Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.04.1998 N 89-Г98-2 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ П. 1 РАСПОРЯЖЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.10.1996 N 721-Р УДОВЛЕТВОРЕНО В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКА ЕГО ДЕЙСТВИЯ; ИЗ РЕЗОЛЮТИВНОЙ ЧАСТИ РЕШЕНИЯ СУДА ИСКЛЮЧЕНЫ УКАЗАНИЯ, ОБЯЗЫВАЮЩИЕ АДМИНИСТРАЦИЮ СУБЪЕКТА РФ ПРИВЕСТИ ОСПАРИВАЕМЫЙ ПУНКТ РАСПОРЯЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ..

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 10 апреля 1998 года
   
                                                       Дело N 89-Г98-2
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                            Зайцева В.Ю.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  10  апреля   1998   г.
   кассационный  протест  прокурора  Тюменской  области   на   решение
   Тюменского  областного  суда от 11 декабря  1997  г.  по  заявлению
   областного   прокурора   о   признании  частично   недействительным
   распоряжения администрации Тюменской области.
       Заслушав    доклад    судьи   Василевской   В.П.,    объяснения
   представителя  главы администрации Тюменской области Путилова  Е.В.
   и  заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации
   Корягиной  Л.Л., не поддержавшей кассационный протест и  полагавшей
   решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       16   октября  1996  г.  состоялось  распоряжение  администрации
   Тюменской  области  N  721-р  "О  назначении  и  выплате  отдельным
   категориям   инвалидов  из  числа  ветеранов  денежных  компенсаций
   расходов  на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных
   средств  и  транспортное обслуживание", п.  1  которого  определены
   размеры   денежных   компенсаций,  подлежащих   выплате   отдельным
   категориям инвалидов из числа ветеранов с 01.01.97:
       - на санаторно-курортное лечение - 4-кратный минимальный размер
   пенсии по возрасту;
       -  на  бензин,  ремонт,  техническое обслуживание  транспортных
   средств - 10-кратный минимальный размер пенсии по возрасту;
       -  на транспортное обслуживание - 15-кратный минимальный размер
   пенсии по возрасту.
       Одновременно  названным распоряжением (п. 3) утвержден  порядок
   их назначения согласно приложениям N 1 и N 2.
       Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании п.  1
   распоряжения и п. 5 приложения N 2 недействительными.
       По   мнению   прокурора,  установленный  фиксированный   размер
   денежных  компенсаций исключает дифференцированное  их  начисление,
   что  противоречит требованиям закона и нарушает права инвалидов  из
   числа ветеранов.
       Вместе  с  этим прокурор просил обязать администрацию Тюменской
   области:
       -   привести   оспариваемые  положения  нормативных   актов   в
   соответствие  с  Федеральным законом "О ветеранах",  Постановлением
   Правительства Российской Федерации N 701 от 10.07.95 "О  назначении
   и   выплате  отдельным  категориям  инвалидов  из  числа  ветеранов
   денежных  компенсаций,  расходов  на  санаторно-курортное  лечение,
   эксплуатацию  транспортных  средств и  транспортное  обслуживание",
   введя их в действие с 10.07.95;
       -  принять меры к выплате причитающихся размеров компенсаций на
   санаторно-курортное лечение и расходов на бензин  или  другие  виды
   топлива,  ремонт, техническое обслуживание транспортных  средств  и
   на  запасные  части к ним, также на транспортное обслуживание  всем
   гражданам  из числа ветеранов, имеющим право на данные компенсации,
   начиная с 10.07.95.
       Решением  Тюменского областного суда от 11 декабря  1997  г.  в
   удовлетворении  требования  прокурора о признании  недействительным
   п.  5  приложения  N  2 "О порядке назначения и  выплаты  отдельным
   категориям  инвалидов  из числа ветеранов  денежных  компенсаций  и
   расходов  на  бензин  или другие виды топлива, ремонт,  техническое
   обслуживание  транспортных средств и на запасные  части  к  ним,  а
   также  на  транспортное обслуживание" к распоряжению  администрации
   Тюменской области N 721-р от 16.10.96 отказано.
       В остальной части его требования удовлетворены.
       В  кассационном протесте прокурора поставлен вопрос  об  отмене
   судебного   решения   в   неудовлетворенной   части   заявления   и
   направлении дела в этой части в суд на новое разбирательство  ввиду
   неправильного толкования судом норм материального права.
       Судебная   коллегия   Верховного  Суда  Российской   Федерации,
   проверив материалы дела и обсудив доводы протеста, оснований к  его
   удовлетворению не находит.
       Исходя  из  положений  п. 4 ст. 72 и ч. 2  ст.  76  Конституции
   Российской   Федерации   о  разграничении  компетенции   Российской
   Федерации  и  ее субъектов по вопросам установления мер  социальной
   защиты  и социального обеспечения граждан и приоритете федерального
   законодательства над законами и иными нормативными актами  субъекта
   Российской  Федерации принимаемые последними  нормативные  акты  по
   вопросам  социальной  защиты и социального  обеспечения  не  должны
   противоречить федеральному законодательству.
       Вступившим  в  законную  силу 25.01.95 Федеральным  законом  "О
   ветеранах"  предусмотрено, что законы и иные  нормативные  правовые
   акты  субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы
   ветеранов, предусмотренные настоящим Федеральным законом,  являются
   недействительными.
       Как  установлено  судом, утвержденный администрацией  Тюменской
   области  16.10.96  порядок  (приложение  N  1  и  приложение  N  2)
   назначения  и  выплаты  отдельным  категориям  инвалидов  из  числа
   ветеранов  денежных  компенсаций  расходов  на  санаторно-курортное
   лечение,   эксплуатацию   транспортных   средств   и   транспортное
   обслуживание  соответствует Федеральному закону "О  ветеранах"  (п.
   п.  11,  10)  и  принятому во исполнение этого Закона Постановлению
   Правительства Российской Федерации N 701 от 10.07.95 "О  назначении
   и   выплате  отдельным  категориям  инвалидов  из  числа  ветеранов
   денежных   компенсаций  расходов  на  санаторно-курортное  лечение,
   эксплуатацию  транспортных средств и транспортное обслуживание  (п.
   4).
       Доводы прокурора о необходимости дифференцированного подхода  к
   начислению   причитающейся  инвалидам   денежной   компенсации   на
   эксплуатацию   транспортных  средств  и  транспортное  обслуживание
   отдельно  по  каждому  показателю расходов  -  на  топливо,  ремонт
   автотранспорта, запасные части и т.п. - на законе  не  основаны,  и
   такого   указания  в  названном  выше  Постановлении  Правительства
   Российской Федерации не содержится.
       Но  перечисленные  в  его 4-м пункте показатели  -  расходы  на
   топливо,  запасные  части, ремонт и т.д. - администрацией  области,
   как  и  следовало, учитывались в п. 5 приложения N 2 к распоряжению
   N  721-р  от 16.10.96 при определении конкретного размера  денежной
   компенсации, причитающейся выплате инвалидам, исходя  при  этом  из
   имеющихся в области средств (ст. 11 Закона "О ветеранах").
       При таком положении вывод суда о законности п. 5 приложения N 2
   к  распоряжению администрации области и необоснованности требования
   прокурора о признании его недействительным является правильным.
       Вместе с тем Судебная коллегия считает необходимым на основании
   ст.  294  Гражданского процессуального кодекса  РСФСР  в  интересах
   законности  выйти  за  пределы кассационного  протеста  и  изменить
   судебное решение по следующим основаниям.
       Удовлетворяя   заявление  прокурора   о   незаконности   п.   1
   оспариваемого  распоряжения областной администрации в  части  ввода
   его  в  действие  с  01.01.97, суд ошибочно  в  резолютивной  части
   решения  признал этот пункт распоряжения недействительным в  полном
   объеме,  т.е.  в  том  числе  и  признанные  им  законными  размеры
   денежных компенсаций, подлежащих выплате инвалидам.
       В связи с этим резолютивная часть решения по данному требованию
   подлежит изменению и изложению в новой редакции.
       Кроме   того,  обязывая  областную  администрацию  привести   в
   соответствие  с действующим законодательством п. 1 его распоряжения
   и  принять  меры  к  выплате  инвалидам причитающихся  им  денежных
   компенсаций  с  10.07.95, суд не учел, что в соответствии  с  п.  9
   Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N  5  от
   27.04.93  "О  некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении  дел
   по    заявлениям    прокуроров   о   признании    правовых    актов
   противоречащими  закону"  (в  редакции  Постановлений  Пленума   от
   21.12.93  N  11 и 25.10.95 N 10) в случае удовлетворения  заявления
   прокурора  о  признании  правового акта  недействительным  суду  не
   следует  обязывать  орган или должностное лицо отменить  признанный
   недействительным  правовой  акт, поскольку  признание  такого  акта
   недействительным  не  порождает правовых  последствий  со  дня  его
   издания, о чем следует указать в резолютивной части решения".
       С  учетом  изложенного указания суда, обязывающие администрацию
   области   к   совершению   определенных   действий,   подлежат   из
   резолютивной  части  исключению,  имея  при  этом   в   виду,   что
   требования  прокурора  на  этот  счет  не  носили  самостоятельного
   характера и основывались лишь на признании распоряжения N 721-р  от
   16.10.95 частично недействительным.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 311, 294, п.
   4  ст.  305  Гражданского процессуального кодекса  РСФСР,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Тюменского  областного суда  от  11  декабря  1997  г.
   изменить:
       -  резолютивную  часть  решения  о  признании  недействительным
   пункта  1  распоряжения администрации Тюменской области изложить  в
   следующей редакции:
       "Признать  недействительным со дня издания пункт 1 распоряжения
   администрации  Тюменской  области  N  721-р  от  16.10.96  в  части
   определения срока его действия с 01.01.97";
       - исключить из резолютивной части решения указания, обязывающие
   администрацию Тюменской области привести п. 1 распоряжения N  721-р
   от  16.10.96  в  соответствие  с  действующим  законодательством  с
   определением  размеров денежных компенсаций на  санаторно-курортное
   лечение,   эксплуатацию   транспортных   средств   и   транспортное
   обслуживание на период с 10.07.95 по 1.01.97;
       - исключить из резолютивной части решения указания, обязывающие
   областную  администрацию  "принять  меры  к  выплате  причитающихся
   размеров  компенсаций на санаторно-курортное лечение и расходов  на
   бензин  или  другие виды топлива, ремонт, техническое  обслуживание
   транспортных  средств  и  на запасные  части  к  ним,  а  также  на
   транспортное  обслуживание  всем  гражданам  из  числа   ветеранов,
   имеющим право на данные компенсации, начиная с 10.07.95".
       В   остальной  части  решение  суда  оставить  без   изменения,
   кассационный протест прокурора - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz