящен
    специальный раздел  Федеральной миграционной  программы на  1998 -
    2000 годы.
        На дальнейшее  развитие сотрудничества  с неправительственными
    организациями, разработку взаимодействия с ними ориентирует органы
    государственной  власти послание  Президента  Российской Федерации
    Федеральному  Собранию Российской  Федерации  "Общими  силами  - к
    подъему  России" (о  положении  в стране  и  основных направлениях
    политики  Российской Федерации).  В  нем  отмечается,  что "судьба
    российской   демократии  зависит   теперь   уже   не   столько  от
    преобразований  внутри  системы  власти,  сколько от  появления  в
    России влиятельных институтов гражданского общества".
         
         

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz