Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.07.98 N ГКПИ 98-211 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПИСЕМ ГОСКОМСТАТА РФ ОТ 19.08.92 N АШ-378/64-102; ОТ 30.09.94 N 3-1/258; ОТ 19.12.94 N 3-1/333; ОТ 01.12.95 N 17-1-17/2129 И ОТ 15.12.96 N 24-1-20/2861

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                    от 9 июля 1998 г. N ГКПИ 98-211

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

   Председательствующего - судьи Верховного суда РФ   - Редченко Ю.Д.
   при секретаре                                       - Поповой Ю.В.
   с участием прокурора                              - Федотовой А.В.

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   ТОО   Кондитерская   фабрика   "Ангара"   о  признании
   недействительными   писем   Государственного  комитета  Российской
   Федерации по статистике от 19 августа 1992 г.  N АШ-378/64-102; от
   30 сентября 1994 г. N 3-1/258; от 19 декабря 1994 г. N 3-1/333; от
   1  декабря  1995  г.  N  17-1-17/2129  и от  15  декабря  1996  г.
   N 24-1-20/2861  в части  установления  ими коэффициентов изменения
   стоимости основных фондов и иного подлежащего переоценке имущества
   организаций,

                              установил:

       ТОО  Кондитерская  фабрика "Ангара" обратилось в Верховный Суд
   Российской  Федерации  с вышеуказанным требованием,  сославшись на
   то,   что   предусмотренные   в оспариваемых  письмах  Госкомстата
   Российской  Федерации  коэффициенты  (индексы) изменения стоимости
   основных   фондов   (по   видам   и группам)  для  определения  их
   восстановительной  стоимости не соответствовали и не соответствуют
   в    настоящее    время   реальной   действительности,    являются
   недостоверными  и не учитывают всех особенностей,  необходимых для
   определения реальной стоимости основных фондов предприятий.
       Установленные  индексы,  по  мнению  заявителя,  должны давать
   возможность  определять  рыночную  стоимость  этих фондов с учетом
   износа.  Однако в действительности они не позволяют этого сделать,
   в  результате  чего  по ряду позиций основных фондов их балансовая
   стоимость  оказалась  завышенной  в 10,  а по некоторым позициям и
   более раз.
       Полагает,   что   предоставленное   Правительством  Российской
   Федерации  право выбора предприятиям способа проведения переоценки
   основных  фондов  при недостоверности установленных индексов также
   не  позволяет  им  определить  реальную  стоимость  принадлежащего
   имущества, что в конечном итоге нарушает их имущественные права.
       В  заявлении  также указывает на то,  что в настоящее время ни
   Гражданский  кодекс Российской Федерации,  ни Федеральный закон "О
   бухгалтерском   учете"  не  предусматривают  переоценку  имущества
   юридических  лиц,  а  поэтому  действия  Правительства  Российской
   Федерации   и  Госкомстата   Российской   Федерации,   обязывающие
   предприятия производить такую переоценку, противоречат требованиям
   п.   3   ст.   55   Конституции  Российской  Федерации  и являются
   незаконными.
       В  судебном  заседании  представитель ТОО Кондитерская фабрика
   "Ангара" Куприянов А.А. заявленное требование поддержал и просил о
   признании   недействительными  указанных  выше  писем  Госкомстата
   Российской Федерации,  но при этом не отрицал того, что каких-либо
   правовых  актов  либо  других  индексов переоценки основных фондов
   предприятий,  которым  бы противоречили содержащиеся в них индексы
   переоценки имущества, не имеется.
       Представители Госкомстата Российской Федерации Воронина Т.П. и
   Жарова  А.И.  с  заявлением не согласились и просили об оставлении
   его  без  удовлетворения,  сославшись  на  то,  что  установленные
   Госкомстатом  Российской  Федерации  индексы  переоценки  основных
   фондов  предприятий  предназначались  для приведения их балансовой
   стоимости  в соответствие  с действующими  на  это  время ценами и
   условиями его воспроизводства с учетом имеющей место инфляции.
       Индексы   устанавливались   не  на  конкретное  имущество,   а
   усредненные  по  группам  и видам основных фондов с представлением
   предприятиям права выбора способа их переоценки.
       Устанавливая  данные индексы,  Госкомстат Российской Федерации
   не   преследовал   цели   определения  с их  применением  реальной
   (рыночной)  стоимости  основных  фондов,  а  решал  лишь вопрос об
   определении  их  восстановительной  стоимости в условиях инфляции.
   Полагают, что заявитель и его представитель смешивают два понятия:
   балансовой    (восстановительной)    стоимости   и  действительной
   (рыночной)   стоимости   основных  фондов,   которые  могут  иметь
   существенную   разницу.    Действительная   (рыночная)   стоимость
   имущества  определяется специалистами - экспертами не на основании
   установленных  индексов,  а  исходя из реальной его стоимости,  по
   которой оно может быть реализовано на день проведения оценки.
       С  1995  г.  у  заявителя имелись все возможности приведения в
   соответствие завышенной балансовой стоимости основных фондов путем
   прямой  переоценки  их стоимости.  Не утрачены эти возможности и в
   настоящее время,  однако заявителем,  видимо, этого еще не сделано
   из-за его же неоперативности.
       Что  касается установленных в оспариваемых письмах Госкомстата
   Российской Федерации индексов изменения стоимости основных фондов,
   они  никаким  правовым  актам  либо законам не противоречат и прав
   предприятий не нарушают.
       Выслушав   объяснения   представителей   сторон,    исследовав
   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры  Российской  Федерации  Федотовой  А.В.,  полагавшей в
   удовлетворении   заявления  отказать,   Верховный  Суд  Российской
   Федерации    находит    заявленное    требование   не   подлежащим
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В   соответствии  с Постановлениями  Правительства  Российской
   Федерации, в частности п. п. 1 и 2 от 19 августа 1994 г. N 967 "Об
   использовании   механизма   ускоренной   амортизации  и переоценки
   основных  фондов"  объединениям,   предприятиям,   организациям  и
   учреждениям  Российской Федерации независимо от форм собственности
   и  вида  деятельности  предложено  осуществить  по  состоянию на 1
   января  1995  г.  переоценку  основных фондов путем индексации для
   приведения  их  балансовой стоимости в соответствие с действующими
   ценами и условиями воспроизводства.
       Государственному  комитету  Российской Федерации по статистике
   предложено  разработать  и не  позднее 1 декабря 1994 г.  сообщить
   федеральным органам исполнительной власти и опубликовать в органах
   массовой  информации  индексы  изменения стоимости основных фондов
   (по   видам   и  группам)  для  определения  их  восстановительной
   стоимости.
       Как  установлено  судом,   на  основании  таких  постановлений
   Правительства Российской Федерации Госкомстат Российской Федерации
   в  пределах  своих  полномочий  разрабатывал  периодически индексы
   изменения  стоимости  основных  фондов  (по  видам  и группам) для
   определения   их   восстановительной  стоимости.   Данные  индексы
   разрабатывались  с использованием международных методик и с учетом
   уровня инфляции в Российской Федерации.
       Каким-либо  правовым  актам  либо  законам на этот счет они не
   противоречат  и сами по себе никаких прав предприятий не нарушают,
   поскольку   в  соответствии  с установленным  Порядком  переоценки
   основных  фондов  в соответствующем периоде предприятиям с 1995 г.
   предоставлялось   право   самостоятельно  осуществлять  переоценку
   основных   фондов   либо  путем  индексации  балансовой  стоимости
   отдельных  объектов  с применением  индексов  изменения  стоимости
   основных фондов,  либо путем прямого пересчета стоимости отдельных
   объектов  основных фондов по документально подтвержденным ценам на
   данные объекты.
       Не   представлено   в судебном  заседании  каких-либо  данных,
   свидетельствующих  о противоречии  оспариваемых  писем Госкомстата
   Российской   Федерации  действующему  законодательству  Российской
   Федерации и представителем заявителя.
       При  таких  обстоятельствах,  по мнению суда,  предусмотренных
   законом  оснований  для  признания  оспариваемых  заявителем писем
   Госкомстата Российской Федерации недействительными не имеется.
       Довод   заявителя   о  том,   что  разработанные  Госкомстатом
   Российской  Федерации  индексы изменения стоимости основных фондов
   не  соответствуют  действительности и являются  недостоверными, не
   может  быть  принят во внимание,  поскольку он ничем фактически не
   подтвержден    и   опровергается    объяснениями    представителей
   Госкомстата  Российской  Федерации,   подтвердивших  в суде,   что
   указанные  индексы  являются правильными и приняты с учетом уровня
   инфляции на каждый соответствующий период.
       Нельзя  согласиться  и с  утверждением  заявителя  о том,  что
   установленные  Госкомстатом  Российской  Федерации  индексы должны
   были  давать  возможность  определения не только восстановительной
   стоимости основных фондов,  но и их рыночной стоимости,  поскольку
   они  различны  по  своей природе и,  как правило,  не совпадают по
   своему  суммовому  значению.  Кроме  того, при разработке индексов
   Госкомстатом  Российской  Федерации  ставилась  цель определения в
   условиях   инфляции   балансовой   (восстановительной)   стоимости
   основных фондов, а не их рыночной стоимости.
       Ссылка  представителя  заявителя  на  то,   что  эксперты  при
   определении  рыночной  стоимости основных фондов используют эти же
   индексы,  ни  на  чем не основана и опровергается имеющимся в деле
   отчетом  специалистов  - оценщиков  (л/д  28  - 36),  из  которого
   следует,  что  ими  при определении восстановительной стоимости на
   основании индексов рыночная цена основных фондов не определялась.
       По    утверждению    представителей   Госкомстата   Российской
   Федерации,  рыночная  цена основных фондов должна определяться,  в
   случае  возникновения об этом спора,  не на основании оспариваемых
   индексов,  а специалистами - экспертами, исходя из рыночных цен на
   это имущество.
       Не может быть признана обоснованной и ссылка заявителя на ч. 3
   ст.  55 Конституции Российской Федерации, так как положения данной
   нормы,  по мнению суда, касаются только прав и свобод граждан и на
   юридических лиц распространяться не должны.
       Другие  доводы,  на которые ссылался представитель заявителя в
   суде,   также   не   могут   служить  основанием  к удовлетворению
   заявленного требования.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7  Гражданского  процессуального кодекса РСФСР,  Верховный Суд
   Российской Федерации

                                решил:

       заявление   ТОО   Кондитерская  фабрика  "Ангара"  о признании
   недействительными   писем   Государственного  комитета  Российской
   Федерации по статистике от 19 августа 1992 г.  N АШ-378/64-102; от
   30 сентября 1994 г. N 3-1/258; от 19 декабря 1994 г. N 3-1/333; от
   1  декабря  1995  г.  N  17-1-17/2129  и от  15  декабря  1996  г.
   N 24-1-20/2861  в части  установления индексов изменения стоимости
   основных фондов оставить без удовлетворения.
       Настоящее  решение обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке   не  подлежит  и вступает  в законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz