Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 18.05.98 N 453 О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ НА ПЕРИОД 1998 2000 ГОДОВ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 18 мая 1998 г. N 453

              О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
                      НА ПЕРИОД 1998 - 2000 ГОДОВ

       Правительство Российской Федерации постановляет:
       1. Одобрить  Концепцию  реформирования  российской  науки   на
   период 1998 - 2000 годов (прилагается).
       2. Министерству  науки  и  технологий  Российской   Федерации,
   Министерству экономики Российской Федерации, Министерству общего и
   профессионального  образования  Российской  Федерации,  Российской
   академии наук и отраслевым академиям наук, имеющим государственный
   статус, организовать работу по реализации Концепции реформирования
   российской науки на период 1998 - 2000 годов.

                                           Председатель Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                           С.КИРИЕНКО






                                                             Одобрена
                                         Постановлением Правительства
                                                 Российской Федерации
                                              от 18 мая 1998 г. N 453

                               КОНЦЕПЦИЯ
               РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ НА ПЕРИОД
                           1998 - 2000 ГОДОВ

               1. Наука - важнейший ресурс экономического
                     и духовного обновления России

       К концу XX века человечество  пришло  с  большими  научными  и
   технологическими достижениями,  коренным образом изменившими уклад
   жизни.  Именно в этом веке освоены источники энергии, сопоставимые
   по мощности с природными явлениями, созданы вычислительные машины,
   позволяющие   расширить   интеллектуальные   возможности    людей,
   осуществлено  искусственное  воспроизводство биологических особей,
   созданы системы связи и транспорта, сблизившие людей и континенты,
   начато освоение внеземного пространства.
       Мы являемся свидетелями и участниками бурного развития науки и
   техники.  Новые  технологические возможности реально влияют на ход
   эволюционного развития  Земли.  Это  накладывает  на  человечество
   огромную   ответственность,   связанную   с   опасностью  усиления
   негативного антропогенного воздействия на природу.  Однако  данное
   обстоятельство   неспособно  остановить  или  замедлить  научно  -
   технический прогресс: наука стала мощной производительной силой, а
   научно    -    технический    потенциал    -   решающим   фактором
   конкурентоспособности   стран   на   мировом   рынке.    Сложились
   качественно   новые   политические,   социальные  и  экономические
   механизмы,  стимулирующие инновационное,  поступательное  развитие
   общества,   его  гармоничное  взаимодействие  с  природой.  Именно
   поэтому  эффективное  и  целенаправленное  использование   научных
   разработок   является   важнейшим  фактором  устойчивого  развития
   человечества в третьем тысячелетии.  Тем самым в  повестке  дня  -
   разработка и реализация курса на превращение отечественной науки в
   важнейший  фактор  обновления  и  развития  России,  укрепления  и
   наращивания   ее  интеллектуального,  социально  -  экономического
   потенциала, обеспечения национальной безопасности.
       Обладая исключительно высокой экономической результативностью,
   современные научные исследования становятся все более дорогими.  И
   это  объективный  процесс,  так  как  уровень и сложность решаемых
   научных проблем постоянно повышаются.  Высокая  стоимость  научных
   исследований    заставляет   все   индустриальные   страны   самым
   внимательным образом относиться к  выбору  научных  приоритетов  и
   механизмов   их   реализации.   С   одной   стороны,   в   области
   фундаментальных наук быстро расширяется международная  кооперация,
   а  с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми
   и  их  результаты  рассматриваются  как  национальное   достояние,
   имеющее стратегическое значение.
       Наука в  СССР  занимала  весьма  привилегированное положение и
   достаточно хорошо финансировалась.  В целях обеспечения военной  и
   технологической  безопасности  страны  исследования велись по всем
   направлениям фундаментальных  и  прикладных  наук  и  дали  немало
   выдающихся  открытий.  Вместе с тем стремление сохранить паритет с
   другими странами  по  всем  направлениям  научно  -   технического
   развития  реализовывалось путем образования большого числа научных
   учреждений,  не  всегда  имевших  нужный  кадровый  и  технический
   потенциал   и   в   силу   этого   не  достигших  мирового  уровня
   исследований.
       Недостаточное внимание   к   использованию   лучших    научных
   достижений  в  гражданских  областях  и  неэффективность механизма
   внедрения технологий в практику привели к тому,  что,  имея мощный
   научно  - образовательный потенциал,  СССР в последнее десятилетие
   своего существования утратил передовые позиции по ряду важных  для
   развития страны направлений.
       В России    реформирование    научной    сферы   пришлось   на
   исключительно сложный период перехода к рыночной экономике.  Наука
   оказалась   одной   из  тех  областей  деятельности,  для  которых
   последствия  перехода  к  рынку  носили   наиболее   деструктивный
   характер.  Так,  ассигнования  на  науку из федерального бюджета в
   течение  1991  -  1996  годов  реально  сократились  в  6  раз,  а
   среднемесячная  заработная  плата  -  почти в 3 раза.  Численность
   занятых в науке уменьшилась за этот период в 2 раза.  В том, что в
   нынешних  тяжелых условиях российская наука еще достаточно активно
   функционирует,  главную  роль  играет  преданность   своему   делу
   большинства ученых старшего и среднего возраста.
       Значительное уменьшение   объемов    финансирования    создало
   ситуацию,  при  которой реформирование науки сочетается с решением
   проблем  выживания  и   сохранения   активной   части   научно   -
   технического   потенциала   страны.   В   этой   сложной  ситуации
   предпринятые государственными органами управления меры позволили в
   определенной   степени  смягчить  последствия  кризиса,  сохранить
   существенную часть накопленного научно - технического  потенциала,
   а  также остаться на передовых позициях по ряду важных направлений
   развития современной науки и техники.
       Следует признать,  что,  хотя  кризисные  явления  в  научно -
   технической сфере весьма остры,  налицо и первые успешные  примеры
   адаптации  научных  учреждений  к  новым  условиям хозяйствования.
   Российская наука стала более открытой и демократичной, расширилось
   участие российских ученых, а также научных организаций в различных
   международных  программах  и  проектах,   исчезли   идеологические
   ограничения и жесткий административный контроль.
       Естественным шагом  явилось  развитие  в   России   механизмов
   функционирования   научной   сферы,   характерных   для   рыночной
   экономики.  К  ним   относятся,   прежде   всего,   финансирование
   исследований  и  разработок на конкурсной основе через бюджетные и
   внебюджетные фонды, формирование и реализация целевых программ.
       С учетом   исторической   специфики   российской   науки  были
   предприняты меры по сохранению ведущих научных школ и  преодолению
   разобщенности науки, образования и производства.
       Однако научно - техническая сфера до сих пор не стала  базовым
   элементом   социально   -   экономического  прогресса  российского
   общества,  как это  определено  Федеральным  законом  "О  науке  и
   государственной научно   -   технической   политике"   и   указами
   Президента  Российской  Федерации  от 1 апреля  1996 г.  N 440  "О
   Концепции  перехода  Российской Федерации к устойчивому развитию",
   от 13 июня 1996 г.  N 884 "О доктрине развития российской  науки",
   от  15 апреля 1996 г. N 558  "О мерах  по развитию фундаментальной
   науки в Российской Федерации и статусе Российской академии  наук".
   Одновременно   предстоит   реализовать   провозглашенную   в  этих
   основополагающих документах поддержку развития  науки  в  качестве
   приоритетной задачи государства.
       Формирование динамично  развивающегося  научно  - технического
   потенциала,  отвечающего  современным  требованиям   и   ресурсным
   возможностям  страны,  повышение эффективности его использования в
   целях  обеспечения  духовного  и   физического   здоровья   нации,
   конкурентоспособности  экономики  и  обороны  государства являются
   стратегическими целями реформирования научно - технической сферы.
       Основная задача  ближайших  лет - создание необходимых условий
   для сохранения и развития наиболее перспективной части  российской
   науки   и   системы   подготовки   научных   кадров,   определение
   приоритетных  направлений  в  научно   -   технической   сфере   и
   концентрация    на    этих    направлениях   имеющихся   ресурсов,
   реформирование   научно   -   технического   комплекса,   создание
   технологической  базы  перехода  на  путь  экономического  роста и
   повышения благосостояния населения.
       На основе   данной   Концепции   должна   быть    сформирована
   государственная  программа  реформирования науки,  содержащая план
   действий на каждый год.

                2. Активизация государственной научно -
                          технической политики

       Разработка новых    приоритетов   в   развитии   науки   будет
   базироваться   на   современных   общенациональных   социально   -
   экономических  целях  развития  страны с учетом мировых тенденций,
   историко - культурных и научных традиций России.  При этом  особое
   внимание следует уделить согласованности научной, образовательной,
   промышленной и оборонной концепций развития страны.
       Определение стратегических  направлений  фундаментальной науки
   должно проводиться исходя из оценки  возможности  получения  новых
   знаний  и  наличия в стране ученых,  способных решать поставленные
   проблемы.   Прикладная   наука   призвана    ориентироваться    на
   практическую  реализацию  новых  знаний  в  целях повышения уровня
   жизни  населения,  обеспечения  конкурентоспособности   экономики,
   охраны окружающей среды и укрепления оборонного потенциала страны.
       Формирование государственного  заказа   науке,   определяемого
   стратегией развития общества,  составляет главное звено проводимой
   научной политики и системы ее реализации.  Основным механизмом при
   этом     является    конкурсный    отбор    предложений    ученых,
   товаропроизводителей и потребителей продукции.
       Конкурсный отбор     производится     открыто,    на    основе
   государственной    экспертизы,     определяющей     обоснованность
   предложений и их соответствие следующим критериям: перспективность
   исследований,  обеспечение экономической и оборонной безопасности,
   развитие   интеллектуального  потенциала  общества,  эффективность
   использования бюджетных ассигнований,  потребности рынка и  др.  В
   области прикладных   научно   -   исследовательских   и  опытно  -
   конструкторских работ основным должен быть принцип  межотраслевого
   решения задач в рамках проектов,  ориентированных на использование
   результатов исследований в экономике.
       В рамках   государственной   программы   реформирования  науки
   следует предусмотреть выделение целевых бюджетных ассигнований  на
   реструктуризацию научно - технической сферы и развитие ее рыночной
   инфраструктуры, обновление технической базы научных организаций, а
   также  на  поддержку  ведущих научных школ,  содержание уникальных
   научных установок.  Срочного решения требуют вопросы строительства
   и ремонта объектов научной сферы.
       Учитывая общемировоззренческую роль фундаментальной науки и ее
   значение  как  базиса  для  прикладных  исследований и разработок,
   следует  сделать  особый  акцент  на   государственной   поддержке
   фундаментальных исследований. Это важно не только в целях создания
   задела на будущее, но и для сохранения уникальной научной культуры
   России, являющейся мировым достоянием.
       В области  фундаментальных  исследований   выбор   направлений
   определяется  как  потребностями общества,  так и закономерностями
   развития  самой  науки.  Поэтому  с  учетом   социальных   мотивов
   использования научных результатов,  ориентируясь на стратегические
   цели,  следует обеспечивать  свободу  научного  поиска,  сохранять
   завоеванные  научные  позиции,  соразмерять  объемы  естественно -
   научных    и    гуманитарных    исследований,     стремиться     к
   сбалансированному развитию смежных научных направлений.
       Особую роль в решении этих задач призван сыграть академический
   сектор  науки,  и  в  первую  очередь  - Российская академия наук,
   которая   является    общепризнанным    лидером    в    проведении
   фундаментальных    исследований.    Важный    вклад   в   развитие
   соответствующих областей знаний должны внести отраслевые академии,
   имеющие  государственный статус.  Инициатива научного сообщества в
   развитии научно - исследовательской  сферы  будет  проявляться,  в
   частности,     в    деятельности    наряду    с    государственным
   негосударственного сектора науки,  включающего  академии,  научные
   общества, ассоциации и т.д.
       Новый импульс следует придать развитию системы государственных
   научных центров,   объединяющих   основной  научно  -  технический
   потенциал страны в  области  прикладных  исследований.  Необходимо
   более  жестко  связать объемы их государственного финансирования с
   уровнем и объемом выполняемых по  государственному  заказу  работ.
   Огромная экспериментальная база, сосредоточенная в государственных
   научных центрах,  должна при поддержке государства стать полигоном
   для  активной  инновационной  деятельности,  способным  привлекать
   соизмеримые с государственными внебюджетные средства.
       Основным инструментом    реализации   приоритетов   научно   -
   технического развития является программно  -  целевой  метод.  Его
   стержень   составляют   научно  -  исследовательские  и  опытно  -
   конструкторские работы,  выполняемые в рамках федеральных  целевых
   программ.
       Министерство науки  и  технологий  Российской  Федерации   при
   разработке  проектов  федерального  бюджета  на предстоящий период
   должно  совместно  с  координационными  советами  по  приоритетным
   направлениям  развития  науки  и  техники  обеспечить концентрацию
   средств на наиболее  актуальных  и  близких  к  завершению  темах,
   исключить дублирование проектов,  поддерживаемых научными фондами,
   и на этой основе определить объемы финансирования  фундаментальных
   исследований,  разработки  перспективных технологий и приоритетных
   направлений научно - технического прогресса.
       В ходе  реформы  необходимо усилить процесс интеграции науки и
   образования,  превращения  вузов  в   мощные   центры   научно   -
   инновационного  развития.  Ориентиром могут стать вузы,  в которых
   ведущие научные сотрудники научно -  исследовательских  институтов
   участвуют в подготовке научных кадров,  а преподаватели и студенты
   активно работают   над   современными   научными   проблемами    в
   академических    и    отраслевых    лабораториях,   в   научно   -
   исследовательских институтах при вузах.  Реализацию  Президентской
   программы    "Государственная    поддержка    интеграции   высшего
   образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000  годы"  следует
   рассматривать как важный шаг в этом направлении.
       Действенным механизмом   реализации   государственного  заказа
   науке будет  являться  федеральная  контрактная  система  в  сфере
   научно  - исследовательских и опытно - конструкторских работ.  Она
   основана на системе публичных конкурсов,  предметом которых станет
   право   заключения   контракта  на  выполнение  работ  по  заданию
   заказчика.  Реализация этой системы будет  способствовать  решению
   задач использования результатов исследований в интересах общества,
   защиты   интеллектуальной   собственности,   отработки   механизма
   привлечения  внебюджетных  средств  для  финансирования  научно  -
   исследовательских и опытно  -  конструкторских  работ  на  долевой
   основе.
       Перестройка российских  вооруженных  сил должна способствовать
   распространению  в   гражданском   секторе   технологий   двойного
   назначения.   Вместе  с  тем  многие  гражданские  исследования  и
   разработки могут найти достойное применение в оборонном комплексе.
   Следует  ликвидировать наметившийся в последнее время разрыв между
   гражданским  и  оборонным  научно  -  техническим   комплексом   и
   активизировать     процессы    интеграции    усилий    научно    -
   исследовательских  организаций  гражданской  и  военной  науки   в
   области   проведения   фундаментальных   и   прикладных  научно  -
   исследовательских работ,  разработки перспективных  технологий,  в
   том  числе  двойного назначения.  В обозримой перспективе военно -
   техническая сфера останется одним из ключевых факторов присутствия
   России на мировых рынках наукоемкой продукции.
       Специфика развития общественных  наук  в  России  определяется
   особенностями   перехода   на  новые  экономические  и  социальные
   отношения.  Необходимо изучение общих законов рыночной экономики с
   учетом  специфики  России  как  страны с высоким интеллектуально -
   технологическим  потенциалом  и  богатыми  природными   ресурсами,
   изучение    проблем    федерализма    и    укрепления   российской
   государственности,  развития демократических  начал,  поддержки  и
   защиты прав человека.
       Следует сосредоточить усилия на таких  вопросах,  как  способы
   формирования   менталитета   гражданского   общества   в  условиях
   российской   действительности,    научные    основы    борьбы    с
   преступностью,   в  первую  очередь  с  организованной,  борьбы  с
   пороками  современного  общества  -  алкоголизмом,  наркоманией  и
   проституцией,   проблемы  формирования  морали  и  нравственности,
   гражданской позиции и причастности к судьбе отечества.
       Выработка, реализация  и  корректировка  научно  - технической
   политики   должны   проводиться   с    широким    участием    всех
   заинтересованных   сторон   -  государственных  структур,  крупных
   промышленных формирований,  банковского  капитала,  представителей
   малого бизнеса, различных слоев общества. Свою роль здесь призваны
   сыграть научные союзы  и  ассоциации,  в  том  числе  общественные
   академии.

               3. Укрепление взаимосвязи науки и общества

       Тенденцией исторического    развития   человечества   является
   повышение  общественной  значимости  науки.  Будучи   неотъемлемой
   составляющей    общественного    воспроизводства,   наука   должна
   рассматриваться как полноправная часть  экономики.  Вместе  с  тем
   следует учитывать, что научные знания непосредственно воздействуют
   на  общественную,  духовную  и  политическую   жизнь   страны.   В
   постиндустриальном  обществе  наука,  сохранив  эту  важную  роль,
   усилит свое воздействие на  систему  государственного  управления.
   Уже  сейчас  успех политических,  управленческих и организационных
   решений во многом зависит от  того,  насколько  они  опираются  на
   научную методологию и экономический расчет.
       Формирование стратегии развития общества  должно  исходить  из
   научно  обоснованного  прогноза,  позволяющего на системной основе
   обеспечивать  интеграцию  научно  -  технической  и   промышленной
   политики,  определять общенациональные технологические приоритеты,
   учитывающие национальные особенности  и  глобальные  тенденции.  В
   условиях   современной   кризисной  ситуации  в  экономике  России
   составление  научного  прогноза  является  исключительно   сложной
   задачей,  которая  может  быть  решена только при участии широкого
   круга ученых,  занятых как  фундаментальными,  так  и  прикладными
   исследованиями.  Организация  этой деятельности должна стать одной
   из важных  функций  Министерства  науки  и  технологий  Российской
   Федерации.
       Постоянно увеличивающийся разрыв в уровне  образования  разных
   слоев  общества  может  стать  дестабилизирующим фактором развития
   нашей страны.  Образовательная и просветительская функции науки  в
   условиях ускоряющегося  научно  -  технического  прогресса  должны
   непременно  расширяться.   Происходящее   сейчас   беспрецедентное
   распространение    паранауки    и   мистицизма   -   свидетельство
   неблагополучия в деле формирования научного мировоззрения.
       Наша наука  обязана  в  доступной  форме популяризировать свои
   достижения в средствах  массовой  информации,  показывая  обществу
   эффективность  проведенных  научных исследований и соответствующих
   затрат, а также те выгоды, которые общество получит при реализации
   результатов этих исследований.
       Министерству науки и технологий Российской Федерации совместно
   с Российской академией наук, отраслевыми академиями и федеральными
   органами исполнительной власти,  ответственными за формирование  и
   реализацию государственной научно - технической политики,  следует
   выработать   систему   согласованных   действий   по    пропаганде
   научно -  технических  знаний и достижений отечественной и мировой
   науки.

              4. Реструктуризация сети научных организаций

       Принципиальной основой  организации  научной  деятельности   в
   стране должен  стать учет новых экономических отношений.  Одной из
   важнейших  задач  новой  государственной  политики  в   научно   -
   технической  сфере  является формирование государственного сектора
   науки с учетом имеющихся финансовых и кадровых возможностей.
       Государственный сектор     должен    объединить    научно    -
   исследовательские организации,  имеющие крупные научные достижения
   и  способные по своему оснащению и кадровому потенциалу обеспечить
   их  продвижение  на  отечественный  и  мировой  рынок   научно   -
   технической продукции. Такие научные организации могли бы стать не
   только основным исполнителем, но и координатором фундаментальных и
   поисковых исследований,  а  также  научно  -  исследовательских  и
   опытно  -  конструкторских  работ  в  рамках  федеральных  целевых
   программ, крупных межрегиональных и межгосударственных проектов.
       Ограниченность бюджетных    средств     требует     пересмотра
   приоритетов  финансирования,  ликвидации  организаций,  утративших
   свой научный потенциал.  При этом  простое  сокращение  количества
   научных   организаций  и  численности  исследователей  до  уровня,
   обеспечиваемого бюджетными ассигнованиями,  является недопустимым,
   фактически    лишает    Россию    перспектив    развития.   Задача
   преобразований   состоит   в   том,   чтобы   добиться   повышения
   эффективности  научных  исследований  и привлечения на этой основе
   средств из новых финансовых источников.  Целесообразно рассмотреть
   возможность  объединения  в  межотраслевые  центры государственных
   научных   организаций,   занимающихся   схожими    исследованиями,
   требующими  дорогостоящей  экспериментальной и испытательной базы.
   Следует возложить на них ответственность за  проведение  работ  по
   важнейшим  направлениям  исследований и практическое использование
   полученных результатов.
       Формирование интеграционных     научно    -    образовательных
   комплексов должно стать одним  из  важных  направлений  реализации
   взаимосвязей между наукой и высшим образованием, рационализации их
   структуры, функционирования и взаимодействия.
       Эффективным инструментом,       позволяющим       осуществлять
   скоординированную научно - техническую  политику  по  отношению  к
   государственному    и   негосударственному   секторам   научно   -
   технического  комплекса  страны,  призвана  стать  государственная
   аккредитация,  предоставляющая  научной  организации независимо от
   формы  собственности  установленные  законодательством  льготы   и
   проводимая на добровольной основе.
       Реструктуризация сети  научных  организаций будет основываться
   на анализе  и  оценке  их  деятельности,  проводимой  федеральными
   органами исполнительной власти.  По ее итогам эти органы принимают
   решение о сохранении и месте научной организации в государственном
   секторе.
       Реструктуризация государственного    сектора    науки    может
   осуществляться  путем  передачи  части организаций,  находящихся в
   федеральной собственности,  в собственность  субъектов  Российской
   Федерации.   В   последнем   случае  представляется  перспективным
   объединение научных  организаций  с  финансово   -   промышленными
   группами,   все   более  нуждающимися  в  ускорении  инновационных
   процессов.
       В реформировании  нуждается  академическая   наука.   Учитывая
   специфику   фундаментальных   исследований,  традиции  творческого
   поиска,  сложность формирования государственных приоритетов в этой
   области,  в  основу  преобразований научных организаций Российской
   академии  наук  и  отраслевых  академий,  имеющих  государственный
   статус,   следует  положить  тщательно  взвешенные  и  учитывающие
   позицию научной общественности критерии оценки качества  и  уровня
   научных  работ.  Необходимо детально изучить и распространить опыт
   институтов и отдельных научных коллективов,  успешно работающих  в
   современных условиях.
       Важно иметь  в  виду,  что   реструктуризация   сети   научных
   организаций  потребует  средств  на  их  реорганизацию и возможную
   ликвидацию.   Процесс   реструктуризации   должен   сочетаться   с
   мероприятиями   по   социальной  защите  высвобождаемых  научно  -
   технических   кадров,   их   переподготовке,   трудоустройству   и
   достойному  пенсионному  обеспечению,  что  должно быть отражено в
   государственной программе реформирования науки.
       Залогом успеха   реструктуризации   сети  научных  организаций
   является  стабильное  и  своевременное   выполнение   государством
   финансовых обязательств.

             5. Кадровое обеспечение и социальная политика
                            в научной сфере

       Хорошо развитая система подготовки  научных  кадров  -  основа
   воспроизводства  научно  -  технического  потенциала нашей страны.
   Однако наблюдающийся в последние годы отток  молодежи  из  научной
   сферы серьезно изменил кадровый состав российской науки и привел к
   его заметному старению.
       Необходимым условием   улучшения  кадровой  ситуации  является
   восстановление  в   обществе   престижности   научного   труда   и
   соответствующая  его оплата.  Только решив данную проблему,  можно
   привлечь в науку талантливую молодежь и способствовать возвращению
   в  Россию  уехавших  за  рубеж ученых.  Как показывает опыт многих
   стран,  в том числе и  России,  этот  аспект  имеет  исключительно
   важное значение для повышения эффективности научных исследований в
   новых экономических условиях.
       В качестве  первоочередных  мер,  способных  смягчить кадровые
   проблемы,  следует считать активизацию процесса интеграции вузов и
   организаций    академической    и   прикладной   науки,   введение
   бронирования от  призыва  в  армию  молодых  специалистов  научных
   организаций,      получивших     государственную     аккредитацию,
   строительство  жилья  для   молодых   специалистов.   Существенное
   значение   для   закрепления  в  науке  молодежи  имеют  программа
   поддержки ведущих научных  школ  и  гранты  Президента  Российской
   Федерации  для  поддержки  научных  исследований  молодых ученых -
   докторов  наук.  Необходимо  восстановить  в  полном   объеме   их
   финансирование,  уменьшенное  в  результате секвестра федерального
   бюджета в 1997 году.
       Существование научных  школ  является  уникальной особенностью
   российской науки,  в силу чего они  должны  стать  самостоятельным
   объектом   кадровой   политики.   При  этом  будут  обеспечиваться
   преемственность  поколений  в  науке,  развиваться  такие   важные
   элементы научного потенциала,  как традиции,  нормы,  неформальные
   знания и  т.д.  Таким  образом,  появится  возможность  сохранения
   научной  интеллектуальной  среды в условиях реформирования научной
   сферы.
       Действенным механизмом   кадровой   политики   призвана  стать
   контрактная система,  введение которой  целесообразно  начинать  с
   молодых специалистов. Она позволит отбирать для конкретной научной
   работы  наиболее  подходящих  кандидатов  и  повышать  мобильность
   научных кадров.
       Система подготовки научных кадров должна  быть  согласована  с
   потребностями  и приоритетами развития научно - технической сферы.
   Большое внимание следует уделить подготовке научных кадров  высшей
   квалификации в аспирантурах и докторантурах высшей школы,  а также
   академических  институтов  и  государственных   научных   центров,
   включая  разработку  единой  программы  подготовки  кадров  высшей
   квалификации.  Кроме   того,   необходимо   расширить   подготовку
   специалистов,   владеющих   новыми  социальными  и  экономическими
   технологиями, а также управленческого персонала для сферы науки.
       Ядром научных    коллективов   являются   специалисты   высшей
   квалификации - доктора  наук,  профессора,  возглавляющие  научные
   школы    или   имеющие   перспективных   учеников.   Поэтому   при
   распределении базового финансирования между организациями  следует
   учитывать  долю  этих категорий сотрудников.  Одновременно следует
   принимать во внимание наличие в организациях талантливой молодежи.
   В  условиях  дефицита  ресурсов  резко  возрастает роль аттестации
   научных кадров,  которая призвана содействовать выявлению наиболее
   продуктивных исследователей.
       Особой заботой   государства   и   общества    должна    стать
   систематическая   работа   со  школьниками  в  целях  выявления  и
   подготовки  к  творческой  работе  одаренных  подростков.  Следует
   возродить  практику  создания  профильных  школ,  научных  обществ
   учащихся,  разветвленной  системы  конкурсов   научных   проектов,
   олимпиад всех  уровней  и  организации  научно - популярных лекций
   ведущих ученых для  учителей  и  школьников.  Большая  часть  этих
   мероприятий   должна   быть   выполнена   Министерством  общего  и
   профессионального  образования  Российской  Федерации,  Российской
   академией  наук,  Российской  академией  образования  и  обществом
   "Знание" России.

           6. Улучшение финансовой ситуации и рационализация
                         использования ресурсов

       Первоочередная задача совершенствования системы финансирования
   науки  в  условиях  реформирования  научно  -  технической   сферы
   заключается в  обеспечении  ее  реструктуризации  и   развития   в
   условиях ограниченных денежных ресурсов. Бюджетная политика должна
   быть ориентирована  на  максимальное  удовлетворение  потребностей
   государства   и   общества   в   этой  сфере.  В  целях  повышения
   эффективности использования бюджетных средств необходимо отойти от
   постатейного финансирования науки.
       Значительного улучшения  финансовой  ситуации  в  науке  можно
   добиться путем перераспределения и концентрации бюджетных  средств
   на   приоритетных   направлениях,  селективной  поддержки  ведущих
   отраслевых  научных  организаций,  а  также  привлечения   средств
   внебюджетных источников и частного капитала.
       Для реализации поставленной  цели  необходимо  при  разработке
   проектов   федерального   бюджета   на   1999   год   и  2000  год
   руководствоваться уровнем государственного финансирования научно -
   технической  сферы,  определенным  Федеральным  законом "О науке и
   государственной научно - технической политике". При этом требуется
   обеспечить стабильность выделения средств и безусловное исполнение
   плановых назначений.  В дальнейшем,  по мере  развития  экономики,
   следует  довести  долю  расходов  на  науку  в  валовом внутреннем
   продукте до уровня развитых стран.
       В условиях   ограниченности   бюджетных   средств   необходимо
   рационализировать их  распределение  между  федеральными  органами
   исполнительной   власти  с  учетом  изменения  количества  научных
   организаций и численности работающих,  а также  общей  ситуации  в
   экономике   страны.  В  частности,  это  перераспределение  должно
   учитывать такие факторы,  как резкое  сокращение  государственного
   оборонного  заказа,  существенно  возросшую  зависимость спроса на
   научные исследования и разработки от конъюнктуры на мировых рынках
   высоких   технологий,   изменение   места   российской   науки   в
   международном разделении  труда  и  усиление  конкуренции  в  этой
   сфере.
       Следует разработать   и   внедрить   в   практику    механизмы
   финансирования  прикладных  исследований  на возвратной основе.  С
   этой  целью  необходимо  в   законодательном   порядке   разрешить
   финансировать   из  федерального  бюджета  расходы  на  выполнение
   высокоэффективных прикладных исследований  и  разработок,  имеющих
   коммерческое   значение,   на   условиях  частичного  или  полного
   возврата,  а также определить размер средств,  направляемых на эти
   цели.
       Для прикладной   науки  исключительно  важное  значение  имеют
   отраслевые   и   межотраслевые   внебюджетные   фонды   научно   -
   исследовательских  и  опытно  - конструкторских работ.  Именно они
   могут и должны  стать  стимуляторами  развития  внутреннего  рынка
   технологий,    и   поэтому   необходимо   принять   меры   по   их
   целенаправленному формированию.
       В условиях  недостатка  средств  на  закупку  оборудования   и
   приборов   необходимо   обеспечить  функционирование  действенного
   механизма  передачи  высвобождаемого  в   процессе   реорганизации
   научно -    технической    сферы    научного,    технологического,
   испытательного оборудования и приборов в заинтересованные научно -
   исследовательские организации.
       Хорошо зарекомендовала  себя  введенная  несколько  лет  назад
   конкурсная   система   финансирования   научных   проектов   через
   Российский   фонд   фундаментальных    исследований,    Российский
   гуманитарный  научный  фонд,  Фонд  содействия развитию малых форм
   предприятий в научно - технической  сфере,  Фонд  технологического
   развития, ряд специализированных и региональных фондов. Эта важная
   форма поддержки конкурсных  начал  в  распределении  финансов  для
   проведения  научных  исследований  и разработок должна развиваться
   наряду   с   государственной   финансовой    поддержкой    научных
   организаций.  Следует  обеспечить  максимальную  объективность при
   проведении конкурсных отборов проектов в фондах путем  привлечения
   независимых экспертов, их периодическую ротацию, совершенствование
   методики экспертизы.
       Наряду с  прямой  государственной поддержкой науки и инноваций
   необходимо разработать комплекс косвенных методов  стимулирования,
   включающий  налоговые  льготы,  механизмы  ускоренной амортизации,
   льготные тарифы и т.д.  Из широкого арсенала мер,  выработанных  в
   этой области мировой практикой,  нужно выбрать наиболее адекватные
   нынешней  ситуации   и   российской   специфике,   с   тем   чтобы
   способствовать углублению взаимодействия науки с частным сектором,
   росту масштабов финансовых поступлений  в  науку  за  счет  оплаты
   исследований и разработок коммерческими структурами.
       В условиях достигнутой в  стране  финансовой  и  экономической
   стабилизации   необходимо   искать   новые   источники   и   формы
   внебюджетной финансовой поддержки  исследований  и  разработок.  В
   частности,  следует  активнее  переходить  от прямого кредитования
   инновационных проектов к практике  компенсации  ставки  банковских
   кредитов  и  предоставления  гарантийных  обязательств.  Эти  меры
   позволят в рамках  выделяемых  средств  поддержать  большее  число
   проектов путем привлечения частных инвестиций, которые могут стать
   основой для развертывания сети венчурных фондов поддержки науки  и
   инноваций.
       Перспективным является   совместное  финансирование  важнейших
   научно  -  исследовательских  и  опытно  -  конструкторских  работ
   государственным    и    негосударственным   секторами   экономики,
   позволяющее  приводить  в  соответствие  общественные  и   частные
   интересы,      объединять     государственные     приоритеты     с
   предпринимательской инициативой.
       Вся система   государственного   финансирования    научно    -
   исследовательских    разработок   и   расходования   организациями
   выделенных ассигнований должна быть "прозрачной",  для того  чтобы
   исключить злоупотребления и обеспечить эффективность использования
   бюджетных средств.

        7. Укрепление научно - технического потенциала регионов

       Неотъемлемой частью   государственной   научно  -  технической
   политики  должно   являться   содействие   укреплению   научно   -
   технического   потенциала   регионов,   который   по  целому  ряду
   объективных причин оказался  более  жизнестойким,  чем  в  научных
   мегаполисах.  Решение  общих вопросов науки находится в совместном
   ведении Российской Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации.
   Между  тем,  за  исключением нескольких положительных примеров (г.
   Москва,  Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан и др.),
   доля  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,  направляемая на
   науку и технику,  редко превышает десятые доли процента. Предстоит
   разработать четкий механизм взаимодействия органов государственной
   власти на федеральном уровне  и  на  уровне  субъектов  Российской
   Федерации  с  целью  согласования  общенациональных и региональных
   интересов в области научно - технического развития.
       В рамках  реализации региональной составляющей государственной
   научно - технической  политики  на  ближайшую  перспективу  особое
   внимание    будет    уделено    решению    проблем    наукоградов,
   академгородков,   развитию    информационной    сети    на    базе
   телекоммуникаций    и    созданию   инфраструктуры   инновационной
   деятельности,  в первую очередь в регионах с высокой концентрацией
   научно - технического потенциала.
       Решение проблемы   наукоградов   потребует    соответствующего
   законодательного    обеспечения,    отработки   форм   и   методов
   государственной  поддержки,  а  также  механизмов  бездотационного
   развития градообразующих научно - производственных комплексов.
       Следует учитывать особые условия создания  и  функционирования
   наукоградов  как  уникальных  образований  с исключительно высоким
   научным и инновационным потенциалом.  Определенную часть  нагрузки
   по  финансированию  исследований и разработок в наукоградах должны
   нести субъекты Российской Федерации,  на территориях  которых  они
   расположены,  особенно в отношении работ,  выполняемых в интересах
   самих   субъектов   Российской   Федерации.   При   этом    важным
   катализатором   может   стать   реформирование   системы  местного
   налогообложения и самоуправления, наделяющее значительными правами
   ученых и научные организации.
       В основу развития инновационной инфраструктуры будет  положено
   создание    в   регионах   научных   и   технологических   парков,
   инновационно -  технологических центров с последующим объединением
   их в сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности
   на   всей  территории  России.  Важную  роль  в  активизации  этой
   деятельности могут и должны сыграть вузы.
       В ходе    реструктуризации    сети     научных     организаций
   предполагается   совместно   с   органами  государственной  власти
   субъектов Российской  Федерации  рассмотреть  вопрос  о  возможной
   передаче    части    организаций,    находящихся   в   федеральной
   собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.
       При   долевом  финансировании   научно -  исследовательских  и
   опытно -  конструкторских работ,  выполняемых в рамках федеральных
   целевых программ и региональных  научно  -  технических  программ,
   направленных  на  решение  важнейших  проблем субъектов Российской
   Федерации, особое внимание будет уделено усилению конкурсных начал
   при  отборе  проектов  и  использованию  контрактной  системы  как
   основного организационного механизма их выполнения.
       Необходимо в  полной  мере  использовать  потенциал  вузовской
   науки  с  целью  усиления  ее влияния на процессы преобразования в
   экономической и социальной сфере субъектов Российской Федерации.

                 8. Повышение инновационной активности

       Проблема повышения   эффективности    использования    научных
   разработок   -   важный   аспект   государственной  политики  всех
   индустриальных  стран.  Для  России  она  имеет  особое  значение,
   поскольку   наиболее   слабым   звеном   является   взаимодействие
   фундаментальной  науки  со  сферой   прикладных   исследований   и
   разработок, а также внедрение их результатов в производство.
       В условиях   дефицита   собственных   денежных    средств    у
   предприятий,  а  также  ограниченности  государственной  поддержки
   важнейшим   условием   активизации   инновационной    деятельности
   выступает привлечение финансов из негосударственных источников для
   целей коммерциализации технологий.
       Отечественный научно - технический потенциал обладает большими
   возможностями для разработки коммерчески ценных технологий  и  при
   создании  благоприятной организационно - экономической среды может
   стать для инвесторов выгодной  сферой  вложения  средств.  Большие
   перспективы  привлечения  частного капитала в научно - техническую
   сферу открывает формирование отечественной  системы  венчурного  и
   лизингового финансирования технологических проектов.  Для снижения
   рисков  частных  инвесторов   необходимо   предусмотреть   участие
   государства  в  венчурных фондах и соответствующие государственные
   гарантии.
       Как показывает мировой опыт, решающее значение для активизации
   инновационной  деятельности  приобретает  создание   разветвленной
   инновационной инфраструктуры.  Наиболее эффективный путь внедрения
   научных разработок лежит через сеть малых и средних  инновационных
   фирм,  способных  в  короткие  сроки  и  с  минимальными затратами
   разрабатывать конкурентоспособную  наукоемкую  продукцию.  Широкое
   развитие  инновационного  предпринимательства  в  России  позволит
   вовлечь   в   процесс   рыночных   преобразований   и    оживления
   отечественной экономики большой научно - технический потенциал.
       К числу  очередных  задач  относятся  также  развитие  системы
   подготовки  специалистов  в  области  инновационного  менеджмента,
   создание  специализированных  учебных  центров  на   базе   вузов,
   технопарков, бизнесинкубаторов.
       Необходима координация   деятельности   федеральных    органов
   исполнительной  власти  и  организаций,  в  том  числе  зарубежных
   партнеров,   осуществляющих   в    регионах    поддержку    малого
   инновационного предпринимательства.
       Развитие инновационной деятельности невозможно без постоянного
   совершенствования  нормативно  -  правовой базы по охране и защите
   интеллектуальной  собственности,  введения  ее   в   хозяйственный
   оборот,   приведения   норм,   стандартов  и  систем  сертификации
   продукции в соответствие с  мировыми  подходами  в  этой  области.
   Значительная    часть    этих    вопросов    решается   в   рамках
   межведомственной и отраслевых программ  активизации  инновационной
   деятельности в научно - технической сфере.
       Стратегическим направлением  государственной  политики  должно
   стать  формирование  и  защита  отечественного  рынка   научно   -
   технической    продукции.   Подавляющее   большинство   российских
   производств связывает свое будущее с развитием новых технологий  и
   выпуском конкурентоспособной продукции.  Этот огромный рынок может
   стать мощнейшим двигателем прогресса как в отечественной научно  -
   технической  и  образовательной  сферах,  так  и во всей экономике
   Российской  Федерации.  Незамедлительная  разработка  национальных
   приоритетов  технологической  политики  и  концентрация  средств и
   ресурсов,  направленных  на  обеспечение  качества  продукции,  не
   уступающего  мировым  стандартам,  в  сочетании  с государственным
   протекционизмом  в  отношении  российской  продукции  -  важнейшие
   факторы    для    подъема    отечественного   высокотехнологичного
   производства.
       Государству необходимо   незамедлительно  принять  действенные
   меры по защите  своего  патентного  пространства  и  поддержке  за
   рубежом отечественных патентообладателей.
       Мероприятия по    активизации    разработок   и   производства
   высококачественной,  экономичной продукции должны  быть  дополнены
   системой   мер   государственного  стимулирования  ее  применения,
   включая поощрение лизинга,  с  тем  чтобы  обеспечить  действенную
   обратную  связь,  при которой доходы от производства отечественной
   продукции и ее  применения  позволят  финансировать  инновационные
   разработки и освоение производства новой продукции.

                9. Развитие информационного обеспечения

       Интенсивное использование    информационных    технологий    в
   различных   сферах    жизнедеятельности    существенно    изменили
   представление  о  месте  и роли информации в современном обществе.
   Все отчетливее проявляет  себя  новая  экономическая  категория  -
   национальные  информационные ресурсы,  которые становятся одним из
   важных факторов развития постиндустриального мира.
       Эффективность научной    деятельности   в   решающей   степени
   определяется  возможностью  доступа   к   научно   -   технической
   информации. Развитие процессов разделения научного труда привело к
   резкой интенсификации информационного обмена,  превратило научно -
   информационную  деятельность в один из важнейших элементов научной
   инфраструктуры.
       Значение этой   сферы   для  российских  ученых  сейчас  стало
   особенно  важным.  Это  связано  с  возросшей  открытостью  нашего
   общества,  бурным  развитием  информационных  телекоммуникационных
   технологий,   качественно   изменивших   скорость    и    характер
   информационного обмена. Современные глобальные информационные сети
   и включенные в них базы данных  представляют  своим  пользователям
   широчайшие возможности. Однако затянувшийся экономический кризис и
   вызванные им финансовые ограничения не позволяют реализовать новые
   возможности  в  полной  мере.  Более  того,  существовавшая прежде
   система информационного обеспечения науки по  целому  ряду  причин
   попала  в  крайне  тяжелое  положение,  многие  научные библиотеки
   лишились  поступлений  зарубежных   изданий,   сократилось   число
   отечественных  научных  публикаций.  Необходимо  принять  меры  по
   восстановлению притока отечественных и зарубежных научных  изданий
   в  научно  -  технические  библиотеки,  выделять в государственном
   заказе на  науку  средства  на  приобретение  необходимой  научной
   литературы.  Важно  предусмотреть специальный комплекс мероприятий
   для поддержки ведущих российских научных журналов и увеличения  их
   доли в международных потоках научно - технической информации.
       При реализации   государственной   научно   -   информационной
   политики   основное   внимание   должно   быть   уделено  созданию
   телекоммуникационной  инфраструктуры   для   обмена   информацией,
   поддержке  существующих  информационных сетей и их совместимости с
   глобальными  сетями,  обеспечению  доступа  российских  ученых   к
   мировому богатству научных знаний.
       Следует всемерно    поддерживать    новые    формы     научной
   деятельности,    предусматривающие    использование    современных
   информационных технологий,  - электронные  журналы,  дистанционный
   доступ  к базам данных,  телеконференции и т.д.  Это создаст новые
   предпосылки  для  структурной  перестройки  научных   организаций,
   совершенствования    методологии    проведения    исследований   и
   разработок.
       Внедрение новых     информационных     технологий     позволит
   организовать  непрерывный   мониторинг   научно   -   технического
   потенциала,  включая  такие  его  аспекты,  как статистика науки и
   инноваций,   реструктуризация   системы    научных    организаций,
   финансирование  науки,  интеграция  высшего  образования  и науки,
   оценка  результатов  реформ  как  на   федеральном,   так   и   на
   региональном уровнях.
       Использование информационных  технологий  в  науке  должно,  с
   одной  стороны,  развиваться  в рамках информатизации страны,  а с
   другой - обеспечивать более тесное  взаимодействие  между  наукой,
   образованием,   промышленностью   и  социальной  сферой,  повысить
   качество и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов.

         10. Международное научно - техническое сотрудничество

       Следует признать,  что международные связи  российской  науки,
   несмотря на их кажущуюся обширность, недостаточно эффективны.
       Предстоит выработать  государственную   политику   в   области
   международного  научно  -  технического  сотрудничества  в  полном
   соответствии с национальными интересами и реальной геополитической
   ситуацией   в   мире,  ориентируясь  прежде  всего  на  совместные
   конкурентоспособные   разработки    и    продвижение    российской
   высокотехнологичной продукции   на   мировой   рынок.  В  условиях
   расширения научно - технических связей с ведущими государствами  и
   международными организациями следует ускорить процесс кооперации с
   новыми индустриальными странами.  Значительную роль должно  играть
   сотрудничество  со  странами  СНГ,  налаживание  научных  связей и
   кооперации в области наукоемких  технологий  с  целью  обеспечения
   единого научного и экономического пространства СНГ.
       При осуществлении        государственного        регулирования
   международного научно  -  технического  сотрудничества  необходимо
   максимально  учитывать  интересы научного сообщества,  обеспечивая
   свободу выбора партнеров, направлений и форм кооперации, общения с
   зарубежными    коллегами    и    т.п.   Предстоящие   годы   будут
   характеризоваться переходом от преимущественно чисто  гуманитарных
   программ   международной   помощи  российской  науке  к  проектам,
   приносящим обоюдную выгоду,  в том  числе  на  базе  использования
   уникальных отечественных научных установок. Следует способствовать
   созданию  у  нас  в  стране  совместных  научных   организаций   и
   одновременно   с   этим   активизировать   присутствие   России  в
   международных  организациях,  выделить  на  эти  цели  необходимые
   средства и обеспечить их эффективное использование.
       Важным аспектом    международного    сотрудничества   является
   информационная деятельность.  Ряд научных проектов по  своей  сути
   глобальны  и требуют активного сотрудничества ученых разных стран.
   При этом  на  повестку  дня  в  международных  организациях  и  на
   двустороннем   уровне  выходят  вопросы  использования  полученных
   результатов   и    распределения    прав    на    интеллектуальную
   собственность.
       Реформирование международного     научно     -    технического
   сотрудничества должно содействовать дальнейшей интеграции России в
   мировую  систему  разделения  труда  в  сфере  науки  и  техники и
   возрастанию ее роли в решении проблем современной цивилизации.

         11. Совершенствование нормативно - правовой базы науки

       Разработка и  принятие  доктрины  развития  российской  науки,
   Федерального  закона  "О  науке   и   государственной   научно   -
   технической  политике"  и  Постановления  Правительства Российской
   Федерации от 7 мая 1997 г.  N 543 "О неотложных мерах по  усилению
   государственной поддержки науки в Российской Федерации" обозначили
   основные ориентиры для совершенствования научной сферы страны. При
   этом  вполне естественно,  что развитие социально - политической и
   экономической ситуации в России требует корректировки нормативно -
   правовой базы науки.
       Основная задача совершенствования законодательства  в  области
   научно  -  исследовательских  и  опытно  - конструкторских работ -
   обеспечение адаптации науки (с учетом ее специфики и  общественной
   значимости)  к  развивающимся  рыночным  отношениям.  Нормативно -
   правовая база должна способствовать созданию  необходимых  условий
   существования и развития науки, в том числе путем превращения ее в
   привлекательный объект для инвесторов.
       В качестве  основных  шагов в этом направлении следует назвать
   подготовку  и  принятие  в  установленном  порядке  нормативно   -
   правовых документов, позволяющих определять:
       конкретные меры государственного  протекционизма  в  отношении
   разработки,  освоения  производства  и  применения  (в  том  числе
   посредством лизинга) высококачественной, экономичной отечественной
   наукоемкой продукции;
       специфику финансирования  научной  и  научно   -   технической
   деятельности   за  счет  средств  федерального  бюджета,  бюджетов
   субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
       порядок владения,   пользования   и   распоряжения  имуществом
   научных организаций;
       сохранение и   эффективное   функционирование   наукоградов  и
   академгородков;
       порядок реализации  прав  научных  сотрудников  на  результаты
   своего   труда   и   получение   доходов   от   их   практического
   использования;
       порядок введения результатов научно - технической деятельности
   в хозяйственный оборот;
       права интеллектуальной  собственности,  в  том  числе  вопросы
   вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
       условия владения,  пользования  и  распоряжения   результатами
   научно - технической деятельности;
       формы поддержки государством инновационной деятельности;
       участие научных   организаций   в   международном   научно   -
   техническом сотрудничестве и внешнеэкономической деятельности;
       особенности деятельности  на  территории  Российской Федерации
   международных научных центров;
       условия для  привлечения  инвестиций  в научно - техническую и
   инновационную сферы;
       порядок пенсионного  обеспечения  и  предоставления социальных
   льгот научным работникам.
       Перечисленные направления    реформирования    научной   сферы
   являются   наиболее   существенными.   Их   реализация    способна
   значительно  усилить роль науки в обществе и активно содействовать
   переходу страны в фазу устойчивого экономического развития.




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz