Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

УКАЗАНИЕ МИНЗДРАВА РФ ОТ 23.03.98 N 219-У О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                УКАЗАНИЕ

                            23 марта 1998 г.

                                N 219-У

                   О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ
                ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

       В целях  совершенствования  деятельности  службы  планирования
   семьи
       1. Ввести    в    действие    методические   рекомендации   "О
   штатно-организационной структуре  центров  планирования  семьи   и
   репродукции" (Приложение).
       2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
   Российской  Федерации  разрешаю  тиражировать настоящее указание в
   необходимом количестве.
       3. Контроль  за  исполнением  настоящего  указания оставляю за
   собой.

                                                 Заместитель Министра
                                                      здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                        Т.И.СТУКОЛОВА




                                                           Приложение
                                          к указанию Минздрава России
                                                23.03.1998 г. N 219-У

                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
              ПО ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ
                    ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

       Основной задачей  службы  планирования  семьи  в  нашей стране
   является предупреждение абортов, оказывающих негативное влияние на
   репродуктивное   здоровье   женщин,   показатели   материнской   и
   младенческой заболеваемости и смертности.
       Высокий уровень   абортов,   недостаточная   информированность
   населения  о  безопасных  для   здоровья   методах   контрацепции,
   значительный  рост числа заболеваний,  передаваемых половым путем,
   особенно среди подростков  и  молодежи  -  все  это  обуславливает
   социальную  значимость  проблемы  планирования семьи.  Для решения
   этих   задач   в   России   реализуется   федеральная    программа
   "Планирование    семьи",    в    выполнении    которой   участвуют
   государственные и негосударственные структуры.
       Нормативной базой  формирования  службы   планирования   семьи
   являются  приказы  Минздрава  России от 15.11.91 N 186 "О мерах по
   дальнейшему развитию гинекологической помощи населению  Российской
   Федерации",   от   26.11.96  N  392  "О  проведении  анкетирования
   пациентов центров планирования семьи  и  репродукции  в  1997-1998
   гг.".    Этими   документами   определены   основные   направления
   деятельности службы планирования семьи.  Центры планирования семьи
   и  репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения,
   утвержденную приказом Минздравмедпрома России от 20.02.95 N 35 "Об
   оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации".
       В настоящее время в  стране  организовано  более  200  центров
   планирования   семьи  и  репродукции,  в  лечебно-профилактических
   учреждениях создаются кабинеты планирования семьи.
       Однако нормативными  документами  до сих пор не решены вопросы
   обеспечения этих учреждений и подразделений  штатной  численностью
   медицинского персонала,  что в существующих экономических условиях
   при  переходе   здравоохранения   к   обязательному   медицинскому
   страхованию является особенно важным.
       В последнее десятилетие,  как известно,  значительно расширены
   права руководителей органов и учреждений здравоохранения в решении
   кадровых и финансовых вопросов, в области нормирования труда.
       Главные врачи имеют право:
       - использовать штатные нормативы и другие нормативные акты  по
   труду,  утвержденные  министерством,  как носящие рекомендательный
   характер;
       - устанавливать  индивидуальные  нормы нагрузки (обслуживания)
   медицинского и  другого  персонала  в  зависимости  от  конкретных
   местных  условий  и,  прежде всего,  особенностей прикрепленного к
   учреждению        контингента        населения,         технологии
   лечебно-диагностического процесса;
       - проводить замены должностей в пределах категорий персонала в
   любом порядке.
       При использовании   этих    прав    руководители    учреждений
   здравоохранения  должны ориентироваться на объем работы и наиболее
   полное обеспечение потребности  населения  в  том  или  ином  виде
   медицинской помощи.
       Эти основные позиции по использованию нормативов  по  труду  в
   практике   здравоохранения   и   были   приняты   за   основу  при
   проектировании штатного обеспечения службы планирования семьи.
       Служба планирования    семьи    развивается    как    система,
   представленная  в  разных  типах   учреждений:   от   фельдшерско-
   акушерских пунктов до центров планирования семьи и репродукции.
       Работа по   планированию   семьи   на   фельдшерско-акушерских
   пунктах, в участковых больницах, женских консультациях и родильных
   домах осуществляется после  соответствующей  подготовки  имеющейся
   численностью  персонала.  Снижение  рождаемости  в  последние годы
   создает  определенные  резервы   в   рабочем   времени   персонала
   акушерско-гинекологической службы,  которые должны быть направлены
   прежде всего на деятельность,  связанную с профилактикой абортов и
   охраной репродуктивного здоровья семьи.
       Вопрос определения    численности    персонала    в    центрах
   планирования  семьи  и  репродукции  решается  в  каждом регионе в
   зависимости от ряда обстоятельств,  наиболее  важными  из  которых
   являются:
       - структура населения по возрастно-половому составу;
       - состояние  здоровья  населения  в  целом,  репродуктивном  и
   подростковом возрастах;
       - частота  производства  абортов  в разных возрастных группах,
   соотношение родов и абортов;
       - уровень  заболеваний,  передаваемых половым путем,  особенно
   среди молодежи и подростков;
       - число родов и абортов у подростков и т.д.
       Наряду с  учетом  этих  факторов  при   расчетах   численности
   персонала центров целесообразно использовать в качестве ориентиров
   нормативные показатели по труду.
       Для их разработки были проведены фотохронометражные наблюдения
   за деятельностью  медицинского  персонала  центров,  изучен  объем
   работы и фактическая численность персонала действующих в настоящее
   время  центров  планирования   семьи   и   репродукции   субъектов
   Российской Федерации.
       Центры планирования    семьи    и    репродукции     создаются
   преимущественно   на  базе  областных  (краевых,  республиканских)
   больниц.   В   ряде   случаев   они   являются    самостоятельными
   учреждениями, иногда   в   качестве   структурных   подразделений:
   республиканской  больницы  (Удмуртия,  Дагестан),   перинатального
   центра    (Кабардино-Балкария),    родильного   дома   (Камчатка),
   диагностического центра (г.  Ставрополь),  и др.  Целесообразность
   развертывания центров планирования семьи и репродукции на базе уже
   имеющихся учреждений  обусловлена  прежде  всего  наличием  в  них
   мощной диагностической службы,  позволяющей проводить качественную
   диагностику,  нередко основанную  на  использовании  дорогостоящей
   аппаратуры.
       В ряде территорий (Г.Г.Тамбов,  Тула и др.) наряду с центрами,
   выполняющими   функции  областного  учреждения,  создаются  центры
   планирования семьи и репродукции по обслуживанию жителей городов.
       В составе  некоторых  центров планирования семьи и репродукции
   имеются  стационарные  подразделения  (Г.Г.Саранск,   Новосибирск,
   Нижнекамск и др.).
       Численность персонала,  работающего в центрах,  имеет  большую
   амплитуду колебаний: от 2 до 100 и более должностей, не превышая в
   среднем 20-30 должностей.  Одна  должность  среднего  медицинского
   работника приходится примерно на 30 тыс. обслуживаемого населения,
   должность врача (суммарно по всем специальностям)  -  на  60  тыс.
   населения.
       Среди врачей,  работающих  в  центрах  планирования  семьи   и
   репродукции,  подавляющее  большинство - врачи акушеры-гинекологи,
   прошедшие  специальную  подготовку  по   проблемам   контрацепции,
   бесплодия, невынашивания беременности, оказания специализированной
   помощи детям и подросткам и т. д.
       В центрах  также  работают  врачи-урологи,  ведущие  прием  по
   андрологии (11,1%), сексопатологи (9,5%), генетики (6,3%), а также
   другие  специалисты,  такие  как  психотерапевты,   эндокринологи,
   невропатологи и т.д.(Рис. 1)

       Рис. 1 Структура врачей центров по специальностям <*>.
       --------------------------------
       <*> - Не приводится.

       Результаты фотохронометражных наблюдений послужили основой для
   разработки   нормативных   показателей  по  труду  врачей  центров
   планирования семьи и репродукции: расчетных норм времени, нагрузки
   (обслуживания), плановой функции врачебной должности.
       Расчетные нормы времени на посещение в центре,  в  отличие  от
   других типов   амбулаторно-поликлинических  учреждений,  не  имеют
   существенных различий по  специальностям  врачей,  ведущих  прием.
   Различия  в  трудозатратах врачей касаются контингента посетителей
   центра:  на прием подростков затрачивается времени в 1,6 раза -  в
   репродуктивном  возрасте  -  и  в  1,2  раза больше,  чем на прием
   посетителей старших возрастов (Рис. 2).

       Рис. 2.  Затраты  рабочего  времени  врачей  центра  на  прием
   различного контингента посетителей (в мин.) <*>.
       --------------------------------
       <*> - Не приводится.

       Расчеты среднего  значения  затрат  рабочего  времени врача на
   приеме в  центре  осуществлялись  на  основании  среднесложившейся
   структуры  посетителей  по возрасту:  70 %  - лица репродуктивного
   возраста,  20 %  - подростки и 10 %  - пациенты старших возрастов.
   Средние  затраты  рабочего  времени  врача составили 30 мин (30,47
   мин).  В конкретных территориях при других соотношениях в  составе
   посетителей  по  возрасту  этот  средневзвешенный показатель может
   иметь другое значение.
       Расчетные нормы нагрузки (обслуживания) - число посещений на 1
   час приема,  - определяется как частное  от  деления  60  мин.  на
   расчетные нормы времени и составляют 2 посещения в час. (60:30).
       Плановая функция врачебной должности (Ф) - число  посещений  к
   врачу в течение года, - рассчитывается по формуле:

                            Ф=N x Б х К                           (1)

       где N- нормы нагрузки (обслуживания);
           Б - годовой бюджет рабочего времени должности;
           К -  коэффициент  использования рабочего времени должности
   на непосредственный прием посетителей.

       Специфика деятельности  врача  центра  состоит  в   том,   что
   определенный  объем  работы  не  связан с непосредственным приемом
   пациентов.  Это,  прежде всего,  санитарно-просветительная работа,
   проведение групповых занятий,  консультации по телефону и др.  Эти
   затраты,  а также служебные разговоры и личное  необходимое  время
   составляют,  по  данным  фотохронометражных наблюдений,  около 20%
   рабочего  времени   врача   центра.   Следовательно,   коэффициент
   использования рабочего времени должности врача на непосредственное
   проведение приема посетителей (К) в формуле (I) составит 0,8.
       Годовой бюджет  рабочего  времени должности (Б) рассчитывается
   согласно нормативным документам Министерства труда  и  социального
   развития Российской Федерации<*> по расчетному графику пятидневной
   рабочей недели.
       --------------------------------
       <*> - См. письмо Минздрава России от 03.02.97 N 2510/790-96-32
   "О  норме  рабочего времени и порядке определения часовой тарифной
   ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1997 году".

       При расчетах годового бюджета рабочего времени для определения
   плановой  функции  врачебной  должности из общего показателя числа
   рабочих часов в году исключается время отпуска.
       Следовательно, годовой  бюджет  рабочего времени должности (Б)
   можно рассчитать по следующей формуле:

                            365 - в - n - q
                        Б= ----------------- x m                  (2)
                                   5

       где в- число выходных дней (по пятидневной рабочей неделе);
           n- число праздничных дней;
           q- число  дней  отпуска  (пересчитанное   на   пятидневную
   рабочую неделю);
           m- недельная продолжительность рабочего времени
   должности.

       Годовой бюджет  рабочего  времени  должности  врача центра при
   38,5 часовой рабочей неделе (6,5 х 6 - 0,5) и 24- дневном  отпуске
   (по  шестидневной  рабочей  неделе),  рассчитанный по формуле (2),
   составляет 1778,7 часа

                        365 - 104- 10-20 х 38.5.
                        ----------------
                                5
       Годовой бюджет рабочего времени должности может быть рассчитан
   также и на основании данных,  приведенных в  вышеуказанном  письме
   Минздрава России,  путем исключения часов отпуска.  Так,  в письме
   приводится норма рабочего времени в  1997  году  при  38,5-часовой
   рабочей  неделе  в  1932,7  часа.  Годовой бюджет рабочего времени
   должности  при  исключении  из  этого  показателя  часов   отпуска
   составит 1778,7 часа (1932,7 - 38,5 х 4).
       Таким образом,  плановая  функция   должности   врача   центра
   планирования  семьи  и  репродукции,  рассчитанная  по формуле 1 с
   соответствующими значениями Б и К,  составляет  2850  посещений  в
   году (2 х 1778,7 х 0,8 = 2846).
       Расчет численности должностей (Д) врачей центра осуществляется
   в  зависимости  от  возможной  нагрузки должности,  т.е.  плановой
   функции, и спроса населения на те или иные услуги по формуле:

                                   П
                             Д = -----                            (3)
                                   Ф

       где   П - число посещений (фактических или планируемых) в год;
             Ф - число посещений к врачу в течение года.

       Например, к  врачу-урологу,  ведущему прием по  андрологии,  в
   течение  года было 4700 посещений.  Число должностей на этот объем
   работы,  рассчитанное по формуле (3),  составит  1,649  должностей
   (4700 : 2850) и в соответствии с правилами округления должностей в
   штатное  расписание  может  быть  введено  1,75  должности  врача-
   уролога.
       Следует отметить,  что  при  составлении  штатного  расписания
   центра    планирования    семьи    и    репродукции     необходимо
   руководствоваться  приказом  Минздравмедпрома Российской Федерации
   от 18.01.96.  N 16 "О введение форм штатных расписаний  учреждений
   здравоохранения", а наименование должностей должно соответствовать
   номенклатуре должностей врачебного и фармацевтического персонала и
   номенклатуре  врачебных  и  провизорских  специальностей  (Приказы
   Минздрава  России  N  48  от  24.02.98  и  N  33  от  16.02.95)  с
   последующими изменениями и дополнениями.
       Проведенное исследование позволяет представить рекомендации по
   штатно-организационной структуре  центров  планирования  семьи   и
   репродукции при обслуживании населения до 1 млн. жителей и свыше 1
   млн.  жителей (таблица  I).  В  таблице  приведен  лишь  врачебный
   персонал.     Численность    среднего    медицинского    персонала
   целесообразно устанавливать соответственно врачебному, а младшего
       - из расчета одна должность на три должности  врача,  ведущего
   амбулаторный прием.
       Штаты медицинского   персонала   центров   устанавливаются   в
   пределах   общей   численности   персонала  женских  консультаций,
   родильных    домов,     перинатальных     центров     и     других
   лечебно-профилактических учреждений,   в  т.ч.  за  счет  введения
   дополнительных штатных должностей.

                                                            Таблица 1

             РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
             ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ <*>
       --------------------------------
       <*> -   Руководителям  органов  и  учреждений  здравоохранения
   предоставляется  право  вносить  изменения  в  структуру   центров
   планирования  семьи и репродукции в зависимости от местных условий
   и потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.

   ----------------------------T-------------------T----------------------------¬
   ¦      Перечень             ¦ Наименование      ¦    Численность должностей  ¦
   ¦    подразделений          ¦  должности        ¦       при обслуживании     ¦
   +---------------------------+-------------------+--------------T-------------+
   ¦                           ¦                   ¦  до I млн.   ¦ свыше 1 млн.¦
   ¦                           ¦                   ¦   жителей    ¦    жителей  ¦
   +---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
   ¦Медицинский профиль        ¦                   ¦              ¦             ¦
   ¦Кабинеты: по контрацепции, ¦                   ¦              ¦             ¦
   ¦бесплодию,  невынашиванию  ¦ врач акушер-      ¦  до 7,0      ¦   до 15,0   ¦
   ¦беременности,    оказанию  ¦  гинеколог        ¦              ¦             ¦
   ¦помощи детям и подросткам  ¦                   ¦              ¦             ¦
   ¦и т.д.                     ¦                   ¦              ¦             ¦
   +---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
   ¦Кабинет по андрологии      ¦ врач-уролог       ¦  до 2,0      ¦   до 5,0    ¦
   +---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
   ¦Кабинет по сексопатологии  ¦ врач-сексопатолог ¦  до 2,0      ¦   до 5,0    ¦
   +---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
   ¦Другие кабинеты            ¦     врачи         ¦              ¦             ¦
   ¦(генетики, психотерапии,   ¦ соответствующих   ¦  до 3,0      ¦   до 7,0    ¦
   ¦эндокринологии,            ¦  специальностей   ¦              ¦             ¦
   ¦ультразвуковой диагностики ¦                   ¦              ¦             ¦
   ¦и др.)                     ¦                   ¦              ¦             ¦
   +---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
   ¦Итого врачебный персонал   ¦                   ¦  до 14,0     ¦   до 32,0   ¦
   +---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
   ¦Немедицинский профиль      ¦                   ¦              ¦             ¦
   ¦Кабинеты: психологии,      ¦  психолог,        ¦  до 7,0      ¦   до 15,0   ¦
   ¦юриста, социальной         ¦   юрист,          ¦              ¦             ¦
   ¦помощи, по делам молодежи  ¦  социальный       ¦              ¦             ¦
   ¦и др.                      ¦  работник         ¦              ¦             ¦
   +---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
   ¦Всего:                     ¦                   ¦  до 21,0     ¦   до 47,0   ¦
   L---------------------------+-------------------+--------------+--------------

       Таким образом,  представлена методика формирования численности
   медицинского  персонала  центров планирования семьи и репродукции,
   этапность  расчетов:  нормы  времени,   нагрузки   (обслуживания),
   плановой функции врачебной должности,  численности должностей, что
   может быть использовано как при развитии сети  учреждений,  так  и
   при экономическом анализе деятельности персонала центров.
       Внедрение в     практику     здравоохранения     разработанной
   штатно-организационной структуры  центров,  постоянное  проведение
   экономического   анализа   деятельности   учреждений   на   основе
   представленной    методики   будет   способствовать   рациональной
   расстановке и использованию кадров в соответствии с их нагрузкой и
   задачами, решаемыми службой планирования семьи.

                                                 Начальник Управления
                                         планирования, финансирования
                                                           и развития
                                                         Н.Н.ТОЧИЛОВА

                                          Начальник Управления охраны
                                            здоровья матери и ребенка
                                                        Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz