Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 24.06.98 N 216/13-12 О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ОРГАНОВ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                     от 24 июня 1998 г. N 216/13-12

       В соответствии  с  решением  коллегии Минобразования России от
   12.05.98  N  6/2   "О   совместной   работе   органов   управления
   образованием  и  органов по труду и занятости субъектов Российской
   Федерации    по    организации    профессиональной     подготовки,
   переподготовки  и  повышения  квалификации  безработных  граждан и
   незанятого населения в  учреждениях  начального  профессионального
   образования"   направляем   для   использования   в   практической
   деятельности справку по указанному вопросу.
       Кроме того, органам управления образованием (профобразованием)
   коллегией рекомендовано:
       1. Разработать  совместно  с  заинтересованными организациями,
   учреждениями  и  предприятиями  региональные  программы   развития
   профессиональной    подготовки,    переподготовки    и   повышения
   квалификации безработных граждан и незанятого населения.
       2. Обеспечить  заключение  договоров  со службами занятости по
   взаимодействию в организации переобучения  безработных  граждан  и
   незанятого населения.
       3. Организовать  переподготовку   и   повышение   квалификации
   педагогических   работников,  занимающихся  вопросами  организации
   переобучения безработных граждан и незанятого населения.

                                                 Начальник Управления
                                         начального профессионального
                                           образования, член коллегии
                                                            Е.Я.БУТКО






                                                           Приложение
                                         к письму Министерства общего
                                   и профессионального образования РФ
                                       от 24 июня 1998 г. N 216/13-12

                                СПРАВКА
                 О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
         ОБРАЗОВАНИЕМ И ОРГАНОВ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ СУБЪЕКТОВ
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
          ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
               БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

       Важность совместной работы органов управления  образованием  и
   органов  по  труду  и  занятости субъектов Российской Федерации по
   организации   профессиональной   подготовки,   переподготовки    и
   повышения  квалификации безработных граждан и незанятого населения
   предопределяется ситуацией,  сложившейся на  рынке  труда  России.
   Так, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах
   службы занятости на 1 января  1998  года,  составила  1998,7  тыс.
   чел., в том числе молодежи в возрасте от 16 до 29 лет - 634,7 тыс.
   чел.
       В 53  субъектах  Российской  Федерации  уровень регистрируемой
   безработицы превысил среднероссийский показатель,  при этом в 15 -
   в два и более  раза.  В  пятерку  регионов  с  наиболее  кризисной
   ситуацией на регулируемом рынке труда входят: Корякский автономный
   округ,  где   уровень   безработицы   равен  8,1%,   Архангельская
   область - 7,4%,   Республика   Калмыкия    -   6,6%,     Ингушская
   Республика - 6,0%, Республика Дагестан - 6,2%.
       А к пятерке регионов с  относительно  благополучной  ситуацией
   относятся г.  Москва  - 0,6%,  Липецкая область - 1%,  г.  Санкт -
   Петербург  -  1,2%,  Оренбургская  область  -   0,8%,   Ростовская
   область - 1%.
       В составе  безработных  граждан  около 662 тыс.  человек,  или
   33,1  процента,   -    это    граждане,   не   имеющие   профессии
   (специальности), а также имеющие длительный (более 1 года) перерыв
   в работе,  т.е.  те, кто без предварительного обучения практически
   не сможет трудоустроиться, а значит, нуждается в переподготовке.
       В 1997 году в образовательных учреждениях разной ведомственной
   принадлежности   по   направлению   служб   занятости  переобучено
   201,8 тыс. безработных граждан и незанятого населения, в том числе
   142,4 тыс. человек по рабочим профессиям.
       При этом  в  профессиональных училищах и лицеях Минобразования
   России  обучено  37,2  тыс.  человек  (18,4%)  от   общего   числа
   переподготовленных,  в  учебно  -  курсовых  комбинатах  различных
   ведомств - 64,9 тыс.  чел.  (32,1%),  в центрах службы занятости -
   28,5  тыс.  чел.  (14,1%),  в техникумах и вузах - 24,6 тыс.  чел.
   (12,2%) и в негосударственных учебных заведениях - 26,9 тыс.  чел.
   (13,3%).
       На эти  цели   из   фонда  занятости  населения  израсходовано
   617,3 млн. деноминированных рублей.
       Об эффективности этой работы говорит тот факт,  что из  общего
   числа   переподготовленных   156,5  тыс.  чел.,  или  85,8%,  были
   трудоустроены.
       Органы службы  занятости  осуществляют  координирующую роль во
   взаимодействии органов  управления  образованием,  образовательных
   учреждений   и   работодателей,   выступают   в   роли   заказчика
   образовательных  услуг  в  учреждениях;  осуществляют  планомерную
   работу  по переориентации образовательных учреждений с отраслевого
   на территориально - отраслевую систему подготовки кадров.
       При этом   нормативно   -   правовой   основой  в  организации
   профессиональной   подготовки,    переподготовки    и    повышения
   квалификации  безработных  граждан  и  незанятого населения служат
   Федеральная программа содействия занятости  населения  на  1996  -
   1997  гг.,  утвержденная  Постановлением  Правительства Российской
   Федерации 8 мая 1996 г.  N 570,  и договор о сотрудничестве  между
   Минобразованием России и ФСЗ России от 23 апреля 1996 г.
       В результате   совместной   работы   Минобразования  России  и
   Минтруда России разработаны, утверждены и направлены в регионы:
       Положение об    организации    профессиональной    подготовки,
   повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых  работников
   и  незанятого  населения;  Модель учебного плана;  Рекомендации по
   организации профессионального обучения  на  базе  профессиональных
   учебных   заведений;   инструктивно   -   методическое   письмо  о
   взаимодействии органов управления образованием и служб занятости и
   другие   материалы   по   вопросам   переподготовки   и  повышения
   квалификации безработных граждан и незанятого населения.
       В 1996   -   1997   гг.  Институт  развития  профессионального
   образования Минобразования России совместно с Российской академией
   труда   и   занятости   Минтруда   России   провел   исследования,
   направленные на  создание  методологии  проектирования  содержания
   переподготовки  и  повышения  квалификации  безработных  граждан и
   незанятого населения.
       Институтом также разработаны примерные учебные планы, методика
   проектирования образовательного  процесса,  технология  реализации
   программно  -  целевого  метода  организации обучения и ряд других
   важных для обучения безработных  граждан  и  незанятого  населения
   материалов.
       Основные направления сотрудничества и координация деятельности
   органов  управления образованием и службы занятости определяются в
   региональных договорах, разрабатываемых на базе положений договора
   о сотрудничестве Минобразования России и Минтруда России.
       Исходя из этого, переобучение указанного контингента в системе
   начального   профессионального   образования   приобретает  особую
   значимость  и  постоянно  развивается  как  по  профессионально  -
   квалификационной структуре, так и объему обучающихся.
       В системе  начального  профессионального   образования   кроме
   переподготовки  по  направлениям  служб  занятости  осуществляется
   обучение  взрослого  населения  по  договорам  с  предприятиями  и
   физическими  лицами за счет их финансовых средств.  В 1997 году по
   договорам обучено 184,4 тыс.  человек,  или в 5 раз больше, чем по
   направлениям  служб  занятости.  С  учетом  этого наибольшее число
   безработных граждан и незанятого  населения  проходит  обучение  в
   системе начального профессионального образования.
       За переподготовку взрослого населения профессиональные училища
   и лицеи получили в 1997 году 563,2 млн.  рублей (деноминированных)
   дополнительно к бюджетному финансированию.
       Таким образом,     система     начального    профессионального
   образования,  осуществляя  переподготовку  безработных  граждан  и
   незанятого  населения,  выполняет  важнейшую социальную задачу,  а
   также получает дополнительное финансирование.  Причем эти средства
   являются  практически единственным источником для переоборудования
   и модернизации учебно - материальной  базы  учреждений  начального
   профессионального  образования,  поскольку из федерального бюджета
   за последние 5 лет средства на эти цели не выделялись.
       Обучение осуществлялось   более   чем   по  400  профессиям  и
   специальностям, в том числе для рыночной инфраструктуры, жилищно -
   коммунального   хозяйства,   бытового  и  сервисного  обслуживания
   населения.
       Расширяется практика   переподготовки   рабочих    из    числа
   малочисленных  народов  Крайнего  Севера:  в  Камчатской области -
   оленеводов - радистов, в Магаданской - оленеводов - механизаторов,
   в Читинской  -  охотников,  звероводов;  в  Корякском   автономном
   округе - специалистов рыбного промысла,  в профессиональном  лицее
   Народов Севера (Якутия) - подготовка фермеров, хозяек усадьб.
       Одной из  форм  сотрудничества с профессиональными училищами и
   лицеями  является  создание  на  их  базе   учебных   пунктов   по
   переобучению  незанятого  населения.  Главное  преимущество  такой
   формы организации учебного процесса является возможность  обучения
   групп с разной наполняемостью, включая индивидуальное обучение.
       В Самарской  области,  например,  более  половины  безработных
   (52%)   обучались   в   образовательных   учреждениях   начального
   профессионального образования по такой форме обучения.
       В Орловской   области   организовано  на  базе  училищ  четыре
   межрайонных учебных центра.  В Московской области -  семь  учебных
   центров   на   правах  соучредительства  со  службой  занятости  и
   районными  администрациями  для   переподготовки   по   профессиям
   бытового   обслуживания,   жилищно  -  коммунального  и  сельского
   хозяйства.
       Пять филиалов Самарского модельного учебного центра созданы на
   базе профессиональных училищ.
       В Липецкой  области  результатом  совместной  работы   явилось
   увеличение  подготовки  по договорам с 1150 человек в 1995 году до
   1310 - в 1997 году.  Обучение  безработных  граждан  и  незанятого
   населения  ведется  в  17 учреждениях начального профессионального
   образования из 31.  За подготовку по заявкам  управления  труда  и
   занятости ими получено в 1997 году 72,0 млн. рублей.
       Управлением начального    профессионального    образования   и
   управлением труда и занятости населения области разработан прогноз
   потребности  в рабочих кадрах,  проводится сбор и анализ пожеланий
   работодателей и их требований к подготавливаемым рабочим различных
   профессий и специальностей.
       Проводится работа  по обеспечению гибкости подготовки с учетом
   сезонных требований  рынка  труда.   В  настоящее  время обучается
   114 безработных  граждан  по  профессии  тракторист  -   машинист.
   Решается    вопрос    о   создании   временных   учебных   пунктов
   профессиональных училищ в сельской местности,  определен  перечень
   учебных  заведений  и  специальностей,  по  которым  может вестись
   подготовка (11 ПУ).
       В целях  оперативного  решения  вопросов  по  профессиональной
   подготовке,  переподготовке и повышению  квалификации  безработных
   граждан и незанятого населения в состав членов коллегии управления
   начального   профессионального    образования    области    введен
   заместитель  начальника  управления  труда  и  занятости населения
   области.
       В Челябинской     области     между     главным    управлением
   профессионального образования и департаментом занятости  населения
   определены  специальные  мероприятия по профессиональному обучению
   безработных   граждан   и   незанятого   населения,    позволившие
   переобучить  в  1997 году 1102 чел.,  или 17,7%,  от всего выпуска
   рабочих  кадров   в   учреждениях   начального   профессионального
   образования.
       Указанные мероприятия     также     включают      в      себя:
   перепрофилирование профессиональных училищ и лицеев,  согласование
   объемов и профилей подготовки, создание независимых аттестационных
   комиссий, увеличение приема в профессиональные училища выпускников
   9 классов,  организация учебных курсов по малому бизнесу  с  целью
   повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
       В Удмуртской      Республике       учреждения       начального
   профессионального  образования  за обучение безработных граждан из
   фонда  занятости  в  прошлом  году  получили  4,0   млрд.   рублей
   (неденоминированных),  что позволило провести в них переориентацию
   образовательного  процесса  на  новые  направления  переподготовки
   кадров.  В  1998  году  разработана  и  находится  на согласовании
   специальная программа организации  центров  адаптации  учащихся  к
   рынку труда.
       Учебно - программная документация для этой категории обучаемых
   разрабатывается     непосредственно    в    учебных    заведениях,
   согласовывается   с   соответствующими   подразделениями    службы
   занятости на этапе заключения договоров на переподготовку кадров.
       В каждом учебном заведении при такой системе качество учебно -
   программной   документации  зависит  в  основном  от  квалификации
   педагогических   работников.   В   связи   с    этим    необходима
   соответствующая    переподготовка   инженерно   -   педагогических
   работников, привлекаемых к работе со взрослым контингентом.
       В Воронежской  области  работает  Методический совет областной
   службы  занятости,  в  который  вошли  представители  комитета  по
   образованию администрации Воронежской области, Института повышения
   квалификации    работников    образования,    руководители    ряда
   образовательных учреждений,  представители регионального агентства
   поддержки  малого  и   среднего   бизнеса.   На   его   заседаниях
   рассматриваются   вопросы   учебно   -  методического  обеспечения
   профобучения безработных граждан и  незанятого  населения,  отбора
   учебных  баз  и  др.  На Методическом совете за последние два года
   рассмотрена  и  одобрена  учебно  -  программная  документация  по
   8 курсам,   13   учебным   планам   и  программам  по  профессиям,
   пользующимся  спросом  на  рынке  труда,  подготовлен   целый  ряд
   методических пособий.
       Департамент занятости  по  Астраханской  области  совместно  с
   департаментом  общего  и профессионального образования содействует
   внедрению образовательными  учреждениями  современных  интенсивных
   технологий обучения.
       Астраханский инженерно  -  консультационный  центр  использует
   индивидуальную   форму   обучения,   проводя  обучение  по  многим
   строительным   профессиям,   и   с   учетом   опыта    обучающихся
   корректируются   учебные  планы.  Меняются  программы  обучения  в
   зависимости от пожеланий обучающихся при обучении операторов  ЭВМ,
   включая изучение дополнительных компьютерных программ, необходимых
   им в дальнейшей работе.
       В Самарской  области при профессиональном обучении безработных
   граждан широко  применяются  программы,  разработанные  Институтом
   развития  профессионального  образования (65 программ).  В течение
   1995 - 1996 годов совместно с фирмой АРТ -  ЛОГ  разработаны  пять
   обучающих  программ  на основе технологии мультимедиа.  Проводятся
   семинары по повышению квалификации преподавателей профессиональных
   училищ Самарской области.
       В рамках Федеральной программы содействия занятости  населения
   органы   управления   образованием   и   служб  занятости  усилили
   сотрудничество на региональном и  муниципальном  уровнях  в  части
   координации  объемов и профилей профессионально - квалификационной
   структуры   подготовки   квалифицированных   кадров    с    учетом
   потребностей рынка труда.
       Значительное внимание   при  этом  уделяется  информационно  -
   справочному   обеспечению   органов   и   учреждений    начального
   профессионального  образования  о  состоянии  региональных  рынков
   труда (оперативная информация о профессиях, имеющих спрос на рынке
   труда,  количестве  вакансий  в  разрезе профессий и квалификации,
   справочники,  буклеты  о  региональных   учреждениях   начального,
   среднего,  высшего и дополнительного профессионального образования
   и др.).
       Необходимо отметить,    что    в   ряде   органов   управления
   образованием субъектов РФ еще  слабо  развита  система  маркетинга
   образовательных   услуг,   опирающаяся   на   прогнозы  текущей  и
   перспективной потребности отраслей экономики регионов.
       Следует отметить   также  важность  того,  что  органы  службы
   занятости оказали в 1997 году профориентационные услуги  806  тыс.
   молодых  граждан,  из  которых более 117 тыс.  чел.  направлены на
   учебу в профтехучилища за счет средств субъектов РФ.  В  Самарской
   области  в  1997  году дополнительно направлено в профессиональные
   лицеи и училища 303 человека. В 1998 году планируется направить на
   обучение 1015 человек.
       Во многих территориях органами службы  занятости  совместно  с
   органами  управления  образованием созданы центры профессиональной
   адаптации и профессионального  обучения  незанятых  подростков.  В
   1997 году  в  них  было  обучено свыше 50 тыс.  подростков за счет
   средств фонда занятости и местных бюджетов. В этом году подготовка
   этой категории будет значительно увеличена.
       В Воронежской      области      в      целях       обеспечения
   конкурентоспособности    выпускников    на    рынке    труда    по
   19 специальностям  введены   курсы   "Основы   предпринимательской
   деятельности".
       В целях   изучения   требований   работодателей   к   качеству
   подготовки   специалистов,  проходивших  обучение  по  направлению
   службы занятости,  в Воронежской области с  1996  года  проводится
   мониторинг   рынка   труда.   Заключены  договоры  с  целым  рядом
   предприятий и организаций о проведении на их базе производственной
   практики обучающихся.
       С 1995 года в  Астраханской  области  Департаментом  занятости
   создан общественный орган - Совет директоров учебных заведений, на
   который возложены  задачи  выработки  и  согласования  политики  и
   организации   профессионального   обучения   безработных  граждан,
   выявление новых и перспективных профессий,  разработка положения о
   конкурсном отборе учебных заведений,  претендующих на заказ службы
   занятости,  выработка и апробирование методик  обучения  взрослого
   населения.
       Вместе с  тем  из-за  отсутствия  единой  методики  разработки
   учебно - программной документации возникли определенные сложности,
   связанные с  необходимостью  учитывать  краткосрочность  обучения,
   неоднородность состава обучаемых по возрасту и образованию,  в том
   числе профессиональному, ориентирование части из них на конкретные
   рабочие  места.  Назрела необходимость в разработке новой учебно -
   программной документации и методическом обеспечении переподготовки
   и повышения квалификации рабочих кадров.
       Специфика обучения безработных граждан и незанятого  населения
   требует  применения  специальных  форм  и методов ведения учебного
   процесса,  отличных от традиционно принятых в  учебных  заведениях
   начального   профессионального   образования.   В   связи  с  этим
   необходима    соответствующая    переподготовка     педагогических
   работников,   привлекаемых  к  работе  со  взрослым  контингентом.
   Переподготовка   преподавателей   и   мастеров   производственного
   обучения  в  данный момент чрезвычайно затруднена из-за отсутствия
   средств,  отсутствует методика  и  схема  разработки  региональных
   программ  переподготовки,  не  согласованы  действия  региональных
   методических  служб  органов  управления  образованием   и   служб
   занятости  в  разработке  учебно  - программной документации,  нет
   механизма оценки  эффективности  обучения  безработных  граждан  и
   незанятого населения.

                                      Начальник Управления начального
                                        профессионального образования
                                                            Е.Я.БУТКО



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz