ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 08.10.2003 N 1119
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 апреля 1998 г. N 05-11/7094
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ
ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ В КАЧЕСТВЕ
ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ
С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
Управление федеральных таможенных платежей ГТК России,
рассмотрев обращения Санкт - Петербургской таможни от 16.02.98
N 24-07-03-2774 и Пулковской таможни от 16.03.98 N 08-21/1868 по
вопросу правомерности предоставления льгот по уплате таможенных
платежей при ввозе иностранным инвестором товаров в качестве
вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями,
зарегистрированными местными органами власти, сообщает следующее.
В настоящее время при ввозе на территорию России иностранным
инвестором товаров в качестве вклада в уставный фонд предприятий с
иностранными инвестициями применяются только те льготы по уплате
таможенных пошлин и НДС, которые установлены Законами "О
таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость" и
Таможенным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации
(статьи 174, 182), Законом "О таможенном тарифе" (статьи 34 и 37),
Федеральным законом от 17.03.97 N 54-ФЗ "О внесении изменений в
статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость", Постановлением Правительства Российской Федерации от
23.07.96 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и
налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых
иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный)
капитал предприятий с иностранными инвестициями" и поручением
Правительства Российской Федерации от 02.10.96 N ОД-П2-33039 об
отнесении к основным производственным фондам материальных основных
фондов, указанных в Общероссийском классификаторе основных фондов
(при условии, что описание товаров в данном классификаторе не
используется в таможенных целях при декларировании товаров),
определен порядок предоставления вышеуказанных льгот, доведенный
ГТК России до сведения таможенных органов указанием от 13.08.96
N 01-14/892, Приказом от 06.08.97 N 478, письмами от 15.08.96
N 01-15/14741, от 04.08.97 N 01-15/14758, от 13.03.97
N 01-15/4452.
В соответствии с данным порядком таможенной пошлиной и налогом
на добавленную стоимость не облагаются только те товары, которые
не являются подакцизными, относятся к основным производственным
фондам, ввозятся иностранным инвестором в пределах срока
формирования уставного (складочного) капитала, установленного
учредительными документами (пункт 1 вышеупомянутого Постановления
Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883), по
стоимости и количеству не превышают определенного учредительными
документами размера вклада иностранного инвестора в уставный
(складочный) капитал. При этом учредительные документы предприятия
с иностранными инвестициями (а также все изменения, вносимые в эти
документы) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном
законодательством.
Следует отметить, что к основным фондам не относятся предметы
стоимостью ниже лимита, устанавливаемого Минфином России, который
в настоящее время составляет не менее 100-кратного минимального
размера месячной оплаты труда.
Льготы в отношении указанных товаров предоставляются
таможенным органом, в зоне деятельности которого находится
предприятие. В целях предотвращения злоупотреблений при ввозе
бытовой техники, оргтехники, мебели, аудио- и видеозаписывающих
устройств льготы предоставляются по решению Зампреда ГТК России.
Что касается вопроса государственной регистрации учредительных
документов предприятий с иностранными инвестициями, то порядок
государственной регистрации определен нормами гражданского, а не
таможенного законодательства.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
юридическое лицо считается созданным с момента его государственной
регистрации (статья 51). Изменения учредительных документов
юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их
государственной регистрации (статья 52). Государственная
регистрация коммерческих организаций топливно - энергетического
комплекса с иностранными инвестициями независимо от величины
уставного капитала, а также коммерческих организаций, объем
иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей (без
учета деноминации), осуществляется Государственной регистрационной
палатой Российской Федерации при Минэкономики России (ГРП России)
согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от
06.06.94 N 655. Государственную регистрацию коммерческих
организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает
100 млн. рублей (без учета деноминации), производят регистрирующие
органы субъектов Российской Федерации согласно Постановлению
Правительства РСФСР от 28.11.91 N 26 "О регистрации предприятий с
иностранными инвестициями".
Таким образом, изменения, вносимые в учредительные документы
коммерческих организаций топливно - энергетического комплекса с
иностранными инвестициями независимо от величины уставного
капитала, а также коммерческих организаций, объем иностранных
инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей (без учета
деноминации), могут быть зарегистрированы местными органами
власти, но в обязательном порядке должны пройти государственную
регистрацию в ГРП России. Если учредительные документы таких
предприятий не прошли государственную регистрацию в ГРП России
(согласно действующему гражданскому законодательству), никаких
правовых оснований для применения норм этих документов у
таможенных органов не имеется.
Кроме того, в связи с тем, что предоставление льгот по уплате
таможенных платежей (которые являются федеральными налогами и
вносятся в федеральный бюджет) влечет за собой непоступление
средств в федеральный бюджет и уменьшение его доходной части, то
срок, в течение которого в бюджет не поступают такие средства,
должен быть четко оговорен в учредительных документах (в
соответствии с положениями Постановления Правительства Российской
Федерации от 23.07.96 N 883). Срок формирования уставного капитала
предприятия определен его организационно - правовой формой в
соответствии с гражданским законодательством. Изменения, вносимые
в учредительные документы и касающиеся (увеличения) срока
формирования уставного капитала (первичного формирования и
последующих), в течение которого предприятию с иностранными
инвестициями могут быть предоставлены льготы, должны быть в
обязательном порядке зарегистрированы согласно действующему
гражданскому законодательству.
Таким образом, освобождение от таможенной пошлины и НДС
предоставляется только при соблюдении требований, перечисленных в
вышеуказанных законодательных и нормативных актах. При
невыполнении этих требований взимание таможенных платежей
производится в общеустановленном порядке.
В связи с изложенным решение Санкт - Петербургской таможни о
возможности предоставления льгот по уплате таможенной пошлины и
НДС при ввозе иностранным инвестором товаров в качестве вклада в
уставный капитал предприятий с объемом иностранных инвестиций
свыше 100 млн. рублей (без учета деноминации), не прошедших
государственную регистрацию в ГРП России, является неправомерным.
Применение в данном случае такого документа, как "Уведомление",
представленного Санкт - Петербургской таможней, является
нарушением таможенного законодательства, так как влечет за собой
освобождение от уплаты таможенных платежей (и непоступление
средств в доход федерального бюджета) в случаях, когда такие
льготы не предусмотрены. При возникновении сомнений у таможенного
органа в возможности предоставления льгот в каком-либо случае
следует таможенные платежи взыскивать при таможенном оформлении (а
не предоставлять освобождение), направив запрос в региональное
таможенное управление (при необходимости в ГТК России) о
правомерности действий. Получив соответствующий ответ о
возможности предоставления льгот, осуществить возврат плательщику
уплаченных им средств.
Северо - Западному таможенному управлению следует довести до
сведения подчиненных таможенных органов данные разъяснения.
Заместитель начальника
Управления федеральных
таможенных платежей
Ю.А.ХРАМОВ
|