Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО АРБ ОТ 29.05.98 N А-01/5-399 О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                      АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

                                 ПИСЬМО
                     от 29 мая 1998 г. N А-01/5-399

       Ассоциация российских банков рассмотрела  проект  Федерального
   закона  "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
   Центральном банке Российской Федерации (Банке  России)"  (далее  -
   законопроект),   внесенного   в   Государственную   Думу   Советом
   Федерации.
       Инициатива Совета   Федерации   вполне   отвечает   все  более
   актуальной  задаче   дальнейшего   совершенствования   банковского
   законодательства,  приведения  его  в  соответствие с объективными
   потребностями  и  тенденциями  развития  российской   кредитно   -
   денежной   системы.   В   частности,   нуждаются  в  более  четком
   законодательном    определении    полномочия,    обязанности     и
   ответственность   Банка   России.  Вместе  с  тем   представленный
   законопроект вызывает ряд возражений и вопросов.
       1. Недостаточно      обоснованной     представляется     норма
   законопроекта,  изменяющая  конституционный  статус  и  правомочия
   Банка России.
       Конституцией Российской Федерации и федеральными  законами  на
   Банк России  возложены задачи по защите и обеспечению устойчивости
   рубля, осуществлению денежной эмиссии, банковского регулирования и
   надзора.  Эти  задачи  Банк  России  решает  "независимо от других
   органов государственной власти" (ст. 75 Конституции РФ).
       Реализация поставленных  Конституцией  РФ  задач  предполагает
   наличие у  Банка  России  специального  установленного федеральным
   законодательством организационно - правового статуса, отличного от
   статуса других государственных органов,  достаточной экономической
   базы, а также возможность использования широкого набора финансовых
   инструментов, позволяющих   оказывать   реальное   воздействие  на
   кредитно - денежные отношения.
       Согласно законопроекту Центральный банк становится федеральным
   государственным учреждением.   Авторы    законопроекта,    видимо,
   стремясь более  жестко  соотнести  организационно - правовую форму
   Банка России  с  положениями   Гражданского   кодекса   Российской
   Федерации, напротив,  увеличивают число юридических противоречий и
   неясностей. Так,  согласно ст.  ст.  50,  120,  296 и  298  ГК  РФ
   учреждение финансируется   собственником   (в   данном   случае  -
   государством), который  несет  субсидиарную   ответственность   по
   обязательствам учреждения.  Имущество  закрепляется за учреждением
   на праве оперативного управления (а не хозяйственного ведения, как
   предлагается в  законопроекте),  и  учреждение не вправе отчуждать
   или иным способом распоряжаться закрепленным  за  ним  имуществом.
   Такой подход  к  юридическому  статусу  и  объему полномочий Банка
   России будет объективно препятствовать осуществлению  им  задач  в
   области денежно   -   кредитного   регулирования.   В   частности,
   существенно затруднится   использование   таких   основанных    на
   совершении гражданско  -  правовых  сделок инструментов и методов,
   как операции на открытом рынке, валютные интервенции и др.
       В результате   правительство   получит  широкие  полномочия  в
   отношении Центрального банка,  в  том  числе  право  распоряжаться
   имуществом  Банка  России по своему усмотрению,  вплоть до изъятия
   излишнего,  не используемого или используемого  не  по  назначению
   (п. 2 ст.  296 ГК РФ),  а главной целью (и ценностью) Банка России
   будет обслуживание государственного долга.
       2. Трудно  согласиться с нормами законопроекта,  направленными
   на ограничение экономической самостоятельности Центрального банка.
       Так, предлагаемый в законопроекте порядок перечисления прибыли
   Банка России в  федеральный  бюджет,  а  также  изменение  порядка
   формирования,   направления  и  использования  резервов  и  фондов
   (ст. 26) повлечет снижение  активов  и  резервов  Банка  России  и
   отрицательно  скажется на его возможностях по стабилизации рубля и
   банковской системы в целом, особенно во время финансовых кризисов.
       Лишение Банка  России права осуществления таких операций,  как
   покупка и   продажа   чеков,   векселей,   облигаций,   депозитных
   сертификатов и    др.,    проведения    операций   с   финансовыми
   инструментами, используемыми для  управления  финансовыми  рисками
   (ст. 45),  серьезно затруднит проведение  им эффективной денежно -
   кредитной политики.
       3. В  законопроекте  предлагается  Банку России предварительно
   представлять Президенту и Правительству  Российской  Федерации,  а
   затем в   Государственную   Думу   Основные   направления   единой
   государственной денежно - кредитной  политики  (далее  -  Основные
   направления) в   виде   проекта  федерального  закона.  Нельзя  не
   признать, что  существующий   статус   Основных   направлений   не
   позволяет в  полной  мере  осуществлять  реальный  контроль  за их
   выполнением и не предусматривает мер ответственности Банка России.
   В то же время в этой связи возникают определенные сомнения.
       Прежде всего Банк России,  не будучи субъектом законодательной
   инициативы, вообще  не  вправе  согласно  ст.  104  Конституции РФ
   представлять Государственной   Думе   на    рассмотрение    проект
   указанного, как и любого другого, федерального закона.
       Нельзя также  не  учитывать,  что   необходимость   соблюдения
   процедуры прохождения   и   принятия   федерального  закона  может
   привести к затягиванию сроков введения в действие рассматриваемого
   документа, вследствие   чего   он  потеряет  свою  актуальность  и
   практическую значимость.
       Далее, неясно,  каким  образом  "анализ  состояния  и  прогноз
   развития экономики  Российской  Федерации",  "основные  ориентиры,
   параметры и    инструменты    этой   политики",   являющиеся,   по
   законопроекту, определяющим  элементом  содержания  этого  закона,
   могут быть   воплощены   в   форму  правовых  установлений  (прав,
   обязанностей и ответственности субъектов правового воздействия).
       Поэтому, чтобы  обеспечить жизнеспособность закона об Основных
   направлениях, представляется     необходимым      закрепить      в
   законодательном порядке конкретные сроки не только подготовки,  но
   и всех  предусмотренных   законом   этапов   его   прохождения   и
   утверждения Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом
   Российской Федерации.
       Если же  предложения  разработчиков законопроекта в этой части
   реализованы не   будут,   необходимо    законодательно    повысить
   общественно - политический и правовой статус Основных направлений,
   предусмотрев, в частности,  обязательные  парламентские  слушания,
   утверждение их на профильных комитетах палат Федерального Собрания
   и др.
       4. Противоречит  сущности и назначению Банка России возложение
   на него функции по осуществлению постоянного контроля за  кассовым
   исполнением федерального    бюджета,   а   также  за расходованием
   бюджетных средств кредитными организациями (ч. 5 ст. 55).
       В то  же  время  в  рамках  законопроекта  можно было бы более
   глубоко решить  некоторые   затронутые   в   нем   вопросы.   Так,
   представляются заслуживающими  внимания предложения,  направленные
   на усиление "прозрачности" Банка России, предоставление информации
   о его  деятельности  не  только Государственной Думе,  но и другой
   палате Федерального Собрания - Совету Федерации.
       Необходимы дополнительные   формы   контроля  за  финансово  -
   хозяйственной деятельностью,  доходами и расходами  Банка  России.
   Так, безусловно,  должна  быть  обеспечена  максимальная ясность в
   вопросе о том,  в какой степени эта деятельность  и  получаемая  в
   результате нее  прибыль  направлены  на  реализацию основных задач
   Центрального банка    РФ    (укрепление    национальной    валюты,
   стабилизация денежно - кредитной системы и др.).
       Обладая широкими   властными   полномочиями   по    управлению
   денежно - кредитной  системой страны,  Банк России, на наш взгляд,
   иногда  не  вполне  корректно  их  использует,  в  частности,  при
   установлении   норм   обязательных   резервов   банков,   создании
   неоправданно жестких условий  для  деятельности  средних  и  малых
   банков.  В этой связи полагаем, что недостаточно использован такой
   эффективный инструмент контроля и воздействия  на  политику  Банка
   России  со  стороны  палат  Федерального  Собрания,  Президента  и
   Правительства   Российской   Федерации,   а   также    банковского
   сообщества,   как   Национальный  банковский  совет.  Возможно,  в
   частности, усиление полномочий и расширение состава этого органа.
       Учитывая изложенное, считаем целесообразным создать в Комитете
   по бюджету,  налогам,  банкам  и  финансам  Государственной   Думы
   рабочую группу  с  включением  в  ее  состав представителей Совета
   Федерации, Правительства  РФ,  Центрального  банка  РФ,  кредитных
   организаций, специалистов  Ассоциации  российских  банков,  других
   заинтересованных органов и организаций,  с тем  чтобы  всесторонне
   проработать законопроект,    учесть    политико   -   правовые   и
   экономические последствия его принятия.
       Задачи нормализации   денежного  обращения,  решения  проблемы
   бюджетного кризиса, привлечения инвестиций в производство и других
   насущных проблем  вряд  ли  можно  решить  путем резкого изменения
   статуса Банка России и ограничения его полномочий.  В то же  время
   столь существенный    пересмотр    подходов   к   государственному
   регулированию в этой сфере может негативным образом отразиться  на
   эффективности денежно - кредитной политики.

                                                 Президент Ассоциации
                                                           С.Е.ЕГОРОВ


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz