РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
от 27 марта 1998 г.
(Извлечение)
Пукшанский обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о
признании незаконными п. п. 2, 12 Порядка представления и
оформления документов для назначения пенсий, утвержденного
Министерством труда Российской Федерации 13 августа 1992 г.
No. 1654-РВ и Министерством социальной защиты населения Российской
Федерации 14 августа 1992 г. No. 2761-18. По его мнению, данные
пункты Порядка противоречат ст. 6 Закона Российской Федерации от
20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями) и ст. 3 Закона
Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О правах граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями).
Пукшанский сослался на то, что положения этих пунктов Порядка
представления и оформления документов для назначения пенсий
ущемляют его право на пенсионное обеспечение.
Представитель Министерства труда и социального развития
Российской Федерации с требованиями Пукшанского не согласился и
просил суд оставить их без удовлетворения, пояснив при этом, что
названный Порядок утвержден в соответствии с Законом Российской
Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и во
исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 6 сентября
1991 г. No. 986-Р и не нуждался в государственной регистрации, так
как его положения не затрагивают прав и интересов граждан.
Верховный Суд РФ 27 марта 1998 г. заявление Пукшанского
удовлетворил по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1991 г.
"О Министерстве юстиции РСФСР" в целях обеспечения прав и свобод
граждан на Министерство юстиции РСФСР была возложена функция по
государственной регистрации нормативных актов министерств и
ведомств, затрагивающих права и свободы граждан или носящих
межведомственный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая
1992 г. No. 305 "О государственной регистрации ведомственных
нормативных актов" утверждено Положение о порядке государственной
регистрации ведомственных нормативных актов.
В п. п. 2, 3 указанного Положения установлено, что
государственной регистрации подлежат нормативные акты министерств
и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные
интересы граждан или носящие межведомственный характер, независимо
от срока действия (постоянные или временные) и характера
содержащихся в них сведений. Подлежащие государственной
регистрации акты министерств и ведомств Российской Федерации после
их подписания (утверждения) руководителем министерства, ведомства
представляются в трех экземплярах в Министерство юстиции
Российской Федерации.
Согласно п. 7 этого Положения ведомственные нормативные акты
вступают в силу со дня присвоения им номера государственной
регистрации.
Обязательность государственной регистрации в Министерстве
юстиции Российской Федерации нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и
законные интересы граждан, установлена и последующими Указами
Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. No. 104
"О нормативных актах центральных органов государственного
управления Российской Федерации" и от 23 мая 1996 г. No. 763
"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти".
Как установлено в судебном заседании, Порядок представления и
оформления документов для назначения пенсий, утвержденный
Министерством труда Российской Федерации и Министерством
социальной защиты населения Российской Федерации 13-14 августа
1992 г. (в период действия постановления Правительства Российской
Федерации от 8 мая 1992 г. No. 305), в нарушение действующего
законодательства, как затрагивающий права и законные интересы
граждан, не был зарегистрирован в установленном порядке в
Министерстве юстиции Российской Федерации. Указанный акт не
зарегистрирован и официально не опубликован и на день рассмотрения
дела в суде.
В судебном заседании представитель Министерства труда и
социального развития Российской Федерации этого обстоятельства не
отрицал, и оно подтверждается объяснением в судебном заседании
представителя Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно пояснениям представителя Министерства труда и
социального развития Российской Федерации упомянутый Порядок -
нормативный акт, но не нуждающийся в государственной регистрации,
так как, по его мнению, он не затрагивает прав и законных
интересов граждан.
Однако данный довод ошибочен.
Как видно из текста и содержания Порядка, он является
нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные
интересы граждан. Это обстоятельство подтвердил и представитель
Министерства юстиции Российской Федерации - первый заместитель
руководителя Департамента регистрации и контроля за ведомственными
нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации.
На основании изложенного Верховный Суд РФ признал незаконным и
не подлежащим применению со дня издания Порядок представления и
оформления документов для назначения пенсий, утвержденный
Министерством труда Российской Федерации 13 августа 1992 г.
No. 1654-РБ и Министерством социальной защиты населения Российской
Федерации 14 августа 1992 г. No. 1-2761-18, в целом, а не
отдельных его положений.
|