Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 06.03.98 N 2257-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 6 марта 1998 г. N 2257-II ГД

                     О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
            "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
                ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ
                     ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в первом  чтении  проект  Федерального  закона  "Об
   административной    ответственности   организаций   за   нарушение
   законодательства  в  области   использования   атомной   энергии",
   внесенный Правительством Российской Федерации.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в  Комитет  Государственной  Думы по промышленности,
   строительству, транспорту и энергетике до 6 апреля 1998 года.
       3. Комитету    Государственной    Думы    по   промышленности,
   строительству,  транспорту  и  энергетике   доработать   указанный
   законопроект  с  учетом  поступивших  поправок  и  внести  его  на
   рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                  ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
               ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

       Настоящий Федеральный   закон  устанавливает  административную
   ответственность  организаций  (юридических   лиц)   за   нарушения
   законодательства в области использования атомной энергии,  призван
   способствовать    повышению     эффективности     государственного
   регулирования  безопасности  при  ее  использовании,  направлен на
   усиление зашиты здоровья и жизни людей, охраны окружающей среды.

       Статья 1. Осуществление  юридическим   лицом  деятельности   в
   области  использования атомной энергии без специального разрешения
   (лицензии) органов  государственного  регулирования  безопасности,
   если такое разрешение обязательно, -
       влечет наложение на  юридическое  лицо  штрафа  в  размере  от
   двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

       Статья 2. Осуществление  юридическим   лицом  деятельности   в
   области использования атомной  энергии  с  нарушением  федеральных
   норм  и  правил  в  области  использования  атомной энергии,  либо
   условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если
   в  результате  нарушения  причинен  или  мог  быть  причинен  вред
   здоровью людей или окружающей среде, -
       влечет наложение  на  юридическое лицо штрафа в размере от ста
   до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

       Статья 3.  Нарушение юридическим лицом установленного  порядка
   учета ядерных материалов или радиоактивных веществ,  необеспечение
   контроля за соблюдением правил их хранения и использования, -
       влечет предупреждение или наложение на юридическое лицо штрафа
   в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

       Статья 4. Дела    об     административных     правонарушениях,
   предусмотренных  статьями 1 - 3  настоящего  Федерального  закона,
   рассматриваются в пределах своей компетенции:
       руководителями федеральных       органов      государственного
   регулирования безопасности при использовании атомной энергии и  их
   заместителями;
       начальниками территориальных     органов      государственного
   регулирования  безопасности при использовании атомной энергии и их
   заместителями.
       Производство по  делам  об  административных  правонарушениях,
   предусмотренных  статьями 1 - 3  настоящего  Федерального  закона,
   осуществляется по процессуальным правилам,  установленным Кодексом
   РСФСР   об   административных   правонарушениях.   При    неуплате
   юридическим  лицом  штрафа  в  срок,  установленный  частью первой
   статьи  285  этого  Кодекса,  постановление  о  наложении   штрафа
   направляется  в соответствующий банк или иное кредитное учреждение
   для безакцептного списания со счетов организации  суммы  штрафа  и
   перечисления  ее  в  федеральный  бюджет.  В  случае отсутствия на
   счетах  юридического  лица  денежных   средств   постановление   о
   принудительном   взыскании   сумм  штрафа  направляется  судебному
   исполнителю для обращения взыскания на имущество юридического лица
   в соответствии с федеральным законодательством.

       Статья 5. Наложение административного взыскания на юридическое
   лицо не освобождает от ответственности  за  данное  правонарушение
   виновное    физическое   лицо,   равно   как   и   привлечение   к
   ответственности    физического    лица    не    освобождает     от
   административной    ответственности   за   данное   правонарушение
   юридическое лицо.

       Статья 6.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со  дня
   его официального опубликования.






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                     К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
            "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
         ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
         АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
           В КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
               И В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                 В ЧАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"

       Указанные законопроекты подготовлены на основании Федерального
   закона "Об использовании атомной энергии".
       В настоящее   время  функционирование  объектов  использования
   атомной  энергии   России   проходит   в   сложной   социально   -
   экономической   обстановке,  в  условиях  ухудшения  криминогенной
   ситуации,  поступающих угроз совершения террористических актов,  а
   также   повышения  социальной  напряженности  в  коллективах  этих
   объектов,  способствующей  возможному  нарушению   требований   по
   обеспечению безопасности.
       По данным Госатомнадзора России,  в 1996 году  было  проведено
   20136 инспекций в 10192 организациях,  осуществляющих деятельность
   в области  использования  атомной  энергии.  При   этом   выявлено
   24833 нарушения требований норм и правил по ядерной и радиационной
   безопасности,  а также условий, предусмотренных лицензиями. Однако
   штрафные  санкции  к  конкретным  виновникам  в  виду  их мизерных
   размеров малоэффективны.
       Что касается ответственности организаций (юридических лиц), то
   таковая   законодательством    вообще    не    предусмотрена.    В
   законодательстве также нет норм об ответственности за невыполнение
   предписаний Госатомнадзора России.
       С учетом   изложенного  и  в  целях  обеспечения  безопасности
   объектов    использования    атомной    энергии,    предотвращения
   несанкционированных  действий  в  отношении  ядерных  материалов и
   радиоактивных   веществ,   ядерных   установок   и    радиационных
   источников,  пунктов  хранения  ядерных материалов и радиоактивных
   веществ  необходимо  внести   в   административное   и   уголовное
   законодательство    соответствующие    изменения   и   дополнения,
   направленные на усиление ответственности за нарушение  федеральных
   норм и правил в области использования атомной энергии.
       Поскольку субъектами ответственности в соответствии с Кодексом
   РСФСР   об  административных  правонарушениях  могут  быть  только
   физические  лица,  нормы   об   административной   ответственности
   юридических   лиц   за   нарушения   законодательства   в  области
   использования атомной энергии предлагается  выделить  в  отдельный
   закон  прямого  действия.  При  этом  законопроект предусматривает
   административную ответственность юридических лиц как за незаконную
   деятельность  в области использования атомной энергии,  то есть за
   деятельность без получения лицензии  на ее осуществление (статья 1
   проекта),  так  и  за  осуществление  этой  деятельности хотя и по
   лицензии,  но с нарушением норм  и  правил  безопасности,  либо  с
   нарушениями условий,  предусмотренных лицензией, если в результате
   нарушения причинен или мог быть причинен вред здоровью  людей  или
   окружающей  среде,  а  также  за  нарушение установленного порядка
   учета   ядерных   материалов   или   радиоактивных   веществ,   за
   необеспечение   контроля  за  соблюдением  правил  их  хранения  и
   использования (статьи 2 и 3 проекта).
       Практика принятия  норм  прямого  действия об административной
   ответственности  юридических  лиц  в  российском  законодательстве
   имеется  (земельное  законодательство,  законодательство в области
   строительства,   защиты   прав    потребителей,    антимонопольное
   законодательство).
       Производство по делам о нарушении законодательства  в  области
   использования  атомной энергии организациями (юридическими лицами)
   предлагается   осуществлять   по   нормам   Кодекса    РСФСР    об
   административных правонарушениях (статья 4 проекта).
       В статье   5   проекта   оговорено,    что    привлечение    к
   ответственности    юридического    лица    не    освобождает    от
   ответственности конкретных виновников правонарушения,  и наоборот.
   Эта    новелла    необходима,   иначе   конкретные   виновники   -
   правонарушители будут оставаться безнаказанными.
       Законопроектом "О внесении изменений  и  дополнений  в  Кодекс
   РСФСР  об  административных  правонарушениях  и в Уголовный кодекс
   Российской  Федерации  в  части  использования  атомной   энергии"
   предлагается  в  указанные  кодексы внести изменения и дополнения,
   направленные на  усиление  ответственности   физических   лиц   за
   нарушение   законодательства   в   области  использования  атомной
   энергии.
       В частности,   в    Кодексе    РСФСР    об    административных
   правонарушениях     предлагается    предусмотреть    в    качестве
   дополнительного  взыскания  лишение   физических   лиц   прав   на
   выполнение  отдельных видов деятельности на объектах использования
   атомной энергии (пункты 1, 8 и 9 статьи 1 проекта).
       Диспозиция части   второй   статьи   88   упомянутого  Кодекса
   ("нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ
   на   объектах,   подконтрольных   органам   Госатомзнергонадзора")
   устарела.   В   настоящее    время    органами    государственного
   регулирования   безопасности  при  использовании  атомной  энергии
   является Госатомнадзор России,  а также другие федеральные  органы
   государственного   регулирования  безопасности  при  использовании
   атомной энергии.  Санкция этой нормы (предупреждение или наложение
   штрафа  на  должностных  лиц до одного минимального размера оплаты
   труда) превратилась к настоящему  времени  в  чисто  символическую
   меру.  В  названии  главы  8  и  в  статье  88  Кодекса  РСФСР  об
   административных правонарушениях эта норма вообще не отражена.
       С учетом  изложенного  предлагается  изменить название главы 8
   Кодекса,  а данную норму из статьи  88  исключить,  изложив  ее  в
   отдельной статье 88.1 в новой редакции и со значительным усилением
   санкций  за  нарушение  федеральных  норм  и  правил   в   области
   использования атомной энергии.
       В диспозиции учтено,  что на  объектах  использования  атомной
   энергии  нормы  и  правила  ядерной  или радиационной безопасности
   могут быть нарушены  не  только  должностными  или  иными  лицами,
   наделенными  управленческими функциями,  но и другими работниками.
   Поэтому предусмотрена ответственность и граждан.
       Кроме того,    указанный    Кодекс    предлагается   дополнить
   статьей 88.2,  предусматривающей ответственность  за  неисполнение
   предписаний  органов государственного регулирования безопасности в
   области использования атомной энергии.
       В целях   обеспечения  безопасности  в  области  использования
   атомной энергии, учитывая риск повышенной опасности для населения,
   проживающего  в  зоне  расположения объектов использования атомной
   энергии,  возможность   возникновения   глобальной   экологической
   катастрофы,   необходимо   исключить   любые  ситуации,  способные
   нарушить безопасность работы вышеуказанных  объектов.  В  связи  с
   этим  предлагается  статью 166.1 Кодекса РСФСР об административных
   правонарушениях  дополнить  частью  третьей  об   административной
   ответственности за организацию или проведение митингов,  собраний,
   пикетирования,  демонстраций  в   непосредственной   близости   от
   территорий  объектов  использования  атомной  энергии,  а равно за
   активное участие в таких акциях,  если  это  усложнило  выполнение
   персоналом  указанных  объектов служебных обязанностей или создало
   угрозу безопасности населения и окружающей среде.  С  учетом  этих
   изменений  и  дополнений  в  статьях  211  и  212 Кодекса РСФСР об
   административных     правонарушениях      также      предусмотрены
   соответствующие изменения.
       Согласно статьи  23  Федерального  закона  "Об   использовании
   атомной энергии"   и  Указу  Президента  Российской  Федерации  от
   21 января 1997 г.  N 26  "О  федеральных  органах   исполнительной
   власти,  уполномоченных осуществлять государственное регулирование
   безопасности при использовании атомной  энергии"  такими  органами
   наряду  с  Госатомнадзором  России являются также Минздрав России,
   Госгортехнадзор России и МВД  России,  которые  в  пределах  своей
   компетенции     осуществляют     государственное     регулирование
   радиационной,  технической  и  пожарной  безопасности.  Поэтому  в
   статье 4   проекта   Федерального  закона   "Об   административной
   ответственности  организаций  за  нарушение   законодательства   в
   области  использования  атомной энергии" предлагается предоставить
   указанным органам право налагать на организации (юридических  лиц)
   за соответствующие правонарушения административные взыскания.
       Что касается ответственности физических  лиц,  то  действующим
   Кодексом  РСФСР  об  административных  правонарушениях  эти органы
   наделены полномочиями  по  рассмотрению  дел  об  административных
   правонарушениях  в  пределах своей компетенции (статьи 204,  211 и
   216  Кодекса).  Кроме  того,  в  случае  необходимости  они  имеют
   возможность  направлять  материалы  о  нарушениях  норм  и правил,
   создающих угрозу ядерной и  радиационной  безопасности,  в  органы
   Госатомнадзора    России    -    для    привлечения   виновных   к
   административной ответственности. С учетом изложенного в настоящее
   время   вносить   изменения   в   вышеуказанные   статьи   Кодекса
   нецелесообразно (соответствующие  новеллы  можно  предусмотреть  в
   проекте нового Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
       В Уголовном  кодексе   Российской   Федерации   часть   третью
   статьи 205   (терроризм)   целесообразно   дополнить   еще   одним
   квалифицирующим  это  преступление  обстоятельством  -  совершение
   террористического  акта с посягательством на объекты использования
   атомной энергии,  а равно  с  использованием  ядерных  материалов,
   радиоактивных  веществ  или  источников  радиоактивного  излучения
   (пункт 1 статьи 2 проекта).
       Предлагается также  в статью 207 Уголовного кодекса Российской
   Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо
   ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, включить слова: "о
   радиационной  обстановке,  о  воздействии  объектов  использования
   атомной энергии   на   окружающую  среду,  персонал  и  население"
   (пункт 2 статьи 2 проекта).
       В пункте   3   статьи   2   проекта  предусмотрено  дополнение
   статьи 215 Уголовного кодекса Российской Федерации новой нормой об
   уголовной  ответственности за осуществление деятельности в области
   использования  атомной   энергии   без   специального   разрешения
   (лицензии)  с  размещением  нормы  в  качестве  части  первой этой
   статьи,  поскольку указанные действия представляют  собой  большую
   общественную  опасность  и  должны независимо от последствий влечь
   строгую уголовную ответственность.
       Ныне действующие  части  первая и вторая статьи 215 Уголовного
   кодекса Российской Федерации сформулированы без  учета  требований
   Федерального   закона   "Об   использовании   атомной  энергии"  и
   предусматривают ответственность за нарушение  правил  безопасности
   только  на  объектах  "атомной энергетики".  Поэтому их необходимо
   привести в соответствие  с  упомянутым  Законом,  установив  более
   жесткие   санкции,  и  считать  соответственно  частями  второй  и
   третьей.
       В пунктах 4, 5 и 6  статьи 2 проекта  предусмотрено внесение в
   статьи 220 и 221 Уголовного кодекса Российской Федерации изменений
   терминологического характера, а в статьи 246 и 247 этого Кодекса -
   изменений,  направленных на исключение конкуренции упомянутых норм
   со статьями 215 и 220 Кодекса.
       Предлагаемые законопроекты   достаточно    полно    охватывают
   возможные   нарушения  законодательства  в  области  использования
   атомной энергии и учитывают международные требования  об  усилении
   борьбы с этими нарушениями.
       Принятие законов по указанным вопросам не потребует каких-либо
   дополнительных расходов из бюджета.


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz