Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 01.04.98 N 2340-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕШНИМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ, УНАСЛЕДОВАННЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 1 апреля 1998 г. N 2340-II ГД
   
              О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УПРАВЛЕНИИ
            ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕШНИМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ,
                 УНАСЛЕДОВАННЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в первом  чтении  проект  Федерального  закона  "Об
   управлении   государственными   внешними   финансовыми   активами,
   унаследованными  Российской  Федерацией",   внесенный   депутатами
   Государственной    Думы    Бученковым    Евгением    Викторовичем,
   Митрофановым  Алексеем  Валентиновичем  и  Филатовым   Александром
   Валентиновичем.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются   в   Комитет   Государственной   Думы   по  вопросам
   геополитики до 15 мая 1998 года.
       3. Комитету   Государственной  Думы  по  вопросам  геополитики
   доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок  и
   внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
   
                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                                     БУЧЕНКОВЫМ Е.В.,
                                                    МИТРОФАНОВЫМ А.В.
                                                     и ФИЛАТОВЫМ А.В.
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
          ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕШНИМИ ФИНАНСОВЫМИ
            АКТИВАМИ, УНАСЛЕДОВАННЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
   
       Настоящий Федеральный   закон   определяет  основы  управления
   приобретенными в порядке правопреемства государственными  внешними
   (зарубежными)  финансовыми  активами,  возникшими  первоначально в
   соответствии   с    международными    договорами    (соглашениями)
   правопредшественников Российской Федерации и на иных основаниях.
       Приобретенные государственные внешние (зарубежные)  финансовые
   активы   Российской   Федерации  являются  составной  частью  всех
   государственных внешних (зарубежных) активов.
   
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Основные понятия
   
       В целях настоящего Федерального закона  применяются  следующие
   основные понятия:
       государственные внешние (зарубежные) активы (далее  -  внешние
   активы)  -  государственные  внешние  кредиты  и инвестиции,  иные
   внешние права  требования,  правопреемником  по  которым  является
   Российская Федерация, а равно объекты этих прав;
       государственные внешние  кредиты  -  кредиты,  предоставленные
   правопредшественниками     Российской     Федерации    иностранным
   государствам,  иностранным юридическим и физическим лицам,  в  том
   числе    кредиты,    предоставленные   органами   государственного
   управления     правопредшественников     Российской     Федерации,
   государственными  организациями и иными организациями,  созданными
   органами   государственного   управления   или    государственными
   организациями;
       государственные внешние инвестиции  -  акции,  вклады  органов
   государственного   управления   правопредшественников   Российской
   Федерации,  государственных   организаций   и   иных   организаций
   (созданных     органами     государственного     управления    или
   государственными организациями) в  уставные  капиталы  иностранных
   организаций,  в  том  числе  акции,  вклады  в  уставные  капиталы
   организаций   с   долевым   участием    иностранных    государств,
   международных    организаций,   юридических   и   физических   лиц
   иностранных государств;
       иные внешние   права  требования  -  финансовые  обязательства
   иностранных государств,  международных организаций,  юридических и
   физических лиц иностранных государств,  правопреемником по которым
   является  Российская  Федерация,  независимо   от   основания   их
   возникновения;
       государственный учет   и   регистрация   внешних   активов   -
   оформление  документов,  а  также совершение необходимых действий,
   подтверждающих права Российской  Федерации  на  внешние  активы  в
   соответствии  с  законодательством  Российской Федерации,  нормами
   международного  права  и  международными   договорами   Российской
   Федерации.
   
       Статья 2. Правовое регулирование управления внешними активами
   
       Управление внешними активами Российской Федерации регулируются
   Конституцией Российской Федерации,  нормами международного  права,
   международными    договорами   Российской   Федерации,   настоящим
   Федеральным законом и другими федеральными законами, применимыми к
   внешним активам и их управлению.
   
       Статья 3. Субъекты прав на внешние активы
   
       Субъектом прав   на   внешние   активы   является   Российская
   Федерация.
   
       Статья 4. Компетенция   федеральных   органов   исполнительной
   власти по вопросам управления внешними активами
   
       В компетенцию  специально  уполномоченных  федеральных органов
   исполнительной власти по  вопросам  управления  внешними  активами
   входит:
       подготовка ежегодного отчета Президенту Российской  Федерации,
   Правительству   Российской   Федерации   и  Федеральному  Собранию
   Российской Федерации о состоянии обслуживания  внешних  активов  и
   предложений    по    возврату    внешнего    долга    иностранными
   государствами - должниками;
       ведение Единого  государственного  реестра  внешних финансовых
   активов Российской Федерации;
       разработка предложений  по системе учета и порядку регистрации
   внешних активов;
       организация поиска,   оформления  и  защиты  прав  на  внешние
   активы, в том числе сбор данных (документов), связанных с внешними
   активами в виде долей,  паев, акций, вкладов в предприятия, банки,
   иные организации с долевым участием;
       разработка предложений   о  порядке  финансирования  расходов,
   связанных  с  организацией  поиска,  оформления  и   защиты   прав
   Российской Федерации на внешние активы;
       проведение документальных  и  фактических  проверок  (ревизий,
   инвентаризаций) в организациях,  участвующих в управлении внешними
   активами,  в  том  числе   совместно   с   федеральными   органами
   государственной власти;
       контроль за  поступлением  средств  в   погашение   финансовых
   обязательств  иностранных  государств,  международных организаций,
   физических и юридических лиц иностранных  государств  и  передачей
   этих средств в федеральный бюджет;
       координация деятельности  федеральных  органов  исполнительной
   власти,  организаций  и  иных  лиц в отношении управления внешними
   активами;
       передача по   поручению   Правительства  Российской  Федерации
   внешних активов в управление  на  конкурсной  основе  коммерческим
   организациям    и    иным   лицам   в   порядке,   предусмотренном
   законодательством Российской Федерации;
       подготовка и   исполнение   решений   по  управлению  внешними
   активами;
       защита прав  и  интересов  Российской  Федерации  в  отношении
   внешних активов;
       разработка предложений  о  введении в состав дипломатических и
   торговых представительств Российской Федерации представителей  для
   выполнения   мероприятий,   направленных   на   защиту   интересов
   Российской Федерации  для  возврата  внешнего  долга  иностранными
   государствами;
       анализ эффективности  деятельности  специально  уполномоченных
   федеральных органов исполнительной власти,  органов исполнительной
   власти субъектов Российской  Федерации,  уполномоченных  банков  и
   организаций по управлению внешними активами;
       разработка предложений по  совершенствованию  законодательства
   об управлении внешними активами;
       подготовка необходимых документов для заключения международных
   договоров  Российской  Федерации  в  отношении управления внешними
   активами и их реализации.
   
       Статья 5. Прекращения прав на внешние активы
   
       Право Российской Федерации на внешние  активы  прекращается  в
   случае  отказа Российской Федерации от этого права,  а равно утери
   права  в  иных  случаях,  предусмотренных  настоящим   Федеральным
   законом,  другими  федеральными  законами,  нормами международного
   права и международными договорами Российской Федерации.
   
       Статья 6. Отказ от права на внешние активы
   
       1. Российская Федерация может отказаться полностью или в части
   от  права  на  конкретные  внешние  активы  в  пользу должника или
   третьей стороны.
       2. Отказ  от  права  на внешние активы оформляется федеральным
   законом.
       Полным или  частичным  отказом  от  права  на внешние активы в
   настоящем Федеральном законе признается:
       безвозмездный отказ от внешнего права требования;
       возмездный отказ от  внешнего  права  требования,  причиняющий
   ущерб   экономическим   интересам   Российской  Федерации  в  виде
   неполученных доходов;
       предоставление отсрочки исполнения обязательства на срок более
   семи лет (как единовременное,  так  и  посредством  предоставления
   нескольких отсрочек, каждая из которых не превышает семи лет).
   
       Статья 7. Изменение  условий  договора  (соглашения)  и  иного
   акта, из которого возникло право на внешние активы
   
       1. Правительство Российской Федерации в  интересах  Российской
   Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом,  другими
   федеральными  законами  и  нормами  международного  права   вправе
   заключать  международные  соглашения  и  принимать  иные  решения,
   влекущие изменение условий договора (соглашения) и иного акта,  из
   которого  возникло  право  на  внешние  активы,  а равно изменения
   порядка исполнения обязательства,  возникшего из  иных  оснований,
   если  эти  изменения  не  являются полным или частичным отказом от
   права на внешние активы.
       2. Правительство   Российской   Федерации   в  пределах  своей
   компетенции вправе  поручить  федеральным  органам  исполнительной
   власти, организациям и иным лицам заключать соглашения и принимать
   решения, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи.
   
                 Глава II. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМИ АКТИВАМИ
   
       Статья 8. Порядок управления внешними активами
   
       1. Управление внешними активами включает деятельность по:
       а) защите  прав  и  интересов Российской Федерации в отношении
   внешних активов;
       б) выявлению внешних активов;
       в) государственному учету и регистрации внешних активов;
       г) совершению  сделок  и  принятию  исполнения  обязательств в
   отношении внешних активов;
       д) принятии   мер  по  возврату  внешнего  долга  иностранными
   государствами в соответствии со статьей 9 настоящего  Федерального
   закона;
       е) координации действий, предусмотренных подпунктами "а" - "г"
   настоящей статьи.
       2. Управление  внешними   активами   осуществляет   специально
   уполномоченный   федеральный   орган   исполнительной  власти  или
   специализированный государственный банк Российской Федерации.
       В управлении   внешними  активами  в  установленном  настоящим
   Федеральным  законом  и  другими  нормативными  правовыми   актами
   Российской   Федерации  порядке  участвуют  органы  исполнительной
   власти   субъектов   Российской   Федерации,    органы    местного
   самоуправления,   граждане   Российской   Федерации,   иностранные
   граждане, российские и иностранные юридические лица.
       3. Управление  внешними активами осуществляется в соответствии
   с федеральным законом о федеральном бюджете.
       4. Доходы   от  внешних  активов  направляются  в  федеральный
   бюджет.
   
       Статья 9. Конвертирование внешних активов
   
       1. В случае невозможности  или  нецелесообразности  исполнения
   финансовых  обязательств перед Российской Федерацией Правительство
   Российской Федерации принимает решение по конвертированию  внешних
   активов в формах:
       а) обмена   внешних  активов  на  ценные  бумаги  иностранного
   государства - должника или на  ценные  бумаги  других  иностранных
   государств;
       б) реализации  товарных  схем урегулирования возврата внешнего
   долга иностранными государствами;
       в) возмездной  переуступки  внешних  активов  в соответствии с
   международными   договорами   Российской   Федерации   иностранным
   государствам, иностранным банкам и фирмам;
       г) обмена внешних активов на движимое и недвижимое  имущество,
   земельные  участки  в  счет  погашения внешнего долга иностранными
   государствами  с  передачей  их  в   государственную   федеральную
   собственность;
       д) иные схемы реализации прав Российской Федерации на  внешние
   активы.
       2. При конвертировании  внешних активов соблюдаются требования
   статей 6 и 7 настоящего Федерального закона.
   
       Статья 10. Обязанности  организаций,  участвующих в управлении
   внешними активами
   
       1. При  возврате  внешнего  долга  иностранными  государствами
   денежные   средства,  поступившие  в  организации,  участвующие  в
   управлении  внешними  активами,  во  исполнение  обязательств   по
   внешним   активам,   незамедлительно  направляются  в  федеральный
   бюджет,  если иное не предусмотрено  законодательством  Российской
   Федерации.
       2. Организация, участвующая в управлении внешними активами:
       не вправе изменять условия договора,  в соответствии с которым
   организация приобрела права принимать исполнение  обязательств  по
   внешним  активам,  если  иное  не  предусмотрено законодательством
   Российской Федерации;
       обязана в   интересах   Российской   Федерации  участвовать  в
   управлении внешними активами,  не допуская действий (бездействия),
   причиняющих ущерб Российской Федерации.
       3. Отказ организации от участия в управлении внешними активами
   осуществляется с согласия Правительства Российской Федерации или в
   ином порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
   
       Статья 11. Выявление  неправомерных  действий  при  управлении
   внешними активами
   
       Специально уполномоченный   федеральный  орган  исполнительной
   власти  или  специализированный  государственный  банк  Российской
   Федерации принимает необходимые меры по:
       а) выявлению  совершенных  в  связи  с  управлением   внешними
   активами  неправомерных  действий (бездействия),  а равно действий
   (бездействия), причиняющих вред Российской Федерации;
       б) признанию  этих  действий  (бездействия)  в   установленном
   порядке недействительными, предотвращению и возмещению вреда;
       в) привлечению виновных к ответственности.
   
             Глава III. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ПРАВА РОССИЙСКОЙ
                      ФЕДЕРАЦИИ НА ВНЕШНИЕ АКТИВЫ
   
       Статья 12. Информация о внешних активах
   
       1. Федеральные   органы    исполнительной    власти,    органы
   исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации,  органы
   местного   самоуправления,    граждане    Российской    Федерации,
   иностранные  граждане,  российские и иностранные юридические лица,
   участвующие   в   управлении   внешними   активами,   обязаны    в
   установленные   сроки   предоставлять  специально  уполномоченному
   федеральному органу исполнительной власти или  специализированному
   государственному  банку  Российской Федерации достоверную и полную
   информацию, необходимую для управления внешними активами.
       2. Отказ  в  предоставлении  указанной  в  пункте  1 настоящей
   статьи информации,  а равно  уклонение  от  ее  предоставления  не
   допускается.
       3. Порядок и сроки предоставления информации,  предусмотренной
   в пункте 1 настоящей статьи устанавливает Правительство Российской
   Федерации.
       4. Государственные служащие, которым в связи с предоставленной
   информацией в соответствии с пунктом  1  настоящей  статьи,  стали
   известны сведения,  составляющие служебную или коммерческую тайну,
   обязаны не разглашать эти сведения и не использовать их иначе  как
   в интересах Российской Федерации при управлении внешними активами.
       5. Информация  о  внешнем  долге  иностранных  государств   по
   истечению двух лет подлежит опубликованию.
   
       Статья 13. Защита прав на внешние активы
   
       1. Специально  уполномоченный федеральный орган исполнительной
   власти  или  уполномоченный  Правительством  Российской  Федерации
   специализированный государственный банк Российской Федерации:
       использует все правомерные способы  защиты  прав  и  интересов
   Российской Федерации в отношении внешних активов;
       с согласия Правительства Российской  Федерации  воздерживается
   от  принятия  мер  по  защите  прав на внешние активы,  если такая
   защита  явно  противоречит  финансовым,   имущественным   и   иным
   интересам Российской Федерации.
       2. Государственные  органы  субъектов  Российской   Федерации,
   органы  местного  самоуправления,  коммерческие организации и иные
   лица,  участвующие в управлении внешними активами,  также вправе в
   соответствии  с  законодательством  Российской Федерации требовать
   исполнения обязательств в отношении внешних активов.
   
              Глава IV. УЧЕТ И РЕГИСТРАЦИЯ ВНЕШНИХ АКТИВОВ
   
       Статья 14. Учет и регистрация внешних активов
   
       1. Внешние   активы   подлежат   государственному   учету    и
   регистрации.
       2. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом
   "О  государственных  внешних заимствованиях Российской Федерации и
   государственных кредитах,  предоставляемых  Российской  Федерацией
   иностранным  государствам,  их  юридическим  лицам и международным
   организациям"  действует  единая  система  учета   и   регистрации
   государственных  внешних заимствований и государственных кредитов,
   предоставляемых Российской Федерацией,  составной  частью  которой
   является  учет и регистрация внешних кредитов,  правопреемником по
   которым является Российская Федерация.
       3. Учет и регистрация внешних активов,  не являющихся внешними
   кредитами,  осуществляется в порядке, установленном Правительством
   Российской Федерации специально уполномоченным федеральным органом
   исполнительной  власти  или   специализированным   государственным
   банком Российской Федерации.
   
            Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО
             ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 15. Ответственность при управлении внешними активами
   
       1. Лица, виновные в:
       осуществлении сделок,   связанных   с   управлением   внешними
   активами,  повлекшими  нанесение  ущерба  экономическим  интересам
   Российской   Федерации,  противоречащими  настоящему  Федеральному
   закону,    законодательству    Российской    Федерации,     нормам
   международного   права   или  международным  договорам  Российской
   Федерации;
       несообщении сведений  в случае,  если должностное лицо обязано
   сообщить сведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
       нарушении правил учета и регистрации внешних активов;
       воспрепятствовании законной деятельности  федерального  органа
   исполнительной   власти   по   управлению   внешними   финансовыми
   активами, -
       привлекаются к  уголовной или административной ответственности
   в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       2. Вред,  причиненный  неправомерными  действиями  в  связи  с
   участием в управлении  внешними  активами  подлежит  возмещению  в
   полном объеме.
   
       Статья 16. Разрешение споров по внешним активам
   
       1. Споры    между   Российской   Федерацией   и   иностранными
   государствами,  предметом   которых   являются   внешние   активы,
   разрешаются  путем переговоров и иными средствами в соответствии с
   международными   договорами   Российской   Федерации   и   нормами
   международного права.
       2. Споры,  вытекающие   из   гражданско  -  правовых   сделок,
   предметом которых являются внешние активы,  рассматриваются в суде
   или международном коммерческом  арбитраже,  избранном  соглашением
   сторон,  а  при  отсутствии  такого  соглашения  - в суде по месту
   нахождения ответчика или по месту нахождения внешних активов.
   
       Статья 17. Порядок  вступления  в силу настоящего Федерального
   закона
   
       Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
   официального опубликования.
   
       Статья 18. Приведение    нормативных    правовых    актов    в
   соответствие с настоящим Федеральным законом
   
       Предложить Президенту   Российской   Федерации   и    поручить
   Правительству   Российской  Федерации  привести  свои  нормативные
   правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
              К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УПРАВЛЕНИИ
            ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕШНИМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ,
                 УНАСЛЕДОВАННЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ"
   
       Проект Федерального  закона  "Об  управлении  государственными
   внешними   финансовыми   активами,   унаследованными    Российской
   Федерацией"  разработан Комитетом Государственной Думы по вопросам
   геополитики с привлечением соответствующих ученых и специалистов.
       В работе над законопроектом в  течение  двух  лет  участвовали
   представители МИД России,  МВД России, МВЭС России, Счетной палаты
   Российской   Федерации,   Комитета   Государственной    Думы    по
   экономической политике,  Минэкономики России,  Минюста России, ФСБ
   России, СВР России, МО Российской Федерации, ФПС России и др.
       На завершающем этапе были приглашены юристы Центрального банка
   России,  Банка  внешней  торговли,  Внешэкономбанка,   Альфабанка,
   Национального  резервного банка,  Национального Московского банка,
   Московского акционерного банка "Возрождения" и др.
       Существующий порядок управления внешними финансовыми  активами
   не основан на правовых началах,  в результате чего имеются условия
   для злоупотреблений и упущений при управлении внешними финансовыми
   активами, причиняющих политический и имущественный вред Российской
   Федерации.  Нарушается  финансовая  дисциплина  при  получении   и
   расходовании   валютных  средств,  поступающих  в  счет  погашения
   внешнего долга.  Так,  в результате проверок,  проведенных Счетной
   палатой Российской Федерации было установлено,  что правовая база,
   регулирующая вопросы управления внешними финансовыми активами, "не
   является достаточной", что приводит к "многочисленным нарушениям в
   этой области".  Устранение и  смягчение  указанных  недостатков  -
   основная цель настоящего законопроекта.
       Настоящий законопроект имеет целью определить суверенные права
   и юрисдикцию  Российской  Федерации  на  государственные   внешние
   финансовые активы,  унаследованные Российской Федерацией и возврат
   государственного   внешнего   долга   иностранными   государствами
   Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и
   нормами  международного   права,   и   международными   договорами
   Российской Федерации.
       Правовой основой    законопроекта    послужили     Конституция
   Российской Федерации,  федеральный закон о государственных внешних
   заимствованиях Российской Федерации  и  государственных  кредитах,
   предоставленных    Российской    Федерации,   Гражданский   кодекс
   Российской Федерации.
       В законопроекте предусмотрены меры, упорядочивающие управление
   внешними   финансовыми   активами   (инвестиции,   кредиты,   иные
   финансовые требования)
       В 60 - 80-е годы СССР  выступал  на мировом  рынке  также  и в
   качестве  крупного  кредитора,  оказывая  военно - политическое  и
   экономико  -  техническое     содействие    социалистическим     и
   развивающимся странам.  Став  правопреемником  по  долгам  бывшего
   СССР, Россия одновременно приобрела все права на его активы, в том
   числе  долги  иностранных  государств.  Эти  долговые   требования
   официально  оценены российской стороной (по состоянию на 01.03.95)
   суммой, эквивалентной 148,8 млрд. долларов.
       При этом  крупнейшими  должниками  из  числа  бывших  соцстран
   являлись Куба (20%), Монголия (12%), Вьетнам (11%), Польша (6%), а
   среди развивающихся государств - Индия (10%),  Сирия (7,5%),  Ирак
   (4,3%),  Афганистан (3,4%), а также Эфиопия, Йемен, Алжир, Ангола,
   Египет, Ливия - всего 49 стран.
       Хотя формально   Россия   может  быть  причислена  к  нетто  -
   кредиторам (размер долговых требований  превышает  сумму  внешнего
   долга),  однако  на деле картина выглядит сложнее.  Возвращаемость
   долгов чрезвычайно низка:  при начисленных  ежегодных  платежах  в
   погашение 15 - 17 млрд.  долларов фактически они составляют только
   1,5  -  2  млрд.  долларов.  Это  было,  например,  вдвое   меньше
   осуществленных   в  1994  году  российских  платежей  в  погашение
   внешнего долга.
       Оплата кредитов осуществляется в основном ответными поставками
   товаров традиционного экспорта стран - должников.  При невыплате в
   срок  долгов  это ставит в невыгодное положение Россию,  ибо такие
   долги относятся к низколиквидным зарубежным активам  и  их  весьма
   затруднительно  использовать  для  обмена  на погашение российских
   внешних долгов.  К тому же нередко в  заключенных  СССР  кредитных
   соглашениях  содержалась  оговорка  о  недопустимости  переуступки
   соответствующих долговых требований третьей стороне  без  согласия
   страны - заемщика.
       В соглашениях СССР о предоставлении кредитов  к  сожалению  не
   фиксировался согласованный курс рубля по отношению к доллару,  что
   привело в дальнейшем к крупным потерям для нашей страны. Например,
   при  пересчете своих обязательств по новому сниженному курсу рубля
   по отношению к доллару Куба предложила  снизить  стоимость  своего
   долга в 50 раз.
       В 90-е годы образовалась еще одна группа  должников  России  -
   страны  СНГ,  преимущественно  в  связи  с неплатежами за поставки
   энергоносителей.  На начало 1996 года  общая  сумма  задолженности
   стран  СНГ  (как  официальная,  так  и коммерческая) перед Россией
   превышала 9 млрд.  долларов,  среди них (по убывающей) -  Украина,
   Белоруссия,  Казахстан  и др.  И эта часть долговых активов весьма
   низколиквидна - даже если какое-либо из  государств  СНГ  было  бы
   готово  погасить  задолженность  своих коммерческих структур через
   выпуск соответствующих ценных бумаг,  вряд ли сегодня они смогут у
   кого-то пользоваться спросом.
       В сложившейся  ситуации  необходимо   определить   современную
   стратегию  России  по  переходу  от  политики  отсрочки платежей к
   политике сокращения самого долга.
       Однако, пока   для  этого  нет  ни  достаточной  правовой,  ни
   институционной основы,  что отрицательно сказывается на  состоянии
   дел  с  межгосударственными  долгами  и  создает  тем самым угрозу
   национальным интересам.
       Так, наблюдается     распыленность    ответственности    между
   различными ведомствами за формирование внешних долгов  и  активов,
   отсутствие  эффективного  государственного органа по всестороннему
   контролю за этим  сложным  процессом,  нет  законодательных  основ
   кредитно - долговой  политики государства на международной арене и
   т.п.
       В этой  связи  представляется целесообразным уполномочить один
   из  федеральных  органов  исполнительной  власти  для   управления
   внешними активами.
       Таким образом,  имеет  смысл  разработать  пакет   федеральных
   законов,  который бы обеспечивал правовое регулирование кредитно -
   долговых отношений Российской Федерации с другими государствами.
       Одним из   них  и  является  проект  Федерального  закона  "Об
   управлении   государственными   внешними   финансовыми   активами,
   унаследованными Российской Федерацией".
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz