Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ ОТ 28 АПРЕЛЯ 1998 Г. N 36-6-98 О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ФАКТОВ СМЕРТИ ГРАЖДАН, НАСТУПИВШЕЙ В ПОМЕЩЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад



               ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  ПИСЬМО
                      от 28 апреля 1998 г. N 36-6-98

       О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ФАКТОВ СМЕРТИ ГРАЖДАН,
             НАСТУПИВШЕЙ В ПОМЕЩЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
     
          Генеральной  прокуратурой  Российской Федерации организована
     проверка  законности  мер,  принятых  по  материалам  и уголовным
     делам  о  фактах  смерти  граждан,  в  том  числе  самоубийств, в
     помещениях  органов  внутренних  дел  16-ти  субъектов Российской
     Федерации:   Чувашская   Республика,   Алтайский,  Краснодарский,
     Хабаровский   края,   гг.Москва   и  Санкт-Петербург,  Кировская,
     Московская,   Новгородская,  Пензенская,  Ростовская,  Самарская,
     Свердловская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области.
          По  данным  МВД России, в 1996-1997 гг. в помещениях милиции
     и  подразделений  органов  внутренних  дел  Российской  Федерации
     скоропостижно    скончались,    погибли    и    покончили   жизнь
     самоубийством  свыше  1600 человек. Однако эти данные не отражают
     истинного   положения   дел,   о  чем  свидетельствуют  сведения,
     поступившие   по   запросам  Генеральной  прокуратуры  Российской
     Федерации   из  бюро  судебно-медицинских  экспертиз  г.Москвы  и
     Московской  области,  о  трупах,  доставленных в морги из органов
     внутренних  дел.  Эти  сведения (списки) позволили установить еще
     около   100   фактов  наступления  смерти  граждан  в  зданиях  и
     помещениях милиции в двух названных регионах.
          Изучение  показало,  что многие прокуроры городов и районов,
     руководители  прокуратур  субъектов Федерации не придают подобным
     происшествиям  должного  значения,  примирились с ущемлением прав
     граждан,   не   реагируют  остро  и  принципиально  на  нарушения
     законности.
          Почти  повсеместно  отсутствует  полная  информация о фактах
     смерти  граждан  в помещениях органов внутренних дел, не налажено
     систематическое поступление сообщений из дежурных частей.
          Большинством   прокуроров   субъектов   Федерации  поручение
     Генеральной  прокуратуры  выполнено  формально и поверхностно. Не
     принято    исчерпывающих   мер   к   установлению   всех   фактов
     скоропостижной  смерти  и  самоубийства  граждан,  доставленных в
     органы  внутренних  дел. Не использованы возможности местных бюро
     судебно-медицинских     экспертиз     и    материалы    служебных
     расследований   по  линии  МВД  России,  не  проведена  сверка  с
     дежурной службой милиции.
          Так,  из докладной записки прокурора г.Москвы следовало, что
     за  два  последних года произошло 32 случая скоропостижной смерти
     граждан  в  подразделениях  и  помещениях  ОВД. В то же время, по
     данным  управления  дежурной  службы Главного штаба МВД России, в
     столице  зарегистрировано  88 таких случаев. По ряду происшествий
     проверки  вообще  не проводились, а некоторые материалы оказались
     утерянными.
          Прокурору  г.Москвы  в  этой  связи  было  поручено провести
     дополнительную    проверку,   установить   причины   расхождений,
     истребовать  материалы  по  вновь  вскрытым  фактам  и  проверить
     законность принятых по ним решений.
          Аналогичные    поручения   направлялись   также   прокурорам
     г.Санкт-Петербурга,  Свердловской,  Ростовской и некоторых других
     областей.    В   результате   после   вмешательства   Генеральной
     прокуратуры  в  упомянутых  регионах  дополнительно  выявлено  52
     случая смерти граждан, в том числе с признаками насилия.
          Больше   всего   граждан  умерло  в  медвытрезвителях,  ИВС,
     дежурных    частях,    комнатах    административно   задержанных.
     Самоубийства   совершались   путем   повешения  с  использованием
     деталей  одежды.  Скоропостижная  смерть  наступала чаще всего от
     отправления  этиловым спиртом, острой коронарной недостаточности,
     других   заболеваний,  связанных  со  злоупотреблением  спиртными
     напитками,   и  неоказания  гражданам  своевременной  медицинской
     помощи.
          Наступлению  смерти граждан в органах внутренних дел нередко
     способствовало   невыполнение   сотрудниками   ОВД  ведомственных
     приказов,  инструкций. В дежурную часть, медицинский вытрезвитель
     доставлялись  пьяные,  находившиеся  в бессознательном состоянии,
     лица  с  признаками острого отравления, наркотического опьянения,
     с  опасными  телесными  повреждениями  и другими явно выраженными
     симптомами,  свидетельствующими о тяжелом состоянии доставленных.
     Отсутствовал   надлежащий   контроль   со   стороны   руководства
     внутренних дел за несением службы дежурными нарядами.
          Ослаблен   прокурорский  надзор  за  законностью  задержания
     граждан,   неукоснительным   соблюдением   их   прав,   свобод  и
     конституционных гарантий.
          Во  многих  случаях  граждане задерживаются и доставляются в
     подразделения  органов  внутренних  дел  без  достаточных  на  то
     оснований,   причем   не   всегда   это   задержание  оформляется
     документально.  Практически в каждом втором случае в материалах и
     уголовных   делах,   представленных  в  Генеральную  прокуратуру,
     отсутствуют  документы,  подтверждающие обоснованность задержания
     и  доставления  в милицию граждан. Серьезные нарушения законности
     допускаются  в  изоляторах  временного  содержания,  куда нередко
     помещаются  административно  задержанные.  С другой стороны, лиц,
     находящихся  в  тяжелой степени алкогольного опьянения, оставляют
     в  ИВС.  При  этом  прокуроры  в  своих заключениях и сообщениях,
     адресованных    в    Генеральную   прокуратуру,   в   подавляющем
     большинстве   случаев   считают   задержание   граждан   (которые
     впоследствии   умерли   в   помещениях  органов  внутренних  дел)
     законным.
          Участились  случаи  смерти граждан, наступившей в результате
     физического  насилия со стороны работников милиции. По данным МВД
     России,   за  преступления,  связанные  с  превышением  власти  и
     служебных  полномочий,  в  1996-1997  гг.  привлечено к уголовной
     ответственности более тысячи сотрудников органов внутренних дел.
          Прокуратурой  Ульяновской  области было возбуждено уголовное
     дело  по  факту  смерти гражданина Каргина в помещении служебного
     кабинета   ОМОН   Димитровградского   ГУВД  Ульяновской  области.
     Расследованием  установлено,  что  Каргин  по сфальсифицированным
     документам  был  незаконно  задержан  и  доставлен в ГУВД. В ходе
     допроса  ему  было  нанесено  в общей сложности около 30 телесных
     повреждений,   от  которых  он  скончался  в  кабинете.  Виновные
     осуждены к лишению свободы.
          Прокуратурой    Динского    района    Краснодарского    края
     расследуется  уголовное  дело по ст.ст.111, 286 УК РФ в отношении
     оперуполномоченных,   братьев  Мирошник,  которые  с  применением
     насилия  незаконно  доставили  гр.Амелечко  А.К.  в пункт милиции
     станицы  Пластуновской,  где  причинили ему телесные повреждения,
     от которых он скончался.
          По   фактам   смерти   граждан,   наступившей  в  результате
     превышения  своих  полномочий  работниками  милиции, возбуждены и
     расследуются   уголовные  дела  органами  прокуратуры  гг.Москвы,
     Санкт-Петербурга,   Алтайского   края,   Самарской,   Пензенской,
     Ульяновской  областей.  По выявленным нарушениям прокурорами ряда
     регионов  внесены  представления руководителям органов внутренних
     дел.
          Однако  во  многих  случаях  проверка  материалов  в порядке
     ст.109  УПК РСФСР проводилась на таком низком уровне, что сделать
     вывод  о  наличии  или отсутствии состава преступлений со стороны
     работников  милиции не представляется возможным. Именно в связи с
     неполнотой  проверки  Генеральная  прокуратура  РФ была вынуждена
     отменить  65  постановлений  об  отказе  в возбуждении уголовного
     дела, в том числе с возбуждением дела - в 8 случаях.
          Только  по  Московской области отменено 11 постановлений, по
     г.Москве  -  25, причем прокуроры названных регионов нарушений не
     пресекли, с незаконными постановлениями согласились.
          Так,   Исаев   А.В.   был  доставлен  3  апреля  1997  г.  в
     медицинский  вытрезвитель  N  2  УВД  САО  г.Москвы  в  нетрезвом
     состоянии.  На следующий день Исаева поместили в больницу, где он
     скончался  от  закрытой  черепно-мозговой  травмы. Однако никакой
     проверки  фактически  не  проводилось,  к  материалам не приобщен
     даже    акт    судебно-медицинского   исследования.   Генеральной
     прокуратурой  в этой связи возбуждено уголовное дело по признакам
     ст.111 УК РФ.
          Абрамов   М.В.   скончался   6   сентября   1997  г.  в  ИВС
     Павлово-Посадского  ОВД  Московской  области  от острой сердечной
     недостаточности.    Согласно    заключению   судебно-медицинского
     эксперта  на  теле  умершего  обнаружены  множественные  телесные
     повреждения  прижизненного  характера, обстоятельства образования
     которых  не  выявлены. Не опрошен ни один сокамерник Абрамова, ни
     один  сотрудник  милиции.  К материалам приобщено заявление вдовы
     погибшего  о  том,  что  мужа  избили  в милиции, однако и она не
     опрошена.   Не   проверялась   обоснованность   ареста  Абрамова.
     Постановление   отменено   Генеральной  прокуратурой,  возбуждено
     уголовное дело.
          В  ряде  мест по материалам исследуемой категории проверки в
     отношении  работников  милиции  проводились  сотрудниками органов
     внутренних  дел  с  принятием  процессуальных  решений. По всем 7
     материалам,  поступившим  в Генеральную прокуратуру из Пензенской
     области,   проверки  проводились  и  решения  принимались  только
     работниками милиции.
          Укоренилась  и  иная порочная практика, когда основная часть
     проверочных  действий выполняется сотрудниками ОВД, а следователи
     прокуратуры  или  помощники прокуроров только принимают решения в
     порядке  ст.109  УПК  РСФСР.  В  Новгородской области имели место
     случаи,  когда  решения  об  отказе в возбуждении уголовного дела
     принимались  работниками  прокуратуры  даже на основании рапортов
     сотрудников  ОВД  своим  руководителям без проведения проверочных
     действий  и  при  отсутствии  необходимых  для правильного вывода
     данных.
          Сообщая об изложенном, предлагаю:
          1.  Организовать  надлежащий  учет  фактов  смерти  граждан,
     наступившей  в  зданиях  и  помещениях  органов  внутренних  дел.
     Использовать  в  этих  целях  сведения  дежурных  служб  милиции,
     материалы      служебных      проверок,      информацию      бюро
     судебно-медицинской экспертизы, жалобы и заявления граждан.
          2.  Обеспечить  безусловный  выезд  на места происшествий по
     таким  фактам  работников  прокуратур, проведение ими проверочных
     действий и принятие решений в порядке ст.109 УПК РСФСР.
          3.   При   наличии  данных,  свидетельствующих  о  возможном
     доведении   умершего   до   самоубийства  или  о  замаскированном
     убийстве, возбуждать уголовные дела.
          4.   Во   всех  случаях,  связанных  со  смертью  граждан  в
     помещениях   органов   внутренних   дел,   проверять   законность
     доставления,   задержания   и   нахождения   умершего  в  органах
     внутренних дел.
          5.   Прокурорам  Чувашской  Республики,  Хабаровского  края,
     гг.Москвы     и    Санкт-Петербурга,    Кировской,    Московской,
     Новгородской,  Пензенской,  Ростовской,  Свердловской,  Тульской,
     Ярославской   областей   провести   служебные   расследования   в
     отношении  должностных лиц, в том числе руководителей прокуратур,
     которые  формально и поверхностно выполнили поручение Генеральной
     прокуратуры   Российской   Федерации,  не  обеспечили  надлежащий
     прокурорский  надзор  за  соблюдением  прав  и свобод граждан, не
     приняли  исчерпывающих  мер  к  выявлению  и пресечению нарушений
     законности.
          О    мерах    реагирования    проинформировать   Генеральную
     прокуратуру РФ к 25.06.98.
          6.  Прокурорам  субъектов  Российской  Федерации  результаты
     проведенной  работы  по  устранению нарушений, указанных в данном
     информационном  письме,  отразить  отдельным  разделом  в годовом
     докладе за 1998 год.
     
     Заместитель Генерального прокурора
     Российской Федерации
     государственный советник
     юстиции 1 класса                                      М.Б.Катышев
     
     
     

 

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz