Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 4 МАРТА 1998 Г. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ НОРМ ЗАКОНА "О БЮДЖЕТЕ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 1997 ГОД", КАСАЮЩИХСЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
                            от 4 марта 1998 г.
                               (Извлечение)
   
       Аникин обратился  в суд с жалобой на действия государственного
   органа  и  должностного  лица. По  его  мнению, принятый 27 ноября
   1996 г.    Законодательным   Собранием   г.   Санкт-Петербурга   и
   подписанный 29 ноября 1996  г.  губернатором  г.  Санкт-Петербурга
   Закон  г.  Санкт-Петербурга  "О  резервном  фонде  бюджета  города
   Санкт-Петербурга"  в  целом,  а  также  принятый   Законодательным
   Собранием  г.  Санкт-Петербурга  5 марта 1997 г.   и   подписанный
   14   марта  1997  г.  губернатором   г.   Санкт-Петербурга   Закон
   г.  Санкт-Петербурга  "О   бюджете   города   Санкт-Петербурга  на
   1997 год"   в   части,   касающейся   резервного   фонда   бюджета
   г. Санкт-Петербурга,  противоречат действующему законодательству и
   нарушают его права как гражданина.
       Санкт-Петербургским    городским    судом    жалоба    Аникина
   удовлетворена частично.
       Суд признал недействительными ч. ч. 1 и 2 ст. 2, ст. 3, ст. 4,
   ч. 1 ст.  5,  ч. 3 ст. 6, ст. ст. 7 и 8 Закона г. Санкт-Петербурга
   "О резервном  фонде  бюджета  города  Санкт-Петербурга"  с момента
   принятия данного Закона,  а также абз.  8 ст.  6,  ст. 29 и ст. 30
   Закона г.  Санкт-Петербурга  "О бюджете города Санкт-Петербурга на
   1997    год",    признал    незаконными    действия    губернатора
   г. Санкт-Петербурга при подписании этих законов.
       Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  РФ
   решение Санкт-Петербургского  городского  суда  отменила и вынесла
   новое решение об отказе Аникину в удовлетворении его жалобы.
       Заместитель Председателя   Верховного   Суда   РФ  в  протесте
   поставил вопрос   об   отмене   кассационного   определения    как
   незаконного с  оставлением  в  силе ранее вынесенного решения суда
   первой инстанции.
       Президиум Верховного   Суда   РФ   4  марта  1998  г.  протест
   удовлетворил по следующим основаниям.
       В соответствии   с   п.  "ж"  ст.  71  Конституции  Российской
   Федерации вопросы финансового  регулирования  отнесены  к  ведению
   Российской Федерации.
       В силу ч.  ч. 1 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по
   предметам ведения  Российской  Федерации  принимаются  федеральные
   конституционные законы  и  федеральные  законы,   имеющие   прямое
   действие на   всей   территории  Российской  Федерации.  Законы  и
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не  могут
   противоречить федеральным законам.
       Основными актами,   регулирующими   финансовые   отношения   в
   Российской Федерации,  включая бюджетные,  являются Закон РСФСР от
   10 октября 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и  бюджетного
   процесса   в  РСФСР"  и Закон Российской Федерации  от  15  апреля
   1993 г. "Об  основах  бюджетных  прав  и  прав  по  формированию и
   использованию     внебюджетных     фондов    представительных    и
   исполнительных органов государственной власти республик в  составе
   Российской  Федерации,  автономной  области,  автономных  округов,
   краев,  областей,  городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга,   органов
   местного самоуправления".
       Указанными федеральными   законами  определены,  в  частности,
   права и  обязанности  представительных  и  исполнительных  органов
   власти в бюджетном процессе,  порядок составления,  рассмотрения и
   утверждения бюджетов,  входящих  в  бюджетную  систему  Российской
   Федерации.
       В ст.  15 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г.,  а также  ст.  5
   Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г.  разграничивается
   компетенция представительных и  исполнительных  органов  власти  в
   бюджетном процессе,   к   ведению  исполнительного  органа  власти
   относится составление проекта соответствующего бюджета, исполнение
   этого бюджета  и  контроль  за использованием выделенных бюджетных
   ассигнований, а  к  ведению  представительного  органа  власти   -
   рассмотрение проекта  соответствующего бюджета,  утверждение этого
   бюджета, контроль за его исполнением.
       Как  установлено  в  ст.  17  Закона Российской  Федерации  от
   15 апреля 1993  г.,  исполнительные   и   представительные  органы
   государственной власти при формировании расходной части бюджетов в
   пределах своей компетенции вправе образовывать резервные фонды.
       Поскольку резервные  фонды являются составной частью бюджетов,
   их формирование должно производиться в соответствии  с  правилами,
   установленными федеральным   законодательством   для  формирования
   государственных бюджетов.
       В ст.  16 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г.  конкретизированы
   общие положения порядка составления,  рассмотрения  и  утверждения
   бюджетов.
       В соответствии с данной  нормой  Закона  составлению  проектов
   бюджетов предшествует   разработка  планов  и  прогнозов  развития
   территорий и  целевых  программ,  на  основании   которых   органы
   исполнительной власти вносят предложения в представительные органы
   власти о   постатейном   санкционировании   бюджетных    расходов.
   Одновременно представляются   расчеты   по   определению   доходов
   бюджетов.
       Рассмотрение    предложений     в    соответствующем    органе
   представительной власти обязательно включает в  себя  всестороннее
   изучение   в   его   комиссиях   и   комитетах   целесообразности,
   необходимости, актуальности, финансовой и материальной возможности
   их осуществления.
       Решения органов  представительной  власти  о  санкционировании
   бюджетных расходов  являются  основанием  для  выделения бюджетных
   ассигнований.
       После внесения   всех   уточнений   в  проект  бюджета  органы
   исполнительной власти представляют  его  в  соответствующий  орган
   представительной власти   для  утверждения.  Утверждение  бюджетов
   осуществляется постатейно.
       Проанализировав статьи    Закона    г.   Санкт-Петербурга   "О
   резервном фонде бюджета города  Санкт-Петербурга",  суд  правильно
   признал, что  ч. ч. 1  и  2 ст. 2,  ст. 3, ст. 4, ч. 1 ст. 5, ч. 3
   ст. 6, ст. ст. 7 и 8 противоречат федеральному законодательству.
       Как  видно  из  материалов  дела,  ч.  ч.  1 и 2 ст.  2 Закона
   г. Санкт-Петербурга "О     резервном    фонде    бюджета    города
   Санкт-Петербурга" предусматривают,  что  направления  расходования
   двух третей   объема   средств   резервного   фонда   определяются
   Законодательным Собранием  г.  Санкт-Петербурга  при  рассмотрении
   проекта бюджета г.  Санкт-Петербурга во втором чтении путем подачи
   поправок депутатами Законодательного Собрания г.  Санкт-Петербурга
   в порядке, установленном настоящим Законом.
       При   этом    направления    расходования    данных    средств
   устанавливаются отдельным  приложением  к  закону  о  бюджете   на
   соответствующий год   согласно   ведомственной   и  функциональной
   бюджетным классификациям расходов бюджета г. Санкт-Петербурга.
       Кроме того,  в ст.  3 Закона г.  Санкт-Петербурга установлено,
   что объем  средств,  направление   расходования   которых   вправе
   определять каждый  депутат Законодательного Собрания,  исчисляется
   путем деления двух третей объема средств резервного фонда на число
   депутатов, избранных в Законодательное Собрание.
       Предоставив каждому  депутату  право  путем  подачи   поправок
   определять  направление  расходования  средств   резервного  фонда
   г.  Санкт-Петербурга  в  объеме, исчисленном  путем  деления  двух
   третей  объема  средств  резервного  фонда  на  число   депутатов,
   Законодательное Собрание г.  Санкт-Петербурга допустило  нарушение
   ст. ст.  5  и 17 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г.,
   которыми формирование бюджета,  включая резервный фонд, отнесено к
   компетенции органов   государственной   власти,   а  не  отдельных
   депутатов.
       Предусмотренные в   ст.   4   Закона  г.  Санкт-Петербурга  "О
   резервном фонде бюджета города Санкт-Петербурга" положения о  том,
   что предлагаемые  депутатами  в  пределах  установленного  для них
   объема средств   с   соответствующими    обоснованиями    поправки
   направляются на  рассмотрение  координационной группы по бюджету и
   финансам, которая дает по ним свое заключение,  а также  процедура
   рассмотрения и принятия этих поправок, предусмотренная ст. ст. 5-7
   Закона, как правильно установил суд,  противоречат ст.  16  Закона
   РСФСР "Об  основах  бюджетного  устройства и бюджетного процесса в
   РСФСР", так как, во-первых, отстраняют орган исполнительной власти
   от составления  проекта бюджета в части двух третей объема средств
   резервного фонда с учетом планов и прогнозов развития  территории,
   а во-вторых, ограничивают функции представительного органа власти,
   предоставляя право отдельным  депутатам,  а  не  представительному
   органу в  целом,  принимать решение о постатейном санкционировании
   бюджетных расходов резервного фонда.
       С учетом  приведенных  обстоятельств  и положений федерального
   законодательства необоснованна ссылка Судебной коллегии Верховного
   Суда РФ  на  то,  что  предоставленная  депутатам Законодательного
   Собрания г. Санкт-Петербурга возможность подавать свои предложения
   о направлении  расходования резервного фонда носит предварительный
   характер, окончательное же  решение  по  этим  вопросам  принимает
   Законодательное Собрание,     что    возможность    самостоятельно
   определять направления   расходования    бюджетных    средств    в
   определенном объеме   еще  не  означает,  что  депутат  тем  самым
   закрепляет эти направления в форме нормы права.
       Поскольку противоречащие  федеральному законодательству статьи
   Закона г.  Санкт-Петербурга  "О  резервном  фонде  бюджета  города
   Санкт-Петербурга" реализованы в абз.  8 ст.  6,  ст.  ст.  29,  30
   Закона г.  Санкт-Петербурга "О бюджете города Санкт-Петербурга  на
   1997  год",   городской   суд   правильно   признал  нормы  Закона
   "О бюджете города   Санкт-Петербурга   на  1997  год",  касающиеся
   резервного фонда, недействительными.
       В этой связи является обоснованным вывод суда  и  в  отношении
   оценки действий   губернатора  г.  Санкт-Петербурга,  подписавшего
   указанные законы.
       Аникин в жалобе и при рассмотрении дела ссылался на то,  что в
   результате неправомерных  действий   государственного   органа   и
   должностного лица   ему   созданы  препятствия  для  осуществления
   конституционного права на участие в управлении делами  государства
   через своих представителей.
       Установив  нарушение  оспариваемыми  Аникиным  нормами Законов
   г.  Санкт-Петербурга  компетенции  органов   власти   г.   Санкт -
   Петербурга, суд первой инстанции правильно признал,  что в  данном
   случае это влечет и нарушение предусмотренного ст.  32 Конституции
   Российской Федерации права Аникина как  гражданина  на  участие  в
   управлении   делами   государства  через  своих  представителей  -
   губернатора  г.  Санкт-Петербурга  и   депутата   Законодательного
   Собрания  г.  Санкт-Петербурга,  в  выборах  которых  он  принимал
   участие.
       При таких обстоятельствах  определение  Судебной  коллегии  по
   гражданским делам Верховного Суда РФ подлежит отмене с оставлением
   в силе решения Санкт-Петербургского городского суда.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz