Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО ОТ 7 ИЮЛЯ 1998 Г. N ВП-6-18/408 О ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


         ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                ПИСЬМО
                    от 7 июля 1998 г. N ВП-6-18/408
   
         О ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Государственная налоговая    служба    Российской    Федерации
   направляет  для  сведения  и  использования в работе Постановления
   Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от
   24.03.98 N 6531/97,  от 07.04.98 N 5410/96, от 28.04.98 N 7200/97,
   касающиеся отдельных вопросов применения законодательства о налоге
   на добавленную стоимость.
       При этом Государственная налоговая служба Российской Федерации
   обращает  внимание  на  то,  что  в  абзаце  третьем на странице 3
   Постановления  Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации  от  24.03.98  N  6531/97  допущена  опечатка в названии
   Закона,  в связи с чем следует  читать  вместо  "Закон  Российской
   Федерации  "О  налоге  на добавленную стоимость" "Закон Российской
   Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
       Доведите направляемые     Постановления     до     нижестоящих
   государственных налоговых инспекций.
   
                                             Государственный советник
                                             налоговой службы 1 ранга
                                                           В.А.ПАВЛОВ
   
   
   
   
   
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 28 апреля 1998 г. N 7200/97
   
       Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Председателя  Высшего  Арбитражного
   Суда  Российской  Федерации на решение от 01.10.96,  Постановление
   апелляционной инстанции от 14.02.97 Арбитражного  суда  Республики
   Башкортостан  по  делу  N  А-2069(УС) и Постановление Федерального
   арбитражного суда Уральского округа от 18.04.97 по тому же делу.
       Заслушав и   обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Акционерное общество   открытого  типа  "Акционерная  нефтяная
   компания  "Башнефть"  обратилось  в  Арбитражный  суд   Республики
   Башкортостан  с  иском к Управлению Департамента налоговой полиции
   Российской  Федерации  по  Республике  Башкортостан  о   признании
   недействительным  его  решений  от 16.08.95 N 106/95 и от 22.02.96
   N 106/95 о применении финансовых санкций.
       Решением от 01.10.96 исковые требования удовлетворены.
       Постановлением апелляционной  инстанции  от  14.02.97  решение
   оставлено без изменения.
       Федеральный арбитражный суд Уральского  округа  Постановлением
   от 18.04.97 оставил решение и Постановление без изменения.
       В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской   Федерации   предлагается   указанные   судебные  акты
   изменить.
       Президиум считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Как видно  из материалов дела,  в ходе документальной проверки
   соблюдения налогового законодательства АООТ "Акционерная  компания
   "Башнефть"  Управлением  Департамента налоговой полиции Российской
   Федерации по Республике Башкортостан выявлены нарушения по  уплате
   в  бюджет  налога  на  добавленную  стоимость и спецналога,  о чем
   составлен акт от 01.08.95 и дополнение к нему от 08.02.96.
       В акте  отмечено,  что  часть  полученной в 1994 году валютной
   выручки от реализации нефти на Украине  не  включалась  в  оборот,
   облагаемый  налогом  на  добавленную  стоимость  и спецналогом,  а
   направлялась в инвестиционный фонд нефтяной  компании.  Эта  часть
   составляла   разницу   между   фактической   стоимостью   нефти  и
   стоимостью,  исчисленной  по  средней  цене  внутреннего  рынка  в
   пересчете   валюты   по   действующему  курсу  Центрального  банка
   Российской Федерации.
       На основании   акта   проверки  налоговой  инспекцией  принято
   решение от 16.08.95 N 106/95 о взыскании с  акционерного  общества
   доначисленных сумм налогов, штрафов в размере 100 и 10 процентов -
   всего 30531261800 рублей.
       В связи  с  дополнением  к акту проверки от 08.02.96 налоговым
   органом принято новое решение от 22.02.96  N  106/95,  которым  ко
   взысканию  предъявлена  сумма  37796126800  рублей,  состоящая  из
   доначисленных налогов на день составления акта (01.08.95) и штрафа
   в размере 100 процентов.
       Принимая решение   об   удовлетворении   исковых   требований,
   судебные   инстанции   исходили   из   того,   что   распоряжением
   Правительства Российской  Федерации  от  01.04.93  N  522-р,  срок
   действия  которого продлен на 1994 год распоряжением Правительства
   Российской  Федерации  от  09.01.94  N  27-р,  установлен   объект
   налогообложения  при  поставках нефти на экспорт,  определяемый из
   объема реализации по средней цене продукции на  внутреннем  рынке.
   На этом основании судебные инстанции пришли к выводу,  что разница
   между суммой переведенной в рубли  валюты  по  действующему  курсу
   Банка  России,  полученной  за  реализованную на Украине нефть,  и
   средней   стоимостью   этой   продукции   на   внутреннем   рынке,
   направляемая   в   инвестиционный   фонд   нефтяной  компании,  не
   относящийся к фонду целевого  назначения,  не  подлежит  обложению
   налогом на добавленную стоимость и спецналогом.
       Данные выводы являются ошибочными, не основанными на законе.
       Так, Законом   Российской   Федерации  "Об  основах  налоговой
   системы в Российской Федерации" (статья 1) установление  и  отмена
   налогов,  сборов,  пошлин  и  других  платежей,  а  также льгот их
   плательщикам  отнесены  к  компетенции   органов   государственной
   власти.
       Согласно пункту 5  статьи  19  Закона  федеральные  налоги  (к
   которым  относится и налог на добавленную стоимость),  в том числе
   размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов, и
   порядок   зачисления   их   в  бюджет  или  во  внебюджетный  фонд
   устанавливаются законодательными  актами  Российской  Федерации  и
   взимаются на всей ее территории.
       Как следует  из   статьи   10   Закона,   по   налогам   могут
   устанавливаться  льготы  в  порядке  и  на условиях,  определяемых
   законодательными актами.
       В соответствии  со  статьей  3  Закона Российской Федерации "О
   налоге  на  добавленную   стоимость"   объектами   налогообложения
   считаются  обороты  по  реализации  всех  товаров как собственного
   производства, так и приобретенных на стороне.
       Согласно статье    4    данного   Закона   облагаемый   оборот
   определяется  на  основе  стоимости  реализуемых  товаров  (работ,
   услуг)  исходя  из  применяемых  цен и тарифов без включения в них
   налога на добавленную стоимость.  В облагаемый  оборот  включаются
   также   суммы   денежных   средств,  полученные  предприятиями  за
   реализуемые ими товары (работы,  услуги) в виде финансовой помощи,
   пополнения  фондов специального назначения или направленные в счет
   увеличения прибыли.
       Исключений из   общего   правила  по  определению  облагаемого
   налогом  оборота,  как  и  льгот  в  виде  изъятия  из   обложения
   определенных  элементов объекта налога указанным Законом и другими
   законодательными актами Российской Федерации не установлено.
       Следовательно, акционерное   общество   обязано   исчислять  и
   уплачивать  налог  на  добавленную   стоимость   в   установленном
   законодательством порядке, то есть из всей суммы валютной выручки,
   полученной от реализации нефти,  независимо от того,  что часть ее
   отражалась   на   счете   реализации,   а   часть   направлена   в
   инвестиционный фонд предприятия.
       Исключение из  налогооблагаемого  оборота  сумм,  направленных
   истцом  в   инвестиционный   фонд,   обоснованно   квалифицировано
   налоговой  полицией как неучет объекта налогообложения,  в связи с
   чем   правомерно   применена   ответственность,    предусмотренная
   подпунктом  "а"  пункта  1  статьи 13 Закона "Об основах налоговой
   системы в Российской Федерации".
       Распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 01.04.93
   N 522-р,  на которое сослались судебные инстанции,  дано поручение
   Министерству   финансов   Российской  Федерации  уточнить  порядок
   переоценки  валютных  счетов  и  статей   бухгалтерского   баланса
   нефтегазодобывающих   и   геолого   -   разведочных   предприятий,
   осуществляющих поставки  для  государственных  нужд.  В  отношении
   инвестиционных   фондов   предприятий   указано,   что  эти  фонды
   образуются в соответствии с действующим законодательством.
       Данное распоряжение   и   изданное  в  его  исполнение  письмо
   Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.93 не касается
   вопросов,  связанных с обложением налогом на добавленную стоимость
   и спецналогом.
       Специальный порядок    образования    инвестиционных   фондов,
   отличный от порядка образования  фондов  целевого  назначения  (за
   счет прибыли,  остающейся в распоряжении предприятия), действующим
   законодательством не установлен.
       Признание судами недействительным решения налоговой полиции от
   22.02.96  N  106/95  является  обоснованным,  поскольку   пересчет
   валютной   выручки   в   рублевый   эквивалент  исходя  из  курса,
   установленного Банком России,  на день поступления выручки на счет
   налогоплательщика,   а   не  на  день  составления  акта  проверки
   произведен неправомерно.  Курсовые разницы по  валютным  счетам  и
   операциям  в  иностранной  валюте  не  имеют отношения к обложению
   налогом на добавленную стоимость и спецналогом.
       Учитывая изложенное   и  руководствуясь  статьями  187  -  189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум   Высшего   Арбитражного   Суда   Российской   Федерации
   постановил:
       решением от 01.10.96, Постановление апелляционной инстанции от
   14.02.97   Арбитражного   суда  Республики  Башкортостан  по  делу
   N А-2069(УС)   и   Постановление  Федерального  арбитражного  суда
   Уральского округа от 18.04.97 по тому же  делу  отменить  в  части
   признания   недействительным   решения   Управления   Департамента
   налоговой полиции Российской Федерации по Республике  Башкортостан
   от 16.08.95 N 106/95 о взыскании с акционерного общества открытого
   типа "АНК "Башнефть" доначисленных налога на добавленную стоимость
   и   спецналога,   а  также  штрафа  в  размере  100  процентов  от
   доначисленных налогов. В иске в этой части отказать.
       В остальной части судебные акты оставить без изменения.
   
                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                          В.Ф.ЯКОВЛЕВ
   
   
   
   
   
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 24 марта 1998 г. N 6531/97
   
       Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Председателя  Высшего  Арбитражного
   Суда  Российской  Федерации на решение от 21.03.97,  Постановление
   апелляционной   инстанции   от    14.05.97    Арбитражного    суда
   Красноярского  края  по  делу  N  А33-296/97-СЗ(а) и Постановление
   Федерального арбитражного суда Восточно  -  Сибирского  округа  от
   22.07.97 по тому же делу.
       Заслушав и   обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Открытое акционерное   общество   "Сибтяжмаш"   обратилось   в
   Арбитражный  суд  Красноярского  края  с  иском  к Государственной
   налоговой   инспекции   по   городу   Красноярску   о    признании
   недействительным  ее  Постановления от 31.10.96 в части применения
   финансовых санкций  за  нарушение  налогового  законодательства  в
   сумме 2600571200 рублей.
       До принятия   решения   истец,   руководствуясь   статьей   37
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменил
   исковые   требования   и    просил    признать    недействительным
   Постановление   налогового   органа   в    части      доначисления
   1455615800 рублей  налога  на  добавленную  стоимость,   взыскания
   2364123900 рублей штрафа за занижение объекта обложения налогом на
   добавленную стоимость и спецналогом,  236447300 рублей  штрафа  за
   ведение  учета объекта налогообложения с нарушением установленного
   порядка и 1104812300 рублей пеней за  задержку  уплаты  налога  на
   добавленную стоимость.
       Решением от   21.03.97   исковые   требования    удовлетворены
   частично.       Постановление      госналогинспекции      признано
   недействительным в части доначисления 1455615800 рублей налога  на
   добавленную  стоимость,  1825530800  рублей  штрафа  за  занижение
   объекта обложения этим налогом, 236447300 рублей штрафа за ведение
   бухгалтерского   учета   с  нарушением  установленного  порядка  и
   1104812392 рублей пеней за просрочку уплаты налога на  добавленную
   стоимость. В остальной части Постановление признано правомерным со
   ссылкой на неосновательное применение истцом льготы по экспорту.
       Постановлением апелляционной  инстанции  от  14.05.97  решение
   суда оставлено без изменения.
       Федеральный арбитражный   суд  Восточно  -  Сибирского  округа
   Постановлением от 22.07.97 оставил  названные  судебные  акты  без
   изменения.
       В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской  Федерации  предлагается  все указанные судебные акты в
   части признания недействительным Постановления налогового органа о
   доначислении  налога на добавленную стоимость,  взыскании штрафа в
   сумме 1825530800 рублей и пеней за просрочку уплаты данного налога
   отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение.
       Президиум считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Как следует из материалов дела,  в ходе проверки  правильности
   исчисления  и  уплаты  открытым  акционерным обществом "Сибтяжмаш"
   налога на добавленную стоимость и спецналога Госналогинспекцией по
   городу Красноярску установлено,  что в результате неосновательного
   применения льготы по экспорту и занижения  оборота  по  реализации
   продукции   в  ноябре  1995  года,  январе  и  феврале  1996  года
   налогоплательщик допустил недоплату в бюджет платежей по указанным
   налогам.
       К такому  выводу  налоговая  инспекция  пришла  на   основании
   выявленных  расхождений  между  данными,  содержащимися  в сводных
   регистрах бухгалтерского учета акционерного  общества,  и  данными
   налоговых  деклараций  за  IV  квартал  1995  года   и  I  квартал
   1996 года.
       Постановлением от   31.10.96   к  налогоплательщику  применена
   финансовая ответственность в виде доначисления  2206459600  рублей
   налога на добавленную стоимость (с учетом имевших место переплат в
   октябре и декабре 1995 года,  марте 1996  года),  22165800  рублей
   спецналога,  а также штрафов, предусмотренных подпунктами "а", "б"
   пункта   1 статьи  13  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах
   налоговой  системы  в Российской Федерации",  и пеней за просрочку
   уплаты налоговых платежей в сумме 1695618900 рублей.
       Оспаривая Постановление  налогового  органа,  налогоплательщик
   утверждал,  что обороты по реализации продукции полностью отражены
   им  в  регистрах  бухгалтерского  учета (журнале - ордере N 8),  а
   выводы госналогинспекции о занижении объекта обложения налогом  на
   добавленную  стоимость  и  спецналогом  не подтверждены первичными
   учетными документами налогоплательщика.
       Судебные инстанции  согласились  с  доводами  истца и признали
   недоказанным факт  занижения  акционерным  обществом  оборотов  по
   реализации  продукции,  считая,  что  расхождение данных журнала -
   ордера N  8  с  данными  налоговых  деклараций  не  может  служить
   доказательством  занижения налогооблагаемого оборота,  а первичные
   учетные документы госналогинспекцией не проверялись.
       При этом не учтено следующее.
       В соответствии со статьей  11  Закона  "Об  основах  налоговой
   системы  в  Российской  Федерации"  налогоплательщик  обязан вести
   бухгалтерский учет,  составлять отчеты о финансово - хозяйственной
   деятельности,   представлять  налоговым  органам  необходимые  для
   исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
       За правильность и своевременность уплаты налога, ведение учета
   объекта налогообложения в соответствии  с  установленным  порядком
   ответственность возлагается на налогоплательщика.
       Согласно статье   10   Закона    Российской    Федерации    "О
   бухгалтерском  учете"  регистры бухгалтерского учета предназначены
   для  систематизации  и  накопления  информации,   содержащейся   в
   принятых  к  учету  первичных документах,  для отражения на счетах
   бухгалтерского  учета  и  в  бухгалтерской  отчетности.   Регистры
   бухгалтерского  учета ведутся в специальных книгах (журналах),  на
   отдельных листах и карточках.
       Установив расхождения  между  данными,  имеющимися в регистрах
   бухгалтерского  учета  (журнале  -  ордере  N   8),   и   данными,
   содержащимися  в налоговых декларациях,  госналогинспекция выявила
   занижение сумм налоговых платежей, зафиксировав их в сравнительной
   таблице (приложение N 1 к акту проверки от 24.06.96).
       Факт расхождения указанных  данных  не  оспаривается  и  самим
   налогоплательщиком.  Однако   утверждая,  что  эти  расхождения не
   являются следствием занижения оборотов по реализации  продукции  и
   могли  быть  вызваны другими причинами,  истец не привел ни одного
   бухгалтерского  документа,  подтверждающего  правильность   данных
   налоговых деклараций,  касающихся как оборота по реализации, так и
   сумм налоговых платежей, подлежащих внесению в бюджет.
       Несмотря на  то  что обязанность доказывания обстоятельств, на
   которые ссылается налогоплательщик, лежала на нем, суд, не выясняя
   у истца причины расхождения в его бухгалтерских документах, обязал
   госналогинспекцию    представить     дополнительные     материалы,
   подтверждающие  правомерность вынесенного ею Постановления,  в том
   числе  и  первичные  бухгалтерские  документы,  которыми  она   не
   располагала.
       Таким образом,   судом   неправильно   применена   статья   53
   Арбитражного   процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  а
   решение   в   части   признания   недействительным   Постановления
   налогового  органа о доначислении налога на добавленную стоимость,
   взыскании 1825530800 рублей штрафа,  а  также  пеней  за  задержку
   уплаты   этого   налога  вынесено  по  недостаточно  исследованным
   материалам дела.
       Учитывая изложенное   и  руководствуясь  статьями  187  -  189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум   Высшего   Арбитражного   Суда   Российской   Федерации
   постановил:
       решение от 21.03.97,  Постановление апелляционной инстанции от
   14.05.97    Арбитражного   суда   Красноярского   края   по   делу
   N  А33-296/97-СЗ(а) и Постановление Федерального арбитражного суда
   Восточно - Сибирского округа от 22.07.97 по тому же делу  в  части
   признания   недействительным  Постановления  Госналогинспекции  по
   городу Красноярску  от  31.10.96  о  взыскании  1455615800  рублей
   доначисленного налога на добавленную стоимость,  1825530800 рублей
   штрафа     за    занижение     объекта     по   указанному  налогу
   и 1104812392    рублей  пеней  за просрочку уплаты налога отменить
   и дело в этой части направить на новое рассмотрение в  Арбитражный
   суд Красноярского края.
       В остальной части судебные акты оставить без изменения.
   
                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                             М.К.ЮКОВ
   
   
   
   
   
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 7 апреля 1998 г. N 5410/96
   
       Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел  протест  первого  заместителя   Председателя   Высшего
   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации на решение от 29.08.96 и
   Постановление апелляционной  инстанции  от  30.10.96  Арбитражного
   суда Краснодарского края по делу N 178-33.
       Заслушав и   обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Единоличное акционерное    общество   "Главболгарстрой"   (ЕАО
   "Главболгарстрой") обратилось  в  Арбитражный  суд  Краснодарского
   края с иском к Государственной налоговой инспекции по Туапсинскому
   району  Краснодарского  края  о  признании   недействительным   ее
   указания  от  08.04.96,  принятого по акту документальной проверки
   объекта "Ямал" от  20.03.96,  и  возврате  из  бюджета  взысканных
   3276067500 рублей налогов и финансовых санкций.
       Решением от 29.08.96 исковые требования удовлетворены.
       Постановлением апелляционной  инстанции  от  30.10.96  решение
   оставлено без изменения.
       Решение и      Постановление      мотивированы      следующими
   обстоятельствами.  Стройплощадка объекта "Ямал" не относится ни  к
   одной    категории   плательщиков,   перечисленных   в   налоговом
   законодательстве,  поэтому требование налогового органа об  уплате
   налогов  неправомерно.  Истец  имеет  представительство  в Москве.
   Соглашение  об  устранении  двойного  налогообложения  доходов   и
   имущества юридических лиц, заключенное 19.05.78 странами - членами
   СЭВ,  препятствует удержанию  в  Российской  Федерации  налогов  с
   доходов (прибыли) и имущества юридических лиц.
       В протесте   первого    заместителя    Председателя    Высшего
   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  предлагается  названные
   судебные акты отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
       Президиум считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в результате
   документальной  проверки  установила  факт  неуплаты   в   бюджеты
   различных  уровней  и  во  внебюджетные  фонды налогов и страховых
   взносов ЕАО "Главболгарстрой", производившим строительные работы в
   поселке  Небуг  Туапсинского  района  (объект "Ямал").  Заказчиком
   являлось АОЗТ "Запсибгазпром".
       По результатам   проверки  принято  указание  о  взыскании  не
   уплаченных  в  1995  году   налогов    и    штрафов,  в  частности
   3649986000 рублей   по   налогу    на    добавленную  стоимость  и
   273749100 рублей по специальному налогу.
       Вывод суда,  что  истец  не является плательщиком в Российской
   Федерации косвенных налогов, не основан на законодательстве.
       ЕАО "Главболгарстрой"  05.04.94  было  поставлено на налоговый
   учет в Госналогинспекции  по  Туапсинскому  району  Краснодарского
   края  (учетный номер - 1197) в связи с осуществлением в Российской
   Федерации строительных работ.
       Учет осуществлен в соответствии со статьей 4 Закона Российской
   Федерации "Об основах налоговой системы в  Российской  Федерации",
   согласно  которой налогоплательщик в обязательном порядке подлежит
   постановке на учет в налоговом органе. Банки открывают расчетные и
   иные   счета   налогоплательщикам   только  при  предъявлении  ими
   документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом  органе.
   Наличие у налогоплательщика постоянного представительства в Москве
   не препятствует его  налоговому  учету  в  другом  месте  -  месте
   постоянного осуществления деятельности.
       В соответствии  со  статьями  3   и   19   названного   Закона
   плательщиками налогов являются юридические лица,  другие категории
   плательщиков,  на которых в соответствии с законодательными актами
   возложена обязанность уплачивать налоги. Федеральные налоги (в том
   числе размеры  их  ставок,  объекты  налогообложения,  плательщики
   налогов)   и   порядок  их  зачисления  в  бюджет  устанавливаются
   законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на  всей
   ее территории.
       Налог на добавленную стоимость и специальный налог относятся к
   федеральным налогам.
       Иностранные юридические лица,  осуществляющие производственную
   и   иную   коммерческую   деятельность  на  территории  Российской
   Федерации,  являются плательщиками налога на добавленную стоимость
   в  соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге
   на добавленную стоимость".
       ЕАО "Главболгарстрой"  -  юридическое лицо по законодательству
   Болгарии - осуществляло в 1995 году  строительство  на  территории
   Российской  Федерации  объекта  "Ямал"  и  было  обязано встать на
   налоговый учет и  уплачивать  налог  на  добавленную  стоимость  и
   специальный  налог в Российской Федерации при отсутствии налоговых
   освобождений,  предусмотренных российским  законодательством  либо
   международными соглашениями.
       Если международными договорами Российской Федерации или  Союза
   ССР  установлены  иные  правила,  чем  те,  которые  содержатся  в
   законодательстве  Российской  Федерации  по  налогообложению,   то
   применяются правила международного договора.
       Соглашение об устранении двойного  налогообложения  доходов  и
   имущества юридических лиц, заключенное 19.05.78 странами - членами
   СЭВ,  предусматривает   применительно   к   Российской   Федерации
   освобождение   от   обложения   только   теми   налогами,  которые
   исчисляются от прибыли (дохода) и стоимости имущества  юридических
   лиц,   и   его   действие  не  распространяется  на  обязательства
   иностранного юридического  лица  по  уплате  косвенных  налогов  в
   Российской Федерации.
       Облагаемым оборотом для строительных,  строительно - монтажных
   и  ремонтных  организаций  является  стоимость  выполненных работ,
   принятых заказчиком.  Объем выполненных работ определяется как  по
   объему в целом, так и по этапам.
       Облагаемые обороты определены  налоговым  органом  по  учетным
   документам   ЕАО   "Главболгарстрой"  за   II,  III,  IV  кварталы
   1995 года.
       Иностранное юридическое лицо, выполняющее строительные работы,
   исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость  в  порядке,
   установленном  в  пункте 5 статьи 7 Закона Российской Федерации "О
   налоге на добавленную стоимость" (в редакции  Федерального  закона
   от  25.04.95  N  63-ФЗ).  Указанная  норма  Закона предусматривает
   самостоятельное исчисление и уплату налога иностранным юридическим
   лицом,  состоящим на учете в налоговом органе, при наличии объекта
   налогообложения.  В случае реализации товаров  (работ,  услуг)  на
   территории  Российской  Федерации  иностранными предприятиями,  не
   состоящими на учете в налоговом  органе,  налог  в  полном  объеме
   уплачивается  в  бюджет  российским  предприятием за счет средств,
   перечисляемых иностранному предприятию.
       ЕАО "Главболгарстрой"  предъявило  в 1996 году к возмещению из
   бюджета налог на добавленную  стоимость  и  специальный  налог  по
   материальным  ресурсам,  ввезенным  в  Российскую  Федерацию,  без
   уплаты  соответствующих  налогов,  исчисленных  по   реализованной
   строительной продукции и без представления налоговых расчетов.
       Налог на добавленную стоимость и специальный налог, уплаченный
   таможенным  органам  при  ввозе  товаров  на территорию Российской
   Федерации, учитывается при исчислении налогов, подлежащих внесению
   в   бюджет,   в   соответствующих  отчетных  периодах  в  порядке,
   установленном Законом.
       Изложенное выше  в  силу Указа Президента Российской Федерации
   от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и  во
   взаимоотношениях  бюджетов  различных уровней" относится также и к
   специальному  налогу,  взимаемому  в  период  проверки  и  издания
   налоговым органом указаний.
       При исчислении названных налогов,  подлежащих уплате в бюджет,
   налоговым органом исключались из сумм налогов,  исчисленных истцом
   от реализованной на территории Российской  Федерации  строительной
   продукции,  суммы налогов, уплаченные им по материальным ресурсам,
   приобретенным в Российской Федерации, в размерах, указанных в акте
   проверки.
       Содержание и   обоснованность   расчетов   налогового   органа
   судебными инстанциями не проверялись.
       При таких  обстоятельствах  у  судебных  инстанций   не   было
   оснований признавать недействительным указание налоговой инспекции
   полностью.
       При новом   рассмотрении   дела  суду  необходимо  исследовать
   следующие  обстоятельства,  имеющие  значение  для  решения  дела:
   обоснованность выводов,  содержащихся в акте проверки, о стоимости
   реализованной иностранным юридическим лицом строительной продукции
   по  объекту  "Ямал";  уплату  российским  предприятием  налога  на
   добавленную  стоимость  и  специального  налога,  исчисленных   от
   стоимости   строительной   продукции   при   перечислении  средств
   иностранному юридическому лицу;  обоснованность требований истца о
   возмещении сумм названных налогов, уплаченных АОЗТ "Запсибгазпром"
   по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации.
       Учитывая изложенное   и  руководствуясь  статьями  187  -  189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум   Высшего   Арбитражного   Суда   Российской   Федерации
   постановил:
       решение от 29.08.96 и Постановление апелляционной инстанции от
   30.10.96 Арбитражного суда Краснодарского края по  делу  N  178-33
   отменить.
       Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
   
                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                             М.К.ЮКОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz