Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.07.98 N ГКПИ 98-237 О ПРИЗНАНИИ АБЗАЦА 6 ПИСЬМА МИНФИНА РФ N 04-03-07 И ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ N ВЗ-4-03/31Н ОТ 10.04.96 В ЧАСТИ СЛОВ "ПРИ НАЛИЧИИ У РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЛИЦЕНЗИЙ" НЕЗАКОННЫМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 30 июля 1998 г. N ГКПИ 98-237
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд РФ в составе:
       председательствующего - члена Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
       при секретаре                                   Волоховой Н.В.
                                                         Поповой Ю.В.
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.
   
       Рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению    государственного   предприятия   "Национальный   фонд
   содействия  инвалидам Российской Федерации" о признании незаконным
   абзаца  6 совместного письма Министерства финансов РФ N 04-03-07 и
   Государственной  налоговой  службы  РФ  N ВЗ-4-03/31н от 10 апреля
   1996 г. "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость
   медицинской  продукции"  в части  содержащихся  в нем  слов:  "при
   наличии  у российских  предприятий  (организаций)  соответствующих
   лицензий", установил:
       Заявитель  обратился  в Верховный  Суд  Российской Федерации с
   указанным выше,  уточненным в суде, требованием, сославшись на то,
   что абзац 6 совместного письма в оспариваемой части предоставление
   предприятиям льгот по уплате данного налога связывает с наличием у
   них соответствующих лицензий, что противоречит Закону РФ "О налоге
   на   добавленную   стоимость"   и  нарушает  права  предприятий  и
   организаций на получение предусмотренных законом налоговых льгот.
       В  судебном  заседании  представитель заявителя Татаринов В.В.
   предъявленное требование поддержал и только в указанной части.
       Представители  Государственной налоговой службы РФ Ковалевская
   Д.Е.,  Министерства финансов РФ Фирсова Н.Г., Министерства юстиции
   РФ  Соловьева  Л.В.   и  Медова  Н.В.   с  данным  требованием  не
   согласились   и просили  об  оставлении  его  без  удовлетворения,
   пояснив при этом о том, что оспариваемое заявителем письмо никаких
   новых правовых норм, дополняющих Закон РФ "О налоге на добавленную
   стоимость",  о  чем утверждает в суде представитель заявителя,  не
   содержит,  а  лишь констатирует обстоятельства,  при которых может
   быть реализовано право на получение налоговых льгот,  содержащихся
   в действующем на этот счет законодательстве.
       Выслушав  объяснения  представителя  заявителя, представителей
   Государственной  налоговой  службы РФ,  Министерства финансов РФ и
   Министерства  юстиции  РФ,  исследовав  материалы  дела и заслушав
   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры РФ Федотовой А.В.,
   полагавшей  требование  заявителя  удовлетворить,   Верховный  Суд
   Российской  Федерации  находит  его  подлежащим  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       В  соответствии с пп.  "у" п.  1 ст.  5 Закона РФ "О налоге на
   добавленную   стоимость"   от   налога  на  добавленную  стоимость
   освобождаются    платные   медицинские   услуги   для   населения,
   лекарственные    средства,    изделия   медицинского   назначения,
   протезно - ортопедические изделия и медицинская техника...
       Такое же положение содержится и в п.  12 Инструкции "О порядке
   исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", утвержденной
   Государственной  налоговой  службой  РФ 11 октября 1995 г.  N 39 с
   последующими изменениями и дополнениями.
       Как  установлено судом,  Министерством финансов РФ совместно с
   Государственной  налоговой  службой  РФ  10  апреля  1996 г.  было
   принято  инструктивное письмо "О порядке освобождения от налога на
   добавленную   стоимость   медицинской  продукции",  из  содержания
   абзаца 6  которого  следует,   что   освобождение   от  налога  на
   добавленную стоимость  при  реализации  на территории РФ импортных
   изделий медицинской  техники,  а  также  протезно - ортопедических
   изделий производится по перечню, предусмотренному для  аналогичных
   отечественных   изделий,   при  наличии  у российских  предприятий
   (организаций)    соответствующих    лицензий    и  регистрационных
   удостоверений,  выдаваемых  по  изделиям медицинского назначения и
   медицинской   технике  в установленном  порядке  Минздравмедпромом
   России...
       Содержащееся  в названном  выше  абзаце  инструктивного письма
   требование  о том,  что  освобождение  от  налога  на  добавленную
   стоимость  при  реализации  на  территории  РФ медицинской техники
   производится    лишь   при   наличии   у  российских   предприятий
   соответствующих  лицензий,  не вытекает из требований действующего
   законодательства и противоречит пп.  "у" п.  1 ст.  5 Закона РФ "О
   налоге  на  добавленную стоимость",  не связывающим предоставление
   такой  налоговой  льготы  с наличием у предприятий соответствующих
   лицензий.
       По  утверждению  представителя  заявителя названный выше Закон
   освободил  от  уплаты  налога на добавленную стоимость медицинскую
   продукцию,   в   т.ч.   медицинскую   технику,   а  не  какие-либо
   предприятия, организации, осуществляющие производство, закупку или
   продажу  медицинской продукции.  Введение в оспариваемом письме по
   существу  дополнительного  основания для освобождения от налога на
   добавленную стоимость фактически изменило действующий на этот счет
   Закон,  в результате чего их предприятие из-за отсутствия лицензии
   на  реализацию  в 1996  - 1997  годах излишней Медицинской техники
   было лишено предусмотренной законом налоговой льготы.
       Указанные  выше обстоятельства подтверждены материалами дела и
   не оспаривались по существу представителями Министерства финансов,
   Госналогслужбы и Министерства юстиции РФ.
       При таких данных Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что
   оспариваемое  письмо  в указанной  части  не  может  быть признано
   законным.
       Довод  представителей заинтересованных по делу лиц о том,  что
   предусмотренное   абзацем   6  оспариваемого  письма  положение  о
   возможности   освобождения  от  налога  на  добавленную  стоимость
   реализуемой  на  территории  РФ импортной медицинской техники лишь
   при наличии  у  предприятий и организаций соответствующей лицензии
   соответствует действующему законодательству,  не может быть принят
   во   внимание,  поскольку  сам  Закон  "О  налоге  на  добавленную
   стоимость" освобождение реализуемой медицинской техники от данного
   налога  не  связывает  с  наличием  у  предприятий соответствующей
   лицензии.
       Установление  Министерством  финансов  РФ и Госналогслужбой РФ
   дополнительного  основания  для предоставления льготы по налогу на
   добавленную  стоимость  фактически произведено с превышением своих
   полномочий и в связи с этим не может быть признано правомерным.
       В  случае необходимости указанные федеральные ведомства вправе
   были   поставить  вопрос  перед  законодателем  о внесении  такого
   дополнения  непосредственно  в Закон  РФ  "О налоге на добавленную
   стоимость", а не вводить его своим письмом.
       Что касается  ссылки  на  то,  что деятельность предприятий по
   реализации импортной медицинской техники должна осуществляться  на
   основании  соответствующей  лицензии,  то  отсутствие  у них такой
   лицензии само по себе не может служить  основанием  к  лишению  их
   налоговых   льгот   ввиду  того,  что  Законом  РФ  "О  налоге  на
   добавленную  стоимость"  такая  санкция   не   предусмотрена.   Не
   предусмотрено  такой  санкции и Постановлением Правительства РФ от
   24 декабря 1994  г.  N  1418  "О  лицензировании  отдельных  видов
   деятельности".
       В соответствии с действующим  законодательством,  в  частности
   ст.  173 ГК РФ,  сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим
   лицензии на  занятие  соответствующей  деятельностью,  может  быть
   признана,  при  наличии  указанных  в данной статье обстоятельств,
   недействительной со всеми вытекающими из этого последствиями.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191, 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
       заявление   государственного  предприятия  "Национальный  фонд
   содействия инвалидам Российской Федерации" удовлетворить.
       Признать  абзац  6 совместного письма Министерства финансов РФ
   N  04-03-07 и Государственной налоговой службы РФ N ВЗ-4-03/31н от
   10 апреля 1996 г. "О порядке освобождения от налога на добавленную
   стоимость  медицинской  продукции",  в  части  слов "при наличии у
   российских  предприятий  (организаций)  соответствующих лицензий",
   незаконным (недействующим) и не подлежащим применению.
       Настоящее  решение обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке   не  подлежит  и вступает  в законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.
   
                                               Председательствующий -
                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         Ю.Д.РЕДЧЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz