ДОГОВОР
от 16 июня 1998 года
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ
МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ
Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти города федерального значения Москвы (далее
- Москвы),
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным
законодательством, Уставом и законодательством Москвы;
исходя из конституционного статуса Москвы как равноправного
субъекта Российской Федерации;
учитывая территориальные (город-мегаполис),
природно-географические (наличие акватории рек и других водных
объектов в пределах города, лесопаркового защитного пояса и
водоохранных зон),
социально-экономические (наличие высокого производственного,
научно-технического, кадрового потенциала, уникальных
высокотехнологических производств, транспортного узла федерального
и международного значения, крупнейших гидротехнических сооружений,
объекта федерального значения - Московского метрополитена),
экологические (наличие экологически опасных производств,
источников экологического загрязнения),
национально-культурные (разнообразие национального состава
населения города, активные миграционные процессы, наличие
памятников культурно-исторического наследия народов России
федерального и международного значения, учреждений образования и
культурных центров федерального значения) особенности Москвы,
ее правовой статус столицы Российской Федерации в соответствии
с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской
Федерации", а также историческое значение Москвы в становлении и
укреплении российской государственности;
в целях качественного улучшения социально-экономических и
политико-правовых условий жизни и деятельности населения Москвы,
обеспечения территориальной целостности Российской Федерации,
единства экономического пространства страны,
гарантирования прав и свобод человека и гражданина,
установленных Конституцией Российской Федерации,
обеспечения эффективной реализации Москвой функций столицы
Российской Федерации,
обеспечения устойчивого роста экономического потенциала Москвы,
создания условий, стимулирующих активизацию деловой жизни
города и ориентацию ее на обеспечение социально-экономических
интересов Москвы, развитие предпринимательской деятельности и
научно-промышленного комплекса города, а также обеспечивающих
общий рост благосостояния населения,
улучшения экологической обстановки в городе; считая, что
разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Москвы является важнейшей предпосылкой их
согласованного взаимодействия;
исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности
за осуществление совместной деятельности, невмешательства в
исключительную компетенцию друг друга, договорились о
нижеследующем:
Статья 1
Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти Москвы.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации Москва обладает всей
полнотой государственной власти.
Статья 2
1. Исходя из перечисленных в преамбуле настоящего Договора
особенностей Москвы и ее правового статуса столицы Российской
Федерации, к предметам совместного ведения органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти
Москвы относятся:
а) обеспечение структурной перестройки экономики Москвы;
б) разработка и реализация федеральных целевых программ
социально-экономического развития Москвы;
в) обеспечение эффективного выполнения Москвой функций столицы
Российской Федерации;
г) обеспечение эффективного функционирования предприятий
оборонного комплекса, предприятий, выполняющих государственный
оборонный заказ, расположенных на территории Москвы, а также
участие в конверсии этих предприятий и реализации производимой ими
продукции, за исключением вопросов производства и реализации
вооружений и военной техники;
д) решение вопросов защиты прав потребителей, осуществление
государственного контроля за качеством товаров, отработка систем
сертификации и идентификации продукции и услуг в соответствии с
федеральным законодательством;
е) лицензирование отдельных видов деятельности на территории
Москвы в соответствии с федеральным законодательством;
ж) установление правил продажи отдельных видов товаров,
бытового и иных видов обслуживания потребителей на территории
Москвы в части, не противоречащей федеральному законодательству;
з) вопросы функционирования и развития транспортного
комплекса, включая речной, железнодорожный, автомобильный,
воздушный транспорт, метрополитен и транспорт, осуществляющий
международные перевозки, независимо от формы собственности;
и) вопросы развития городской инфраструктуры, обслуживающей
федеральные и международные транспортные нужды;
к) вопросы развития и функционирования федеральных и городских
систем энергетики, информации и связи;
л) вопросы функционирования и развития на территории города
федеральных организаций науки, культуры и спорта, а также системы
подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных
заведениях, находящихся в ведении Российской Федерации;
м) вопросы строительства, архитектуры и градостроительства;
н) организация прохождения альтернативной гражданской службы в
соответствии с федеральным законодательством;
о) осуществление согласованной миграционной политики на
территории Москвы, совместное решение вопросов социального
обустройства беженцев и вынужденных переселенцев;
п) обеспечение законности, правопорядка, общественной
безопасности;
р) вопросы занятости населения, структурного преобразования
трудовых ресурсов на территории Москвы;
с) вопросы социальной защиты ветеранов, инвалидов,
военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан,
уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов
их семей;
т) вопросы охраны окружающей среды, в том числе охраны и
содержания акватории рек и других водных объектов в пределах
границ города, лесопаркового защитного пояса и водоохранных зон
Москвы, обеспечения экологической безопасности;
у) проведение согласованной кадровой политики в соответствии с
федеральным законодательством и настоящим Договором.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Москвы осуществляют также взаимодействие по
вопросам:
а) регулирования межбюджетных отношений Российской Федерации и
Москвы;
б) реализации таможенной политики Российской Федерации на
территории Москвы, в том числе в части эффективного использования
таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Москвы, для
поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной
инфраструктуры Российской Федерации, включая вопросы создания и
развития таможенных зон на территории Москвы, в соответствии с
федеральным законодательством;
в) осуществления мероприятий в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, организации и обеспечения мобилизационной
подготовки на территории Москвы;
г) сохранения и содержания особо ценных объектов культурного
наследия народов Российской Федерации, в том числе памятников
истории и культуры федерального (общероссийского) значения,
расположенных на территории Москвы;
д) проведения культурных, спортивных, научных и политических
мероприятий общероссийского и международного характера;
е) разграничения объектов государственной собственности и
управления ими;
ж) размещения внешних займов Москвы в соответствии с
федеральным законодательством.
Статья 3
К предметам совместного ведения органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти Москвы могут
быть отнесены вопросы, не установленные настоящим Договором, путем
внесения в него дополнений или подписания нового Договора о
разграничении предметов ведения и полномочий. При этом не
допускается изъятие или перераспределение предметов ведения
Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных
соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации.
Статья 4
Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации
и органов исполнительной власти Москвы по конкретным предметам
совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции
Российской Федерации, а также перечисленным в статье 2 настоящего
Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не
установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения
являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут
быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в
любое время после его вступления в силу.
Соглашения подписываются Председателем Правительства
Российской Федерации и мэром Москвы.
Статья 5
1. В целях согласованной реализации полномочий в сфере
законотворческой и нормотворческой деятельности по предметам
совместного ведения органы государственной власти Российской
Федерации:
а) разрабатывают с участием органов государственной власти
Москвы проекты федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации;
б) вносят предложения и могут участвовать в разработке
проектов нормативных правовых актов города Москвы;
в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти в соответствие с
настоящим Договором.
2. Органы государственной власти Москвы:
а) участвуют в разработке органами государственной власти
Российской Федерации проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) осуществляют правовое регулирование по предметам
совместного ведения в соответствии с федеральным
законодательством;
в) обеспечивают приведение законодательства Москвы в
соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным
законодательством и настоящим Договором;
г) в срок не более одного месяца рассматривают обращения и
предложения федеральных органов государственной власти по
вопросам, относящимся к предметам ведения города Москвы, и
сообщают указанным органам о результатах рассмотрения внесенных
предложений.
3. До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
органы государственной власти Москвы вправе осуществлять по этим
предметам собственное правовое регулирование.
При принятии соответствующих федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные
нормативные правовые акты Москвы приводятся в соответствие с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Нормы законов и иных нормативных правовых актов Москвы, не
приведенные в соответствие с федеральным законодательством,
применению не подлежат.
Статья 6
1. В целях реализации полномочий в сфере обеспечения
социально-экономического развития Москвы органы государственной
власти Российской Федерации:
а) разрабатывают по предложению и с участием органов
государственной власти Москвы и утверждают федеральные целевые
программы в области социально-экономического развития города, в
том числе программы развития транспортного комплекса, сохранения
памятников исторического и культурного наследия на территории
Москвы, а также окружающей природной среды;
б) обеспечивают в установленном порядке реализацию федеральных
целевых программ на территории Москвы и их финансирование в
объемах, установленных федеральным бюджетом;
в) согласовывают с органами государственной власти Москвы
строительство на территории города объектов федерального значения
с учетом ресурсных возможностей города.
2. Органы государственной власти Москвы:
а) участвуют в разработке и осуществлении федеральных целевых
программ развития Москвы;
б) участвуют в перепрофилировании, реструктуризации и санации
предприятий с участием государственной собственности, находящихся
в ведении Российской Федерации, по согласованному перечню.
Статья 7
1. В целях эффективного обеспечения Москвой функций столицы
Российской Федерации органы государственной власти Москвы:
а) предоставляют в установленном законом порядке органам
государственной власти Российской Федерации, представительствам
субъектов Российской Федерации, а также дипломатическим
представительствам иностранных государств в Российской Федерации
находящиеся в собственности Москвы земельные участки, здания,
строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, а также
жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;
б) совместно с федеральными органами государственной власти
обеспечивают необходимые условия для проведения
общегосударственных и международных мероприятий;
в) в соответствии с федеральным законодательством участвуют в
содержании и развитии систем связи и транспортных систем на
территории Москвы, осуществляют строительство, реконструкцию,
ремонт и содержание отдельных магистральных улиц, являющихся
продолжениями федеральных автомобильных дорог общего пользования
(по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным
Правительством Российской Федерации);
г) согласовывают с Правительством Российской Федерации проект
генерального плана развития города в части осуществления Москвой
функций столицы Российской Федерации;
д) реализуют иные полномочия, установленные федеральным
законодательством, настоящим Договором и соглашениями между
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти Москвы.
2. Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с федеральным законодательством:
а) компенсируют за счет федерального бюджета затраты Москвы,
связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации
(перечень затрат Москвы, связанных с осуществлением функций
столицы Российской Федерации, а также методика определения их
размеров определяются специальным соглашением между Правительством
Российской Федерации и правительством Москвы);
б) ежегодно учитывают в проекте федерального бюджета расходы
на компенсацию указанных затрат Москвы, выделяя их отдельной
строкой;
в) совместно с органами государственной власти Москвы
обеспечивают необходимые условия для проведения
общегосударственных и международных мероприятий.
Статья 8
В целях осуществления согласованной кадровой политики при
реализации полномочий по предметам совместного ведения органы
государственной власти Российской Федерации назначают по
согласованию с органами государственной власти Москвы
руководителей территориальных подразделений федеральных органов
исполнительной власти, а также федеральных унитарных предприятий,
организаций и учреждений, действующих в пределах Москвы, если иное
не установлено федеральным законодательством.
Статья 9
1. В целях эффективного регулирования бюджетно-финансовых и
налоговых отношений органы государственной власти Российской
Федерации и органы государственной власти Москвы установили, что
финансирование федеральных расходов, предусматриваемых в
федеральном бюджете для города Москвы, осуществляется через
Управление федерального казначейства Министерства финансов
Российской Федерации по Москве за счет доходов, подлежащих
зачислению в федеральный бюджет на территории Москвы строго в
соответствии с реестрами, доведенными Главным управлением
федерального казначейства в пределах лимитов финансирования,
утвержденных на текущий период.
2. Компенсация за счет средств федеральных источников
увеличения расходов или уменьшения доходов Москвы, возникших
вследствие принятия федеральных законов и иных правовых актов
федеральных органов государственной власти, может осуществляться
по отдельному соглашению между Правительством Российской Федерации
и правительством Москвы.
3. По решению органов государственной власти Российской
Федерации, принятому по представлению органов государственной
власти Москвы, в городе может быть проведен эксперимент по
совершенствованию системы налогообложения и межбюджетных
отношений.
4. В целях развития транспортной сети города правительству
Москвы в соответствии с федеральным законодательством могут быть
переданы федеральные средства (включая средства Федерального
дорожного фонда Российской Федерации), в том числе на основе
соглашения между Правительством Российской Федерации и
правительством Москвы.
5. В целях формирования регионального продовольственного фонда
решением Правительства Российской Федерации правительству Москвы
могут быть переданы финансовые средства из федеральных источников
в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с
законом о федеральном бюджете на соответствующий год, при условии
выполнения правительством Москвы взятых финансовых обязательств.
6. Восстановление памятников природы и культуры, имеющих
федеральное значение, расположенных на территории Москвы,
финансируется в пределах расходов, предусмотренных на указанные
цели в соответствии с законом о федеральном бюджете.
7. Органы государственной власти Москвы самостоятельно
устанавливают и вводят своими законами налоги и сборы города
Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральным законодательством.
Статья 10
1. Разграничение государственной собственности на федеральную
собственность и собственность Москвы осуществляется в соответствии
с соглашением между Правительством Российской Федерации и
правительством Москвы, если иное не установлено федеральным
законодательством.
2. Федеральные органы исполнительной власти учитывают мнение
органов исполнительной власти Москвы при осуществлении полномочий
собственника по принадлежащим Российской Федерации акциям (долям,
вкладам) в уставном капитале действующих в пределах Москвы
юридических лиц.
3. Передача правительству Москвы прав по распоряжению или
управлению принадлежащим Российской Федерации имуществом, в том
числе акциями (долями, вкладами) в уставном капитале юридических
лиц, может осуществляться в порядке, установленном соглашениями
между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы,
в соответствии с федеральным законодательством.
4. Разграничение природных ресурсов на территории Москвы на
природные ресурсы, относящиеся к федеральной собственности и
собственности Москвы, а также вопросы природопользования
регулируются отдельными соглашениями.
Статья 11
Взаимная передача федеральными органами исполнительной власти
и органами исполнительной власти Москвы права осуществления части
полномочий в соответствии со статьей 78 Конституции Российской
Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях, если в
Конституции Российской Федерации или федеральном законодательстве
не содержится прямого запрета на передачу осуществления
соответствующих полномочий.
При передаче права осуществления отдельных полномочий в
соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия
передачи и осуществления этих полномочий.
Статья 12
Органы исполнительной власти Москвы могут быть наделены
полномочиями территориальных подразделений (агентств) федеральных
органов исполнительной власти в соответствии с федеральным
законодательством и на основании соглашений между Правительством
Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами
исполнительной власти и правительством Москвы.
Статья 13
В целях реализации положений настоящего Договора органы
государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Москвы могут создавать совместные комиссии
и иные рабочие органы на паритетных началах, в том числе комиссию
по обеспечению реализации настоящего Договора и Закона Российской
Федерации "О статусе столицы Российской Федерации". Состав и
положение о комиссии утверждаются Президентом Российской Федерации
по представлению Правительства Российской Федерации и мэра Москвы.
Статья 14
Москва вправе выступать самостоятельно и по поручению органов
государственной власти Российской Федерации участником
международных и внешнеэкономических связей, если это не
противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному
законодательству и международным договорам Российской Федерации,
вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с
административно-территориальными единицами иностранных государств,
субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в
соответствии с федеральным законодательством.
Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с федеральным законодательством координируют
международные и внешнеэкономические связи Москвы.
Особенности координации международной и внешнеэкономической
деятельности на территории Москвы определяются соглашением между
Правительством Российской Федерации и правительством Москвы, а
также отдельными соглашениями между соответствующими федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
Москвы.
Статья 15
1. В случае установления нормативными правовыми актами
Российской Федерации, действие которых распространяется на все
субъекты Российской Федерации, больших, чем устанавливается
Договором, прав, льгот и преимуществ для субъектов Российской
Федерации, применению подлежат положения указанных нормативных
правовых актов.
2. В случае принятия по предметам совместного ведения
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти Москвы в одностороннем порядке нормативных
правовых актов, противоречащих Договору, подлежат применению нормы
Договора.
Статья 16
1. Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации
Договора, разрешаются путем согласительных процедур либо в
порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и
федеральным законодательством.
2. Органы государственной власти Москвы имеют право оспаривать
в соответствующем суде правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, которые регулируют вопросы, отнесенные к
ведению Москвы, или не соответствуют полномочиям федеральных
органов исполнительной власти в сфере совместного ведения
Российской Федерации и Москвы, или перераспределяют в
одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Москвы,
установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим
Договором, а также требовать возмещения в судебном порядке ущерба,
нанесенного Москве в результате применения оспариваемого правового
акта.
Органы государственной власти Москвы вправе также вносить в
Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо
приостановлении действия на территории города частично или
полностью правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, перечисленных в части первой настоящей статьи.
Статья 17
Настоящий Договор заключается сроком на 10 лет.
Статья 18
Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
Дополнения и изменения вносятся в Договор по взаимному
согласию сторон путем внесения дополнений к настоящему Договору
или заключения нового Договора, если иное не установлено
федеральным законом. Статья 19
Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях не
позднее десяти дней со дня подписания и вступает в силу со дня
опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Договора ранее
заключенные между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Москвы договоры и
соглашения действуют в части, не противоречащей настоящему
Договору.
Совершено в г. Москве 16 июня 1998 года в двух экземплярах,
каждый из которых имеет одинаковую силу.
|