Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 1998 ГОДА N 15-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 2, 12, 17, 24 И 34 ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


         ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                        от 19 мая 1998 года N 15-П

         ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
             СТАТЕЙ 2, 12, 17, 24 И 34 ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ

        Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
    председательствующего Н.В.  Селезнева,  судей Г.А.  Гаджиева, Л.М.
    Жарковой,  Т.Г.  Морщаковой,  Ю.Д.  Рудкина,  О.И.  Тиунова,  Б.С.
    Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
        с участием    представителей    сторон,     обратившихся     в
    Конституционный  Суд Российской Федерации:  кандидатов юридических
    наук А.Ф.  Малого и Г.Б.  Романовского - представителей  гражданки
    О.В.   Романовской,   адвоката   О.В.   Гриневой  -  представителя
    администрации Владимирской области,
        руководствуясь статьей 125 (пункт  "а"  части  2  и  часть  4)
    Конституции  Российской  Федерации,  подпунктом  "а"  пункта  1  и
    пунктом 3  части  первой,  частями  второй  и  третьей  статьи  3,
    подпунктом  "а"  пункта  1  и  пунктом  3  части второй статьи 22,
    статьями 36, 74, 84, частью первой статьи 85, статьями 86, 96, 97,
    99,  101,  102  и  104  Федерального  конституционного  закона  "О
    Конституционном Суде Российской Федерации",
        рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
    конституционности отдельных положений статей 2,  12,  17,  24 и 34
    Основ законодательства Российской  Федерации  о  нотариате  от  11
    февраля 1993 года.
        Поводом к   рассмотрению   дела   явились  запросы  Эжвинского
    районного  суда  Республики   Коми,   администрации   Владимирской
    области, а также индивидуальная жалоба гражданки О.В. Романовской.
        Учитывая, что оба запроса и жалоба касаются одного и  того  же
    предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь
    статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном
    Суде  Российской  Федерации",  соединил  дела по этим обращениям в
    одном производстве.
        Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.М.  Жарковой, объяснения
    представителей сторон, заключение эксперта - кандидата юридических
    наук  Л.Ф.  Лесницкой,  выступления   приглашенных   в   заседание
    представителей:  от  Верховного  Суда  Российской Федерации - В.Н.
    Пирожкова,  от Генеральной прокуратуры Российской Федерации - И.А.
    Буданова,  от  Министерства  юстиции  Российской  Федерации - С.М.
    Юдушкина, от Федеральной нотариальной палаты - А.И. Тихенко и Н.Ф.
    Шарафетдинова,    от    общественного    объединения   "Московская
    нотариальная палата"  -  В.С.  Репина,  исследовав  представленные
    документы   и   иные  материалы,  Конституционный  Суд  Российской
    Федерации
        установил:
        1. В производстве Эжвинского районного  суда  Республики  Коми
    находится  дело  по  иску  нотариальной  палаты  Республики Коми к
    нотариусу,   занимающемуся   частной   практикой,   о    взыскании
    задолженности  по  членским  взносам.  Придя  к выводу о том,  что
    подлежащие применению в этом деле положения части четвертой статьи
    2  и  части  первой  статьи  24  Основ законодательства Российской
    Федерации о нотариате об обязательности  членства  в  нотариальной
    палате    нотариусов,    занимающихся    частной   практикой,   не
    соответствуют  статье  30   (часть   2)   Конституции   Российской
    Федерации,  запрещающей  принуждение  к  вступлению  в  какое-либо
    объединение или пребыванию в нем, суд приостановил производство по
    делу  и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос
    о проверке конституционности указанных норм.
        Северодвинский городской    суд   Архангельской   области   на
    основании статей 2,  12, 24 и 34 Основ законодательства Российской
    Федерации   о   нотариате  удовлетворил  иск  нотариальной  палаты
    Архангельской  области  о  лишении  гражданки  О.В.   Романовской,
    исключенной  из  состава  нотариальной палаты,  права нотариальной
    деятельности.  В своей жалобе  в  Конституционный  Суд  Российской
    Федерации О.В.  Романовская утверждает,  что примененные в ее деле
    часть четвертая статьи 2 и часть первая статьи 24  Основ  нарушают
    принцип   равенства   прав   и   свобод   человека  независимо  от
    принадлежности    к    общественным    объединениям,    а    также
    конституционные   права   на   свободу   пребывания  в  каком-либо
    объединении и распоряжения своими способностями  к  труду,  выбора
    рода деятельности и профессии,  т.е.  не соответствуют статьям 19,
    30 и 37 Конституции Российской Федерации.  Кроме  того,  в  жалобе
    оспаривается  конституционность  положения  пункта  3  части пятой
    статьи  12  Основ,  наделяющего  нотариальную  палату  полномочием
    обращаться в суд с ходатайством о лишении нотариуса, занимающегося
    частной практикой,  права нотариальной деятельности  за  нарушение
    законодательства.   Заявительница   полагает,  что  данная  норма,
    возлагающая на негосударственное объединение контрольные  функции,
    нарушает статьи 3 и 11 Конституции Российской Федерации,  согласно
    которым властные полномочия должны осуществляться только  органами
    государственной власти и местного самоуправления.
        По мнению  администрации  Владимирской   области,   нотариусы,
    занимающиеся частной практикой, выполняют государственные функции,
    и потому их деятельность, по смыслу статей 3 (часть 2) и 11 (часть
    2)   Конституции  Российской  Федерации,  должна  контролироваться
    только органами государственной власти.  В связи с этим заявителем
    оспаривается    конституционность    отдельных   положений   Основ
    законодательства Российской Федерации о нотариате, предоставляющих
    нотариальной     палате    следующие    организационно-контрольные
    полномочия:  совместно  с  органом   юстиции   разрешать   вопросы
    учреждения и ликвидации должности нотариуса, определять количество
    должностей нотариусов в нотариальном округе (части первая и вторая
    статьи  12);  самостоятельно  осуществлять контроль за исполнением
    нотариусами,  занимающимися  частной  практикой,  профессиональных
    обязанностей  (часть  первая  статьи  34)  и  обращаться  в  суд с
    представлениями о прекращении их деятельности в случаях совершения
    ими действий, противоречащих законодательству Российской Федерации
    (часть вторая статьи 17).
        Таким образом,  предметом   проверки   Конституционного   Суда
    Российской  Федерации  по  данному  делу  являются положения части
    четвертой статьи 2 и части первой статьи 24 Основ законодательства
    Российской  Федерации о нотариате об обязательности для нотариуса,
    занимающегося частной практикой,  членства в нотариальной палате и
    положения частей первой и второй,  пункта 3 части пятой статьи 12,
    части  второй  статьи  17  и  части  первой  статьи  34  Основ  об
    осуществлении   нотариальной   палатой  организационно-контрольных
    функций в сфере нотариальной деятельности.
        2. Нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав  и
    законных   интересов   граждан   и  юридических  лиц,  обеспечивая
    совершение нотариусами, работающими в государственных конторах или
    занимающимися частной практикой,  предусмотренных законодательными
    актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (статья
    1  Основ),  что  гарантирует  доказательственную  силу и публичное
    признание нотариально оформленных документов.
        Осуществление нотариальных  функций   от   имени   государства
    предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает
    необходимость организации государством эффективного контроля за их
    деятельностью,   включая   деятельность  нотариусов,  занимающихся
    частной практикой и  в  качестве  таковых  принадлежащих  к  лицам
    свободной  профессии.  В  связи  с  этим Основами законодательства
    Российской Федерации о  нотариате  предусматривается  создание  во
    всех   субъектах   Российской   Федерации   нотариальных  палат  -
    некоммерческих организаций,  представляющих собой профессиональные
    объединения, которые основаны на обязательном членстве нотариусов,
    занимающихся частной практикой,  и организуют работу на  принципах
    самоуправления  в  соответствии  с  федеральным законодательством,
    законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и
    своим уставом (части первая, третья и четвертая статьи 24).
        Публично-правовое предназначение      нотариальных       палат
    проявляется  прежде всего в том,  что они осуществляют контроль за
    исполнением нотариусами,  занимающимися частной  практикой,  своих
    профессиональных   обязанностей,   а  также  обращаются  в  суд  с
    ходатайствами или представлениями о лишении их права  нотариальной
    деятельности  за  нарушение  законодательства (пункт 3 части пятой
    статьи 12, часть вторая статьи 17 и часть первая статьи 34 Основ).
    Реализация    нотариальной    палатой   такого   рода   полномочий
    предполагает   обязательность   членства   в    ней    нотариусов,
    занимающихся  частной  практикой (часть четвертая статьи 2 и часть
    первая  статьи  24  Основ).   Последнее   выступает   в   качестве
    установленного    законодателем    условия   их   профессиональной
    деятельности.  С момента наделения в определенном законом  порядке
    полномочиями  по  осуществлению  частной нотариальной деятельности
    нотариус  в  силу   закона   становится   членом   соответствующей
    нотариальной палаты как профессионального объединения,  на которое
    государство возлагает ответственность за  обеспечение  надлежащего
    качества нотариальных действий.
        Нотариальные палаты  выполняют и другие специфические публично
    значимые  задачи  -  оказывают  содействие  в   развитии   частной
    нотариальной деятельности,  организации стажировки претендентов на
    должность   нотариуса,   повышении   профессиональной   подготовки
    нотариусов,  возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по
    делам,   связанным   с   деятельностью   нотариусов,   организации
    страхования  нотариальной  деятельности для обеспечения возмещения
    возможного ущерба от нотариальных действий (часть вторая статьи 25
    Основ).
        Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для
    их организации неприемлем принцип добровольности,  характерный для
    членства в других объединениях, которые создаются исключительно на
    основе   общности   интересов   граждан   (статья  30  Конституции
    Российской Федерации,  статья 117 Гражданского кодекса  Российской
    Федерации,  часть  1 статьи 3 Федерального закона "Об общественных
    объединениях").
        Обязательность членства   занимающихся    частной    практикой
    нотариусов   в   нотариальной  палате  как  условие  занятия  этой
    профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни
    конституционные  права  на  свободу  объединения и свободный выбор
    рода деятельности и профессии (статьи  19,  30  и  37  Конституции
    Российской Федерации),  поскольку государство вправе устанавливать
    для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае
    -  нотариальную) деятельность,  обязательные условия назначения на
    должность и пребывания в должности.
        Аналогичная правовая     позиция      была      сформулирована
    Конституционным  Судом  Российской Федерации в постановлении от 28
    января 1997  года  по  делу  о  проверке  конституционности  части
    четвертой статьи 47 УПК РСФСР:  государство,  обеспечивая оказание
    гражданам   различных   видов    юридической    помощи,    обязано
    устанавливать  с  этой  целью определенные профессиональные и иные
    требования;  к компетенции законодателя  относится  и  определение
    соответствующих    условий    допуска   тех   или   иных   лиц   к
    профессиональной юридической деятельности с  учетом  ее  публичной
    значимости.
        Это тем   более   оправдано,    когда    такая    деятельность
    осуществляется   от   имени   государства,  что  имеет  место  при
    совершении  нотариальных  действий.   Кроме   того,   членство   в
    нотариальной   палате  не  препятствует  нотариусам,  занимающимся
    частной  практикой,  участвовать  в  создании  других  объединений
    (общественных,  профессиональных  союзов  и  т.п.),  основанных на
    принципе  добровольного  членства,  однако  такие  объединения  не
    вправе  осуществлять установленные Основами для нотариальных палат
    властные организационно-контрольные полномочия.
        Невыполнение занимающимся   частной    практикой    нотариусом
    требований,  связанных  с  обязательным  членством  в нотариальной
    палате,  является нарушением законодательства и как таковое  может
    повлечь  прекращение  судом  его  деятельности.  Однако членство в
    нотариальной палате и связанное с ним право осуществления  частной
    нотариальной  деятельности  не  должны  ставиться в зависимость от
    каких-либо иных,  не установленных законом условий, в частности от
    уплаты не предусмотренных Основами вступительных взносов.
        3. Возложение     на     нотариальные    палаты    обязанности
    контролировать,  исходя из публичных  интересов,  профессиональную
    деятельность  своих  членов  и реагировать на выявленные нарушения
    законодательства  свидетельствует,   по   мнению   заявителей,   о
    наделении      негосударственных      органов     государственными
    (контрольными) полномочиями и потому не  соответствует  положениям
    статей  3  и  11 Конституции Российской Федерации об осуществлении
    государственной власти органами государства.
        Между тем  Конституция  Российской  Федерации,  в  том   числе
    указанные   конституционные   нормы,   не   запрещает  государству
    передавать  отдельные  полномочия  исполнительных  органов  власти
    негосударственным  организациям,  участвующим в выполнении функций
    публичной власти.  По смыслу ее статей 78 (части  2  и  3)  и  132
    (часть  2),  такая  передача  возможна  при  условии,  что  это не
    противоречит  Конституции  Российской  Федерации   и   федеральным
    законам.
        Наделение государством нотариальных  палат  в  соответствии  с
    законом  отдельными  управленческими и контрольными полномочиями в
    целях обеспечения в  нотариальной  деятельности  гарантий  прав  и
    свобод  граждан  не противоречит Конституции Российской Федерации.
    Ее статьи 45 (часть 1)  и  48  (часть  1),  закрепляя  обязанность
    государства гарантировать защиту прав и свобод,  в том числе права
    на получение квалифицированной юридической  помощи,  не  связывают
    законодателя в выборе путей выполнения указанной обязанности.  Им,
    в  частности,  определяются  и   способы   контроля   со   стороны
    нотариальных   палат  за  деятельностью  нотариусов,  занимающихся
    частной  практикой.  Предусмотренные   Основами   законодательства
    Российской  Федерации  о  нотариате способы контроля согласуются с
    международной практикой:  резолюция Европейского парламента от  18
    января  1994  года характеризует профессию нотариуса как публичную
    службу,  контролируемую государством или органом,  действующим  на
    основании  устава  и  наделенным  соответствующими полномочиями от
    имени государства.
        Вместе с  тем  контрольные  полномочия   нотариальных   палат,
    закрепленные  в  оспариваемых  положениях  Основ  законодательства
    Российской Федерации о нотариате (пункт 3 части пятой  статьи  12,
    часть  вторая  статьи  17 и часть первая статьи 34),  не исключают
    существование и иного государственного контроля  за  деятельностью
    как   нотариусов,   так   и  нотариальных  палат:  органы  юстиции
    регистрируют уставы нотариальных палат и, следовательно, проверяют
    их соответствие закону, а также совместно с нотариальными палатами
    осуществляют контроль за  исполнением  нотариусами,  занимающимися
    частной  практикой,  правил  нотариального делопроизводства (часть
    вторая статьи 9, статья 33 Основ); выполнение нотариальной палатой
    предписанных законом обязанностей поднадзорно прокуратуре (пункт 2
    статьи 1,  пункт 1 статьи 21 Федерального  закона  "О  прокуратуре
    Российской   Федерации"),  подконтрольно  органам  государственной
    статистики и налоговым органам (статьи 32 и 33 Федерального закона
    "О   некоммерческих   организациях").  Отказ  нотариуса  совершить
    нотариальное действие или неправильное совершение им нотариального
    действия  обжалуются  в судебном порядке (статья 49 Основ);  кроме
    того,  в  соответствии  со  статьей  46  (часть   2)   Конституции
    Российской  Федерации  и  на основании Закона Российской Федерации
    "Об обжаловании в суд  действий  и  решений,  нарушающих  права  и
    свободы граждан" суды во всяком случае вправе рассмотреть вопрос и
    о законности действий или решений нотариальных палат.
        4. Основы законодательства Российской  Федерации  о  нотариате
    содержат  значительный  перечень  вопросов,  разрешаемых совместно
    органами  юстиции  и  нотариальными  палатами,  в  том  числе   об
    учреждении   и   ликвидации   должности   нотариуса,   определении
    количества должностей в нотариальном округе (части первая и вторая
    статьи   12).   Администрация   Владимирской  области  усматривает
    неконституционность названных положений также и в том,  что ими не
    предусмотрены  правовые  механизмы устранения возникающих при этом
    разногласий.
        Отсутствие механизма   урегулирования   возможных  разногласий
    между нотариальными палатами  и  органами  юстиции  по  подлежащим
    совместному  разрешению  вопросам  может  приводить  на практике к
    нарушению  прав  лиц,  заинтересованных  в  занятии   нотариальной
    деятельностью,  дефициту  нотариальных  услуг  и другим негативным
    последствиям,  на которые указывали  заявители  по  данному  делу.
    Однако  это  не  является основанием для признания частей первой и
    второй статьи  12  Основ  противоречащими  Конституции  Российской
    Федерации,  в  том  числе ее статьям 3 и 11.  Проблема обеспечения
    соответствующего законодательного регулирования должна быть решена
    законодателем.
        Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
    статьи 71,  статьями 72,  74,  75,  79, 87, 100 и 104 Федерального
    конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде   Российской
    Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
        постановил:
        1. Признать  положения части четвертой статьи 2 и части первой
    статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации о  нотариате
    об  обязательности  членства  в  нотариальной  палате  нотариусов,
    занимающихся частной практикой,  как условии  их  профессиональной
    деятельности,     связанной     с     осуществлением     публичных
    (государственных)   функций,   не   противоречащими    Конституции
    Российской Федерации.
        2. Признать  положения частей первой и второй,  пункта 3 части
    пятой статьи 12,  части второй статьи 17 и части первой статьи  34
    Основ   законодательства   Российской   Федерации   о   нотариате,
    возлагающие  на  нотариальную  палату  полномочия  по  организации
    деятельности  нотариата,  в  том  числе по учреждению и ликвидации
    должности нотариуса,  определению числа должностей в  нотариальном
    округе   и  осуществлению  контроля  за  исполнением  нотариусами,
    занимающимися частной практикой, профессиональных обязанностей, не
    противоречащими Конституции Российской Федерации.
        3. Федеральному       Собранию      при      совершенствовании
    законодательства  Российской  Федерации   о   нотариате   надлежит
    урегулировать механизм взаимодействия между нотариальными палатами
    и органами юстиции.
        4. Согласно частям первой  и  второй  статьи  79  Федерального
    конституционного   закона   "О   Конституционном  Суде  Российской
    Федерации"  настоящее  Постановление  является  окончательным,  не
    подлежит   обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно  после  его
    провозглашения и действует непосредственно.
        5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона  "О
    Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление
    подлежит    незамедлительному    опубликованию     в     "Собрании
    законодательства  Российской  Федерации"  и в "Российской газете".
    Постановление  должно  быть   также   опубликовано   в   "Вестнике
    Конституционного Суда Российской Федерации".

     Конституционный Суд
     Российской Федерации
     N 15-П

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz