ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 декабря 1999 года
Дело N 6-Г99-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 28 декабря 1999 г. материал
по заявлению К. и ООО "Русвтормет" о признании недействительным
Закона Рязанской области N 45-ОЗ "О деятельности по заготовке,
переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов"
по частной жалобе К., общества с ограниченной ответственностью
"Русвтормет" на определение Рязанского областного суда от 17
ноября 1999 года, которым в принятии заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя К. и ООО "Русвтормет"
Чичканова П.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
К. и ООО "Русвтормет" обратились в суд с заявлением о признании
недействительным Закона Рязанской области "О деятельности по
заготовке, переработке и реализации лома и отходов цветных и
черных металлов", ссылаясь на то, что он противоречит Конституции
Российской Федерации и федеральным законам.
Определением Рязанского областного суда от 17 ноября 1999 года
в принятии заявления отказано в связи с тем, что оно не подлежит
рассмотрению в судах.
В частной жалобе К. и ООО "Русвтормет" ставят вопрос об отмене
данного определения, как постановленного с нарушением норм
процессуального и материального закона.
Обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия Верховного
Суда находит ее подлежащей удовлетворению.
Отказывая в принятии заявления, суд сослался на пункт 3
постановления Конституционного Суда от 16.06.1998 N 19-П "По делу
о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции
Российской Федерации", указывающий на то, что суды общей
юрисдикции не наделены полномочиями по проверке и признанию
утратившими юридическую силу законов и иных нормативных актов ниже
федеральных законов, перечисленных в п. п. "а" и "б" части 2
статьи 125 Конституции Российской Федерации. Такие полномочия
могут быть установлены федеральным конституционным законом.
Поскольку обжалуемый заявителями Закон Рязанской области относится
к числу законов, перечисленных в статье 125 Конституции РФ,
федерального конституционного закона, наделяющего суды общей
юрисдикции полномочиями по проверке таких законов, не имеется, и
потому суд отказал в принятии заявления.
С такой позицией суда согласиться нельзя.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(пункт 4 статьи 27), вступившим в силу 19 октября 1999 года,
предусмотрено право на обжалование в судебном порядке законов
субъекта Российской Федерации, правовых актов органов
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации, правовых актов органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовых
актов их должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и
гражданина, права общественных объединений и органов местного
самоуправления.
При таких обстоятельствах суд был не вправе отказывать в
принятии вышеуказанного заявления и поэтому определение суда
подлежит отмене.
Руководствуясь п. 2 ст. 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение Рязанского областного суда от 17 ноября 1999 года
отменить, передать вопрос на новое рассмотрение в тот же суд.
|