Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 19.05.98 N 7/2 О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


            КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                    ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                        от 19 мая 1998 г. N 7/2
   
         О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО -
                СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
   
       Заслушав и    обсудив    сообщение    начальника    Управления
   реабилитационной  работы  и специального образования Д.С.  Шилова,
   коллегия  констатирует,  что  за  последние  годы   в   Российской
   Федерации  отмечается  увеличение  количества  безнадзорных детей,
   нуждающихся в помощи государства.
       По данным   МВД   России,   в  1997  г.  сотрудниками  органов
   внутренних    дел    выявлено     63,6     тысячи     безнадзорных
   несовершеннолетних, что на 9% больше, чем в 1996 году.
       Одной из причин роста количества безнадзорных  детей  является
   семейное    неблагополучие.   Обостряется   проблема   социального
   сиротства.  Число лиц,  лишенных родительских  прав,  возросло  за
   последние 5 лет в три раза (с 11 до 35 тысяч).  На учете в органах
   внутренних дел  состоит  свыше  183  тысяч  родителей  и  лиц,  их
   заменяющих, не выполняющих обязанности по воспитанию детей.
       В настоящее время сохраняется практика отчисления обучающихся,
   воспитанников  и  самовольного  оставления  ими по разным причинам
   образовательных  учреждений,  что   также   ведет   к   увеличению
   количества безнадзорных детей и совершению ими правонарушений.
       Безнадзорность является одной из форм социальной  дезадаптации
   несовершеннолетних  и тесно связана с такими ее проявлениями,  как
   уклонение  от  учебы,  бродяжничество,  ранняя   алкоголизация   и
   наркотизация, девиантное и криминальное поведение.
       Все большее значение в работе по профилактике безнадзорности и
   преодолению   сложившейся   ситуации,   наряду   с   традиционными
   образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый
   тип    образовательного    учреждения   -   центры   психолого   -
   педагогической  и  медико  -  социальной  помощи  детям  (далее  -
   ППМС -  центры).  Создание нового типа образовательного учреждения
   вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и  связано  с
   формированием  гуманного  отношения  общества  и  школы  к  детям,
   переходом от авторитарной,  запретительной педагогики к педагогике
   сотрудничества,  становлением системы комплексного индивидуального
   сопровождения развития личности ребенка.
       Основой деятельности  ППМС  -  центров является профилактика и
   предупреждение психолого - педагогических и  медико  -  социальных
   проблем, связанных со становлением подрастающего человека.
       В  системе  образования  Российской  Федерации  создано  свыше
   400 центров  психолого  -  педагогической  и  медико  - социальной
   помощи детям и подросткам.  Позитивные результаты их  деятельности
   стали возможны благодаря созданию реабилитационно - воспитательной
   системы,  в  основу  которой  положены  принципы   гуманистической
   педагогики.
       Ориентация на лучшие качества ребенка - главный  отличительный
   признак  гуманистической  педагогики.  Знать ребенка,  уважать его
   достоинство,  верить  в  его  собственные  силы   и   возможности,
   создавать  условия  для  его  самосовершенствования - эти основные
   идеи   гуманистической   педагогики   К.Д.   Ушинского    остаются
   актуальными и сегодня.
       Принципы гуманистической педагогики реализуют в своей работе с
   безнадзорными детьми ППМС - центры  г. Москвы, Московской области,
   г.  Санкт  -  Петербурга,   г.  Губкина   Белгородской    области,
   г. Екатеринбурга,     Архангельской,     Курганской,    Орловской,
   Ростовской,   Псковской,    Тюменской,    Ярославской    областей,
   Хабаровского края, других регионов России.
       В работе  с  детьми  группы   риска   по   предупреждению   их
   безнадзорности   основными   направлениями   деятельности  центров
   являются психолого - медико -  педагогическое  диагностирование  и
   консультирование,  экстренная психологическая помощь,  социально -
   трудовая адаптация подростков,  работа  с  семьями  группы  риска,
   психолого  -  педагогическая  коррекция,  содействие  полноценному
   психическому развитию личности,  предупреждение возможных личных и
   межличностных  проблем  и  социально - психологических конфликтов,
   защита законных прав  и  интересов  несовершеннолетних.  Одним  из
   важных  направлений  деятельности ППМС - центров является оказание
   своевременной помощи  детям,  оказавшимся  в  кризисной  ситуации,
   работа  с  неорганизованными  детьми  индивидуально  и  в  группах
   краткосрочного     пребывания.     При     этом     обеспечивается
   равнопартнерская,   субъект  -  субъектная  схема  педагогического
   взаимодействия,  происходит  учет   и   формирование   (коррекция)
   индивидуально   -   психологических  особенностей,  способствующих
   школьной и социальной адаптации детей и подростков,  повышению  их
   обучаемости.  Особое  место в системе работы с детьми группы риска
   занимают те ППМС - центры, в которых имеются приюты (стационары).
       ППМС -  центры тесно взаимодействуют по оказанию индивидуально
   ориентированной   педагогической,   психологической,   социальной,
   правовой    и    медицинской    помощи    безнадзорным   детям   с
   образовательными  учреждениями,  семьей,  учреждениями  социальной
   защиты,  органами здравоохранения,  правоохранительными органами и
   другими службами.
       Значительную роль   в   деятельности  ППМС  -  центров  играют
   психологические службы, которые внедряют в работу центров новейшие
   достижения детской,  возрастной, педагогической психологии. Именно
   компетенция   психологов   позволяет   своевременно    фиксировать
   качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные
   особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и
   попечителям  максимально эффективно использовать средства и методы
   воспитательной работы. Такая совместная согласованная деятельность
   специалистов  центров  и родителей формирует у детей положительную
   учебную    мотивацию,    развивает    коммуникативные    качества,
   восстанавливает эмоциональную сферу.
       Многие ППМС  -  центры  непосредственно  организуют   обучение
   несовершеннолетних,  обеспечивая  получение  ими  основного общего
   образования.  В таких случаях  эффективно  используются  различные
   формы и методы коррекционно - развивающего обучения.  Большую роль
   в социально  -  педагогической  реабилитации  детей  с  девиантным
   поведением,   профилактике   их   безнадзорности  играет  трудовое
   обучение.  При  многих  ППМС  -  центрах  функционируют  учебно  -
   производственные   мастерские,   где  созданы  рабочие  места  для
   осуществления  допрофессиональной  и  начальной   профессиональной
   подготовки.
       Решение задач,  стоящих перед  коллективами  ППМС  -  центров,
   особенно  по  предупреждению  школьной  и социальной дезадаптации,
   детской безнадзорности,  требует соответствующей  профессиональной
   подготовки кадров. Многие ППМС - центры включают  своих работников
   в непрерывную курсовую и межкурсовую  подготовку,  способствуя  их
   поэтапному профессиональному продвижению.
       Таким образом, в настоящее время ППМС - центры решают проблемы
   десятков  тысяч  детей,  которые  по разным причинам оказались вне
   школы  или  могут  оставить  ее,  если   им   не   будет   оказана
   своевременная  профессиональная   психолого  -  педагогическая   и
   медико - социальная помощь и поддержка.
       Вместе с  тем,  наряду с положительными тенденциями развития и
   ощутимыми  результатами  работы  ППМС  -  центров,   имеют   место
   проблемы,  требующие своего решения.  Особо актуальной в настоящее
   время является разработка и   утверждение  нормативно  -  правовой
   базы  деятельности ППМС - центров.  В номенклатуру образовательных
   учреждений ППМС - центры не  включены  из-за  отсутствия  типового
   положения.  Статус  специалистов  центров  требует  более  четкого
   юридического определения.
       Острой является   потребность   в   совершенствовании  системы
   подготовки кадров для ППМС - центров. В ряде случаев ППМС - центры
   не  имеют договоров с образовательными учреждениями для проведения
   совместной работы  с  детьми  и  подростками  по  профилактике  их
   школьной    дезадаптации,    безнадзорности    и   правонарушений,
   недостаточно    взаимодействуют    с     другими     составляющими
   реабилитационной службы в образовании.
       Профилактическая деятельность  образовательных  учреждений  не
   получает необходимой научно - методической поддержки. Недостаточно
   используется  опыт  работы  ППМС   -   центров   при   организации
   педагогической    практики   студентов,   повышения   квалификации
   психологов,   социальных   и   коррекционных   педагогов,   других
   специалистов.
       Нуждается в качественном улучшении и  система  информационного
   обеспечения  ППМС  -  центров.  Требуемая  информация  чаще  всего
   оказывается недоступной для тех, кто в ней более всего нуждается -
   для   родителей,   детей  и  педагогов.  Особую  тревогу  вызывает
   рассогласованность действий в этом направлении различных ведомств,
   обеспечивающих поддержку детей группы риска.
       Необходима разработка   и   утверждение   образцов    отчетной
   документации,   критериев  оценки  деятельности  ППМС  -  центров.
   Действующие нормативы труда для многих категорий работников ППМС -
   центров,   вследствие  давности  сроков  их  принятия,  не  всегда
   соответствуют сложности работы сотрудников в новом типе учреждения
   с   учетом   специфики   контингента   дезадаптированных  детей  и
   подростков.  Во  многих  ППМС  -  центрах  остро  стоит   проблема
   оснащенности   материально  -  технической  базы,  укомплектования
   кадрами, особенно социальных педагогов и юристов.
       Коллегия решила:
       1. Одобрить  работу  центров  психолого  -  педагогической   и
   медико -   социальной   помощи   с   безнадзорными   детьми  и  их
   деятельность по профилактике школьной и социальной дезадаптации.
       2. Отметить,   что   содержание   и   результативность  работы
   ППМС -   центров   по   психолого  -  педагогической  реабилитации
   несовершеннолетних,  профилактике их  безнадзорности  подтверждает
   необходимость   развития   сети   учреждений   указанного  типа  в
   действующей системе образования.
       3. Управлению   реабилитационной   работы    и    специального
   образования (Д.С. Шилову):
       3.1. Направить справку о работе ППМС - центров с безнадзорными
   детьми  в  органы  управления  образованием  субъектов  Российской
   Федерации для ознакомления и использования на практике.
       3.2. С  целью  обобщения  и  распространения  опыта  работы  с
   безнадзорными детьми  Хабаровского  городского  экспериментального
   центра  педагогической реабилитации провести в октябре 1998 г.  на
   базе  указанного  центра   Всероссийское   совещание   -   семинар
   директоров   центров   психолого   -  педагогической  и  медико  -
   социальной помощи детям и подросткам.
       3.3. Совместно  с  Управлением  образовательных  стандартов  и
   программ  (Г.К.  Шестаковым),  отделом  повышения  квалификации  и
   переподготовки   специалистов   (В.В.   Безлепкиным)   подготовить
   предложения   по   совершенствованию   содержания   подготовки   и
   профессиональной  переподготовки  педагогических кадров в вопросах
   психолого - педагогического и медико -  социального  сопровождения
   развития личности ребенка.
       3.4. Совместно с органами  управления  образованием  субъектов
   Российской    Федерации    до    01.12.98   разработать   критерии
   эффективности деятельности ППМС - центров.
       4. Органам   управления   образованием   субъектов  Российской
   Федерации:
       4.1. Определить   меры   по  развитию  сети  ППМС  -  центров,
   укреплению их материально -  технической  базы  и  укомплектованию
   кадрами,  совершенствованию  деятельности  на  основе  договоров о
   сотрудничестве с образовательными учреждениями и межведомственного
   взаимодействия.
       4.2. Рекомендовать  центрам   психолого  -  педагогической   и
   медико -  социальной  помощи детям считать сферой особого внимания
   решение   проблем   по   предупреждению   дезадаптации   детей   в
   образовательных учреждениях и их безнадзорности; поддержку семьи и
   ребенка  в  проблемных   ситуациях;   комплексное   индивидуальное
   психолого  -  педагогическое  и  медико - социальное сопровождение
   развития  личности  ребенка,  направленное  на  его  адаптацию   в
   социуме.
       4.3. С целью создания системы мер по профилактике  школьной  и
   социальной  дезадаптации  повысить  ответственность  руководителей
   образовательных учреждений за сохранность контингента обучающихся,
   воспитанников,   не   оставлять   без   внимания   каждый   случай
   самовольного   оставления   детьми   образовательных   учреждений,
   организацию их занятости в летний период.
       4.4. Обратить предметное внимание на работу с  семьями  группы
   риска,     установить    их    постоянное    патронирование,    на
   межведомственной основе  разработать  и  приступить  к  реализации
   комплексной Программы "Семья".
       4.5. Организовать   работу   по   повышению   квалификации   и
   переподготовке   кадров   специалистов  ППМС  -  центров  на  базе
   институтов  повышения  квалификации  работников   образования   по
   вопросам   предупреждения   школьной   и  социальной  дезадаптации
   обучающихся,   оказания   им    профессиональной    психолого    -
   педагогической и медико - социальной помощи.
       4.6. При наличии достаточной сети ППМС - центров  использовать
   опыт  органов  управления  образованием  г.  г.  Москвы  и Санкт -
   Петербурга по  созданию  в  регионах  советов  директоров  ППМС  -
   центров для координации их деятельности и обмена опытом работы.
       5. Контроль  за  выполнением  настоящего  решения возложить на
   заместителя министра Е.Е. Чепурных.
   
                                          Первый заместитель Министра
                                                      В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz