Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.02.1998 N ГКПИ98-1 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (НЕЗАКОННЫМ) ПУНКТА 7 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.07.96 (В РЕД. ОТ 11.10.1997) N 790

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 12 февраля 1998 г. N ГКПИ98-1
   
       Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда
   Российской Федерации - Федина А.И.,
       при секретаре - Макеевой С.В.,
       с участием прокурора - Диордиевой О.Н.,
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобам  Харитонова В.В. и Полианчика В.В. на пункт 7 Постановления
   Правительства  Российской Федерации от 12 июля  1996  г.  N  790  в
   редакции  Постановления Правительства Российской  Федерации  от  11
   октября 1997 г. N 1287, установил:
       Харитонов  В.В.  и Полианчик В.В. обратились  в  Верховный  Суд
   Российской  Федерации  с  жалобами, в которых  поставили  вопрос  о
   признании  недействительным  (незаконным)  пункта  7  Постановления
   Правительства  Российской Федерации от 12 июля 1996  г.  N  790  "О
   порядке  возмещения  расходов, связанных с  предоставлением  льгот,
   предусмотренных  Федеральным  законом  "О  внесении   изменений   и
   дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О  статусе
   военнослужащих"   -   в   редакции   Постановления    Правительства
   Российской   Федерации   от   11   октября   1997   г.   N    1287,
   предусматривающего, что установленное статьей 15 Закона  Российской
   Федерации   "О  статусе  военнослужащих"  право  военнослужащих   и
   граждан   на  оплату  установки  квартирных  телефонов  и  внесение
   абонентной  платы за пользование квартирными телефонами  в  размере
   50   процентов  реализуется  путем  возмещения  воинскими  частями,
   предприятиями,  учреждениями  и  организациями,   в   которых   они
   проходят    военную    службу,   либо   военными    комиссариатами,
   осуществляющими    их   пенсионное   обеспечение,   соответствующих
   денежных  сумм на основании документов об оплате военнослужащими  и
   гражданами указанных услуг в полном размере.
       В  обоснование жалобы заявители сослались на противоречие этого
   пункта   Постановления  пункту  9  статьи  15   Закона   Российской
   Федерации  "О статусе военнослужащих" в редакции Закона,  принятого
   Государственной  Думой Федерального Собрания  Российской  Федерации
   11  октября 1995 года, согласно которому военнослужащие, проходящие
   военную  службу  по  контракту,  и граждане,  уволенные  с  военной
   службы  по  достижении предельного возраста пребывания  на  военной
   службе,  состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными
   мероприятиями,  общая  продолжительность  военной  службы   которых
   составляет  20 лет и более, в частности, оплачивают  в  размере  50
   процентов установку квартирных телефонов и вносят абонентную  плату
   за пользование квартирными телефонами в размере 50 процентов.
       Представитель Государственного комитета Российской Федерации по
   связи  и  информатизации, привлеченный к участию в деле в  качестве
   заинтересованного лица, в судебное заседание не явился,  о  времени
   судебного разбирательства был извещен.
       Заслушав  объяснения заявителя - Полианчика В.В., поддержавшего
   жалобы,    объяснения   представителя   Правительства    Российской
   Федерации Арзанова С.Л., возражавшего против удовлетворения  жалоб,
   представителя  Министерства обороны Российской  Федерации  Быстрова
   А.Ю.,   поддержавшего  жалобы  заявителей,  исследовав   письменные
   доказательства   и   выслушав  заключение   прокурора   Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Диордиевой  О.Н.,   полагавшей
   жалобы   Харитонова  и  Полианчика  обоснованными,  Верховный   Суд
   Российской  Федерации находит жалобы подлежащими удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права
   и   свободы   человека   и   гражданина  являются   непосредственно
   действующими,  они  определяют  смысл,  содержание   и   применение
   законов,  деятельность  законодательной  и  исполнительной  власти,
   местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
       Приведенным   выше   Законом  определенная  категория   граждан
   наделена   правом  на  оплату  установки  квартирных  телефонов   и
   внесение  абонентной платы за пользование квартирными телефонами  в
   размере 50 процентов.
       Это  право  (социальная  льгота), как оно  закреплено  в  норме
   Закона,  является непосредственно действующим, то есть  в  процессе
   осуществления  его  военнослужащие, проходящие  военную  службу  по
   контракту,   и   граждане,  уволенные   с   военной   службы   (при
   определенных  условиях), изначально уже на стадии производства  ими
   оплаты  таких  услуг должны производить указанную оплату  установки
   квартирного  телефона и вносить абонентную плату именно  в  размере
   50 процентов.
       Расходы,  связанные с предоставлением льгот по оплате установки
   квартирных телефонов и абонентной плате за пользование ими,  должны
   производиться (согласно пункту 9 ст. 15 Федерального закона  от  24
   ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и  23
   Закона  Российской  Федерации "О статусе военнослужащих")  за  счет
   средств   федерального  бюджета,  выделяемых  федеральным   органам
   исполнительной  власти,  в  которых  военнослужащие   и   граждане,
   уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.
       В  Законе  не  содержится  указание на  то,  что  эти  средства
   подлежат выплате военнослужащим и уволенным с военной службы  лицам
   в   качестве   возмещения  их  собственных   расходов   по   оплате
   приведенных услуг в полном размере.
       Из  смысла данного положения Закона в совокупности с положением
   Закона  об  оплате  указанной категорией лиц  установки  квартирных
   телефонов  и  внесении абонентной платы за пользование  квартирными
   телефонами  в  размере 50% может следовать лишь то,  что  средства,
   выделяемые   федеральным   органам   исполнительной    власти    из
   федерального  бюджета  для покрытия расходов по  реализации  данной
   льготы,   должны  возмещаться  предприятиям  связи,  а  не   лицам,
   наделенным  непосредственно действующим правом на оплату  услуг  по
   установке  телефона  и  по  абонентной  плате  лишь  в  размере  50
   процентов.
       Обязанность  же  по оплате приведенными лицами  таких  услуг  в
   размере  100  процентов  от  установленных  тарифов  с  правом   на
   последующее  получение компенсационных выплат на  военнослужащих  и
   лиц,  уволенных  с военной службы, Федеральным законом  "О  статусе
   военнослужащих" не возложена.
       То  обстоятельство,  что при реализации лицами  рассматриваемой
   льготы   в   части   размера  оплаты  услуг  связи  (электрической)
   возмещение  из  средств федерального бюджета до  100  процентов  от
   установленных  тарифов должно быть направлено в отношении  расходов
   предприятий  связи,  следует и из ст.  30  Федерального  закона  "О
   связи",  согласно которой при предоставлении льгот по оплате  услуг
   связи   возмещение   недополученных  предприятием   связи   доходов
   производится  за  счет  средств федерального бюджета  либо  бюджета
   соответствующего субъекта Российской Федерации.
       С  учетом  изложенных обстоятельств суд приходит к выводу,  что
   Правительство России не вправе было обжалуемым заявителями  пунктом
   7  Постановления  возлагать на военнослужащих,  проходящих  военную
   службу  по  контракту, и граждан, уволенных с военной  службы  (при
   определенных  условиях),  дополнительную  обязанность   по   оплате
   установки  квартирных  телефонов и  внесению  абонентной  платы  за
   пользование  квартирными телефонами в размере 100% от установленных
   тарифов  с  последующей  компенсацией этим  гражданам  50%  размера
   выплаченных ими сумм.
       Довод  представителя Правительства Российской Федерации о  том,
   что  пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995  года
   "О  внесении  изменений  и  дополнений в  статьи  15  и  23  Закона
   Российской  Федерации  "О  статусе военнослужащих"  обязанность  по
   определению  порядка  возмещения расходов,  указанных  в  пункте  9
   статьи  15  и  пункте  5  статьи  23  этого  Закона,  возложено  на
   Правительство    Российской   Федерации,   само    по    себе    не
   свидетельствует о правомерности такого порядка, предусмотренного  в
   п.  7  Постановления Правительства Российской Федерации от 12  июля
   1996 года N 790 в редакции Постановления от 11 октября 1997 года  N
   1287,   так   как  данный  порядок  по  существу  не  соответствует
   требованиям  п.  9 ст. 15 Федерального закона, фактически  искажает
   смысл  этой  нормы  Закона  и  при этом возлагает  на  определенную
   категорию  лиц  на  стадии непосредственной  реализации  льготы  не
   предусмотренную  Законом обязанность по оплате услуг  электрической
   связи  не  в  размере  50%, а в полном размере  от  предусмотренных
   тарифов.
       Удовлетворяя поданные заявителями жалобы, суд учитывает то, что
   порядок   возмещения  расходов,  указанных  в  пункте  9   ст.   15
   приведенного   Федерального   закона,   определенный   пунктом    7
   Постановления Правительства Российской Федерации от  12  июля  1996
   года  N  790,  соответствовал  п. 9  ст.  15  Федерального  закона,
   поскольку предусматривал механизм возмещения расходов (связанных  с
   предоставлением льгот) именно организациям (предприятиям) связи,  а
   не лицам, имеющим такие льготы по оплате услуг связи.
       Представитель  Правительства Российской  Федерации  в  судебном
   заседании  сослался  также  на то, что  большая  часть  предприятий
   связи  в настоящее время акционирована и это привело к затруднениям
   в  реализации прав по льготной оплате услуг связи в порядке,  ранее
   (до  принятия  Постановления Правительства Российской Федерации  от
   11  октября  1997  года) определенном Постановлением  Правительства
   Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 790.
       Однако,  по мнению суда, данное обстоятельство не может служить
   основанием   для   принятия  Правительством  Российской   Федерации
   постановления,  которое противоречит Федеральному закону,  изменяет
   его смысл.
       В   случае  необходимости  Правительство  Российской  Федерации
   вправе   воспользоваться  предусмотренным   ст.   104   Конституции
   Российской Федерации правом законодательной инициативы и  внести  в
   Государственную Думу соответствующий законопроект об  изменении  п.
   9   ст.  15  Федерального  закона  "О  статусе  военнослужащих"  (в
   редакции Закона от 24 ноября 1995 года).
       Удовлетворяя  жалобу, суд также учитывает и то  обстоятельство,
   что  для  реализации  льготы приведенной категории  лиц  по  оплате
   установки  квартирных  телефонов и  внесению  абонентной  платы  за
   пользование   квартирными   телефонами  из   федерального   бюджета
   средства фактически не выделялись.
       Это   обстоятельство   подтвердил  представитель   Министерства
   обороны  Российской  Федерации и не оспаривал в судебном  заседании
   представитель Правительства Российской Федерации.
       Поскольку   обжалуемый   заявителями  пункт   7   Постановления
   Правительства  Российской  Федерации  от  11  октября   1997   года
   незаконно  возлагает на военнослужащих, проходящих  военную  службу
   по   контракту,  и  граждан,  уволенных  с  военной   службы   (при
   определенных условиях), обязанность по оплате установки  квартирных
   телефонов  и  внесению абонентной платы за пользование  квартирными
   телефонами  в  размере  100%,  суд  в  соответствии   со   ст.   13
   Гражданского   кодекса  Российской  Федерации  и   ст.   7   Закона
   Российской  Федерации  "Об обжаловании в суд  действий  и  решений,
   нарушающих   права  и  свободы  граждан"  признает  это   положение
   нормативного и правового акта недействительным (незаконным).
       Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 Гражданского
   процессуального  кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской  Федерации
   решил:
       жалобы  Харитонова Валерия Валентиновича и Полианчика Валентина
   Викторовича удовлетворить.
       Признать  недействительным (незаконным) пункт  7  Постановления
   Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года  N  790  "О
   порядке  возмещения  расходов, связанных с  предоставлением  льгот,
   предусмотренных  Федеральным  законом  "О  внесении   изменений   и
   дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О  статусе
   военнослужащих"  в редакции Постановления Правительства  Российской
   Федерации от 11 октября 1997 года N 1287.
       Решение  Верховного  Суда  Российской Федерации  обжалованию  и
   опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz