Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 15.07.98 О КОНФЛИКТЕ МЕЖДУ КОНСТИТУЦИОННЫМ И ВЕРХОВНЫМ СУДАМИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ЗАЯВЛЕНИЕ от 15 июля 1998 г.

             ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ   КОНСТИТУЦИОННОГО   СУДА
                           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         В  последнее  время  некоторые  средства  массовой информации
     сообщили  о  конфликте  между Конституционным и Верховным Судами,
     возникшем  после оглашения постановления Конституционного Суда РФ
     по толкованию 125, 126 и 127 статей Конституции.
         Пресс-служба уполномочена заявить, что никакого конфликта нет
     и  что  недовольство  вышеназванным  постановлением высказывал не
     Верховный  Суд  и  даже  не  его  председатель,  а  лишь  один из
     заместителей  председателя ВС. Однако, учитывая, что точка зрения
     этого  должностного  лица  неоднократно  была  отражена в печати,
     считаем необходимым дать некоторые разъяснения.
         1.   Суждение   о   том,   что  Конституционный  Суд  изменил
     существующий  порядок  вещей  и  ввел  своим постановлением новые
     правила   ("резко   ограничил   полномочия   судов"),  совершенно
     несостоятельно.  У  судов  общей  юрисдикции,  в  соответствии  с
     Конституцией, никогда не было права отменять законы и нормативные
     акты,  принятые парламентом. Это возможно только в рамках особого
     правосудия  -  конституционного,  и  только  в особой усложненной
     процедуре, с участием большой коллегии судей. Вместе с тем прямое
     применение  Конституции  никогда  и  никем не рассматривалось как
     монополия  КС,  суды общей юрисдикции обладают безусловным правом
     не  применять  законы,  которые  они  считают не соответствующими
     Конституции,  и  руководствоваться  Конституцией  напрямую.  Дело
     только  в  том,  что  во  имя конституционного принципа равенства
     граждан   перед   законом  и  судом,  они  обязаны  обратиться  в
     Конституционный Суд и опротестовать неконституционный закон.
         В  противном  случае,  если  бы  у  судей было право отменять
     законы,  под угрозой оказалось бы исключительное право парламента
     принимать  законы,  поскольку каждый из 14 тысяч российских судей
     получил бы возможность останавливать применение законов по своему
     усмотрению.  В  подобной  ситуации  невозможно  было  бы  достичь
     единообразия   судебной   практики,   поскольку   решения  одного
     независимого суда не обязательны для другого.
         2.   Не   соответствует  истине  и  утверждение  о  том,  что
     противоречащие закону ведомственные нормативные акты теперь никто
     не  может  отменить.  В  соответствии со статьей 116 Гражданского
     процессуального    кодекса,    правом    отменять   ведомственные
     нормативные  акты  как обладал, так и обладает Верховный Суд. Тот
     же  кодекс  (статья  239, ч. 3) дает право гражданам обжаловать в
     суд  индивидуальные  и  нормативные  акты,  кроме  тех, "проверка
     которых отнесена к компетенции Конституционного Суда".
         Что   касается   нормативных   актов,   которые  ниже  уровня
     федерального   закона  и  выше  ведомственных  инструкций,  то  в
     отношении  их  действуют  общие  правила  и  суды  по-прежнему, в
     соответствии  со  статьей 120 Конституции РФ, вправе не применять
     их,  если сочтут эти нормативные акты не соответствующими закону.
     Если  же  кто-то  ставит  вопрос о праве судов полностью отменять
     такие акты, то такие полномочия, в точном соответствии со статьей
     128  Конституции  и  с  законом "О судебной системе в РФ", должны
     быть    предоставлены    судам    впредь    только    федеральным
     конституционным   законом.   Без  закона  никто  не  в  состоянии
     определить,  суд  какого  уровня (районный, городской, областной,
     верховный) и в каком порядке может это делать.
         Это  не  означает, что действующие законы, в том числе ГПК, о
     прокуратуре  и  т.п.,  теряют  свою  силу,  поскольку, во-первых,
     Конституция  РФ в отношении формы нормативных актов обратной силы
     не  имеет,  а  во-вторых,  КС  не проверял конституционность этих
     законов, и, соответственно, они действуют в полном объеме.
         3.   Утверждение   о   том,   что   после   постановления  КС
     автоматически будут отменены все решения судов, принятые ранее на
     основе  тех  законов, которые были признаны Конституционным Судом
     не  соответствующими  Конституции,  также  ошибочно:  в отношении
     конкретных решений судов постановления КС обратной силы не имеют.
         В   Конституционном   Суде  считают,  что  искажение  позиции
     Конституционного   Суда  со  стороны  некоторых  должностных  лиц
     российской  юстиции  способно  дезориентировать  судебные  органы
     страны и, в конечном счете, привести к разрушению законности.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz