Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ОТ 27 АВГУСТА 1998 ГОДА УСЛОВИЯ, ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛОВ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                         ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
                         от 27 августа 1998 года

               УСЛОВИЯ, ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
                    ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛОВ

                 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ
                    ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ


         Либерализация движения    капитала,    являющаяся    ключевым
    элементом общей финансовой либерализации и глобализации финансовых
    рынков,  далеко вышла за пределы государств  с  развитой  рыночной
    экономикой  и  высоким  уровнем  доходов  и  становится  одним  из
    приоритетных направлений в деятельности национальных банков  стран
    с   экономикой   переходного   типа   в   рамках   проводимой  ими
    денежно-кредитной и валютной политики.  Постепенные  и  взвешенные
    меры в этом направлении предпринимаются и Банком России.
        Перед тем  как  охарактеризовать  деятельность  Банка  России,
    направленную  на  либерализацию  валютного  законодательства,  и в
    первую очередь валютных операций,  связанных с движением капитала,
    в   целях   создания   благоприятных   условий   для   привлечения
    иностранного капитала и  деятельности  иностранных  инвесторов  на
    российском  финансовом  рынке,  необходимо  остановиться  на более
    общих предпосылках этих процессов.
        Проведение политики  либерализации  движения  капитала в любой
    стране с переходной экономикой призвано обеспечить  дополнительное
    стимулирование    внутреннего   экономического   роста   за   счет
    привлекаемых  извне  финансовых  ресурсов.  Причины,  определяющие
    потребности экономики во внешних заимствованиях,  в разных странах
    имеют  свою  специфику,  но  тем  не  менее  все  они  сводятся  к
    нейтрализации    последствий    колебаний    мировых    цен    для
    внешнеторгового  баланса,  обеспечению  модернизации  национальной
    экономики,   а  также  к  увеличению  объемов  валютных  резервов,
    необходимых для поддержки внутренней  и  внешней  конвертируемости
    национальной валюты.
        Однако для  того  чтобы  приток  иностранного  капитала   смог
    действительно привнести эффективный вклад в экономическое развитие
    стран,  его импортирующих,  в них должны быть созданы  необходимые
    предварительные  условия,  которые определяются причинами открытия
    внутреннего  финансового  рынка   для   международных   капиталов,
    опасностями и последствиями такого открытия, а также используемыми
    в этом случае валютными режимами  и  необходимыми  для  управления
    этим процессом инструментами сопровождения.
        Одним из основополагающих внутренних условий начала проведения
    политики либерализации движения капитала является необходимость ее
    предварения  комплексом  мер,  обеспечивающих   макроэкономическую
    стабилизацию   при   низких   значениях  инфляции  и  устойчивость
    национальных финансовой и банковской систем. При этом оздоровление
    банковской   системы  должно  быть  предварительным  условием  для
    финансовой   открытости,   поскольку   при   слабых   национальных
    банковских  системах многократно повышается уязвимость к летучести
    движения капиталов,  резким падениям стоимости финансовых активов,
    спекулятивным  атакам  на валютные курсы.  Кроме того,  банковским
    системам требуется  больше  времени  для  преодоления  последствий
    финансовых кризисов.
        В то же время,  как показывает мировая практика, либерализация
    движения   капитала  в  странах  с  переходной  экономикой  обычно
    осуществляется одновременно с макроэкономической стабилизацией,  и
    в  этом  заключается,  пожалуй,  главная  опасность  открытости  к
    международным  рынкам  капитала.  Возникновение   у   нерезидентов
    определенных  ожиданий  валютного кризиса обычно приводит к оттоку
    их капиталов, что в свою очередь усугубляет кризис государственных
    финансов  и  вызывает  необходимость  в принятии более жестких мер
    валютного  регулирования  и   введении   дополнительных   валютных
    ограничений.
        Наряду с  созданием   внутренних   предпосылок   либерализации
    движения  капитала  необходимо  также  учитывать  внешние факторы,
    среди  которых:  возможность  и  последствия  смены  доктринальных
    "предпочтений"  международных  финансовых  организаций в отношении
    установления конкурентоспособных обменных курсов и  положительного
    сальдо  платежного  баланса,  конъюнктура международных финансовых
    рынков,    приоритетность     использования     их     участниками
    валютно-финансовых  инструментов и их доходность,  а также степень
    коммерческой интеграции.
        В конечном  счете именно совокупность внутренних предпосылок и
    внешних факторов обусловливает  выбор  каждой  страной  конкретной
    модели   политики   либерализации  движения  капитала.  Элиминируя
    отдельные национальные специфические  особенности,  все  страны  с
    переходной экономикой придерживаются либо так называемой азиатской
    модели,  предусматривающей  привлечение  иностранных  капиталов  в
    качестве  дополнения к внутренним сбережениям,  при пониженном или
    стабильном  реальном  валютном  курсе,   либо   латиноамериканской
    модели, в соответствии с которой привлечение иностранных капиталов
    подменяет  внутренние  сбережения,  а   реальный   валютный   курс
    повышается, поощряя тем самым импорт товаров и услуг.
        Оценивая макроэкономическую и финансовую ситуацию в Российской
    Федерации  с  точки  зрения  осуществления  либерализации движения
    капитала,  необходимо отметить,  что,  несмотря на  достигнутые  в
    последнее   время   элементы  стабильности  в  динамике  важнейших
    макроэкономических показателей,  процесс  финансовой  стабилизации
    еще не принял устойчивого характера. Предпринимаемые Банком России
    меры,   направленные   на    создание    условий,    стимулирующих
    инвестиционную  активность  всех  экономических  агентов,  не были
    подкреплены необходимой поддержкой со стороны бюджетной, налоговой
    и  структурной  политики.  Несмотря  на  формирование  объективных
    предпосылок для роста внутренних инвестиций,  сохраняются довольно
    высокие  инвестиционные  риски  в  реальном  секторе экономики,  а
    продолжающийся кризис неплатежей лишь обостряет эту проблему.
        В этой связи одну из своих важнейших задач Банк России видит в
    создании  условий,  стимулирующих  импорт  капитала   в   качестве
    дополнения  к  внутренним сбережениям при одновременном пресечении
    притока   на   российский   финансовый   рынок   нелегального    и
    спекулятивного   капитала.   При   этом  Банк  России  исходит  из
    необходимости   осторожного   ведения   "финансового    открытия",
    благоприятствующего   в   большей   степени   привлечению   прямых
    долгосрочных иностранных инвестиций,  направленных на модернизацию
    основных фондов.  К тому же крупная доля таких инвестиций в объеме
    привлекаемых   извне   капиталов   намного   снижает   вероятность
    возникновения валютных кризисов.
        Учитывая ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов и в
    целях   создания   условий,  способствующих  притоку  долгосрочных
    иностранных  вложений,   в   1997   году   Банк   России   отменил
    лицензирование  осуществления  прямых  и  портфельных  иностранных
    инвестиций в  уставные  капиталы  российских  предприятий  и  ввел
    регистрационный   порядок   их   проведения.   Этот   порядок  был
    распространен  на  инвестиции  в  иностранной   валюте,   вносимые
    нерезидентами  в  уставные капиталы организаций путем приобретения
    акций и оплаты долей (паев) в уставном капитале или имуществе  при
    создании организации,  а также при увеличении размера ее уставного
    капитала.  Для  осуществления   такой   операции   нерезиденту   в
    уполномоченном банке открывается разовый рублевый счет типа "И", а
    поступающие в качестве взносов  средства  зачисляются  в  уставный
    капитал организации-резидента в валюте Российской Федерации.  В то
    же время пока действие  данного  порядка  не  распространяется  на
    инвестиции в другие ценные бумаги и в банковский капитал,  а также
    на инвестиции через вторичный рынок.
        Кроме того,  нерезиденты  свободно  и  без  ограничений  могут
    вносить  средства  в  качестве   взносов   в   уставные   капиталы
    организаций-резидентов с использованием постоянных рублевых счетов
    типа "И", открытых в уполномоченных банках.
        Значительно облегчена    также    и    процедура   привлечения
    резидентами финансовых кредитов и займов в иностранной  валюте  от
    нерезидентов  на срок свыше 180 дней.  Начиная с октября 1997 года
    отменена необходимость в получении разрешения Банка России для  их
    привлечения   при   соответствии   условий   кредитных  соглашений
    определенным критериям, в частности, по сумме привлекаемых средств
    и уровню процентных ставок.
        Облегчая процедуру  операций   по   привлечению   долгосрочных
    иностранных   инвестиций  и  кредитов,  Банк  России  одновременно
    исходит из необходимости усиления функций учета и мониторинга этих
    процессов,  анализа их влияния на развитие финансового и валютного
    рынков России,  а также создания условий, препятствующих отмыванию
    "грязных" денег.
        В условиях интегрирования российской экономики в международные
    рынки капитала возрастают масштабы валютных операций,  связанных с
    движением   капитала.   В   1997   году.   Банком   России    было
    зарегистрировано таких операций на сумму около 30,0 млрд.долл.,  в
    том числе предусматривалось размещение средств за рубежом на сумму
    2,9  млрд.  долл.  Тогда как в 1996 году эти показатели составляли
    соответственно  11,2  млрд.долл.  и  4,5  млрд.долл.  При  этом  в
    структуре   привлекаемых   финансовых   ресурсов   основную  часть
    составляют финансовые кредиты нерезидентов.  В 1997 году их  объем
    достиг  20,4  млрд.долл.  против 3,3 млрд.долл.  в 1996 году,  что
    свидетельствовало о повышении  рейтинга  российских  заемщиков  на
    международных  рынках  капитала и доверия к российской экономике в
    целом.
        Рассматривая структуру  разрешенных  к  привлечению финансовых
    кредитов от нерезидентов по их срочности,  отметим,  что почти 75%
    от  общей  суммы  привлекаемых средств (15 млрд.долл.) в 1997 году
    приходилось на долгосрочные кредиты,  имеющие срок погашения более
    5  лет.  При  этом  между  иностранными  кредиторами и российскими
    заемщиками были заключены кредитные соглашения,  предусматривающие
    привлечение  финансовых  кредитов  на срок свыше 10 лет на сумму 4
    млрд.долл.  Для  операций  долгосрочного  кредитования  характерны
    более значительные размеры сделок,  заключаемых между кредитором и
    заемщиком.  Так,  если средний размер  разрешенных  к  привлечению
    краткосрочных  финансовых  кредитов  от  нерезидентов  (до  3 лет)
    составил 19  млн.долл.,  среднесрочных  (от  3  до  5  лет)  -  35
    млн.долл.,  то  в  рамках долгосрочного кредитования он достиг 129
    млн.долл.  В  результате  средний  размер  привлекаемых   кредитов
    повысился с 2 млн. долл. в 1996 году до 59 млн.долл. в 1997 году.
        Другой позитивной тенденцией,  проявившейся в 1997 году,  стал
    рост   объемов   финансовых   кредитов,  привлекаемых  российскими
    заемщиками   в   рамках   заключенных   кредитных   соглашений   с
    иностранными  финансовыми  организациями.  Сумма  таких  операций,
    лицензированных Банком России,  составила 15,5 млрд.долл., или 76%
    от  всей  суммы  разрешенных к привлечению финансовых кредитов.  В
    наиболее значительных объемах (13,9 млрд.долл.)  предусматривалось
    кредитование российских товаропроизводителей частными иностранными
    кредитными организациями. При этом средний размер кредитной сделки
    между  российским  заемщиком и иностранным частным банком достиг в
    1997 году 176 млн.долл. В то же время в тех кредитных соглашениях,
    где  иностранным  кредитором  выступает  не банковское учреждение,
    средний размер сделки практически на  порядок  ниже  и  составляет
    примерно 20-25 млн.долл., а сроки погашения кредитов, как правило,
    не превышают 5 лет.
        Среди стран-кредиторов   ведущие  позиции  занимали  Германия,
    Франция, Великобритания и США, на долю которых суммарно приходится
    84% общей стоимости разрешенных к привлечению финансовых кредитов.
        Вместе с тем необходимо  отметить,  что  основными  заемщиками
    средств  на  международных  рынках  капитала  по-прежнему остаются
    предприятия и организации Московского региона. Более того, их доля
    в  общей  сумме  разрешенных  к привлечению финансовых кредитов от
    нерезидентов увеличилась с 53%  в 1996 году до 70%  в  1997  году.
    Удельный вес заемщиков,  зарегистрированных в других регионах, как
    правило, не превышает 3-5%. Учитывая значительный производственный
    и ресурсный потенциал,  которым располагают многие регионы,  такое
    положение, безусловно, далеко от оптимального.
        В I полугодии 1998 года суммарный объем иностранного капитала,
    привлекаемого  как  в  разрешительном,  так  и  в  регистрационном
    порядке,   составил   примерно  8,0  млрд.долл.,  что  практически
    соответствует уровню аналогичного периода предыдущего года.
        В перспективе  деятельность Банка России связана с реализацией
    политики, направленной на либерализацию импорта капитала.
        Что касается препятствий, которые существуют в настоящее время
    и замедляют темпы реформирования валютных отношений,  то многие из
    них  обусловлены  отсутствием  законодательного обеспечения защиты
    банковской  системы   от   проникновения   преступных   капиталов.
    Возможность   их  нейтрализации  Банк  России  видит  в  скорейшем
    принятии системообразующих нормативных актов, в том числе в рамках
    валютного законодательства.  Речь идет в первую очередь о проектах
    федеральных законов "О внесении изменений  и  дополнений  в  Закон
    Российской   Федерации   "О   валютном  регулировании  и  валютном
    контроле" и "О противодействии  легализации  (отмыванию)  доходов,
    полученных незаконным путем".
        В то же время, по мнению Банка России, имеются и другие, более
    глубинные  причины,  связанные  с общим состоянием в экономике и в
    финансовой  сфере  и  препятствующие  осуществлению  всеобъемлющей
    либерализации капитальных операций в иностранной валюте,  и прежде
    всего связанных с вывозом как  банковского,  так  и  небанковского
    капитала из Российской Федерации. В целях поддержания стабильности
    на внутреннем валютном рынке Банк России пока не считает возможным
    отказаться  от  применения  такого  метода  валютного  контроля за
    экспортом капитала из страны, как лицензирование таких операций.








    ___________________________________________________________
    "Вестник Банка России", N 60, 27.08.98

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz