Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 19.05.98 N 7/1 О ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


            КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                    ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                        от 19 мая 1998 г. N 7/1
   
            О ПРОБЛЕМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ)
          ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Заслушав и  обсудив  сообщение  начальника  Управления  общего
   среднего образования М.Р.  Леонтьевой о проблемах функционирования
   вечерних   (сменных)   общеобразовательных  учреждений  Российской
   Федерации,  коллегия  отмечает,  что  в  системе   образовательных
   учреждений  общего  среднего  образования  Российской Федерации на
   начало 1997/98 учебного  года  работали  1718  вечерних  (сменных)
   общеобразовательных   учреждений   с   общим  охватом  обучающихся
   0,5 млн. человек.
       В соответствии   с  Федеральным  законом  "Об  образовании"  и
   Типовым   положением   вечерние   (сменные)    общеобразовательные
   учреждения в настоящее время обеспечивают конституционное право на
   получение бесплатного основного общего и среднего (полного) общего
   образования  различным категориям граждан,  не имеющим возможности
   обучаться в общеобразовательных  учреждениях,  а  также  с  учетом
   особенностей  и  возможностей учреждения проводят профессиональную
   подготовку и реализуют  дополнительные  образовательные  программы
   различной направленности.
       Вечерние (сменные)   общеобразовательные   учреждения   играют
   значительную роль в деле обеспечения социальной защиты,  адаптации
   и реабилитации детей и молодежи, являясь демократичным и доступным
   видом образовательного учреждения.
       В целях обеспечения права на получение образования  осужденных
   лиц,  отбывающих наказание в исправительных учреждениях, действуют
   вечерние  (сменные)   общеобразовательные   школы   и   учебно   -
   консультационные пункты.
       В период  с  1985  по  1993  год  проведены  рационализация  и
   сокращение  сети вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений
   на 2745 учреждений,  а обучающихся на 1,2 млн.  человек,  что было
   вызвано   резким   уменьшением   численности  учащейся  работающей
   молодежи, не имеющей среднего образования.
       С 1993  по 1995 год продолжалось сокращение вечерних (сменных)
   школ  вследствие  сложного   финансового   положения   не   только
   российского образования, но и всей экономики в целом.
       В последние годы основные показатели  развития  сети  вечерних
   школ  стабилизировались.  В  то же время материально - техническая
   база, оборудование и оснащение вечерних школ находятся в состоянии
   кризиса.  Только 54%  школ располагаются в собственных помещениях,
   многие школы не имеют соответствующих  санитарно  -  гигиенических
   условий  для обучения.  Дефицит помещений приводит к тому,  что на
   одного обучающегося приходится 1,8 кв. метра, при санитарной норме
   2,5 кв. метра.
       Значительные изменения  претерпел  контингент  обучающихся   в
   вечерних  школах.  Если  до  1993  года  в  них  обучалась  только
   работающая молодежь (от 16 лет),  то в настоящее время  возрастной
   ценз   обучающихся   приблизился   к   возрасту  учащихся  дневных
   общеобразовательных школ.
       Конституционное установление  обязательного  основного  общего
   образования   (9-летнее   образование),   реформирование   системы
   образования,  создавшее разнообразие видов и форм получения общего
   среднего  образования,   появление   законодательной   возможности
   трудиться с 14 лет,  принятие нового Типового положения о вечерних
   (сменных)  общеобразовательных  учреждениях  создало  основу   для
   последующего  образования и самообразования,  осознанного выбора и
   освоения   профессии,   формирования   общей   культуры   личности
   обучающегося в данном виде общеобразовательных учреждений.
       В настоящее  время  в  вечерних  (сменных)  школах  около  30%
   учащихся в возрасте 15 лет и моложе, 45% - 16 - 17 лет, 24% - 18 -
   29 лет, 1,3% составляют обучающиеся старше 30 лет.
       Проведенные в ряде территорий (г. Москва, Ставропольский край.
   Ленинградская,  Липецкая,  Московская, Орловская и другие области)
   исследования   показывают,   что   контингент  вечерних  (сменных)
   общеобразовательных    учреждений    разнороден    по    возрасту,
   подготовленности,     социальной     зрелости,    профессиональной
   направленности и мотивам обучения.
       Это подростки,  ушедшие  из  дневной школы по разным причинам,
   работающая молодежь,  несовершеннолетние,  отбывающие наказание  в
   воспитательных   колониях,  и  взрослые,  отбывающие  наказание  в
   исправительных учреждениях системы МВД России.
       Несмотря на требования Федерального закона  "Об  образовании",
   продолжается  отторжение педагогически запущенных детей из дневной
   школы. Вследствие этого в вечерних (сменных) школах открываются 5,
   6  классы,  а  в  ряде  школ  при  исправительных учреждениях даже
   организуется обучение по программам начальной школы.
       Половина обучающихся  в  вечерних  школах  -  подростки  16  -
   17 лет,  потерявшие связь с дневной школой, имеющие слабые знания.
   Другая   часть   учащихся   -  хорошо  успевающие  учащиеся  10  -
   11 классов,  проходящие  обучение  в  форме  экстерната,  с  целью
   экономии времени для дальнейшего профессионального обучения.
       Сложность контингента   обучающихся   в   вечерних   (сменных)
   общеобразовательных   учреждениях   требует    дифференцированного
   подхода  к  разработке  образовательных  программ  разного уровня,
   обновлению содержания, форм и методов обучения.
       Вечерние (сменные)    общеобразовательные    школы   реализуют
   образовательный процесс на основе введенного в 1993 году Базисного
   учебного    плана    вечернего   (сменного)   общеобразовательного
   учреждения,  создают гибкие  учебные  планы,  учитывающие  уровень
   подготовки  обучающихся,  их образовательные запросы,  возможности
   образовательных учреждений.
       В вечерних   школах   г.   г.   Москвы,  Санкт  -  Петербурга,
   Ульяновска,  Ставропольского края, Ханты - Мансийского автономного
   округа  и  ряда  других  регионов  реализуются  учебные программы:
   компенсирующего обучения,  ускоренного обучения,  профилированного
   обучения  по  системе  "Школа  -  вуз",  индивидуального обучения,
   экстерната.
       При общем увеличении численности за последний год  уменьшилось
   количество  учащихся  выпускных классов,  не получивших аттестат о
   среднем полном образовании (с  7075  в  1995/96  учебном  году  до
   6607 в 1996/97 учебном году).  Значительно снизился отсев из школы
   по причине неуспеваемости (с 25061 до 22325).
       Возрос уровень    качества    знаний   учащихся,   увеличилось
   количество награжденных серебряной медалью за  успехи  в  учебе  с
   56 до 146.
       В новом  Базисном  плане,  вводимом  в  1998  году,   увеличен
   максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с 22 до 26 часов в
   7 -  9  классах,  что  позволит  в  вечерней  школе  реализовывать
   государственный  образовательный  стандарт  и  минимум  содержания
   основных образовательных программ общеобразовательной школы.
       Учитывая специфику  и  особенности  организации   деятельности
   вечерних   (сменных)  общеобразовательных  школ  в  воспитательных
   колониях,  Минобразованием  России  совместно  с  МВД  России  был
   разработан и утвержден Базисный учебный план для таких учреждений.
       В последние годы в Российской Федерации сформировалась система
   оказания психологической поддержки детям и подросткам,  в  которой
   равноценное  участие принимают педагоги и психологи вечерних школ,
   привлекающие   к   этому   процессу   медицинских   работников   в
   г. г. Москве, Санкт - Петербурге, Иванове, Орле, Липецке, Сургуте,
   Ярославле и других регионах.
       Психолого -  педагогическое  сопровождение обучающихся успешно
   обеспечивают педагогические коллективы вечерних (сменных)  школ  в
   рамках городской Программы "Девиантные дети" г. Майкопа Республики
   Адыгея;  программы  открытой   общеобразовательной   школы   N   2
   г. Сургута.
       В ряде   вечерних   (сменных)  общеобразовательных  учреждений
   организована профессиональная подготовка подростков, имеющая целью
   ускоренное  приобретение  обучающимися  навыков,  необходимых  для
   определенной работы,  адаптации к новым социально -  экономическим
   условиям.
       Минобразование России   совместно   с   органами    управления
   образованием   субъектов   Российской   Федерации  и  учреждениями
   исполнения наказаний  МВД  России  ведет  работу  по  поддержке  и
   развитию   сети  вечерних  (сменных)  общеобразовательных  школ  в
   исправительных учреждениях.
       Проблемы организации   образовательного  процесса,  обновления
   содержания и методики преподавания,  социальной роли учреждений  в
   обеспечении   занятости   подростков,   оказании  им  психолого  -
   педагогической помощи обсуждались  на  семинарах  -  совещаниях  с
   руководителями  вечерних  (сменных)  общеобразовательных школ,  на
   организованных совместно  с  Республиканской  академией  повышения
   квалификации педагогических работников курсах, круглых столах.
       В состоянии   и   развитии    системы    вечерних    (сменных)
   общеобразовательных   школ   существует   ряд  серьезных  проблем,
   требующих принятия оперативных мер.
       Свертывание деятельности     методических    служб,    научных
   исследований  по  проблемам  образования   взрослых   отрицательно
   сказалось на развитии вечернего образования в целом.
       Разнообразие учреждений,    объединенных    общим    названием
   "вечерние  (сменные) общеобразовательные учреждения",  особенности
   контингента,  организация их деятельности требуют нового научно  -
   методического осмысления и разработки педагогически целесообразных
   методик,  различных  видов  примерных   учебных   планов,   нового
   поколения  программ  с  учетом  специфики учреждений для различных
   организационных форм обучения.
       Сложность личностных  проблем  обучающихся  вечерних (сменных)
   общеобразовательных   учреждений    обуславливает    необходимость
   создания  сети психологической и социально - педагогической служб,
   активного включения в  деятельность  уже  функционирующих  центров
   психолого - медико - социальной помощи детям и подросткам.
       Практически отсутствуют  программы   повышения   квалификации,
   разработанные специально для педагогов вечерних школ.
       В зачаточном   состоянии    находится    разработка    проблем
   профессиональной подготовки обучающихся в вечерних школах.
       Образовательный процесс вечерних школ  недостаточно  обеспечен
   учебно - методической литературой, программами, учебниками.
       В связи с возрастным изменением контингента обучающихся  остро
   стоит   проблема   распространения   на   учащихся  вечерних  школ
   социальных льгот по оплате  проезда,  питания  и  выплаты  пособий
   гражданам, имеющим детей до 18 лет.
       В настоящее   время   около   30%   отбывающих   наказание   в
   исправительных  учреждениях  и  70%  в  воспитательных колониях не
   имеют основного общего образования.  При этом продолжается процесс
   свертывания  сети  вечерних  (сменных)  общеобразовательных школ в
   учреждениях исполнения наказаний  МВД  России  ввиду  критического
   положения   с  их  финансированием  и  материально  -  техническим
   обеспечением.
       Учитывая позитивное      значение      вечерних      (сменных)
   общеобразовательных учреждений в  создании  разнообразных  условий
   для получения образования всеми желающими,  как работающими, так и
   не работающими, необходимость принятия мер по поддержке и развитию
   этого   вида   образовательных  учреждений,  а  также  обеспечению
   социальной,  психолого - педагогической коррекции,  реабилитации и
   социальной   помощи   подросткам,  попавшим  в  сложные  жизненные
   ситуации, коллегия решила:
       1. Принять   к   сведению   информацию  о  состоянии  вечерних
   (сменных)  общеобразовательных  учреждений  Российской  Федерации,
   отметив  необходимость  дальнейшего  сохранения  и  развития этого
   социально  значимого  вида  общеобразовательных   учреждений   для
   обеспечения    конституционного   права   граждан   на   получение
   образования.
       2. Просить президиум Российской академии образования:
       2.1. Разработать в 1998 году программу научных исследований по
   проблемам вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.
       2.2. Разработать в I квартале 1999 года концепцию содержания и
   примерных     образовательных    программ    вечерних    (сменных)
   общеобразовательных учреждений для различных организационных  форм
   обучения с учетом специфики контингента.
       3. Управлению общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой):
       3.1. Совместно   с   Управлением   книгоиздания,  библиотек  и
   информационно  -  методического  обеспечения  (А.И.  Голосовым)  и
   другими  заинтересованными  подразделениями подготовить и издать в
   1999 - 2000 гг.  серию учебно - методических пособий по  проблемам
   организации  и  содержания  образовательного  процесса  в вечерних
   (сменных) общеобразовательных учреждениях.
       3.2. Совместно   с  Управлением  начального  профессионального
   образования (Е.Я.  Бутко) разработать в  III  квартале  1999  года
   примерные  программы  профессиональной  подготовки  обучающихся  в
   вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
       3.3. Подготовить  и провести в 1999 году научно - практическую
   конференцию  "О  проблемах  функционирования  вечерних   (сменных)
   общеобразовательных учреждений".
       4. Академии   повышения   квалификации   и    профессиональной
   переподготовки работников образования (Э.М. Никитину):
       4.1. Подготовить  и  представить  план  и   программу   курсов
   повышения    квалификации   педагогических   работников   вечерних
   (сменных) общеобразовательных учреждений.
       4.2. В  течение  1998/99  учебного  года провести серию курсов
   повышения   квалификации    руководителей    вечерних    (сменных)
   общеобразовательных  учреждений,  в том числе руководителей школ и
   исправительных учреждений МВД России.
       4.3. Разработать до 1 сентября 1998 года учебно - методические
   программы   повышения   квалификации   педагогических   работников
   вечерних  (сменных)  общеобразовательных учреждений для институтов
   повышения квалификации работников образования  и  направить  их  в
   региональные органы управления образованием.
       5. Рекомендовать руководителям органов управления образованием
   субъектов Российской Федерации:
       5.1. Принять необходимые меры по сохранению  и  развитию  сети
   вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.
       5.2. Организовать курсы повышения квалификации  руководящих  и
   педагогических  работников  вечерних (сменных) общеобразовательных
   учреждений с учетом изменения контингента обучающихся и  различных
   форм обучения.
       5.3. Оказывать   всемерную   поддержку   работникам   вечерних
   (сменных)   общеобразовательных   школ  в  учреждениях  исполнения
   наказаний МВД  России  в  вопросах  финансирования,  методического
   обеспечения  и  повышения  квалификации кадров,  обратить внимание
   социально - психологических  служб  на  решение  проблем  вечерних
   школ.
       5.4. Совместно  с   органами   социальной   защиты   населения
   способствовать    обеспечению    учащихся    вечерних    (сменных)
   общеобразовательных школ льготами по оплате проезда и  питания,  а
   также   выплате  ежемесячных  государственных  пособий  гражданам,
   имеющим детей, не достигших 18 лет.
       6. Контроль  за  выполнением  настоящего  решения возложить на
   заместителя министра В.А. Болотова.
   
                                          Первый заместитель Министра
                                                      В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz