Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 14.01.98 N 2094-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 14 января 1998 г. N 2094-II ГД
   
                     О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
               "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в  первом  чтении  проект  Федерального  закона  "О
   внесении  изменений  и  дополнений в Закон Российской Федерации "О
   средствах    массовой    информации",     внесенный     депутатами
   Государственной   Думы   Р.Г.   Габидуллиным,   Ю.М.   Нестеровым,
   С.В. Сухаревым, О.А. Финько, В.Е. Цоем, О.А. Шенкаревым.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации, в комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации.
       Установить, что    поправки    к    указанному   законопроекту
   направляются в  Комитет  Государственной  Думы  по  информационной
   политике и связи до 14 марта 1998 года.
       3. Комитету Государственной Думы по информационной политике  и
   связи  доработать  указанный  законопроект  с  учетом  поступивших
   поправок и представить его на рассмотрение Государственной Думы во
   втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
   
                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                  Р.Г. ГАБИДУЛЛИНЫМ, Ю.М. НЕСТЕРОВЫМ,
                                         С.В. СУХАРЕВЫМ, О.А. ФИНЬКО,
                                           В.Е. ЦОЕМ, О.А. ШЕНКАРЕВЫМ
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
               О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ  МАССОВОЙ
                              ИНФОРМАЦИИ "
   
       Статья 1.  Внести  в  Закон  Российской Федерации "О средствах
   массовой  информации"   (Ведомости   Съезда   народных   депутатов
   Российской  Федерации  и  Верховного  Совета Российской Федерации,
   1992,  N  7,  ст.  300,   Собрание   законодательства   Российской
   Федерации,  1995,  N 3,  ст.  169; N 24, ст. 2256; N 30, ст. 2870)
   следующие изменения и дополнения:
       1. В абзаце  третьем  статьи  1  слово  "учреждение"  заменить
   словом "регистрация".
       2. Статью 2 изложить в следующей редакции:
   
       "Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
   
       Для целей настоящего Закона:
       под массовой      информацией      понимается      информация,
   предназначенная  для  неограниченного круга лиц и распространяемая
   средствами массовой информации;
       под средством  массовой  информации  понимается  периодическое
   печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма,  кинохроникальная
   программа,  компьютерная  информация,  иная  форма  периодического
   распространения массовой информации;
       под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал,
   альманах,  бюллетень,  иное издание,  имеющее постоянное название,
   текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
       под радио-,   теле-,   видео-,   кинохроникальной   программой
   понимается   совокупность  периодических  аудио-,  аудиовизуальных
   сообщений и материалов (передач),  имеющая постоянное  название  и
   выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
       под компьютерной информацией понимаются сообщения и материалы,
   распространяемые   по   компьютерным   сетям,  на  магнитных  либо
   магнито-оптических носителях;
       под продукцией  средства  массовой информации понимается тираж
   или  часть  тиража  отдельного  номера  периодического   печатного
   издания,   отдельный   выпуск   радио-,   теле-,  кинохроникальной
   программы,  тираж  или  часть  тиража   аудио-   или   видеозаписи
   программы, компьютерная информация;
       под распространением продукции  средства  массовой  информации
   понимается продажа (в розницу,  по подписке, доставка), бесплатная
   раздача периодических печатных изданий,  аудио-  или  видеозаписей
   программ,  трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация
   кинохроникальных программ, передача компьютерной информации;
       под специализированным     средством    массовой    информации
   понимается средство  массовой  информации,  специализирующееся  на
   определенного  вида  (направленности) информации,  в том числе для
   регистрации  или  распространения   которого   настоящим   Законом
   установлены специальные правила;
       под издателем  понимается  юридическое  или  физическое  лицо,
   зарегистрировавшее   средство  массовой  информации,  организующее
   деятельность  по  выпуску  и  распространению  средства   массовой
   информации;
       под вещателем  понимается  юридическое  или  физическое  лицо,
   зарегистрировавшее  средство  массовой информации,  действующее на
   основании  лицензии  на  вещание,   формирующее   сетку   вещания,
   организующее   распространение   теле-  и  (или)  радиопрограмм  и
   дополнительной информации и несущее ответственность за  содержание
   распространяемых им программ;
       под редакцией   средства   массовой   информации    понимается
   организация либо физическое лицо,  которые осуществляют подготовку
   номера (программы) средства массовой информации к выпуску;
       под главным редактором средства массовой информации понимается
   физическое   лицо,   возглавляющее   редакцию    (независимо    от
   наименования  занимаемой  должности)  и  принимающее окончательное
   решение о выпуске в свет  (передаче  в  тиражирование)  отдельного
   номера  печатного  периодического издания,  программы,  иной формы
   периодического распространения массовой информации;
       под журналистом  средства массовой информации понимается лицо,
   занимающееся редактированием,  сбором или подготовкой сообщений  и
   материалов  для  редакции  зарегистрированного  средства  массовой
   информации и состоящее с ней в  трудовых  или  гражданско-правовых
   отношениях;
       под распространителем    понимается    лицо,    осуществляющее
   распространение продукции средства массовой информации по договору
   с издателем, редакцией или на иных законных основаниях".
       3. Изложить часть первую статьи 3 в следующей редакции:
       "Цензура массовой информации,  то есть требование от  редакции
   средства  массовой  информации  со стороны должностных лиц органов
   государственной   власти,    органов    местного    самоуправления
   предварительно  согласовывать  материалы,  публикуемые в средствах
   массовой информации (кроме  случаев  согласования  с  автором  или
   интервьюируемым),   а   равно наложение запрета указанным лицом на
   распространение сообщений и материалов,  их отдельных частей, - не
   допускается.".
       4. Дополнить закон статьей 4.1 в следующей редакции:
   
       "Статья 4.1.  Недопустимость  монополизации  средств  массовой
   информации
   
       1. Юридическое или физическое  лицо,  владеющее  лицензией  на
   теле- или радиовещание, не может одновременно быть издателем более
   чем одной ежедневной массовой газеты на территории распространения
   указанного теле- или радиовещания.
       2. Юридическое или физическое лицо не  может  быть  держателем
   более  чем  одной лицензии на теле- или радиовещание в том случае,
   если территория распространения теле- или радиопрограмм  совпадает
   более чем на 30 процентов.
       3. Юридическое или физическое лицо, являющееся монополистом на
   рынке товаров и услуг,  финансовые, финансово-промышленные группы,
   банки и объединения банков не могут владеть лицензией на теле- или
   радиовещание,  быть  издателями  массовых  периодических  печатных
   изданий,  а также владеть пакетом акций указанных средств массовой
   информации,   позволяющим   контролировать   принятие  управляющих
   решений,  за  исключением  специализированных  и  профессиональных
   изданий.
       4. В случае смены издателя или вещателя,  либо продажи и иного
   отчуждения акций издателя или вещателя,  в результате чего в руках
   нового  владельца  сосредотачивается  пакет   акций,   позволяющий
   контролировать  принятие  управляющих  решений,  сообщение об этом
   должно быть опубликовано в данном средстве массовой  информации  в
   течение  одного  месяца со дня совершения сделки с указанием новых
   издателей  (вещателей)  средства  массовой  информации   и   новых
   владельцев указанных акций.".
       5. В части первой статьи 6 слово "учреждаемых" заменить словом
   "регистрируемых".
       6. Статью 7 изложить в следующей редакции:
   
       "Статья 7. Издатель
   
       Издателем (издателями) средства массовой информации могут быть
   юридическое   лицо,   независимо   от   формы   собственности    и
   организационно-правовой      формы,      а     также     граждане,
   зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.
       Не может выступать издателем:
       гражданин, не  достигший  восемнадцатилетнего  возраста,  либо
   имеющий судимость, либо признанный судом недееспособным;
       организация, деятельность которой запрещена законом;
       иностранный гражданин или лицо без гражданства;
       организация, в уставном  капитале  которых  доля  иностранного
   капитала  превышает  10  процентов,  либо  в  которых  иностранные
   участники  занимают  более   одной   трети   состава   руководящих
   работников организации.".
       7. В статье 8:
       часть первую изложить в следующей редакции:
       "Издатель осуществляет  деятельность   по   выпуску   средства
   массовой    информации   после   регистрации   средства   массовой
   информации";
       абзацах третьем, четвертом, пятом и седьмом слово "учредитель"
   в   соответствующем   падеже   заменить   словом   "издатель"    в
   соответствующем падеже;
       в абзацах третьем и четвертом  слова  "Министерство  печати  и
   информации Российской Федерации" в соответствующем падеже заменить
   словами "Федеральный орган исполнительной власти в области средств
   массовой информации" в соответствующем падеже.
       8. Статью 10 изложить в следующей редакции:
   
       "Статья 10. Заявление о регистрации
   
       В заявлении  о регистрации средства массовой информации должны
   быть указаны:
       1) сведения  об издателе (издателях):  наименование (фирменное
   наименование,  фамилия,  имя,  отчество)   издателя   (издателей),
   учредительные документы юридического лица, выступающего в качестве
   издателя,  наличие   у   издателя   лицензий   и   регистрационных
   свидетельств  на  выпуск  средств  массовой  информации,  владение
   контрольным пакетом акций других средств массовой информации;
       2) название средства массовой информации;
       3) язык  (языки),  на  котором  будет   выпускаться   средство
   массовой информации;
       4) адрес издателя;
       5) форма   периодического  распространения  средства  массовой
   информации;
       6) предполагаемая    территория    распространения   продукции
   средства массовой информации;
       7) примерная тематика и (или) специализация;
       8) предполагаемые периодичность  выпуска,  максимальный  объем
   средства массовой информации;
       9) источники   финансирования   издания   средства    массовой
   информации, распределение долей финансирования между издателями;
       К заявлению прилагается копия свидетельства о  государственной
   регистрации  издателя  в качестве юридического лица или документ о
   государственной   регистрации   физического   лица   в    качестве
   индивидуального предпринимателя.
       К заявлению  прилагается   документ,   удостоверяющий   уплату
   регистрационного сбора.
       При подаче заявления  предъявляется  документ,  удостоверяющий
   личность заявителя.
       Предъявление иных требований при регистрации средства массовой
   информации не допускается.".
       9. В статье 11:
       - часть первую изложить в следующей редакции:
       "Смена издателя, изменение состава издателей средства массовой
   информации,   а   равно   названия,  языка,  тематики,  территории
   распространения средства массовой информации влечет за  собой  его
   перерегистрацию.";
       в части   четвертой   слово   "учредитель"   заменить   словом
   "издатель".
       10. Абзац второй статьи 12 изложить в следующей редакции:
       "средств массовой      информации,     издаваемых     органами
   законодательной,  исполнительной и судебной  власти  или  органами
   местного  самоуправления исключительно для  издания их официальных
   сообщений и материалов, нормативных и иных актов".
       11. В статье 13:
       в подпункте четвертом части первой слова "Министерством печати
   и  информации  Российской Федерации" заменить словами "федеральным
   органом  государственной  власти  в   области   средств   массовой
   информации";
       в подпункте втором части третьей слово  "учредителя"  заменить
   словом "издателя".
       12. В статье 15:
       в абзаце   первом  слова  "Министерства  печати  и  информации
   Российской  Федерации"  заменить  словами   "федерального   органа
   государственной власти в области средств массовой информации";
       подпункт третий части первой изложить в следующей редакции:
       "3) если   издатель  не  перерегистрировал  средство  массовой
   информации в  случае,  предусмотренном  частью  первой  статьи  11
   настоящего Закона".
       13. Статью 16 изложить в следующей редакции:
       "Статья 16.  Приостановление  и  прекращение  выпуска  средств
   массовой информации
   
       Выпуск средства массовой информации может  быть  приостановлен
   или прекращен только по решению издателя либо суда.
       Издатель имеет  право  приостановить  или  прекратить   выпуск
   средства  массовой  информации  исключительно в случаях и порядке,
   предусмотренных учредительными  документами  или  договором  между
   издателем и редакцией (редактором).
       Основанием для  приостановления  выпуска   средства   массовой
   информации  в  судебном  порядке  по  иску регистрирующего органа,
   иного заинтересованного лица, а также прокуратуры являются:
       отказ выполнить решение суда о публикации опровержения;
       повторное нарушение издателем (редакцией) положений настоящего
   Закона,  касающихся  права  на  опровержение  и порядка публикации
   опровержений,  недопустимости   монополизации   средств   массовой
   информации,  ответственности  издателя  и редакции за деятельность
   средства массовой информации,  порядка публикации выходных данных,
   порядка  распространения  средств массовой информации эротического
   характера,  права  автора  на  тайну  псевдонима,   недопустимости
   злоупотребления правами журналиста,  по поводу которых федеральным
   органом  исполнительной  власти   в   области   средств   массовой
   информации,  а  также  органами  прокуратуры  делались  письменные
   предупреждения издателю и (или) редакции.
       Выпуск средства  массовой информации по иску заинтересованного
   лица может быть приостановлен на срок не более шести месяцев.
       Основанием для   прекращения  судом  деятельности  по  выпуску
   средства массовой информации по иску регистрирующего органа, иного
   заинтересованного лица, а также прокуратуры являются:
       неоднократное нарушение  издателем   (редакцией)   в   течение
   двенадцати  месяцев положений настоящего Закона,  касающихся права
   на опровержение и порядка публикации опровержений,  недопустимости
   монополизации   средств   массовой   информации,   ответственности
   издателя и редакции за деятельность средства массовой  информации,
   порядка   публикации   выходных  данных,  порядка  распространения
   средств массовой информации эротического характера,  права  автора
   на   тайну   псевдонима,  недопустимости  злоупотребления  правами
   журналиста,  по поводу которых  выносились  постановления  суда  о
   нарушениях положений настоящего Закона;
       неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности
   по выпуску средства массовой информации;
       повторное нарушение положений данного Закона, по которым ранее
   в  судебном  порядке  приостанавливалась  деятельность  по выпуску
   средства массовой информации.
       Прекращение выпуска   средства   массовой   информации  влечет
   недействительность свидетельства о его регистрации.
       14. Изложить статьи 17 - 19 в следующей редакции:
   
       "Статья 17. Возникновение прав и обязанностей
   
       Права и обязанности издателя,  связанные  с  выпуском  данного
   средства  массовой информации,  предусмотренные настоящим Законом,
   возникают с  момента  регистрации  средства  массовой  информации.
   Издатель,    редакция,    распространитель   могут   дополнительно
   установить на договорной  основе  взаимные  права  и  обязанности.
   Положения  устава  и  договоров не должны противоречить настоящему
   Закону и иным законодательным  актам  законодательства  Российской
   Федерации.
   
       Статья 18. Статус издателя
   
       Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе
   данного Закона, и иных федеральных законов Российской Федерации, а
   также договора между издателем и редакцией.
       Если в качестве  издателя  выступают  несколько  физических  и
   (или)  юридических  лиц  (издатели),  то они заключают договор,  в
   котором  определяются  права  и  обязанности  каждого  из  них   в
   отношениях,  связанных с изданием средства массовой информации,  в
   том  числе,  касающихся  порядка  и  доли  финансирования  данного
   средства массовой информации.
       Передача прав   и   обязанностей   издателя   третьим    лицам
   осуществляется    в    порядке,    предусмотренном   договором   и
   учредительными документами.
       Издатель, зарегистрировавший   средство  массовой  информации,
   осуществляет его издание самостоятельно,  либо  создает  для  этих
   целей  редакцию  с  образованием  или без образования юридического
   лица.
       Издатель, осуществляющий  издание самостоятельно,  выступает в
   качестве  редакции   и   в   этом   случае   несет   всю   полноту
   ответственности за содержание средства массовой информации.
       Издатель, создающий  редакцию  без  образования   юридического
   лица, утверждает положение о редакции средства массовой информации
   в соответствии со статьей 22 настоящего Закона и несет всю полноту
   ответственности за содержание средства массовой информации.
       Издатель, создающий  редакцию  в  качестве  юридического  лица
   утверждает   устав  редакции  СМИ  и  (или)  заключает  договор  с
   редакцией СМИ.
       В случае  создания  издателем редакции в качестве юридического
   лица  редакция  несет  ответственность  за   содержание   средства
   массовой информации.
       Издатель вправе  обязать  редакцию  поместить  бесплатно  и  в
   указанный  срок  сообщение  или  материал  от его имени (заявление
   издателя).  Максимальный объем заявления издателя  определяется  в
   уставе редакции,  ее договоре либо ином соглашении с издателем. По
   претензиям   и   искам,   связанным   с    заявлением    издателя,
   ответственность  несет  издатель.  Если  принадлежность указанного
   сообщения или  материала  издателю  не  оговорена  редакцией,  она
   выступает соответчиком.
       Издатель не  вправе  вмешиваться   в   деятельность   средства
   массовой   информации,  за  исключением  случаев,  предусмотренных
   настоящим Законом,  уставом редакции,  договором между издателем и
   редакцией (главным редактором).
       Издатель может заключить договор о подготовке и (или)  выпуске
   зарегистрированного  им средства массовой информации с действующей
   редакцией,  являющейся юридическим лицом,  либо физическим  лицом.
   Ответственность   за   содержание  средства  массовой  информации,
   взаимные права и обязанности сторон определяются договором.
       Издатель заключает   договор  с  редакцией  средства  массовой
   информации (главным  редактором)  в  соответствии  со  статьей  22
   настоящего Закона.
       Издатель является собственником средства массовой  информации,
   то  есть  собственником  средств  его  индивидуализации (название,
   логотип,  фирменный знак и т.п.),  и  продукции  данного  средства
   массовой информации.
   
       Статью 19. Редакция
   
       Редакция осуществляет     свою    деятельность    на    основе
   профессиональной самостоятельности.
       Редакцией руководит  главный  редактор,  кандидатуру  которого
   предлагают  журналисты.   Главный   редактор   осуществляет   свои
   полномочия на основе настоящего Закона,  устава редакции, договора
   между  издателем  и  редакцией.  Главный   редактор   представляет
   редакцию в отношениях с издателем,  распространителем, гражданами,
   организациями,  органами государственной власти,  а также в  суде.
   Главный  редактор  несет  ответственность  за  содержание средства
   массовой информации.  При этом издателем и редакцией  должны  быть
   определены  тематика  и  основные требования к содержанию средства
   массовой информации.
       Редакция является  собственником  продукции  данного  средства
   массовой информации на стадии ее выпуска  в  свет  (готовый  номер
   периодического  печатного  издания  или аудиовизуальной программы,
   передаваемый для тиражирования или трансляции).
       Если редакция   является   юридическим  лицом  и  регистрирует
   средство массовой информации, она является издателем.".
       15. В статье 20:
       часть первую  после  слов  "массовой   информации"   дополнить
   словами "образуемой в качестве юридического лица";
       часть первую  после  слова   "учредитель"   дополнить   словом
   "редакции";
       в подпункте первом части второй  слово  "учредителя"  заменить
   словом "издателя";
       исключить подпункт четвертый части второй;
       изложить подпункт пятый части второй в следующей редакции:
       "порядок ликвидации или реорганизации редакции,  изменения  ее
   организационно-правовой формы;";
       исключить из статьи части третью, четвертую, пятую.
       16. Исключить статью 21.
       17. Статью 22 изложить в следующей редакции:
   
       "Статья 22. Договор между издателем и редакцией
   
       В договоре  между  издателем (издателями) и редакцией средства
   массовой информации, в частности, определяются:
       взаимные права,   обязанности,    ответственность,    основные
   требования    к    содержанию    средства   массовой   информации,
   производственные, имущественные и финансовые отношения между ними;
       образование фондов и возмещение убытков;
       обязательства издателя     по      обеспечению      надлежащих
   производственных   и   социально-бытовых  условий  жизни  и  труда
   сотрудников редакции;
       ответственность сторон    по    выпуску    средства   массовой
   информации;
       основания и    порядок    приостановления    или   прекращения
   деятельности средства массовой информации;
       передача и   (или)   сохранения   права   на   название,  иные
   юридические  последствия   смены   издателя,   изменения   состава
   издателей, прекращения деятельности средства массовой информации;
       процедура разрешения споров между ними.
       18. В  части  второй  статьи  23 слово "учреждаемые"  заменить
   словом "создаваемые".
       19. В   подпункте   втором   части   первой  статьи  27  слова
   "учредитель    (соучредители)"    заменить    словами    "издатель
   (издатели)".
       20. Статью 29 исключить.
       21. В статье 35:
       в абзаце   четвертом    статьи    35    слова    "учредителями
   (соучредителями)"    заменить   словом   "издателями",   а   слова
   "государственные органы" заменить словами "органы  государственной
   власти и местного самоуправления";
       дополнить статью   абзацами   пятым   и   шестым    следующего
   содержания:
       "Средства массовой информации,  финансируемые из  федерального
   бюджета,  обязаны  предоставлять  время  и  место  для выступлений
   депутатов Государственной Думы  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,   членов   Совета   Федерации   Федерального   Собрания
   Российской Федерации,  членов Правительства Российской Федерации в
   соответствии  с  Законом Российской Федерации "О порядке освещения
   деятельности  органов  государственной  власти  в  государственных
   средствах массовой информации".
       Субъекты Российской  Федерации  вправе  законодательно  ввести
   аналогичную  норму для средств массовой информации,  финансируемых
   из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
       22. Абзац  третий части первой статьи 36 дополнить после слова
   "телепрограмм" словами - "в сутки".
       23. В статье 37:
       Часть вторую изложить в следующей редакции:
       "Распространение выпусков    специализированных    радио-    и
   телепрограмм эротического характера  без  кодирования  сигнала  не
   допускается.";
       дополнить статью четвертой частью следующего содержания:
       "В случае  нарушения  части  второй  настоящей  статьи  орган,
   регистрирующий средство массовой информации,  обязан в  письменной
   форме  предупредить  средство массовой информации о недопустимости
   нарушения настоящей статьи.  Повторное  нарушение  влечет  изъятие
   свидетельства о регистрации.".
       24. Дополнить статью 41 частями третьей и четвертой следующего
   содержания:
       "Издатель (редакция) средства  массовой  информации  не вправе
   разглашать имя автора материала,  опубликованного анонимно или под
   псевдонимом без согласия на  то  автора,  за  исключением  случая,
   когда  соответствующее  требование  поступило  от  суда  в связи с
   находящимся в его производстве делом.
       Редакция средства  массовой информации не вправе вмешиваться в
   личную жизнь граждан,  предавать гласности личные письма и  другие
   документы, без разрешения их владельца или его наследников.".
       25. Часть первую статьи 43 изложить в следующей редакции:
       "Гражданин вправе    потребовать    от   издателя   (редакции)
   опровержения не соответствующих действительности и,  в том  числе,
   порочащих   честь,  достоинство  и  деловую  репутацию,  сведений,
   которые были распространены в данном средстве массовой информации.
   Такое  право  имеют также законные представители гражданина,  если
   сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.
       Юридическое лицо  вправе  потребовать  от  издателя (редакции)
   опровержения  не   соответствующих   действительности,   порочащих
   деловую репутацию,  сведений, которые были распространены в данном
   средстве массовой информации.
       Если редакция  средства  массовой  информации  не  располагает
   доказательствами  того,  что  распространенные  в   нем   сведения
   соответствуют действительности,  она обязана опровергнуть их в том
   же средстве массовой информации.".
       26. В статье 44:
       дополнить статью четвертой частью следующего содержания:
       "Редакция средства     массовой     информации    не    вправе
   комментировать опровержение в том  же  номере  (выпуске)  средства
   массовой информации, в котором оно опубликовано.";
       часть пятую считать шестой и изложить ее в следующей редакции:
       "В случае  отказа  в  опровержении  редакция средства массовой
   информации  обязана  в  течение  десяти  дней  со  дня   получения
   требования  об  опровержении  либо  его текста уведомить об этом в
   письменной форме заинтересованных  гражданина  или  организацию  с
   указанием оснований отказа.";
       дополнить статью седьмой частью следующего содержания:
       "Опровержение не  соответствующих действительности и порочащих
   честь,  достоинство  и  деловую  репутацию  сведений  в  отношении
   кандидата  на выборную должность в органы государственной власти и
   органы местного  самоуправления,  которые  были  распространены  в
   данном   средстве   массовой  информации  в  период  избирательной
   кампании,  должно  последовать  в  очередном,  после   поступления
   требования  об  опровержении,  номере  (выпуске) средства массовой
   информации,  независимо от периодичности  его  выхода  в  свет.  В
   случае отказа в опровержении редакция средства массовой информации
   обязана в течение  одного  дня  после  поступления  требования  об
   опровержении  либо  его  текста  уведомить  об отказе в письменной
   форме заинтересованных  гражданина  или  организацию  с  указанием
   оснований отказа.".
       27. Часть третью статьи 46 изложить в следующей редакции:
       "Ответ редакции  на  ответ гражданина или организации не может
   быть помещен в том же  выпуске  средства  массовой  информации,  в
   котором публикуется ответ гражданина или организации.".
       28. Дополнить статью 48 частью шестой следующего содержания:
       "Редакция средства массовой информации может быть лишена права
   аккредитации  своих  журналистов,  если   она   нарушила   правила
   аккредитации, либо журналисты редакции неоднократно распространяли
   сведения,  не соответствующие действительности и порочащие деловую
   репутацию    аккредитовавшей    журналистов    организации,    что
   подтверждено вступившим в законную силу решением  суда.  Срок,  на
   который редакция лишается права аккредитации своих журналистов, не
   может превышать шести месяцев.".
       29. В статье 56 исключить слово "Учредители".
       30. В статье 57:
       подпункт третий изложить в следующей редакции:
       "3) если они содержатся  в  ответе  на  запрос  информации,  в
   официальных  документах  органов  государственной  власти,  других
   организаций, либо в материалах их пресс-служб;";
       подпункт четвертый изложить в следующей редакции:
       "4) если  они являются дословным воспроизведением  законченных
   по   смыслу   фрагментов   выступлений   депутатов  на  заседаниях
   Государственной Думы Федерального Собрания  Российской  Федерации,
   либо  выступлений  членов  Совета  Федерации  на заседаниях Совета
   Федерации Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  а  также
   официальных  выступлений  должностных  лиц органов государственной
   власти,  других   организаций   при   непременном   условии,   что
   воспроизведенные фрагменты не искажают сути выступления.".
       31. В статье 58:
       абзац первый изложить в следующей редакции:
       "Ущемление свободы    массовой     информации,     то     есть
   воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан,
   должностных  лиц  органов  государственной  власти  и  организаций
   законной  деятельности  издателей,  редакций  и  распространителей
   средства массовой информации,  а также журналистов,  в  том  числе
   посредством:";
       в абзаце десятом исключить слово "учреждений".
       32. В статье 60:
       в абзаце   втором   слово   "учреждении"    заменить    словом
   "регистрации";
       в абзаце пятом слово "деятельности" заменить словом "выпуска".
       33. Дополнить Закон статьей 63 следующего содержания:
   
       "Статья 63. Переходные положения
   
       1. Свидетельства о регистрации  средств  массовой  информации,
   выданные  до  вступления  настоящего  Закона  в  силу,  не требуют
   обязательной перерегистрации.  Учредители данных средств  массовой
   информации   приобретают  статус  издателя  и  несут  всю  полноту
   ответственности, предусмотренной настоящим Законом как издатели.
       2. Учредители   средств  массовой  информации,  не  являющиеся
   юридическими лицами,  в течение года со дня вступления в  действие
   настоящего  Закона  обязаны  зарегистрироваться  и определить свой
   организационно-правовой  статус  в   соответствии   с  Гражданским
   кодексом   с   последующей   перерегистрацией   средства  массовой
   информации в соответствии с настоящим Законом.
       3. Редакции   средств   массовой   информации,  не  обладающие
   свидетельством о  регистрации  средства  массовой  информации,  но
   являющиеся  юридическим лицом и фактически самостоятельно издающие
   и  финансирующие  выпуск  средства  массовой  информации,   вправе
   перерегистрировать данное средство массовой информации совместно с
   его учредителем и стать одним из издателей.  Размер долей  (акций)
   каждого  соиздателя  определяется  по  их соглашению учредительным
   договором.
       4. Учредители  средств массовой информации,  не желающие брать
   на себя функции  издателя  в  соответствии  с  настоящим  Законом,
   вправе  передать эти функции редакции средства массовой информации
   с последующей его перерегистрацией.
       Права учредителя  средства  массовой  информации не способного
   выполнять  функции  издателя,  определенные   настоящим   Законом,
   переходят  к  редакции  данного  средства  массовой  информации  в
   случае,  если последняя готова взять на себя функции  издателя,  с
   последующей перерегистрацией средства массовой информации.
   
       Статья 2.  О порядке вступления в силу настоящего Федерального
   закона
   
       Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
   официального опубликования.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                     К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
               "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
   
       Закон Российской Федерации "О средствах  массовой  информации"
   был  принят  в  1991 году и справедливо считается правовой основой
   свободы слова в  России  и  одним  из  немногих  законов,  реально
   действующих  в  информационной  сфере.  И  вместе  с тем,  назрели
   некоторые изменения,  вызванные как переменами  на  информационном
   рынке, так и развивающимся законодательством.
       Ныне действующий Закон РФ "О  средствах  массовой  информации"
   плохо вписывается в рыночные отношения, ряд его статей оказались в
   противоречии  со  статьями  нового  Гражданского   кодекса.   Так,
   например,   отсутствие  в  законе  понятия  "собственник  средства
   массовой   информации"   приводит   к   многочисленным   тупиковым
   конфликтным   ситуациям.   Реальные   отношения  собственности  на
   средство  массовой  информации  между  учредителем,  редакцией   и
   издателем практически не регулируются.
       Институт учредителя   СМИ   вообще   лишнее   звено   в   этом
   треугольнике.  По  действующему  закону учредитель вообще не несет
   никакой ответственности за СМИ,  не имеет никаких обязанностей,  в
   том  числе  и  финансовых,  но обладает правами назначать главного
   редактора, прекращать или приостанавливать деятельность СМИ и т.д.
       Исторически, введение института учредителя СМИ, возможно, было
   оправдано на переходный период от административных форм управления
   СМИ.   Однако,   сегодня   этот   институт  нуждается  в  коренной
   трансформации.
       Законопроект предлагает  исключить  институт  "учредителя СМИ"
   (тем более,  что Гражданский кодекс использует это понятие в  ином
   смысле)   и  ввести  институт  издателя  (историческая  традиция),
   который   обладает   свидетельством   о   регистрации,    является
   собственником   и   несет   всю   полноту   материально-финансовой
   ответственности, выполняет все вытекающие из понятия собственности
   распорядительные  функции:  размещение  заказа  на  изготовление и
   распространение,  а  также  определение  тиража   (что  в   ст. 28
   действующего закона предписано главному редактору,  не являющемуся
   собственником) и т.д.
       Введя институт   собственника   СМИ   и   защитив  его  права,
   законопроект  в   новых,   рыночных   условиях   решает   проблему
   независимости СМИ. Очевидно, что независимость СМИ от собственника
   возможна лишь в тех  пределах,  которые  оставляет  договор  между
   собственником - издателем  и   редакцией.  При  этом  законопроект
   предлагает обязательные для договора положения,  которые  призваны
   ограничить  возможный  произвол  собственника  СМИ  по отношению к
   редакции. Одновременно законопроектом предусмотрено право редакции
   СМИ самой быть издателем и,  соответственно, собственником данного
   СМИ.
       Рыночные условия,  в которых ныне функционируют СМИ,  породили
   монополизацию средств массовой информации,  когда в руках крупного
   капитала,  финансово-промышленных  групп  сосредотачиваются теле-,
   радиоканалы и печатные  периодические  издания,  обслуживающие  их
   экономические и политические цели. По сути уже зародился новый тип
   цензуры, реально угрожающий свободе и объективности информации.
       Барьеры на   пути   монополизации  СМИ  поставлены  во  многих
   развитых  странах.  Во  Франции   ограничен   предельный   уровень
   концентрации  тиража ежедневных органов печати в руках одного лица
   или группы лиц.  В США действует "4  нельзя",  в  которые,  помимо
   ограничения  концентрации  общего  тиража  в  одних руках,  входит
   невозможность  одному  лицу  или  группе  лиц   быть   владельцами
   телеканала  и  ежедневной  утренней  газеты  одновременно,  нельзя
   владеть одновременно радиоканалом и газетой,  распространяемыми на
   территории,  совпадающей  более  чем  на 30%,  нельзя одновременно
   владеть теле- и  радиоканалом  с  совпадающим  более  чем  на  30%
   вещанием.
       Подобные ограничения вводятся законопроектом и для  российских
   издателей.
       Требуются законодательные   ограничения   и   на   издание   и
   финансирование  российских средств массовой информации зарубежными
   гражданами и организациями.
       Свобода средств массовой информации должна быть законодательно
   уравновешена ответственностью за публикуемую информацию. В связи с
   этим  законопроектом  предлагаются  поправки,  позволяющие создать
   более четкий баланс между свободой прессы  и  ее  ответственностью
   перед читателем. В частности, законопроект предлагает ввести новую
   статью "Приостановление и прекращение  выпуска  средства  массовой
   информации",  которая  даст возможность за неоднократные нарушения
   редакциями Закона РФ "О средствах массовой информации" в  судебном
   порядке   приостанавливать  деятельность  по  выпуску  газеты  или
   журнала.  Такая норма заставит редакции ответственнее относиться к
   публикуемым  ими  материалам.  Причем законопроект предусматривает
   также право любой организации,  гражданина, органов прокуратуры, а
   не  только  Роскомпечати  РФ и регистрирующему органу обращаться с
   иском в суд по  поводу  нарушения  средством  массовой  информации
   Закона РФ "О средствах массовой информации".
       Предлагается ряд  поправок  в  статьи,  регулирующие   порядок
   публикации  опровержений.  В частности,  необходимо законодательно
   прекратить практику редакций, которые одновременно с опровержением
   публикуют  его  комментарий.  При  этом  редакционный  комментарий
   зачастую высмеивает или "опровергает опровержение", публикуемое по
   решению   суда.   В  законопроекте  предлагается  также  поправка,
   согласно которой редакция  обязана  печатать  опровержение  в  том
   случае,  если  опубликованы недостоверные сведения,  независимо от
   того,  опорочены ли честь и достоинство того или  иного  человека,
   организации  и  т.д.  Закон должен поставить барьер дезинформации,
   непроверенным  фактам:  общество  имеет  право   на   достоверную,
   объективную информацию.
       Предусмотренные Законом РФ "О средствах  массовой  информации"
   сроки публикации опровержения в целом являются оптимальными. А вот
   срок ответа редакции в случае отказа опубликовать опровержение был
   необоснованно    растянут    до    одного   месяца,   законопроект
   предусматривает сокращение этого срока до 10 дней.
       В период  избирательных  кампаний,  когда  публикация в прессе
   порочит честь и достоинство кандидата на выборную должность,  срок
   публикации   опровержения   должен  быть  сокращен,  как  и  время
   рассмотрения в судах исков по защите чести и  достоинства.  Именно
   поэтому  предлагается  новая  редакция  статьи  44  Закона  РФ  "О
   средствах массовой информации".
       Одновременно в  пакете с данным законопроектом вносится проект
   Закона  "О  внесении   дополнений   в   статью   99   Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР".
       Часть поправок,  предусмотренных данным законопроектом,  носит
   редакционный,     уточняющий    характер.    Они    не    являются
   концептуальными,   но   необходимы,   поскольку   либо   исключают
   несуществующие   ныне   названия   организаций,   либо   учитывают
   формулировки Законов РФ, принятых в последние годы.
       В целом  законопроект  призван,  с  одной  стороны более четко
   защитить независимость средств массовой информации,  с  другой,  -
   привести  в  равновесие  свободу СМИ и их ответственность за слово
   перед обществом.
       Законопроект прошел правовую экспертизу. Все замечания Правого
   управления учтены в представленном тексте законопроекта.
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz