Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.02.98 N ГКПИ 98-20 О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ АБЗАЦА 6 ПУНКТА 2 РАЗЪЯСНЕНИЯ, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНТРУДА РФ ОТ 09.10.96 N 3

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                   от 11 февраля 1998 г. N ГКПИ 98-20

       Именем Российской Федерации " 11 февраля 1998 г. Верховный Суд
   Российской Федерации в составе:
       председательствующего -  члена  Верховного   Суда   Российской
   Федерации Редченко Ю.Д.,
       при секретаре - Богатко Л.Н.,
       с участием прокурора - Федотовой А.В.,
       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе     Пушкарева Г.А.,    Феоктистова В.М.,    Мустафина К.Г.,
   Горинова Н.П.,    Щепина  В.А.  и  Ахматьянова  И.С.  о  признании
   незаконным  и  недействующим  абзаца  6  пункта  2  Разъяснения "О
   порядке  выплаты  денежных  сумм  в  возмещение  вреда  в  размере
   заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени
   утраты   трудоспособности   граждан,    пострадавшим    вследствие
   чернобыльской     катастрофы",     утвержденного    Постановлением
   Министерства труда и социального развития Российской Федерации  от
   9 октября 1996 г. N 3, установил:
       заявители обратились в Верховный Суд  Российской  Федерации  с
   вышеуказанным требованием,  сославшись на то,  что предусмотренный
   абзацем 6 пункта 2 оспариваемого  Разъяснения  порядок  индексации
   заработка  приводит к уменьшению подлежащих выплате гражданам сумм
   в возмещение вреда,  причиненного здоровью в связи с чернобыльской
   катастрофой,   что   противоречит  порядку  индексации  заработка,
   установленному ст.  14 Закона Российской Федерации  "О  социальной
   защите   граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие
   катастрофы на Чернобыльской АЭС".
       Кроме того,  оспариваемое  Разъяснение  в указанной выше части
   противоречит также ч. 1 ст. 15, ч. ч. 1 и 2 ст. 29, ст. 42 и  ч. 2
   ст. 55  Конституции Российской  Федерации  и  нарушает их права на
   полное  возмещение  причиненного  вреда.  В   судебном   заседании
   заявитель  Феоктистов  В.М.,  представлявший по доверенности также
   интересы          заявителей    Пушкарева Г.А.,  Мустафина К.Г.  и
   Ахматьянова И.С. жалобу поддержал.
       Заявители Горпнов Н.П.  и Щепин В.А.  в судебное заседание  не
   явились.  О  дне  рассмотрения  дела  судом извещены своевременно.
       Представитель Министерства  труда   и   социального   развития
   Российской  Федерации  Тимошенков  Н.И.  с  жалобой  заявителей не
   согласился и просил об оставлении ее  без  удовлетворения,  указав
   при  этом  на  то,  что принятое Министерством труда и социального
   развития Российской Федерации Разъяснение каких-либо новых  правил
   индексации  заработка  не устанавливает,  а лишь обращает внимание
   соответствующих  органов  и  должностных  лиц   на   необходимость
   соблюдения при этом предусмотренного ст. 11 ч. 3 Правил возмещения
   работодателями    вреда,    причиненного    работникам    увечьем,
   профессиональным  заболеванием  либо  иным  повреждением здоровья,
   связанным с  исполнением  ими  трудовых  обязанностей    (редакции
   Федерального  закона  от  24  ноября  1995  г.  N  180-ФЗ) порядка
   определения общей суммы  заработка  для  исчисления  впервые  сумм
   возмещения вреда.
       Установленный указанной выше нормой Закона порядок  исчисления
   и индексации заработка действующему законодательству и Конституции
   Российской Федерации не противоречит.
       Выслушав объяснения заявителя Феоктистова В.М.,  представителя
   Министерства труда и  социального  развития  Российской  Федерации
   Тимошенкова Н.И.,  исследовав материалы дела и заслушав заключения
   прокурора   Генеральной    прокуратуры     Российской    Федерации
   Федотовой А.В.,   полагавшей  в  удовлетворении  жалобы  отказать,
   Верховный Суд Российской Федерации находит  жалобу  не  подлежащей
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В соответствии с п. 25 ст. 14 Федерального закона "О  внесении
   изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной
   защите  граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации   вследствие
   катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 24 ноября 1995 года возмещение
   вреда,  причиненного здоровью в связи с радиационным  воздействием
   вследствие  чернобыльской  катастрофы  либо с выполнением работ по
   ликвидации   последствий   катастрофы   на   Чернобыльской     АЭС
   обеспечивается  выплатой  денежных  сумм  в размере заработка (или
   соответствующей  его  части)  в  зависимости  от  степени   утраты
   трудоспособности  (с  установлением инвалидности),  определяемом в
   порядке,  предусмотренном законодательством  Российской  Федерации
   для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками
   трудовых обязанностей.
       Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками
   трудовых    обязанностей    установлен     Правилами    возмещения
   работодателями    вреда,    причиненного    работникам    увечьем,
   профессиональным заболеванием  либо  иным  повреждением  здоровья,
   связанным  с исполнением ими трудовых обязанностей,   утвержденных
   Постановлением     Верховного   Совета   Российской  Федерации  от
   24 декабря 1992 года (с изменениями   и  дополнениями,  внесенными
   Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
       Из содержания  ч. 3  ст. 11 Правил (в редакции названного выше
   Федерального закона) следует,  что  при  определении  общей  суммы
   заработка  для  исчисления  впервые  сумм  возмещения вреда суммы,
   учитываемые  в  составе   заработка,  индексируются   в   порядке,
   установленном   действующим   законодательством,   при  исчислении
   заработка для назначения пенсии.
       Как установлено  судом,  во  исполнение  ч.  3  ст. 11  Правил
   возмещения вреда и Федерального закона  "О  внесении  изменений  и
   дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  "О  социальной защите
   граждан,  подвергшихся воздействию радиации вследствие  катастрофы
   на  Чернобыльской  АЭС" Министерством труда и социального развития
   Российской Федерации в пределах своей  компетенции  Постановлением
   от   9  октября  1996  г.  -  N  3  было  утверждено  оспариваемое
   Разъяснение,  в абзаце 6 п. 2  которого  указывалось  на  то,  что
   лицам, которым впервые (после 2 марта 1996 года) начисляются суммы
   возмещения вреда (ранее  пенсия  в  размере  возмещения  вреда  не
   назначалась), заработок  следует  индексировать  в  соответствии с
   ч. 3 ст.  11 Правил (в редакции Федерального закона от  24  ноября
   1995  г.  N 180-ФЗ),  т.е.  в порядке,  действующем для назначения
   пенсии.
       Анализ содержания приведенного выше абзаца 6 п.  2 Разъяснения
   свидетельствует о том,  что изложенные в нем положения  каких-либо
   новых  правил  исчисления  заработка  при  возмещении причиненного
   здоровью вреда не  содержат,  а  лишь  подтверждают  необходимость
   применения при этом установленного ч. 3  ст. 11 Правил (в редакции
   Федерального закона от 24 ноября 1995  года)  порядка  определения
   общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда
   и порядка их индексации. Данное обстоятельство подтвердил в суде и
   представитель Министерства труда и социального развития Российской
   Федерации.
       Соответствие содержания абзаца 6 п.  2 Разъяснения ч. 3 ст. 11
   Правил  (в  редакции  Федерального  закона)  не  оспаривается   по
   существу  в  жалобе и самими заявителями.  Не приведено каких-либо
   данных  о  его  противоречии  ч.  3  ст. 11  Правил  и  заявителем
   Феоктистовым В.М. в судебном заседании.
       Не представлено   заявителями  суду  и  каких-либо  конкретных
   данных,  кроме  ссылки  общего  характера,   свидетельствующее   о
   противоречии  оспариваемого  Разъяснения  Федеральному  закону  "О
   социальной  защите  граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации
   вследствие  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС".
       Более того,  как  установлено в судебном заседании,  названный
   Закон в  первоначальной  редакции  не  предусматривал  возможность
   возмещения вреда,  полученного гражданами вследствие Чернобыльской
   катастрофы и только с внесением в него изменений и  дополнений  от
   24   ноября  1995 года    (п. 25 ст. 14)   данный  Закон установил
   право  на  возмещение  такого  вреда  в  порядке,  предусмотренном
   Правилами   возмещения   вреда.  В  связи  внесением  изменений  в
   названный   выше   Закон   были   внесены   Федеральным    законом
   соответствующие изменения и дополнения и в Правила возмещения. При
   таких данных суд приходит к выводу о том,  что положения абзаца  6
   пункта   2   оспариваемого   заявителями  Разъяснения  требованиям
   вышеназванных Федеральных законов не противоречит и оснований  для
   признания их недействующими не имеется.
       Учитывая, что оспариваемый абзац п.  2  Разъяснения  полностью
   соответствует  требованиям Федеральных законов и в данном судебном
   заседании судом не решается вопрос о применении названных  законов
   по     разрешению    какого-либо    конкретного    правоотношения,
   регулируемого этими законами,  то требование заявителей на предмет
   соответствия оспариваемого Разъяснения и фактически указанных выше
   Федеральных законов, на основании которых оно принято, Конституции
   Российской   Федерации  не  может  быть  рассмотрено  судом  общей
   юрисдикции,  поскольку  в  силу  ст.  125  Конституции  Российской
   Федерации   разрешение   вопросов   о   соответствии   Конституции
   Российской Федерации федеральных законов отнесено к исключительной
   компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
       Признание же  в  данном   случае   оспариваемого   Разъяснения
   несоответствующим  Конституции  Российской  Федерации,  по  мнению
   суда,  привело  бы  фактически  к   признанию   несоответствующими
   Конституции  Российской  Федерации  в  указанной части и названных
   выше  федеральных  законов,  что  в  компетенцию  Верховного  Суда
   Российской Федерации не входит.
       С учетом приведенных выше обстоятельств,  изложенные в  жалобе
   доводы  заявителей не могут служить основанием к удовлетворению их
   требований.  Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239-7 Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР,  Верховный Суд Российской Федерации
   решил:
       жалобу Пушкарева   Г.А.,  Феоктистова  В.М.,  Мустафина  К.Г.,
   Горинова  Н.П.,  Щепина  В.А.  и  Ахматьянова  И.С.  о   признании
   незаконным  и  недействующим  абзаца  6  пункта  2  Разъяснения "О
   порядке  выплаты  денежных  сумм  в  возмещение  вреда  в  размере
   заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени
   утраты   трудоспособности   гражданам,   пострадавшим   вследствие
   Чернобыльской     катастрофы",     утвержденного    Постановлением
   Министерства труда и социального развития Российской Федерации  от
   9 октября 1996 г. N 3, оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение  обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке не  подлежит  и  вступает  в  законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz