Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 11.02.98 N 2181-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ ПО ЭТИКЕ И НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФИИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 11 февраля 1998 г. N 2181-II ГД
   
             О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ
           ПО ЭТИКЕ И НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФИИ
               И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального  закона "О
   Высшем Совете по этике и нравственности в области кинематографии и
   телерадиовещания в Российской Федерации".
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются   в  Комитет  Государственной  Думы  по  культуре  до
   11 марта 1998 года.
       3. Комитету   Государственной   Думы  по  культуре  доработать
   указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести  его
   на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
             К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ
           ПО ЭТИКЕ И НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФИИ
               И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Целью разработки  настоящего  Федерального   закона   является
   реализация   положений  Конституции  Российской  Федерации,  Основ
   законодательства о культуре, законодательства Российской Федерации
   о  средствах  массовой  информации  и  ряда других законодательных
   актов, касающихся основных прав граждан Российской Федерации.
       Государства с  развитой демократической системой,  отменив,  с
   одной стороны,  цензуру, с другой давно уже пришли к необходимости
   контроля  со  стороны  общества  за показом фильмов и электронными
   средствами массовой информации. Во многих странах Европы и Америки
   существуют  органы,  осуществляющие  контроль за показом фильмов и
   телерадиовещанием (правда,  в большинстве  этих  стран  полномочия
   таких  органов существенно шире,  чем защита нравственности),  и в
   разработке данного законопроекта широко использовался их опыт.
       В частности,  подобный орган - Высший Совет по аудиовизуальным
   средствам (ВСА) - функционирует во Франции около 10 лет и  за  это
   время  оказал  существенное  положительное  влияние на телевидение
   страны.  Среди его задач  в области  регулирования  и  контроля  -
   обеспечение  плюрализма  и  честности  информации (в том числе и в
   периоды  предвыборных  кампаний),  защита  детства  и   юношества,
   контроль  за  использованием французского языка и соблюдением квот
   на демонстрацию иностранной продукции и  многое  другое.  Согласно
   принятому в 1986 году Французским Парламентом закону, ВСА стоит на
   страже таких фундаментальных принципов,  как "уважение достоинства
   личности,  свободы и собственности других людей, плюралистического
   характера выражения мыслей". Ныне французские парламентарии ставят
   вопрос  об  укреплении  ВСА,  увеличении числа возможных санкций и
   повышении оперативности их применения, расширении его компетенции.
   Так,  регулирующее воздействие такой,  независимой от традиционных
   ветвей власти (во Франции подобные структуры называют независимыми
   административными   органами),  структуры  необходимо  для  охраны
   свободы  коммуникаций  от  вмешательства  политических  и  крупных
   экономических групп.
       Совсем недавно,  31.07.97,  в Италии принят закон, учреждающий
   Службу  контроля  СМИ,  в  компетенцию  которой  входят  надзор за
   соответствием  продукции  СМИ  -  и  электронных,  и  печатных   -
   действующему  законодательству,  выработка  стандартов по качеству
   телепродукции  и   правил,   регулирующих   рекламу,   участие   в
   распределении  радиочастот  и  телеканалов,  разработка и контроль
   правил  защиты  несовершеннолетних,  контроль  соблюдения   правил
   предвыборной агитации, политической информации и пропаганды и т.п.
   Создание такой службы  было  признано  необходимым,  в  частности,
   из-за  большого  количества  передач,  противоречащих  морально  -
   этическим устоям общества, наносящих вред воспитанию подрастающего
   поколения.
       В Российской Федерации  имеется  правовая  база  для  создания
   подобного  органа.  Статья 13 "Декларации прав и свобод человека и
   гражданина",  принятой ВС РСФСР 22 ноября 1991 года,  допускает  в
   целях  охраны  нравственности  законодательные  ограничения  права
   свободно распространять информацию.  Часть 3 статьи 55 Конституции
   Российской Федерации устанавливает,  что "права и свободы человека
   и гражданина могут быть ограничены федеральным  законом  только  в
   той   мере,   в   какой   это  необходимо  в  целях  защиты  основ
   конституционного строя,  нравственности, здоровья, прав и законных
   интересов  других  лиц,  обеспечения обороны страны и безопасности
   государства".
       Сравнительно недавно  принятый  Гражданский  кодекс в статье 1
   повторяет эту норму:  "гражданские права могут быть ограничены  на
   основании  федерального  закона  и только в той мере,  в какой это
   необходимо в целях защиты ...  нравственности, ... прав и законных
   интересов других лиц".
       Необходимость же  действенного   контроля   средств   массовой
   информации   и   кинопроката  назрела  и  даже  перезрела.  Новая,
   демократическая,  экономически  развитая  Россия  не  может   быть
   выстроена   без   нравственного   фундамента,   без   физически  и
   нравственно здорового подрастающего поколения.  Сегодня же в нашей
   стране  при  разговорах  о  духовном возрождении России происходит
   сокрушительное падение морали.  С помощью мощных средств  массовой
   информации  (в  том  числе  и  государственных!) нагнетается культ
   торгашества и стяжательства, вседозволенности и насилия, тем самым
   решаются  задачи,  разрушительные  по  своей  сути.  Превозносится
   стихийный,   дикий   рынок   с   его   криминальным    накоплением
   первоначального   капитала.   У   молодежи  формируют  извращенную
   жизненную позицию: если верхи воруют, то нам и сам бог велел.
       Искажается наша  история,  представляемая  как бесконечный ряд
   ошибок и  преступлений,  оскорбляется  память  людей   -   героев,
   тружеников,  составляющих честь и славу общества. Такая пропаганда
   вбивает клин между поколениями.
       Телевидение -   мощнейшее   на   современном   этапе  средство
   воздействия на людей,  призванное формировать в человеке высокие и
   нравственные чувства любви к ближнему, гордости за свое Отечество,
   все больше и больше действует в  противоположном  направлении.  Мы
   почти  не видим передач о нашей истории и о современной России,  о
   наших людях,  которые своим трудом, своим вдохновенным творчеством
   создавали   и   создают   величие  Родины.  На  экране  -  засилие
   иностранной,  зачастую низкопробной,  кинопродукции и сделанных по
   американским  стандартам  "ток  -  шоу".  Даже большинство детских
   программ  представляют  собой  лишь  слабо  адаптированные   копии
   западных  аналогов.  А  как обращаются с великим и могучим русским
   языком ведущие многих  программ  и  авторы  большинства  рекламных
   роликов! Как будто мы живем в чужой стране! В наш Комитет приходит
   огромное количество писем с просьбами и требованиями  хоть  как-то
   повлиять  на ситуацию.  "Вседозволенность,  насилие,  проституция,
   порнография  преподносятся  СМИ  как  необходимая   реальность   и
   неотъемлемая  часть  нашей  жизни"  -  пишут  родители  учеников и
   преподаватели московской школы N 781.  Во имя наших детей и внуков
   мы  должны приложить все усилия,  чтобы остановить этот беспредел.
   Завтра будет поздно.  Душа человеческая,  особенно детская,  легко
   может быть разрушена нравственным нигилизмом, уничтожением высоких
   духовных ценностей.  Россия была,  есть и будет великой  державой,
   будет  до  тех  пор,  пока  не сломан духовный хребет нации,  пока
   дети - наше будущее - знают и чувствуют,  что их страна  -  страна
   Менделеева и Пушкина, а не "пепси" и "сникерса".
       Все это  побудило Комитет по культуре разработать законопроект
   "О  Высшем  Совете   по   этике   и   нравственности   в   области
   кинематографии   и   телерадиовещания   в  Российской  Федерации".
   Учреждаемый в соответствии с ним Федеральным законом Высший  Совет
   по   этике   и   нравственности   в   области   кинематографии   и
   телерадиовещания (далее - Совет) призван контролировать соблюдение
   демонстраторами фильмов и телерадиовещателями норм нравственности,
   обеспечивать  права  граждан  на  доступ  к  культурным  ценностям
   посредством  телерадиовещания,  поощрять  культурную  деятельность
   демонстраторов фильмов и телерадиовещателей и т.д.
       В законопроекте установлены:
       а) независимость Совета и ее гарантии:
       - порядок  его  формирования - по три члена Совета назначаются
   Государственной Думой,  Советом Федерации и Президентом (В  России
   существует  орган,  подобный  Высшему  Совету  -  это  Центральная
   избирательная комиссия РФ.  Она прописана в  Законе  "Об  основных
   гарантиях избирательных прав граждан РФ",  порядок ее формирования
   аналогичен предлагаемому для Высшего Совета, она не принадлежит ни
   к  одной  ветви  власти,  в  рамках  регулирования  избирательного
   процесса имеет достаточно широкие полномочия и т.д.);
       - порядок его финансирования;
       б) полномочия   Совета   по   контролю   некоторых    аспектов
   деятельности демонстраторов фильмов, телерадиовещателей.
       Контролируется, в частности,  соблюдение норм нравственности и
   этики, выполнение требований федеральных законов и т.д.;
       в) права Совета в рамках своей компетенции:
       - давать  рекомендации  по  запросам   Президента   Российской
   Федерации,   палат  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,
   Правительства Российской Федерации;
       - привлекать государственные органы и экспертов для  получения
   и анализа информации;
       д) достаточно широкий спектр санкций к демонстраторам фильмов,
   телерадиовещателям,  нарушающим данный и другие федеральные законы
   (от штрафа до лишения лицензии в соответствии со статьей 32 Закона
   "О средствах массовой информации").
       Перечисленные санкции могут применяться только  при  повторном
   нарушении,  после  письменного предупреждения,  выносимого Советом
   при первом нарушении.
       Необходимо отметить,  что  Совет своими полномочиями ни в коей
   мере не вторгается в сферу деятельности  Федеральной  комиссии  по
   телерадиовещанию,  которая, согласно статьи 30 Закона "О средствах
   массовой информации",  "вырабатывает  государственную  политику  в
   области  лицензирования  радио-  и  телевещания  и проводит ее как
   непосредственно,  так  и   через   территориальные   комиссии   по
   телерадиовещанию",   а,   согласно   принятому   в  первом  чтении
   законопроекту   "О   телевизионном   вещании   и    радиовещании",
   представляет   собой  лишь  очередной  консультативный  орган  при
   Президенте РФ и работает на общественных началах.  Более подробное
   сравнение Федеральной комиссии по телерадиовещанию и Совета дано в
   Приложении 1.
       Представляется, что появление такого независимого органа,  как
   Высший Совет,  позволит обеспечить защиту интересов  отечественных
   производителей   кинопродукции,  работающих  в  лучших  российских
   традициях культуры и нравственности,  а также,  гарантируя свободу
   массовой информации, устранить возможность нарушения прав человека
   электронными средствами массовой информации.
       Законопроект был разослан субъектам законодательной инициативы
   и вызвал огромный интерес.  Получено около 90 отзывов, подавляющее
   большинство которых - положительные,  их сводка и анализ приведены
   в Приложении 2. Некоторые замечания были нами учтены при доработке
   проекта,  некоторые (например:  сократить срок  полномочий  членов
   Совета  до  4 лет;  предусмотреть возможность создания аналогичных
   региональных  Советов;  расширить  сферу  полномочий   Совета   на
   производителей кинопродукции,  печатные СМИ, книгоиздание) Комитет
   рассмотрит при подготовке ко второму чтению, если, конечно, первое
   чтение пройдет успешно.
       Процитируем несколько  отзывов  в   поддержку   законопроекта.
   Губернатор  Курганской  области  О.  Богомолов:  "Вижу в Совете не
   цензора и ханжу,  а орган,  который действительно призван защитить
   чувство  собственного достоинства миллионов телезрителей,  которых
   каждодневно унижают откровенной  пошлостью,  безнравственностью  и
   грубостью".   Губернатор   Калининградской  области   Л. Горбенко:
   "Ссылки  оппонентов  на  наличие  большого   количества   органов,
   контролирующих  СМИ,  не убедительны.  Содержание,  направленность
   телепродукции,  ее зачастую антинациональная политика остаются  за
   пределами зоны их влияния".  Председатель Правительства Республики
   Саха (Якутия) В. Федоров: "Мы рады выразить поддержку Вашей идеи и
   солидарны   в  защите  духовности  нашего  народа".  Администрация
   Магаданской области информирует,  что  при  губернаторе  действует
   наблюдательный  Совет  по  охране  общественной  нравственности  и
   поддерживает "стремление Комитета по культуре создать  независимый
   государственный     орган     по     контролю    за    соблюдением
   телерадиовещателями норм нравственности и этики".
       Подробнее рассмотрим      основные      доводы     противников
   законопроекта.
       1. Совет  не  нужен,  поскольку  он дублирует функции Судебной
   палаты,  ФСТР, Госкино и Федеральной комиссии по телерадиовещанию.
   Однако  в информации о проверке Счетной палатой деятельности ВГТРК
   (письмо заместителя председателя  Ю.Ю. Болдырева  N  02-677/12  от
   12 августа  1997 г.)   приводятся   такие   данные   о  нарушениях
   лицензионных условий на российском телевидении в 1996 году:  объем
   культурно   -  просветительных  программ  всего  8,6%  вместо  40%
   согласно лицензии,  а объем вещания для детей - 2,7%  вместо  15%.
   Объем культурно - просветительных программ на Радио России в марте
   1997 года составил 21%  вместо  55%  согласно  лицензии.  О  каком
   выполнении  контрольных  функций  перечисленными госорганами может
   идти речь!
       2. На  обеспечение     деятельности     Совета     потребуются
   дополнительные бюджетные расходы (порядка 9 млн.  руб.). Нарекания
   на  работу  электронных  СМИ  можно  слышать  практически от всех.
   Расходы  бюджета  на  них  составили  почти  3  млрд.  руб.  Лучше
   потратить  0,3%  этой  суммы  на  орган,  который  сможет  навести
   порядок.
       3. Финансирование Совета не предусмотрено в проекте бюджета на
   1998 год.  В случае принятия проекта в первом  чтении  ко  второму
   чтению  будет  включена  статья  о  введении  закона  в действие с
   1 января 1999 года, и средства можно будет предусмотреть в бюджете
   на 1999 год.
       4. В Конституции РФ не прописаны сам Высший Совет и полномочия
   Государственной  Думы  и Совета Федерации по его формированию.  Но
   точно  так  же  обстояло  дело  и  с   Центральной   избирательной
   комиссией.  Однако принятый в 1994 году, т.е. при действующей ныне
   Конституции,  Закон "Об основных гарантиях избирательных  прав..."
   установил  порядок  ее  формирования  и  дал  возможность  успешно
   работать  на  законных  основаниях.  Или  мы   должны   упразднить
   Центризбирком?
       Есть и еще один аргумент:  согласно Конституции РФ (ст. 76) по
   предметам  ведения  Российской  Федерации  (к которым статьей 71 в
   числе  прочего  отнесено  и  "установление  ...   и   формирование
   федеральных    органов    государственной   власти")   принимаются
   федеральные законы,  что как раз и сделает  Государственная  Дума,
   если примет настоящий законопроект.
       5. Защита отечественных производителей  не  должна  входить  в
   функции  Совета.  С  этим  не  согласен Председатель Правительства
   Карелии В. Степанов: в проекте, по его мнению, должна быть усилена
   идея защиты отечественных производителей.
       6. Включение штрафов в число возможных  санкций  неправомерно.
   Но  эти  штрафы  не  носят административный характер,  они по сути
   аналогичны тем,  которые прописаны в Законе "О рекламе" и  которые
   налагает  Федеральный  антимонопольный  орган.  К  слову,  в КоАПе
   штрафы  за  нарушения  законодательства  в  области   рекламы   не
   содержатся.
       7. Совет по существу является  органом  цензуры.  Но  согласно
   ст. 3 Закона о СМИ под цензурой понимается "требование от редакции
   средства  массовой  информации   со   стороны   должностных   лиц,
   государственных органов,  организаций, учреждений или общественных
   объединений предварительно  согласовывать  сообщения  и  материалы
   (кроме  случаев,  когда  должностное  лицо  является  автором  или
   интервьюируемым)".  Согласно законопроекту Совет ведет контроль  с
   использованием  записей  теле-  и радиопрограмм  после их выхода в
   эфир, что гарантирует от присвоения Советом цензорских функций.
       8. Сокращение  действия или аннулирование лицензии на вещание,
   прописанные  в   законопроекте,   противоречат   Закону   о   СМИ.
   Часть 2 ст. 32 Закона о СМИ гласит: "Законами Российской Федерации
   могут  быть  установлены  дополнительные  основания  аннулирования
   лицензии".
       В законопроекте  учтен  ряд  замечаний  Комитета  по  бюджету,
   налогам,  банкам  и  финансам,  Комитета по делам женщин,  семьи и
   молодежи,  Правового  управления  ГД,  некоторых   законодательных
   органов субъектов Федерации,  не затрагивающих его концепции.  Под
   концепцией мы в данном случае понимаем  не  название  учреждаемого
   органа  или его численный состав,  не конкретные перечни возможных
   санкций или субъектов,  чьи обращения обязательны для рассмотрения
   Советом  -  эти и многие другие положения законопроекта могут быть
   изменены при подготовке ко второму чтению и мы  уже  имеем  немало
   предложений такого рода. Принципиально важны с нашей точки зрения:
       - паритетный принцип формирования Совета;
       - его независимость от властных структур;
       - работа членов Совета на профессиональной основе;
       - обязательность исполнения его решений для телерадиовещателей
   и демонстраторов фильмов и  обязательность  исполнения  наложенных
   Советом  санкций  (естественно,  при  возможности их обжалования в
   судебном порядке).
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
                                              к пояснительной записке
                                        к проекту Федерального закона
                                            "О Высшем Совете по этике
                                           и нравственности в области
                                    кинематографии и телерадиовещания
                                              в Российской Федерации"
   
           СРАВНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЮ
               И ВЫСШЕГО СОВЕТА ПО ЭТИКЕ И НРАВСТВЕННОСТИ
   
       В действующем законодательстве (в Законе "О средствах массовой
   информации")  прописан  орган,  который  мог  бы выполнять функции
   Высшего Совета:
   
       Статья 30. Федеральная комиссия по телерадиовещанию
   
       Федеральная комиссия    по    телерадиовещанию    вырабатывает
   государственную   политику   в  области  лицензирования  радио-  и
   телевещания  и  проводит  ее  как  непосредственно,  так  и  через
   территориальные комиссии по телерадиовещанию.
       Порядок формирования и деятельности  Федеральной  комиссии  по
   телерадиовещанию  и  территориальных комиссий определяется законом
   Российской Федерации.
   
       Эта формулировка давала возможность законодательно  определить
   такой "порядок формирования и деятельности Федеральной комиссии по
   телерадиовещанию",   которые,   во-первых,   обеспечили   бы    ее
   независимость  от исполнительной власти и,  во-вторых,  дали бы ей
   достаточные полномочия. Однако в принятой в первом чтении редакции
   Закона "О телевизионном вещании и радиовещании" эта возможность не
   реализована,  основная  часть  полномочий  передана  "федеральному
   органу  исполнительной  власти по государственному регулированию и
   контролю в области телерадиовещания".  Этот  орган,  в  частности,
   принимает   решения  о  выдаче,  приостановлении  и  аннулировании
   лицензий,  контролирует соблюдение вещателями лицензионных условий
   и   требований   федеральных   законов,  назначает  и  освобождает
   руководителей   государственных   вещателей,    разрабатывает    и
   обеспечивает   реализацию   государственной   политики  в  области
   телерадиовещания  и  т.д.  Принципиальной  разницы   с   нынешними
   полномочиями ФСТР нет.  Но положение дел в электронных СМИ,  мягко
   говоря,  нельзя назвать нормальным. ФСТР, как орган исполнительной
   власти,  реальных  мер  к  его  исправлению не принимает.  Насущно
   необходим наделенный широкими полномочиями независимый орган.
       Следует заметить,  что в первоначальной редакции законопроекта
   "О  телевизионном  вещании  и  радиовещании"  Федеральная комиссия
   была прописана именно как такой, независимый и полномочный, орган.
   К  сожалению,  это  являлось  одним  из  существенных тормозов для
   прохождения законопроекта,  вызывало сильное ему  противодействие.
   Очевидно,  разработчики  были  вынуждены  фактически  пожертвовать
   Федеральной комиссией для того,  чтобы законопроект в целом  (а  в
   нем немало других, насущно необходимых правовых норм) получил шанс
   быть  принятым.  Кстати,  именно  эта  трансформация   Федеральной
   комиссии и послужила дополнительным толчком к разработке Комитетом
   по культуре законопроекта "О Высшем Совете...".
       Сравним теперь Федеральную комиссию  (по  принятому  в  первом
   чтении  Закону  "О телевизионном вещании и радиовещании") и Высший
   Совет  (по  законопроекту  Комитета   по   культуре)   -   порядок
   формирования, полномочия и т.д.
   
   
                              ФОРМИРОВАНИЕ
   
   ----------------------------------------T------------------------¬
   ¦         Федеральная комиссия          ¦      Высший Совет      ¦
   +---------------------------------------+------------------------+
   ¦Орган общественного регулирования и    ¦Государственный орган,  ¦
   ¦контроля, действующий на общественных  ¦работает на профессио-  ¦
   ¦началах при Президенте РФ              ¦нальной основе          ¦
   +---------------------------------------+------------------------+
   ¦Состоит из 8 членов, утверждается      ¦Из 9 членов, по трое    ¦
   ¦Президентом. Двое из 8 предлагаются ГД,¦назначаются Президентом,¦
   ¦двое - Советом Федерации, от           ¦ГД и Советом Федерации  ¦
   ¦Правительства входят по должности      ¦                        ¦
   ¦два министра                           ¦                        ¦
   L---------------------------------------+-------------------------
   
   
                               ПОЛНОМОЧИЯ
   
   ---------------------T-------------------------------------------¬
   ¦Федеральная комиссия¦              Высший Совет                 ¦
   +--------------------+-------------------------------------------+
   ¦Вырабатывает        ¦По запросам Президента Российской Федера-  ¦
   ¦предложения для     ¦ции, палат Федерального Собрания Российской¦
   ¦Президента. Готовит ¦Федерации, Правительства Российской Федера-¦
   ¦рекомендации о      ¦ции выдает в рамках своей компетенции реко-¦
   ¦выдаче лицензий по  ¦мендации по разработке государственной     ¦
   ¦итогам конкурса.    ¦политики в области телерадиовещания,       ¦
   ¦Консультирует по    ¦проводит анализ и экспертизы положения дел ¦
   ¦вопросам            ¦в области телерадиовещания                 ¦
   ¦телерадиовещания    ¦Совет принимает к рассмотрению вопросы по  ¦
   ¦Президента,         ¦обращениям, в том числе, членов Совета     ¦
   ¦Правительство,      ¦Федерации и депутатов Государственной Думы,¦
   ¦ФС РФ               ¦органов государственной власти субъектов   ¦
   ¦                    ¦Российской Федерации.                      ¦
   ¦                    ¦Совет вправе принять к рассмотрению вопрос ¦
   ¦                    ¦по обращению иного юридического или        ¦
   ¦                    ¦физического лица                           ¦
   +--------------------+-------------------------------------------+
   ¦Оказывает содействие¦Контролирует соблюдение телерадиовещателями¦
   ¦органу исполнитель- ¦требований Конституции Российской Федерации¦
   ¦ной власти в контро-¦и федеральных законов, норм нравственности ¦
   ¦ле соблюдением веща-¦и этики, обеспечение телерадиовещателями в ¦
   ¦телями лицензионных ¦своих программах достоверности сообщаемой  ¦
   ¦условий и требований¦информации, недопустимость распространения ¦
   ¦федеральных законов ¦не соответствующих действительности сведе- ¦
   ¦                    ¦ний, порочащих честь и достоинство гражда- ¦
   ¦                    ¦нина либо причиняющих ему иной неимущест-  ¦
   ¦                    ¦венный вред.                               ¦
   ¦                    ¦В установленных законом случаях вправе     ¦
   ¦                    ¦принять решение о применении к телерадио-  ¦
   ¦                    ¦вещателю одной из следующих санкций:       ¦
   ¦                    ¦штраф либо сокращение времени вещания;     ¦
   ¦                    ¦сокращение действия либо аннулирование     ¦
   ¦                    ¦лицензии на вещание; рекомендация о        ¦
   ¦                    ¦снятии с должности руководителя телерадио- ¦
   ¦                    ¦вещателя.                                  ¦
   ¦                    ¦Принятое Советом решение о наложении       ¦
   ¦                    ¦санкции обязательно для исполнения соответ-¦
   ¦                    ¦ствующими органами                         ¦
   +--------------------+-------------------------------------------+
   ¦Для осуществления   ¦Вызывает на свои заседания представителей  ¦
   ¦своих полномочий    ¦телерадиовещателей, демонстраторов фильмов,¦
   ¦праве образовывать  ¦для получения информации и (или) объяснений¦
   ¦рабочие комиссии, а ¦по вопросам их деятельности.               ¦
   ¦также привлекать    ¦Привлекает государственные органы и        ¦
   ¦консультантов и     ¦экспертов для получения и анализа          ¦
   ¦экспертов           ¦информации в рамках своей компетенции      ¦
   +--------------------+-------------------------------------------+
   ¦Определяет возраст- ¦                                           ¦
   ¦ную категорию прос- ¦                                           ¦
   ¦мотра фильмов в ус- ¦                                           ¦
   ¦тановленных законом ¦                                           ¦
   ¦случаях             ¦                                           ¦
   L--------------------+--------------------------------------------
   
   
                                АППАРАТ
   
   ----------------------T------------------------------------------¬
   ¦Федеральная комиссия ¦              Высший Совет                ¦
   +---------------------+------------------------------------------+
   ¦Не прописан в законе ¦Совет располагает аппаратом. Сотрудник    ¦
   ¦                     ¦аппарата Совета не должен иметь никакого  ¦
   ¦                     ¦финансового интереса ни в одном средстве  ¦
   ¦                     ¦массовой информации, телерадиовещателе    ¦
   L---------------------+-------------------------------------------
   
   
                             ФИНАНСИРОВАНИЕ
   
   ---------------------T-------------------------------------------¬
   ¦Федеральная комиссия¦              Высший Совет                 ¦
   +--------------------+-------------------------------------------+
   ¦Не прописано в зако-¦Средства на содержание Совета предусматри- ¦
   ¦не                  ¦ваются в федеральном законе о федеральном  ¦
   ¦                    ¦бюджете.                                   ¦
   ¦                    ¦Смета расходов Совета не может быть        ¦
   ¦                    ¦уменьшена по сравнению с предыдущим        ¦
   ¦                    ¦финансовым годом.                          ¦
   ¦                    ¦Совет самостоятельно разрабатывает свою    ¦
   ¦                    ¦смету расходов и отчитывается в ее исполне-¦
   ¦                    ¦нии                                        ¦
   L--------------------+--------------------------------------------
   
       Ясно, что ни о какой независимости Федеральной комиссии и ни о
   каком ее влиянии на положение дел в телерадиовещании и  речи  быть
   не может.  Эта комиссия, не располагающая аппаратом, работающая на
   общественных началах при Президенте РФ,  станет очередным,  ничего
   не решающим совещательным органом.
       Да и полномочия Федеральной комиссии,  за  малым  исключением,
   сведены к предложениям,  рекомендациям,  консультациям и т.п. В то
   же время полномочия ВС реальны,  к тому же он,  будучи  органом  с
   высоким статусом, не потеряет и связи с общественностью, поскольку
   может принимать к рассмотрению и обращения простых граждан страны.
       Таким образом,  ВС  в  силу  своей  независимости,  широких  и
   конкретных полномочий,  может стать тем органом,  который  наведет
   порядок в электронных СМИ.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 2
                                              к пояснительной записке
                                        к проекту Федерального закона
                                            "О Высшем Совете по этике
                                           и нравственности в области
                                    кинематографии и телерадиовещания
                                              в Российской Федерации"
   
                СВОДКА ОТЗЫВОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
   ----------------------------------T---------------T--------------¬
   ¦        СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ        ¦ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ¦ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ                ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ                 ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН          ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ               ¦       -       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН              ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КАБАРДИНО - БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КАРАЧАЕВО - ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА КОМИ                  ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ              ¦               ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)         ¦               ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ       ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН             ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА            ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА             ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ               ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ                ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦АМУРСКАЯ ОБЛ.                    ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦АСТРАХАНСКАЯ ОБЛ.                ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛ.                ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦БРЯНСКАЯ ОБЛ.                    ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛ.                ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛ.                 ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ИВАНОВСКАЯ ОБЛ.                  ¦               ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ИРКУТСКАЯ ОБЛ.                   ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛ.             ¦       -       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КАЛУЖСКАЯ ОБЛ.                   ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛ.                 ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КИРОВСКАЯ ОБЛ.                   ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КОСТРОМСКАЯ ОБЛ.                 ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КУРГАНСКАЯ ОБЛ.                  ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КУРСКАЯ ОБЛ.                     ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ.               ¦               ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ЛИПЕЦКАЯ ОБЛ.                    ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.                 ¦               ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦МОСКОВСКАЯ ОБЛ.                  ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦МУРМАНСКАЯ ОБЛ.                  ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ.               ¦       -       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦НОВГОРОДСКАЯ ОБЛ.                ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛ.               ¦               ¦       -      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛ.                ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ.                  ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ПЕРМСКАЯ ОБЛ.                    ¦       +       ¦       -      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РОСТОВСКАЯ ОБЛ.                  ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦РЯЗАНСКАЯ ОБЛ.                   ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦САМАРСКАЯ ОБЛ.                   ¦               ¦       -      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦САРАТОВСКАЯ ОБЛ.                 ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦САХАЛИНСКАЯ ОБЛ.                 ¦       +       ¦       -      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛ.                ¦       +       ¦       -      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦СМОЛЕНСКАЯ ОБЛ.                  ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ТАМБОВСКАЯ ОБЛ.                  ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ТВЕРСКАЯ ОБЛ.                    ¦               ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ТУЛЬСКАЯ ОБЛ.                    ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ТЮМЕНСКАЯ ОБЛ.                   ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛ.                 ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛ.                 ¦               ¦       -      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦МОСКВА                           ¦       -       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦САНКТ - ПЕТЕРБУРГ                ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦КОРЯКСКИЙ АВТ. ОКР.              ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦НЕНЕЦКИЙ АВТ. ОКР.               ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ТАЙМЫРСКИЙ (ДОЛГАНО - НЕНЕЦКИЙ)  ¦               ¦              ¦
   ¦АВТ. ОКР.                        ¦       +       ¦              ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦ЧУКОТСКИЙ АВТ. ОКР.              ¦       +       ¦       +      ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦                                 ¦   +48    -4   ¦   +26   -6   ¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦   ВСЕГО ИЗ 84 ОТЗЫВОВ 74 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ                         ¦
   L-----------------------------------------------------------------
   
       Как видно из таблицы,  законопроект вызвал  огромный  интерес:
   свои отзывы прислали более половины законодательных органов власти
   субъектов Федерации и более трети исполнительных.  Это  говорит  о
   том, что ситуация в тех сферах, регулировать которые призван будет
   Высший  Совет,  волнует  практически  всех:  от  Калининграда   до
   Чукотки,  от Тюмени до Дагестана. Более того, даже корреспонденты,
   которые  по  тем  или   иным   причинам   отвергают   предложенный
   законопроект, согласны с Комитетом: так дальше жить нельзя!
       Мы благодарны   Законодательному   Собранию   С. - Петербурга,
   приславшему   подробный   постатейный  его  анализ,  администрации
   Ярославской области,  которая,  отвергая концепцию  законопроекта,
   тем не менее сформулировала ряд полезных предложений,  губернатору
   Калининградской области и  Председателю  Правительства  Республики
   Карелия,  Законодательным  Собраниям  Кемеровской  и  Оренбургской
   областей,   Мурманской   и   Курской   областным   Думам,    всем,
   откликнувшимся на нашу законодательную инициативу.
       Ряд замечаний мы  учли  уже  при  подготовке  законопроекта  к
   первому  чтению.  Например,  было  много  предложений по величинам
   налагаемых Советом штрафов и по порядку  использования  получаемых
   средств:  Московская  областная Дума предлагает все финансирование
   Совета  осуществлять  за  этот  счет,  Курская   областная   Дума,
   напротив,  чтобы  не  создавать  "материальной заинтересованности"
   Совета,  считает необходимым от такого финансирования  отказаться.
   Думы  Белгородской  и  Мурманской  областей предлагают прописать в
   законопроекте использование части этих средств целевым образом  на
   финансирование культуры и кинематографии. Комитет счел необходимым
   принять  предложение  Комитета  по  бюджету  о  направлении   всех
   средств,  полученных  от  штрафных санкций,  в федеральный бюджет,
   никак не расшифровывая их дальнейшее использование.
       Некоторые корреспонденты  предлагают прописать в законопроекте
   требования к квалификации членов Совета,  а Тюменская  и  Брянская
   областные Думы,  Дума Чукотского автономного округа, администрация
   Челябинской области предлагают уменьшить  срок  полномочий  членов
   Совета  до  4 лет.  В этих предложениях есть резон,  и Комитет (а,
   может быть, и Государственная Дума) вернется еще к их обсуждению.
       Наконец, Костромская областная Дума,  Законодательное Собрание
   Кемеровской  области,  администрации  Владимирской   и   Кировской
   областей   считают  необходимым  предусмотреть  создание  подобных
   Советов в субъектах  Российской  Федерации.  Некоторые  предлагают
   расширить  сферу  деятельности  Совета:  Законодательное  Собрание
   Пермской  области   -   на   книгоиздание;   глава   администрации
   Владимирской  области  - на печатные средства массовой информации;
   губернатор Кировской области - на все  СМИ  и  массовые  зрелищные
   мероприятия (спектакли,  концерты и т.п.);  администрация Тульской
   области и Законодательное Собрание Оренбургской области - на "весь
   спектр областей, где возникает необходимость защиты нравственных и
   культурных ценностей".  Здесь следует сказать, что наш Комитет при
   разработке  законопроекта сознательно сузил как сферу деятельности
   Совета (только электронные СМИ и  кинопрокат),  так  и  рамки  его
   полномочий,   оставив  лишь  те,  без  которых  он  превратится  в
   очередной, ничего не решающий, и, следовательно, ничего не могущий
   изменить орган.  Дай Бог, если законопроект будет принят и вступит
   в действие,  если  Высший  Совет  зарекомендует  себя  действенной
   (подобно  французской)  структурой.  Если  так  будет (а мы на это
   очень надеемся!) -  депутаты  следующих  созывов  внесут  в  закон
   соответствующие изменения и дополнения.
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
   
                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                   АПАРИНОЙ А.В., АСТРАХАНКИНОЙ Т.А.,
                                       БЕРДНИКОВОЙ Н.В., ВОЛЧЕК Г.Б.,
                                      ГОВОРУХИНЫМ С.С., ГУБЕНКО Н.Н.,
                                         ГУДИМОЙ Т.М.,ЗАЦЕПИНОЙ Н.А.,
                                       ЗОТИКОВЫМ А.А., КОБЗОНОМ И.Д.,
                                         МАКСИМОВЫМ Е.В., МЕНЕМ М.А.,
                                   СЕСЛАВИНСКИМ М.В., ТАРАСОВЫМ В.М.,
                                                       ЧЕХОВСКОЙ Н.М.
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
               О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ ПО ЭТИКЕ И НРАВСТВЕННОСТИ
              В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФИИ И ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
                         В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Настоящий Федеральный закон направлен на защиту нравственности
   и    культурных    ценностей    в    области    кинематографии   и
   телерадиовещания.
       Высший Совет    по    этике   и   нравственности   в   области
   кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации (далее  -
   Совет) обеспечивает конституционные права граждан, в том числе:
       - на защиту чести и достоинства,  утверждение любви и уважения
   к Отечеству, веры в добро и справедливость;
       - на нравственную защиту семьи, материнства и детства;
       - на доступ к национальным и мировым культурным ценностям;
       - на  развитие  национальных  традиций   и   языков   народов,
   населяющих Российскую Федерацию.
   
                        ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
   
       Настоящий Федеральный  закон  определяет  компетенцию  Совета,
   статус членов Совета, порядок его формирования и функционирования,
   отношения с другими субъектами права.
   
       Статья 2. Основные понятия
   
       Понятия, используемые  для   целей   настоящего   Федерального
   закона:
       1) кинематография - область культуры и искусства, включающая в
   себя совокупность профессиональной,  творческой, производственной,
   научной,  технической,  образовательной деятельности, направленной
   на создание и использование произведений кинематографии;
       2) телерадиовещание   -   распространение   с   использованием
   электромагнитных  волн  теле-,  звуковых программ и дополнительной
   информации в открытой или закодированной форме,  осуществляемое по
   эфиру  или  по  общедоступной кабельной сети,  предназначенное для
   индивидуального приема неограниченным кругом лиц;
       3) нравственность,  этика  -  система норм,  правил поведения,
   которые сложились в обществе на  основе  традиционных  духовных  и
   культурных  ценностей,  а  именно  представлений  о добре,  чести,
   достоинстве, долге, совести, справедливости;
       4) показ    фильма    -    публичная    демонстрация   фильма,
   осуществляемая в кинозале,  по эфирному,  кабельному, спутниковому
   телевидению и другими техническими способами;
       5) демонстратор фильма  -  физическое  или  юридическое  лицо,
   осуществляющее показ фильма;
       6) телерадиовещатель -  организация,  имеющая  государственную
   лицензию  на  вещание  и  осуществляющая  расстановку  во времени,
   распространение  с  использованием   электромагнитных   волн   (по
   эфирным,  кабельным,  проводным  и иным электромагнитным системам)
   звуковой    (радиовещание),    визуальной    и     аудиовизуальной
   (телевещание)  массовой  информации и данных,  предназначенных для
   получения непосредственно телезрителями и радиослушателями;
       7) культурная   деятельность  -  деятельность  по  сохранению,
   созданию, распространению и освоению культурных ценностей;
       8) культурные  ценности  - нравственные и эстетические идеалы,
   нормы и образцы поведения,  языки, диалекты и говоры, национальные
   традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные
   промыслы и ремесла,  произведения культуры и искусства, результаты
   и  методы  научных  исследований культурной деятельности,  имеющие
   историко - культурную значимость здания,  сооружения,  предметы  и
   технологии,   уникальные   в   историко   -  культурном  отношении
   территории и объекты.
   
                            ГЛАВА II. СОВЕТ
   
       Статья 3. Цели и задачи Совета
   
       1. Совет  в  рамках  своей компетенции контролирует соблюдение
   демонстраторами    фильмов,     телерадиовещателями     требований
   Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
       2. Его деятельность направлена на:
       1) защиту нравственности и культурных ценностей;
       2) участие в  выработке  государственной  политики  в  области
   кинематографии и телерадиовещания;
       3) защиту  отечественных   производителей   кино-,   теле-   и
   радиопродукции.
       3. В целях защиты основных конституционных прав граждан  Совет
   применяет  установленные  настоящим  Федеральным законом санкции к
   демонстраторам  фильмов,  телерадиовещателям  в   случаях   показа
   фильмов, распространения теле- и радиопрограмм:
       1) призывающих к совершению  уголовно  наказуемых  деяний  или
   формирующих у зрителей чувство безнаказанности за эти деяния;
       2) прямо угрожающих безопасности личности или государства;
       3) способствующих разжиганию социальной, расовой, национальной
   и религиозной розни;
       4) пропагандирующих войну, жестокость и насилие;
       5) наносящих вред физическому,  умственному или  нравственному
   развитию детей и молодежи;
       6) унижающих достоинство человеческой  личности,  непристойных
   и, в особенности, содержащих порнографию.
   
       Статья 4. Порядок формирования и функционирования Совета
   
       1. Совет   является   постоянно   действующим  государственным
   органом и состоит из девяти членов,  трое из  которых  назначаются
   Президентом  Российской  Федерации,  трое  - Государственной Думой
   Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  трое   -   Советом
   Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
       2. Заседание  Совета  считается  правомочным,  если   на   нем
   присутствует не менее 5 членов Совета. Решения принимаются простым
   большинством  голосов.  Если  голоса  разделились  поровну,  голос
   председателя является решающим.
       Председатель Совета     избирается     тайным     голосованием
   большинством голосов от принявших участие в голосовании.
       Совет сам определяет свой Регламент.
       3. Совет принимает к рассмотрению вопросы по обращениям:
       1) Президента Российской Федерации;
       2) Совета  Федерации  или  Государственной  Думы,  оформленных
   соответствующими постановлениями;
       3) комитетов  и  комиссий  Совета  Федерации и Государственной
   Думы;
       4) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
       5) Правительства Российской Федерации;
       6) органов   государственной   власти   субъектов   Российской
   Федерации;
       7) одного или нескольких членов Совета.
       Совет вправе принять к рассмотрению вопрос по обращению  иного
   юридического или физического лица.
       Совет принимает обращение к рассмотрению только в том  случае,
   если  с  момента выхода в эфир телерадиопрограммы,  о которой идет
   речь в обращении, прошло не более одного месяца.
       Решение Совета,   принятое  по  обращениям  согласно  части  3
   статьи 4,  обязательно  для  опубликования  в  печатных  средствах
   массовой   информации,   учредителями   (соучредителями)   которых
   являются государственные органы.
       4. Совет  выпускает ежегодный отчет о своей работе,  который в
   обязательном порядке публикуется  в  печатных  средствах  массовой
   информации,   учредителями   (соучредителями)   которых   являются
   государственные органы.
       5. Совет  располагает аппаратом.  Сотрудник аппарата Совета не
   должен иметь никакого финансового интереса  ни  в  одном  средстве
   массовой информации, телерадиовещателе, демонстраторе фильмов.
   
       Статья 5. Члены Совета
   
       1. Срок  полномочий  члена  Совета  6 лет,  и он не может быть
   изменен  за   исключением   случаев,   предусмотренных   настоящим
   Федеральным законом.
       2. Полномочия члена Совета досрочно  прекращаются  по  решению
   назначившего его органа в случаях:
       - заявления члена Совета о сложении своих полномочий;
       - вступления  в  силу  обвинительного  приговора  суда  в  его
   отношении;
       - признания  члена  Совета  судом недееспособным,  ограниченно
   дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
       - смерти члена Совета.
       Новый член Совета назначается на  освободившуюся  должность  в
   рамках  квот,  установленных  настоящим  Федеральным законом,  как
   правило,  в течение двух месяцев  со  дня  досрочного  прекращения
   полномочий члена Совета.
       3. Член  Совета  не   может   вести   любую   профессиональную
   деятельность,  кроме преподавательской,  научной и иной творческой
   деятельности и не должен иметь никакого финансового интереса ни  в
   одном    средстве    массовой    информации,    телерадиовещателе,
   демонстраторе фильмов.
   
       Статья 6. Финансирование Совета
   
       Средства на содержание Совета предусматриваются в  федеральном
   законе о федеральном бюджете.
       Смета расходов Совета не может быть уменьшена по  сравнению  с
   предыдущим финансовым годом.
       Совет самостоятельно  разрабатывает  свою  смету  расходов   и
   отчитывается в ее исполнении.
   
       Статья 7. Компетенция Совета
   
       1. Совет  по  обращениям,  принятым  к  рассмотрению  согласно
   части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона,  контролирует  (в
   том  числе с использованием записей теле- и радиопрограмм после их
   выхода в  эфир)  соблюдение  телерадиовещателями,  демонстраторами
   фильмов,     норм     нравственности    и    этики,    обеспечение
   телерадиовещателями в своих  программах  достоверности  сообщаемой
   информации,   недопустимость  распространения  не  соответствующих
   действительности   сведений,   порочащих   честь   и   достоинство
   гражданина либо причиняющих ему иной неимущественный вред.
       2. Совет:
       1) по   запросам   Президента   Российской   Федерации,  палат
   Федерального   Собрания   Российской   Федерации,    Правительства
   Российской   Федерации   выдает   в   рамках   своей   компетенции
   рекомендации по  разработке  государственной  политики  в  области
   кинематографии  и  телерадиовещания,  проводит анализ и экспертизы
   положения дел в области кинематографии и телерадиовещания;
       2) привлекает государственные органы и экспертов для получения
   и анализа информации в рамках своей компетенции;
       3) вызывает      на      свои     заседания     представителей
   телерадиовещателей,   демонстраторов   фильмов,   для    получения
   информации и (или) объяснений по вопросам их деятельности;
       4) запрашивает у телерадиовещателей,  демонстраторов  фильмов,
   аудио-  и  видеозаписи  теле- и радиопрограмм копии фильмов,  иную
   информацию, необходимые  для   рассмотрения   обращений   согласно
   пункту 3 статьи 4.
       3. Совет     поощряет     деятельность     телерадиовещателей,
   демонстраторов   фильмов,   по  обеспечению  конституционных  прав
   граждан.
       Совет готовит  рекомендации Правительству Российской Федерации
   по предоставлению льгот,  установленных федеральными законами, тем
   или иным телерадиовещателям, демонстраторам фильмов.
       4. Совет  вправе  вынести   телерадиовещателю,   демонстратору
   фильмов,   предупреждение  в  случае  установления  Советом  факта
   нарушения ими положений статьи 3 или части 1 статьи  7  настоящего
   Федерального закона.
       Решение о вынесении предупреждения с указанием  мотивов  Совет
   направляет   в  адрес  допустившего  нарушение  телерадиовещателя,
   демонстратора фильмов.
       5. При   повторном   нарушении   телерадиовещателем  положений
   статьи 3 или части 1  статьи  7  настоящего  Федерального  закона,
   Совет  вправе  принять  решение  о  применении  одной из следующих
   санкций:
       1) штраф,  размер которого не может превышать стоимости одного
   часа    рекламного    времени    по   максимальной   для   данного
   телерадиовещателя расценке,  либо сокращение  времени  вещания  не
   более чем на 50%;
       2) сокращение действия лицензии на  вещание  телерадиовещателя
   на срок до одного года;
       3) аннулирование лицензии на вещание телерадиовещателя;
       4) рекомендация  соответствующему федеральному (региональному)
   органу о снятии с должности руководителя телерадиовещателя.
       При повторном   нарушении   демонстратором  фильмов  положений
   статьи 3 или части 1  статьи  7  настоящего  Федерального  закона,
   Совет  вправе  принять  решение  о  применении  одной из следующих
   санкций:
       1) штраф размером до 1000 минимальных размеров оплаты труда;
       2) обращение к компетентным органам о лишении прав на  занятие
   данным видом деятельности в соответствии с законодательством.
       Если выявленное   нарушение   влечет   за   собой    уголовную
   ответственность, Совет обращается в правоохранительные органы.
       6. Решение Совета о наложении санкции  может  быть  обжаловано
   телерадиовещателем,  демонстратором фильмов,  в судебном порядке в
   месячный срок со дня принятия решения.
       7. Принятое   Советом   решение   о   наложении   санкции   на
   телерадиовещателя,   демонстратора   фильмов,   обязательно    для
   исполнения соответствующими федеральными (региональными) органами.
       8. Сумма     штрафа,      уплаченного      телерадиовещателем,
   демонстратором  фильмов,  в  соответствии  с настоящим Федеральным
   законом, зачисляется в федеральный бюджет.
   
                  ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 8. О вступлении настоящего Федерального закона в силу
   
       Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
   официального опубликования.
   
       Статья 9. О  приведении  правовых  актов   в  соответствие   с
   настоящим Федеральным законом
   
       Предложить Президенту   Российской   Федерации   и    поручить
   Правительству  Российской  Федерации привести свои правовые акты в
   соответствие с настоящим Федеральным законом.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                                        К проекту Федерального закона
                                            "О Высшем Совете по этике
                                           и нравственности в области
                                    кинематографии и телерадиовещания
                                              в Российской Федерации"
   
                         ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
        ОБ ОПЫТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО СОВЕТА ПО АУДИОВИЗУАЛЬНЫМ
                    СРЕДСТВАМ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
   
       Необходимость законодательного       и       административного
   регулирования работы средств массовой информации,  а в современный
   период -  особенно  ее  электронных  средств  признана  и  активно
   реализуется  во  всех  крупнейших  государствах  Европы.  Особенно
   богатым и разнообразным является в этой области  опыт  Франции.  В
   этой   стране   ныне   действует   уже   третья   в   исторической
   последовательности инстанция, которая осуществляет регламентацию и
   регулирование   деятельности  электронных  СМИ:  Высший  Совет  по
   аудиовизуальным средствам. (В 1982 - 1986 гг. - Главное управление
   аудиовизуальной  коммуникации,  в  1986 - 1989 гг.  - национальная
   Комиссия коммуникации и свобод, с января 1989 г.- Высший Совет.)
       Высший Совет   по  аудиовизуальным  средствам  (ВСА)  является
   независимым  административным  органом,  в  компетенцию   которого
   входит   регулирование  и  контроль  всей  совокупности  радио-  и
   электронных СМИ как государственных,  так и частных.  Верховный  и
   всеохватывающий характер работы Совета обеспечивается способом его
   формирования:  9  членов  ВСА  назначаются   декретом   Президента
   Республики  по  представлению  самого  Президента  и председателей
   обеих палат парламента  -  Сената  и  Национального  собрания  (по
   3 кандидатуры  от каждой инстанции).  Срок полномочий членов ВСА -
   6 лет.  Состав   его   обновляется  раз   в  2 года   по   3 члена
   одновременно. Последняя замена имела место в январе 1997 года.
       ВСА обладает значительными полномочиями:
       - назначает руководителей государственных телевидения и радио;
       - следит     за    соблюдением    фундаментальных    принципов
   законодательства и регулирования в деятельности государственных  и
   частных  вещателей:  уважение  достоинства  человеческой личности,
   плюрализм и  честность  информации,  этика  и  качество  программ,
   защита детей и юношества;
       - консультирует  правительство  и  парламент по вопросам своей
   компетенции;
       - устанавливает правила организации избирательных кампаний;
       - выдает разрешения на вещание частным телестанциям и радио;
       - контролирует соблюдение вещателями их обязанностей;
       - накладывает санкции в случае нарушений законов и правил.
       Забота о   нравственном   здоровье  народа  и,  прежде  всего,
   обеспечение  охраны  детей  и   юношества,   является   одной   из
   центральных задач, возложенных на ВСА французскими законодателями.
   Высший  Совет   строго   следит   за   соблюдением   установленных
   нравственных норм и правил.  Совместно с вещателями им разработаны
   предложения,  касающиеся этики программ ТВ.  Саморегулирование  со
   стороны  руководителей  телевизионных  программ  дополнено прямыми
   обязательствами  вещателей  и   зафиксировано   в   документах   о
   возобновлении   разрешений   на   вещание.  Эти  обязательства  на
   общественных телеканалах  ФРАНС-2  и  ФРАНС-З  предусматривают,  в
   частности,   воздерживаться   "передавать   программы,   способные
   повредить   физическому,   умственному   и   моральному   расцвету
   несовершеннолетних...,  демонстрировать  порнографические  сцены",
   показывать "зрелища насилия ради насилия" и т.п.
       Совет контролирует   также   сферу  рекламы  и  спонсорство  в
   электронных СМИ.
       Можно прийти  к  выводам,  что  ВСА  во  Франции  показал себя
   учреждением современного типа,  стоящим на  высоте  своих  сложных
   задач.  Как  французские,  так и европейские наблюдатели отмечают,
   что это один из наиболее  эффективных  в  Европе  административных
   органов   своей   сферы.  Особая  роль  "четвертой  власти"  нашла
   достойное,    объективное    и    требовательное    отражение    в
   организаторской  и  контрольной  деятельности Совета.  Не случайно
   после 9 лет его  существования  во  французском  парламенте  стоит
   вопрос  об  усилении  полномочий  ВСА,  в  том  числе его права на
   санкции.  Показательно,  что  все  французские  политические  силы
   согласились  с  этим,  причем как в составе Национального Собрания
   прежнего созыва,  так и в том, который создался после внеочередных
   парламентских  выборов  мая  -  июня  1997,  приведших к изменению
   большинства   Собрания   и   формированию   правительства    новой
   политической окраски.
       Одна из  важнейших  заслуг  ВСА,  высоко  ценимая  французской
   общественностью  -  бдительная  защита  национального  культурного
   достояния и современного художественного  производства  в  стране.
   Совет   помогает   противостоять  культурному  империализму  из-за
   океана, вторжению третьесортного масскульта.
       Французское законодательство  установило обязанности вещателей
   по    распространению    и    производству    аудиовизуальной    и
   кинематографической   продукции.  В  демонстрации  аудиовизуальных
   произведений доля оригинальных французских творений должна быть не
   ниже   40%   времени   показа,   а   общая  пропорция  европейских
   произведений  -  не  ниже  60%.  При  этом  данные  квоты   должны
   соблюдаться и во время наибольшей зрительской аудитории между 18 и
   23  часами.  (Нормы  применяются  гибко,  с  учетом   особенностей
   вещателей.)  Те  же  показатели 40%  и 60%  применяются и к показу
   кинофильмов.
       Квоты существуют    и    для   производственной   деятельности
   электронных СМИ.  Так все программы обязаны отводить не менее  15%
   чистого    годичного    оборота    прошлого   бюджета   на   заказ
   аудиовизуальных    творений    французского    происхождения     и
   демонстрировать в год не менее 120 часов произведений французского
   или  европейского  происхождения,  причем  с  первым  показом   по
   открытому  вещанию во Франции,  с началом трансляции между 20 и 21
   часам.  (По специальным решениям ВСА могут быть внесены  некоторые
   частичные изменения в эти жесткие правила.)
       Необходимо отметить,  что  власти  Франции  требуют,   а   ВСА
   контролирует,  чтобы  телевещатели  отводили не менее 10%  чистого
   годового   оборота   предыдущего   бюджета    на    финансирование
   производства  независимых  авторов  (т.е.  не работающих на данной
   программе). Кроме того, все программы обязаны ежегодно отводить 3%
   чистого  оборота  на  производство европейской кинематографической
   продукции, в том числе не менее 2,5% - оригинальной французской.
       С 1994  г.  закон  установил,  что радиостанции Франции должны
   отводить  40%  их  программ   легкой   музыки   трансляции   песен
   французского  происхождения,  причем половину их должны составлять
   произведения  новых  авторов  (поощрение  молодых  талантов!)  или
   новинки   известных   мастеров.   Эти   нормы  должны  соблюдаться
   опять-таки  в лучшее  время  6.30 - 22.30  с  возможностью  гибких
   изменений.  Установленные  квоты  не  применяются  только  к  двум
   категориям радиостанций: вещанию национальных общин и классической
   музыки.
       Все указанные   нормы   бдительно    контролируются    (иногда
   выборочно),   а   нарушение  их  чувствительно  наказывается.  Так
   приватизированная первая программа французского телевидения ТФ1  в
   1992 г. была оштрафована ВСА на 30 млн. франков (~6 млн. долл.) за
   несоблюдение  минимума   120   часов   демонстрации   оригинальных
   французских телефильмов первым экраном (она показала только 106 ч.
   43 мин.).  После того,  как та же ТФ1 нарушила  в  1993  г.  квоту
   трансляции    произведений    европейского    происхождения,   ВСА
   потребовал,  а вещатель вынужден был обязаться затратить в 1996 г.
   45 млн. франков  (дополнительно   к  текущим  расходам)  на заказы
   оригинальных французских  или  европейских  произведений,   причем
   3/4 их должны были создать независимые авторы.
       Французское законодательство    поручило     ВСА     ограждать
   несовершеннолетних  от  воздействия  передач  насильственного  или
   порнографического содержания.  Эта линия  проводится  в  отношении
   художественных передач, рекламы и даже телевизионных новостей. ВСА
   издал рекомендацию вещателям,  которая требует от передач, несущих
   "телеправду"   или   воспроизведение   реальных  фактов,  избегать
   широкого показа  действий,  "способных  нанести  материальный  или
   физический   ущерб",   чтобы   не   поощрять  подражания  опасному
   поведению. В 1996 г. выработан Кодекс защиты детей и юношества. Он
   предусматривает  организацию  на  каждой программе ТВ просмотровой
   комиссии,  классификацию ею на 5 категорий всех  художественных  и
   документальных  передач,  установление  общей  для  всех  программ
   системы  символов   разных   категорий   доступности,   соблюдение
   расписания  передач  в соответствии с указанной классификацией (от
   общедоступных до полностью запрещенных для  показа).  Эта  система
   классификации  и предупреждения зрителя введена на национальном ТВ
   с 18.11.96.
       Контроль малоэффективен  без  положительной программы вещания,
   без ее совершенствования.  В  1995  г.  ВСА  создал  "обсерваторию
   телевидения  для  молодежи",  организацию  для  обсуждения проблем
   молодежных передач и защиты детства.  В  "обсерватории"  участвуют
   различные  ассоциации  и  учреждения,  связанные  с  проблематикой
   детства и юношества, объединения телезрителей, эксперты, работники
   СМИ,   представители   программ  ТВ.  Год  спустя  после  введения
   обозначений,  направленных  против  воздействия  насилия  на  юных
   зрителей ТВ,  ВСА провело слушания,  посвященные этой теме.
       Высший Совет следит за качеством французского языка на радио и
   ТВ.
       Как сообщил председатель Национального Собрания Франции  Лоран
   Фабиус  в  недавнем интервью,  французский парламент вскоре примет
   новый закон о деятельности ВСА.
   
                                                             А.ДРОБАН
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz