КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 1998 г. N 7/1
О ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления общего
среднего образования М.Р. Леонтьевой о проблемах функционирования
вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской
Федерации, коллегия отмечает, что в системе образовательных
учреждений общего среднего образования Российской Федерации на
начало 1997/98 учебного года работали 1718 вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений с общим охватом обучающихся
0,5 млн. человек.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" и
Типовым положением вечерние (сменные) общеобразовательные
учреждения в настоящее время обеспечивают конституционное право на
получение бесплатного основного общего и среднего (полного) общего
образования различным категориям граждан, не имеющим возможности
обучаться в общеобразовательных учреждениях, а также с учетом
особенностей и возможностей учреждения проводят профессиональную
подготовку и реализуют дополнительные образовательные программы
различной направленности.
Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения играют
значительную роль в деле обеспечения социальной защиты, адаптации
и реабилитации детей и молодежи, являясь демократичным и доступным
видом образовательного учреждения.
В целях обеспечения права на получение образования осужденных
лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, действуют
вечерние (сменные) общеобразовательные школы и учебно -
консультационные пункты.
В период с 1985 по 1993 год проведены рационализация и
сокращение сети вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений
на 2745 учреждений, а обучающихся на 1,2 млн. человек, что было
вызвано резким уменьшением численности учащейся работающей
молодежи, не имеющей среднего образования.
С 1993 по 1995 год продолжалось сокращение вечерних (сменных)
школ вследствие сложного финансового положения не только
российского образования, но и всей экономики в целом.
В последние годы основные показатели развития сети вечерних
школ стабилизировались. В то же время материально - техническая
база, оборудование и оснащение вечерних школ находятся в состоянии
кризиса. Только 54% школ располагаются в собственных помещениях,
многие школы не имеют соответствующих санитарно - гигиенических
условий для обучения. Дефицит помещений приводит к тому, что на
одного обучающегося приходится 1,8 кв. метра, при санитарной норме
2,5 кв. метра.
Значительные изменения претерпел контингент обучающихся в
вечерних школах. Если до 1993 года в них обучалась только
работающая молодежь (от 16 лет), то в настоящее время возрастной
ценз обучающихся приблизился к возрасту учащихся дневных
общеобразовательных школ.
Конституционное установление обязательного основного общего
образования (9-летнее образование), реформирование системы
образования, создавшее разнообразие видов и форм получения общего
среднего образования, появление законодательной возможности
трудиться с 14 лет, принятие нового Типового положения о вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждениях создало основу для
последующего образования и самообразования, осознанного выбора и
освоения профессии, формирования общей культуры личности
обучающегося в данном виде общеобразовательных учреждений.
В настоящее время в вечерних (сменных) школах около 30%
учащихся в возрасте 15 лет и моложе, 45% - 16 - 17 лет, 24% - 18 -
29 лет, 1,3% составляют обучающиеся старше 30 лет.
Проведенные в ряде территорий (г. Москва, Ставропольский край.
Ленинградская, Липецкая, Московская, Орловская и другие области)
исследования показывают, что контингент вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений разнороден по возрасту,
подготовленности, социальной зрелости, профессиональной
направленности и мотивам обучения.
Это подростки, ушедшие из дневной школы по разным причинам,
работающая молодежь, несовершеннолетние, отбывающие наказание в
воспитательных колониях, и взрослые, отбывающие наказание в
исправительных учреждениях системы МВД России.
Несмотря на требования Федерального закона "Об образовании",
продолжается отторжение педагогически запущенных детей из дневной
школы. Вследствие этого в вечерних (сменных) школах открываются 5,
6 классы, а в ряде школ при исправительных учреждениях даже
организуется обучение по программам начальной школы.
Половина обучающихся в вечерних школах - подростки 16 -
17 лет, потерявшие связь с дневной школой, имеющие слабые знания.
Другая часть учащихся - хорошо успевающие учащиеся 10 -
11 классов, проходящие обучение в форме экстерната, с целью
экономии времени для дальнейшего профессионального обучения.
Сложность контингента обучающихся в вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждениях требует дифференцированного
подхода к разработке образовательных программ разного уровня,
обновлению содержания, форм и методов обучения.
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы реализуют
образовательный процесс на основе введенного в 1993 году Базисного
учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного
учреждения, создают гибкие учебные планы, учитывающие уровень
подготовки обучающихся, их образовательные запросы, возможности
образовательных учреждений.
В вечерних школах г. г. Москвы, Санкт - Петербурга,
Ульяновска, Ставропольского края, Ханты - Мансийского автономного
округа и ряда других регионов реализуются учебные программы:
компенсирующего обучения, ускоренного обучения, профилированного
обучения по системе "Школа - вуз", индивидуального обучения,
экстерната.
При общем увеличении численности за последний год уменьшилось
количество учащихся выпускных классов, не получивших аттестат о
среднем полном образовании (с 7075 в 1995/96 учебном году до
6607 в 1996/97 учебном году). Значительно снизился отсев из школы
по причине неуспеваемости (с 25061 до 22325).
Возрос уровень качества знаний учащихся, увеличилось
количество награжденных серебряной медалью за успехи в учебе с
56 до 146.
В новом Базисном плане, вводимом в 1998 году, увеличен
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с 22 до 26 часов в
7 - 9 классах, что позволит в вечерней школе реализовывать
государственный образовательный стандарт и минимум содержания
основных образовательных программ общеобразовательной школы.
Учитывая специфику и особенности организации деятельности
вечерних (сменных) общеобразовательных школ в воспитательных
колониях, Минобразованием России совместно с МВД России был
разработан и утвержден Базисный учебный план для таких учреждений.
В последние годы в Российской Федерации сформировалась система
оказания психологической поддержки детям и подросткам, в которой
равноценное участие принимают педагоги и психологи вечерних школ,
привлекающие к этому процессу медицинских работников в
г. г. Москве, Санкт - Петербурге, Иванове, Орле, Липецке, Сургуте,
Ярославле и других регионах.
Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся успешно
обеспечивают педагогические коллективы вечерних (сменных) школ в
рамках городской Программы "Девиантные дети" г. Майкопа Республики
Адыгея; программы открытой общеобразовательной школы N 2
г. Сургута.
В ряде вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений
организована профессиональная подготовка подростков, имеющая целью
ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для
определенной работы, адаптации к новым социально - экономическим
условиям.
Минобразование России совместно с органами управления
образованием субъектов Российской Федерации и учреждениями
исполнения наказаний МВД России ведет работу по поддержке и
развитию сети вечерних (сменных) общеобразовательных школ в
исправительных учреждениях.
Проблемы организации образовательного процесса, обновления
содержания и методики преподавания, социальной роли учреждений в
обеспечении занятости подростков, оказании им психолого -
педагогической помощи обсуждались на семинарах - совещаниях с
руководителями вечерних (сменных) общеобразовательных школ, на
организованных совместно с Республиканской академией повышения
квалификации педагогических работников курсах, круглых столах.
В состоянии и развитии системы вечерних (сменных)
общеобразовательных школ существует ряд серьезных проблем,
требующих принятия оперативных мер.
Свертывание деятельности методических служб, научных
исследований по проблемам образования взрослых отрицательно
сказалось на развитии вечернего образования в целом.
Разнообразие учреждений, объединенных общим названием
"вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения", особенности
контингента, организация их деятельности требуют нового научно -
методического осмысления и разработки педагогически целесообразных
методик, различных видов примерных учебных планов, нового
поколения программ с учетом специфики учреждений для различных
организационных форм обучения.
Сложность личностных проблем обучающихся вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений обуславливает необходимость
создания сети психологической и социально - педагогической служб,
активного включения в деятельность уже функционирующих центров
психолого - медико - социальной помощи детям и подросткам.
Практически отсутствуют программы повышения квалификации,
разработанные специально для педагогов вечерних школ.
В зачаточном состоянии находится разработка проблем
профессиональной подготовки обучающихся в вечерних школах.
Образовательный процесс вечерних школ недостаточно обеспечен
учебно - методической литературой, программами, учебниками.
В связи с возрастным изменением контингента обучающихся остро
стоит проблема распространения на учащихся вечерних школ
социальных льгот по оплате проезда, питания и выплаты пособий
гражданам, имеющим детей до 18 лет.
В настоящее время около 30% отбывающих наказание в
исправительных учреждениях и 70% в воспитательных колониях не
имеют основного общего образования. При этом продолжается процесс
свертывания сети вечерних (сменных) общеобразовательных школ в
учреждениях исполнения наказаний МВД России ввиду критического
положения с их финансированием и материально - техническим
обеспечением.
Учитывая позитивное значение вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений в создании разнообразных условий
для получения образования всеми желающими, как работающими, так и
не работающими, необходимость принятия мер по поддержке и развитию
этого вида образовательных учреждений, а также обеспечению
социальной, психолого - педагогической коррекции, реабилитации и
социальной помощи подросткам, попавшим в сложные жизненные
ситуации, коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию о состоянии вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
отметив необходимость дальнейшего сохранения и развития этого
социально значимого вида общеобразовательных учреждений для
обеспечения конституционного права граждан на получение
образования.
2. Просить президиум Российской академии образования:
2.1. Разработать в 1998 году программу научных исследований по
проблемам вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.
2.2. Разработать в I квартале 1999 года концепцию содержания и
примерных образовательных программ вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений для различных организационных форм
обучения с учетом специфики контингента.
3. Управлению общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой):
3.1. Совместно с Управлением книгоиздания, библиотек и
информационно - методического обеспечения (А.И. Голосовым) и
другими заинтересованными подразделениями подготовить и издать в
1999 - 2000 гг. серию учебно - методических пособий по проблемам
организации и содержания образовательного процесса в вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждениях.
3.2. Совместно с Управлением начального профессионального
образования (Е.Я. Бутко) разработать в III квартале 1999 года
примерные программы профессиональной подготовки обучающихся в
вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
3.3. Подготовить и провести в 1999 году научно - практическую
конференцию "О проблемах функционирования вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений".
4. Академии повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования (Э.М. Никитину):
4.1. Подготовить и представить план и программу курсов
повышения квалификации педагогических работников вечерних
(сменных) общеобразовательных учреждений.
4.2. В течение 1998/99 учебного года провести серию курсов
повышения квалификации руководителей вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждений, в том числе руководителей школ и
исправительных учреждений МВД России.
4.3. Разработать до 1 сентября 1998 года учебно - методические
программы повышения квалификации педагогических работников
вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений для институтов
повышения квалификации работников образования и направить их в
региональные органы управления образованием.
5. Рекомендовать руководителям органов управления образованием
субъектов Российской Федерации:
5.1. Принять необходимые меры по сохранению и развитию сети
вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.
5.2. Организовать курсы повышения квалификации руководящих и
педагогических работников вечерних (сменных) общеобразовательных
учреждений с учетом изменения контингента обучающихся и различных
форм обучения.
5.3. Оказывать всемерную поддержку работникам вечерних
(сменных) общеобразовательных школ в учреждениях исполнения
наказаний МВД России в вопросах финансирования, методического
обеспечения и повышения квалификации кадров, обратить внимание
социально - психологических служб на решение проблем вечерних
школ.
5.4. Совместно с органами социальной защиты населения
способствовать обеспечению учащихся вечерних (сменных)
общеобразовательных школ льготами по оплате проезда и питания, а
также выплате ежемесячных государственных пособий гражданам,
имеющим детей, не достигших 18 лет.
6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра В.А. Болотова.
Первый заместитель Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
|