Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.02.98 N ГКПИ 98-1 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (НЕЗАКОННЫМ) ПУНКТА 7 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.07.96 (В РЕД. ОТ 11.10.97) N 790

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                   от 12 февраля 1998 г. N ГКПИ 98-1

       Верховный  Суд  Российской  Федерации  в лице судьи Верховного
   Суда Российской Федерации - Федина А.И.,
       при секретаре - Макеевой С.В.,
       с участием прокурора - Диордиевой О.Н.,
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобам Харитонова В.В. и Полианчика В.В. на пункт 7 Постановления
   Правительства  Российской  Федерации  от  12 июля 1996 г.  N 790 в
   редакции  Постановления  Правительства   Российской  Федерации  от
   11 октября 1997 г. N 1287, установил:
       Харитонов  В.В.  и  Полианчик В.В.  обратились в Верховный Суд
   Российской  Федерации  с жалобами,  в  которых  поставили вопрос о
   признании  недействительным  (незаконным)  пункта  7 Постановления
   Правительства  Российской  Федерации  от 12 июля 1996 г.  N 790 "О
   порядке  возмещения  расходов,  связанных с предоставлением льгот,
   предусмотренных   Федеральным  законом  "О  внесении  изменений  и
   дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе
   военнослужащих"    -   в  редакции   Постановления   Правительства
   Российской   Федерации   от   11   октября   1997   г.   N   1287,
   предусматривающего, что установленное статьей 15 Закона Российской
   Федерации   "О  статусе  военнослужащих"  право  военнослужащих  и
   граждан   на  оплату  установки  квартирных  телефонов  и внесение
   абонентной  платы  за пользование квартирными телефонами в размере
   50  процентов  реализуется  путем  возмещения  воинскими  частями,
   предприятиями,   учреждениями   и организациями,   в  которых  они
   проходят    военную   службу,    либо   военными   комиссариатами,
   осуществляющими   их   пенсионное   обеспечение,   соответствующих
   денежных  сумм на основании документов об оплате военнослужащими и
   гражданами указанных услуг в полном размере.
       В обоснование жалобы заявители сослались на противоречие этого
   пункта   Постановления   пункту   9 статьи  15  Закона  Российской
   Федерации "О статусе военнослужащих" в редакции Закона,  принятого
   Государственной  Думой  Федерального Собрания Российской Федерации
   11 октября 1995 года, согласно которому военнослужащие, проходящие
   военную  службу  по  контракту,  и  граждане,  уволенные с военной
   службы  по  достижении  предельного возраста пребывания на военной
   службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными
   мероприятиями,  общая  продолжительность  военной  службы  которых
   составляет  20  лет  и более,  в  частности,  оплачивают в размере
   50 процентов  установку  квартирных  телефонов и вносят абонентную
   плату    за    пользование   квартирными   телефонами   в  размере
   50 процентов.
       Представитель  Государственного  комитета Российской Федерации
   по   связи  и информатизации,   привлеченный  к участию  в деле  в
   качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о
   времени судебного разбирательства был извещен.
       Заслушав объяснения заявителя - Полианчика В.В., поддержавшего
   жалобы,    объяснения   представителя   Правительства   Российской
   Федерации Арзанова С.Л., возражавшего против удовлетворения жалоб,
   представителя  Министерства  обороны Российской Федерации Быстрова
   А.Ю.,   поддержавшего  жалобы  заявителей,  исследовав  письменные
   доказательства   и    выслушав  заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры  Российской  Федерации  Диордиевой  О.Н.,   полагавшей
   жалобы   Харитонова  и Полианчика  обоснованными,   Верховный  Суд
   Российской  Федерации находит жалобы подлежащими удовлетворению по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  со  ст.  18  Конституции Российской Федерации
   права  и свободы  человека  и гражданина  являются непосредственно
   действующими,   они  определяют  смысл,   содержание  и применение
   законов,  деятельность  законодательной  и исполнительной  власти,
   местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
       Приведенным   выше   Законом  определенная  категория  граждан
   наделена   правом  на  оплату  установки  квартирных  телефонов  и
   внесение  абонентной платы за пользование квартирными телефонами в
   размере 50 процентов.
       Это  право  (социальная  льгота),  как  оно закреплено в норме
   Закона,  является непосредственно действующим, то есть  в процессе
   осуществления  его  военнослужащие,  проходящие  военную службу по
   контракту,   и   граждане,   уволенные   с  военной   службы  (при
   определенных условиях),  изначально уже на стадии производства ими
   оплаты  таких  услуг должны производить указанную оплату установки
   квартирного телефона и  вносить  абонентную плату именно в размере
   50 процентов.
       Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате установки
   квартирных  телефонов  и абонентной  плате  за  пользование   ими,
   должны производиться (согласно пункту 9 ст. 15 Федерального закона
   от  24 ноября 1995 г.  "О внесении изменений и дополнений в статьи
   15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих") за
   счет средств федерального бюджета,  выделяемых федеральным органам
   исполнительной   власти,   в   которых  военнослужащие и граждане,
   уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.
       В  Законе  не  содержится  указание  на  то,  что эти средства
   подлежат выплате военнослужащим и уволенным с военной службы лицам
   в   качестве   возмещения   их   собственных  расходов  по  оплате
   приведенных услуг в полном размере.
       Из смысла данного положения Закона в совокупности с положением
   Закона  об  оплате  указанной  категорией лиц установки квартирных
   телефонов  и внесении  абонентной платы за пользование квартирными
   телефонами  в размере  50% может следовать лишь то,  что средства,
   выделяемые    федеральным   органам   исполнительной   власти   из
   федерального  бюджета  для  покрытия расходов по реализации данной
   льготы,  должны  возмещаться  предприятиям  связи,   а  не  лицам,
   наделенным  непосредственно  действующим правом на оплату услуг по
   установке   телефона   и   по   абонентной  плате  лишь  в размере
   50 процентов.
       Обязанность  же  по  оплате  приведенными лицами таких услуг в
   размере   100  процентов  от  установленных  тарифов  с правом  на
   последующее  получение  компенсационных выплат на военнослужащих и
   лиц,  уволенных  с военной  службы, Федеральным законом "О статусе
   военнослужащих" не возложена.
       То  обстоятельство,  что при реализации лицами рассматриваемой
   льготы   в  части   размера  оплаты  услуг  связи  (электрической)
   возмещение  из  средств  федерального  бюджета до 100 процентов от
   установленных  тарифов должно быть направлено в отношении расходов
   предприятий  связи, следует  и из  ст.  30  Федерального закона "О
   связи",  согласно которой при предоставлении льгот по оплате услуг
   связи   возмещение   недополученных   предприятием  связи  доходов
   производится  за  счет  средств  федерального бюджета либо бюджета
   соответствующего субъекта Российской Федерации.
       С  учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу,  что
   Правительство России не вправе было обжалуемым заявителями пунктом
   7  Постановления  возлагать на военнослужащих,  проходящих военную
   службу  по  контракту, и граждан,  уволенных с военной службы (при
   определенных   условиях),  дополнительную  обязанность  по  оплате
   установки  квартирных  телефонов  и внесению   абонентной платы за
   пользование квартирными телефонами в размере 100% от установленных
   тарифов  с последующей  компенсацией  этим  гражданам  50% размера
   выплаченных ими сумм.
       Довод  представителя Правительства Российской Федерации о том,
   что  пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года
   "О   внесении  изменений  и дополнений  в статьи  15  и 23  Закона
   Российской  Федерации  "О  статусе  военнослужащих" обязанность по
   определению  порядка  возмещения  расходов,  указанных  в пункте 9
   статьи   15   и пункте  5 статьи  23  этого  Закона, возложено  на
   Правительство    Российской    Федерации,    само   по   себе   не
   свидетельствует о правомерности такого порядка, предусмотренного в
   п.  7  Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля
   1996 года N 790  в  редакции Постановления от 11 октября 1997 года
   N 1287,  так  как  данный  порядок  по  существу  не соответствует
   требованиям п.  9 ст.  15 Федерального закона, фактически искажает
   смысл  этой  нормы  Закона  и при  этом  возлагает на определенную
   категорию  лиц  на  стадии  непосредственной  реализации льготы не
   предусмотренную  Законом обязанность по оплате услуг электрической
   связи  не  в размере  50%,  а  в полном размере от предусмотренных
   тарифов.
       Удовлетворяя  поданные  заявителями жалобы,  суд учитывает то,
   что  порядок  возмещения  расходов,  указанных  в пункте 9 ст.  15
   приведенного   Федерального   закона,   определенный   пунктом   7
   Постановления   Правительства  Российской  Федерации  от  12  июля
   1996 года N 790,  соответствовал п. 9 ст. 15  Федерального закона,
   поскольку предусматривал механизм возмещения расходов (связанных с
   предоставлением льгот) именно организациям (предприятиям) связи, а
   не лицам, имеющим такие льготы по оплате услуг связи.
       Представитель  Правительства  Российской  Федерации в судебном
   заседании  сослался  также  на  то,  что большая часть предприятий
   связи в настоящее время акционирована и это привело к затруднениям
   в  реализации прав по льготной оплате услуг связи в порядке, ранее
   (до  принятия  Постановления Правительства Российской Федерации от
   11  октября  1997  года) определенном Постановлением Правительства
   Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 790.
       Однако, по мнению суда, данное обстоятельство не может служить
   основанием   для   принятия  Правительством  Российской  Федерации
   постановления,  которое противоречит Федеральному закону, изменяет
   его смысл.
       В  случае  необходимости  Правительство  Российской  Федерации
   вправе   воспользоваться   предусмотренным  ст.   104  Конституции
   Российской  Федерации правом законодательной инициативы и внести в
   Государственную  Думу соответствующий законопроект об изменении п.
   9  ст.  15  Федерального  закона  "О  статусе  военнослужащих"  (в
   редакции Закона от 24 ноября 1995 года).
       Удовлетворяя жалобу,  суд также учитывает и то обстоятельство,
   что  для  реализации  льготы  приведенной  категории лиц по оплате
   установки  квартирных  телефонов  и внесению  абонентной  платы за
   пользование   квартирными   телефонами   из  федерального  бюджета
   средства фактически не выделялись.
       Это   обстоятельство   подтвердил  представитель  Министерства
   обороны  Российской  Федерации и не оспаривал в судебном заседании
   представитель Правительства Российской Федерации.
   ------------------------------------------------------------------
       Определением  Верховного  Суда РФ от 15.04.98 разъяснено,  что
   данным  решением  признается недействительным (незаконным) пункт 7
   Положения,   утвержденного   Постановлением  Правительства  РФ  от
   12.07.96 N 790.
   ------------------------------------------------------------------
       Поскольку   обжалуемый   заявителями   пункт   7 Постановления
   Правительства   Российской  Федерации  от  11  октября  1997  года
   незаконно  возлагает на военнослужащих,  проходящих военную службу
   по   контракту,   и  граждан,   уволенных  с военной  службы  (при
   определенных условиях), обязанность по оплате установки квартирных
   телефонов  и внесению  абонентной платы за пользование квартирными
   телефонами   в  размере  100%,   суд  в соответствии  со  ст.   13
   Гражданского   кодекса   Российской   Федерации  и ст.   7  Закона
   Российской  Федерации  "Об  обжаловании  в суд действий и решений,
   нарушающих   права   и свободы  граждан"  признает  это  положение
   нормативного и правового акта недействительным (незаконным).
       Руководствуясь   ст.   ст.   191  - 197,   231  - 232,   239.7
   Гражданского   процессуального   кодекса   РСФСР,   Верховный  Суд
   Российской Федерации решил:
       жалобы Харитонова Валерия Валентиновича и Полианчика Валентина
   Викторовича удовлетворить.
       Признать  недействительным  (незаконным) пункт 7 Постановления
   Правительства  Российской  Федерации от 12 июля 1996 года N 790 "О
   порядке  возмещения  расходов,  связанных с предоставлением льгот,
   предусмотренных   Федеральным  законом  "О  внесении  изменений  и
   дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе
   военнослужащих"  в редакции Постановления Правительства Российской
   Федерации от 11 октября 1997 года N 1287.
       Решение  Верховного  Суда  Российской  Федерации обжалованию и
   опротестованию в кассационном порядке не подлежит.


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz