Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.04.1998 N 45-Г98-4 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ НА ДЕЙСТВИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ОБЛАСТИ И ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.03.1998 N 62 ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ БЫЛИ ДОПУЩЕНЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА СБОРА ПОДПИСЕЙ И КОЛИЧЕСТВО ДОСТОВЕРНЫХ ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, СОБРАННЫХ В ПОДДЕРЖКУ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 20 апреля 1998 года
   
                                                       Дело N 45-Г98-4
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                           Толчеева Н.К.,
                                                       Манохиной Г.В.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 20 апреля 1998 г.  дело  по
   жалобе  избирательного объединения "Коммунисты  РКРП  -  за  власть
   трудящихся,  за Советский Союз" на действия избирательной  комиссии
   Свердловской   области   по  кассационной  жалобе   уполномоченного
   избирательного объединения Н.Н. Сарварова на решение  Свердловского
   областного  суда  от  30  марта 1998 г., которым  в  удовлетворении
   жалобы отказано.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
   Манохиной,  объяснения  уполномоченного избирательного  объединения
   Н.Н.  Сарварова по доверенности от 1 февраля 1998 г., представителя
   избирательной  комиссии  Свердловской  области  Шемелева  А.Ю.   по
   доверенности  от 3 марта 1998 г., заключение помощника Генерального
   прокурора РФ М.М. Гермашевой, полагавшей решение суда оставить  без
   изменения, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       постановлением избирательной комиссии Свердловской  области  от
   12  марта  1998  г.  N  62 "Об отказе в регистрации  общеобластного
   списка    кандидатов,   выдвинутого   избирательным    объединением
   "Коммунисты  РКРП - за власть трудящихся, за Советский  Союз"  было
   отказано    в   регистрации   общеобластного   списка   кандидатов,
   выдвинутого  избирательным  объединением  "Коммунисты  РКРП  -   за
   власть  трудящихся,  за  Советский  Союз"  по  мотивам  того,   что
   избирательное  объединение  не  выполнило  требование  подпункта  1
   пункта  1 статьи 44 Избирательного кодекса Свердловской области,  в
   соответствии с которым оно было обязано представить не менее  25000
   подписей  избирателей в поддержку общеобластного списка  кандидатов
   в  депутаты  областной Думы Законодательного Собрания  Свердловской
   области.  Из  28770  подписей избирателей,  собранных  в  поддержку
   списка   кандидатов,   признаны  действительными   23415   подписей
   избирателей,    5355   подписей   избирателей   (18,6%)    признаны
   недостоверными.
       Избирательное  объединение  "Коммунисты  РКРП   -   за   власть
   трудящихся,  за  Советский Союз" обратилось  в  суд  с  жалобой  на
   действия избирательной комиссии Свердловской области и просило  суд
   отменить постановление избирательной комиссии Свердловской  области
   N 62 от 12 марта 1998 г.
       В  подтверждение требования объединение указало,  что  отказ  в
   регистрации    общеобластного   списка   кандидатов,    выдвинутого
   избирательным   объединением,  не  основан  на  законе.   Основными
   причинами  признания подписей избирателей недостоверными послужили:
   исправление  сведений, неполные данные об избирателях  и  сборщиках
   подписей   (инициалы  вместо  полных  имен  и  отчеств,  отсутствие
   номеров  или  серий паспортов), заполнение сведений об  избирателях
   одним   лицом.   Между  тем,  по  мнению  объединения,   избиратель
   собственноручно в подписном листе должен ставить только  подпись  и
   дату,  а не должен заполнять собственноручно все данные. Отсутствие
   адреса,  паспортных  данных уполномоченных лиц в  подписных  листах
   является  технической недоработкой, которую можно  было  исправить.
   Не  могло  быть  основанием для признания  недостоверными  подписей
   избирателей  в  подписных  листах, сборщиками  которых  были  лица,
   проживающие  в  Тюменской области. В соответствии  с  Избирательным
   кодексом  Свердловской  области любой блок или  объединение  вправе
   заключить гражданско-правовой договор о сборе подписей.
       Представитель  избирательной комиссии  Свердловской  области  с
   требованиями  объединения не согласился, указав, что  избирательным
   объединением   не   были   собраны  25000   подписей   избирателей,
   необходимых для регистрации списка кандидатов в депутаты  областной
   Думы  Законодательного  Собрания Свердловской  области.  По  итогам
   проведенной  членами  избирательной комиссии  Свердловской  области
   проверки   были   признаны  действительными  лишь  23415   подписей
   избирателей.  5355  подписей не подлежали учету  в  силу  различных
   нарушений, допущенных при их сборе.
       Судом  постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
   просит   в   кассационной   жалобе  уполномоченный   избирательного
   объединения  Н.  Сарваров,  ссылаясь на  то,  что  выводы  суда  не
   соответствуют  обстоятельствам дела,  судом  неправильно  применены
   нормы материального права.
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации,  проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы
   кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, не  находит
   оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
       Согласно  п. 7 ст. 32 Федерального закона Российской  Федерации
   "Об  основных  гарантиях избирательных прав и права  на  участие  в
   референдуме  граждан  Российской  Федерации"  N  124-ФЗ,  принятого
   Государственной  Думой  5 сентября 1997 г.,  основаниями  отказа  в
   регистрации    кандидата   (списка   кандидатов)   могут    служить
   недостаточное   количество  представленных   достоверных   подписей
   избирателей  в поддержку кандидата (списка кандидатов),  превышение
   установленной законом предельной доли недостоверных подписей  среди
   подписей,    подвергшихся   проверке,   нарушение    установленного
   федеральным  конституционным законом, федеральным законом,  законом
   субъекта  Российской  Федерации порядка сбора  подписей,  нарушение
   порядка  создания избирательного фонда и расходования его  средств,
   а  также  иные  основания,  предусмотренные  настоящим  Федеральным
   законом.
       Аналогичное  положение содержится в п. 9 ст. 48  Избирательного
   кодекса  Свердловской области, принятого областной Думой  4  ноября
   1997 г.
       Судом  установлено, что избирательное объединение  в  поддержку
   выдвижения  кандидата  (списка кандидатов)  при  выборах  депутатов
   областной  Думы  Законодательного  Собрания  Свердловской   области
   должно  было собрать не менее 25000 подписей избирателей  (подпункт
   1 пункта 1 статьи 44 Избирательного кодекса Свердловской области).
       7  марта 1998 г. избирательное объединение "Коммунист РКРП - за
   власть  трудящихся, за Советский Союз" представило в  избирательную
   комиссию  Свердловской  области 28770 подписей  избирателей  (в  13
   томах),   собранных  в  поддержку  списка  кандидатов  в   депутаты
   Законодательного   Собрания   Свердловской   области,   выдвинутого
   названным объединением.
       В  связи  с тем что 5110 подписей избирателей, по мнению  суда,
   обоснованно  были  исключены из подсчета, а  оставшееся  количество
   подписей   избирателей   -  23660  недостаточно   для   регистрации
   общеобластного   списка  кандидатов,  суд   пришел   к   выводу   о
   правомерности отказа избирательной комиссии Свердловской области  в
   регистрации    общеобластного   списка   кандидатов,    выдвинутого
   избирательным   объединением   "Коммунисты   РКРП   -   за   власть
   трудящихся, за Советский Союз".
       2512  подписей  избирателей  суд  исключил  из  подсчета,   как
   недостоверные  в  связи  с тем, что записи и  подписи  в  подписных
   листах выполнялись другими лицами от имени избирателей.
       Из  заключения  специалистов Центральной уральской  лаборатории
   судебной  экспертизы от 19 марта 1998 г. усматривается,  что  имели
   место  случаи,  когда подписи в подписных листах выполнялись  одним
   лицом,   когда  записи  в  подписных  листах  от  имени  конкретных
   избирателей выполнялись другими лицами.
       Судом   исключались   из   числа  недостоверных   подписи   тех
   избирателей,  которые собственноручно указывали в подписных  листах
   в   отношении   себя  все  необходимые  данные,  хотя   ими   также
   выполнялись записи и от имени других конкретных избирателей.
       После   тщательного   исследования   заключения   специалистов,
   подписных листов в 13 томах суд пришел к правильному выводу о  том,
   что   не  подлежат  учету  2512  подписей  избирателей  и  записей,
   выполненных  от имени конкретных избирателей другими лицами,  а  не
   2611   подписей   избирателей,  как  указано   в   акте   проверки,
   произведенной избирательной комиссией Свердловской области.
       Суд   обоснованно  не  согласился  с  доводами   избирательного
   объединения  о том, что подлежали учету подписи избирателей  в  том
   случае, если избиратель собственноручно указывал в подписном  листе
   только  свою  подпись  и  дату  ее внесения,  а  остальные  данные:
   фамилия,  имя,  отчество,  адрес места жительства,  серия  и  номер
   паспорта - вносились другими лицами.
       Согласно  п.  7  ст.  31 Федерального закона  РФ  "Об  основных
   гарантиях  избирательных  прав и права  на  участие  в  референдуме
   граждан   Российской  Федерации"  избиратель,   ставя   подпись   в
   подписном  листе,  собственноручно указывает в  нем  свои  фамилию,
   имя,  отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта  или
   заменяющего его документа, дату внесения подписи.
       В  пункте  2  статьи  45  Избирательного  кодекса  Свердловской
   области  содержится такое же положение: "Избиратель, поддерживающий
   выдвижение  кандидата  (списка кандидатов), собственноручно  ставит
   свою  подпись  и дату ее внесения в подписном листе,  указывая  при
   этом  свою  фамилию,  имя,  отчество, дату  рождения,  адрес  места
   жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа".
       Довод   избирательного   объединения,   что   п.   2   ст.   45
   Избирательного  кодекса  Свердловской  области  предусмотрено,  что
   избиратель  собственноручно  ставит  только  подпись  и   дату   ее
   внесения,   противоречит   тексту  названной   нормы   и   является
   ошибочным.
       Правильным   является  вывод  суда  о  том,  что  избирательная
   комиссия  Свердловской  области не могла включить  в  подсчет  1459
   подписей  избирателей  в связи с нарушениями  порядка  их  сбора  в
   виде:   отсутствия  в  подписном  листе  месяца  и   дня   рождения
   избирателя  1980  года  рождения, включения  в  списки  избирателей
   граждан  моложе  18  лет, отсутствия данных о паспорте  избирателей
   или  заменяющих  его  документах, указания неполного  адреса  места
   жительства,   исправлений  в  подписных   листах   и   т.д.   Судом
   исследовались подписные листы, и было установлено, что  в  связи  с
   названными  нарушениями порядка сбора подписей  были  исключены  из
   подсчета в 1 томе - 148 подписей, в 2 томе - 148, в 3 томе - 68,  в
   4  томе - 97, в 5 томе - 111, в 6 томе - 138, в 7 томе - 197,  в  8
   томе  - 46, в 9 томе - 131, в 10 томе - 129, в 11 томе - 150, в  12
   томе - 67 и в 13 томе - 29, всего - 1459 подписей избирателей.
       Суд   обоснованно  не  согласился  с  доводами   избирательного
   объединения  о  том,  что допущенные нарушения при  сборе  подписей
   избирателей могли быть устранены и не было оснований для  отказа  в
   регистрации    списка    кандидатов,    выдвинутых    избирательным
   объединением,   указав,   что  действующим   законодательством   на
   избирательную  комиссию  не возлагается обязанность  по  устранению
   нарушений,  допущенных  при сборе подписей избирателей.  Соблюдение
   требований закона, регулирующих порядок сбора подписей в  поддержку
   списка   кандидатов,  является  обязательным,  и   обязанность   по
   надлежащему    оформлению   подписных   листов    возлагается    на
   избирательные   объединения,   собирающие   подписи   в   поддержку
   кандидатов.
       Суд  согласился с выводом избирательной комиссии об  исключении
   из  подсчета  подписей избирателей в подписных  листах,  сборщиками
   которых  были  жители г. Тюмени Тюменской области. По мнению  суда,
   1139  подписей избирателей в подписных листах в 10 томе должны быть
   исключены  из  подсчета,  поскольку  заверены  сборщиками  подписей
   постоянно проживающими в г. Тюмени и Тюменской области, а  согласно
   п.  4  ст.  44  Избирательного кодекса Свердловской  области  лицо,
   собирающее   подписи   избирателей,   должно   обладать    активным
   избирательным правом на момент начала сбора подписей.
       Суд  полагал, что в соответствии с требованиями  п.  2  ст.  30
   Федерального  закона  "Об основных гарантиях избирательных  прав  и
   права  на  участие  в  референдуме граждан  Российской  Федерации",
   которым  определено,  что  порядок выдвижения  кандидатов  (списков
   кандидатов)  от  избирательных  объединений,  зарегистрированных  в
   органах   юстиции   Российской  Федерации,  определяется   законами
   субъектов   Российской   Федерации  в  соответствии   с   настоящим
   Федеральным  законом, в Избирательном кодексе Свердловской  области
   правомерно предусмотрено, что сборщики подписей избирателей  должны
   обладать  активным  избирательным правом  на  момент  начала  сбора
   подписей.
       Однако с этим выводом суда согласиться нельзя.
       Согласно   пункту  4  Постановления  Пленума  Верховного   Суда
   Российской  Федерации  "О  некоторых  вопросах  применения   судами
   Конституции  Российской Федерации при осуществлении правосудия"  от
   31  октября  1995  г.  N  8  при рассмотрении  дел  судам  надлежит
   учитывать,   что  если  подлежащий  применению  закон   либо   иной
   нормативный    правовой    акт   субъекта   Российской    Федерации
   противоречит   федеральному   закону,   принятому   по    вопросам,
   находящимся   в  ведении  Российской  Федерации,  либо   совместном
   ведении  Российской Федерации и субъекта Российской Федерации,  то,
   исходя  из положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, суд должен принять
   решение в соответствии с федеральным законом.
       В  пункте  7  ст. 1 Федерального закона "Об основных  гарантиях
   избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
   Российской  Федерации"  указано,  что  федеральные  законы,  законы
   субъектов  Российской  Федерации,  нормативные  правовые   акты   о
   выборах  и  референдумах,  принимаемые в Российской  Федерации,  не
   должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае  если
   федеральные   законы,   законы  субъектов   Российской   Федерации,
   нормативные  правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые  в
   Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному  закону,
   применяются нормы настоящего Федерального закона.
       Согласно  п.  7  ст. 31 названного Закона право сбора  подписей
   избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному  гражданину
   Российской    Федерации.   Кандидат,   избирательное   объединение,
   избирательный  блок  могут  заключать с лицом,  собирающим  подписи
   избирателей,  договор  о  сборе  подписей.  Оплата  данной   работы
   осуществляется   только   через   избирательный   фонд   кандидата,
   избирательного объединения, избирательного блока.
       Таким  образом, Федеральный закон не предусматривает положения,
   чтобы  лицо,  собирающее  подписи  избирателей,  обладало  активным
   избирательным  правом  на  момент  сбора  подписей  и  постоянно  и
   преимущественно проживало на территории, где назначены выборы.
       В  пункте  6 ст. 31 Федерального закона N 124-ФЗ предусмотрено,
   что  подписи могут собираться только среди избирателей,  обладающих
   активным  избирательным  правом в том округе,  в  котором  кандидат
   дает согласие на выдвижение.
       В отношении сборщика подписей такое условие Федеральным законом
   не предусмотрено.
       При  таком  положении  нельзя  согласиться  с  выводом  суда  о
   правомерности   исключения   из  подсчета   подписей   избирателей,
   собранных сборщиками, проживающими в г. Тюмени Тюменской области.
       То  обстоятельство, что п. 4 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ
   предусмотрено,   что   федеральными   конституционными    законами,
   федеральными законами могут устанавливаться дополнительные  условия
   приобретения    гражданином    Российской    Федерации    активного
   избирательного   права,  связанные  с  постоянным  преимущественным
   проживанием   граждан   на   определенной   территории   Российской
   Федерации,   не   свидетельствует  о  том,  что  сборщик   подписей
   избирателей  должен  обладать  активным  избирательным  правом   на
   момент начала сбора подписей на территории Свердловской области.
       Конкретные  действия  сборщиков подписей избирателей  не  могут
   быть  расценены  как осуществление активного избирательного  права.
   Сборщики    подписей   по   поручению   кандидата    избирательного
   объединения,  избирательного блока производят  техническую  работу,
   которая может производиться на основании договора за плату.
       Учитывая  изложенное,  1139 подписей  избирателей  в  подписных
   листах,  заверенных сборщиками подписей, постоянно  проживающими  в
   г. Тюмени и Тюменской области, должны были быть учтены.
       Вместе  с  тем  при учете 1139 подписей избирателей  количество
   подписей,  собранных  в  поддержку списка  кандидатов,  выдвинутого
   избирательным объединением, будет составлять менее 25000  подписей,
   необходимых   для   регистрации,  поэтому   отказ   в   регистрации
   общеобластного   списка   кандидатов,   выдвинутого   избирательным
   объединением "Коммунисты РКРП - за власть трудящихся, за  Советский
   Союз", обоснованно признан судом правильным.
       При  таких  данных  суд  обоснованно отказал  в  удовлетворении
   жалобы.
       Не могут быть поводом к отмене решения суда доводы кассационной
   жалобы   о   том,   что   суд  рассмотрел   жалобу   с   нарушением
   установленного 10-дневного срока, решение суда было  изготовлено  1
   апреля   1998  г.,  а  3  апреля  1998  г.  вручено  избирательному
   объединению, поскольку согласно части 2 ст. 306 ГПК РСФСР не  может
   быть   отменено  правильное  по  существу  решение  по  одним  лишь
   формальным соображениям.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. 305 п. 1, 311 ГПК
   РСФСР,  Судебная  коллегия  по гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Свердловского областного суда  от  30  марта  1998  г.
   оставить   без   изменения,  кассационную  жалобу   уполномоченного
   избирательного   объединения   "Коммунисты   РКРП   -   за   власть
   трудящихся,   за  Советский  Союз"  Н.Н.  Сарварова  оставить   без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz